Моральное осуждение. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение

Моральное осуждение - это отношение, возникающее из-за существующих у человека ожиданий относительно Значимого Другого вместе с желанием контролировать его и диктовать ему свою волю.

Генри пришел ко мне в полном негодовании из-за того, что, как он выяснил, невестка обманывала его старшего брата. Генри идеализировал их брак, а его ожидания состояли в том, что их благополучное супружество будет продолжаться вечно и служить для него моделью идеального брака.

Я иногда испытываю моральное негодование, когда обнаруживаю, что человек, которому я доверяла, лжет мне. Кроме проблемы, связанной с имеющимися у меня ожиданиями того, что этот человек будет говорить мне правду, мне кажется, здесь имеется проблема, связанная с субличностями. Дело, по-моему, состоит вот в чем. Я достаточно честный и надежный человек. Если я пообещаю что-то сделать, то вы можете на меня рассчитывать. Я очень редко лгу. Я сознательно приняла решение вести себя именно таким образом, поскольку, поступая так, я чувствую себя лучше, но в целом я не ощущаю себя особо "добродетельной". Есть теневая сторона моей личности, которой нравится обманывать, мошенничать, нарушать обещания самым подлым образом. Если я не буду осознавать эту теневую сторону личности, эту субличность (я называю ее Негодяем), то я буду чувствовать негодование, когда другие лгут, воруют, совершают неблаговидные действия и т.д. Мне думается, что самыми яростными гонителями Ричарда Никсона после "уотергейтского дела" были те люди, которые не осознают Негодяя в самих себе. Никто не скажет, что поведение Никсона заслуживает оправдания, но моральное осуждение некоторых людей чрезмерно, чересчур демонстративно и потому неблагоприятно влияет на их собственное психическое здоровье.

Когда вы сталкиваетесь с людьми, чья система ценностей отлична от вашей, вы можете сделать выбор: либо критиковать, осуждать, негодовать и вступать с ними в яростные дебаты, либо вообразить себя посторонним Наблюдателем, Натуралистом или Антропологом и без всякого осуждения наблюдать за поведением и высказываниями представителей новой и интересной культуры, отличающейся от вашей собственной. Тогда вы сможете увидеть, каковы представления этих людей и в чем преимущества их системы ценностей. Эту технику я использую, посещая друзей, придерживающихся расистских убеждений. В отрочестве я спорила, неистовствовала и проповедовала, исходя из ошибочных миссионерских идей изменить их систему убеждений, что, конечно же, не удалось сделать. Теперь, вставая на позицию Наблюдателя, я могу мирно проводить с ними время, принимая их такими, как они есть (и не рискую тем самым своим адреналином и кровяным давлением).

Вопрос 1. Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Вопрос 2. Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек знает и умеет пользоваться законом. Наказание считается справедливым в таком случае, в котором соответствует тяжести и мотивам содеянного, личности виновного.

Вопрос 3. В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

В играх: прятки – нельзя подглядывать; в казаках разбойниках – держать пароль в секрете; в жмурках не подглядывать.

В жизни: законы – не убий, не укради.

Вопрос 4. Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Предлагая нам помощь эти люди ставят себя на наше место и представляют, как бы они поступили в нашей ситуации. Юристы, адвокаты –должны всегда своему клиенту говорить правду, независимо какая ситуация и насколько она тяжелая и несмотря ни на что предлагать возможные и приемлемые пути решения проблемы помогая человеку до конца. В этом проявляется гуманизм профессионала.

Вопрос 5. Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Вопрос 6. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

Вопрос 7. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Многие привыкли закрывать на него глаза - пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка - один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого - и вдруг беда.

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека - пошутить хотел. Выстрелил камешком - и попал случайно в глаз. Вот и всё - предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Вопрос 8. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение - это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Вопрос 9. Какое наказание считается справедливым?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

Вопрос 10. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления - наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний - это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа - проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

Вопрос 11. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство - прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет - в спецшколу, а с 14 - в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного - помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Вопрос 12. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение – это по большей мере наказание общества, то есть обида общества или отчуждение от общества. Моральное осуждение – это нравственный аспект, не несущий правовой (уголовной) ответственности. По закону – юридический аспект, со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос 13. Французский учёный Пьер Буаст (1765-1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

В частности к правопорядку и справедливости. Наказания по своей силе должно быть таким же, как нарушение. Если наказание серьёзнее, чем нарушение, тогда это, действительно, мщение, нарушение закона.

