Правоведение. Шалагина М.А

Правоведение - это совокупность наук о праве, которая составляет основу . Дисциплина «правоведение» входит в школьную программу старших в целях ознакомления школьников с основными юридическими понятиями и законами. Кроме того, при помощи правоведения ученики узнают о своих правах и обязанностях, об ответственности, которая может наступить вследствие совершения каких-либо правонарушений.

Главная задача правоведения - повышение юридической подкованности населения, поэтому никогда не рано рассказывать об азах правоведения своему ребенку. Обычно родители впервые начинают юридически просвещать своих в области правил дорожного движения, поскольку участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы, велосипедисты. От соблюдения несложных правил на дорогах подчас зависят человеческие жизни.

Многие преступления, как это не банально, совершаются из-за недостатка знаний о действующих в стране законах, поэтому властям необходимо уделять повышенное внимание юридическому образованию своих граждан. Тем более, это актуально для России, где законодательство подлежит частому редактированию. Юридически грамотное более организовано, в нем заметно снижен преступности. Жить в мирной и образованной стране приятно и безопасно.

Таким образом, изучать правоведение не только интересно, но и полезно. Важно, чтобы школьный преподаватель по сумел заинтересовать учеников, поведать о всей важности и практической ценности изучаемых вопросов. Неплохо разбавлять прикладными материалами, историями из жизни, полезными советами. Аналогичным образом стоит действовать и родителям. Непрерывно повышайте свою правовую грамотность и не забывайте делиться полученным опытом со своими . Ведь знания в сфере никогда не лишними.

Источники:

Общество , общественность – эти понятия мы слышим каждый день. Они используются для определения социальных систем и формирований граждан этого государства по различным признакам. Локальные общества могут формироваться по социальному происхождению и статусу, положению на иерархической лестнице, по интересам и определенным целям, объединяющим людей.

Обучаясь в высшем учебном заведении соответствующего направления, будущий юрист овладевает фундаментальными и специальными знаниями в области юриспруденции. В одних ВУЗах дисциплины начинаются уже с первого курса обучения, в других – со второго или . Разнятся подготовки специалистов по данному направлению. ВУЗы предлагают две программы по специальности «Юриспруденция»: в соответствии с первой идет подготовка юристов в течение пяти лет и выдается диплом специалиста, в соответствии со второй – шесть лет, при этом учитываются требования Болонской декларации – бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Некоторые юридические ВУЗы совмещают обе эти программы и предоставляют абитуриентам выбор.

Юриспруденция как специальность имеет в своей структуре несколько специализаций. Они отличаются друг от друга набором изучаемых дисциплин, которые оказывают влияние на выбор профессии в дальнейшей деятельности. Основными специализациями юриспруденции являются:
- государственно-правовая;
- гражданско-правовая;
- международно-правовая;
- уголовно-правовая.

В рамках юриспруденции, а также отдельной, конкретно-взятой специализации, изучаются следующие дисциплины: право международной безопасности, современные проблемы международного права, актуальные проблемы международного права, международное право прав человека и т.д.

Видео по теме

Нередко случается, что люди с разными жизненными ценностями не могут понять и принять друг друга. Один человек видит мир с одного ракурса, другой с иного. Но существует ли единая точка, единая ценность или даже целая система ценностей, перед которой любой человек готов преклонить голову?

Общество и человек

Человеческие ценности – это в первую очередь то, к чему стремится общество и каждый человек в отдельности, потому что высшим идеалам, которые заложены в подсознании, жизненно необходимо. В противном случае, человечество изживет себя.

Случается и , что в обществе пропагандируются неправильные человеческие ценности. Самым ярким примером служит нацистская Германия. В результате можно сделать два вывода. Во-первых, человеческие ценности закладывает само общество и те, кто им управляет. Во-вторых, неправильные ценности приводят к глобальной гибели.

Человеческие ценности можно делить на разные категории. Многие философы это пытались делать. Например, Альфред Адлер выделял физические, эмоциональные и интеллектуальные ценности. А психолог Гордон Оллпорт выделил целых шесть категорий. Самое простое деление – это категории материального и духовного.

