Уголовная ответственность военнослужащих при боевых действиях. Преступления против военной службы

Т ема : « Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления».

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности.

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.

3. Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы.

Конституция Республики Беларусь определяет, что «защита Республики Беларусь – это обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от военной службы или замена ее альтернативной определяются Законом». (Ст. 57 Конституции Республики Беларусь.)

«Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». (Ст. 18 Конституции Республики Беларусь.)

Долг каждого военнослужащего – быть мужественным, верным и самоотверженным защитником своего народа, что закреплено в военной присяге.

Конституция Республики Беларусь определяет всеобщее равенство перед Законом. Наряду с этим государство предъявляет к военнослужащим особые, повышенные требования. Это обусловлено тем, что на Вооруженные Силы возложено выполнение ответственной и почетной задачи – защиты Отечества, что является важнейшей функцией государства.

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности

Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего общественно-опасное деяние, претерпеть установленные уголовным законодательством меры воздействия.

«Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на его основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом» (ч.1 ст. 44 УК РБ).

В соответствии с ч.2 ст.3 УК РБ «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».

Уголовная ответственность, в том числе и для военнослужащих, возникает в момент совершения преступления, и прекращается в момент погашения (снятия) судимости.

Формы реализации уголовной ответственности предусмотрены ст. 46 УК РБ :

· c применением назначенного наказания;

· c отсрочкой исполнения назначенного наказания;

· c условным неприменением назначенного наказания;

· без назначения наказания;

· с применением в отношении несовершеннолетних

принудительных мер воспитательного характера.

В соответствии со ст. 56 УК РБ к военнослужащим срочной службы может быть применено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть на срок от 3 месяцев до 2 лет, либо в случаях, когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до 2 лет применить направление в дисциплинарную воинскую часть на тот же срок.

Направление в дисциплинарную воинскую часть вместо лишения свободы не применяется:

· в отношении лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и имеющих судимость;

· в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления;.

К военнослужащим не применяются такие виды наказаний, как общественные и исправительные работы, а также ограничение свободы.

Исправительные работы заменяются офицерам и военнослужащим по контракту на другой вид наказания – ограничение по военной службе, которое назначается на срок от 3месяцев до 2 лет и состоит в удержании из денежного содержания осужденного в доход государства сумм в размере, установленном приговором суда в пределах от десяти до 25 процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. (ст. 53 УК РБ,).

Военнослужащим, проходящим срочную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев (ст. 52 УК РБ).

Военнослужащие, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, при осуждении могут быть лишены воинского или специального звания по приговору суда. (ст.60 УК РБ)

Основанием наступления уголовной ответственности необходимо считать: совокупность предусмотренных уголовным законодательством объективных и субъективных признаков. Только наличие совокупности всех признаков состава преступления позволяет утверждать, что имеется необходимое и достаточное основание для привлечения лица к уголовной ответственности.

К объективным признакам состава преступления относятся:

· объект преступления;

· объективная сторона.

К субъективным признакам состава преступления относятся:

· субъективная сторона;

· субъект преступления.

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности

Ч. 1. Примечания к гл. 37 УК РБ дает понятие воинского преступления:

«Воинскими признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанными во время прохождения сборов».

Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформированного в ст. 11 УК РБ.

Порядок несения военной службы (воинский порядок) устанавливается Конституцией и законами Республики Беларусь, воинскими уставами, приказами и директивами Министерства обороны Республики Беларусь, соответствующих начальников и командиров.

Виды воинских преступлений:

1. Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. ст. 438-444 УК РБ).

2. Преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 445-449 УК РБ).

3. Преступления против порядка несения специальных служб (ст. ст.450-454 УК РБ).

4. Преступления против порядка деятельности органов военного управления (ст. ст.455-456 УК РБ).

5. Преступления против порядка хранения военной тайны (ст. ст. 457-458 УК РБ).

6. Преступления против порядка пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники (ст. ст. 4590465 УК РБ).

Особенности воинского преступления:

Специфический характер объекта преступного посягательства. Порядок несения воинской службы выступает родовым объектом всех воинских преступлений. Общественно опасное деяние, совершенное военнослужащим, но не посягающее на порядок несения воинской службы (кража, мошенничество) не признается воинским преступлением;

Наличие специального субъекта преступления. Субъектами воинских преступлений в соответствии с ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ являются военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанные во время прохождения сборов.

В соответствии с ч.2 гл. 37 УК РБ лица, не упомянутые в части первой настоящих примечаний, несут ответственность за соучастие в совершении воинских преступлений в качестве организаторов, подстрекателей и пособников.

Поскольку субъектом преступлений против военной службы являются военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения военных сборов, при возбуждении уголовного дела должна иметься достоверная и достаточная информация о том, относится ли виновный к категории лиц, перечисленных в ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ.

Момент начала и окончания состояния военнослужащего на военной службе определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Время принятия военнослужащим присяги не является моментом начала военной службы, так как принимается лицом, уже находящимся на военной службе.

На практике встречаются ситуации, когда установленный Законом срок службы по призыву истек, а приказ по части об увольнении в запас, по вине должностных лиц, издан с опозданием. В подобных случаях военнослужащий считается субъектом преступления против военной службы до момента фактического издания приказа об увольнении.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь, не может проходить службу в Вооруженных Силах, поэтому такие лица не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, так как приняты на военную службу без законных к тому оснований.

В равной степени это относится к лицам, негодным по состоянию здоровья к прохождению службы в Вооруженных Силах и незаконно призванным.

