Теократия страны. Вопросы соотношения права и религии

Теократии обнаруживают много своеобразного в своих поли­тико-правовых системах. Дословно теократия означает "божествен­ное правление", власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэто­му, ожидать от верующего человека, что, став политиком, он поста­рается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силой государства.

Неоднократно предпринимались попытки изобрести образец теократии, где все живут счастливо и справедливо под властью Бога. С другой стороны, мировая государственно-правовая практика сви­детельствует о трудностях в создании или даже неосуществимос­ти режима, где свобода совести и нравственного выбора уживают­ся с политическим господством религии. Существующие модели теократии тоталитарны, и потому теократический режим непри­емлем для общества, приверженного идеалам личной свободы.

В литературе встречаются упрощенные, неточные определе­ния теократии. Например, теократию обозначают как "форму прав­ления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой" 253 . Следуя тако­му определению, мы должны будем причислить к теократиям Великобританию, где монарх имеет титул главы англиканской церкви. В действительности понятие теократии сложнее.

Теократия - это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулято­ ром общественных, в том числе политических, отношений явля­ ются предписания религиозного происхождения, каноны.

Носитель религиозной власти связан ответственностью преж­де всего перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает сво­боду от политических обязательств перед единоверцами, от конт­роля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распро­странена идея таклида, т.е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных и интеллек­туальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного поли­тического выбора граждан.

251 Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1329.

Духовным авторитетом может стать глава государства. На­пример, египетский президент А. Садат старательно создавал вокруг себя ореол "верующего президента", способного руково­дить обществом правоверных. Но возможно, что господство окажется в руках авторитета или группы духовных лидеров, не включенных в структуру государства, использующих его в ка­честве инструмента для осуществления принадлежащей им вла­сти. В порядке вещей теократическую власть получают лица, имеющие статус пророка, потомков пророка или даже связан­ные родовыми узами с божеством. "Первый человекоподобный император Японии ведет свою родословную от Аматеразу, вер­ховной богини солнца". Микадо (император) приходится боги­не внуком. "Подобно Микадо, все знатные японские фамилии, равно как и священники, ведут свое происхождение от действу­ющих лиц мифологической драмы 25/| . Происхождение Аятоллы Хомейни ведется от рода корейшитов, из которого вышел сам Магомед. Король Иордании также является прямым потомком пророка по линии Хашима 255 .

Любая религия способна к проникновению в политику. Тео­кратия возможна на основе различных вероисповеданий.

Возможность христианской теократии подтверждает пример средневековой Испании, инквизиция, правление Мазарини и Ри­шелье. В XVII в. в штате Коннектикут издавались законы явно теократического содержания - "Кто будет поклоняться иному Богу, кроме Господа нашего, будет предан смерти"; в Массачусет­се прелюбодеяние каралось смертной казнью, уголовными нака­заниями преследовались иные грехи. Конституция этого штата предусмотрела также, что "правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира" 256 . Было бы заблуждением считать современ­ные демократии полностью свободными от влияния религии. Ка-

2М История религии. Т.1. Валаам, 1992, с. 89.

2: " См.: Аль Ржуоб Али Хаса"н Монарх и парламент Государства Иорда­ния. Авторсф. канд. дис. М., 1994, с. 14.

23Ь См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, с. 49 - 50; Ст.1 Консти­туции Массачусетса. // Соединенные штаты Америки: Конституция и законо­дательные акты.М., 1993, с. 51.

толицизм, например, является сильным политическим фактором в Италии, Испании, некоторых странах Латинской Америки, в Польше 257 .

Основой теократии может стать буддизм, судя по некоторым признакам политического режима в королевствах Бутан, Таиланд. Возможны теократии на почве индуизма, что отчасти подтверж­дается положением вещей в Непале.

Более того, даже политеизм (многобожие) способен дать об­ществу религиозный источник власти. "Положение традиционно­го вождя народа... в Африке не имеет ничего общего с положени­ем лидера в демократическом государстве... Традиционные вож­ди получают свою власть от Бога... Современные африканские государственные деятели станут властителями только тогда, ког­да докажут, что они находятся в союзе со сверхъестественными силами..." 258 Власть тоголезского диктатора Эйадемы укрепилась после того, как он в 1974 г. уцелел в авиакатастрофе. Тоголезцы посчитали спасение генерала чудом, место катастрофы стало объек­том паломничества. Предписания фетишей соблюдаются из сооб­ражений богобоязни, а Эйадема приобрел свойства фетиша, то есть посредника между людьми и духами.

Иудаизм представляет собой конфессию, которая весьма склон­на к образованию теократии - "...государство иудеев сильно отличалось от прочих государств, ибо основывалось на теокра­тии и в нем никогда не могло быть никакого различия между церковью и государством, как это существует после Христа. Зако­ны о почитании единого и незримого божества были частью граж­данского и политического управления, где сам Бог являлся зако­нодателем" 259 . Теократическую систему евреи сохраняли даже в диаспоре до момента формирования Израиля. Современный Из­раиль, конечно, нельзя определенно назвать теократией, хотя по­литический авторитет раввината (духовенства) с начала форми­рования этого государства был исключительно высоким; офици-

257 Так, по условиям Конкордата, заключенного между Польской республи­ кой и католической церковью "в вопросах, касающихся преподавания теологи­ ческих дисциплин, учителя должны следовать правилам, устанавливаемым цер­ ковью." См.: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, N° 3 (16), с. 31.

258 Киндрова Л. В ритмах черной Африки. М., 1985, с. 33 -34. 254 Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.З, М., 1988, с. 117.

ально узаконены некоторые религиозные нормы (положения Торы, законы пророка Моисея); в сфере семейных отношений раввины получили власть большую, чем правительство; законом от 26 ав­густа 1953 г. были учреждены суды раввинов, получившие исклю­чительную компетенцию в бракоразводных и семейных делах 260 .

