Темы классных часов по правам ребенка. Классный час о правах и обязанностях ребенка "лучше знать, чем догадываться"

КЛАССНЫЙ ЧАС

«РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА»

Цели:

Оборудование : презентация.

Слово учителя:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Стихотворение

Обязанности и права, ты должен знать,
Как дважды – два.
В наш, бурный, век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим: ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Государство защищает права ребёнка. Все они записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка».«Конвенция о правах ребенка» Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. До скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

На доске пишется 4 варианта ответов:

до 14 лет;

до 16 лет;

до 18 лет;

до 21 года.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся отвечают) Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Чтение стихов с иллюстрированием прав ребенка

1. Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:

"Я – полноправный страны гражданин!”
право на жизнь


2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.
Право на сохранение семейных связей


3.Есть еще такое право
помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.
Право на досуг


4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.
Право на защиту от физического и психологического насилия


5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.
Право на мед. помощь


6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.
Право на образование


7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.
Право на образование


8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать
. Право на качественное и полезное питание


9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.
Право на равные права всех детей

10.Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
Право на заботу со стороны взрослых

11.К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Можно ли выделить среди прав главные? Какие?

В каких сказках есть нарушение прав какого-либо героя?
- А теперь ответим на более сложные вопросы.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?
В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)

Игра «Наши права»

Вопросы игры разделены на 5 категорий.

За правильный ответ даётся 1 балл.

В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.

Действия в соответствии с законом. (Обязанность)

Законные возможности. (Права)

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)

Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)

Открытое столкновение. (Конфликт)

Норма, поддерживаемая государством. (Закон)

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)

Какое право говорит о том, что ребенок не может расти без взрослых? (право на заботу со стороны взрослых)

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее, среднее)

Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?(До 14 лет)

С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?(С 16 лет)

Вверх по радуге”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаешь вниз, как с горки. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства улучшатся.

Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

Какие преступления были совершены в сказке “Золотой ключик”?

Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –

Дюймовочку).

Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Подведение итогов, рефлексия

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вы запомнили?

В каком международном документе записаны права детей?

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

классного часа «Ребенок и его права».

Общие сведения

Название мероприятия классного часа «Ребенок и его права».

Классы:2,3 классы

Организаторы мероприятия:

классные руководители: Шалова А.М. Скидан Т.И

Вид деятельности : классный час.

Цели:

- познакомить детей с основными положениями Конвенции;

- соотнести права и обязанности детей;

- способствовать осознанию ответственности за свои права;

- формировать положительное отношение к правам других.

Анализ хода классного часа.

Для проведения был составлен конспект классного часа с учетом возрастных особенностей. Все ученики данных классов были включены в проведение мероприятия. Узнали, как называются главные документы «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», и о том какой нужен документ, чтобы защитить себя.

Читали стихи о правах детей. Через сказки и сказочных героев узнали, какие права в жизни мы нарушаем.

Играли в иргу «Наши права», в которой закрепили знания о правах.

Общая оценка классного часа.

Классным руководителям в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Для данного возраста воспитательная ценность проведенной работы очень велика.

КГОБУ Лесозаводская КШИ

Учитель: Потапова Мария Михайловна

Урок по обществознанию

«Права ребенка »

Цель : Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, что мы уже взрослые, умные, дисциплинированные. Для этого вам надо хорошо себя вести, не кричать с места, вести себя достойно.

2. Звучит гимн России (слайд 1)

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны - гимн России.

Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

3. Основная деятельность учеников. (учеба)

4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

"Права ребенка"

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

В этом ему помогает Конституция РФ.

(слайд 3) Конституция РФ - основной закон в котором перечислены все наши права.

Главное право человека - право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Конвенция - это соглашение между государствами, а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.

Запишите в тетрадь определение.

В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны,которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.

Какие же права детей вы знаете?

Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)

В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!

Ребята, давайте поиграем.

- Игра «Имена»

Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.

Я начинаю первой: Мария- мудрая

Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.

Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.

А, что еще там записано? Кто знает? (родители)

Правильно. (слайд 5)

Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)

- Консультация - это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Запишите определение в тетрадь.

- Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»

Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)

К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».

- К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?

Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка - ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

- Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.

- Гарри Поттер , просит разъяснить такую ситуацию:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)

Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)

Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.

Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)

Прочитайте строчки из текста.

Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)

Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.

На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.

(ответы детей)

Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»

-Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.

- Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)

4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)

Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.

Победила дружба!

У каждого человека не только права, но и обязанности.

Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.

Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.

Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга - единственный способ решения любого конфликта.

Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:

Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.

ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.

Спасибо за урок.Молодцы,сегодня хорошо работали все ребята.

