Обязательное дактилоскопирование подозреваемых обвиняемых. Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан российской федерации

Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан

Российской Федерации

Почти две сотни лет назад врачи заметили, что у каждого человека подушечки пальцев имеют свой неповторимый узорный рисунок. Это открытие было сразу же взято на вооружение фискальными органами: по отпечаткам пальцев разыскивались преступники, опознавались погибшие.

Даже в наше время, несмотря на компьютеризацию, глобальные информационные системы , мощный административно-контрольный аппарат, иногда бесследно пропадают люди. Зачастую в эту категорию попадают охотники, рыбаки. Люди уезжают в лес на промысел на несколько дней, имея при себе огнестрельное оружие. Бывают и несчастные случаи . Поиски организуются спустя какое-то время с момента пропажи. И вина в этом не сотрудников милиции. Человеческой природе противны сами мысли о несчастьях, смерти, поэтому люди нередко суеверно противятся предосторожностям, максимально оттягивают время обращения в органы правопорядка и тем самым очень усложняют работу сотрудникам милиции. Это только, на первый взгляд, кажется, что за час другой можно найти любого пропавшего на территории района (города). На самом деле – это большая и кропотливая работа, требующая высокого профессионализма и самоотдачи.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» определено право граждан Российской Федерации на прохождение добровольной дактилоскопической регистрации.

Добровольная дактилоскопическая регистрация – один из видов дактилоскопической регистрации в Российской Федерации. Государственная дактилоскопическая регистрация включает в себя получение, учет, хранение, классификацию и выдачу дактилоскопической информации, то есть информации об особенностях строения паппилярных узоров пальцев рук человека.

Процедура добровольного дактилоскопирования очень важна. Цель проведения добровольной дактилоскопической регистрации – это защита интересов человека, обеспечение его законных прав, сохранности здоровья и безопасности.

В жизни происходит масса неприятных ситуаций, когда люди становятся жертвами несчастных случаев, и установить личность без документов невозможно. А дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь. Поэтому такая регистрация, прежде всего, важна для самих граждан и делается в их интересах.

В современных условиях каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при порче документов, несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах. Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих потерей памяти. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе какие-либо сведения, дактилоскопия может помочь родственникам найти пропавшего члена семьи.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация началась в нашей стране еще более одиннадцати лет назад. Но в нашем обществе до сих пор принято с опаской относится к процедуре снятия отпечатков пальцев. Люди считают, что это просто ни к чему или панически боятся, что их отпечатки могут быть использованы им во вред.

Многие скажут, что несчастные случаи происходят не так часто и будут правы. Но и в повседневной жизни таких ситуаций, когда чрезвычайно помогли бы результаты добровольной дактилоскопии, немало. Например, пошел пожилой человек в магазин, документов с собой не взял, по дороге ему стало плохо, в бессознательном состоянии его увезли в больницу. Если в базе данных нет отпечатков его пальцев, родственникам придется побегать, чтобы его найти. А если он не может вспомнить свое имя и место жительства? А если этот человек одинок? Шанс остаться неопознанным в такой ситуации очень велик.

Таких случаев, к сожалению, не мало. Категориям лиц, которые в силу состояния здоровья не могут назвать свои данные, адрес жительства, дактилоскопирование просто необходимо. Не застрахованы от потери памяти и молодые, вполне здоровые люди. Опознать их и вернуть домой опять-таки помогут отпечатки пальцев.

Или же другой пример: сбежал из дома так называемый «трудный» подросток. Рано или поздно юного бродягу найдут сотрудники правоохранительных органов . Они оперативно проверят его на отпечатки и сразу же благополучно отправят к родителям.

Если человек потеряет свой загранпаспорт, находясь за пределами России, ему достаточно обратиться в консульство и сказать, что он проходил дактилоскопическую регистрацию. Проблем с восстановлением документов у него тогда не будет.

Можно привести еще много жизненных ситуаций, в разрешении которых может помочь дактилоскопирование. Аргументов в пользу добровольного дактилоскопирования предостаточно.

Немаловажная причина, из-за которой следует пройти процедуру добровольного дактилоскопирования - своеобразный сдерживающий фактор, показатель добропорядочности гражданина. Гражданин, прошедший дактилоскопирование, не пойдет совершать преступление.

Кроме того, сейчас решается вопрос о том, чтобы при въезде в ряд стран туристы проходили процедуру дактилоскопирования в обязательном порядке. Чтобы жителям России не приходилось каждый раз сдавать отпечатки пальцев при каждой попытке выехать за рубеж, сотрудникам служб достаточно будет просто послать запрос о сведениях.