В современном мире наибольшую предрасположенность к тео­кратии проявляет ислам, изначально основанный на идее рели­гиозно-политического объединения арабов и правоверных в це­лом. Сравним возможности ислама с политическим потенциалом других вероисповеданий.

Учение буддизма содержит свод земных правил, что дает воз­можность проведения религиозной политики. Такая разновидность буддизма, как ламаизм, предписывает беспрекословное подчине­ние духовенству. Вместе с тем "нравственные требования играют большую роль в буддизме, но лишь как первая, элементарная сту­пень на пути к цели. Будда не был социальным реформатором, он не хотел исправлять людей для того, чтобы они были лучшими людьми, он не стремился создать рай на земле" 261 . В политическом отношении ислам - религия более сильная, чем буддизм. Прово­димая Таиландом политика буддизации ("таизации") в 60-х го­дах потерпела провал на мусульманском юге страны.

Политеизм способен эффективно контролировать поведение верующих. Но многобожие порождает слишком много источни­ков божественной власти, что усложняет согласованную теократи­ческую политику. Довольно трудно установить общенацио*наль-ную политеистическую теократию, т. к. в каждом регионе свои боги и духи, а их представляют разные жрецы и вожди. "В обычной повседневной жизни население чаще всего обращается за помо­щью к духам личным, семейным, реже к родовым или племен­ным" 262 . Монотеистические религии, прежде всего ислам, объеди­няют народы, а политеизм нередко разделяет общество.

В христианстве имеется тенденция, которая освящает земную власть, дает ей опору в Боге. По словам апостола Павла, "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога". Вместе с тем христианство содержит целый комплекс по-

м См.: Никитина Г.С. Государство Израиль. М., 1968, с. 105, 106, 112. !м Розснбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, с. 31. 262 Республика Зимбабве. М., 1985, с. 34.

ложений, определенно ограждающих его от мирских интересов и политики. Иисус прогнал сатану, когда тот стал искушать его вла­стью над всеми царствами мира. Он не претендовал на "кесаре­во", т. е. на права земных государей. Христианство основано на идее личного спасения, индивидуальной связи с Богом, свободной от политических ориентации и социального статуса верующего.

Ислам возник как объединительное религиозно-политическое учение, оформляющее связь Аллаха с общиной правоверных. В исламе Бог заявляет о своих правах на политическую организа­цию исламского общества-государства (халифата, уммы). Если христианство дает нравственный выбор, за правильность которо­го человек несет ответственность перед Господом, то по исламу ответственность за грехи наступает не только перед Богом, но и перед государством, обществом. В исламе подготовка человека к высшему счастью в будущей жизни входит в сферу политики, является задачей государства 263 и не является личной заботой верующего. Более того, ислам заботится о том, чтобы правоверный не слишком долго ожидал вознаграждения и получал земные блага за свое послушание 21 *.

Особенности вероучения, а также исторические факторы способствовали тому, что в современном мире самой многочис­ленной группой теократических режимов являются исламские.

Исламская теократия представляет собой неоднородное явле­ние. Мусульманский мир составляет многочисленная (более 50) группа стран. В некоторых из них теократия существует в огра­ниченном виде. В Тунисе, Алжире, Марокко и других она сохра­няется преимущественно на нижних этажах власти, где поведение людей контролируют народные учителя, дервиши. На общенацио­нальном и региональном уровне представители народного исла­ма объединяются в организации типа мусульманских братств, тарикатов. Неофициальная духовная власть несколько отдалена от участия в национальной политике. Это сосредоточивает ее на

2Ь " См.: Кирабасв Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали/Человск как философская проблема. М., 1991, с. 84.

2М Однажды Магомед "велел вырыть перед собой яму, в которой оказалось два кувшина, один с медом, другой с молоком. Пророк объяснил, что это - эмб­лемы изобилия, обещанного небом всем, кто будет повиноваться его законам." Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991, с. 67.

вопросах религии. В результате представители народной ислам­ской власти не склонны учитывать изменения в обществе, стре­мятся к бескомпромиссному утверждению мусульманских обще­ственно-политических принципов. На государственном уровне политика формируется с учетом множества факторов. Государ­ство зачастую вынуждено принимать во внимание влияние рели­гии на политику. Так, Египет в поправке к своему основному закону, принятой в 1980 г., провозгласил ислам государственной религией, а шариат основным источником законодательства. С другой стороны, Египет во многом придерживается принципов светской политики, отступает от религиозных догм. Между на­родным исламом и официальной властью, включая приближен­ных к государству священников, происходит раздел сфер влия­ния. Внешнюю политику, экономическую стратегию, оборону обычно удерживает государство. Низовым духовным авторитетам подвла­стны многие области культуры, межличностных, семейных отно­шений, местного управления, правосудия.

Если государство добивается успехов, его авторитет увеличи­вается, а пределы народно-религиозной власти сокращаются. Если же государственная власть и официальное духовенство ослабле­ны, то тарикаты, народный ислам восстанавливают свое влияние. К примеру, в Судане режим Нимейри в 1985 г. проводил уволь­нения из государственных учреждений представителей "Братьев-мусульман", затем правительство Омара аль-Башира, пришедшее к власти после переворота 1989 г., пыталось ограничить влияние исламистов. Но впоследствии режим аль-Башира, неспособный справиться с внутриполитическими неурядицами в стране, под­чинился местной организации "Братьев-мусульман" (Националь­ному исламскому фронту) и уже к 31 декабря объявил о возвра­щении страны к исламским порядкам 265 . Представители народ­ного ислама могут даже вступать в открытую борьбу с государством за свое господство, применять оружие, террор. Тот же Египет ста­рается время от времени пойти на сотрудничество с народным исламом, позволяя его представителям уходить от ответственнос­ти за преступления, участвовать в выборах, выступать в сред­ствах массовой информации. Но эти усилия часто не дают ре­зультата, так как организации типа "Братьев-мусульман" не удов-

2|>5 Омар А.А. США, исламский Ближний Восток и Россия.М., 1995, с. 34, 38.

