Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме Протоколы разногласий при подписании контракта

При запросе котировок УФАС выносит предписание отменить протокол и провести процедуру заново. Что делать с заявками участников которые были получены на первый протокол?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

УФАС предписало заново провести рассмотрение заявок. Поэтому процедуру рассмотрения заявок нужно провести повторно, имеющиеся заявки рассмотреть повторно и составить новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Как отменить протокол запроса котировок

Чтобы отменить протокол запроса котировок, который разместили, войдите в реестр закупок. Найдите нужную закупку и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню действующей редакции протокола выберите пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Если отменяете протокол, на основании которого создавали последующие протоколы, система аннулирует всю цепочку протоколов и отобразит сообщение:

Нажмите на кнопку «Продолжить». Система отобразит форму сведений об отмене протокола.

Заполните обязательные поля формы и разместите сведения. Протокол работы комиссии станет недействующим.

Каким документом заказчик может отменить протокол рассмотрения заявок

Правила контрактной системы не содержат требований на этот счет. Если контрольный орган выдал предписание отменить протокол рассмотрения заявок, оформите извещение об этом в произвольной форме. Можете использовать образец:

Извещение оформляется согласно представленной форме, которая может быть дополнена, изменена заказчиком самостоятельно

Предписание ФАС должно указывать на конкретные действия, которые вы должны совершить, чтобы устранить нарушения. Контрольному органу необходимо размещать их в ЕИС. На это указывают ч. 23 и 24 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Если не исполните предписание ФАС, оштрафуют:

  • должностное лицо — на 50 тыс. рублей;
  • юрлицо — на 500 тыс. рублей.

Если не исполните предписание повторно — грозит дисквалификация на один год. Такие меры предусматривают ч. 7 и 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Каждый этап закупки - от момента размещения извещения до завершения исполнения контракта - должен быть надлежащим образом задокументирован. Процедура проведения электронного аукциона отражается в протоколах, составляемых аукционной комиссией заказчика. Заказчик обязан размещать указанные протоколы в единой информационной системе (далее - ЕИС), при этом размещаемая информация должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ).

Попробуем разобраться, какие виды протоколов оформляются на тех или иных этапах жизненного цикла закупки. Заодно обсудим и некоторые связанные с ними сложности, с которыми сталкиваются работники контрактных служб, контрактные управляющие и члены комиссий по осуществлению закупок.

Протоколы, составляемые при проведении электронного аукциона

Процедура проведения электронного аукциона делится на три основных этапа, и на каждом из них формируется протокол.

1. Протокол рассмотрения первых частей заявок формируется аукционной комиссией (здесь и далее под аукционной комиссией понимается не только аукционная комиссия в собственном смысле слова, но также и единая комиссия по осуществлению закупок). Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок заказчик направляет такой протокол оператору электронной площадки и размещает его в ЕИС. Содержание данного протокола и порядок его размещения в ЕИС установлены в ч. 6 и ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

2. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания электронного аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).

3. Протокол подведения итогов аукциона формируется аукционной комиссией. Не позднее чем на следующий рабочий день после даты его подписания, такой протокол должен быть размещен на электронной площадке и в ЕИС. Содержание протокола и порядок его размещения в ЕИС определены в ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.

Членам комиссий по осуществлению закупок следует внимательно отнестись к формированию протоколов подведения итогов электронного аукциона. Прежде всего необходимо обеспечить точность информации, отражаемой в протоколах. В частности, с особой тщательностью требуется указывать:

Положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

Положения заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующие требованиям аукционной документации.

Так, решением Ханты-Мансийского УФАС России от 09.09.2015 N 03/ПА аукционная комиссия признана нарушившей п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, поскольку в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе была указана неверная причина отказа в допуске.