Вопрос 14. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

За это он может выплатить денежную компенсацию за разбитые очки.

Вопрос 15. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Нарушение закона, т.к. он умышленно испортил чужое имущество. Мелкое нарушение закона РФ, за которое нужно привлечь к административной ответственности.

Вопрос 16. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное - будет». Кто из них прав? Объясни.

Прав второй, так как закон предусматривает ответственность за серьезное правонарушение с 14 лет.

Чего скрывать: все мы любим посплетничать. Однако часто сплетни переходят в моральное осуждение . А когда мы осуждаем? Когда считаем, что сами никогда бы так не поступили. А почему? Потому что мы лучше, честнее, порядочнее, ответственнее. В одних случаях подобное осуждение весьма безобидно, в других оно граничит с фанатизмом: будь наша воля, мы бы закидали другого камнями. Возможно, это преувеличение, но наше отношение к людям, которых мы осуждаем, бывает весьма жестким и жестоким, хотя и не переходит в стадию физической расправы.

Что следует помнить,прежде чем осудить другого? Что Вы никогда не узнаете, что тот человек чувствует и переживает. Для этого надо быть им, пройти через все то, через что он прошел. Нужно иметь тот же жизненный опыт, жить в тех же условиях. Да,отказаться от осуждения нелегко, но возможно. И, к слову сказать, менее склонны осуждать других те, кто ответственно подходит к своей собственной жизни. Кто отдает отчет в своих слабостях и совершенных ошибках. Кто не стесняется их, но и не бравирует ими. Тот, кто понимает, что жизнь порой заставляет делать сложный выбор.

Возьмем, к примеру, женщину, которая уходит от мужа, оставляя с ним детей-погодков подросткового возраста. Да, она уходит к другому мужчине. Да, она жестоко поступает по отношению к своим детям. Но можно ли ее осуждать, не зная всех обстоятельств, не зная ее самой? Со стороны выглядит все так, словно бесчувственная женщина освобождается от всех обязанностей, чтобы жить в свое удовольствие. Как обстоят дела на самом деле?

Вот какова ситуация изнутри. Муж - жесткий, своенравный, эгоистичный человек. На протяжении многих лет он третировал свою жену. Он ограничивал ее в деньгах, забирая и те, которые зарабатывала она сама. Он придирался к ней по-крупному и по пустякам. Просыпаться по утрам для нее было в тягость. Даже дети не поднимали настроения. Когда однажды она заикнулась о разводе, он сказал, что детей оставит себе. Дальше вел себя так, как обычно.

Женщина дошла до крайности. Она думала о том, не закончить ли ей все самым кардинальным способом. И, вот, однажды она встречает другого мужчину - полную противоположность мужу. Тот готов дать то, чего ей всегда не хватало. Она колеблется, но недолго. Она хочет жить, быть счастливой любой ценой. Она не готова ждать еще 5 лет, пока дети достигнут совершеннолетия. Она больше не может ждать. И она уходит.

Со стороны условия жизни с мужем могут показаться не такими драматичными. Но повторим еще раз: то, что чувствуем и думаем мы, будучи оторванными от ситуации, имея другой жизненный опыт, другой характер, не совпадает с тем, что думают и чувствуют другие люди. Одни храбрые, другие боязливые. Одни добрые, другие злее. Одни ответственнее, другие безалабернее. У одних с детства все складывалось, как в сказке, другие с детства отвоевывали свое место под солнцем. Как можно сравнивать?

Остается добавить: осуждение других нужно тем, кто за счет этих других самоутверждается. Самодостаточные люди не нуждаются в том, чтобы говорить: я бы так никогда не поступил. Конечно, у всех есть своя точка зрения, но далеко не все выставляют ее напоказ. Одним это просто не нужно, другие не считают вправе брать на себя роль судьи.

«Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того,что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь» Л.Н. Толстой

Ответ или решение 2

Моральное осуждение отличается от наказания по закону тем, что наказание прописано в кодексах, и совершая преступление человек заранее может знать, что его ждет, если он на преступление пойдет. Есть четкие грани наказаний, они все регламентированы.