Игра- путешествие «Права детей»

Цели: в игровой форме познакомить учащихся с правами детей, которые записаны в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ, формированию коммуникативной компетентности, культуры участия в игре.

Оборудование:

Текст Конвенции о правах ребенка;

Декорации и костюмы для инсценировок;

Рисунки с изображением сказочных героев;

Маршрутные листы;

Выставка литературы.

Участники: воспитанники разновозрастной группы, возраст детей - от8 до 16 лет.

Место проведения: музыкальный зал

Длительность игры : 60 мин.

Подготовка к игре: группа делится на команды по 2-3 человека; каждая команда получает маршрутный лист (см. приложение), в соответствии с которым путешествует по сказочным станциям.

Ход игры.

В начале игры команды строятся на линейку. Ведущий раздает маршрутные листы и объясняет условия игры- путешествие от одной сказочной стации к другой. Подчеркивается, что время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.

Ведущий. Сегодня нашу игру мы посвятим теме «Права Ребёнка». Это связано с важной датой -20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию очень важного документа-Конвенции о правах ребёнка.

ООН- организация Объединённых Наций возникла после Второй мировой войны,

которую развязала фашистская Германия, и в результате погибло более 50 млн.

человек, было разрушено множество городов, сёл и деревень.

статьи:

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну

переписки.

Станция 1. «Право на жизнь»

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Ответы учащихся.)

Ведущий. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)

Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

(Сердито смотрит на зеркальце.)

Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. (Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)

Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам! (Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась...

Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала...

Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Ведущий. Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?

Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (Ведущий оценивает ответы детей, заполняет маршрутный лист.)

Станция 2. «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»

Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты».

1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.

1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!

2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?

1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

Ведущий. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые - могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.

Что вам нужно делать, как вы думаете? Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)

Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!

Дети. Нет, все равно не пойдем!

Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!

Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!

Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)

Ведущий. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!

Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!

Ведущий. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.

Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.

Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

(Ведущий заполняет маршрутный лист.)

Станция 3. «Право на защиту от разлучения с родителями»

Ведущий. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.

Дети. «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева».

Ведущий. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?

Кто поможет вам, если случится беда? (Ответы детей.)

Ведущий. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.

Скажите, кого мы называем ребенком?

Завершение игры

Пройдя все станции, команды сдают свои путевые листы жюри, которое состоит из актеров, играющих в сценках. После подсчета баллов ведущий объявляет победившую команду. Кроме того, члены жюри на станциях определяют учащихся, достигших высоких результатов в изучении Конвенции о правах ребенка. В заключение игры проводится награждение победителей подарками или грамотами.


Цель работы: научитьребёнказнать не толькосвои права, важно помнить о том, что кромеправ, у каждого человека есть и обязанности.

Организация объединенных наций Всеобщей дикларацией прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, вкючая надлежащуюправовую защиту, как до так и после рождения.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН. Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 г. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ. Наша страна присоединилась к Конвенции 13 июля 1990 г. Этот наиважнейший документ вступил в силу 2 сентября 1990 г.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права:
. право на жизнь - рождение, проживание и доступные медицинские услуги;
. право на развитие - образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;
. право на защиту - забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;
. право на активное участие в жизни общества - обеспечение свободы слова, религии, совести

Права и обязанности подростков

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

- родительское воспитание;
- проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения;
- защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход.

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ
Каждый ребенок имеет права на:
- жизнь и развитие;
- помощь государства в своем развитии;
- достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи;
- особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.

ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ
Каждый ребенок имеет права на:
- воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
- поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке;
- бесплатное обязательное начальное образование;
- среднее и профессиональное образование;
- образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе;
- получение информации, способствующей всестороннему развитию;
- отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.

ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ
Каждый ребенок имеет права на особую защиту:
- от любого вида опасности или насилия;
- от похищения;
- от злоупотребления наркотиками;
- от торговли детьми и эксплуатации детского труда;
- при любых формах притеснения в связи с различиями в цвете кожи, вероисповедании, имущественном положении и т.д.;
- при чрезвычайных ситуациях (вооруженных конфликтах, в случае разлучения семей или нахождения вне дома);
- когда ребенок вступает в конфликт с законом;
- когда ребенок становится беженцем;
- когда ребенок становится инвалидом.

С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:
. имеет право на получение паспорта;
. дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
. может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
. вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
. вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
.осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
. допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
. имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
. несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
. может обучаться вождению мотоцикла;
. имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
. может вступать в молодежные общественные объединения;
. подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
. подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;
. может быть исключен из школы за нарушения.
имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

С 16 лет - Шестнадцатилетний гражданин
. имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
. несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
. может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
. может быть членом кооператива, акционерного общества;
. имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
. подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;
. несет уголовную ответственность за любые преступления.