Предметом электронного аукциона являлась поставка набора изделий для катетеризации пупочной вены. Заявка участника закупки была признана не соответствующей требованиям технического задания в связи с изменением характеристик, которые не должны были изменяться. Участник закупки добавил наименования производителя и страны происхождения каждого изделия, входящего в набор для катетеризации, в колонку "наименования показателя (неизменяемое)", хотя в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе наименование показателя относилось к числу характеристик, которые участник закупки изменять не имел права.

Изучив материалы дела, комиссия Ханты-Мансийского УФАС России посчитала, что добавление наименования производителя и страны происхождения товара в колонку "наименования показателя (неизменяемое)" не изменило необходимые заказчику характеристики изделий и не исказило информацию о неизменяемых показателях, установленных техническим заданием. По мнению антимонопольного органа, нельзя было признавать заявку участника закупки не соответствующей установленным требованиям только по указанной причине. Фактически аукционная комиссия заказчика отклонила заявку участника закупки по основанию, не предусмотренному законодательством о контрактной системе, нарушив тем самым ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что заявитель жалобы указал наименование страны происхождения для каждого из изделий, входящих в состав набора для катетеризации, но не указал наименование страны происхождения набора в целом, как единого предмета закупки. Поскольку это является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия заказчика должна была отклонить спорную заявку участника закупки именно на по этому основанию.

Также заказчикам стоит внимательно относиться к т.н. "техническим ошибкам" при составлении протоколов. Например, аукционная комиссия приняла решение о признании заявки участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации, а в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе указано прямо противоположное решение - о признании заявки несоответствующей.

Иногда случаются "технические ошибки" иного рода. Так, в решении Новгородского УФАС России от 27.07.2015 N 08-01-273 рассмотрено обращение ООО "СпецПроект", которое сообщило, что его заявка признана не соответствующей требованиям аукционной документации, однако в протоколе подведения итогов электронного аукциона в обосновании решения аукционной комиссии указано не ООО "СпецПроект", а ООО "Аккорд". Убедившись в соответствии доводов жалобы действительности, комиссия Новосибирского УФАС России признала действия аукционной комиссии нарушающими требования ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в ЕИС должна размещаться только достоверная информация.

Применительно к нашей теме также представляют интерес акты плановых проверок соблюдения отдельных норм Закона N 44-ФЗ, составляемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Так, Министерство социальных отношений Челябинской области в отчете о проверке от 21.12.2015 N 10 при проведении проверки одного из своих подведомственных учреждений установило следующие нарушения.

1. В нарушение ч. 6 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе закупки. В протоколе указано: "Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписан всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, заказчиком и уполномоченным органом и направлен оператору электронной площадки", хотя графы "от имени заказчика" и "от имени уполномоченного органа" не заполнены (стандартный протокол, формируемый электронной площадкой). При этом в силу ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается всеми членами аукционной комиссии, присутствующими на ее заседании .

2. В нарушение ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол подведения итогов электронного аукциона закупок, а именно - указана информация, не предусмотренная положениями Закона N 44-ФЗ:

Адрес местонахождения / почтовый адрес участника закупки;

Контактный тел. (факс) / адрес электронной почты участника закупки;

Цена предложения участника закупки (руб.);

Дата и время поступления предложения участника закупки.

Комиссия контрольного органа указала, что протокол подведения итогов электронного аукциона в соответствии с требованиями ст. 69 Закона N 44-ФЗ должен содержать:

1) информацию о порядковых номерах заявок;

2) решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям аукционной документации с обоснованием этого решения и с указанием:

Положений Закона N 44-ФЗ, которым не соответствует участник электронного аукциона;

Положений аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

Положений заявки на участие в электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям аукционной документации;

3) информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.

Как видим, комиссия Министерства социальных отношений Челябинской области считает недопустимым указывать в протоколе информацию, не предусмотренную Законом N 44-ФЗ. Такая позиция - не редкость, однако не следует забывать, что Закон N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в протоколы иной информации.

Протокол по несостоявшейся процедуре

В зависимости от оснований для признания электронного аукциона несостоявшимся заказчик должен оформить свой протокол.