Моральное осуждение нигде не прописано. Человека могут осуждать и перестать с ним общаться, он будет изгоем в обществе. Но есть некоторые национальности, где помимо морального осуждения, за проступки могут наказать физически и закон закроет на это глаза, ведь человек нарушил правила морали.

Понятие морали понятие человеческое. Это нравственность. Мораль является исторически сложившимся негласным сводом правил. Выполнять которые не является обязательным, но для человека как социального животного все же желательно.

Закон это свод правил, которые обязательны для исполнения. Все эти правила делятся на основной (конституция РФ) и множество дополнительных:

Каждый из кодексов регулирует законные взаимоотношения в своей среде, например гражданский кодекс регулирует гражданско-правовые отношения.

Осуждение моральное

Так как мораль не является обязательным сводом правил, то моральное осуждение это обсуждения и неодобрения со стороны социума, толпы или угрызения совести у человека совестливого. Оно не вызовет никаких серьезных последствий.

Например: Некая Жанна родила ребенка и отказалась от него, объяснив свой поступок неустроенностью личной жизни. Этот поступок является законным, но аморальным. Конечно же общество ее осудит, но закон она не нарушила.

Осуждение по закону

Закон предусматривает обязательное его соблюдение. В связи с чем и несоблюдение закона влечет обязательное законное наказание. Виды и строгость наказания прописаны в кодексах РФ. это могут быть:

  • штрафы,
  • заключение под стражу,
  • общественно полезные работы,
  • принудительное лечение и т. д.

Например: Та же Жанна, родив ребенка не отказалась от него, а спустя сутки выкинула своего новорожденного ребенка в помойку. Это уже противозаконные действия. В данном случае будет проводиться следствие и суд назначит Жанне наказание, соразмерное с ее деянием.

Рассмотрев моральное осуждение и законное осуждение приходим к выводу, что:

  • законное осуждение всегда строже морального,
  • моральное осуждение не всегда подразумевает законное осуждение,
  • законное осуждение всегда подразумевает моральное осуждение,
  • законное осуждение строится на основе законов,
  • моральное осуждение основывается на нравственности,
  • моральное осуждение осуществляется обществом,
  • законное осуждение осуществляется судом.

Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

На данный момент, отличие морального осуждения от наказания по закону найти нетрудно. Но, если обратиться, к уголовному кодексу РСФСР от 27.10.1960 года, то ст. 33 его гласила:

Делаем вывод, что было уголовное наказание в виде общественного порицания. А что такое порицание? Это и есть осуждение, выговор, неодобрение.

Применялось данное наказание лишь как основное, и имело массовый характер. Так как через СМИ информация доводилась до большего числа граждан, чем вызывались у них негативные эмоции в отношении «преступника или правонарушителя».

Моральное осуждение всё-таки это форма психологического воздействия на человека, чтобы он осознал всю отрицательность своих действий.

Делаем вывод, что наказание по закону, может быть назначено лишь судом, или уполномоченными на то органами и за рамки наказания, установленного законодательством РФ, выходить нельзя.

Если есть максимальное наказание в виде штрафа в 1000 рублей, то назначить больше нельзя, а если учитывать, что каждая ситуация индивидуальна, и нередко человек заслуживает более жёсткого наказания, но закон, есть закон. И нужно следовать его букве.

Если говорить проще, то у наказания по закону есть рамки и сроки. Если человек отбыл наказание, то с точки зрения закона, он чист.

А вот моральное осуждение не только не имеет своих пределов, но и обладает огромнейшей силой психологического воздействия на правонарушителя. На данный момент моральное осуждение регламентируется лишь нормами и правилами поведения человека в обществе.

И степень тяжести определяет каждый сам для себя. Соответственно, моральное осуждение всегда будет зависеть прямо-пропорциональн­ о от тяжести совершения проступка.

Например. Человек появился в общественном месте в состоянии опьянения. Пускай это будет торговый центр. Если сотрудники полиции оказались рядом, и сразу увели пьяного, то все тихо-мирно будут дальше двигаться по своим делам, не предав значения данному правонарушению.

Человек получит своё наказание в виде штрафа 500-1500 рублей или административный арест до 15-ти суток. На этом его наказание закончится.

А если сотрудники полиции не прибыли во время на место, а человек нетолько пьян, но ещё оказался и «буйным во хмелю». Ведёт себя вызывающе. То моральное осуждение не заставит себя долго ждать.