Следует также отметить, что если в России эта процедура исключительно добровольная, то в ряде западных стран - обязательная, и демократия от этого, как показывает практика, не страдает.

Если говорить о международной практике, то во многих странах дактилоскопическая регистрация населения проводится уже давно.

Сам процесс дактилоскопирования не представляет опасности для здоровья и проводится с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Чтобы развеять сомнения о несанкционированном использовании получаемых сведений о гражданах, необходимо отметить, что дактилоскопическая информация, в том числе персональные данные о человеке, т. е. сведения, позволяющие идентифицировать его личность, являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Статья 7 Федерального закона «О персональных данных» устанавливает конфиденциальность персональных данных.

Должностные лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил ее хранения и незаконное использование. При таком условии хранения и использования дактилоскопической информации исключается возможность ее искажения и несанкционированного доступа к ней.

После проведения дактилоскопирования гражданам по их просьбе выдается справка о прохождении добровольной дактилоскопической регистрации.

Дактилоскопическая регистрация проводится только по желанию гражданина. Вопрос о необходимости прохождения процедуры добровольного дактилоскопирования граждане должны решить для себя сами.

Задачи, решаемые системой дактилоскопической регистрации

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

· розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

· установления по неопознанным трупам личности человека;

· установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

· подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Условия

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится по письменному заявлению установленной формы гражданина Российской Федерации, родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей) граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних.

Данная процедура занимает всего несколько минут. Вся информация, содержащаяся в заявлении и дактокарте, направляется в Информационный центр.

Документы, необходимы для прохождения добровольной дактилоскопической регистрации

· Заявление

Для недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан – заявление подает опекун или попечитель, для несовершеннолетних – родители.

· Паспорт

· Свидетельство о рождении лиц, не достигших 14-летнего возраста

· Для дактилоскопической регистрации недееспособных граждан потребуется документ, подтверждающий их недееспособность

· Опекуны или попечители также предъявляют свои паспорта и свидетельства об опекунстве или попечительстве.

Порядок и сроки хранения информации

Гражданин, прошедший добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в территориальные структурные подразделения ФМС России по месту жительства с заявлением об уничтожении дактилоскопической информации. В течение 30 суток с момента подачи такого заявления гражданин будет письменно уведомлен об уничтожении дактилоскопической информации.

Информация уничтожается также в случае установления факта смерти лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, по сообщению родственников или других лиц в подразделения ФМС на основании свидетельства о смерти.

Куда обращаться?

Любой житель города (области), изъявивший желание пройти государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в структурное подразделение УФМС России по Архангельской области , где ему окажут помощь в оформлении письменного заявления и проведут дактилоскопирование.

Добровольная дактилоскопическая регистрация проводится бесплатно.

Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области призывает жителей области оценить значение прохождения дактилоскопирования и принять активное участие в этом добровольном мероприятии.

);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010030);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2017, N 0001201712060035) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310016).

____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации (далее - государственная дактилоскопическая регистрация), а также устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации.

Глава I. Общие положения (статьи 1-9)

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека (абзац дополнен с 31 декабря 2008 года ;

дактилоскопическая информация - биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года .

материальные носители - дактилоскопические карты, носители магнитной или иных видов записи, содержащие дактилоскопическую информацию;

информационный массив - систематизированная совокупность дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях;

идентификация личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук - установление тождественности проверяемых отпечатков пальцев (ладоней) рук и определение их принадлежности одному лицу;
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

традиционный (красковый) метод получения дактилоскопической информации - получение дактилоскопической информации путем использования типографской краски и бланка дактилоскопической карты;
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации - получение дактилоскопической информации путем использования дактилоскопического сканера с последующим формированием электронной дактилоскопической карты;
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

лицо, признанное недееспособным, или лицо, ограниченное в дееспособности, - лицо, признанное таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится и дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

Статья 5. Перечень лиц, в отношении которых проводится государственная дактилоскопическая регистрация

В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении достигших возраста шести лет граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Статья 6. Использование дактилоскопической информации

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

установление личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа;
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

Статья 7. Виды государственной дактилоскопической регистрации и методы получения дактилоскопической информации

Государственная дактилоскопическая регистрация может быть следующих видов:

добровольная государственная дактилоскопическая регистрация;

обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

При проведении государственной дактилоскопической регистрации используется традиционный (красковый) метод получения дактилоскопической информации или электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Статья 8. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. Указанная регистрация проводится в соответствии с требованиями статьи 10 настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

б) военнослужащие (подпункт в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2004 года Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 29-ФЗ ;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

органах внутренних дел;