В любом случае, нужно понимать, что все человеческие ценности относятся к каждому человеку отдельно, и он может воспринимать их как угодно, в зависимости от его нравственных устоев.

Духовные крылья

«Вера в высшие ценности и идеалы наделяет человека духовными крыльями» - говорил Д.С. Лихачев. Человек, имеющий высокую мораль, будет стараться следовать высоким целям. Но нередко возникает диссонанс между личными ценностями и ценностями общества.

Считается, что обладает сверхпотребительским потенциалом. Что деньги заменяют любовь и доброту, а во всем виновато новое поколение и время. Но борьба между ценностью материальных благ и духовными ценностями продолжается с очень давнего времени, и будет продолжаться еще много лет.

Но не стоит отрицать, что общество потребителей действительно существует. Это происходит из-за того, что у человека, не умеющего отстоять свои моральные принципы, происходит подмена ценностей. Нравственные ценности меняются на выгоду и потребность.

Но нельзя утверждать, что человек, который стремится материально обеспечить себя и свою семью, низкоморален. Ведь, действительно, без денег трудно прожить – это необходимые блага. Разница же в том, что их должно быть ровно столько, сколько хватает, никак не больше. Человек не должен ставить материальность выше достойной высоконравственной жизни.

Единственный способ уберечь себя от процесса подмены ценностей – это качественную литературу. Книги, которые признаны классикой, хранят в себе на вопросы о настоящих ценностях.

Письма Лихачева

Д. С. Лихачев в своем произведении «Письма о добром и прекрасном» пытается с некоторых сторон раскрыть понятие человеческих ценностей. Самой главной ценностью он считает жизнь: чужую, свою, животных и растений. Он говорит, что жизнь не имеет границ, и надо научиться чувствовать и видеть неосязаемое.

Время и искусство, которое учит доброте – тоже важнейшие ценности по Лихачеву.

Для отдельного народа ценностью является его культура и язык, А для всего человечества красота и любовь.

Говорить о человеческих ценностях очень трудно, так как у каждого эти ценности свои. В результате этого, обобщить и составить общечеловеческих ценностей также очень трудно. Некоторые философы говорят о том, что общечеловеческих ценностей и вовсе не существует. Но, так или иначе, они существуют внутри каждого живущего на планете человека.

Часто под обществознанием понимают науку об обществе, его структуре, общественных процессах и общественном мышлении. На самом деле обществознание – это не совсем наука, но название учебного предмета, в который входит целый комплекс дисциплин.

Инструкция

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Часто вместо термина «обществознание» используется термин «обществоведение». Два этих термина равнозначны и взаимозаменяемы. Изучение обществознания тесно связано и с изучением других гуманитарных дисциплин – историей, литературой, психологией, политологией.

Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах и вузах вполне обосновано.

Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

Видео по теме

Консолидацией называется форма систематизации и объединения в сводный общий нормативно-правовой документ нескольких актов, регулирующих отношения общества в одной общей области. При консолидции все нормативно-правовые акты сохраняют свое содержание.

По-другому, консолидацию можно назвать укрупнением нормативно-правового документа. Созданный в результате консолидации укрупненный акт заменяет все составляющие его нормативные документы. Он имеет собственные реквизиты (наименование, номер, дату принятия и должностного лица) и заново принимается соответствующим государственным органом.

Часто в специальной учебной приводят в пример Указ Президиума Верховного Совета СССР, который называется «О праздничных и памятных днях» (от 1.10.1980). Он заменил 48 нормативных документов. Каждым из этих документов ранее вводился праздничный или памятный день; принятый консолидированный Указ упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ, не меняя сути нормативного регулирования.

Также примером консолидированного документа служит федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Он объединил сотни нормативно-правовых актов, которые устанавливали социальные льготы для этой категории граждан. Этот документ значительно пользование нормами права.

Итак, консолидацией называется прием создания правовых документов, имеющий свои . Так, от кодификации ее отличает то, что при консолидации содержание регулирования не изменяется, а суть предписаний и нормативов не затрагивается. В отличие от инкорпорации она применяется только правотворческими органами и в только тех актов, которые были ими приняты. При инкорпорации нормативные акты объединяются в сборник и не утрачивают своего действия, а при при консолидации принимается новый созданный правовой документ. Таким образом, консолидация является усредненным вариантом приемов документов.

