Нужно ли удостоверение гражданскому персоналу министерства обороны. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава - военнослужащих.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации состоит из лиц, занятых работой по трудовому договору. Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не относится к государственным гражданским служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с бюджетным учреждением Минобороны РФ, воинской частью (организацией) в соответствии с трудовым законодательством. Их труд оплачивается в настоящее время на основании Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту Положение о системе оплаты труда гражданского персонала). Эта часть гражданского персонала не однородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих.

Гражданский персонал трудится не только на территории России, но и за границей при дислокации воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вне пределов ее территории. Вопрос регулирования труда указанных граждан актуален не только в связи с ведомственным правовым регулированием труда гражданского персонала, направляемого на работу, например, в дипломатические представительства России либо в представительства федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации за границей (ст. 349 ТК РФ). Он приобрел особую значимость в настоящее время, когда расширяется военное присутствие России в странах постсоветского пространства. Данные объективные процессы вызывают необходимость применения в дислоцированных вне пределов России воинских частях труда гражданского персонала, комплектуемого из числа, как граждан России, так и иностранных граждан (лиц без гражданства). Эти воинские части не относятся к представительствам Министерства обороны Российской Федерации или государственным учреждениям Российской Федерации по определению (ст.ст. 55 и 120 ГК РФ), что не позволяет на их работников распространить нормы гл. 53 ТК РФ.

Привлечение граждан Российской Федерации для работы вне места их постоянного жительстваданном случае - за границей) в указанные воинские части соответствует положениям ст. 64 ТК РФ, гарантирующим каждому право на труд вне зависимости от места жительства. Исходя из общепризнанных принципов международного права в процессе трудовой деятельности таких граждан в этих воинских частях они не выбывают из юрисдикции России, поскольку их правомерное нахождение на территории иностранного государства в составе воинского контингента определяется международным договором. На этом основании их трудовые отношения с воинской частью регулируются ТК РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. № 1122 (объявлено приказами министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2002 г. № 315 и от 14 октября 2003 г. № 363) гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и военных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на арендуемом у Казахстана космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, предусмотрены повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и иные льготы.

Нормы трудового права России также распространяются на находящихся в плавании работников - членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота и при выполнении ими трудовых обязанностей на других военных кораблях, плавающих в открытом море под Андреевским флагом.

Находящиеся за рубежом воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации вправе привлекать к работе граждан страны пребывания, если иное не установлено международными договорами России. Такими договорами должен решаться вопрос и о распространении на них действия национального или российского законодательства о труде Увольнение гражданского персонала по сокращению численности или штата. Актуальные вопросы В.И. Ковалев. // Право в ВС. 2012. № 2..

В Вооруженных Силах Российской Федерации Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с последующими изменениями) распространяется на гражданских служащих центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации (под центральными органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации понимаются органы военного управления, установленные Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. № 725с).

С учетом особого правового статуса лиц, занимающих должности государственной гражданской службы, особенности оплаты их труда на соответствующих должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации рассматриваются в настоящем издании в той части, в которой они не урегулированы вышеназванным Федеральным законом;

в) из лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу. На работников, заключивших в порядке прохождения этой службы трудовой договор о работе в военных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными не только для этой службы, но и для труда гражданского персонала этих организаций. На 2008 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2007 г. № 137 были утверждены перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Так, в Министерстве обороны Российской Федерации предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы в ФГУП «28-й военный завод», в ФГУП «30-й, 82-й судоремонтный заводы», « ФГУСП Северного флота «Североморец».

Таким образом, граждане, осуществляющие в период альтернативной гражданской службы трудовую деятельность в организациях Министерства обороны Российской Федерации, одновременно состоят в служебно-правовых, а также в трудовых отношениях и непосредственно связанных с ними отношениях (ст. 1 ТК РФ).