абзац утратил силу с 10 января 2009 года - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ ;

абзац утратил силу с 20 июня 2007 года - Федеральный закон от 6 июня 2007 года N 89-ФЗ ;

;

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах и подразделениях службы судебных приставов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года ;

таможенных органах;

абзац утратил силу - Федеральный закон от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ ;

абзац исключен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ .;

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (абзац дополнительно включен с 14 марта 2001 года Федеральным законом от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ ;

Государственной противопожарной службе (абзац дополнительно включен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ);

абзац дополнительно включен с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ ;

абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года ; утратил силу с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ ;

федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ)

в_1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки (пункт дополнительно включен с 20 июня 2007 года Федеральным законом от 6 июня 2007 года N 89-ФЗ);

в_2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности (пункт дополнительно включен с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ);

в_3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 15 января 2011 года );

в_4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ)

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2011 года .

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (пункт дополнен с 9 июня 2008 года ;

и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 31 октября 2002 года ; дополнен с 9 июня 2008 года Федеральным законом от 6 мая 2008 года N 60-ФЗ ;

л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 31 октября 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года );

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ);

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 322-ФЗ);

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;
Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ)

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ)

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ .

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия (пункт дополнительно включен с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 156-ФЗ);

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия (пункт дополнительно включен с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 156-ФЗ).

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д" части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Глава II. Проведение государственной дактилоскопической регистрации (статьи 10, 11)

Статья 10. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится по письменному заявлению указанных лиц органами внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, ограниченных в дееспособности, проводится органами внутренних дел по письменному заявлению указанных лиц или их попечителей. При подаче такого заявления попечителями указанных лиц добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится в присутствии попечителей указанных лиц.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных недееспособными, или несовершеннолетних проводится органами внутренних дел по письменному заявлению законных представителей указанных лиц в присутствии законных представителей указанных лиц.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится на безвозмездной основе по месту их жительства или месту их пребывания в Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Статья 11. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят следующие органы:

граждан, указанных в пунктах "а" и "б" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ .

граждан, указанных в абзаце шестом пункта "в", пунктах "в_1", "в_2", "в_3" и "в_4" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - соответственно органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, органы внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, Следственный комитет Российской Федерации;
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ .

лиц, указанных в пункте "ж" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел;

абзац утратил силу с 4 июля 2016 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ .;

осужденных - органы уголовно-исполнительной системы;

лиц, указанных в абзацах втором, седьмом, восьмом, девятом, двенадцатом и тринадцатом пункта "в", пунктах "г"-"е", "з"-"л", "п"-"с" части первой и в части второй статьи 9 настоящего Федерального закона, - органы внутренних дел;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

лиц, указанных в пункте "о" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов (абзац дополнительно включен с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 322-ФЗ);

лиц, указанных в абзаце шестнадцатом пункта "в", пунктах "м", "н", "т" и "у" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ .

Дактилоскопическая информация, полученная органами, указанными в абзацах втором, четвертом, шестом и девятом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Одновременно с дактилоскопической информацией в органы внутренних дел направляются следующие данные:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство (при наличии), пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;

б) наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, при наличии сведений о наименовании такого органа);

в) наименование органа, организации или подразделения, получивших дактилоскопическую информацию;

г) основание и дата проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных в пунктах "и", "л", "п" и "с" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона лиц, признанных недееспособными, и несовершеннолетних проводится в присутствии их законных представителей.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лиц, ограниченных в дееспособности вследствие психического расстройства и указанных в пунктах "и", "л", "п" и "с" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, проводится в присутствии их попечителей.
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

При наличии технической возможности органы внутренних дел проводят идентификацию личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в отношении указанных в части первой статьи 9 настоящего Федерального закона категорий лиц в соответствии с перечнем, определяемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в случае идентификации личности проверяемого лица по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)

Порядок проведения идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени в соответствии с частью шестой настоящей статьи определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ)


См. предыдущую редакцию)

Глава III. Хранение, использование и уничтожение дактилоскопической информации (статьи 12-15)

Статья 12. Основные требования к хранению и использованию дактилоскопической информации

Условия хранения и использования дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

Хранение, систематизация и использование дактилоскопической информации осуществляются органами внутренних дел.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, самостоятельно осуществляют получение, учет, хранение, выдачу дактилоскопической информации, создание информационных массивов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ ; дополнена с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 322-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ .

Государственные органы, указанные в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, обязаны соблюдать конфиденциальность дактилоскопической информации и обеспечивать ее безопасность. Должностные лица государственных органов, указанных в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 99-ФЗ .

Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о:

лицах, указанных в пунктах "а" и "б", абзацах втором, седьмом - девятом, двенадцатом, тринадцатом и шестнадцатом пункта "в", пунктах "г" и "д" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти;

лицах, указанных в статье 8, пунктах "е"-"н", "п"-"у" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, - до достижения ими возраста 80 лет, но не менее 10 лет с момента проведения дактилоскопической регистрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более 10 лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Органы, указанные в абзаце третьем части первой статьи 11 настоящего Федерального закона, хранят дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в абзаце шестом пункта "в", пунктах "в_1", "в_2", "в_3" и "в_4" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до увольнения их со службы (с работы), после чего указанные органы с соблюдением требований, предусмотренных частью второй статьи 11 настоящего Федерального закона, направляют материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию об этих лицах, в органы внутренних дел, которые хранят дактилоскопическую информацию об этих лицах до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти.
; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, хранят дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пункте "о" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до достижения данными лицами возраста 75 лет.
(Часть дополнительно включена с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 322-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ ; утратила силу с 4 июля 2016 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ ..

Статья 14. Право на использование и получение дактилоскопической информации

Право на использование дактилоскопической информации имеют суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы уголовно-исполнительной системы, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ .

При идентификации личности с использованием удостоверения личности моряка право на использование дактилоскопической информации, полученной при выдаче удостоверения личности моряка, имеют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, а также органы федеральной службы безопасности.

Право на получение дактилоскопической информации, содержащейся в информационных массивах органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, может быть предоставлено иностранным государствам в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государственные органы, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона и настоящей статье, для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 322-ФЗ

Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается органами внутренних дел. Дактилоскопическая информация уничтожается по истечении срока ее хранения или в срок не позднее 30 суток со дня поступления письменного заявления гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, либо в случаях проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с частями второй и третьей статьи 10 настоящего Федерального закона письменного заявления соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей. Такое заявление подается в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. По просьбе заявителя ему выдается уведомление об уничтожении дактилоскопической информации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в пункте "е" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, уничтожается органами внутренних дел, осуществляющими ее хранение. В случае установления личности указанных лиц дактилоскопическая информация уничтожается по их письменному заявлению либо по письменному заявлению соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей указанных лиц.

Дактилоскопическая информация о лицах, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, уничтожается по истечении одного года после прекращения уголовного дела по основаниям, влекущим возникновение права на реабилитацию в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, или вынесения оправдательного приговора суда по письменному заявлению этих лиц либо письменному заявлению соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 498-ФЗ .

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.

Глава IV. Надзор и контроль за исполнением настоящего Федерального закона (статьи 16-18)

Статья 16. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона органами, проводящими государственную дактилоскопическую регистрацию и использующими дактилоскопическую информацию, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 17. Ведомственный контроль

Контроль за государственной дактилоскопической регистрацией осуществляют руководители органов, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Действия указанных руководителей могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Судебный контроль

Решения и действия органов и должностных лиц, проводящих государственную дактилоскопическую регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава V. Заключительные положения (статьи 19-21)

Статья 19. Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Поручить Правительству Российской Федерации:

внести в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

С недавних пор у россиян появилась возможность добровольно пройти бесплатную государственную дактилоскопическую регистрацию. И добавить дополнительную биометрическую информацию в загранпаспорт.

Материалы по теме:

Зачем оставлять свои «пальчики»?

Понятно, зачем это нужно органам, но законопослушным гражданам опасаться нечего. Это делается на всякий случай, для своевременного спасения или, если случилась беда, опознания погибшего человека.

В Бюро регистрации несчастных случаев сотрудникам будет проще выяснять личность найденных живыми, но в бессознательном состоянии людей (особенно это важно в случае пожилых людей с расстройством памяти и детей).

Может помочь людям, попавшим в зону теракта, стихийного бедствия или другой катастрофы.

Общее количество всех снятых отпечатков пальцев превышает 40 миллионов. Точную цифру не знает никто — объединенного банка данных нет, каждое ведомство предпочитает хранить свои досье самостоятельно. Кстати, это — одна из гарантий сохранности информации, как того и требует федеральное законодательство, пишет об отпечатках пальцев «Российская газета ».

Известны случаи, когда спасатели вытаскивали из пожара обгоревших, но живых людей, у которых в огне погибли все вещи, включая документы. По отпечаткам пальцев можно было бы установить их личности и выяснить нужную группу крови.

Кстати, наибольшие банки данных, содержащих отпечатки пальцев граждан, имеются в США (здесь это обязанность для выезжающих за рубеж американцев, и для въезжающих в США иностранцев), Великобритании, Франции, Германии. Там добровольная дактилоскопическая регистрация является нормой.

