Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания. Обязательные работы, как вид уголовного наказания, по решению суда

08 июня 2012 года Федеральнымзаконом № 65 - ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесеныизменения, согласно которым административная ответственность дополненадополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания являетсяновым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работызаключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административноеправонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы времябесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работыустанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не болеечетырех часов в день.

Обязательные работы неприменяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трехлет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военныесборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно - исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, длявыполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могутопределяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работывыполняются лицом, которому назначено административное наказание в видеобязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работисчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательныеработы.

Время обязательных работ неможет превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято наосновной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончанияработы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Времяобязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менеедвенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ототбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе отвыполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательныеработы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовойдисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, отбываетобязательные работы, судебный пристав - исполнитель составляет протокол обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20. 25настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 20. 25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотреноадминистративная ответственность в виде административного штрафа в размере отста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срокдо пятнадцати суток.

Также указанным Закономустановлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

Так, лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд сходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ вслучае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либотяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Исполнение постановления оназначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнениякоторых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться вотношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбываниюобязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебнымприставом - исполнителем исполнительного производства.

Обязательные работыназначаются судьей.

Согласно статье 49 Уголовного кодекса РФ:

Важно! Обязательными работами являются выполняемые на бесплатной основе полезные обществу работы, осуществляемые осужденным вовремя, свободное от основной работы (учебы).

Вид данного наказания устанавливается органами местного самоуправления (МСУ) по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы не могут назначаться дополнительно к имеющемуся наказанию, например, к лишению свободы, то есть являются основным видом наказания.

Данные работы бесплатны, весь доход от данных работ перечисляется в государственный бюджет.

Важно! Замена наказания в виде обязательных работ штрафом не предусмотрена действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Варианты обязательных работ

При назначении вида обязательных работ, органы МСУ и уголовно-исполнительные инспекции анализируют множество факторов: возраст, пол, состояние здоровья, трудоспособность.

Важно! Обязательные работы назначаются только трудоспособным лицам, к нетрудоспособным лицам обязательные работы заменяются иным видом наказания.

Примерами обязательных работ могут служить: вырубка леса, уборка улиц, транспортировка грузов, строительство и иные полезные для общества виды деятельности.

Каков максимальный размер обязательных работ?

Согласно части 2 статьи 49 Уголовного кодекса РФ, срок данного наказания не может превышать 480 ч. и не может быть ниже 60 ч. Отзывается данное наказание не свыше 4 ч. в сутки. Суд не может назначить наказание вне данных пределов.

Каков порядок отбывания обязательных работ?

Согласно части 2 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:

Важно! Осужденный привлекается к отбыванию наказания в течение 15 дней со дня поступления распоряжения суда с копией приговора.

Обычно, данное распоряжение направляется по истечении 10 дней с момента провозглашения приговора (то есть по истечении срока обжалования).

Таким образом, в течение месяца после провозглашения приговора осужденный приступает к отбыванию данного наказания.

Уклонение от обязательных работ и его последствия

Согласно статье 30 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:
уклоняющимся от обязательных работ являются следующие осуждённые:

  1. Не вышедшие более 2х раз в течение 1 месяца на обязательные работы без уважительных причин.
  2. Нарушившие более 2х раз в течение 1 месяца трудовую дисциплину
  3. Скрывшиеся для уклонения от отбывания наказания

Уважительными причинами являются, в частности, болезнь, непреодолимая сила, смерть близкого родственника.

Согласно части 2 статьи 30 УИК РФ данный осужденный объявляется в розыск и задерживается на срок до 48 часов (срок может быть продлен судом до 30 суток).

Важно! При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, осужденному данный вид наказания может быть заменен на более строгое наказание: принудительные работы или лишение свободы в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

При этом расчет срока таков, что день лишения свободы (принудительных работ) равен 8 часам обязательных работ.