Вместе с тем, для правового положения работников, направленных на работу в порядке указанной службы, характерны различные правовые ограничения, не свойственные труду гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, они не вправе: расторгать трудовой договор по собственной инициативе (ст. 80 ТК РФ), занимать руководящие должности и работать по совместительству в сторонних организациях, принимать участие в мероприятиях, связанных с приостановлением деятельности организации, предпринимать иные действия и заниматься деятельностью, предусмотренной ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ. Некоторые установленные законом периоды нахождения этих граждан в трудовых отношениях (например, связанные с прогулом, арестом, произведенным в порядке уголовного либо административного наказания, появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др.) могут не засчитываться в срок несения альтернативной гражданской службы. Особый порядок предусмотрен и для расторжения с указанными гражданами трудового договора.

Для начала следует прояснить, кого называют гражданским персоналом? Все просто – в каждой армии существуют специалисты, профессиональная деятельность которых состоит из обеспечения боевой готовности личного состава Российской армии. Ими являются:

  • связисты;
  • водители транспортных средств;
  • повара и другие работники кухни;
  • кладовщики, подсобные рабочие, работники склада;
  • секретари, бухгалтеры, экономисты, делопроизводители;
  • психологи-профессионалы;
  • сотрудники режимно-секретных учреждений.

Таким образом, без гражданского персонала не может существовать ни одна действующая армия. Однако, как показывает практика, важность выполняемой ими работы в настоящее время не в состоянии убедить чиновников, что им так же, как и другим военнослужащим необходимо повышать заработную плату.

Случится ли повышение зарплат

На сегодняшний день у населения вполне закономерно назрел вопрос: когда можно надеяться на то, что ситуация сдвинется с мертвой точки? Порадоваться не удалось и в далеком 2012 году, когда существенно были подняты оклады военнослужащих, а о гражданских специалистах в Вооруженных силах и Министерстве обороны даже не вспомнили.

Профсоюзы, призванные защищать права трудоспособных лиц, все эти годы продолжали планомерно отстаивать то, чего заслуживает гражданский персонал МО РФ.

В конце марта 2015 года заместитель Министра обороны Татьяна Шевцова выступила перед журналистами с заявлением по поводу того, что к концу года повышение зарплат также не планируется, однако продолжают действовать дополнительные выплаты, применяющиеся на протяжении вот уже нескольких лет к отдельным категориям гражданских специалистов. Таким образом, заместитель заверила, что снижаться зарплата, предназначенная для гражданского персонала, входящего в состав армии, не будет.

Также чиновник отметила: к октябрю 2015 года ожидается традиционная индексация военных пенсий.

Заработная плата военнослужащих с 2012 по 2020 гг.

Начиная с 2012 года, зарплата военнослужащих была на порядок выше среднего заработка по стране. Так, в 2012 году доходная часть составила 57 800 рублей, а в 2019 – уже 62 100 денежных единиц в национальной валюте.

Были введены надбавки, изменяющиеся в соответствии с размером оклада в каждом индивидуальном случае, а именно:

  • за руководство различными подразделениями военнослужащие стали получать добавочные 20%;
  • на 50% от привычной заработной платы увеличилась зарплата за осуществление водолазных работ;
  • парашютные прыжки и обезвреживание взрывчатки были оценены в 50%-ную надбавку;
  • выполнение достаточного количества налета часов обеспечили военнослужащим до 70% доплаты.

2014 год ознаменовался тем, что военным были выделены жилищные субсидии, таким образом, частично решился проблемный жилищный вопрос, который был на устах у 4800 госслужащих.

В 2015 году на финансовое содержание обеспечения жилищной субсидией военнослужащим было потрачено около 30 миллиардов бюджетных средств.

А что с гражданским персоналом

Возвращаясь к гражданским специалистам, следует отметить, что минимальное стимулирование госслужащих пришлось на 2014 год. Доплаты получили отдельные группы сотрудников медицинских, образовательных, научных организаций и госучреждений искусства. В ходе повышения заработков было потрачено 6,7 миллиарда российских рублей.

Начфин успокаивает, что такая работа будет продолжена и в 2019 году, однако всеобщего повышения зарплат не предвидится.

Военные пенсии

В 2012 году была утверждена обновленная процедура начисления пенсий военным кадрам, вышедшим на пенсию, в связи с чем величина пенсионных выплат в среднем увеличилась на 50-70%.