Лица, незаконно находящиеся на военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы и поэтому несут уголовную ответственность не по нормам гл. 37 УК РБ, а по нормам других разделов УК.

Преступления против порядка прохождения военной службы не имеют аналогов в других разделах УК и поэтому при совершении их лицами, незаконно находящимися на военной службе, виновные освобождаются от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.

3. Привлечение военнослужащих к уголовной

ответственности за преступления против порядка

Противоправные деяния, приносящие ущерб военной службе и совершаемые военнообязанными, являются преступлениями против военной службы, что отражено в ст. 14 и ст. 33 УК РФ. Речь идет о солдатах срочной службы, служащих по контракту и гражданах, призванных на военные сборы. Следует заметить, что указанные лица несут ответственность как за общие уголовные, так и специальные военные преступления. Правила несения службы, определенные законодательством, обязательны для исполнения на всех уровнях ВС РФ и относятся ко всем должностям, занимаемым служащими. Когда противоправные поступки совершаются в военное время или в боевых условиях, то судебное рассмотрение проходит по особым условиям, что усугубляет ответственность. Противоправные поступки, повлекшие за собой ответственность, рассматриваются военными судами всех инстанций и не подведомственны гражданскому судебному производству.

Виды преступлений против военной службы

Преступные деяния, совершенные военнослужащим, могут иметь рассмотрение по общеуголовным статьям УК РФ. Кроме того, уголовная ответственность за проступки, нарушающие воинскую дисциплину и порядок несения службы, выделены в отдельные положения и разделены по основным направлениям. Система преступлений против военной службы содержит:

Несоблюдение субординации и уставных отношений;
уклонение от прямых обязанностей и заведомо неверное их исполнение;
невыполнение правил специальных (внутренних) служб;
небрежное и преступное использование доверенной материальной части.

Сформированная система преступлений устанавливает степень виновности и ущерба, наносимый безопасности и обороноспособности страны. Система осуществляет функции определения виновности, направлена на обозначение и квалификацию преступных отклонений от законодательного порядка прохождения воинской службы. Наиболее часто виновные осуждаются по статьям за самовольное отсутствие по месту службы, нарушение устава. Дела, связанные с материальным ущербом, рассматриваются значительно реже. В систему не входит рассмотрение дел гражданских лиц, работающих в воинских подразделениях, учащихся военных училищ и сотрудников внутренних дел. Если в деле обнаружится причастность указанных лиц к преступной группе или их роль в совершении проступка будет доказана (подстрекательство, склонение к нанесению ущерба), то они осуждаются гражданским судопроизводством как соучастники.

Ответственность за военные преступления

Нарушение уставных отношений является основанием для судебного рассмотрения, если произошло неподчинение приказу командира, конфликт со служащими, не входящими в иерархию подчиненности, нарушение устава или оскорбление граждан, находящихся при исполнении своих воинских обязанностей. Виновность обвиняемого зависит от тяжести последствий, законом предусмотрены следующие виды осуждения:

Ограничение служебного роста до 2 лет;
арест до 6 месяцев;
перевод в дисциплинарную часть до 2 лет;
тюремное заключение до 5 лет.

Если преступление имеет отягчающие обстоятельства, то срок за неподчинение приказу или нарушение уставных взаимоотношений карается до 8 лет заключения. Особо выделены преступления, связанные с издевательствами над подчиненными и сослуживцами, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья потерпевших. Неуставные отношения, так называемая “дедовщина”, дают наибольший процент обращений в судебные инстанции. Иногда родственники солдат срочной службы вынуждены обращаться в военную прокуратуру с требованием инициировать рассмотрение. Следует знать, что подобное противоправное действие карается тюремным заключением до 3 лет или (при отягчающих обстоятельствах) до 10 лет заключения.

Отказ от воинской службы, выраженный в уклонении от призыва или оставлении части без последующего возвращения, считается и осуждается на срок до 7 лет. Подобная формулировка допускается, если военнослужащий отсутствует более 3 суток без объяснения уважительной причины. Если дезертир покинул часть с оружием или применил его во время побега, то наказание ему выносится до 10 лет. Если военнослужащий не явился из командировки, отпуска или медицинского учреждения, отсутствуя без уважительных причин более месяца, то такой поступок является грубым нарушением устава и карается тюремным заключением до 7 лет.

Нарушением внутреннего устава воинского подразделения является отказ от караульной и постовой службы, грубые отклонения от инструкций боевого дежурства. Для военнослужащих по контракту такие противоправные действия служат основанием для служебных ограничений до 2 лет. Если в результате отказа или невыполнения обязанностей наносится значительный ущерб части, то может последовать уголовное наказание в виде ареста до 6 месяцев, службы в дисциплинарной части до 2 лет или тюремного заключения до 5 лет.

Халатное, заведомо преступное отношение к материальной части, влечет за собой различные виды судебных решений, начиная от административной (штраф, выговор и понижение в звании) до уголовной ответственности с различными сроками заключения. При вынесении приговора рассматривается величина урона, нанесенная имуществу и технике, вверенным подсудимому. Противоправные деяния, совершенные военнослужащими во время отпуска, во внеслужебное время и не имеющее отношение к несению службы, осуждаются согласно ГК РФ, но рассмотрение проводится в военных судах определенного уровня.