С 17 лет - Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

С 18 лет - Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Обязанности и ответственность.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

А у вас какие обязанности вы знаете?

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения, правила техники безопасности
и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Если обязанности не выполняются - наступает ответственность, ответственность по закону.

Кто знает, что это-ответственность?
У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Но поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ребенка .
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает :
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы - исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает :
- административная и полная уголовная ответственность.

Викторина «Знаю ли я свои права и обязанности?»
-На экране вы видите вопросы викторины, пожалуйста, если вы знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте.

1.В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка?
Декларация прав человека,
Конвенция по правам ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Устав школы.

2.Соотнесите дату и их значение
1 июня ----------- Международный день защиты детей
20 ноября ------ Всемирный день прав ребенка
12 декабря ------ День Конституции Российской Федерации

3.Выбери обязанности школьника:
1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка

4.Составьте правильно пословицы
Грамоте учиться - а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить - суда боится
Правда родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь есть калачи - кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах?
n Грамоте учиться - всегда пригодится. Право на образование
n Делу - время, а потехе - час. Право на отдых
n Правда суда не боится. Право на защиту
n Дело мастера боится. Право на труд
n Жить - родине служить. Служить отчеству
n Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Право на труд

5.Тест.

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
А) родители
Б) педагоги
В) полиция

С какого возраста подросток может устроиться на работу
А) с 14 лет
Б) с 15 лет
В) с 16 лет

В каком возрасте наступает уголовная ответственность
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет

6.Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф
Конфискация имущества
Арест
Пожизненное лишение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение свободы
Смертная казнь
Лишение права заниматься определенной деятельностью.

Представьте себе такую ситуацию.
. Из школы украден ноутбук учащимся 13 лет. Какую ответственность понесет подросток? (Административную, т.к. ему нет 14 лет)
. Ученики ст. классов распивали спиртное на улице во время проведения школьного вечера. Каковы юридические последствия этого правонарушения? (Административная ответственность)
. 15 летний подросток согласился постоять на страже, пока его друг будет обворовывать киоск, т.к. другу он должен 1000 руб. Какое наказание понесут подростки? (Уголовное)
. На уроке ученик мешает учителю, ученикам, швыряя ручки, бумагу, обзывая одноклассников. На замечания учителя не реагирует. Учитель вывел его из класса в кабинет завуча. Чьи права были нарушены? (Учителю он мешал выполнять его должностные обязанности, а учащимся заниматься делом. Следовательно, учитель прав, что изолировал ученика).
. Нецензурная брань в школе - это издержки культуры или проитвоправное деяние? (КоАП ст 20.1 мелкое хулиганство)
. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14 летний подросток, вымогавший деньги у младших школьников? (Да, ст. 20, 163 УК)
. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)

А теперь давайте еще раз пройдемся по вопросам.

1.На что имеет право каждый ребенок?
2.По вашему, какие основные права и обязанности подростков?
3.Знаете ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются о ваших правах и обязанностях?
4.С какого возраста, по вашему, ребенок должен иметь права и обязанности, что и взрослые?
5. Что будет если человека наделить одними правами без обязанностей?

Подведение итогов .
Очень важно знать и уметь правильно воспользоваться своим правом для того, чтобы защитить свои интересы.
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу. Использование своих прав при отказе от исполнения своих обязанностей является злоупотреблением правами и скорее всего спровоцирует ограничение Ваших прав. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь, при условии, что знает, как этими правами следует воспользоваться

1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Классный час: «Права ребенка – твои права»

Цель:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход занятия

    Приветствие. Психологический настрой

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

    Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату.

Давайте вспомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость ).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность) .

Какое слово выделилось? (право ).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3. Работа с толковым словарем.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

4. Вводная беседа учителя.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Составьте слово КОНВЕНЦИЯ (из разрезанных букв) Презентация

Дата 20 ноября выбрана не случайно . Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка . Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Презентация.

    Закрепление. Игра «Разрешается – запрещается»

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается ).


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить

Это ( разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

6. Игра «Права литературных героев»

Презентация

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».

В какой сказке нарушено право на жизнь? «Колобок»

В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? «Золушка»

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на жесткое, бесчеловечное обращение? Буратино

Герои какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? «Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница»

В какой сказке подтверждается право на получение бесплатной медицинской помощи? «Айболит»

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

7. Заключительная часть. Презентация

Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

    Давайте подведём итог:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права- положения из конвенции вы знаете?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

А ещё? (Уважай свои и чужие права)

Использованные источники:

1. http://www.deti-66.ru

2. http://www.zavuch.info

3. http://www.proshkolu.ru

5.

6. http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

7. http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;

9. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

10. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia Права детей

11. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г