В России тенденция развития консолидации такова, что между ней и кодификацией стала размываться. Легко и просто законодатель может обозвать закон кодексом, хотя это консолидированный нормативный акт. Примером является Водный кодекс РФ, в этом документе акты по водопользования просто механически расставлены по определенной схеме, и к ним написано общее положение.

В отличие от отечественного правоведения, за рубежом несколько иное понимание консолидации. Европейский Союз консолидацией включение законов с доработками и изменениями в единый закон, не имеющий юридической ценности, так как он содержит перечень всех нормативно-правовых актов с реквизитами (то есть, нечто близкое к инкорпорации).

Сунна является вторым после Корана источником мусульманских традиций и устоев. Ее составляют так называемые хадисы – рассказы, которые первоначально передавалась из уст в уста, а в VIII-IX веках были записаны и составлены в сборники. Существует шесть признанных исламом сборников хадисов. Наиболее авторитетным из них считается сборник Абу Абдаллаха ал-Бузари «Ас-Сахид», написанный в IX веке.

Виды и структура хадисов

Каждый из хадисов включает в себя 2 части: иснад – цепочку передатчиков информации, с помощью которой, он был составлен, и матн – сам текст предания. Все хадисы Сунны делятся на четыре вида. Исторические повествуют о событиях из жизни Мухаммеда. В пророческих хадисах дает предсказания о различных событиях и связанных с этими событиями будущих . В хадисах о достоинствах пророк перечисляет заслуги арабских племен. Наиболее ценными считаются священные хадисы, так как в них устами Мухаммеда говорит сам Аллах.

Сунна предназначена для того, чтобы мир следовал пророку, как в жизни, так и в своих словах. В некоторой степени Сунну можно сравнить с еврейским Талмудом.

Типичная иснад выглядит следующим образом: ”Рассказал такой-то человек со слов такого-то человека, которые от такого-то человека, которому пророк сказал следующие слова…”. Далее следует матн, в котором написана речь Мохаммеда.

Современная трактовка Сунны

Во времена жизни соратников Мухаммеда достоверность собираемых хадисов ни у кого не вызывала сомнений. Однако после их смерти стали возникать новые предания, после чего появилась специально богословская дисциплина, которая проверяла их , подвергая критике многие источники информации. На основе этих исследований впоследствии была заложена филология.

Собиратели и критиков хадисов называли махаддисами. Они выполняли роль идеологов исламской веры. Впоследствии многими из них были основаны собственные школы правоведения.

Современным историка совершенно очевидно, что многие противоречия Сунны объясняются ситуативным характером высказываний Мухаммеда. Они менялись вместе с изменениями политической ситуации в мире, что было отнюдь не очевидно для современников пророка. Из-за неясностей в толкованиях целая наука, трактовавшая отдельных хадисы. А в исламском мире много веков велись споры по поводу интерпретации тех или иных строк.

Тема: Понятие правоведения

    Предмет правоведения.

    Методология правоведения.

    Функции правоведения.

    Общая характеристика правоведения.

Правоведение относится к числу общественных наук, которая представляет собой совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений.

Правоведение изучает процесс возникновения права как социального явления, ищет ответы на вопросы о том, когда право возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии право прошло в своем развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Правоведение уделяет внимание полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремится предсказать пути дальнейшего совершенствования, развития государственно-правовых явлений.

Правоведение характеризуется следующими чертами :

    научные знания о праве существует в системе, в комплексе. Они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений;

    задачи научного познания в сфере права сводятся к выявлению закономерностей процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития. Такой уровень знаний существует в форме понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей;

    правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлений, обосновывается теориями о праве и проверяется общественно-исторической практикой.

Воплощаясь в действующем законодательстве, в деятельности государственных органов, научных знаний о праве подтверждаются или опровергаются практикой, и лишь положения, выдержавшие проверку практикой, становятся неотъемлемой частью правовой науки, используются для решения научных и практических задач.

Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.

Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые системные знания о праве были изложены в работах мыслителей Древней Греции – Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в 17 в. в эпоху разложения феодализма начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии и в разработке принципов борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, разработавших учение о праве с материалистических, классовых позиций.