Необходимо заметить, что штрафные санкции не применяются к солдатам срочной службы, административные нарушения заменяются им содержанием на гауптвахте на период, установленный судом первой инстанции (гарнизонным). Вынесенные приговоры могут иметь форму условного наказания, определенного судом. Если в установленный период не произошло повторных нарушений, то приговор не приводится в исполнение. При условном сроке могут быть определены дополнительные меры воздействия, кроме конфискации имущества.

Расследование преступлений против военной службы

Расследование должно четко определить, является ли событие административным нарушением или уголовным преступлением. Порой объективные и субъективные показатели подходят под оба определения. Определение состава преступления должно проводиться по всем направлениям и учитывать обязательные и факультативные признаки. Обязательными являются доказанные признаки вины, определение конкретного виновника, причинно-следственная связь между осознанным деянием и результатом. К дополнительным (факультативным) факторам для определения состава преступления относятся мотив, цель, время и место события.

Исследованием этих обстоятельств занимаются командиры частей, соединений и руководители военных учреждений. Именно эти служащие выполняют роль органа дознания (ст. 117 УПК РФ). Командиром назначается следственная комиссия, которая обязана в установленные сроки провести дознание и представить свое заключение по материалам дела. Следственные действия не имеет права проводить непосредственный командир или подчиненный обвиняемого. В подобной ситуации военный прокурор выносит отвод кандидатуры, назначая приказом иное лицо для проведения следственных мероприятий.

Решение о предварительном аресте или содержании на гауптвахте принимается коллегиально. Подозреваемому или лицу, в отношении которого ведется служебное расследование, предоставляется защитник (по его требованию). Дело направляется в военный суд гарнизона, военной прокуратурой округа проводится надзор за исполнением следственных действий и ведением дела. После возбуждения уголовного дела следователь военной прокуратуры получает все материалы и первичные документы, на этом процедура дознания считается завершенной. Довольно часто рассмотрение дела приводит к изменению квалификации или определению по нескольким статьям. Свидетели по делу, а именно командиры и подчиненные, пострадавшего и виновника могут изменить свою квалификацию и получить определение суда по административному или уголовному законодательству.

Добровольное обращение военнослужащего в военный комиссариат или комендатуру считается основанием для возбуждения прокурорской проверки. В случае виновности обратившегося он может рассчитывать на смягчение наказания, согласно законодательству.

В 331 статье УК раскрывается понятие преступлений против военной службы. В основе определения лежит общее понятие о преступлениях, обязательные признаки которых указываются в 1 части 14 статьи Кодекса. Несомненно, эти деяния представляют особую, повышенную опасность для населения, общества, государства в целом. Далее рассмотрим общую характеристику данных преступлений.

Определение

Согласно ч. 1 331 статьи УК РФ, преступления против военной службы - противоправные деяния, охватываемые гл. 33 Кодекса, посягающие на установленные правила несения службы, совершенные лицами, находящимися в Вооруженных силах, воинских подразделениях, формированиях, частях и пр. по контракту или призыву, а также субъектами, пребывающими в запасе, в ходе прохождения ими военных сборов.

Указанные деяния в общей характеристике преступлений против военной службы имеют следующие обязательные признаки:

  • Противоправность.
  • Наказуемость.
  • Общественная опасность.
  • Виновность.

Специфика посягательств

Определения преступлений против военной службы в УК обуславливается особенностями этих деяний, необходимостью их дифференциации с другими посягательствами. Включаются сюда также традиции, которые сформировались в отечественном военно-уголовном праве.

В понятии, раскрытом 331 статьей, указаны специальные признаки противоправности, объекта и субъекта деяний. Виновность, опасность преступлений против военной службы, их наказуемость также обладают определенными специфическими чертами. Они связаны непосредственно с характером службы в ВС РФ.

Опасность для общественных отношений

Рассматривая характеристику преступлений против военной службы , нельзя не обратить внимание на специфику угрозы этих деяний для общества. Опасность выражается в нанесении ущерба или в создании риска для интересов государства, личности, общества в целом.

Специфика опасности состоит в том, что преступление это посягает, в первую очередь, на военную безопасность, обороноспособность государства. Под ней следует понимать состояние защищенности страны от разных угроз, внешних и внутренних. Существование военно-уголовного права обуславливается необходимостью и важностью охраны безопасности государства.

Противоправность

Под ней понимают запрещенность деяния, представляющего опасность для общества. Преступным, соответственно, не считается действие/бездействие, не предусмотренное в Уголовном кодексе РФ.

Преступления против военной службы обладают специфичной противоправностью. Это связано с тем, что такими посягательствами признаются только те, которые приводятся в 33 главе Кодекса и совершаются исключительно военнослужащими либо гражданами, находящимися в запасе, в период военных сборов.

Специфика противоправности рассматриваемых деяний определяется по характеру их опасности. Кроме того, следует учитывать, что все диспозиции статей о преступлениях против военной службы являются бланкетными (отсылочными). Это означает, что содержание конкретного деяния определяется специальными военно-правовыми положениями. Нарушение этих норм влечет ответственность по УК. Это обстоятельство указывает на тесную взаимную связь уголовных и военных норм права.

Виновность

Этот признак включен в число обязательных элементов любого преступления. Субъект должен нести ответственность за деяния и последствия, наступившие вследствие их совершения, если доказана его вина.

Положения 5 главы УК определяют формы вины, устанавливают признаки умышленных посягательств, деяний, совершенных по неосторожности, предусматривают основания для квалификации невиновности деяния. Эти нормы применяются ко всем видам преступлений против военной службы в общем порядке без изъятий.