1. Если подана только одна заявка, составляется протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, требования к содержанию которого определены в п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Такой протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

2. Если требованиям законодательства и документации заказчика соответствует заявка только одного участника закупки, формируется протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Данный протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения второй части заявки на участие в электронном аукционе.

3. Если в течение 10 минут после начала аукциона не было сделано ни одного предложения о цене контракта, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ составляется протокол подведения итогов аукциона . Срок для направления данного протокола оператору электронной площадки точно такой же - не позднее трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Кроме того, в этом случае есть и еще один протокол, который формируется оператором электронной площадки, - протокол о признании аукциона несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). В протоколе указывается адрес электронной площадки, дата проведения электронного аукциона, время его начала и окончания, а также начальная (максимальная) цена контракта.

Протокол отказа заказчика от заключения контракта

Если контракт еще не заключен, а заказчик обнаружил, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее требование установлено в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП):

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Данное правило действует только в том случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. руб. в случае осуществления закупки для федеральных нужд.

Отказ заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, оформляется как протокол отказа от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Указанный протокол составляется и размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда был установлен факт несоответствия участника предъявляемым к нему требованиям. В дополнение к этому такой протокол должен быть направлен участнику закупки в течение двух рабочих дней с даты его подписания.

Протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта

1. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта меньше 15 млн. руб., а победитель электронного аукциона снизил цену на 25 и более процентов, контракт заключается с ним только в том случае, если он выполнит одно из следующих действий:

Предоставит обеспечение исполнения контракта в размере, который в полтора раза превышает размер, установленный аукционной документацией;

Вместе со стандартным обеспечением исполнения контракта предоставит достоверную информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки (реестровые номера контрактов, ранее исполненных таким участником закупки; детальные требования к содержанию информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, определены в ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Если участник закупки не выполнил ни одно из указанных действий, формируется протокол признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, который размещается в ЕИС и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания. Состав и содержание информации, отражаемой в таком протоколе, Законом N 44-ФЗ не регламентируется (аналогичное мнение высказано в решении комиссии Владимирского УФАС России от 20.05.2014 N Г-288-04/2014).

2. В случае признания участника уклонившимся от подписания контракта по другим основаниям (например, если победитель электронного аукциона подписал контракт в течение регламентированного срока), Закон N 44-ФЗ не определяет конкретных способов оформления такого решения заказчика. Несмотря на это, рекомендуем заказчикам придерживаться практики протоколирования каждого решения аукционной комиссии в течение всей процедуры осуществления закупки. В таком протоколе можно указать следующее:

Дату признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта;

Сведения о заказчике;

Информацию о закупке;

Сведения об участнике закупки, который признан уклонившимся от заключения контракта;

Основания для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Протокол отстранения участника закупки в связи с представлением им недостоверной информации

Если будет установлено, что участник закупки представил в составе своей заявки на участие в электронном аукционе документы, содержащие недостоверную информацию, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Сходная норма содержится в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если в любой момент до заключения контракта обнаружит, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.

Законом N 44-ФЗ не определен порядок оформления решения об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, не предусмотрена даже обязанность направить такое решение участнику закупки и разместить его в ЕИС. Полагаем, что при формировании указанного решения следует исходить из аналогии с нормами Закона N 44-ФЗ, регулирующими порядок оформления результатов рассмотрения заявок в ходе проведения электронного аукциона и подведения его результатов.

Формулировки "отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения" (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ) и "отстранение участника закупки осуществляется в любой момент до заключения контракта" (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) указывают на то, что отстранение участника аукциона возможно не только в ходе рассмотрения заявок, поданных участниками, но и вплоть до заключения контракта. В этой связи логично сформировать на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ отдельное решение (протокол) об отстранении участника закупки от участия в электронном аукционе в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в представленных таким участником документах.