летворяются полученными уступками и стараются расширить сферу своего господства над мусульманским обществом. Они не­безуспешны, поскольку египетское правительство не всегда мо­жет соперничать с народным исламом, а проправительственная Национально-демократическая партия слаба и неактивна 266 .

В отдельных исламских странах установилась последователь­ная, общегосударственная теократия.

Исламским теократиям свойственны некоторые черты, опи­санные, в ряде работ 267 .

1. Субъектом власти, владельцем человеческих душ считается Аллах. 114-я сура Корана определяет Аллаха не только как Бога и творца, но и называет его "царем людей". В суре "Скот" он назван "господином всех миров". Ему же изначально принадле­ жит вся собственность (20-я сура, 5-й аят). Земные властители, даже монархи, являются поверенными, агентами Бога, через кото­ рых он осуществляет свою волю в общине правоверных. Король Саудовской Аравии объявил себя "слугой двух святынь" (Мек­ ки и Медины). В полном соответствии с мусульманской тради­ цией он признал свою служебную политическую роль, не желая, очевидно, уподобляться "тиранам, отрицающим святые знамения", о которых говорит 29-я сура (стих 48).

2. Из этого следует, что Аллах является высшей и един­ ственной законодательной инстанцией. В принципе, политиче­ ские институты не вправе законодательствовать. Все законы даны в Коране. Их совокупность образует исламское право, шариат. "Коран безупречен, он свет и в нем содержится решение всех проблем человека от личного статуса до международных проблем" ш . Законы, дарованные Богом, можно лишь истолковы­ вать и применять. Однако реальная законодательная деятель­ ность, проводимая как создание подчиненных Корану норм, разъяснение священного писания, дает достаточно широкие воз­ можности регулировать общественные отношения. В исламе сфор­ мировались юридические школы, школы шариата - - мазхабы.

(l(> Там же, с. 36.

2 " Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... М.,1988; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.,1982; Конституционное право развивающихся стран. М., 1990.

2(18 Омар А.А. Указ.соч., с. 26.

Верховенство Корана закреплено в основополагающих госу­дарственно-правовых актах, "конституциях".

                    В исламе понятия государства и общества нераздельны и обозначаются единой категорией - умма, "община правоверных". Едиными оказываются политика, общественная и частная жизнь. В принципе, не существует такой области, которая была бы сво­ бодна от власти, внешнего регулирования. Даже внутрисемейные отношения приобретают политико-правовое значение. Моральные предписания и запреты являются одновременно юридическими. Понятия греха и преступления отождествляются. За их соверше­ ние установлена система наказаний -- худут, которые государ­ ство-общество применяет к провинившимся. Так, пьянство нака­ зывается поркой, воровство -- ампутацией конечностей, супру­ жеская измена -- побиванием камнями, которое совершают не профессиональные палачи, а простые мусульмане. "При побива­ нии камнями мужчину следует зарыть в землю по пояс,а женщи­ ну по грудь...Используемые для казни камни не должны быть слишком большими, чтобы не убить приговоренного одним-двумя ударами, но и не слишком маленькими, чтобы их все же можно было считать камнями" 269 . Даже преступления против государ­ ства одновременно расцениваются как посягательство на "права Аллаха", потому что наказания за них установлены Кораном 270 .

                    В теократии действуют правила мусульманского ведения хозяйства, позволяющие эффективно контролировать экономику страны. В частности, действует запрет взимания ростовщического (банковского) процента - "риба" 271 . Мусульманское право обя­ зывает правоверного к самоограничению, которое при необходи­ мости может стать и ограничением, предписанным официально. Для этого может быть использован механизм перераспределения имущества, контроля за бизнесом. Ислам осуждает чрезмерную концентрацию частной собственности, роскошь и эксплуатацию. Аллах передал пророку и его последователям собственность на

169 Приведенный материал содержится в рукописи Ю.В. Качановского Бур­ жуазное право эпохи империализма. 1991, с. 103.

170 См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак­ тике стран ислама. Автореф. канд. дис. М., 1996, с. 9-10.

71 До закону Судана от 1984 г. "О начале занята" банки превратились в Учреждения, предоставляющие беспроцентное заимствование. См.: Омар А.А. у каз. соч., с. 32.

землю и все, что на ней находится. Лица имеют право пользовать­ся объектами собственности, но в богоугодных целях. Имуще­ственное уравнивание, отношения братства среди правоверных определяется интенсивным регулированием экономики.

5. Ислам имеет статус государственного вероисповедания, идей­но-религиозная конкуренция с ним не допускается. Господство ислама обеспечено политически. Причем меры, гарантирующие это господство, практикуют многие государства, в том числе и те, кото­рые нельзя однозначно причислить к теократиям. В Египте запре­щено избрание депутатами и назначение чиновниками тех лиц, которые отрицают требования ислама; в Алжире, Сирии, Тунисе, Судане, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах государствен­ное право признает обязательным применение принципов ислама в организации государства и проведении его политики; в Пакис­тане Коран изучают до 8-го класса, а в программы всех высших учебных заведений обязательно входит особый курс -- исламий-ат; в ряде стран, прежде всего тех, где господствует суннитский толк ислама, в структуру государственных учреждений включены знатоки ислама -- улемы. Они выполняют судебные функции (судьи-кади), возглавляют учреждения, ведающие культурой и просвещением. В Саудовской Аравии улемы участвуют в специ­альных комитетах по контролю за нравственностью, ведают рели­гиозной полицией и получают жалованье от государства.