Также замена обязательных работ на принудительные работы или полное лишение свободы осуществляется в случае отказа осужденного от обязательных работ.

Обязательные работы несовершеннолетним

Применение обязательных работ к несовершеннолетним регулируется частью 3 статьи 88 Уголовного кодекса РФ.

Существует три законодательно закрепленные особенности применения обязательных работ при назначении их несовершеннолетним (лицам до 18 лет):

  1. минимальный порог наказания снижен на 1/3 с 60 до 40 часов, максимальный порог на 2/3 с 480 до 160 часов соответственно
  2. несовершеннолетнему могут быть назначены только такие виды работ, которые он в силах осуществить (в частности, запрещены работы грузчиками или на лесоповале)
  3. продолжительность отбывания наказания в возрасте до 15 лет не превышает 2 ч. в день, в возрасте 15-16 лет — 3 ч. С 16-18 продолжительность отбывания наказания установлена по общему правилу - не более 4 ч.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

  • 21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • 22. Правовое положение федеральных служб: понятие, функции,организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 23.Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура,полномочия.
  • Вопрос 24.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 25.Система государственной службы в рф.
  • Вопрос 26.Государственные должности в рф.
  • Вопрос 27.Понятие, принципы, особенности государственной гражданской службы.
  • Вопрос 28.Понятие, принципы, особенности военной службы.
  • Вопрос 29.Понятие, принципы, особенности правоохранительные службы.
  • Вопрос 30.Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАп рф.
  • Раздел I Общие положения
  • 47.Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 48.Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от уголовно-наказуемого деяния.
  • 49.Состав административного правонарушения: понятие, элементы, признаки. Виды юридических составов.
  • 50.Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 51.Субъект административного правонарушения.
  • Индивидуальные субъекты
  • 52.Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 53.Понятие и система административных наказаний. Классификация административных наказаний.
  • 54.Предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального права как меры административного наказания.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
  • 56.Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний.
  • 57.Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказания.
  • 58.Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативных основа, задачи, принципы)
  • 59.Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 60.Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 61.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 62. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 63. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 65. Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещении эксплуатации: понятие,основание и порядок применения.
  • 66. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 67. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура,содержание, должностные лица,уполномоченные на составление протоколов.
  • 68. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 69. Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание.
  • 70. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах.
  • 71. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 72. Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 73. Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
  • 74. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 75. Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды.
  • 76. Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискация, лишении специального права.
  • 77. Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификация, административного приостановлены деятельности, обязательных работ.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.

    Административный арест (Ст. 3.9)- это одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Право назначения административного наказания принадлежит только судье .

    Исполнение постановления об административном аресте (Ст. 32.8)

    1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

    3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

    Назначаться это наказание может на срок до 15 суток , а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до 30 суто к. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно .

    Административный арест связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения, такое ограничение согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

    Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях:

      если лицо нарушает установленные в суде правила поведения (ст. 17.3);

      если лицо захотело пересечь границу РФ, его попросил военнослужащий остановится, а он не выполнил это требование (ст. 18.7);

      неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

      мелкое хулиганство (ст. 20.1).

    Перечень лиц, к которым не может применяться административный арест:

      беременная женщина,

      женщина, имеющая детей в возрасте до 14 лет

      несовершеннолетний подросток

      инвалиды I или II группы,

      военнослужащие,

      граждане, призванные на военные сборы,

      граждане, имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Административное выдворение может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

    Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Ст. 34 ФЗ № 115. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации:

      Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, если денег нет, то за счет консульства, если консульства нет, то за счет РФ.

      Выдворяют его органы внутренних дел

      Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

    За что могут выдворить из страны:

      Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1)

      Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4)

      Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8)

      Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (18.10)

      Нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11)

    Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. 2 и 3 ст. 23.1)

    Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

    Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9).

    После того, как их выдворили, они не могут въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.

    Административное выдворение не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

    Дисквалификация (Ст. 3.11)- заключается в лишении физического лица права замещать должностифедеральной государственной гражданской службы,должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,должностимуниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех л ет.