Кого дактилоскопируют в обязательном порядке?

Законодательство требует обязательного снятия отпечатков пальцев у всех, попавших в полицию. «Пальчики» заносятся в базу данных и достаются оттуда в случае какого-либо криминала.

Дактилоскопируют всех, кто служит в силовых структурах, в частных охранных предприятиях, и в МЧС, т.е. тех, кто рискует жизнью. Берут «пальчики» и у гражданских летчиков, моряков, пожарных и тех, кто служит в речном и морском флотах. Это делается для того, чтобы была возможность опознать человека, если его обнаружили погибшим или с тяжелыми травмами и без сознания.

«Паспорт с пальчиками»

« Данные остаются только на микросхеме, — поясняет генеральный директор объединения "Госзнак" Аркадий Трачук, его слова передают " Вести ". — Никаких специальных мер по сбору этих данных после их получения не осуществляется. Данные хранятся только до момента получения паспорта. Доступ к данным на микросхеме осуществляется тоже не по самой простой процедуре, а только через спецоборудование, которое способно прочитать защитные коды, которые наносятся на паспорт » .

Добавить «пальчики» в паспорт можно при получении, выразив соответствующее желание при подаче .

В будущем, возможно, размещать отпечатки пальцев будут и на .

Процедура добровольной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,
  • Постановлением Правительства РФ «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»,
  • Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 696 г. Москва «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Это государственная услуга, она предоставляется бесплатно, госпошлин не взимается.

Никакой краски, пачкающей пальцы, никаких прижиманий к специальной бумаге — все делается с помощью современных средств, компьютерной техники и занимает минуты. На сайте ФМС (они участвуют в предоставлении услуги) указывается, что используется «Черная типографская краска высшего качества, валик, две гладкие металлические или стеклянные ровные поверхности для раскатки краски и растворитель краски либо специальные жидкости и дактилоскопические комплекты», а также «оптико-электронное устройство для считывания дактилоскопической информации, персональный компьютер или ноутбук, периферийное оборудование (печатающее и сканирующее устройства)».

Многие путешественники могли столкнуться с такой процедурой в аэропортах. Это просто экранчик, на который нужно приложить по одному пальцу обеих рук: один — основной, один — для контроля, если с первого пальца впоследствии будет невозможно считать информацию (например, если рука в гипсе). Эти данные заносятся в базу службы безопасности аэропорта. Процедура сдачи отпечатков пальцев в России похожа.

Важно! Проведение дактилоскопирования производится при здоровых руках. Процедуру могут отложить, если у гражданина на пальцах рук есть открытые раны или повреждения кожных покровов.

По окончании процедуры гражданину должны выдать справку о прохождении добровольной государственной дактилоскопической регистрации.

Человек, добровольно прошедший дактилоскопическую регистрацию, имеет право в будущем внести в информацию изменения, а также отказаться от нее и потребовать уничтожения результатов дактилоскопирования. Его просьбу обязаны удовлетворить. И выдать соответствующую справку после действия по изменению или удалению информации.

Подача заявления

Подать заявление могут только граждане РФ, у иностранцев отпечатки пальцев в добровольном порядке пока не берут, только в обязательном — при оформлении разрешения на работу и в случае ареста.

Заявление подается лично, либо в электронном виде через портал gosuslugi.ru .

В случае признания гражданина в установленном порядке недееспособным или ограниченным судом в дееспособности, а также в отношении малолетних детей и несовершеннолетних, услуга предоставляется по письменному заявлению и в присутствии его законных представителей: родителей, опекунов, попечителей, усыновителей.

Вместе с заявлением нужно подать следующие документы:

  • (для граждан, не достигших 14-летнего возраста — свидетельство о рождении).

В случае подачи заявления от другого лица потребуется паспорт представителя и:

  • Документ, подтверждающий факт усыновления, — при подаче заявления усыновителем.
  • Документ, подтверждающий факт установления опеки, — при подаче опекуном заявления в отношении лица, находящегося под его опекой.
  • Документ, подтверждающий факт установления попечительства, — при подаче попечителем заявления в отношении лица, находящегося под его попечительством.

Других документов требовать от заявителя не вправе.

Осенью 2013 года сетевое издание m24.ru сообщило об инициативе в области модернизации работы столичных медучреждений. Глава ведомства Владимир Макаров сообщил, что власти создадут базу данных отпечатков пальцев пациентов — для упрощения использования информантов, установленных в поликлиниках.