В такой ситуации заказчик может провести аналогию с ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей порядок оформления отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 указанной статьи, и направить такой протокол участнику закупки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, послужившего основанием для принятия решения об отстранении участника от участия в электронном аукционе. Рекомендуем заказчикам включать в данный протокол следующую информацию:

Указание на место и время его составления;

Сведения о лице, в отношении которого принято данное решение;

Изложение фактов, послуживших основанием для принятия решения, и реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Протокол об отстранении участника от участия в электронном аукционе на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ можно разместить в ЕИС в порядке, аналогичном установленному ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Протоколы разногласий при подписании контракта

Контракт по итогам электронного аукциона должен заключаться на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации (в т.ч. в проекте контракта): соответствующее требование установлено в ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Однако на практике между заказчиком и участником закупки при подписании контракта нередко возникают противоречия.

При наличии разногласий по проекту контракта победитель электронного аукциона направляет заказчику протокол разногласий . Такой протокол может быть направлен победителем электронного аукциона не позднее тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Протокол разногласий составляется в произвольной форме и может содержать лишь указание на расхождения условий проекта контракта и положений документации. Подписывается такой протокол электронной подписью лица, уполномоченного на заключение контракта от имени участника закупки. Предельное число протоколов разногласий, которые могут быть направлены победителем электронного аукциона при подписании контракта, законодательно никак не ограничено. Единственным "лимитом" служат временные рамки, определенные упомянутым выше тринадцатидневным сроком.

Проблемы исчисления данного срока были исследованы в решении Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-7712/2014, имеющему следующую фабулу.

Заказчик отказался от заключения контракта с победителем аукциона в связи с тем, что победитель электронного аукциона направил протокол разногласий по истечении 13 дней с момента размещения протокола подведения итогов аукциона. Участник закупки обжаловал действия заказчика в Красноярское УФАС России, однако антимонопольный орган своим решением от 31.03.2014 N 193 признал его жалобу необоснованной. В связи с этим участник закупки обратился в Арбитражный суд Красноярского края.

Суд привел в своем решении ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, согласно которой результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в ЕИС. В рассматриваемом деле протокол подведения итогов электронного аукциона был подписан всеми членами аукционной комиссии 05.03.2014, а в ЕИС размещен 06.03.2014.

Как следует из ст. 190 ГК РФ, установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иное, рассматриваемый тринадцатидневный срок подлежит исчислению начиная со дня, следующего после размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (т.е. с 07.03.2014). Следовательно, победитель электронного аукциона имел право направлять протокол разногласий по проекту контракта в срок до 19.03.2014 включительно. А из материалов дела как раз и следует, что первый протокол разногласий по проекту контракта был размещен в ЕИС 14.03.2014; второй протокол разногласий - 19.03.2014. Таким образом, победителем электронного аукциона в должной мере соблюдены требования ст. 70 Закона N 44-ФЗ: протокол разногласий по проекту контракта направлен в законодательно установленный срок.

Также заказчикам не следует упускать из виду, что тринадцатидневный срок согласно ст. 70 Закона N 44-ФЗ нужно исчислять со дня, следующего после размещения протокола подведения итогов в ЕИС, а не с даты подписания такого протокола членами аукционной комиссии. Как мы помним, указанные даты могут быть различны.

Напомним, что можно изменить в тексте контракта:

Положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке участника закупки;

Реквизиты поставщика, если они изменились с момента окончания подачи заявок;

Опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, технические ошибки и неточности.

В решении Арбитражного суда Новосибирской области от 10.12.2014 по делу N А45-17177/2014 был рассмотрен еще один интересный момент, связанный с направлением протоколов разногласий.

Из совокупности ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ суд пришел к выводу, что тринадцатый день является последним днем направления протокола разногласий при наличии возражений по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС.