Специфика вины рассматриваемых посягательств определяет ее содержание. Оно отражает особую природу преступления и состоит в том, что гражданин, действуя умышленно либо неосторожно, понимает (при косвенном/прямом умысле или легкомыслии) либо не осознает, хотя должен был или мог осознавать (в случае небрежности) незаконность своего поведения и вред, который оно влечет для военной безопасности.

Отграничение от прочих деяний

Уголовное преступление против военной службы должно обладать всеми обязательными и специальными признаками. В случае отсутствия хотя бы одного деяние не может квалифицироваться по нормам 33 главы Кодекса.

К примеру, не являются преступлениями против военной службы посягательства военнослужащих, не нарушающие порядок прохождения службы (изнасилование, кража, разбой и прочие, не закрепленные 33 главой).

Необходимо также дифференцировать рассматриваемые преступления и дисциплинарные проступки. Во многих случаях их внешние признаки и содержание совпадает. В качестве ключевых отграничивающих признаков выступают характер противоправности и уровень общественной опасности.

Нюансы описания составов

Юридический критерий отграничения преступления против военной службы и проступка - вид противоправности поведения.

В качестве посягательства на порядок прохождения службы может признаваться только такое действие/бездействие, которое закреплено в 33 главе и предполагает уголовную ответственность.

Между тем в диспозициях норм составы деяний формулируются по-разному. Признание преступности действий прямым образом зависит от способа описания элементов преступления.

Признаки посягательства могут детализироваться (к примеру, нанесение здоровью вреда (тяжкого, среднего), причинение по неосторожности смерти потерпевшему, применение оружия и так далее). В таких ситуациях определить преступность деяния достаточно просто. Однако для характеристики признаков могут использоваться и оценочные понятия (к примеру, нанесение существенного ущерба интересам службы). В таких случаях признание противоправности поведения будет зависеть от анализа реально возникших последствий.

На практике бывает так, что правонарушение хотя и включает в себя признаки преступления, описанного нормой 33 главы, но расценивается как дисциплинарный проступок.

Малозначительность деяния

Этот термин используется в 14 статье УК. Как указывается во второй части нормы, поведение, содержащее признаки противоправного деяния, установленного УК, в силу своей малозначительности не представляющее опасности для общества, может не признаваться преступлением.

Данное положение распространяется и на рассматриваемую категорию противоправных действий/бездействий. Соответственно, не наступает, если будет установлена малозначительность общественной опасности поведения гражданина, позволяющая отнести деяние к дисциплинарным проступкам.

В приведенных ситуациях в качестве критерия дифференциации выступает степень угрозы для общества. Малозначительность деяния, характеризующаяся и субъективными, и объективными признаками, выступающая основанием для применения положений 14 статьи УК, исключает уголовно-правовой (криминальный) элемент поведения. Преступления, посягающие на правила несения службы в ВС, всегда отличаются повышенной степенью криминальной опасности, чем любой дисциплинарный проступок.

Особенности состава

Конструкция деяний включает в себя элементы, общие для всех преступлений:

  • объект и объективный аспект;
  • субъект и субъективную часть.

Каждому из четырех компонентов присущи определенные юридические признаки. Специфичность элементов состава воинских преступлений позволяет отграничить их от всех прочих посягательств.

Состав деяния характеризует его внутреннее содержание.

Обязательные признаки

К ним относят:

  • объект посягательства;
  • вину (неосторожность либо умысел);
  • вменяемость гражданина;
  • преступное действие/бездействие;
  • достижение установленного возраста;
  • прохождение субъектом военных сборов или службы в ВС.

Эти признаки в обязательном порядке входят в состав всех преступлений, закрепленных 33 главой УК. Это означает, что при отсутствии какого-либо из них уголовная ответственность за преступления против военной службы не возникает.

Факультативные признаки

Они используются при формировании отдельных составов преступлений гл. 33 УК. При помощи факультативных признаков деяния приобретают дополнительные характеристики, отражающие их специфику. К ним, например, относят предмет посягательства, последствия, причинную связь, средство, оружие, место преступления, прочие обстоятельства, цель и мотив.

Практическое значение составов воинских преступлений

Оно определяется функциями, которые реализуются в уголовно-правовой сфере.

В первую очередь, состав воинского посягательства позволяет определить преступность деяния в рамках военно-уголовных норм. Установить противоправность, наказуемость поведения субъекта можно только посредством указания в законодательстве его признаков.

Во-вторых, наличие состава в деянии выступает в качестве не только юридического, но и фактического условия для вменения санкций .

В-третьих, признаки деяний выполняют квалификационную задачу: они формируют теоретическое основание для анализа деяния.

В-четвертых, с помощью состава разграничивается один вид воинских посягательств от других.

Необходимо также отметить и познавательно-методологические задачи признаков преступлений.

Объект посягательства

В качестве него в 331 статье УК назван порядок прохождения службы. Под ним следует понимать форму ведения военно-служебной деятельности, закрепленную в законодательстве, воинских уставах, прочих военно-правовых документах.

Ключевое назначение службы состоит в обеспечении безопасности страны. Речь идет о защищенности независимости, конституционных основ, территориальной целостности, суверенитета государства от разного рода угроз (внутренних, внешних). Безопасность страны обеспечивается деятельностью специализированных воинских организаций. Она включает в себя подготовку воинского состава и непосредственную вооруженную защиту страны.