    Административное приостановление деятельности (Ст.3.12)- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Цели:

    обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность;

    борьба с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

    Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Кодекс возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.

    Административное приостановление деятельности назначается должностными лицами:

      руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители;

      руководителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители;

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток . Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Почему могут приостановить деятельность:

    в случаях угрозы жизни или здоровью людей,

    возникновения эпидемии,

    эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,

    наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,

    причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

    из-за административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

    в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

    в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. 5.

    Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12).

    Предусматривается возможность досрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

    Обязательные работы (Ст. 3.13)- заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

    Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

    Обязательные работы не применяются:

      к беременным женщинам

      женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет

      инвалидам I и II групп, военнослужащим,

      к гражданам, призванным на военные сборы

      к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Обязательные работы применяются как вид административного наказания за проступки совершенные после 1 января 2013 года. Ранее эта санкция отсутствовала в нашем административном законодательстве.

    В этой статье:

    Административное наказание в виде обязательных работ

    Мы с Вами постепенно возвращаемся к системе наказаний, применяемых в советское время, когда правонарушители несли обязанность посредством трудовой деятельности по перевоспитанию.

    Общественно полезные работы, применяемые к нарушителям общественного порядка, являются стимулом для воспитания в духе законности. Тем более, мало кому захочется в другой раз выполнять какие-либо общественные работы на глазах у знакомых или родственников.

    Понятие и особенности обязательных работ

    Под обязательными работами принято понимать выполнение гражданами определенного вида общеполезных работ за совершенный административный проступок. Выполнение работ проводится в свободное время от основной работы или если правонарушитель является учащимся или студентом, то в свободное от учебы время.

    За выполнение обязательных работ не предусматривается оплата, так все производится на безвозмездной основе.

    Обязательные работы могут проходить в виде уборки улиц, административных зданий, на строительных площадках, уборка урожая, уход за больными и иные работы, которые будут полезными для общества или государства. А главное они пойдут на пользу правонарушителю, который задумается на будущее стоит ли совершать вновь противоправные деяния.

    Например, обязательные работы могут применяться как альтернатива для лиц, совершивших правонарушение на транспорте будучи лишенных прав на управление, наряду с и арестом.

    Кроме того, обязательные работы могут применяться в случаях, когда гражданин уклоняется от исполнения иных административных наказаний, например, не уплачивает штрафы.

    Порядок применения обязательных работ

    Данный вид общеполезных работ подлежит назначению в порядке вынесения постановления судьей. Для обязательных работ предусматриваются их пределы выполнения. Так, минимальное время обязательных работ не может быть менее двадцати часов и не более двухсот часов.

    Порядок отбывания наказания предусматривает ежедневную норму, которая не должна превышать четырех часов. Это наиболее оптимальное время после работы или учебы, после которого у гражданина должно остаться время и на отдых.

    Выполнение работ по решению суда не возлагается на следующую категорию граждан:

    • На беременных женщин, для которых всякие работы противопоказаны
    • Для женщин, воспитывающих детей до трех лет
    • Для инвалидов первой и второй группы
    • В отношении военнослужащих являются исключением в применении
    • Сотрудникам полиции, наркоконтроля, уголовно-исполнительной системы

    Исполнение постановления об обязательных работах

    Исполнение данный работ возлагается на судебных приставов, которые на основании постановления судьи контролируют процесс выполнения данного вида административного наказания.

    Места для проведения подобных работ, утверждаются муниципалитетом или региональным органами власти. При этом нарушители правовой дисциплины направляются на те работы, для которых не требуется специальных навыков или профессий.

    На реализацию предписаний в постановлении дается десять дней, с того момента когда судебный пристав возбудил соответствующее производство.

    Если гражданин уклоняется от выполнения обязательных работа, то наказание может быть ужесточено и применяться административный арест.