Современное правоведение является весьма сложным комплексом юридических наук , подразделяется на 4 группы :

1- Общетеоретические и исторические науки – теория права, история государства и права – науки, исследующие общие и специфические закономерности, причины возникновения права, этапы его развития, характеризующие право в современный период и пути его дальнейшего развития. В эту группу входит также история политических и правовых учений, раскрывающая закономерности развития права, формирования научных представлений о праве на различных этапах истории человеческого общества.

2- Отраслевые юридические науки – раскрывают закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права (государственного, гражданского, уголовного, административного и других). Это наиболее многочисленная группа юридических наук.

3- Науки, изучающие международное право – международное публичное и международное частное право.

4- Комплексные юридические науки – используют положения, выводы неюридических наук для решения правовых проблем. Это криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия.

    Предмет правоведения.

Каждая наука исследует определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет.

Правоведение включает в себя :

1 - сущность и закономерности права, основные компоненты права – правосознание, правоотношения, юридическая ответственность и другие,

2 - закономерные связи права с государством, политикой, экономикой,

3 - закономерности познания права.

В сфере общей теории права раскрываются:

Сущность права

Понятие правосознания

Правоотношения

Система права

Правонарушения и юридическая ответственность

Правотворчество

Правореализация и др.

3. Методология правоведения.

Метод представляет собой совокупность правил, требований, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Метод правоведения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

Методологический арсенал правоведения сложен и включает в себя разные по степени общности и познавательным задачам приемы:

      всеобщий философский метод . Всеобщность выражает в том, что он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях познания; Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания (объективность, всесторонность познания, исторический подход).

      общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Они используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач;

      специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

      частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительно-правовые методы, социально-психологические, сравнительно-правовые и другие.

4. Функции правоведения.

Правоведение как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее полно раскрывается в ее 5 функциях:

1- Теоретическая функция выражается в ее способности описывать и объяснят существующую юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы, а также предсказывать будущее развитие права, юридической науки и практики.

2- Методологическая функция оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета правоведения. Представители конкретных юридических наук используют в своих исследованиях положения правоведения.

3- Идеологическая функция связана с формированием совокупности взглядов и идей, относительно действующих в обществе порядков, законодательства, а также путей дальнейшего совершенствования, изменения правовой системы, юридических учреждений и правоохранительных органов. Общество вырабатывает и формирует идеи, предложения о том, каким образом можно и нужно усовершенствовать действующее законодательство либо улучшить деятельность юридических учреждений. Предлагаются меры по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в действующем законодательстве прав и свобод личности, признанных нормами международного права и др. При этом одни и те же положения и выводы, проходя через оценки и интересы разных социальных групп, могут порождать различные, порой диаметрально противоположные взгляды и идеи.

4- Воспитательная функция реализуется в том, что правоведение знакомит студентов с исходными понятиями правовой науки, обучает их приемам юридической техники, толкования права, основам использования научных методов в познании права. Правоведение способствует повышению уровня правовой культуры населения.

5- Практически-организационная функция реализуется в том, что обобщается передовой законотворческий опыт, развиваются методы толкования права, обеспечивается правильное и всестороннее уяснение содержания норм права, выявляются социальные и правовые явления, препятствующие реализации норм права; вносятся предложения по систематизации законодательства с учетом потребностей юридической практики.

Таким образом, все функции правоведения обеспечивают его превращение в теоретическую и методологическую базу для решения актуальных правовых задач в сфере науки и практики.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

— это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.

Понятие права

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Правовые формы

Обычно правовые нормы выражены в виде разрешений, предписаний, запретов и рекомендаций. Однако внешняя форма выражения еще не является основанием для ее неукоснительного выполнения. Чтобы она стала юридически обязывающей, необходимо придать ей определенную правовую форму. К правовым формам (иначе называемым источниками права) относят:

  • правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы двенадцати таблиц (V в. до н.э.), Русская Правда (XI-XII вв.) и т.д. — в основном включали в себя правовые обычаи;
  • прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии и т.д.;
  • нормативный договор — соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Сюда можно отнести договор между государствами, субъектами федерации, руководством предприятия и профсоюзом работников и т.д. Нормативный договор обычно применяется в международном, конституционном, трудовом праве;
  • нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

  • Конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты:
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные нормативные акты;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

В Российской Федерации высшей юридической силой обладают законы (в том числе Конституция) — нормативные акты, принятые высшей законодательной властью (парламентом) или на всенародном референдуме.