Право победителя электронного аукциона разместить в ЕИС протокол разногласий на проект контракта закреплено в ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. При этом в данной норме не установлен срок для размещения протокола разногласий впервые. Следовательно, ч. 4 ст. 70 Закона 44-ФЗ необходимо рассматривать в совокупности с ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в том, что касается ненаправления в адрес заказчика подписанного проекта контракта в течение пяти дней с момента его размещения в ЕИС.

Если участник не согласен с проектом контракта, направленным в его адрес, он должен разместить в ЕИС впервые протокол разногласий до истечения срока, установленного для подписания контракта, а именно - в течение пяти дней с момента размещения проекта контракта. Не совершив данных действий в течение пяти дней, победитель электронного аукциона в силу ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта.

Уже после размещения в ЕИС впервые протокола разногласий как заказчик, так и победитель могут совершать действия, закрепленные в ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона 44-ФЗ, до истечения тринадцатидневного срока. Как только указанный срок истек, победитель не должен размещать в ЕИС последующие протоколы разногласий к проекту контракта, а заказчик размещать в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин, по которым он полностью или частично отказывается учесть замечания победителя электронного аукциона, содержащиеся в протоколе разногласий.

Кроме того, суд отметил тот факт, что ст. 70 Закона N 44-ФЗ не регламентирует, кем принимается решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта (аукционной комиссией или заказчиком) и в каком виде оформляется такое решение. Следовательно, решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ принимается заказчиком и оформляется в произвольной форме.

Протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчик вправе отменить проведение электронного аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть оформлено как протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который оформляется заказчиком и размещается в ЕИС в день принятия этого решения и незамедлительно доводится до сведения всех участников закупки, подавших заявки.

Если срок для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) истек, заказчик вправе отменить закупку до момента заключения контракта только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Протокол внесения изменений в документацию

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ не определяет, каким образом должно оформляться указанное решение заказчика. И все же рекомендуем заказчику придерживаться практики протоколирования каждого решения, принимаемого в течение всей процедуры осуществления закупки. В этой связи рассматриваемое решение заказчика можно оформить как протокол внесения изменений в документацию.

Хотелось бы напомнить об ответственности должностных лиц заказчиков за допущенные ими нарушения процедуры составления и размещения протоколов при проведении электронных аукционов. Возможные нарушения со стороны заказчиков и административная ответственность за их совершение, установленная КоАП РФ, систематизированы в следующей таблице:

Вид нарушения

Статья КоАП РФ

Размер ответственности

Размещение протокола с "техническими ошибками", отсутствие требуемой информации в протоколе

ч. 2.1 ст. 7.30 (нарушение предусмотренных законодательством о контрактной системе требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки)

Административный штраф на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.

Неразмещение протокола в ЕИС

ч. 3 ст. 7.30 (неразмещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством о контрактной системе)

Административный штраф на должностных лиц в размере 50000 руб.; на юридических лиц - 500000 руб.

Нарушение срока подписания протоколов не более чем на 2 рабочих дня

ч. 13 ст. 7.30 (нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 3000 руб.

Нарушение срока подписания протоколов более чем на 2 рабочих дня

ч. 14 ст. 7.30 (нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 30000 руб.

Нарушение срока размещения в ЕИС протоколов не более чем на 2 рабочих дня

ч. 1 ст. 7.30 (нарушение должностным лицом сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30, не более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 5000 руб.; на юридических лиц - 15000 руб.

Нарушение срока размещения в ЕИС протоколов более чем на 2 рабочих дня

ч. 1.1 ст. 7.30 (нарушение должностным лицом сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30, более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 30000 руб.; на юридических лиц - 100000 руб.

Неоднозначной выглядит проблема регламентных работ на электронных площадках в связи с установленными для заказчиков штрафными санкциями за нарушение сроков публикации протоколов при проведении электронных аукционов. Указанная проблема была рассмотрена в решении Ненецкого УФАС России от 13.10.2014 N 01-48/13-2014. В данном случае датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок являлось 13.06.2014, и соответствующий протокол датирован именно 13.06.2014, однако оператору электронной площадки направлен лишь 15.06.2014.

