Правомерное и противоправное поведение. Конспект урока по обществознанию: "Правомерное поведение" Вопросы для самопроверки



Запишите слово, пропущенное в таблице

ВИДЫ НОРМ

Нормы права

ПРИЗНАКИ

Общеобязательный характер, существуют в письменной форме, созданы государством.

Возникают стихийно в процессе практической деятельности людей, санкции устанавливаются обществом, основные понятия «добро» и «зло»

Нормы морали


Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма»

  • установлена государством,
  • имеет письменную форму
  • является совокупностью представлений о добре,
  • общеобязательна,
  • возникла стихийно в процессе общественной практики.

  • Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.


Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определённость,

точность, завершённость.

Б. Практическое значение права состоит в защите

прав человека.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

  • Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?
  • Какие правовые знания нам нужны?
  • Кого можно назвать правокультурным человеком?

В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона.



Уровни правосознания

Научное правосознание

Профессиональное правосознание

Обыденное правосознание


Структура правосознания

Правосознание

Знание права

Правовая идеология

Правовая психология

Правовая установка


ЗНАНИЕ ПРАВА

  • нормы Конституции РФ
  • важные Федеральные законы
  • положения отраслевых кодексов
  • понимание сущности правовых

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ это чувства и эмоции, в которых выражается отношения к праву и законам

Оценка права


ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей

Справедливость

Охрана права

Цель права




ПРАВОСОЗНАНИЕ

Индивидуальное

Групповое

Общественное



ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как:

совестливость

чувство собственного достоинства

честность

справедливость




Функции правовой культуры

Познавательная

Нормативно-ценностная

Функции правовой культуры

Коммуникативная

Прогностическая

Регулятивная


Система правового воспитания

Идеи и ценности

современной правовой культуры



Признаки правомерного поведения

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами;
  • правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения.

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно?

  • Боязнь наказания?
  • Личные убеждения?
  • Привычка?

Виды правомерного поведения

Виды правомерного поведения

Социально активное

Маргинальное

Конформистское


Система правового воспитания

Идеи и ценности

современной правовой культуры


цель: Обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Учитель Степанова Марина Олеговна, г. Симферополь

Тема: Правомерное поведение и правонарушение.

Цель : обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Задачи урока : 1.Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения, как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права.

2 .Формирование навыков работы с информацией, умение правильно организовывать информационный процесс.

3 . Воспитание негативного отношения к противоправному поведению представления о неотвратимости наказания за совершение правонарушений.

Основные понятия : правомерное поведение, правонарушение.

Метод проведения : Беседа с элементами мозговой атаки.

Оборудование : Конституция РФ, выставка тематической литературы, записанный эпиграф к уроку: «В беду падают, как в пропасть, внезапно, а к преступлению сходят по ступенькам» - А.А. Бестужев-Марлинский.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель, приветствуя класс. Я рада видеть вас на уроке правоведения. Хочу напомнить - 45 минут - это не только вопросы - ответы - отметка в дневнике. Это 45 минут из вашей жизни. Проведите их содержательно, с пользой для себя и творчески.

II. Проверка знаний и умений .

1) Заполнить таблицу «Систематизация законодательства».

2) Выполните задание. Дано: право, закон, законодательство. Вставьте соответствующее слово:

Система... является внешним проявлением..., то есть... - это внешние проявление....

3) Укажите верное уравнение:

1. Законы = подзаконные акты + нормативные акты.

2. Подзаконные акты = законы = нормативные акты.

3. Нормативные акты = законы - подзаконные акты.

4) Решите кроссворд. Слова на букву «3»:

1) нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу;

2) документ, предшествующий принятию закона;

3) система всех нормативно - правовых актов государства.

(выполнить на доске)

5) Прокомментируйте афоризмы:

1. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» - Цицерон.

2. «Душа государства - закон, поскольку, как тело, лишенное души, гибнет, так и государство, если в нем нет закона - разрушается» - Демосфен.

6. Фронтальный опрос.

Повторим понятия: закон - это...;

верховенство закона - это...;

законодательство - это...;

законодательная власть - это...;

законодательная инициатива - это...;

Вопросы:

1) назовите законодательный орган в РФ

2) согласны ли вы с суждением: «В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом»?

Аргументируйте

Подведение итогов опроса, оценивание итогов.