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинско- го — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершене- вич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным сторонам теории следует отнести вводимую ею искусственную отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кель- зена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  • право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  • нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  • нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  • от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход:

  • позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
  • содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
  • обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
  • позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологических особенностей индивида.

Зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Выводы

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.

Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.

Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Правоведение (или юридическая наука, юриспруденция) представ­ляет собой систему общественных наук, изучающих явления госу­дарственно-правовой действительности.

Предметом правоведения являются общественные отношения, уре­гулированные с помощью права.

Система юридических наук (правоведения) включает в себя сле­дующие блоки юридических дисциплин (рис. 1.1).

Историко-теоретические юридические науки, изучающие наи­более общие закономерности, процесс развития и познания госу­дарственно-правовых явлений. К их числу относятся: теория государства и права, история (отечественного и зарубежного) государства и права, история политических и правовых учений. Важнейшее место среди историко-теоретических юридических дисциплин занимает теория государства и права - система на­учных знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и раз­витии государственно-правовых явлений. С курса теории госу­дарства и права всегда начинается изучение правоведения.

Отраслевые юридические науки - это основной по объему блок юридических дисциплин, которые исследуют конкретные юри­дические учреждения и предписания, а также соответствующую им юридическую практику. К числу отраслевых юридических наук относятся конституционное, гражданское, семейное, трудо­вое, административное, финансовое, экологическое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно­исполнительное право и др. Важнейшее место в блоке отраслевых юридических дисциплин занимает конституционное право.

Введение в правоведение: понятие, предмет и система дисциплины

Рис. 1.1. Система юридических наук (правоведения)

Межотраслевые юридические науки тесно связаны с несколькими отраслями права, но имеют при этом свой собственный предмет изучения. К числу таких наук относятся муниципальное право, право социального обеспечения, криминология, организация правосудия, прокурорский надзор, правоохранительные органы, оперативно-розыскная деятельность и др.

Науки, изучающие зарубежное государство и право (римское пра­во, конституционное право зарубежных стран, отраслевое право зарубежных стран).

Прикладные (специальные) юридические науки - это науки, ис­пользующие достижения естественных и технических наук (фи­зики, химии, механики и пр.) для решения специальных юридиче­ских вопросов: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика, пра­вовая информатика и др.

Международное право - система юридических дисциплин, которые изучают правовые установления, складывающиеся на основе меж­государственных соглашений. В составе международного права традиционно выделяют международное публичное право, регули­рующее взаимоотношения между государствами и международны­ми организациями, и международное частное право, регулирующее частноправовые отношения, лежащие в праве разных государств.

Правоведение Шалагина Марина Александровна

1. Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

1. Понятие и предмет банковского права Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ Криминалистика – наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации, исследованию, оценке и

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают: установление общих положений и принципов исполнения

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

2. Предмет и методы конституционного регулирования Предмет конституционного регулирования - это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Понятие и предмет конституционного права Конституционное (государственное) право ведущая отрасль публичного права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

§ 1. Предмет и понятие уголовного права Этимологически слово "уголовный" связано со словом "голова", которое в древнерусском языке имело значение "убить". В латинском языке ему соответствует "penal", что значит "головной" и "уголовный". По другим объяснениям слово "уголовный"

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

§ 2. Понятие финансового права и его предмет Для уяснения понятия финансового права имеет смысл сделать небольшой экскурс в историю, что позволит не только удовлетворить познавательный интерес, но и наглядно продемонстрировать столкновение самых, казалось бы,

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

Понятие, предмет, система и методы финансового права

Из книги автора

§ 3. Ветви правоведения Все вообще правоведение распадается на частное и публичное право, различие между которыми нами рассмотрено в гл. VI, § 3. Частное право иногда делится на право гражданское и торговое. Публичное же право заключает в себе: I) уголовное право, изучающее