Заказчик представил в материалы дела скриншот с официального сайта электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка", из которого следует, что в период с 12.06.2014 по 15.06.2014 в связи с проведением регламентных работ закрытая часть электронной площадки будет недоступна. Кроме того, 15.06.2014 заказчик обращался к оператору электронной площадки с просьбой предоставить техническую возможность рассмотрения первых частей заявок и публикации соответствующего протокола. В конечном счете в тот же день такая возможность и была предоставлена.

Комиссия Ненецкого УФАС России удостоверила тот факт, что протокол рассмотрения первых частей заявок опубликован на электронной площадке с нарушением срока, установленного ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем антимонопольный орган отметил, что данное нарушение совершено по независящим от заказчика причинам, а в связи с проведением регламентных работ на электронной площадке. На основании совокупности представленных доказательств был сделан вывод об отсутствии вины заказчика в нарушении срока опубликования на электронной площадке протокола рассмотрения первых частей заявок от 13.06.2014.

В настоящей статье мы постарались познакомить вас с практикой рассмотрения проблем, связанных с составлением протоколов при проведении электронных аукционов. Надеемся, это поможет вам избежать ошибок при работе в составе комиссии по осуществлению закупок.

ЗАКАЗЧИКУ

· Допуск и оценка заявок

Рассмотрение заявок раньше даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок, установленной в извещении

Может ли единая комиссия по осуществлению закупок рассмотреть заявки и разместить протокол раньше даты окончания срока рассмотрения первых частей заявки, установленной в извещении?

Исходя из ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

В силу пп. 2, 3 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 данного закона, указываются:

  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о КС;
  • дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о КС. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарная дата - это порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.

Так, согласно Современному экономическому словарю (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.) дата - это указание числа, месяца и года составления и подписания документа, его вступления в силу.

Таким образом, на наш взгляд, в извещении о проведении электронного аукциона указываются:

  • дата (в виде числа, месяца и года) окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о КС;
  • дата (в виде числа, месяца и года) проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о КС.

Исходя из ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Таким образом, протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе должен быть подписан всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты (в виде числа, месяца и года) окончания срока рассмотрения данных заявок. Другими словами, дата (в виде числа, месяца и года) окончания срока рассмотрения данных заявок - это последний день, когда должен быть подписан протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе.

В свою очередь, в силу ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе указанный в ч. 6 этой же статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Другими словами, дата (в виде числа, месяца и года) окончания срока рассмотрения данных заявок - это последний день, когда протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе должен быть направлен заказчиком оператору электронной площадки и размещен в единой информационной системе.

Согласно ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Вместе с тем в соответствии с ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., не менее чем семь дней.

Таким образом, не следует изменять дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также дату проведения аукциона в ходе рассмотрения заявок.

Учитывая изложенное, заказчику следует рассмотреть заявки на участие в аукционе в день окончания срока рассмотрения заявок и в этот же день протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе направить оператору электронной площадки и разместить в единой информационной системе.

СПРАВОЧНО

Дополнительно информируем, что в силу подподп. «л» подп. 2 п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактная служба размещает в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Таким образом, аукционная комиссия не размещает в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, в т. ч. протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе.

ЗАКАЗЧИКУ

· Контракт

Отчет об исполнении контракта

Следует ли размещать ежемесячный отчет об исполнении контракта, если по условиям контракта оплата осуществляется ежеквартально? Что считать этапом исполнения, если в контракте не прописаны этапы исполнения, есть только сроки и условия оплаты? При заведении карточки контракта на ООС проставлен один этап - весь год.

Необходимо отметить, что понятия (определения) «этапа контракта» Закон о контрактной системе не содержит.