"В исламе нет церкви, нет посвящения в сан..." 272 , что упроща­ет достижение религиозного лидерства, главенства в мусульман­ском обществе. Духовным вождем может стать лицо, не отнесен­ное к разряду профессиональных священников. Круг субъектов, способных править именем Аллаха, однозначно не зафиксирован. Например, "солдатом ислама" назвался пакистанский диктатор генерал Зия уль-Хак. Ими могут стать просто авторитетный му­сульманин и даже община правоверных (умма) в целом.

Современные теократические режимы по-разному определя­ют набор субъектов власти, религиозно-политических инстанций. Каждая из современных теократии имеет особенности в структу­ре и характере власти, ее религиозном обосновании.

В таких странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и некоторых других, сложился традиционный теократический

272 Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986, с. 15. 282

режим. Эти государства возглавляют монархи, которые связаны родовыми и историческими узами с пророком Мухаммедом и его сподвижниками. Высокое происхождение дает монархам пра­во управлять мусульманами в качестве главы государства. В боль­шей или меньшей степени им присущи также свойства религи­озного авторитета.

Профессиональные священнослужители - улемы (улама) -непосредственно участвуют в управлении, в политике, особенно внутригосударственной. Одним из источников религиозно-юри­дического регулирования считается фетва - заключение духов­ного авторитета (муфтия, улема), даваемое на основе Корана, а также Сунны - собрания хадисов (рассказов, стихов) о деяниях и высказываниях Магомеда.

Эта разновидность теократии сохранилась не только как ре­зультат безоговорочной приверженности общества исламской традиции. Стабильность режима связана с экономическими фак­торами. Современные традиционные теократии - - это страны региона Персидского залива с развитой экономикой. Нефтедобы­вающая отрасль сосредоточена в руках правящих семей и слу­жит надежным фактором устойчивости их власти.

Другой разновидностью теократии является фундаментали­ стский режим. В Иране он установился в наиболее завершенном виде по итогам исламской революции, осуществленной под руко­водством Аятоллы Хомейни. Фундаментализм чаще встречается в тех регионах, где господствует шиитский толк ислама. ,

Фундаментализм как режим основан на политике возрожде­ния изначальных (фундаментальных) мусульманских ценностей в обществе, утратившем их под пагубным воздействием Запада и собственных безбожников. Это наиболее бескомпромиссная вер­сия современных теократии. Общество и государство обязаны "возвратиться к истокам" ислама, невзирая ни на какие препят­ствия и сложившиеся устои.

В фундаментализме высшим земным политическим авторите­том являются профессионалы-богословы. В шиитском толке су­ществует учение о "скрытом имаме" - Махди, - одном из спо­движников и последователей Магомеда. Шииты ожидают его при­шествия и связывают с этим начало новой эпохи справедливос­ти. В образе Махди воплощены черты высшего исламского авто­ритета на земле - праведника, учителя, проповедника. Естествен-

но, что роль проповедника, имама, аятоллы в фундаментализме исключительно высока. По разным версиям, лидеру шиитов при­писывается таинственная связь с Махди или даже сам он отож­дествляется со "скрытым имамом" 273 . В шиитском толке право суждения по религиозно-правовым вопросам (иджтихад) принад­лежит богословам, обладающим высшим знанием исламской ре­лигии и юриспруденции (муджтахибам).

Сообщество духовных авторитетов контролирует государ­ство. По своему усмотрению имамы прямо вмешиваются в по­литику и принимают решения, обязательные для мусульман и государства. В Иране аятолла Хомейни стал безусловным ли­дером, лицом, политическое значение которого было выше, чем роль президента, правительства, меджлиса (парламента). Был учрежден Наблюдательный совет, образуемый из представите­лей меджлиса и шейхов, назначенных аятоллой. Функция На­блюдательного совета осуществление связи между ислам­ским лидером и парламентом.

Арабский (исламский) социализм - относительно новая вер­сия теократии. Не случайно наименование, присвоенное этому режиму. Теоретическое обоснование арабского социализма было предпринято Джамаль ад-Дин аль Афгани в начале XX века. Однако социалистичность, народность вообще свойственна мно­гим религиям. Сам Мухаммед был одновременно посланцем Бога и, с другой стороны, долгое время находился в числе бедняков, народа, политическим представителем которого он впоследствии стал. "Он отвергал всякие почести, относящиеся лично к нему, и не присваивал себе царской власти" 2 ™. Существенно то, что в ис­ламе усматривают такие свойства, как несогласие со скоплением богатства в руках немногих, поддержка государственной собствен­ности на недра, запрет финансовой эксплуатации (ростовщиче­ства), общинная организация крестьян-собственников, распреде­ление наследуемого богатства среди широкого числа людей, вы­сокий налог на капитал 275 . Страны, практикующие арабский

21Л В 19 веке скрытый имам явился в лице народного лидера Мухаммеда Ахмеда в Судане, а в Иране Али Мохаммед, по одним предположениям, считался самим Махди, а по другим - был провозвестником прихода мессии.

271 Ирвинг В. Жизнь Магомета. М.,1991, с. 201.

275 См.: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982, с. 89.

социализм, декларируют бесклассовое устройство общества, отказ от буржуазности, капитализма.

В одном из высказываний пророк заявил: "Мой народ никог­да не примет ошибочного решения". Принцип народовластия, в целом присущий социалистическим движениям, характерен и для исламского социализма. В суннитском толке ислама признана в качестве религиозно-политического регулятора иджма (по-араб­ски -- согласие). Причем в исламском социализме под иджмой подразумевается не столько единодушие богословов, сколько кол­лективную волю общины правоверных 276 .

Первоначально ареалом арабского социализма был Египет, возглавляемый Абделем Насером. Но впоследствии этот режим был потеснен правительством А. Садата, а новыми центрами араб­ского социализма стали Сирия, Ирак, Ливийская Джамахирия (джамахир -- народные массы).

Режим возглавляет общенациональный лидер, партия, кото­рая пользуются более или менее искренней поддержкой мусуль­ман. Они организуют, определяют "волю" общины. Идейно-рели­гиозная аргументация имеет огромное значение для существую­щей власти. Исламские политические принципы составляют цементирующий фактор режима. Так, одним из первых меропри­ятий, предпринятых после государственного переворота в Ливии, было создание в 1971 г. комиссии по пересмотру правовой систе­мы государства в соответствии с "основными принципами ис­ламского шариата".

Обычно в арабском социализме политика осуществляется с участием военных. Духовный лидер является одновременно вое­начальником. Совет революционного командования - высший орган государственной власти Ирака. Практикуются самые бескомпро­миссные, военные методы подавления оппозиции - так называе­мые "демократические казни", когда высшие военно-партийные Руководители лично участвуют в расстрелах врагов. Семейные отношения вытесняются отношениями верности режиму и дис-Диплиной - бывали случаи, когда казнь врага режима осуществ­или его отец и братья. Видимо, тому есть причины. Молодая тео­кратия вводит слишком много новых правил и не имеет тех связей

См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак- с стран ислама. Авторсф. канд. дис. М., 1996, с. 14-15.

с традициями, которые обеспечивают власть в других исламских режимах. Вооруженные силы - важный фактор жизнеспособнос­ти исламского социализма. В отрыве от военных З.А.Бхутто не смог осуществить исламский социализм в Пакистане и стал жерт­вой генералов. Исламские социалисты в Индонезии также не удер­жали власть и были побеждены вооруженными силами.

Арабский социализм находит поддержку в идеалах социаль­ной справедливости, приблизительного имущественного равенства, трудовой собственности. Эта идея, как и народовластие, имеет прочные корни в исламском учении. Так, в XII в. Аль-Хабба -известный и до сих пор почитаемый в Северной Африке автори­тет - - утверждал, что "нет никого сильнее бедняков и никого ничтожнее богачей" 277 .

На практике реализация исламской доктрины справедливос­ти означает социализацию экономики, создание крупного госу­дарственного сектора, административное регулирование финан­сово-хозяйственной деятельности.

Подобно любому тоталитарному режиму, арабский социализм не обходится без образа врага, борьба с которым объединяет об­щество и укрепляет власть. До настоящего времени врагом пра­воверных выступает прежде всего Запад. Империализм, США -это средоточие агрессии и безбожия.

В классической теократии глава церкви, являясь одновременно главой государства, являет собой «наместника бога на земле» (фараоны Древнего Египта, императоры в империи древних инков, халифы в Арабском халифате), «первосвященником» (Папа Римский в Ватикане).

Теократические концепции в прошлом и настоящем.

Впервые термин «теократия» встречается в сочинении Иосифа Флавия Против Апиона (94 н.э.) в описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении. Впоследствии понимание термина «теократия» и его смысловое наполнение менялось со временем, причем разные историки и философы трактовали его по-своему.

Идеалы христианской теократии были описаны Августином Блаженным в его знаменитом трактате О Граде Божьем . Концепция мусульманской теократии в наиболее завершенном виде нашла отражение в творчестве суннитского законоведа Абу л"-Хасан ал-Маварди. Он полагал, что халифат является божественным творением, призванным охранять исламскую веру и осуществлять справедливое правление над всем миром. Цель всемирного халифата – покорение и обращение в мусульманство всех «неверных» и установление над ними единой и неделимой власти халифа. В мировом мусульманском государстве халиф должен соединять в своем лице власть духовную (великий имам) и политическую (эмир).

В Новое время концепция слияния религиозной и политической власти в ее наиболее систематизированном виде нашла отражение в произведениях Жозефа де Местра . Являясь ярым противником Французской революции, он разрабатывал идею государства, построенного по принципу церковной иерархии во главе с римским папой.

Интересно, что в России также существовала теократическая утопия о необходимости слияния русской монархии с католической церковью и построением на этой основе некоей вселенской свободной теократии, «в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». Ее сторонником был известный российский философ и публицист 19 в. Владимир Соловьев .

Понятие теократии разрабатывал в своих трудах в дальнейшем другой российский философ-мистик и публицист Николай Бердяев , полагавший, что «Теократия в политическом отношении есть как бы анархизм, в экономическом отношении – как бы социализм, в мистическом – самодержавие Единого Бога, царствующего над аристократическими детьми Своими, через Христа обретшими всеобщее Богосыновство». Он рассматривал теократию с позиций христианства и определял ее исключительно как общество священников.

Утопичность проектов построения «царства божьего на земле» в силу их несбыточности, и невозможности поставить знак равенства между мирским и божественным, лучше всего показывает в работе Теократия современный российский юрист Е.Н.Салыгин. Систематизируя все существующие представления об этом явлении, он дает собственное, более широкое определение теократии как системы религиозно-политических властеотношений. Исходя из его определения, к теократическим можно отнести такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман и Иран, хотя официально они не считают себя таковыми. Бесспорно, что последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане ().

(5 голосов : 5.0 из 5 )
  • Библейский словарь
  • София-Логос. Словарь
  • протопресвитер

Теокра́тия - форма государственного устройства, в рамках которой верховное управление обществом осуществляется непосредственно Богом.

Если Бог правит всем миром, а значит и всеми государствами мира, то почему не всякое государство называется теократическим?

Божественный Промысл и действительно распространяется на весь мир, включая все страны. Однако, это не значит, что все страны вообще должно оценивать как теократические.

Теократия подразумевает особую, тесную форму личностных взаимоотношений Бога и общества, чего не скажешь о народах, живущих по правилам мира сего.

В истории мира государством, имевшим теократическую форму правления, был Ветхозаветный . Насколько близким было к нему отношение со стороны Бога, как его Правителя, сказал Сам Господь: «Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ().

Взяв еврейский народ под особое управление, Бог назначил ему вождя, заключил с ним , установил , утвердил священство.

На протяжении всего периода правления Бог избавлял Израиль от бед, в том числе - посредством чудес, детально разъяснял через вождей, священников и пророков, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах, поражал врагов, направлял к ведомым Ему благим целям.

В случаях, если Израиль отступал от условий Завета, и соответственно, не желал следовать за Своим Верховным Владыкой, Бог попускал ему испытать «радости» самостоятельной жизни. В эти периоды еврейский народ страдал от внутренних ссор и раздоров, становился беззащитным перед опасностью со стороны внешних врагов.

Когда Израиль, раскаявшись во грехах, вновь обращался ко Господу, Бог посылал к нему благословенных вождей - судей, - вёл их Своею рукою, и ситуация выправлялась.

Период теократии закончился для Израильского общества после того, как оно, отступив от закона, решило избрать для себя земного царя. Бог расценил это действие, как предательство: «отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (). Однако препятствовать желанию народа не стал и попустил им избрать себе земного правителя ().

Примером современного теократического общества (но не государства) является Вселенская Православная , живущая по Божьему закону и управляемая Господом Иисусом Христом.

Иногда к теократическим государствам причисляют древний Египет, древние Грецию и Рим. Это связано с тем, что по верованию их граждан, они управлялись богами. Немалую роль в этих странах играли прорицатели и жрецы, которые, будто бы, общались с богами, а затем передавали их волю властям и общественности.

Но такая оценка не выдерживает даже поверхностной критики. Ведь население этих стран поклонялось ложным богам. Общение же с идолами является мерзостью в очах Божьих, и ведёт не к сближению с Богом, а к сближению с демонами (см.: ).

Теократическое государство

Теократическое государство представляет собой совокупность теократических структур и институтов, интегрированных в систему государственной власти. При наличии в государстве религиозно- правовой регламентации, определяющей основные сферы жизнедеятельности общества, и политического лидерства религиозных авторитетов его следует признать теократическим. Но данными признаками теократическое государство не исчерпывается. Теократичность государственной власти определяется также характером отношений государства и церкви, политических партий и религиозных организаций, духовных учреждений и школ. В отдельных государствах религиозно-правовое регулирование не является фактором, определяющим политическую жизнь, но иные теократические институты присутствуют. Данные государства нельзя назвать теократическими, но можно именовать как государства с теократическими тенденциями. Анализ их государственно-правового устройства также является важным .

Причины существования государств с теократическими тенденциями двоякого рода. С одной стороны, государства с теократическими тенденциями являются результатом эволюции теократических государств в светские. В результате исторического развития эти государства постепенно отходят от религиозно-политических принципов организации власти и движутся в общем русле секуляризации общества. К ним относятся Израиль, Индия, Таиланд, Непал и некоторые другие. С другой стороны, в современном мире наметилась и обратная тенденция, заключающаяся в теократизации политико-правовых отношений. К государствам с прогрессирующими теократическими тенденциями принадлежат Пакистан, Марокко, ряд бывших республик Советского Союза, в том числе и Россия .

Государства с теократическими тенденциями характеризуются сосуществованием и тесным взаимодействием светских правовых институтов и системы религиозного права. Последняя, как правило, органично интегрирована в единую ткань правовых связей и выполняет важные социальные функции, проявляя при этом высокую устойчивость и приспособляемость развития. Религиозно- правовые предписания занимают в целом подчиненное положение к светским нормам, но в отдельных сферах социальных отношений имеют перед ними преимущество. Значимость религии и религиозного права в государствах с теократическими тенденциями выражается в том, что источником и критерием обоснованности норм светского права здесь могут выступать религиозные ценности. Например, в Пакистане был создан Совет исламской идеологии, определяющий соответствие законодательных актов исламским принципам. Особое, зачастую конкурирующее взаимодействие двух нормативных систем проявляется также и в различных вариантах компромисса между ними, при котором в государстве по религиозным мотивам может отсутствовать Конституция (Израиль) или в Основном законе говорится о приверженности следования нормам светского государства, но на практике последовательное отделения церкви от государства и религии от политики не проводится (Индия) .

Прежде всего, религиозно-правовые нормы регулируют отношения личного статуса. Исследователи, анализируя политико-правовое устройство стран Азии и Африки, подчеркивают, что правовой статус личности в этих государствах устанавливается не только нормами государственного права, отраслевого законодательства и судебной практики, но и предписаниями религиозного и обычного права, регулирующего здесь сравнительно широкий круг общественных отношений: Принадлежность лица к религии или к этнической группе, общине является основой его персонального статуса»

Отношения личного статуса включают вопросы семьи, брака, принадлежности к религии и наследования имущества. Например, в Индии до настоящего времени большое значение придается закрепленной индусским правом системе каст. Принадлежность к определенной касте определяет моральный, религиозный и отчасти правовой статус индуса. Как отмечают ученые, в представлении верующих касты в Индии «занимают несравненно более значительное место, чем все политические институты вместе взятые». На основе норм индусского права в 1955 г. в Индии был разработан и принят Закон о браке индусов, предусматривавший, в отличие от светского законодательства, полигамный брак, меньший брачный возраст и запрет на развод без согласия супруга .

Религиозно-правовая регламентация общественных отношений сохраняет большое значение в мусульманских государствах. Свыше 40 стран закрепили ислам в качестве государственной религии. Во многих исламских государствах, имеющих Основной закон, высшая юридическая сила признается, тем не менее, за Кораном. Параллельно с нормами светского права здесь действуют положения шариата. Сфера их распространения различна. Как правило, она охватывает отношения личного статуса, но может и выходить за эти рамки, включая гражданские, административные и уголовные отношения. Последнее характерно для стран Аравийского полуострова и Пакистана, где Конституционные поправки 1980 г. закрепили в светском законодательстве Пакистана такие традиционно мусульманские институты, как религиозные налоги - закят и ушр, телесные наказания в виде публичной порки, отсечения кисти руки, избиения камнями, обязательную молитву для государственных служащих и пост. За несоблюдение этих правил предусмотрена юридическая ответственность .