III. Изучение нового материала .

Учитель: Ежедневно мы смотрим телепередачи, читаем периодические издания: «В городе обезврежена банда, разбойничавшая более двух лет», «Кровавый металл», «Смерть в Нирване», «Криминальный профессионализм» ... (название статей зачитывается из газетных подборок). Доминирует (как вчера, позавчера, еще будет долго) одна тема: закон, право, правовое государство. И, пожалуй, один из проблемных вопросов - правомерное поведение и правонарушение.

Давай задумаемся, как соприкасается право с конкретной жизнью?

Почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания?

Чем объяснить, что преступной среде есть люди случайные и те, кто живет только на средства, добытые преступным путем?

Почему среди них есть выходцы из бедных слоев населения и люди «благородного» происхождения?

Об этом - тема сегодня: «Правомерное поведение и правонарушение». Цели урока (кратко назвать).

В связи со сложностью поставленных вопросов, я приглашаю вас быть не просто слушателями, а соавторами урока, помогая мне в исследовании проблемы.

Мы уже обратили внимание на огромный печатный материал, который затрагивает поступки людей и возмущает все общество. Как правило, эти события оцениваются с морально-этической точки зрения - что полезно или вредно для общества.

Право рассматривает события или поведение человека с позиции, соответствует ли оно положению действующего законодательства или нет.

Давайте подумаем над определением понятий «правомерное поведение» и «правонарушение» (при необходимости учитель корректирует, записываем в рабочих тетрадях).

Учитель: Как вы считаете: правонарушение - явление нового времени, или всякому обществу присущее, не зависящее от государственного устройства? (вспомним историю: Древний Рим, Библия, «Русская правда», Законы XII таблиц (451 - 450 гг. до н.э.)).

Характерно и то, что каждая эпоха имела свое представление о правонарушениях (в XVI в. торговля наркотиками не считалась преступлением, зато любые высказывания против господствующей католической религии вело «еретиков» на костер). Исходя из чтения газет, просмотра телепередач, жизненных наблюдений, как вы полагаете, в чем причина правонарушений?

1) Опишите реальную ситуацию, где представлено правонарушение. - 1 минута.

2) Какие социальные нормы нарушены:

A. Учащийся 9-го класса Андрей В. не уступил место в троллейбусе женщине с маленьким ребенком на руках;

Б. Вступающие в брак М. и К. пренебрегли просьбой родителей перед регистрацией брака соблюсти церемонию сватания невесты;

B. Рабочий овощной базы А. совершил хищение нескольких ящиков овощей.

3) Учащиеся 9-го класса Иванов, Петров, Сидоров, сидя у своего дома вечером, увидели незнакомого парня, их ровесника. Иванов предложил «проучить» «чужого», чтоб не приходил на их территорию. Петров колебался, Иванов настаивал, Сидоров отказался.

Ваши действия в данной ситуации? Как бы вы решили проблему?

(Может быть шутка ослабит напряжение; толково аргументировать - решит исход ситуации).

4) Начертим таблицу и по мере изучения материала заполним ее.

Правонарушения

Виды:

Проступки (гражданские, админ., дисциплинарные) Преступления (уголовные правонарушения)

Признаки:

Виновное, противозаконное поведение, посягающее на интересы общества, личности, государства, влекущие за собой применение мер общественного воздействия или государственного принуждения

Элементы:

Субъект - лицо, способное нести юридическую отвественность.

Объект - материальные и нематериальные блага, в отношении которых совершено виновное противоправное действие или бездействие. Объективная сторона - противоправное действие, вредность или опасность.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к своему противоправному действию

Учитель: Итак, вывод: с точки зрения права, правонарушение - это... (проявление произвола, пренебрежение к правилам, принятым и установленным государством для поддержания социального порядка и обеспечения прав граждан).

С социальной точки зрения правонарушение - поступок, наносящий вред интересам отдельных граждан или юридических лиц, или интересам всего общества.

Что, по-вашему, является основанием для привлечения лица, совершившего правонарушение, к ответственности?

Но при совершение действия (бездействия) проявляется психическое отношение к осуществлению этих действий (бездействий) и их последствиям. Это психическое отношение - вина лица в противоправном поступке - признак правонарушения (запись в таблице).

Вина в совершение действия правонарушения может быть умышленной или неосторожной (подумаем над примерами):

1) ученик 9-го класса после уроков решил выяснить отношение с одноклассником, толкнул его.

Последний, падая, ударился головой о ступеньку получил сотрясение мозга;

2) ученик бежал по лестнице, на повороте сбил другого. От удара головой получил сотрясение мозга.

Проанализируйте ситуации.

Кроме совершения противоправного действия (бездействия), основанием для привлечения лица к ответственности необходим субъект (работаем с учебником «Обществознание.» под ред Л.Н. Боголюбова)

Что такое юридическая ответственность?

Назовите виды юридической ответственности?

Положения об ответственности содержатся и в Конституции РФ:

Закрепляет личный характер ответственности.

А кто отвечает, если противоправное действие совершено несовершеннолетним?

- «презумпция невиновности»

Как вы это объясните?

Ответственность должна основываться только на законе.

Какой вывод можем сделать в отношении ответственности за противоправное поведение?

Представьте, что вы - супер существо из какой-то далекой планетной системы и ваш звездочет приближается к Земле. Показания ваших Энергетических зондов свидетельствует о том, что эта планета слишком молода и не обладает высокоразвитой цивилизацией.

Все живые существа окружены жизненной аурой, которую способны улавливать другие живые существа. Приблизившись к Земле, вы настраиваетесь на ее ауру. Вас поражает ее жизненная сила. Существами на этой планете движет невероятное желание выжить. Но вот корабль подлетает к Земле ближе, и вы начинаете ощущать странную беспокойную вибрацию - этакий космический аналог неприятного запаха. Это означает, что некоторые из наиболее высокоразвитых обитателей планеты одержимы также огромным желанием повелевать. Аура планеты дышит трагедией. Неделю спустя заканчивается ваше исследование бело-голубого шара и результаты его подвергают вас в уныние. Существа, населяющие ваш родной дом, очень благоразумны, благожелательны, поступки их всегда осознаны и мотивированы. Конфликтных ситуаций здесь практически не бывает. Однако жизнь обитателей этой планеты перебывает в состоянии непрерывного кризиса. Многие ее существа достигли высокой степени интеллектуального развития, и это объясняет технические достижения земной цивилизации. Но даже они не смогли повиноваться воле разума. Они знают, что такое здравы смысл, но относятся к нему с недоверием. Слишком много времени тратят на то, чтобы учиться на собственном опыте. К тому же жизнь этих созданий так коротка (менее столетия) ... Едва они начинают постигать высшую премудрость жизни, как их способности угасают.

Но еще большее беспокойство вы ощутили, ознакомившись с историческими источниками и узнав о присущей человечеству жестокости. Оказалось, вся человеческая история состоит из войн, революций, кровавых боен. Значительное количество лидеров не испытывает никаких социальных обязательств по отношению к своим соплеменникам и тратит все силы на их преследование и уничтожение.

Вы - в роли супер существа с неограниченными возможностями. В ваших силах сделать все, чтобы положительно повлиять на жизнь человеческих существ, поднять их на более высокую ступень развития сознания.

Итак, что бы вы сделали, чтобы изменить к лучшему их теперешнее состояние?

Вношу несколько предложений.

К примеру, вы, будучи всемогущим, видите, что одной из наиболее важных проблем человечества является преступная деятельность, которой занимаются гангстеры, наживаясь на продаже наркотиков и сбывая их террористам. Тем, в свою очередь, ничего не стоит взорвать самолет, полный нив чем не повинных пассажиров. Существуют также убийцы, которые выбирают жертву случайно, в основном женщин или детей, мучают и убивают их. Их аура имеет кроваво-красный оттенок. Они страдают от «личных проблем», которые так же легко ощутимы физически, как и запах тела.

Итак, перед вами поставлена проблема. Дана вводная информация. За вами - анализ, выдвижение аналогий, на ваш взгляд, решение проблемы.

Время - 5 минут. Выдвигают предложения.

Учитель систематизирует.

1. Как «супер существо» вы должны осознавать, что упрощенный подход к делу - уничтожение всех «дегенератов» - это проявление все той же преступной потребности убивать, от которой вы хотите освободить человечество.

2. Если вы считаете, что массовое уничтожение преступников не способно повысить интеллектуальный уровень человечества, как вида, то возможно, вы согласитесь с тем, что нам следует подумать о менее радикальных мерах. Например, рассмотрим социальные условия, которые продолжают преступность. (Причины экономического характера; социальные причины; обстоятельства семейного характера; причины личного характера; несовершенство действующего законодательства и т.д.)

Вывод: ожидаемый положительный результат даст только совместимое, совокупное решение экономических, социальных, нравственных, воспитательных, межнациональных, правоохранительных проблем. Для этого надо время и усилия всего общества.

IV. Рефлексия Выполнить задание 3 к параграфу (с.217).

V. Домашние задание : Параграф 19, 20, подготовить развернутый план

Конспект урока по обществознанию

10 класс

Составитель:

учитель истории и обществознания

Калинина Татьяна Андреевна

Тема урока:

«Правомерное поведение»

Цели урока:

    Раскрыть понятие правового поведения;

    Выделить основные признаки правового поведения;

    Рассмотреть состав правового поведения;

    Выявить цели правового поведения.

Задачи урока:

Образовательные:

    формирование представления у обучающихся о правовом воспитании;

    формирование представления о признаках правового поведения;

    формирование собственного взгляда о правовом поведении и его структуре.

Воспитательные:

    формирование у обучающихся научного мировоззрения о правовом воспитании;

    формирование навыков и умений работать в коллективе.

Развивающие:

    развитие у обучающихся познавательного интереса к обществознанию и праву, в частности;

    развитие у обучающихся творческих способностей;

    развитие чувства воображения.

Тип урока:

Комбинированный

Ход урока

Понятие правомерного поведения.

Правомерное поведение как один из основных видов правового поведения в научной и учебной литературе понимается в целом единообразно, хотя ему даются самые разные определения: от кратких до более или менее пространных. Не вдаваясь в их анализ, отметим, что главным для правомерного поведения, и это отмечается практически во всех определениях, является его соответствие нормам позитивного права. Учитывая данный момент, дадим следующее определение правомерному поведению: правомерное поведение – это охраняемое государством социально полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.

Правомерное поведение как вид правового поведения имеет все те признаки, которые присущи правовому поведению. Некоторые из них получили отражение и в предложенном определении. В то же время в данном определении отражены и те признаки, которые присущи только правомерному поведению. В целом, исходя из предложенного определения, можно выделить следующие основные признаки правомерного поведения.

Во-первых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, является поведением людей – индивидов или их коллективов.

Во-вторых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия.

В-третьих, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это сознательно-волевое, осознанное поведение людей.

В-четвертых, правомерное поведение – это социально полезное поведение людей . Если правовое поведение является социально значимым и может быть либо социально полезным, либо социально вредным, то правомерное поведение всегда является социально полезным. Надо заметить, что в литературе данный признак не всегда безоговорочно признается. В частности, отмечается, что поскольку правомерное поведение может быть необходимым, желательным и социально допустимым, то едва ли последнюю разновидность правомерного поведения можно считать социально полезным поведением. Так, например, говоря о правомерном поведении, А. Ф. Черданцев отмечает: «Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы – поведение правомерное, однако не общественно полезное». Разумеется, правомерное поведение не всегда приносит прямую пользу обществу, но коль скоро общество допускает такие виды поведения, как неучастие в выборах, частые браки и разводы и т. д., то их надо все-таки при-знавать социально полезными, поскольку они не причиняют вреда обществу. Как отмечает В. В. Оксамытный, «обществу, общественным интересам должно служить и быть на пользу все, что осуществляется в рамках возможного и дозволенного законом, поскольку тем самым закрепляются приоритеты правового государства». Еще определеннее по этому поводу высказывается Р. А. Рома-шов. «Применительно к социально допустимому поведению, – пишет он, – его полезность определяется безвредностью».

В-пятых, это поведение, соответствующее нормам позитивного права . Данный признак выражает саму суть правомерного поведения, в связи с чем некоторые авторы, определяя правомерное поведение, ограничиваются в основном только этим признаком. Например, М. Н. Марченко пишет: «Правомерное поведение можно определить как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права» . Действительно, если неправомерное поведение нарушает нормы позитивного права, то правомерное поведение всегда согласуется с ними, соответствует им.

В-шестых, это поведение, которое обеспечивается, охраняется государством. Как уже отмечалось, любое правовое поведение подконтрольно государству. Подконтрольность правомерного поведения состоит в том, что государство обеспечивает его, берет под свою защиту, поскольку государство заинтересовано именно в правомерном поведении.

Состав правомерного поведения.

Теперь рассмотрим состав правомерного поведения. Состав правомерного поведения это совокупность элементов, которые в своем единстве образуют (составляют) правомерное поведение . В составе правомерного поведения можно выделить четыре элемента: объект, субъект, объективную сторону и субъективную сторону, хотя некоторые авторы ограничиваются только объективной и субъективной сторонами.

Объект правомерного поведения – это то, на что направлено правомерное поведение. Как представляется, это различные материальные и нематериальные блага.

Субъектом правомерного поведения является право- и дееспособное лицо (индивиды или их коллективы), совершающее правомерные поступки.

Объективная сторона правомерного поведения характеризуется внешним проявлением правомерного поведения и выражается в правомерном действии или правомерном бездействии, а также социально полезном результате.

Субъективную сторону правомерного поведения составляют, прежде всего, психическое и духовное состояние лица, его отношение к существующим нормам права и к своему поведению, правовая оценка им своей собственной деятельности. Кроме того, к субъективной стороне правомерного поведения принято относить также цели и мотивы поведения.

Виды правомерного поведения .

Существуют различные виды правомерного поведения, которые можно выделить по следующим основаниям: по отраслевой принадлежности, по формам реализации права, по степени социальной полезности, по субъектам, по объективной стороне, по субъективной стороне.

По отраслевой принадлежности правомерное поведение можно подразделить на конституционно-правовое, административно-правовое, гражданско-правовое и т. д.

По формам реализации права, поскольку реализация права осуществляется посредством правомерного поведения, могут быть выделены такие виды правомерного поведения, как соблюдение права, исполнение права, использование права и применение права.

По степени социальной полезности правомерное поведение подразделяется на поведение необходимое, желательное и социально допустимое. Необходимое поведение обладает наибольшей социальной полезностью. Оно затрагивает жизненно важные устои общества и связано с исполнением различных обязанностей в интересах государства и общества (защита отечества, служба в армии, уплата налогов и т. д.). Желательное поведение обладает менее высокой социальной полезностью, нежели необходимое поведение, но тоже благоприятно влияет на развитие общества. Вследствие этого государство по возможности оказывает стимулирующее воздействие на данный вид правомерного поведения (поощряет научное и художественное творчество, производительный труд, развитие спорта и т. д.). Социально допустимое поведение обычно не приносит ощутимой пользы государству и обществу, но не считается и социально вредным поведением, поскольку дозволяется нормами позитивного права (например, забастовки).

По субъектам правомерное поведение можно подразделить на индивидуальное (совершается отдельными индивидами) и коллективное (совершается группой лиц или организацией).

По объективной стороне, т. е. в зависимости от внешнего проявления, правомерное поведение подразделяется на правомерные действия (активное поведение) и правомерное бездействие (пассивное поведение). Правомерные действия, с учетом волевой направленности, в свою очередь, можно подразделить на юридические акты и юридические поступки.

По субъективной стороне (преимущественно с учетом целей и мотивов поведения) правомерное поведение, как представляется, можно подразделить на маргинальное, конформистское, привычное и социально-активное. На этой классификации мы остановимся подробнее, поскольку она является основной и позволяет более содержательно охарактеризовать правомерное поведение.

Маргинальное поведение (от лат. «;line-height: 150%"> Конформистское поведение (от лат. «conformis» – подобный, сходный; согласный, сообразный) – это поведение, носящее приспособленческий, конъюнктурный характер, и связано с подражанием другим. Оно присуще лицам, которые не имеют четкой гражданской позиции и приспосабливаются к окружающим, подражают им, пытаясь заслужить их доверие или, наоборот, боясь утратить его. Это люди, которые во многом лишены индивидуальности и не имеют собственного «Я». Ведут они себя правомерно только лишь потому, что так поступают другие.

Привычное поведение (его называют также традиционным, обычным, положительным, стереотипным ) – это поведение, которое сформировалось в силу привычки действовать в соответствии с законом. Такое поведение формируется под воздействием сложившихся устоев, традиций, семейного и иного воспитания, собственного опыта, убеждения в необходимости поступать так, а не иначе. Для многих людей (в Российской Федерации – это примерно одна треть граждан) привычное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни. Вместе с тем привычное поведение имеет и негативную сторону, связанную с его определенным консерватизмом. У человека по привычке может сохраняться потребность в совершении каких-либо действий, хотя необходимость в них объективно может уже исчезнуть. Особенно это характерно для переломных ситуаций в обществе при проведении радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью.