Неукоснительное выполнение правил прохождения службы признается необходимым условием для реализации задач, поставленных перед вооруженными силами страны. Этот порядок является юридической формой обеспечения безопасности и рассматривается как понятие, характеризующее родовой объект всех посягательств, предусмотренных 33 главой.

Классификация составов

При рассмотрении порядка прохождения службы в качестве родового объекта воинских преступлений можно классифицировать составляющие боеготовности:

  • наличие необходимого объема материальных средств;
  • укомплектованность частей, кораблей, соединений боевой техникой, вооружением, личным составом;
  • высокий уровень боевой подготовки солдат;
  • содержание боевой техники, оружия в исправном и подготовленном к применению состоянии;
  • жесткая воинская дисциплина и пр.

На основании этой классификации можно выделить систему составов воинских посягательств против правил:

  • уставных взаимоотношений между служащими (статьи 332-336);
  • пребывания в рядах ВС (ст. 337-339);
  • прохождения специальных видов службы (340-345);
  • сбережения имущества воинского подразделения (346-348);
  • использования военно-технического оборудования (349-352).

Специфичные признаки предмета

В отдельных составах присутствуют указания на разные материальные объекты, в связи с которыми или по поводу которых закрепляются определенные правила военно-служебного взаимодействия. К таким предметам, в частности, относят:

  • оружие, военную технику, боеприпасы (статьи 346-348);
  • взрывчатые, радиоактивные, иные вещества и объекты, представляющие особую опасность для населения (ст. 349);
  • спецтранспорт (ст. 350) и пр.

Указание на признаки этих объектов - необходимый фактор для правильной квалификации и, соответственно, определения степени ответственности за преступления против военной службы .

Объективный аспект

Он отражает внешнее проявление опасного посягательства. Объективную сторону формируют:

  • деяние;
  • наступившие последствия;
  • связь между вредом и действием/бездействием виновного;
  • время, средство, место, орудие, способ совершения деяния;
  • прочие обстоятельства.

Первые три признака считаются обязательными.

Деяние выражается в нарушении правил, установленных военно-правовыми документами.

Последствия

Они обладают специальным характером. Специфические черты определяются в зависимости от особенностей объекта посягательства. Последствия могут выражаться в:

  • ослаблении боеспособности (боеготовности) подразделения;
  • неисполнении учебно-боевой (боевой) задачи и пр.

Последствия преступлений можно разделить на:

  • Физические (вред здоровью, к примеру).
  • Имущественные(порча или уничтожение техники, вооружения и пр.).
  • Организационные (срыв военного мероприятия вследствие неисполнения приказа).
  • Нравственные (унижение достоинства, чести служащего вследствие оскорбления).

Необходимо сказать, что во всех воинских посягательствах присутствует организационный вред как обязательный элемент состава. Любое преступление всегда причиняет ущерб порядку несения службы в ВС.

Причинная связь

Она должна всегда присутствовать в составе преступления. Причинную связь определяют признаки, общие для всех деяний, предусмотренных УК, а также специальные, обусловленные вероятностным, социально-правовым, опосредованным характером.

Соответственно, если между деянием и негативными последствиями связи не установлено, лицо нельзя привлекать к ответственности за преступление против военной службы .

Субъект посягательства

В качестве него, согласно положениям 331 нормы УК, выступает гражданин, несущий службу по контракту или призыву, т. е. военнослужащий. Ответственность за преступления против военной службы несет также лицо, проходящее военные сборы, находясь в запасе.

Субъект посягательства характеризуется, во-первых, признаками, общими для всех преступлений, во-вторых, специальными критериями, связанными со специфичностью объекта. К первым следует относить соответствующий возраст и вменяемость.

О статусе военнослужащих говорится в ФЗ № 53. Согласно положениям нормативного документа, военнослужащим считается лицо, находящееся в рядах ВС по призыву или добровольно (по контракту).

В 6 статье ФЗ № 58 раскрывается понятие военной службы. Ею называют вид госслужбы, представляющий профессиональную деятельность граждан РФ на воинских должностях в ВС, иных войсках, специальных подразделениях, органах, обеспечивающих безопасность и оборону страны.

Важный момент

Особое значение при определении субъектов посягательств, закрепленных 33 главой УК, имеет установление начала и завершения периода несения службы. Эти моменты определяются положениями ФЗ № 53.

Между тем гражданин может понести наказание и после прекращения служебной деятельности, если срок давности для вменения ему санкции не истек.

В ряде составов преступлений в качестве субъектов выступают не все, а только отдельные категории служащих. Например, к ответственности за посягательство на порядок подчиненности по статьям 332-334 можно привлечь лицо, подчиненное потерпевшему (начальнику).

Если гражданин, участвовавший в деянии, не является военнослужащим, к ответственности за преступления против военной службы он может привлекаться в качестве организатора, пособника, подстрекателя. Это лицо не может являться соисполнителем.

Субъективный аспект

Эта сторона преступлений образуется виной. В некоторых составах обязательными признаками названы мотив и цель.

Вина в рассматриваемых посягательствах отражает специфику посягательства и наступившие последствия. Гражданин имеет отношение не просто к опасному деянию, а к преступлению, нарушающему порядок несения службы, а также последствиям, выраженным в нанесении ущерба боеспособности подразделения и обороноспособности государства в целом.

К военнослужащим может применяться уголовная ответственность за преступления против военной службы. Ведь данная категория лиц относится к гражданам страны, где должны соблюдаться все конституционные права. При этом их статус обладает особенностями, где дополнительно устанавливается ответственность из-за имеющегося госстатуса в обществе.