На обеспечение реализации религиозно-правовых предписаний направлена деятельность специально создаваемых в государствах с теократическими тенденциями религиозно-правовых органов контроля и правоохраны. В подавляющем большинстве случаев их деятельность полностью или частично субсидируется государством. В Израиле такие функции выполняются религиозными судами (раввинским, мусульманским, христианским, друзским), религиозными советами и специальными учреждениями, содержащимися на пожертвования верующих. Юрисдикция раввинских судов распространяется на споры, касающиеся личного статуса членов еврейской общины. К их ведению относятся вопросы принятия иудаистской веры, бракоразводные дела, контроль за соблюдением запрета на работу государственных и общественных организаций, предприятий транспорта и сферы обслуживания в дни религиозных праздников и субботу, а также функции регистрации и финансирования религиозных учреждений и содержание системы религиозных школ. Религиозные советы действуют при муниципалитетах и поселковых советах. Они решают вопросы финансирования синагог, осуществляют контроль за деятельностью похоронных обществ, следят за выполнением кашрута - религиозного ритуала убийства животных в скотобойнях и на предприятиях питания .

Контролировать соблюдение религиозных предписаний в государствах с теократическими тенденциями могут специально создаваемые органы полиции. Так, во многих мусульманских государствах действует особая религиозная полиция - мутава, которая следит за сегрегацией населения в общественных местах, за ношением традиционной одежды, за перерывами в работе предприятий торговли в часы молитвы и т.д.

Теократическая модель общественно-политического устройства суверенным обладателем власти предполагает верховное божество, делегирующее прерогативы правления на Земле особо предназначенным к тому лицам, которые удостаиваются прижизненно или посмертно титула «бога», «сына бога», «божественного преемника». Следуя данной традиции, Конституция Пакистана, в русле мусульманской концепции власти закрепила «вселенский» суверенитет за Аллахом, а за народом - «земной», неполный и производный от первого. Он передается государству, представленному единовластным правителем. Хотя Основной закон таких стран, как Тунис, Марокко, Египет, провозглашает народный суверенитет и разделение властей, но использование в качестве главных жизненных принципов (в том числе и в политике) догм ислама, не знающих народовластия и парламентского представительства, превращает эти статьи в фикцию .

К числу теократических элементов государственности следует отнести особенности организации и функционирования высших органов государственной власти. Характерные для теократических государств абсолютизация власти, этатизм, централизация политического управления проявляются в государствах с теократическими тенденциями в виде практически бесконтрольного распоряжения их лидерами всей полнотой властных полномочий, без заметного противодействия со стороны органов представительства и со стороны других субъектов политической системы. Монархи Таиланда, Марокко, Малайзии и ряда других стран имеют право принимать нормативно-правовые акты, противоречащие Основным законам своих государств. Созданные в таких государствах представительные органы власти лишь внешне напоминают парламенты, поскольку их решения носят совещательный характер. К тому же монарх на законных основаниях вправе распустить парламент, либо наложить на его решение вето. Правительство, если оно в соответствии с нормами права и ответственно перед парламентом, тем не менее полностью зависит от главы государства, так как принимаемые парламентом решения, в том числе и о недоверии правительству должны быть одобрены монархом. В последнем случае исключение составляет лишь Марокко. Теократический дух власти проявляется и в наличии бессрочных должностей глав государств с теократическими тенденциями, причем не только монархических, но и республиканских. Подобная практика существует в Индонезии, Тунисе, Малави .

Концентрация значительных полномочий в руках политических лидеров характерна и для азиатских республик бывшего Советского Союза, в том числе и для некоторых республик Российской Федерации. Безусловно, централизация власти определяется объективными потребностями внутригосударственной интеграции, необходимостью создать эффективный хозяйственный комплекс и политико-правовой механизм. Однако не последнее место в данной ситуации принадлежит культурно-конфессиональным особенностям соответствующего региона и национальной традиции. Обожествление власти очень ощутимо в восточных странах ближнего зарубежья, например, в Туркменистане и Киргизии. Официальная идеология, искусственно поддерживая харизму светского лидера, пытается возродить традиционные образы теократии. Возникший после крушения коммунистической доктрины мировоззренческий вакуум заполняется во многих бывших социалистических республиках и странах религиозной идеологией. Показательна в этом отношении ситуация, сложившаяся в Чечне, руководство которой предпринимает попытку создания исламского государства. Здесь возродились традиционные мусульманские институты - шариатские суды, разрешающие дела на основе норм шариата, духовные училища и школы. Принимаемые в республике нормативно-правовые акты проходят предварительный анализ на их соответствие догматам ислама .

Теократические тенденции современной государственности проявляются в характере взаимоотношений государства и церкви. Сегодня одна из главных ролей в политической жизни стран Латинской Америки принадлежит католической церкви. Под ее влиянием находится не только политическая система, но формируются национальная культура и характер народов континента. Обладая солидными денежными ресурсами, церковь имеет собственные книгоиздательства, газеты, журналы, теле- и радиостанции. В Аргентине, Панаме, Бразилии она содержит за свой счет сеть образовательных учреждений, дополнительно организовывая проведения занятий по религии в государственных школах. Брак, заключаемый в церкви с выполнением некоторых обязательных требований, приравнивается в данных странах к гражданскому. Доходы церкви в Аргентине освобождены от налогообложения. А в Бразилии священнослужители, за исключением членов религиозных орденов, могут находиться на государственной службе.

В современном Таиланде буддийская церковь (сангха) - считается залогом стабильного и гармоничного существования общества. Она принимает участие в реализации ряда государственных программ, направленных главным образом на развитие школьного и внешкольного образования и укрепление национального самосознания тайского общества путем распространения буддийской доктрины. Иерархические подразделения буддийского духовенства существуют даже в армии и на флоте. Административная структура сангхи напоминает организацию государственного аппарата. Церковные органы действуют параллельно с государственными на всех уровнях власти. Главный орган сангхи - Высший совет, возглавляемый верховным патриархом имеет 4 церковных департамента: административный, образования, пропаганды и общественных работ. Ему подчиняются низовые структуры сангхи, а также система религиозных судов: верховный, апелляционный, суды первой инстанции, районные суды. Ежегодный бюджет сангхи определяется министром образования, а тайские монахи получают от государства заработную плату .

Прочно укоренившиеся в народном сознании религиозные институты служат цементирующими основами национального единения и консолидации. Важное положение восточно-православной церкви в общественной сфере отразили конституции Болгарии и Греции, католической - конституции Ирландии, Панамы и Боливии. Государственным покровительством и поддержкой пользуются Евангелические лютеранские Церкви в Исландии и Дании, англиканская - в Англии. В Индии, утверждают исследователи, «покровительство религии в форме регулирования отношений между общинами и даже исправление недостатков в функционировании религиозных учреждений нередко рассматриваются как долг индийского государства, как необходимая сфера его деятельности». Конституция Панамы гласит, что католическая религия - «религия большинства панамцев», отправление культов, исповедание другой веры допускаются в пределах уважения к христианской морали и общественного порядка. Основной закон Боливии предусматривает государственную поддержку римско-католической апостольской религии при гарантированной возможности проповедования другой веры, а президент наделен правом осуществлять государственную опеку над духовными организациями, в том числе, назначать на должности церковных иерархов, выдвигать кандидатуры архиепископов и епископов .

Значимость религии в государствах с теократическими тенденциями выражается в существовании специальных государственных органов, призванных координировать взаимоотношения власти и церкви. К ним относятся различные религиозные министерства и ведомства. В Израиле - это Министерство по делам религий, в Таиланде религиозными вопросами занимается несколько государственных учреждений: департамент по делам религии, канцелярия при Министерстве образования, департаменты местной администрации, департамент общественного благосостояния при Министерстве внутренних дел, департамент медицинской службы при Министерстве здравоохранения, Министерство юстиции.

Теократизация общественных отношений проявляется не только в деятельности государственного аппарата и сближении государства и церкви. Она обусловливает верховенство религиозных ценностей практически во всех институтах политической системы. Для более последовательного религиозно-правового регламентирования социальной жизни в государствах с теократическими тенденциями создаются специальные органы контроля за нормотворческой деятельностью, определяющие соответствие принимаемых актов канонам веры. В Пакистане, например, данную функцию выполняют Совет исламской идеологии и Федеральный суд шариата. Религиозная догматика определяет функционирование органов представительства, партий, общественных движений и молодежных организаций. Для государств с теократическими тенденциями характерно наличие общественно-политических объединений, преследующих религиозные цели. В Израиле это партия ШАС (Движение хранителей Торы), в Таиланде - Молодежная буддийская ассоциация Таиланда, находящаяся под непосредственным патронажем короля и являющаяся самой многочисленной организацией молодежи. Во многих мусульманских странах создание нерелигиозно-ориентированных общественных объединений вообще запрещено. Например, в Алжире и Египте условием легализации партии считается утверждение последней исламских ценностей. Влияние религиозных организаций на внутриполитическую жизнь в государствах с теократическими тенденциями значительно. Они участвуют в выборах, имеют своих представителей в парламенте и правительстве. Их общественная деятельность по распространению религиозных взглядов может поощряться и субсидироваться государством .

Реализуя в политической сфере предписания религии, государства с теократическими тенденциями часто таким образом нарушают права человека. Запрет на изменение вероисповедания (Ливан, Непал), непредоставление женщинам права на участие в управлении делами государства (Кувейт, ОАЭ, Бахрейн) противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. Существующие в государствах теократические тенденции могут негативно сказываться на функционировании политической системы общества. Как элементы национальной культуры и традиции теократические институты должны существовать, но обязательно с учетом общепризнанных международных стандартов в области прав человека, не нарушая естественные права на жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, свободу вероисповеданий. Реализующиеся на практике неправовые способы судебного разбирательства, телесные наказания, ограничения прав и свобод по религиозному признаку не способствуют полноценному межнациональному общению государств. Эти изъяны правовой системы современных государств следует устранять. В то же время при создании норм международного законодательства также необходимо принимать в расчет национально- культурную и социально- историческую специфику государств. Процесс гармонизации внутреннего права теократических государств и государств с теократическими тенденциями с международным должен иметь двустороннюю направленность .

от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т. г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, власть в котором полностью принадлежит духовенству, т.е. светская и религиозная власть слиты в одно нераздельное целое; в основе государственной доктрины лежит религиозное учение и его догматика. На базе этого учения формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни и т.д. Теократическая форма государственного правления в истории встречалась нечасто. В научной литературе в этой связи обычно упоминают: Иудейское царство (5-1 вв. до н.э.), Арабский халифат во время правления династий Омейядов и Аббасидов (7- 10 вв.), Иезуитское государство, основанное пуританскими переселенцами в Парагвае (начало 17 в.), Папская область, или Папское государство (756-1879), Тибет во главе с далай-ламой (17 в. - 1951), Монголия до 1921, Ватикан - единственное теократическое государство (город-государство), существующее по сей день и возглавляемое Папой - главой римско-католической церкви. Таким образом, Т.г. возникали на базе различных религий (иудаизм, ислам, католицизм, ламаизм - разновидность буддизма и др.) и существовали в различных исторических эпохах. Теократические идеи сохранили свое влияние и в наши дни. В ряде стран имеются политико-религиозные движения, ставящие целью создание Т.г. на основе исповедуемого ими вероучения. СВ. Фомина