Основания для отказа в приеме заявления для поведения добровольной дактилоскопической регистрации

Основаниями для отказа в приеме документов при личной подаче являются:

  1. Неполное заполнение заявления о предоставлении государственной услуги.
  2. Невозможность прочтения текста заявления.
  3. Наличие сведений о регистрации гражданина по месту жительства, не входящему в территорию обслуживания территориального органа МВД России на районном уровне.
  4. Представление неполного комплекта документов.

Основаниями для отказа в приеме заявления в электронной форме являются:

  1. Наличие грамматических и технических ошибок в персональных данных заявителя.
  2. Наличие незаполненных реквизитов в заявлении.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги по дактилоскопированию

Откажут в снятии «пальчиков» если:

  1. Предоставлена недостоверная информация.
  2. Отсутствует гражданство Российской Федерации.

В случае отказа выдается уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.

Где в Москве можно добровольно сдать отпечатки пальцев?

Для проведения дактилоскопической регистрации гражданин подает в территориальный орган ФМС России по месту жительства заявление о проведении добровольной государственной дактилоскопической регистрации, указывается на сайте ФМС.

Также на сайте ведомства указаны справочные телефоны , по которым можно обратиться с вопросами.

Государственная дактилоскопическая регистрация подразумевает собой снятие отпечатков пальцев с последующим занесением их в специальную систему. Российская Федерация взяла за использование два вида этой процедуры – в обязательном порядке или по желанию.

Для кого данная процедура является обязательной

В наше современное время эта процедура вполне привычная для огромного количества людей, проживающих на территории России. Буквально столетие назад дактилоскопическая регистрация использовалась лишь в том случае, когда требовались фаланговые отпечатки пальцев лиц, которые привлекались к уголовной ответственности. Однако сегодня ее выполнение является обязательной для следующих категорий людей:

  • военнообязанные личности страны, призванные на прохождение службы;
  • люди, работающие в федеральных органах – МВД, налоговая, ФСБ и прочее;
  • сотрудники пожарной службы;
  • служащие в авиации;
  • та категория людей, которые хотят оформить лицензию на право работать частным охранником, детективом;
  • граждане, которые не имеют возможности предоставить свои данные по состоянию здоровья;
  • люди, которым грозит судебный срок, осужденные;
  • иностранные подданные, депортируемые за границу России;
  • иностранные граждане, которые признаны беженцами в соответствии с законодательством страны и те, которые приехали в страну в поисках политического убежища;
  • нелегально находящиеся в стране иностранные подданные;
  • зарубежные подданные, получившие РВП.

Кроме того, данная процедура проводится и с неопознанными трупами. Любой житель страны может добровольно сдать необходимый материал, обратившись в органы Министерства внутренних дел. А если это обязательная дактилоскопическая регистрация , то процедура проводится в установленном территориальном органе, выбор которого будет зависеть от места работы, места отбывания срока и т.д. Для того чтобы снять отпечатки пальцев несовершеннолетнему гражданину, потребуется либо разрешение из суда, либо от прокурора санкция.

Для чего нужна эта регистрация

В первую очередь, данная процедура была создана для того, чтобы иметь возможность установить личность человека. Автоматизация базы существенно упростила задачу поиска, поскольку теперь можно очень быстро установить личность не только по десяти отпечаткам, но и по одному.

Процедура решает следующий ряд задач:

  • упрощает поиск пропавших без вести людей;
  • дает возможность установить личность человека, который не может рассказать личную информацию по состоянию здоровья;
  • установить личность неопознанного трупа;
  • подтвердить личность человека, обладающего любым гражданским статусом;
  • отпечатки пальцев существенно упрощают и ускоряют процесс расследования преступлений.

Порядок действий

Обязательным условием во время проведения регистрации является получение действительно четких оттисков папиллярных узоров, которые присутствуют на каждом пальце. Поэтому не следует делать процедуру с длинными ногтями или же ранами на руках. Если имеются шрамы на конечностях, то каждый из них детально описывается и заносится в соответствующую карту (причина получения шрама, время, дата и место).

Гласит, что дактилокарта должна содержать в себе всю самую важную информацию о человеке, который проходит процедуру, а именно:

  1. 1.Фамилия, имя, отчество и пол;
  2. 2.Дата и место рождения;
  3. 3.Подпись регистрируемого лица;
  4. 4.Устанавливается дата проведения процедуры;
  5. 5.Указывается место проведения регистрации;
  6. 6.Заносятся отпечатки фаланг и оттиски ладоней и пальцев;
  7. 7.Указываются основания для проведения процедуры и данные о сотруднике, который ее проводит.