На сегодняшний день уже существует достоверная информация о размере повышения окладов и зарплат гражданскому персоналу министерства обороны Российской Федерации

По состоянию на сегодняшний день уже вполне четко можно судить о том, на сколько повысятся оклады гражданского персонала министерства обороны, служащих Вооруженных сил Российской Федерации. Эта информация носит достаточно серьезный и объективный характер, так как опирается на документы проекта бюджета 2018-2020, заключение профильного Комитета по обороне Государственной Думы и выступление министра финансов Антона Силуанова на парламентских слушаниях по бюджету в Совете Федерации.

Новости, надо сказать, не утешительные… Рассказывая предысторию вопроса увеличения денежного содержания гражданского персонала министерства обороны, заметим, что оно давным давно не повышалось таким образом, что на него можно было бы достойно существовать. Одно время гражданским выплачивали премию по приказу 1010, которая являлась хорошим материальным подспорьем и давала какую - то стабильность в вопросе денежного обеспечения. Но, в последнее время, выплаты премии по приказу 1010 постепенно сходят на «нет» и носят смехотворный характер. Квартальные премии по этому приказу порой не превышают 2000 рублей и выплачиваются с задержкой. С нарастанием проблемы выплаты 1010 обострились и проблемы низких окладов гражданских служащих.

Достаточно сказать в этом аспекте, что большинству служащих поднимали оклады только после принятия правительством соответствующих постановлений о повышении МРОТ. И повышали опять «тютелька - в - тютельку». То есть на копейки.

Были и многочисленные обращения и многочисленные петиции как к должностным лицам министерства обороны, так и к профсоюзу гражданского персонала. Но воз и ныне там. Такой вот пустой и безрадостный воз гражданских.

Необходимо отметить, что гражданский персонал на своих должностях отнюдь не бездельничает, а выполняет достаточно широкий спектр задач. Но оплата этого труда не идет нив какое сравнение с оплатой и денежным довольствием военнослужащих.

Итак. вернемся к проекту бюджета 2018-2020. На сколько планируется повысить денежное содержание гражданских. Всего на 4%. Это следует и из заключения Комитета по обороне Госдумы. Если после прочтения бюджета еще оставались сомнения в этом вопросе, то теперь их нет. Да, на 4%

Проектом федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены следующие бюджетные ассигнования (по данным Реестра): на 2018 год – 233,8 млрд. рублей; на 2019 год – 235,8 млрд. рублей; на 2020 год – 245,3 млрд. рублей.

При этом учитывалась ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. – на 4,0%, с 1 октября 2019 г. – на 4,0% и с 1 октября 2020 г. – на 4,0%.

В этой связи Комитет по обороне отмечает, что в период с 2014 года по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под «майские указы»). При этом с 1 января 2015 года по 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), вырос на 40 % (с 5 554 рублей до 7 800 рублей). Отсутствие решений об индексации фондов оплаты труда для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций «силового блока» в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Комитет подчеркивает, что обеспокоен таким копеечным повышением, которое ничего не решит в вопросах материального обеспечения гражданских. Но, похоже, дальше «беспокойства» дело не продвинется, как и было все последние несколько лет. Еще одной нерешенной проблемой станет уравнивание труда специалистов низкой квалификации и высокой, что тоже носит несправедливый характер.

Возмущает и огромный перерыв в индексации:

Ежегодная индексация оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 г. – на 4,0%, с 1 октября 2019 г. – на 4,0%.

И вообще, непонятно откуда появился такой разрыв.

Хочется пожелать гражданским вселенского терпения и скорейшего решения этих вопросов!

На ряду с военными, служащими в Министерстве обороны по контракту, гражданский персонал выполняет большой объем работ в этой сфере.

Вместе с тем, при средней заработной плате по России в 36 000 рублей, оплата труда гражданского персонала МО РФ не превышает 12 000 рублей, а в некоторых регионах - едва дотягивает до 10 000 рублей.