Общие начала

Каждый гражданин страны по Конституции обязан отдать долг перед отечеством. Защита территории – честь любого. Как только человек попадает в эти ряды военных, у него приобретается особый статус, в том числе и возникает уголовная ответственность при совершении военных преступлений. Самое главное – запрет на , а при нахождении в части должен соблюдаться установленный внутренний порядок, в том числе и взаимоотношения с иными военнослужащими.

Кроме прохождения службы в категорию лиц входят и находящиеся на военном сборе. Это запасное число, которое входит в перечень участников. Любые нарушения законодательства в такой ситуации отразятся на мерах воздействия. К тому же правом рассмотрения данной категории дел обладает военный суд по месту расположения части. Практически полностью отсутствует территориальный признак, так как не всегда часть расположена на территории органа правосудия. Понятие преступления данной категории полностью отражен в ст 331 УК РФ.

Любые должности соблюдают установленные правила без исключений. Это может быть не только рядовой, но и полковник, наделенный более широкими полномочиями. Особый порядок предусмотрен лишь в исключительных случаях, когда проводятся боевые действия на территории страны, а также во время войны. Рассмотрение дело будет иметь свои исключения и установленные правила. Никакого отношения в таком случае не имеет гражданское судопроизводство. В зависимости от тяжести преступления будет определяться и инстанция суда, который наделяется правом рассмотрения.

Категории преступлений

Ни один военнослужащий не сможет избежать ответственности по законодательству, если он преступил закон. При этом в УК данной категории выделена соответствующая глава, отдельная от иных. Последовательно размещенные в кодексе статьи имеют деление на:

  1. Избегание соблюдения установленных норм и правил по службе, а равно их выполнение не в соответствии с ними.
  2. Нарушение правил по уставу, а также подчиненности между военнослужащими.
  3. Применение имущества воинской части не по назначению, в том числе оружия и военной техники. В последнем случаи включается также и неправильное их использование.
  4. Несоблюдение правил по несению службы.

В данных категориях нельзя забывать про квалифицирующие признаки преступного деяния. К числу таковых относят не только совершение в составе группы лиц, а также наступление тяжких последствий. Могут наступать принуждения к неправомерному приказу, что также наказывается по закону.

От данных категорий будет зависеть и ответственность военнослужащих за преступления, избрание конкретного наказания, а также порядок возмещения причиненного вреда. Здесь нарушается способность государства к качественной обороне, а также его безопасность. Наибольшее распространение имеет «самоволка», когда военнослужащие без разрешения на то покидают пределы части, нарушая при этом уставные правила. Редкостью обладают материальное причинение вреда в воинских преступлениях. Уголовная ответственность военнослужащих не наступает для следующих категорий лиц:

  • Учащиеся учебных заведений воинской направленности (военная академия, суворовские училища и т.д.).
  • Работники в/ч, гражданский персонал.
  • Сотрудники ОВД, одним словом милиционеры.

В случае установления их причастности к совершению противоправных деяний, в работу включается гражданский суд по всем правилам, как для обычных граждан страны. Они будут выступать не только в качестве исполнителей, но и подстрекателей, соучастников и т.д.

Военные суды выполняют аналогичную функцию по установлению вины человека, относящегося к категории военных, а также профилактируют дальнейшее поведение во время прохождения службы и выполнения поставленных обязанностей.

Исключения для преступлений

Не всегда при совершении противоправных деяний военные будут привлекаться к ответственности по суду. Из-за правового положения они также обладают особенностями при вершении правосудия. Может исключаться наказание в том случае, когда была на деле продемонстрирована необходимая оборона или вред причинен в результате задержании преступника.

Кроме этого, исключать ответственность военнослужащих может совершение действий под физическим или психическим воздействием, при выполнении приказа руководителя или вышестоящего начальства. Главное, чтобы при этом все действия соответствовали получаемому воздействию со стороны иных лиц. Ведь при необходимой обороне нельзя причинять лицу тяжкий вред, включающий наступление смерти. В таком случае лицо привлекается к наказанию, но несколько по иной статье УК.

К числу исключений при назначении наказания относится обоснованный риск, крайняя необходимость. То есть, иными способами и методами достичь правомерных действий невозможно. Если сказать одним словом, то это все является общими основаниями, которые присущи, в том числе и военнослужащим. Суд при выборе наказания или принятия исключительных мер должен обращать внимания на характер особенностей службы данной категории лиц. Ведь практически только тут есть такое понятие, как беспрекословное выполнение поставленных задач. Никаких условий тут соблюдаться не может, даже если проявляется риск для здоровья или жизни вообще.

Существуют определенные ситуации, когда оборона при необходимости не только считается правом, но и их обязанностью. Чаще всего это относится к караульной службе, когда неподчинение военнослужащими может послужить причиной применения оружия. В результате этого причиняется значительный вред для состояния здоровья человека. Это своего рода воинские обязанности, которых должны придерживаться лица при несении службы. Уклоняться от их выполнения никто не имеет права. В противном случае будут применяться совершенно иные меры воздействия.

Несколько слов про дезертирство. Имеется примечание к статье УК, где сказано о том, что если данные действия выполнены в первый раз и все сопровождалось тяжелыми обстоятельствами, может применяться освобождение от ответственности. Когда в таком случае используется оружие или совершение деяния в составе группы, никаких мягких мер не применяется.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Предусмотренная ответственность

Когда военный суд рассматривает дело в отношении военнослужащего, будут применяться соответствующие меры воздействия. Категории наказаний будут несколько отличаться от обычных «гражданских». Даже нарушения правил устава может повлечь рассмотрение в суде и получение судимости. Кроме этого, этому могут повлечь и взаимоотношения между неподчиненными лицами, не относящиеся к иерархии. Сюда же относится и банальное оскорбление лица, выполняющего обязанности по службе.