Социально-активное поведение – это глубоко осознанное, целеустремленное поведение, связанное с уважительным отношением к праву и закону. Социально-активное поведение представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения и является самой предпочтительной его разновидностью. Оно присуще людям, обладающим четкой гражданской позицией, высокой правовой культурой, высоким уровнем правосознания, глубокой убежденностью в необходимости подчиняться требованиям права, предъявляющим строгие требования как к своему поведению, так и к поведению других. Такие люди воспринимают нормы права как необходимые и целесообразные правила поведения, выражающие их собственные взгляды, потребности и устремления.

В ряде учебников по теории государства в данной классификации выделяются и некоторые другие виды правомерного поведения. Например, одни авторы выделяют дополнительно социально пассивное и нигилистическое поведение , другие – законопослушное поведение . Думается, однако, что достаточных оснований для выделения подобных видов правомерного поведения в рассматриваемой классификации нет. Так, социально пассивное поведение перекликается с маргинальным и конформистским поведением. Нигилистическое поведение может проявлять себя как правомерное (в частности, как маргинальное или конформистское) или как неправомерное поведение. Законопослушное поведение вообще может трактоваться как правомерное поведение в целом.

Вопросы:

    Что понимается под правовым поведением?

    Существует ли различие между правовым и юридически значимым поведением?

    По каким основаниям можно классифицировать правовое поведение, и какие его виды можно при этом выделить?

Во все времена члены общества старались создать модель поведения человека, которое бы не противоречила основным нормам права.

Предпосылки правомерного поведения

Однако такие идеи не всегда воплощались в реальности, так как воспитать в человеке образцы правомерного поведения было весьма сложным. Правомерное поведение индивида и общества в целом может быть достигнуто благодаря двум составляющим элементам – правовой культуре и правовому сознанию.

Правовосознание

Правосознание представляет собой отношение человеку к праву, к юридической практике, а также к действующему законодательству. Правосознание предполагает, что каждый человек обязан знать суть действующего права, понимать необходимость принятия и выполнения законов.

Также высокий уровень правового сознания предусматривает возможную критику проектов нормативно - правовых актов, неодобрение принятых законов.

Правосознание включает в себя такие структурные элементы: правовую идеологию, знание права, правовую психологию, а также анализ поведенческих установок.

Знание права представляет собой необходимость человека знать основные положения Конституции, конституционных законов и отраслевых кодексов. Правосознание человека может быть ограничено его житейскими представлениями либо личным жизненным опытом.

Правовая культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры. В современном обществознании различают два вида правовой культуры: правовая культура личности и общества.

Правовая культура личности – это уровень знания правовой системы определенным индивидом, а также его уважительное отношение к институту права. Правовая культура личности очень тесно связана с понятием правосознания.

Это понятие включает в себя не только систему правовых знаний, но и личные предпочтения и убеждения индивида, которые позволяют сделать правильный вывод о том, какое поведение является допустимым, а какое недопустимым.

В основе понятия «правовая культура» лежит три обязательства человека: знание юридических норм, соблюдение свобод и прав других людей, выполнение обязательств, предусмотренных нормами права.

Правовая культура общества – это реально достигнутый уровень правосознания общественности, а также ее правовая активность.

Правовая культура общества проявляется в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также должностных лиц. Именно по уровню эффективности их работы можно судить о том, настолько в обществе развита правовая культура.

В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс

ТЕМА:

« ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

2015 – 2016 учебный год.

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

ХОД УРОКА

Вводная часть. (слайд 2)

Ответы на вопросы:

В чем причины отклоняющегося поведения?

В чем особенности правонарушения?

В чем различие между проступком и правонарушением?

В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала. (слайд 3)

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

2. Учитель:

Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

(учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

3. Работа в тетрадях. (слайд 4)

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. (слайд 5)

4. Учитель:

Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

Предлагаются 2 ситуации (мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

с. 225(мет). (слайды 6,7,8)

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

5. Учитель:

Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

Вопросы:

Какое поведение называют правомерным?

(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

(слайд 10)

Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля»

Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. (слайд 11)

Итог урока.

Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предпосылки правомерного поведения

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний? «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований» Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь» «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»

Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

Домашнее задание Пар. 29, с. 326. Документ и задания к нему.