Его сразу начнут ругать прохожие, но он этого не боиться конечно. Но при этом обязательно найдётся человек, который всё это снимет на видео и выложить в Ютуб. А вот тут морального осуждения уже не избежать. И чем непристойнее было его поведение, тем больше осуждения получит он в свой адрес в виде комментариев.

На некоторых это действительно оказывает сильное психологическое воздействие. Нередко именно моральное осуждение является причиной, толкнувшей человека на суицид. А за это тоже есть уголовное наказание. Нужно об этом помнить.

Видимо наличие уголовного наказания в виде общественного порицания в СССР воспитало тягу в наших гражданах к моральному осуждению. Тогда это было нормой. Собирались собрания и человека за проступок могли долго осуждать, ругать, порицать.

Но наказание исчезло, а вот тяга к моральному осуждению осталась. В принципе в этом нет ничего плохого, и если есть конкретно совершенный проступок, то его обязательно нужно подвергать моральному осуждению, на этом воспитываются наши дети, которые делают вывод «что такое хорошо, а что такое плохо».

Но, ксожалению, грань между порицанием или осуждением и обычными сплетнями очень тонкая.

Одно дело осуждать конкретный проступок, правонарушение или преступление, а другое добавлять сюда целую кучу несуществующих фактов и морально осуждать за это.

Тяга к моральному осуждению внутри нас, психология говорит о том, что это желание показать себя лучше других, осуждая их несовершенность.

Поэтому будьте аккуратны в своих моральных осуждениях кого-то. Наказание за клевету и оскорбление личности по закону также имеется.

www.bolshoyvopros.ru

Чем моральное осуждение отличается от наказания по закону ответ

Please complete the security check to access znanija.com

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Cloudflare Ray ID: 4080dc59f5cd97da Your IP: 5.189.134.229 Performance & security by Cloudflare

Чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение-это по большой мере наказание общества,то есть обида или отчуждение от общества

И максимальное наказание(законное) -это то что на тебя будут косо смотреть,или не воспринемать тебя.

А еще,если маральное осуждение то тут больше на эмоциях.И гос-во отношения не имеет

Если ответ по предмету Обществознание отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

чем моральное осуждение отличается от наказания по закону

  • Русский художник Иван Иванович Шишкин - один из крупнейших мастеров пейзажной живописи. В своих картинах он стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира. Художник создавал великолепные образы русской природы. Он старался всеми возможными способами раскрыть величие, красоту и своеобразие русской земли.

Прекрасные, необъятные просторы богатой русской природы предстают перед нами в таких произведениях Шишкина, как «Лесные дали», «На реке после дождя», «Рожь» и многих других. В то же время, автор умел подчеркнуть и самые мелкие детали пейзажа: срубленное дерево, покосившийся домик на пасеке, одиноко растущую на северных просторах сосну.

Главной темой его творчества стало изображение русского леса. О том, какое яркое впечатление способны произвести работы художника, можно судить, по известной картине «Утро в сосновом лесу».

На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Неприступные сосны-исполины стоят на страже

густой стеной, чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, не нарушил ее покой. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Вот одна из них слегка наклонила свою макушку, как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна. В центре - поваленное дерево. Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. Что-то привлекло их внимание, и двое малышей стараются разобраться, что же именно. Но их братика больше увлекает восход солнца. Приподнявшись на задние лапки, он старается увидеть, откуда же идет этот дивный свет, постепенно наполняющий всю лесную чащу. А солнечные лучи тем временем уже залили весь лес на заднем плане и пробираются к медвежьей семье. И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. И это ощущение усиливается сочетанием света и тени, мастерски переданным автором, с помощью которого он стремится передать нам свои чувства, свое восхищение этой красотой.

И. И. Шишкин создавал великолепные, жизнерадостные образы родной природы, воспевая русский пейзаж, утверждая и донося до нас его красоту и неповторимость. Именно поэтому его работы никогда не оставляют нас равнодушными, они в любые времена будут радовать и вселять ощущение счастья в наши сердца.

Урок обществознания в 7 классе «Виновен-отвечай»

Цель урока- подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления; воспи­тать уважение к нормам поведения, установленным в обществе; объяснить, что законопослушное поведение является нормой для большинства людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Виновен-отвечай»»

Цели и задачи: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления; воспи­тать уважение к нормам поведения, установленным в обществе; объяснить, что законопослушное поведение является нормой для большинства людей.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий законопослушное поведение, противозаконное поведение, преступление, ответственность несовершеннолетних, справедливое наказание, характеризовать законопослушное по­ведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; различать разные виды наказа­ний, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ; исследовать версии о целях наказания; метапредметные - 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: составлять план действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать опре­деления понятий; личностные: формирование ответственности за свое поведение, осознание необходимости соблюдения пра­вовых норм; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Послушайте отрывок из письма, присланного из воспи­тательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю, и ответьте на вопросы.

Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я огля­дываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством. Думал ли я о последствиях? Нет! От­кровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкрет­ные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содер­жания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу.

Вопросы к классу

О чем этот документ?

Какое отношение он имеет к теме наших уроков?

Тема уроков: «Виновен - отвечай».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

Знать закон смолоду.

3.Введение в новый материал

Вспомните письмо Миши С. Вы, конечно, поняли, что с быв­шим школьником случилась беда. Почему это произошло? Поче­му государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать даже несовершеннолетних? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

Мы будем разбирать сложные, но очень важные понятия: «преступление», «проступок», «наказание», рассмотрим основ­ные признаки преступления и механизм уголовного процесса, ситуации, связанные с нарушением норм права, научимся соотно­сить их с положениями законодательства. Необходимо обсудить отношение к преступной деятельности, задуматься над линией собственного поведения.

4.Работа по теме уроков

1. Знать закон смолоду

Послушайте три истории из судебной практики.

1.Утром Петр поссорился с Александром, а вечером подстерег его и нанес смертельный удар. Александр скончался на месте.

2.Мальчишки сделали рогатки и отправились в ближайший парк, чтобы опробовать их на птицах. Но произошло несчастье. Подросток слу­чайно попал из рогатки камнем в глаз друга, и тот остался на всю жизнь инвалидом.

3.Сотрудник полиции после многочасовых переговоров с преступ­ником, державшим в заложниках школьников и учительницу, ради спа­сения детей убил его выстрелом из снайперской винтовки.

Вопрос к классу

Что объединяет эти три случая?

(Ответы учеников.). Вы правы, во всех этих случаях речь идет о нарушении прав.

Вернемся ко второй истории. Мальчишки в полиции плакали и горько раскаивались в содеянном. Они повторяли одну и ту же фразу: «Мы же не знали, что так случится и нам придется отвечать за свои поступки».

Вопрос к классу

Как вы думаете, что ответили им работники полиции?

(Ответы учеников.). Незнание закона не освобождает от ответственности. Закон надо знать смолоду.

Согласны ли вы с этим утверждением? Свое мнение аргументируйте.

2. Законопослушный человек

Задание: работая с п. 2 § 6 учебника составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически.

(Ученики предлагают качественные характеристики законо­послушного человека, учитель фиксирует ответы на доске. Составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)

В стране был проведен социологический опрос совершенно­летних граждан. Им задавали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?» Были получены следующие ответы:

1)ничего не удерживает - 4%;

2)затрудняюсь ответить - 3%;

3)понимание необходимости соблюдения социальных норм - 15%;

4)боязнь суда, наказания - 15%;

5)страх потерять работу, достаток, положение в обществе -14%;

7)стыд перед близкими — 16%;

8)осуждение со стороны знакомых - 9%.

Задание: используя данные опроса, определите, что заставляет граждан соблюдать законы, и ответьте на вопросы. Свое мнение аргументируйте.

Вопросы к классу

Какие мотивы соблюдения социальных норм наиболее популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?

Мы выяснили, что законопослушных людей большинство. Люди хотят жить в обществе, в котором царят порядок и спра­ведливость. А с чего начинается осознание необходимости зако­нопослушного поведения?

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 49 учебника и ответьте на вопросы после него.

Вопросы к классу

Какие действия в первобытном обществе поддерживали порядок?

Что такое табу? Дайте характеристику данного ограничите­ля прав и приведите примеры его применения.

Что такое талион? Почему этот принцип использовали в древности?

Как современный человек должен относиться к принципу талиона?

3. Противозаконное поведение

Иногда мы становимся свидетелями мелких нарушений права.

Задание: изучите иллюстрации на с. 51 учебника, ответьте на вопросы после них и сделайте выводы.

(Проверка выполнения задания.)