В октябре 2010 года Министром обороны был выдан приказ о дополнительном материальном стимулировании работников в виде ежеквартальных премий. Однако, если первое время эти выплаты составляли значительные суммы, оправдывающие низкую ставку, с 2016 года они не превышают третьей части основной зарплаты.

Дополнительная премия гражданскому персоналу МО РФ была введена с 3 октября 2010 года Приказом No 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» от 26.07.2010 г.

Согласно данному приказу военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил из бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие и на оплату труда, надлежит выплачивать дополнительные премии по результатам службы.

Порядок начисления, а также правила определения размера выплаты определяется «Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

В последние годы размер так называемой «тринадцатой» зарплаты гражданского персонала МО РФ значительно сократился. Если в 2012 году премия в среднем составляла 30 000 руб., то в первый и второй квартал 2017 года работники Вооруженных Сил получили на руки около 4 000 руб.

Напомним, что недавно произошли некоторые изменения, которые способны прямым образом повлиять на выплату по приказу 1010 - это увеличение Президентом РФ численности личного состава ВС РФ.

Стоит отметить, что расчетная сумма к выплате по приказу 1010 гражданскому персоналу МО РФ за 1 первый квартал 2017 года составила не много, ни мало - 4.000 рублей. Исходя из численности гражданского персонала ВС РФ на 1 января 2017 года, с учетом ГП по приказу МО РФ 90, общая сумма к выплате должна составить более 3.541.484.000 рублей.

Стоит обратить внимание, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

«При подготовке бюджета на 2017–2019 годы Минфином России предусмотрено сокращение федеральных расходов на 2017 год на 6%», - сказала замминистра, передает сайт Rosregistr. Сокращение расходов Минобороны на 2017 год «составило около 100 млрд рублей», - заместитель министра обороны, Татьяна Шевцова.

Мнение, по поводу такой сумму, у россиян разделились. Конечно, есть и те кто рад даже такой маленькой сумме, но в большинстве своем интернет-пользователи сетуют на правительство своей страны.

«С каждым годом нам урезают 1010. Смотрите сами:

2012 год - 10.000, 10.000, 22.000, 40.000 руб., по итогам года 14.000 руб.;

2013 год - 10.000, 10.000, 25.000, 31.000 руб.;

2014 год - 10.000, 10.000, 15.000, 23.000 руб.;

2015 год - 10.000, 10.000, 10.000, 10.000 руб.;

2016 год - 8.000, 8.000, 8.000, 8.000 руб.;

Стоит отметить, что денежная премия является неплохим поощрениям для этой категорий граждан. Размер денежной премии, на которую имеет право рассчитывать военнослужащий, напрямую зависит от того, какой расчетный размер установлен на конкретный год, самого воинского звания, а также именно занимаемой должности военнослужащего.

Приказ №1010 от июля 2010 года гласит “О принятых дополнительных мерах в вопросе повышения эффективности применения фондов ДД (денежного довольствия) гражданам военнослужащим, а также лицам, которые относятся к категории “гражданские”, но при этом осуществляют свою трудовую деятельность на Вооруженные Силы РФ”. Данный Приказ пришел на смену Указа Президента РФ №1459, который был подписан еще в декабре 2006 года.

Выплаты производятся по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Сумма, которую получит военнослужащий, зависит от определения расчетной суммы на каждый год, воинского звания и воинской должности военнослужащего.

Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

На дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства фонда денежного довольствия (фонда оплаты труда), выделенного на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих - в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности с применением следующих коэффициентов к расчетной сумме:

  • младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант - до 3;
  • майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга - до 4;
  • полковник, капитан 1 ранга, генерал-майор, контр-адмирал - до 5;
  • от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше - до 10;
  • заместитель начальника (руководителя) структурного подразделения организации Вооруженных Сил - до 3;
  • заместитель начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил, начальник (руководитель) структурного подразделения организации Вооруженных Сил - до 4;
  • начальник (руководитель) организации Вооруженных Сил - до 5.

Дополнительное материальное стимулирование личного состава в большем, чем предусмотрено пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, размере может быть произведено за выполнение особо важных и сложных заданий на основании письменного решения выше стоящего командира (начальника, руководителя) по ходатайству командира (начальника, руководителя) воинской части (организации Вооруженных Сил).

Если говорить о финансовом стимулировании именно личного состава, то здесь сумма премии напрямую зависит от каких-либо достижений, выполненных сложных задач и так далее, пишет сайт Rosregistr. Премия для личного состава предоставляется на основании письменного Приказа личного и вышестоящего руководства.

Премия 1010 за 3 квартал 2017 года — сроки выплат
Премии предоставляются ежеквартально и при этом максимальная сумма напрямую зависит от того, какое количество бюджетных средств было выделено на округ.

Стоит отметить, что многие военнослужащие нашей страны жалуются на то, что денежные премии выплачиваются в значительно меньшем размере, чем положено. Со слов Министерства Обороны это связано с недостатком финансирования в связи со сложившейся сложной экономической ситуацией, но так ли это на самом деле остается только догадываться.

В недавно опубликованном интервью заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой нет ни слова о зарплатах, окладах и денежном содержании такой немаловажной составляющей Вооруженных сил Российской Федерации как гражданский персонал. А, между тем, количество служащих военного ведомства, которые находятся в статусе обычного гражданского персонала – весьма велико. Дело в том, что есть еще и «необычный» гражданский персонал, к которому относится и сама Шевцова. Это федеральные государственные служащие. Вот о их зарплатах, как раз, говорить и не надо – в этом отношении у них все в порядке. Ну а у «обычного» гражданского персонала силового ведомства денежное содержание весьма невелико. Об этой проблеме давно уже стараются не говорить на государственном уровне. Потому что, проблема действительно есть.

Все дело в том, что оклады у гражданского персонала частей, подразделений и учреждений совсем незначительны. Они находятся в пределах 6 000 – 8 000 рублей. Если учитывать при расчете все надбавки и даже 40% от оклада (военным пенсионерам, прослужившим в Вооруженных силах 20 лет и более), то и в этом случае месячный доход ГП МО едва дотягивает до 14 000 – 15 000 рублей.

А между тем, перечень исполняемых обязанностей у гражданского персонала весьма велик и ответственен. Они взяли на себя функции сокращенных в свое время военных должностей, то есть замещаемых военнослужащими.

Раньше проблема недостаточного денежного обеспечения гражданского персонала решалась за счет так называемого «приказа 1010». То есть, гражданскому персоналу выплачивалась ежеквартальная премия. Размер этой премии, еще лет пять назад, мог составлять и 30 000 рублей. В этом случае, в целом, денежное содержание служащих Вооруженных сил было вполне сносным. Но постепенно, размер премии по 1010 сошел к минимальным суммам, которые напоминали лишь о том, что «есть такая премия». Раз в три месяца сейчас ГП МО могут выплатить и две, и три тысячи рублей, а могут совсем ничего не выплатить. Поэтому размер годового дохода гражданского персонала за последние годы значительно сократился.

В 2018 году гражданский персонал МО РФ ожидает такая редкая и долгожданная индексация окладов. Но 4% прибавки совершенно не решат материальных проблем семей. Это обусловлено слишком малым размером оклада, четыре процента от которых представляет совсем смешную сумму.

Об этой проблеме при обсуждении и принятии бюджета 2018 – 2020 говорил и профильный Комитет Государственной Думы по обороне. Однако, все быстро затихло и бюджет с 4% повышением, который «не решает материальных проблем гражданского персонала Министерства обороны» был принят.

Скорее всего, правительство знало о планах по повышению МРОТ до уровня прожиточного минимума уже с 1 мая 2018 года. Дело в том, что мизерные зарплаты ГП МО попадают в перечень тех зарплат, которые по принятым в этом отношении законам необходимо поднимать до этой планки.

Но тут появляется еще одна проблема – уравниловка. Абсолютно все категории служащих МО будут получать почти одинаковую зарплату – и простые делопроизводители (инспекторы) и высококвалифицированные.

Профсоюз, однако, молчит…