В процессе регистрации руки должны быть чистыми и сухими, а также на них не должно быть никаких украшений.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3

Согласно ст. 1 Федерального закона N 128-ФЗ <1> государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. В этой статье будет рассмотрено следующее: кто подвергается дактилоскопической регистрации, порядок ее проведения, нормы расходных материалов.

<1> Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".

В Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации, а также использование дактилоскопической информации осуществляются в целях идентификации личности человека.

Правовой основой ее проведения, кроме вышеуказанного Закона, являются Конституция РФ, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

Приведем некоторые Законы, которыми установлена обязанность соответствующих органов по проведению дактилоскопической регистрации:

  • Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
  • Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности";
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
  • Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";
  • Закон от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции";
  • другие законы.

Федеральными органами государственной власти приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения дактилоскопической регистрации. Например :

  • Приказ МВД России от 31.08.2007 N 769 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации" (далее - Приказ МВД России N 769);
  • Приказ ФСБ России от 14.12.2007 N 719 "Об организации проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в органах Федеральной службы безопасности";
  • Приказ МЧС России от 22.08.2001 N 366 "О проведении государственной дактилоскопической регистрации в МЧС России" (далее - Приказ МЧС России N 366);
  • другие документы.

Виды дактилоскопической регистрации

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 128-ФЗ различают два вида дактилоскопической экспертизы - добровольную и обязательную.

Добровольная дактилоскопическая регистрация. Право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию имеют граждане РФ. Она проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства указанных граждан.

Государственная дактилоскопическая регистрация граждан РФ, признанных в установленном законодательством РФ порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей.

Обязательная дактилоскопическая регистрация. В ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ приведен перечень лиц, которые подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. В частности, к ним относятся:

а) граждане РФ, призываемые на военную службу;

б) военнослужащие;

в) граждане РФ, проходящие службу в:

  • органах внутренних дел;
  • органах федеральной службы безопасности;
  • органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органах государственной налоговой службы;
  • органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • органах и подразделениях службы судебных приставов;
  • таможенных органах;
  • органах государственной охраны;
  • органах уголовно-исполнительной системы;
  • Государственной противопожарной службе;
  • других органах.

Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, органы внешней разведки, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел и др.

Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную вышеперечисленными органами, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ. В указанном экземпляре должны содержаться следующие данные:

а) фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;

б) наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию;

в) основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации.

Порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации

Как было указано выше, федеральными органами государственной власти утверждены нормативные акты, регламентирующие порядок проведения дактилоскопической регистрации.

МВД. Рассмотрим порядок проведения дактилоскопической регистрации согласно Приказу МВД России N 769.

Положения этого Приказа определяют порядок исполнения государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ проведения государственной дактилоскопической регистрации. Указанная функция, в частности, заключается в получении, учете, хранении, классификации дактилоскопической информации, установлении или подтверждении личности человека.

Основанием для осуществления административных действий по проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации являются:

а) решение призывной комиссии о призыве на военную службу во внутренние войска МВД;

б) приказ о назначении на должность в органы внутренних дел или во внутренние войска МВД (контракт о службе);

в) обращение руководителя подразделения федерального органа исполнительной власти о проведении государственной дактилоскопической регистрации в установленном порядке;

г) постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, уведомление о подозрении в совершении преступления, протокол задержания, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт, протокол об административном правонарушении, вступивший в законную силу приговор суда либо решение суда о применении меры пресечения или об административном аресте;

д) регистрация заявления гражданина или рапорта об обнаружении лица, не способного по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

е) заведение разыскного дела по факту обнаружения неопознанного трупа.

Согласно п. 8 Приказа МВД России N 769 при проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации используются, например:

  • направление на проведение государственной дактилоскопической регистрации (произвольной формы);
  • поручение должностного лица, принимающего решение о проведении государственной дактилоскопической регистрации (произвольной формы);
  • дактилоскопическая карта, форма которой утверждена в Приложениях 1 и 2 к Положению о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, утвержденному Приказом МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК России, СВР России, ФСВТ России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ФАПСИ от 17.11.1999 N 643/531/549/АП-3-24/364/331/786/82/112/363/96/423/413/357/620/189.

Получение дактилоскопической информации осуществляется в оборудованном необходимыми средствами гигиены, системами водоснабжения и вентиляции помещении на бланках дактилоскопических карт в соответствии с Основными правилами дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт, утвержденными в Приложении 3 к указанному Положению. Ее получение обеспечивают экспертно-криминалистические подразделения и кадровые подразделения органов внутренних дел по месту прохождения службы.

Так, сотрудники кадрового подразделения органов заполняют текстовую часть дактилоскопических карт, выдают направление произвольной формы в экспертно-криминалистические подразделения для дактилоскопирования не позднее 1 месяца после назначения сотрудника на должность, а также направляют два экземпляра дактилоскопических карт в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ ежемесячно по мере их поступления.