Напоминаем, что согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом если речь идет об этапах исполнения контракта, то эти этапы, на наш взгляд, должны быть прописаны в контракте «буквально», например:
«Этап 1: с ___ по ____ (указываются даты начала и окончания этапа); Этап 2: с ___ по _____» и т. д.
При этом также должно быть четко указано, исполнение каких обязательств сторон входит в тот или иной этап. Может быть предусмотрена также и поэтапная оплата.

Указанный график оплаты (ежеквартально) относится к порядку оплаты (ч. 13 ст. 34 Закона о КС) и не равнозначен «этапности» исполнения контракта.

» ВАЖНО!
Соответственно не следует ежеквартально передавать сведения об исполнении этапа контракта и размещать отчеты (в т. ч. ежемесячные) об исполнении этапа контракта.

Напомним, что согласно ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пп. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

В соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Согласно ч. 11 ст. 94 Закона о контрактной системе порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в ч. 9 данной статьи, форма указанного отчета определяются Правительством РФ.

Указанный порядок и форма отчета определены в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Повторимся, что, по нашему мнению, этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо (буквально) предусмотрены контрактом.

Если у заказчика в контракте ежеквартальная оплата не выделена в качестве отдельного этапа исполнения контракта и при формировании сведений о контракте для подачи в реестр контрактов переключатель остался на значении «Один этап», такой контракт (независимо от предмета) является одноэтапным (один год).

Соответственно, отчет об исполнении контракта необходимо готовить один раз (после полного завершения исполнения контракта), отчетов по этапам делать не нужно.

Таким образом, при заключении фактически одноэтапных контрактов (где один год идет как этап) ежеквартально/ежемесячно прикреплять акты об оказанных услугах также не нужно, можно прикрепить при размещении отчета об исполнении всего контракта окончательный обобщающий акт по контракту.

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz.ru

4 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ЗАКАЗЧИКУ

· Контракт

Экспертиза контракта, заключенного на основании пп. 8 и 29 ст. 93 Закона о КС

Нужно ли проводить экспертизу выполненной работы по контракту, заключенному на основании пп. 8 и 29 ст. 93 Закона о контрактной системе?

В силу пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о КС);
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона о КС).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом, в т. ч. приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с этим же законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Таким образом, экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта является элементом приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.

Исходя из ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в т. ч. о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с этой же статьей.

Информируем, что в силу ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с этим же законом.

Таким образом, заказчик обязан обеспечить проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст. 94 Закона о контрактной системе.

Анализ ст. 94 Закона о контрактной системе показал, что данный закон не содержит исключений в отношении закупок на основании пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Поэтому, заказчик обязан в соответствии со ст. 94 Закона о контрактной системе обеспечить проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, заключенным в ходе осуществления закупок на основании пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz .ru

3 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ЗАКАЗЧИКУ

· Контракт

Согласование заключения контракта с контрольным органом при признании аукциона несостоявшимся

В каких случаях признания аукциона несостоявшимся не требуется согласование заключения контракта с контрольным органом?

Законом № 498-ФЗ в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе внесены изменения, согласно которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона о контрактной системе.

Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15, ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о контрактной системе, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в случаях, предусмотренных ч. 1–3.1 ст. 71 в сроки, установленные соответственно ст. 70 Закона о контрактной системе.

» ВАЖНО!
Таким образом, исключена обязанность согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признания несостоявшимся любого электронного аукциона (согласно ч. 1–3.1 ст. 71 Закона о КС). Определено, что контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных ч. 1–3.1 ст. 71 Закона о КС заключается в сроки и порядке, установленные соответственно ст. 70 Закона о контрактной системе без согласования с контрольным органом.

Напомним, что в соответствии с ч. 1. ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном ст. 70 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС в порядке, установленном ст. 70 Закона о КС.

В соответствии с ч. 3 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 20 ст. 68 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном ст. 70 Закона о КС, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

  • ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе;
  • единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном ст. 70 Закона о КС.