Можно отразить следующие меры воздействия на человека, преступившего закон:

  • Отправка в дисциплинарную военчасть на срок до 2-х лет.
  • Ограничение роста по службе в течение 2-х лет.
  • Арест до полугода.
  • Полноценное лишение свободы до 5 лет.

Практически любой вид наказания сопровождается освобождением от должности или вообще увольнение со службы. Что касается лиц, проходящих воинскую службу, то после прохождения срока в дисбате, они отправляются снова для прохождения оставшегося времени в армию.

Проблемы возникают при наличии факторов, повышающих ответственность. В такой ситуации наказание может увеличиваться до 8 лет лишения свободы. Чаще всего это нарушения уставных норм, а также несоблюдение отданного приказа от руководящего состава. В качестве примера можно выделить издевательства над сослуживцами (так называемая «дедовщина»). При этом действия должны сопровождаться тяжким воздействием на здоровье человека. Именно это и служит основанием обратиться в суд. Таким правом дополнительно обладают и родственники военнослужащих, которым стало известно об этом с его слов или со слов соармейцев. Основной орган обращения – военная прокуратура. Основной вид наказания в таком случае – тюремное заключение до 3-х лет.

Более строго карается дезертирство, когда лица покидают расположение и не собираются туда вновь возвращаться. Это присуща в случае не нахождения в пределах части в течение как минимум 3-х дней. При этом покидание части может сопровождаться применением оружия или его хищением. Здесь ответственность заметно увеличивается и может доходить до 10 лет л/с. Практически идентичное наказание предусмотрено и в случае невозвращения на место в течение месяца после командировки, прохождения лечения в больнице и т.д. Все данные действия рассматриваются как грубейшее нарушение норм устава.

Боевые дежурства и служба на посту, в карауле являются обязанностью военнослужащих. Если в таком случае нарушаются нормы, контрактники не смогут рассчитывать на продвижение по службе в течение определенного времени. При наличии одновременно значительного вреда, может суд применить и арест до полугода, а равносильно и тюремное заключение определенного срока.

Кроме административной или дисциплинарной ответственности, за нарушение отношений в области матчасти наступает и уголовное наказание. Все будет зависеть от урона, причиненного лицом. Чаще всего оно при этом вверено военнослужащему. Любое решение принимается военным судом.

Штрафы не могут быть избраны в отношении срочников. Это все заменяется на отправку на гауптвахту. Само наказание в некоторых ситуациях принимает статус условности. При отсутствии повторных нарушений приговор исполнен не будет.

Процесс расследования

При расследовании дела в отношении военных главное правильно расценить поступок с точки зрения уголовного или административного наказания, выделяя правонарушения. Для этого существует статья 331 УК РФ. Иногда все признаки соответствуют обеим мерам. Кроме обязательных здесь должны присутствовать и факультативные признаки, без которых обойтись нельзя. В качестве дополнительных факторов выступают мотивация человека, цель совершения преступного действия, а также время исполнения.

Орган дознания по данной категории дел – руководитель, командир части. Они создают следственную комиссию. Именно на него и возлагается дознавательная функция. Все следственные мероприятия не могут осуществляться непосредственным начальником виновного в деянии. Если такое происходит, со стороны прокурора выполняется отвод. При назначении иного лица выносится соответствующий приказ.

Практически каждое решение в отношении военного принимается в составе коллегии, а не отдельно. Нельзя при этом нарушать его права, прописанные в УПК, в том числе и назначение обязательного защитника. После рассмотрения дела, его направляют военный суд после тщательного надзора со стороны прокуратуры. Здесь остается уже решить судьбу человека, выбрав наказания или найти способ по закону освободить его от ответственности.

Сам виновный может обратиться с заявлением в комендатуру. В таком случае назначается и проводится прокурорская проверка. При установлении его вины в совершении деяния, по отношению к нему принимаются более мягкие меры наказания, что прописано в законодательстве.