Кроме того, ими производится отметка в личных делах сотрудников о проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации с обязательным указанием даты проведения, информационного центра, в который направляются дактилоскопические карты, исходящего номера и даты отправления не позднее трех дней после получения дактилоскопических карт из экспертно-криминалистических подразделений.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел:

  • проводят дактилоскопирование сотрудников органов внутренних дел с соблюдением правил дактилоскопирования;
  • направляют дактилоскопические карты в соответствующие кадровые подразделения не позднее 7 рабочих дней после проведения дактилоскопирования.

Дактилоскопирование проводит назначенный в установленном порядке сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск МВД, ответственный за проведение дактилоскопической регистрации, который прошел обучение правилам ее проведения. На него возлагаются обязанности по заполнению текстовой части дактилоскопических карт, обеспечению временного их хранения и последующего направления в соответствующие кадровые подразделения не позднее 7 рабочих дней после проведения дактилоскопирования, а также ведению необходимой документации по дактилоскопической регистрации с соблюдением порядка учета.

МЧС. Согласно Приказу МЧС России N 366 основанием для проведения дактилоскопической регистрации является приказ командира воинской части, руководителя организации МЧС о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части или организации МЧС.

Дактилоскопическая регистрация для вновь призванных (поступивших) на военную службу военнослужащих проводится в срок не позднее двух недель после их зачисления в списки личного состава лицами, прошедшими специальную подготовку в системе МВД.

Необходимое количество специалистов дактилоскопической регистрации в подразделении МЧС определяет командир (начальник, руководитель).

При формировании новых подразделений необходимость их укомплектования специалистами дактилоскопической регистрации или прикрепления для ее проведения к другому подразделению МЧС определяют:

  • заместитель министра, на которого возложена ответственность за организацию выполнения настоящего Приказа, - для соединений, воинских частей войск гражданской обороны центрального подчинения и организаций МЧС;
  • начальник регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - для соединений, воинских частей войск гражданской обороны и организаций регионального подчинения.

Ответственный сотрудник за проведение дактилоскопической регистрации назначается для непосредственного выполнения работ по дактилоскопической регистрации, оформления необходимых документов, осуществления временного хранения и последующей пересылки материальных носителей дактилоскопической информации, а также для организации и поддержания взаимодействия с органами внутренних дел. Он должен знать положения действующего законодательства, руководящие документы по вопросам дактилоскопической регистрации, руководствоваться положениями Приказа МЧС России N 366, лично проводить дактилоскопическую регистрацию и оформление материальных носителей, уметь выполнять работы по ее проведению и оформлению документов, осуществлять взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, занимающимися вопросами дактилоскопической регистрации, и территориальными ИЦ МВД.

Также в его обязанности входит производить расчет потребности в бланках дактилоскопических карт и готовить заявки в довольствующие органы на их получение и своевременное принятие мер по пополнению запаса необходимых технических средств и расходных материалов для проведения дактилоскопической регистрации в соответствии с Примерными нормами расхода технических средств дактилоскопирования и материалов.

Примерные нормы расхода технических средств дактилоскопирования и материалов, необходимых для проведения дактилоскопической регистрации, приведены в Приложении 4 к Приказу МЧС России N 366.

Финансирование проведения государственной дактилоскопической регистрации

Согласно ст. 19 Федерального закона N 128-ФЗ финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства, в частности на проведение государственной дактилоскопической регистрации, являются расходами федерального бюджета.

Все расходы, связанные с проведением дактилоскопической регистрации, планируются при определении потребности в бюджетных средствах учреждений и предусматриваются при выделении лимитов бюджетных обязательств.

Использование бюджетных средств производится в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации в РФ <2> расходы по выплате денежного довольствия сотрудникам, ответственным за проведение государственной дактилоскопической регистрации, относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ. Затраты по приобретению расходных материалов - на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

<2> Утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.

В бухгалтерском учете начисление и выдача денежного довольствия и приобретение расходных материалов отражаются следующими проводками:

  • начислено денежное довольствие:

Дебет счета 1 401 01 211 "Расходы по заработной плате"

Кредит счета 1 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате";

  • выдача денежного довольствия:

Дебет счета 1 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытия из кассы";

  • приобретение расходных материалов:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

Дебет счета 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению материальных запасов";

  • выдача расходных материалов в производство:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов (склад)"

Кредит счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов (материально ответственное лицо)";

  • списание израсходованных расходных материалов согласно нормам на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230):

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"