Космическая деятельность. Космической деятельности Виды космической деятельности

КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - по определению Закона РФ "О космической деятельности" от 20 августа 1993 г. "любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела". В РФ космическая деятельность относится к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридическая энциклопедия

    Космическая деятельность - 1. Для целей настоящего Закона под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела... Источник … Официальная терминология

    космическая деятельность - по определению Закона РФ О космической деятельности от 20 августа 1993 г. любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В РФ… … Большой юридический словарь

    Любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В РФ К.д. относится к ведению федеральных органов государственной власти и… …

    Использование космонавтики в военном деле и также (в возможном будущем) использование космического пространства или его отдельный областей в качестве театра войны (театра военных действий). В настоящее время различные страны (в первую очередь… … Википедия

    Операции, осуществляемые в околоземном пространстве для поддержки военных действий на земле, в воздухе, на морях и под водой. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ Историческая справка. Вооруженные силы США с самого начала заинтересовали возможности, которые… … Энциклопедия Кольера

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМИЧЕСКАЯ - КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ … Юридическая энциклопедия

    Обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория,… … Энциклопедия Кольера

    - (см. КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    космическая психология - (от греч. kosmos Вселенная) отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и др.), а также… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Астрономия. 10-11 классы. Учебник , Сурдин Владимир Георгиевич , Засов Анатолий Владимирович , Издание разработано в соответствии с авторской программой курса астрономии и программой, утверждённой Министерством просвещения РФ. В учебнике освещаются исторический путь развития… Категория: Физика. Астрономия (10-11 классы) Издатель: Бином. Лаборатория знаний ,
  • , Д. Б. Пайсон , В настоящей книге рассматриваются вопросы развития мезоэкономических и системных исследований в сфере космической деятельности с учетом продолжающейся эволюциисистемы отношений между ее… Категория: Воздушный транспорт. Космонавтика Издатель:

В основе международного космического права лежит принцип связанной с исследованием космоса деятель­ности и использования космического пространства, включая расположенные в пределах солнечной систе­мы небесные тела.

Этот принцип имеет системный характер и из него можно выделить ряд других принципов:

Осуществление деятельности по исследованию и использованию космоса и небесных тел в соответствии с принципами международного права;

Свобода исследования и использования космичес­кого пространства и небесных тел;

Запрещение национального присвоения космичес­кого пространства и небесных тел;

Частичная демилитаризация космического про­странства и полная демилитаризация небесных тел;

Сохранение суверенных прав государств на запус­каемые ими космические объекты;

Предотвращение последствий потенциально вред­ных экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах;

Оказание помощи экипажу космического корабля в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки;

Содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел;

Международная ответственность государств за свою деятельность в космосе.


Указанные принципы, касающиеся правового режи­ма космического пространства, предусмотрены Догово­ром о принципах деятельности государств по исследо­ванию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Не­которые такие принципы были конкретизированы и раз­виты в других универсальных соглашениях, упоминав­шихся выше, в частности, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года.

Согласно статье I Договора 1967 года, исследование и использование космического пространства осуществ­ляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, согласно ст. II Договора не подлежит на­циональному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или окку­пации, ни любыми другими средствами. Таким обра­зом, четко устанавливается, что космическое простран­ство является негосударственной, международной тер­риторией (практически в пределах Солнечной системы), правовой режим которой устанавливается соответству­ющими положениями международного права. В основе такого режима - положение о свободе исследования и использования космического пространства всеми госу­дарствами на благо и в интересах всего человечества. Результаты космической деятельности являются общим достоянием человечества.

Далее в Договоре устанавливается, что нормы косми­ческого права являются интегральной частью междуна­родного права в целом и должны применяться с учетом других его положений. Согласно статье III Договора, го­сударства-участники (практически все государства мира) осуществляют космическую деятельность «в соответствии с международным правом, включая Устав Организации


Объединенных Наций, в интересах поддержания между­народного мира и безопасности и развития международ­ного сотрудничества и взаимопонимания».

В развитие этого положения ст. IV Договора предус­матривает, что государства-участники «обязуются не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массо­вого уничтожения, не устанавливать оружие на небес­ных телах и не размещать такое оружие в космичес­ком пространстве каким-либо иным образом».

Луна и другие небесные тела «используются всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях...».

Таким образом, одним из принципов космического права является принцип демилитаризации космичес­кого пространства, включая Луну и другие небесные тела, хотя это не столь очевидно и общепризнанно, посколь­ку имеют место различные толкования соответствую­щих положений Договора, в частности того, касаются ли они любых видов оружия или только оружия массо­вого поражения.

Следующий основополагающий принцип космичес­кого права - международная ответственность государ­ства за любую космическую деятельность, осуществляе­мую под его руководством. Государства-участники До­говора, гласит его статья VI, несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуще­ствляется ли она правительственными органами, или неправительственными юридическими лицами, и за обес­печение того, чтобы национальная деятельность про­водилась в соответствии с положениями, содержащими­ся в настоящем договоре. В случае деятельности в кос­мическом пространстве международной организации, ответственность за выполнение договора несут, наряду с международной организацией, также участвующие в ней государства.


Развивая указанные положения, статья VII Договора предусматривает, что каждое государство, которое осу­ществляет или организует запуск объекта в космичес­кое пространство, а также государство, с территории или с установок которого производится запуск объекта, не­сет международную ответственность за ущерб, причи­ненный такими объектами или их составными частя­ми на Земле, в воздушном или космическом простран­стве другому государству, его физическим или юриди­ческим лицам.



Эти положения действуют с учетом того, что, соглас­но статьи VIII Договора, государство-участник Догово­ра, в регистр которого записан объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль за таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, что характерно и для других междуна­родных пространств.

Государства-участники Договора, в соответствии со статьей IX, осуществляют космическую деятельность таким образом, чтобы избежать вредного загрязнения космического пространства, включая Луну и другие не­бесные тела, а также неблагоприятных изменений зем­ной среды вследствие доставки внеземного вещества.

Наконец, государства-участники Договора рассматри­вают космонавтов как посланцев человечества б космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории дру­гого государства-участника или в открытом море. Кос­монавты, которые совершают такую вынужденную по­садку, должны быть в безопасности и незамедлительно возращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

Таковы основные принципы космической деятель­ности. Как уже указывалось, они уточнены и развиты в других источниках международного космического пра­ва и международного права в целом.


5. Международно-правовая регламентация условий космической деятельности

Космическая деятельность государств непрерывно расширяется по мере развития научно-технических воз­можностей исследования и использования космическо­го пространства, что порождает новые потребности в международно-правовом регулировании такой деятель­ности и, с учетом соответствующих обязательств госу­дарств в регулировании их национальным правом.

Учитывая интенсивное развитие научно-технической революции, прогнозируемое переселение людей на иные космические тела, проблема использования международ­ного космического пространства и его международно-правовой регламентации актуализируется.

В процессе интенсивной деятельности по освоению космического пространства все чаще сталкиваются ин­тересы государств, что объективно затрудняет между­народно-правовое регулирование различных аспектов использования международного космического простран­ства. Однако в настоящее время государствами вырабо­таны основные пути и направления космической дея­тельности, которые либо нашли свое адекватное норма­тивное закрепление в международных договорах многостороннего характера, либо работа по междуна­родной регламентации таких направлений уже ведет­ся. К таким видам деятельности относятся:

Непосредственное телевизионное вещание с кос­мических спутников;

Дистанционное зондирование земли с использова­нием спутников;

Геостационарная орбита;

Использование в космосе ядерных источников энер­гии;

Изучение проблем охраны биосферы земли;

Международный контракт с использованием кос­мических средств;


Медицинские и биологические опыты и наблюде­ния;

Изучение ресурсов других планет с целью изуче­ния возможностей их эксплуатации;

Космическая метеорология и др.

В то же время следует отметить, что ряд положений многих международных соглашений нуждается в опре­деленном разъяснении и конкретизации. Так, напри­мер, этого требует ряд положений Договора о принци­пах космической деятельности.

В соответствии с этим международным актом госу­дарство, в регистр которого записан объект, запущен­ный в космическое пространство, сохраняет юрисдик­цию (властные правомочия) в отношении таких объек­тов, включая их экипаж, во время нахождения в космическом пространстве. Поэтому регистрация кос­мических объектов приобретает весьма существенное

значение.

С учетом этого была разработана и заключена Кон­венция о регистрации объектов, запускаемых в косми­ческое пространство, 1975 года. Конвенция устанавли­вает:

а) термин «запускающее государство» означает: го­сударство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, и государство, с территории ко­торого или из установок которого осуществляется за­пуск космического объекта;

б) термин «космический объект» включает состав­ные части космического объекта, а также средства дос­тавки его и его части;

в) термин «государство регистрации» означает запус­кающее государство, в регистр которого занесен косми­ческий объект в соответствии со статьей II Конвенции.

Согласно этой статье, когда «космический объект за­пускается на орбиту вокруг Земли или дальше в косми­ческое пространство», запускающее государство регист­рирует этот космический объект путем записи в свой соответствующий регистр и информирует Генерально­го секретаря ООН о ведении такого регистра.


Генеральный секретарь ООН, в свою очередь, ведет регистр, в который заносится информация, предостав­ляемая запускающим государством.

Следует учитывать, что указанные положения рас­пространяются: также на любую межправительственную организацию, которая осуществляет космическую дея­тельность с соблюдением соответствующих положений Конвенции, установленных в ее статье VII.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года содержит важные по­ложения, касающиеся принципов космической деятель­ности государств в соответствии с Договором 1967 года. Соглашение объявляет небесные тела и их природные ресурсы «общим наследием человечества» и предус­матривает необходимость установить специальный ре­жим эксплуатации природных ресурсов Луны и дру­гих небесных тел, когда «будет очевидным, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время».

В данном соглашении также предусмотрено, что по­верхность или недра Луны, а также участки ее поверх­ности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправитель­ственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах пер­сонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрыв­но связанные с ее поверхностью или недрами, не созда­ет права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.

В то же время Соглашение предусматривает, что го­сударства имеют право при проведении научных иссле­дований собирать на Луне и других небесных телах об­разцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут исполь­зоваться ими для научных целей. Но желательным яв-


ляется предоставление таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международно­го научного сообщества для проведения научных ис­следований.

Разрешается также использование минеральных и других веществ Луны и иных небесных тел для поддер­жания жизнедеятельности экспедиций.

Соглашение требует от государств принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изме­нений в окружающую природную среду Земли, как вследствие доставки внеземного вещества, так и каким-либо иным путем.

Этой же цели служат"положения Конвенции о зап­рещении военного или любого иного враждебного ис­пользования средств воздействия на природную среду 1977 года, запрещающие применение любых научно-тех­нических средств, в том числе и космических, для воз­действия на погоду и климат Земли, если такие сред­ства могут вызвать ^долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Согласно Договору о принципах 1967 года, государ­ство, в регистр которого занесен объект, запущенный.в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипа­жем этого объекта во время их нахождения в косми­ческом пространстве, в том числе и на небесном теле. Это означает, в частности, что юрисдикция государства запуска распространяется на экипаж запущенного объекта независимо от гражданской принадлежности

его членов.

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года предусматривает обязанность каждой его стороны, которая получает све­дения или обнаруживает, что экипаж космического ко­рабля потерпел аварию, или находится в состоянии бед­ствия, или совершает вынужденную или непреднаме­ренную посадку на территории, находящейся под ее


юрисдикцией, в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, немедленно сообщает об этом власти, осу­ществившей запуск, или немедленно сообщает об этом для всеобщего сведения, а также информирует об этом Генерального секретаря ООН для тех же целей.

Если экипаж космического корабля приземлился на территорию данной стороны Соглашения, она незамед­лительно примет все возможные меры для его спасания и оказания ему всей необходимой помощи. Экипаж ко­рабля должен быть также в безопасности и незамедли­тельно возвращен представителям властей, осуществив­ших запуск.

Если каждая сторона Соглашения, которая получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части возвратились на Землю на тер­риторию, находящуюся под ее юрисдикцией или в от­крытом море, или в любом другом месте, она инфор­мирует об этом власти, осуществившие запуск, и Гене­рального секретаря ООН.

Каждая сторона, в пределах юрисдикции которой обнаружен космический объект или его составные час­ти, по просьбе властей, осуществивших запуск, и с их помощью, если ее попросят, принимает такие меры, ко­торые она сочтет практически осуществимыми для спа­сания этого объекта или его составных частей.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года устанавливает, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, кос­мическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космичес­кого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в том случае, когда ущерб


причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Термин «ущерб» в таком случае означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имуще­ства государств либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций.

Термин «космический объект» охватывает составные части космического объекта, средства его доставки, а также его части.

Это лишь некоторые существенные положения соот­ветствующих общих международных договоров, регу­лирующих космическую деятельность, но из них уже становится ясным, насколько сложным и многогран­ным является объект правового регулирования меж­дународного космического права.

Следует указать, что по-прежнему острой и нерешен­ной является проблема договорного установления гра­ницы между воздушным и космическим простран­ствами.

Существенные разногласия существуют между госу­дарствами по поводу условий непосредственного теле­визионного вещания через спутники для населения го­сударств, которых это касается, в частности об условиях ограждения их народов от попыток использовать такое вещание в целях вмешательства во внутренние дела го­сударств, обострения взаимоотношений между ними. Весьма существенные проблемы остаются не до конца решенными применительно к правовым принципам дистанционного зондирования Земли из космоса, одоб­ренным Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 году, ког­да речь идет о таком зондировании территории иност­ранных государств. Эти принципы полностью не реша­ют проблем заинтересованных иностранных государств, касающихся неиспользования данных об их природных ресурсах вопреки их законным правам и интересам.

В 1975-1976 годах возникла весьма острая пробле­ма, касающаяся правового регулирования условий ис-


пользования геостационарной орбиты, в связи с тем, что группа государств заявила о своих особых правах, вплоть до осуществления своего суверенитета, в отношении уча­стков геостационарной орбиты, расположенных над их территориями. Такие претензии экваториальных стран были отвергнуты другими государствами, но в договор­ном порядке вопрос о геостационарной орбите не уре­гулирован до настоящего времени.

Следует иметь в виду, что выше были обозначены лишь некоторые проблемы, требующие существенных коллективных усилий и многостороннего сотрудниче­ства всех государств в целях их урегулирования на спра­ведливой и взаимоприемлемой основе. Однако возник­новение новых проблем очевидно, так как активное раз­витие научно-технических возможностей в освоении и использовании космического пространства объективно требует адекватного им международно-правового регу­лирования космической деятельности.

Литература:

1. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздуш­ных судов. - М., 1988.

2. Верещагин А.Н. Международное воздушное право. - М., 1966.

3. Жуков Г.П. Космическое право. - М., 1966.

4. Колосов Ю.М., Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. - М., 1984.

5. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики, - М., 1986.

6. Международное космическое право/Отв. ред. А.С. Пи-радов. - М., 1985.

7. Международное космическое право /Отв. ред. Г.П. Жуков и Ю.М. Колосов. - М., 1999.

2. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также использование результатов космической деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.

1. Предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, осуществляется по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также подведомственных им государственных и муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных юридических и физических лиц не позднее 10 рабочих дней со дня обращения.

2. Предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, осуществляется за плату.

Данные и копии данных, содержащиеся в федеральном фонде данных, предоставляются бесплатно:

Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях использования данных и копий данных при осуществлении ими своих функций или реализации ими своих полномочий;

Юридическому лицу независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения ими контракта на закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. При этом данные и копии данных предоставляются только в объеме, необходимом для исполнения такого контракта.

3. Порядок определения размера платы за предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата, получаемая за предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, зачисляется в доход федерального бюджета.

4. Порядок предоставления данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, устанавливается уполномоченным органом по космической деятельности и включает в себя в том числе форму заявки о предоставлении данных и копий данных, порядок и способы ее подачи, а также порядок внесения платы за предоставление данных и копий данных.

Постановление от 20 февраля 2018 г. по делу № А60-35313/2017

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

К основным направлениям космической деятельности относятся: научные космические исследования; использование космической техники для связи, теле- и радиовещания; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогсодсзичсских систем; пилотируемые КА; использование космических техники, материалов и технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.

Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.

В соответствии с принятыми направлениями космической деятельности сформулированы цели, которые охватывают всю сферу национальных интересов России.

Цели космической деятельности России. Целями космической деятельности России являются:

  • - содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения страны путем рационального и эффективного использования космических техники, материалов и технологий, а также расширения масштабов их использования;
  • - укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
  • - содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
  • - дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
  • - развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.

К особенностям космической деятельности следует отнести:

  • - осуществление ее с помощью принципиально новых средств ракетно-космической техники;
  • - использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность;
  • - результаты космической деятельности, в использовании которых заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять се самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств;
  • - запуски космических аппаратов и их возвращение на Землю, которые могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря;
  • - космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Принципы космической деятельности России отвечают поддержанию мира и международной безопасности, взаимовыгодного и равноправного сотрудничества государств независимо от их политической ориентации и экономического развития. Особо отмечается стремление России к широкому использованию достижений оборонных отраслей в решении ряда федеральных задач.

Принципы космической деятельности России. Космическая деятельность России осуществляется в соответствии со следующими принципами :

  • - содействие поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники;
  • - поощрение привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации;
  • - обеспечение безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды;
  • - равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области космоса;
  • - международная ответственность Российской Федерации за осуществление космической деятельности;
  • - рациональное сочетание и сбалансированное развитие космических техники и технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - космическая техника двойного назначения. - Прим. авт.).

Не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.

Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законами требований охраны государственной тайны, служебной и коммерческой тайны, а также результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них.

Законом о космической деятельности России установлена система ограничений деятельности по исследованию и использованию космического пространства с точки зрения обеспечения «стратегической и экологической» безопасности страны. В частности, запрещается:

  • - вывод в космическое пространство и испытание ядерного оружия и любых других видов ОМУ;
  • - воздействие на природную среду в космосе или из космоса в военных или враждебных для других государств целях;
  • - использование Луны и других небесных тел в военных целях;
  • - преднамеренное создание непосредственной угрозы для безопасности космическим объектам других государств и преднамеренная их ликвидация.

Анализ перечисленных ограничений свидетельствует о том, что они лишь подтверждают те запретительные положения, которые содержат основные международно-правовые нормы, регламентирующие деятельность по исследованию и использованию космического пространства, никак их нс развивая и нс конкретизируя. Следует также отметить, что российский Закон о космической деятельности не допускает любой иной космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации, запрещенной международными договорами.

Нынешняя военно-космическая деятельность весьма слабо регламентируется международным правом, в том числе и космическим. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

  • 1. Относительно недавнее использование космического пространства, в том числе и в военных целях. Это обусловливает непризнание государствами необходимости развития всеохватывающих правовых норм военно-космической деятельности (реальные перспективы их появления в ближайшем будущем остаются весьма туманными).
  • 2. До настоящего времени юридически не определен и в международном праве не закреплен термин «военно-космическая деятельность». Многообразие его толкования определяется тем, что такая деятельность может рассматриваться как обеспечивающая интересы человечества (с точки зрения поддержания стратегической стабильности и международной безопасности). В то же время се дестабилизирующие функции способны вывести международное сообщество на качественно новый виток гонки вооружений со всеми вытекающими отсюда негативными военно-стратегическими, политическими, технико-экономическими и прочими последствиями.
  • 3. В международном космическом праве отсутствует однозначная и исчерпывающая интерпретация понятия «деятельность в мирных целях». Так, например, военная разведка из космоса вполне может рассматриваться как деятельность в мирных целях, содействующая делу предотвращения военной экспансии посредством обеспечения международного сообщества исчерпывающей информацией о ситуациях в «горячих точках» планеты.

Исходя из сказанного, под военно-космической деятельностью следует понимать деятельность, связанную с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в интересах обороны и национальной безопасности страны.

Цели военно-космической деятельности России. К таким целям следует отнести:

  • - укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;
  • - достижение стратегических целей посредством создания условий информационного превосходства за счет доминирующих позиций в области сбора, обработки и распределения информации;
  • - поддержание высокой боевой готовности своих Вооруженных сил.

Основные задачи военно-космической деятельности России. Задачами военно-космической деятельности России являются:

  • - обеспечение статуса свободы космоса и защита в нем интересов национальной безопасности Российской Федерации;
  • - расширение возможностей Вооруженных сил России по организации управления, связи разведки и наблюдения и интеграции;
  • - информационное обеспечение войск и усиление их боевых возможностей;
  • - достижение космического и информационного превосходства;
  • - сдерживание угрозы, предупреждение, а при необходимости и защита от нападения противника;
  • - обеспечение потребностей военного и разведывательного характера в мирное время и в условиях кризиса, а также на всех этапах развития конфликта;
  • - контроль за распространением ядерного оружия и др.

Сегодня все ведущие страны мира пришли к пониманию своих

геополитических интересов в космосе и резко активизировали космическую деятельность, в том числе и в военных целях. В космической политике, проводимой ими, отмечается, что космос является такой же сферой, как суша, море или воздух, в которой будут осуществляться военные операции в интересах обеспечения национальной безопасности страны. Способность беспрепятственно выходить в космос и использовать его относится к категории жизненно важных национальных интересов этих стран.

Без космической деятельности сейчас немыслимо экономическое и социальное развитие государств. В настоящее время на орбитах находится более 700 КА, общая стоимость которых превышает 100 млрд дол. США. Число КА будет расти. При этом некоторые государства считают, что одним из путей обеспечения безопасности КА является размещение на орбите оружия. Такая позиция этих государств несовместима с основополагающими принципами Устава ООН о неприменении силы в международных отношениях. Она направлена на то, чтобы дестабилизировать существующую международно-договорную базу по использованию космического пространства в мирных целях, подорвать стратегическую стабильность и дать старт очередному витку гонки вооружений - на этот раз в космосе. Эти шаги не могут нс вызвать серьезной обеспокоенности у мирового сообщества.

Можно сказать, что процесс интенсивной милитаризации космического пространства уже начался. Отправная точка - выход США из Договора по ПРО 1972 г., который не допускал бесконтрольное размещение наступательных и оборонительных вооружений ведущих ракетно-ядерных держав.

Необходимо отметить, что развертывание в космосе противоспутникового оружия и ударных космических вооружений создаст реальную угрозу нс только для запускаемых баллистических ракет, но и для любых пилотируемых и непилотируемых КА военного и гражданского назначения, которые до сих пор остаются слабо защищенными с точки зрения международного космического права. Это связано с тем, что пока не заключены международные соглашения о запрете развертывания противоспутниковых систем, не квалифицированы и не запрещены меры враждебного воздействия в отношении указанных КА. Нетрудно предположить, что в случае начала боевых действий в космосе в первую очередь подвергнутся воздействию информационные космические системы. Поэтому так остро и стоит вопрос о полном запрещении использования космического пространства в военных целях.

Демилитаризация космического пространства - установление в космическом пространстве международно-правового режима, который запрещает размещение в нем военных объектов и военного персонала в мирное время. Данный режим предполагает следующее.

  • 1. Разработку вопросов, связанных с предотвращением гонки вооружений в космическом пространстве, а именно:
    • - о предотвращении создания и размещения космических систем вооружений;
    • - об изменениях существующих соглашений, связанных с испытанием и размещением оружия в космосе;
    • - о будущих инициативах политического руководства, связанных с недопущением превращения космоса в театр военных действий;
    • - о механизме контроля использования спутников двойного назначения, решающих задачи в интересах вооруженных сил.
  • 2. Разработку мер укрепления доверия, в том числе:
    • - мер, предназначенных для повышения степени транспарентности предпусковой деятельности, включая инспекцию спутников до запусков;
    • - мер в рамках «правил дорожного движения», включая правила, касающиеся космических обломков, регулирующие космические маневры и т.д.;
    • - мер, необходимых для осуществления контроля в рамках планируемого «кодекса поведения», включая наблюдение за космическим движением и «институционные» меры.

В настоящее время мировым сообществом достигнут ряд соглашений по запрещению размещения в космическом пространстве объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. На сегодняшний день усилия международного сообщества направлены на международно-правовое запрещение испытаний и развертывание в космическом пространстве противоспутникового оружия, способного повреждать, выводить из строя и уничтожать космические системы государств, обслуживающие их вооруженные силы.

Использование подобного рода систем квалифицировалось бы с точки зрения международного права как вооруженное нападение на другое государство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Лишь после запрета противоспутникового оружия можно говорить об установлении в космическом пространстве международно-правового режима полной демилитаризации, исключающего из этого пространства в мирное время любые виды оружия.

Таким образом, по действующим международным обязательствам государств в космическом пространстве запрещено размещать отдельные виды оружия , что с точки зрения международного права может быть квалифицировано как установление в этом пространстве режима частичной демилитаризации.

Существующий сегодня международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе вопросов военно-космической деятельности, не успевает за развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также не в полной мере способны обеспечить эффективный контроль за развитием космических вооружений.

В этих условиях необходимо решить три ключевые задачи международного сотрудничества, без чего немыслима всеобщая и устойчивая безопасность:

  • 1) укрепление и развитие существующих международно-правовых механизмов, обеспечивающих снижение уровня противостояния сторон и предупреждающих риск возникновения конфликтов в космическом пространстве;
  • 2) создание международно-правового режима по контролю за распространением технологий производства принципиально новых вооружений на основе сопряжения космических информационных систем с существующими боевыми системами и комплексами;
  • 3) совершенствование международной системы обеспечения коллективной безопасности.

Поэтому усилия мирового сообщества целесообразно направить на международно-правовое регулирование создания и развертывания в космическом пространстве любых видов оружия, которое обеспечит установление в космическом пространстве режима недопущения гонки вооружений.

Кроме того, в целях дальнейшего недопущения милитаризации космического пространства представляется целесообразным проведение следующих мероприятий.

  • 1. Заключение многосторонних международно-правовых соглашений, запрещающих испытание и развертывание в космическом пространстве любых видов оружия.
  • 2. Заключение международного соглашения об иммунитете искусственных спутников Земли.
  • 3. Определение и контроль пороговых значений количества КА в информационных ОГ, потенциально используемых в контуре боевого управления оружием.
  • 4. Создание международного космического инспектората и арбитражных органов космической инспекции.
  • 5. Разработка «кодекса поведения» в космическом пространстве, в том числе запрет опасных маневров, маневров преследования и опасных сближений, соблюдение минимальных дистанций между космическими объектами и т.д.
  • 6. Достижение возможности инспектирования космических запусков в ходе их подготовки и проведения на соответствующих космодромах и полигонах и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что распространение на космос гонки вооружений нс может укрепить чью-либо безопасность. Создание систем оружия на основе широкого использования в их составе космических средств может привести к увеличению масштабов и числа участников военных конфликтов, так как космос является умножителем возможностей вооруженных сил государств. При этом государства, имеющие значительный космический потенциал, будут обладать серьезными стратегическими преимуществами перед другими странами. Для решения этих проблем необходимо плодотворное конструктивное сотрудничество всего мирового сообщества под эгидой ООН.

В космическом пространстве целесообразно установить международно-правовой режим, который исключал бы следующее:

  • - ведение в космическом пространстве боевых операций, поражение объектов на Земле и в воздушном пространстве с помощью оружия космического базирования;
  • - поражение космических объектов с помощью оружия наземного, морского и воздушного базирования;
  • - пролет через космическое пространство баллистических ракет одного государства для нанесения удара по наземным военным объектам противника;
  • - поддержку военных операций с помощью космических систем.

Запрещение подобного рода действий исключит превращение космического пространства в театр военных действий и плацдарм вооруженного нападения на другие государства.

Основой для осуществления нейтрализации космического пространства является действующий в международном праве принцип неприменения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Тем самым государствам - членам ООН вменяется в обязанность воздерживаться в своей космической деятельности от любых враждебных действий, разрешать конфликты и споры допускается исключительно мирными средствами. Это, в частности, означает недопустимость любого насильственного вмешательства в правомерную деятельность автоматического или пилотируемого космического объекта другой страны путем уничтожения или повреждения такого объекта, его захвата или смещения с орбиты.

В соответствии со ст. 51 Устава ООН каждое государство обладает неотъемлемым правом на индивидуальную или коллективную самооборону, оно может воспользоваться этим правом, если только произойдет вооруженное нападение извне, и продолжать самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Но поскольку околоземное космичсское пространство не объявлено еще исключенным из сферы военных действий и не принят режим нейтрализации космоса, то, согласно действующим нормам международного права, следует признать правомерность использования космического пространства для нанесения ответного удара по агрессору в процессе законной самообороны.

Запрещение противоспутникового оружия. Предметная область дискуссии в рамках данной проблемы сводится к четырем основным вопросам: полное запрещение противоспутникового оружия; ограничение противоспутникового оружия; запрещение противоспутникового оружия в сочетании с обеспечением иммунитета КА; уничтожение существующего противоспутникового оружия, а также ликвидацию существующих систем такого оружия.

Идея полного запрещения противоспутникового оружия при обсуждении на Конференции по разоружению имела немало сторонников. Последние предложения по этому вопросу можно суммировать в виде инициативы многих стран мирового сообщества по разработке договора, запрещающего разработку, испытание и развертывание всякого противоспутникового оружия, а также ликвидацию существующих систем такого оружия.

Тем не менее в позиции некоторых государств существовали заметные различия. Так, одна группа стран отнеслась к режиму запрещения противоспутникового оружия весьма скептически, аргументировав это многообразием типов непротивоспутниковых систем с противоспутниковым потенциалом (системы ПРО, баллистические ракеты, оружие на новых физических принципах), сложностями решения верификационных вопросов, отсутствием прогресса на двусторонних переговорах между Россией и США в данной области. Другие страны (Австралия и Канада) рассматривают этот режим как составную часть процесса поддержания стратегической стабильности, а значит, и решение всех связанных с ней проблем, по их мнению, должно проходить в рамках двусторонних российско-американских переговоров, а роль остальных стран сводится к оказанию всяческого содействия данному позитивному процессу.

Существует третье направление решения проблемы запрещения противоспутникового оружия: запрещение соответствующих систем, с одной стороны, и обеспечение иммунитета КА - с другой.

Это направление предполагает:

  • - запрещение применения силы в отношении любого космического объекта;
  • - предупреждение преднамеренного уничтожения космических объектов;
  • - запрещение создания помех для нормального функционирования любого космического объекта;
  • - запрещение разработки, производства и размещения противоспутникового оружия;
  • - уничтожение под международным контролем любого противоспутникового оружия, которое, возможно, уже существует.

Прямого запрета на проведение испытаний противоспутниковых систем в действующих сегодня соглашениях нс содержится. Односторонний мораторий, объявленный в 1983 г. Советским Союзом на вывод в космическое пространство этого вида оружия, не повлиял на проведение США в 1984 г. испытания противоспутниковой системы «Асат» {ASAT - Anti Satellite). Тем не менее Российская Федерация, как правопреемница СССР, продолжает соблюдать мораторий. Что касается США, то их отношение к международно-правовой регламентации противоспутниковой деятельности в целом негативное.

Стремясь сдвинуть проблему с мертвой точки, многие государства выступили с идеей обеспечения «иммунитета» искусственных спутников Земли (ИСЗ). Среди них Нидерланды, Канада, Австралия, Аргентина, Польша, Венгрия, Болгария, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония, Индонезия, Пакистан, Шри- Ланка. Вопрос неприкосновенности ИСЗ, или их «иммунитета», так и остался на стадии обсуждения.