Многие привыкли закрывать глаза на малозначительные про­ступки. Однако, как мы помним из примера о мальчишках, ре­шивших пострелять из рогатки по птицам, от любого ничтожного проступка до грубого нарушения права всего один шаг.

Проблемное задание. Работая в парах, приведите примеры ма­лозначительных проступков и исследуйте их последствия.

(Проверка выполнения задания.)

Если в законе нет запрета на какой-либо поступок, то он не является противозаконным. Например, ни в одном постанов­лении не указано, что никому нельзя раскрывать доверенную лич­ную тайну. Конечно, товарищ, не сохранивший секрет, с точки зрения морали поступил отвратительно. Но никакой государ­ственный закон при этом нарушен не был. Однако если кто-ли­бо передаст иностранным гражданам сведения, составляющие государственную тайну, то он совершит тяжелое преступление. Потому что закон строго запрещает так поступать.

Почему противозаконное поведение опасно? Ответ прост: такое поведение причиняет вред людям и всему обществу, ведет к нарушению порядка в обществе.

4. Закон наказывает

Задание: работая с п. 4 § 6 учебника, графически отобразите виды правонарушений и их признаки.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «преступление»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, кото­рые помогают ученикам сформулировать определение понятия «преступление». Составляется логическая схема.)

Перечень преступлений содержится в Уголовном кодек­се Российской Федерации (УК РФ), проступков — в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) и других законах.

В ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ указано следующее.

1.Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2.Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Задание: заполните таблицу, используя перечень преступлений:

мошенничество;

доведение до самоубийства;

незаконное помещение в психиатрическую больницу.

(Проверка выполнения задания.)

За совершение любого преступления наступает уголовная ответственность. Согласно УК РФ наказание - это мера госу­дарственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица в целях восстановления социальной спра­ведливости и предупреждения совершения новых преступлений.

УК РФ предусматривает несколько видов наказаний, кото­рые суд может назначить лицу, виновному в совершении того или иного преступления.

(Демонстрируется схема (см. с. 72).)

Штраф - денежное взыскание. Может устанавливаться в раз­мере от 5 тыс. до 5 млн р.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужден­ным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Исправительные работы отбывают­ся по основному месту работы осужденного (или в местах, назна­чаемых органами местного самоуправления), при этом в доход государства удерживается от 5 до 20% его заработной платы.

Согласно ст. 47 УК РФ «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе,

в органах местного самоуправления либо заниматься определен­ной профессиональной или иной деятельностью».

При назначении ограничений по военной службе из денежного содержания военнослужащего удерживается в доход государства определенная сумма (не более 20%). Во время отбывания этого вида наказания осужденный не может получить новое воинское звание или быть повышен в должности, а период прохождения данного наказания не засчитывается в срок выслуги для присвое­ния очередного воинского звания.

Конфискация имущества - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, являющегося собственностью осужденного. Назначается за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые совершены из корыстных побу­ждений.

Ограничение свободы может быть назначено только лицам, осу­жденным впервые за совершение умышленного преступления, или лицам, осужденным за преступление, совершенное по не­осторожности. Осужденный содержится в специальном учрежде­нии под постоянным надзором, но без изоляции от общества, ему могут быть назначены принудительные работы.

Арест - это строгая изоляция от общества на срок от одного до шести месяцев.

Лишение свободы на определенный срок - изоляция осужденно­го от общества (направление его в колонию или в тюрьму на срок от 6 месяцев до 20 лет).

Пожизненное лишение свободы назначается только как замена смертной казни, за совершение особо тяжких преступлений, по­сягающих на жизнь человека (если суд сочтет возможным не при­менять к осужденному смертную казнь).

Смертная казнь - исключительная мера наказания, которая может быть назначена только за особо тяжкие преступления, по­сягающие на жизнь человека.

Вопрос к классу

— Как вы считаете, что учитывает суд при назначении нака­зания? (Данные о личности виновного, степень опасности совершенного преступления, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, и т.д. )

Проблемное задание. Изучив дополнительный материал, раз­берите ситуацию и ответьте на вопрос.

Группа подростков обстреляла камнями машины. В результа­те автомобилям был нанесен существенный ущерб.

Статья 1074 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный
несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1.Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на об­щих основаниях.

2.В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недо­стающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был по­мещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

3.Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответ­ствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, пре кращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Вопрос к классу

Кто будет нести юридическую ответственность в этом случае (Ответы учеников.)

Разделяют административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность несовершеннолетних. Ознакомьтесь с дан­ными следующей таблицы.

Юридическая ответственность несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет

Задание: изучите дополнительный материал и ответьте на во­просы.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Согласно УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. К уголовной ответственности привлекают с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, - с 14 лет.

Основание для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности - совершенное преступление.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего-

Назначаются не все виды наказания, предусмотренные уголовным законодательством;

Возможно освобождение от уголовной ответственности с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера;

Возможно освобождение от наказания и помещение в специальное учреждение для несовершеннолетних.

Во время расследования и рассмотрения дел несовершеннолетних в судах:

Обязательно должен принимать участие защитник;

Родители обязаны защищать права и интересы детей при расследовании;

На допросе должен присутствовать педагог;

Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте является смягчающим обстоятельством;

Вынося приговор, суд обязан обсудить возможность применения условного осуждения.

Вопросы к классу

С какого возраста и за что привлекают к уголовной ответственности?

Что является основанием для привлечения к уголовной ответственности?

Какие особенности имеют рассмотрение и расследование дел несовершеннолетних в судах?

Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги - это семь оценок прошедшего урока.

Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оце­нивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.

Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1.Кого называют законопослушным человеком?

2.В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

3.По каким признакам определяют противозаконное поведение?

4.Какое наказание считается справедливым?

5.Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

6.Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершенно­летних нарушителей?

1.Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает мо­ральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отлича­ется от наказания по закону?

2.Французский учёный Пьер Буаст (1765-1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверж­дающую это мнение.

3.Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие по­следствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, кото­рый подтвердит твою мысль.

4.Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое на­рушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

5.Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное - будет». Кто из них прав? Объясни.

Как вы понимаете утверждение «Незнание законов не освобождает от ответственности»? Справедливо ли это, по вашему мнению?

Чем отличается моральное осуждение от наказания по закону

Преступление

Минтруд предлагает ввести новую терминологию в этику служебного поведения чиновников - «лояльность государственного (муниципального) служащего», «моральная социальная ответственность», «нравственная культура личности», а также «этический принцип» и «этическая норма». На основе расшифровки этой терминологии министерство подготовило проект нового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих России и муниципальных служащих, он опубликован на портале regulation.gov.ru.

Особый статус документа предлагается закрепить специальным указом президента «в целях повышения доверия общества к государственным и муниципальным институтам». Также, по замыслу разработчиков, новый кодекс обеспечит условия для «добросовестного и эффективного» исполнения государственными и муниципальными служащими своих обязанностей и «исключит злоупотребления».

Согласно предлагаемому принципу лояльности чиновнику, прежде всего, вменяется «хранить верность традиционным ценностям государственной (муниципальной) службы, укреплять и приумножать их в интересах укрепления авторитета государства». Детализации традиционных ценностей госслужбы в документах Минтруда нет. «Термин «лояльность» в документе используется сугубо в профессиональном смысле. Следование данному принципу будет определяться исходя оценки соблюдения служащим установленных в Кодексе этики правил служебного поведения», – сказал РБК представитель Минтруда.

«Этические нормы» самих правил служебного поведения в проекте определены всего четырьмя пунктами. Первые два предписывают чиновникам соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Также предлагается воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок руководителей. Два других предписывают уважать национальные традиции и религиозные конфессии. Одной фразой кодекс запрещает чиновникам использовать свое служебное положение «при решении вопросов личного характера».

Наказание

За неисполнение норм кодекса впервые в подобных документах вводятся наказания. Их всего три. Первое «не влечет меры ответственности в виде общественного осуждения». Второе - «ответственность в виде морального осуждения». Третье наказание - моральное осуждение, усиленное мерами юридической ответственности. Кто будет проводить расследования нарушений кодекса и на кого будет возложена ответственность за исполнение наказания, в документе не указано. Представитель Минтруда пояснил, что этим будут заниматься подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующих госорганов. Нарушение Кодекса, которое повлекло причинение ущерба репутации госслужащего, будет рассматриваться на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

Исключение

Сегодня деятельность чиновников, помимо Конституции, определена законом «О государственной и гражданской службе», законом «О правительстве РФ», а также регламентами и положениями деятельности конкретных министерств и ведомств.