» ВАЖНО!
То есть, например, если аукцион был признан несостоявшимся в 2015 г. на основании ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе, то не нужно направлять документы в соответствующий контрольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признания несостоявшимся электронного аукциона (для заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС). Контракт заключается без согласования с контрольным органом.

Дополнительно сообщаем, что 21 января 2015 г. на официальном сайте ФАС России было размещено совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России № 658-ЕЕ/Д28и /АЦ/1587/15 от 20.01.2015 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся» (далее - Совместное письмо).

В Совместном письме указывается, что необходимость согласования в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

Обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с ч. 1–3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе, по которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не принято, подлежат возврату в связи с отсутствием у ФАС России и иных контрольных органов в сфере закупок полномочий на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в указанном случае. При этом такие контракты заключаются в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz.ru

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Заказчик опубликовал протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок на общероссийском официальном сайте, но допустил при этом техническую ошибку. Регламентом размещения заказа предусмотрена возможность исправления ошибок в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок по решению заказчика, однако Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ N 94-ФЗ это не предусмотрено.
Допустимо ли внести изменения в протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок?
Ответ на это вопрос знает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аркадий Серков.

В соответствии с ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подписывается всеми членами котировочной комиссии, а также самим заказчиком, и в день его подписания размещается на официальном сайте.
Нормами Закона № 94-ФЗ не предусмотрена возможность отмены указанного протокола или внесения в него изменений. Более того, к сожалению, Законом № 94-ФЗ не предусмотрены ни возможность, ни порядок исправления ошибок, допущенных в ходе проведения размещения заказа.
В то же время представляется очевидным, что информация, содержащаяся в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок, должна точно отражать всю информацию по запросу котировок. В противном случае размещение такого протокола может быть квалифицировано как размещение на официальном сайте должностным лицом заказчика недостоверной информации о размещении заказов - административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.31 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2013 г. № Ф04-2489/13).
В связи с этим отметим, что закон отнюдь не требует строгой неизменности содержания протоколов, составленных в ходе размещения заказа, не взирая ни на какие обстоятельства. В частности, основанием для изменения или отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок может явиться соответствующее предписание антимонопольного органа, выданное заказчику в ходе исполнения данным органом контрольной функции в сфере размещения заказа (п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17 Закона № 94-ФЗ). Полагаем, что исправление технических ошибок, допущенных в документах, очевидным образом необходимо с позиции здравого смысла.
Поэтому, по нашему мнению, представляется допустимым ситуация, когда котировочная комиссия и заказчик, руководствуясь целями Закона № 94-ФЗ, примут меры, не предусмотренные напрямую данным Законом, однако и не запрещенные им: внесут изменения в протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, устраняющие технические ошибки в этом протоколе, дополнительным протоколом и разместят такой протокол на официальном сайте. Эту точку зрения косвенно подтверждают примеры судебной практики, в которых рассматривалось такое внесение изменений и не признавалось неправомерным (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. № 07АП-345/08).
Безусловно, и в случае исправления технических ошибок в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок также остается риск привлечения должностных лиц заказчика и членов котировочной комиссии к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.ст. 7.30 и 7.31 КоАП РФ. Однако следует учитывать, что в соответствии с нормами ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности только при наличии вины. При этом КоАП РФ установлена презумпция невиновности, другими словами, вина в совершении административного правонарушения должна быть установлена и доказана. На наш взгляд, допущение ошибок в протоколе рассмотрения заказчика очевидно возможно в результате не только виновных действий заказчика, особенно если это очевидным образом технические ошибки, не влияющие на права и обязанности участников размещения заказа (косвенно это подтверждают постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2010 г. № 20АП-3121/10, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2008 г. № А74-3209/2007). Тем более, по нашему мнению, не может толковаться как правонарушение исправление допущенных ошибок, которое очевидным образом не нарушает ничьих прав. Однако окончательное решение, разумеется, может быть принято только судом с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации.