Если заказчик отказался от заключения контракта. Заказчик признал уклонившимся от заключения контракта Признании победителя уклонившимся от заключения контракта

, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4 , пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

7. В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7 , части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4 , части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.

11. Блокирование денежных средств на специальном счете победителя в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе прекращается в сроки, установленные частью 8 статьи 44 настоящего Федерального закона.

12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

13. Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

14. В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

15. Участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Если заказчик отказался от заключения контракта

Если заказчик отказался от заключения контракта с победителем

В соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.

Положительным фактором является то, что такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы ФЗ-44. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.

В каких случаях заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем?

Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе - это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.

Какая информация, предоставленная участником, может быть проверена заказчиком и явиться поводом для отказа в подписании контракта?

В первую очередь, информация, касающаяся основных требований, предъявляемых ко всем участникам системы государственных закупок. Выявление госзаказчиком фактов нарушения таких требований является неоспоримым основанием для отказа поставщику, победившему в конкурсе, в подписании контракта.

К требованиям, выполнение которых является обязательным, относятся:

  • На момент подачи заявки для участия конкурсе или аукционе не должна быть инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Кроме того, деятельность организации не может быть приостановлена в соответствии со статьей 3.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Участник не должен иметь задолженность за прошедший год по налогам и сборам, а также иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер просроченной задолженности перед бюджетами, при наличии которой возможно получение отказа в заключении госконтракта, должен превышать 25 процентов балансовой стоимости всех активов компании-участника на последнюю отчетную дату. Долг в размере менее 25 процентов активов по последней бухгалтерской отчетности не может являться достаточной причиной для незаключения контракта с победителем.

Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки. Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;

  • Руководитель (генеральный директор или иное уполномоченное лицо) участника-победителя, члены его действующего исполнительного органа, а также главный бухгалтер не могут иметь судимости за преступления в финансовой сфере, либо такая судимость должна быть соответствующим образом погашена или снята. Аналогичное требование об отсутствии судимостей по экономическим правонарушениям касается участников государственных торгов, являющихся физическими лицами;
  • Если результатом исполнения государственного контракта становится приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной собственности, то исполнитель на момент подачи заявки для участия в конкурсе должен обладать такими правами;
  • Между участником закупки и государственным заказчиком должны отсутствовать какие-либо связи, предусматривающие наличие конфликта интересов. Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика (исполнительный орган, руководитель, иное уполномоченное лицо) является супругом\супругой или близкими родственниками представителя (выгодоприобретателя) компании - победителя конкурса.

Нормативными актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к поставщикам , при выявлении несоблюдения которых победителем конкурса заказчик вправе отказаться от заключения контракта с ним. Такие требования актуальны для конкурсов, предусматривающих ограничение участия, закрытых конкурсов, а также двухэтапных конкурсов. Так, заказчик вправе контролировать:

  • Наличие у поставщика достаточного объема финансовых ресурсов, которые могут быть необходимы для своевременного и полного исполнения обязательств исполнителя по государственному контракту;
  • Наличие основных средств, оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых невозможно качественное выполнение работ или оказание услуг, предусмотренных госконтрактом;
  • Наличие в штате квалифицированного и профессионального персонала, который будет задействован при выполнении работ;
  • Наличие положительной деловой репутации и достаточного опыта работы в сфере работ и услуг, в которой планируется заключить договор на государственную закупку.

Если исполнитель для участия в конкурсе предоставил недостоверные сведения, касающиеся наличия у него всех необходимых ресурсов, гарантирующих выполнение обязательств по контракту, и победил в конкурсе, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с таким победителем. Такой отказ будет являться обоснованным и оспорить его не представится возможным.

Конкурсная документация по госконтракту также может содержать требование заказчика об отсутствии участника конкурса в реестре недобросовестных поставщиков. Если выяснится, что победитель ранее был внесен в этот перечень, государственный или муниципальный заказчик вправе не подписывать договор и продолжить поиск исполнителя для осуществления работ. В реестре недобросовестных поставщиков также должна отсутствовать информация об исполнительном органе участника и его учредителях.

Существуют некоторые особенности и при заключении договоров на выполнение отдельных работ и услуг. Так, при заключении контракта на предоставление аудиторских услуг, либо прочих услуг, связанных с консультированием, заказчиком могут быть установлены и дополнительные требования strong>, прямо не перечисленные в ФЗ-44. Их нарушение также может стать причиной отказа от заключения контракта с победителем. Стоит внимательно ознакомиться с контрактной документацией, которая должна содержать исчерпывающий перечень требований к участнику конкурса на предоставление таких услуг.

Также если контракт предусматривает поставку лекарственных средств, то отказ от заключения договора с победителем может быть осуществлен по нескольким основаниям:

  • не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарственного препарата, реализуемого по планируемому к заключению госконтракту;
  • цена закупки такого препарата превышает предельную отпускную, с поставщиком проведены переговоры, но он отказывается от ее снижения.

Все дополнительные требования, которые предъявляет госзаказчик к потенциальному исполнителю госконтракта, должны в обязательном порядке содержаться как в извещении об осуществлении закупки, так и в конкурсной документации. Отсутствие полного перечня требований, несоблюдение которых является основанием для отказа в заключении договора с победителем, является нарушением Закона о контрактной системе.

Еще одной распространенной причиной, по которой в заключении контракта победителю может быть отказано является непредставление обеспечения исполнения контракта или предоставление обеспечения, которое не соответствует конкурсной документации и требованиям 44-ФЗ. В случае, если обеспечение не предоставлено в срок и в форме, предусмотренной конкурсной документацией, компания-победитель считается уклонившейся от заключения контракта. Контракт с такой компанией не заключается, и организация попадает в перечень недобросовестных поставщиков.

При выборе формы обеспечения исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии исполнителю важно тщательно ознакомиться со всеми требованиями закона и конкурсной документации, которые предъявляются к такому виду обеспечения. Несоответствие формы и содержания банковской гарантии заявленным заказчиком требованиям - одна из частых причин отказа от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе.

Заключение государственного контракта с победителем по результатам конкурса может не состояться и по причине несоблюдения участником сроков и обязательств по подписанию госконтракта. Правила подписания госконтрактов, регламентируемые 44-ФЗ гласят, что победитель конкурса должен в обязательном порядке подписать государственный контракт в срок, не превышающий 10 рабочих дней. И не только подписать, но и направить все подписанные экземпляры документов заказчику. Кроме подписанного контракта заказчик в десятидневный срок должен получить подтверждение информации о предоставлении обеспечения исполнения контракта, предусмотренного конкурсной документацией. Исполнитель, не соблюдающий сроки подписания госконтракта и предоставления обеспечения, считается уклонившимся от подписания договора. Кроме невозможности подписать контракт, конкурс по которому уже выигран, такой участник, с высокой долей вероятности, может попасть в перечень недобросовестных поставщиков, что влечет собой риск потери доступа к участию в системе госзакупок. Кроме того, заказчик вправе обратиться в суд и взыскать с участника убытки, которые обусловлены отказом последнего от заключения контракта. Контракт в таком случае будет заключен с участником торгов, заявке которого по результатам конкурса был присвоен второй номер.

Для того, чтобы предотвратить возникновение ситуации, при которой участник-победитель имел намерение заключить государственный контракт и начать выполнение работ по нему, но не успел предоставить все необходимые документы в срок, стоит внимательнее отнестись ко всей процедуре подписания контракта. Часто государственный заказчик намеренно затягивает согласование версии государственного контракта, что приводит к невозможности для участника подписать контракт в положенный срок. Участнику-победителю стоит внимательнее отнестись к соблюдению всех сроков, предусмотренных 44-ФЗ, в том числе к обязательствам заказчика.

Обязанности заказчика при отказе от заключения контракта

Обоснованно отказываясь от заключения контракта с победителем, государственный или муниципальный заказчик обязан соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством в сфере госзакупок.

Отметим еще раз, что госзаказчик не вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса без объяснения причин. Закон о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень мотивов, по которым в заключении контракта победителю может быть отказано и обоснование заказчика в отказе должно содержать только те причины, которые регламентированы законом.

Какие действия должен предпринять заказчик, приняв решение, что контракт с участником-победителем заключен не будет?

При выявлении государственным заказчиком причины, по которой госконтракт с победителем не может быть заключен, заказчик обязан в срок, не превышающий один рабочий день, сообщить об этом участнику посредством размещения в единой информационной системе соответствующего протокола об отказе в заключении договора. Такой протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, реквизиты исполнителя, с которым госзаказчик отказывается заключить контракт, а также обоснованную причину такого отказа. Заказчик обязан также приложить документы, которые подтверждают существование мотива, по которому в заключении контракта отказано. Кроме размещения протокола в единой информационной системе, в течение двух рабочих дней с даты его подписания заказчик должен направить такой протокол победителю.

Следующий шагом, который обязан предпринять заказчик, является возврат обеспечения. Обеспечение заявки, перечисленное исполнителем на счет заказчика для участия в конкурсе, должно быть возвращено участнику, договор с которым подписывать не планируется, в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Задержка возврата обеспечения является достаточным основанием для предъявления участником претензии госзаказчику.

Обжалование отказа государственного заказчика от заключения контракта с победителем

Отказ государственного заказчика от подписания контракта с компанией, победившей в конкурсе, в соответствии со ст. 31.12 Закона о контрактной системе может быть обжалован в порядке, предусмотренном этим же федеральным законом, в котором регулированию процедур обжалования неправомерных действий государственных и муниципальных заказчиков посвящена Глава 6.

Обжалование неправомерных действий госзаказчика, связанных с отказом в подписании госконтракта, возможно до истечения срока заключения соответствующего контракта.

Закон 44-ФЗ предусматривает ряд требований, предъявляемых к жалобе, которую может составить участник на незаконные действия госзаказчика.

Во-первых, такая жалоба может быть подана только в письменной форме. Форма жалобы - произвольная, но с указанием всех необходимых данных, предусмотренных 44-ФЗ;

Во-вторых, основными и необходимыми реквизитами документа являются: данные компании-участника: фирменное наименование, место нахождения, все контактные данные, а также аналогичные сведения о компании-заказчике. Участник должен подробно описать суть обжалуемых действий с указанием всех необходимых для рассмотрения жалобы подробностей. Кроме того, жалоба должна содержать все реквизиты закупки, по которой она составляется.

В-третьих, к составленной должным образом жалобе необходимо приложить все документы, подтверждающие ее обоснованность. Такие документы должны являться приложением к жалобе и быть перечислены в ней.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом участника. В обязательном порядке необходимо приложить копию документа¸ который подтверждает полномочия лица, подписавшего жалобу.

Стоит отметить, что оформление жалобы с нарушением требований 44-ФЗ может являться основанием для отказа в ее рассмотрении. Кроме того, причиной отказа может стать ее подписание лицом, которое не уполномочено участником на осуществление таких действий. Поданная по истечении возможного срока подачи жалоба также не будет рассмотрена. Возврат жалобы без рассмотрения возможен в течение двух рабочих дней с даты ее подачи. Отказ в рассмотрении должен быть письменным и содержать причины, по которым осуществлен возврат.

Таким образом, Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает следующие основные принципы регулирования возможности госзакачика отказаться от заключения контракта с победителем:

  • Отказ от заключения госконтракта с участником, победившим в конкурсе, ни в коем случае не может являться необоснованным. Подробное обоснование причин отказа должно содержаться в соответствующем протоколе об отказе в заключении контракта. Государственный или муниципальный заказчик обязан опубликовать такой протокол в единой информационной системе в срок не более одного рабочего дня с даты его подписания. Такой протокол должен быть также направлен участнику в течение двух рабочих дней.
  • Поводами для отказа могут быть только причины, предусмотренные законодательством, регулирующим госзакупки, либо соответствующей конкурсной документацией. Следует внимательно отнестись к выполнению всех основных и обязательных требований, предъявляемых к участникам системы госзакупок, а также тщательно ознакомиться с условиями конкурсной документации.
  • Одной из распространенных причин для отказа в подписании договора является несвоевременное и (или) несоответствующее требованиям предоставление обеспечения исполнения обязательств по госконтракту. Поэтому стоит изучить все требования к обеспечению и позаботиться об его оформлении заранее, чтобы в случае победы в конкурсе успеть предоставить его в положенный законодательством срок.

Все незаконные и необоснованные действия, бездействие или не предусмотренные законодательством требования государственного или муниципального заказчика могут быть обжалованы в порядке, установленном 44-ФЗ. Несмотря на то, что данный закон действует не так давно, уже существует практика обжалования подобных действий, которая показывает, что суды и регулирующие госзакупки органы часто принимают сторону компании, которой незаконно было отказано в заключении контракта. Вместе с тем, если отказ являлся обоснованным, то его обжалование не принесет желаемых результатов. В связи с этим важно знать все требования законодательства о госзакупках и не допускать их нарушения.

Возможно, моя радость покажется многим чрезмерной. Выиграно не судебное дело, а всего лишь получено положительное решение Самарского УФАС России по обращению об уклонении ООО от заключения муниципального контракта и включению в Реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации об ООО.

Сложность ситуации была в том, что нет подобной практики в нашей области. Да и изучив общероссийскую практику ФАС также не нашёл подобных ситуаций. Возможно, плохо искал.

По результатам аукциона в электронной форме был определён победитель. Заказчик направил через электронную торговую площадку проект контракта победителю. В установленные законом сроки проект контракта подписан не был, также не был направлен протокол разногласий.

В соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Основной проблемой было определить, каким же образом признать победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта. В этом отношении Федеральным законом 44-ФЗ не установлена ни форма признания победителя уклонившимся, ни должностное лицо, правомочное на подписание такого документа.

В итоге было принято решение сформировать протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта, который подписывался комиссионно. Здесь опять возникала проблема, каким образом подтвердить правомочность подписания такой комиссией указанного документа. Решили совместно с руководством, что утверждать состав комиссии не будем, просто соберёмся, примем решение и запротоколируем его.

Все документы я подготовил (как сотрудник уполномоченного на размещение муниципального заказа органа - управления торгов администрации городского округа), «комиссия» подписала. В состав комиссии решили включить руководителя управления торгов, юриста от заказчика, директора учреждения-заказчика. Подготовленные документы направлялись в Самарское УФАС России от лица заказчика, т.к. именно заказчик правомочен их направлять.

Возможно, кому-то пригодится форма протокола признания уклонившимся от заключения контракта победителя электронного аукциона и таблица со сведениями, необходимыми для предоставления в ФАС. Таблица и протокол мои собственные наработки.

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах.

Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски. Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта. Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.

Как оттянуть подписание контракта?

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Последствия неподписания контракта участником

Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок. Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке. Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

Процесс применения санкций к "уклонисту"

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

Как избежать занесения в РНП?

В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.

Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт. Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.

Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе. В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения. Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.

Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам. Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации. В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа

1. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона .

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

5. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.