Предлагаемый Минтрудом кодекс - не первая попытка в правительстве сформировать параллельное с действующим законодательством регулирование чиновничества. Первый подобный документ был принят также указом президента еще в 2002 году, в самый разгар административной реформы, проводимой тогда министром экономики Германом Грефом. Тогда документ назывался скромно: «Общие принципы служебного поведения госслужащих». В 2010 году президиум Совета при президенте по противодействию коррупции на основе принципов издал «типовые кодексы».

В пояснительной записке Минтруда есть ссылка на анализ этих документов и указывается, что отдельные их положения носят рекомендательный характер, не подкреплены «соответствующими мерами юридической ответственности». Действительно, «моральное осуждение» в старых документах отсутствует. Вместо этого в документах 2002 года и 2010 года прямо запрещалось «принуждение государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений». В кодексе Минтруда эта норма уже исключена.

В правительстве с документом пока знакомы слабо. В Минэкономразвития, ответственном за административную реформу, о новом кодексе не слышали. «Тематика по кодексу этики на рабочей группе по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, которую ведет замминистра Олег Фомичев, не рассматривалась», - сказал РБК представитель ведомства.

В Белом доме и других министерствах о возможностях введения «морального осуждения» для служащих тоже не слышали. Один из собеседников в правительстве напомнил корреспонденту РБК о прошлогоднем увольнении бывшего замминистра экономики Сергей Белякова в связи с обстоятельствами, описанными проектом кодекса. Тогда Беляков раскритиковал решение своего непосредственного руководителя - премьер-министра Дмитрия Медведева о заморозке накопительной части пенсии. Замминистра был уволен по закону «О правительстве РФ» и моральному осуждению не подвергался.

Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

  • Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 124-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Документ в электронном […]
  • Штрафы трудовой инспекции для юридических лиц Штрафы для юридических лиц назначаются трудовой инспекцией при обнаружении фактов нарушения прав и законных интересов персонала. Согласно действующим законодательным нормам в 2018 году за […]
  • Комплексное ипотечное страхование Вы получаете кредит на покупку недвижимости. Одним из условий выдачи такого кредита является заключение договора ипотечного страхования. «ВТБ Страхование», один из лидеров ипотечного страхования в России, […]
  • Понятие морали понятие человеческое. Это нравственность. Мораль является исторически сложившимся негласным сводом правил. Выполнять которые не является обязательным, но для человека как социального животного все же желательно.

    Закон

    Закон это свод правил, которые обязательны для исполнения. Все эти правила делятся на основной (конституция РФ) и множество дополнительных:

    • уголовный кодекс,
    • гражданский кодекс,
    • жилищный кодекс,
    • семейный кодекс
    • и т. д.

    Каждый из кодексов регулирует законные взаимоотношения в своей среде, например гражданский кодекс регулирует гражданско-правовые отношения.

    Осуждение моральное

    Так как мораль не является обязательным сводом правил, то моральное осуждение это обсуждения и неодобрения со стороны социума, толпы или угрызения совести у человека совестливого. Оно не вызовет никаких серьезных последствий.

    Например: Некая Жанна родила ребенка и отказалась от него, объяснив свой поступок неустроенностью личной жизни. Этот поступок является законным, но аморальным. Конечно же общество ее осудит, но закон она не нарушила.

    Осуждение по закону

    Закон предусматривает обязательное его соблюдение. В связи с чем и несоблюдение закона влечет обязательное законное наказание. Виды и строгость наказания прописаны в кодексах РФ. это могут быть:

    • штрафы,
    • заключение под стражу,
    • общественно полезные работы,
    • принудительное лечение и т. д.

    Например: Та же Жанна, родив ребенка не отказалась от него, а спустя сутки выкинула своего новорожденного ребенка в помойку. Это уже противозаконные действия. В данном случае будет проводиться следствие и суд назначит Жанне наказание, соразмерное с ее деянием.

    Вывод

    Рассмотрев моральное осуждение и законное осуждение приходим к выводу, что:

    • законное осуждение всегда строже морального,
    • моральное осуждение не всегда подразумевает законное осуждение,
    • законное осуждение всегда подразумевает моральное осуждение,
    • законное осуждение строится на основе законов,
    • моральное осуждение основывается на нравственности,
    • моральное осуждение осуществляется обществом,
    • законное осуждение осуществляется судом.