По любым вопросам вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. БОРИСЕНКО
В. Борисенко, председатель военного суда Балтийского флота.
Военнослужащие как граждане Российской Федерации наделены теми же правами и свободами, которые присущи всем гражданам и изложены в Конституции РФ. В силу особенностей федеральной государственной службы на них действующим законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", входит и их ответственность.
Особое место среди видов ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том числе посягающего на порядок несения военной службы, позволяет прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, характеризующих их конституционно - правовой статус.
Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок ее прохождения.
Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений (по установленным для них нормам военно - уголовного законодательства).
Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст. 331 УК, формирующая их понятие: "Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов".
Исходя из приведенной дефиниции, можно сделать вывод, что законодательство о воинских преступлениях отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его направленность на обеспечение боевой готовности войск уголовно - правовыми средствами, возможность применения его в условиях военного времени и боевой обстановки, а также особый статус лиц - субъектов преступлений против военной службы с особенностями их ответственности за совершение преступлений.
Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны.
Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно - правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах, иных нормативно - правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно - правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий.
Специфика содержания вины применительно к рассматриваемой категории преступлений заключается в том, что оно отражает их воинскую природу. Виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой готовности воинского подразделения, военной безопасности государства.
Военно - служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие воинские отношения - те, субъектами которых являются все военнослужащие: специальные - устанавливаются в особых сферах военно - служебной деятельности, связанных с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих.
Деление воинских отношений на общие и специальные учтено при построении системы составов преступлений против военной службы: одни деяния нарушают общие отношения, другие - специальные. К первым относятся преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 - 336 УК), против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 - 339 УК), а также против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 - 348 УК). Остальные преступления носят специальный характер - против установленного порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 - 344 УК), а также против установленного порядка безопасного использования отдельных военно-технических средств (ст. ст. 349 - 352 УК).
Специальный характер объекта преступления против военной службы, каковым является порядок ее прохождения, определяет и специфику посягательства на него. Оно выражается в нарушении тех или иных закрепленных воинскими уставами, иными нормативно - правовыми актами правил исполнения служебных обязанностей.
Последствия нарушения порядка прохождения военной службы - это всегда вред, связанный с ослаблением обороноспособности войск, их боевой способности, неисполнением тех задач, которые стоят перед воинским подразделением, созданием угроз для различных объектов, защиту которых воинское подразделение осуществляет.
Следует обратить внимание, что уголовное законодательство, правовое положение и особенности статуса военнослужащих предусматривают некоторые особенности обстоятельств, исключающих преступность деяния в условиях военной службы.
Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относит необходимую оборону (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), крайнюю необходимость (ст. 39), физическое или психическое принуждение (ст. 40), обоснованный риск (ст. 41) и исполнение приказа или распоряжения (ст. 42). Нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, на общих основаниях применяются и к военнослужащим, действовавшим в той или иной ситуации в строгом соответствии с их требованиями.
При применении отдельных норм гл. 8 УК к военнослужащим необходимо учитывать особенности военной службы как особого вида государственной службы, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В полном соответствии со ст. 55 Конституции РФ в ч. 2 ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих" закреплена возможность некоторых ограничений их общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы, и необходимость их компенсации льготами.
Особенности военной службы и статуса военнослужащих в определенных ситуациях обусловливают признание необходимой обороны не только правом военнослужащих, но и их правовой обязанностью. При несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и других специальных служб, признаваемых выполнением боевой задачи, военнослужащие не вправе, ссылаясь на состояние крайней необходимости, уклониться от выполнения воинских обязанностей, даже если их жизни угрожает опасность.
Воинские уставы обязывают военнослужащего беречь оружие, боевую технику и другое военное имущество, выручать товарищей из опасности, быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну, в случае нарушения отдельными военнослужащими уставных правил взаимоотношений немедленно принять меры к наведению порядка. Таким образом, защита интересов Вооруженных Сил, воинского правопорядка, жизни и здоровья командиров и сослуживцев от общественно опасных посягательств является уставной обязанностью военнослужащих. Выполняя эти обязанности, военнослужащий может оказаться в состоянии необходимой обороны и защищать те или иные интересы путем причинения вреда посягающему (например, защита командира или сослуживца от нападения хулиганов, отражение нападения преступника, попытавшегося завладеть оружием, секретными документами и т.п.). Пределы правомерности таких действий должны определяться в соответствии с требованиями ст. 37 УК, а уклонение от их совершения может быть признано воинским правонарушением.
Состояние необходимой обороны может возникать при выполнении военнослужащими специальных обязанностей: несения караульной, пограничной службы, службы по охране общественного порядка, боевого дежурства, патрулирования в гарнизоне и др. Военнослужащий, входящий в состав караула, пограничного наряда, дежурного подразделения или патрульного наряда, обязан защищать соответствующие объекты от общественно опасных посягательств. Для этого он наделяется необходимыми правами вплоть до применения оружия. Отражая посягательства на охраняемые объекты, военнослужащий действует в состоянии необходимой обороны. В то же время оборонительные действия совершаются в порядке исполнения специальных обязанностей военной службы, регулируемых законами, воинскими уставами и другими военно - правовыми актами. Уклонение от выполнения их требований при определенных условиях образует состав того или иного воинского преступления.
В состоянии необходимой обороны действуют военнослужащие внутренних войск МВД, если, выполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в строгом соответствии с Законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" применяют специальные средства, а в исключительных случаях и оружие для отражения нападения на граждан, личный состав внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел, для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, боевой техники и т.п.
Действия военнослужащих, как и работников милиции или других должностных лиц, превысивших пределы необходимой обороны при отражении общественно опасного посягательства, должны быть квалифицированы по общим правилам о превышении пределов необходимой обороны. Если названные лица, отражая общественно опасные посягательства на охраняемые законом интересы не только по праву, но и в силу обязанностей по службе находятся в состоянии необходимой обороны и правомерность их действий определяется на основании ст. 37 УК, то и за превышение пределов необходимой обороны они должны отвечать по соответствующим статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья.
При крайней необходимости (ст. 39 УК) сталкиваются два различных интереса, причем сохранение одного достигается нарушением другого. Действия лица, оказавшегося в состоянии крайней необходимости, направлены на охрану одних, более важных, интересов путем нарушения других, менее важных, но также охраняемых законом.
В условиях военной службы предотвращение грозящей опасности одним интересам путем причинения вреда другим в определенных случаях становится для военнослужащего правовой обязанностью. Например, в военное время оставление воинским начальником противнику укреплений, боевой техники и других средств ведения войны может признаваться преступлением, если оно не вызывалось боевой обстановкой. Если же укреплениям или другим средствам ведения войны грозит непосредственная опасность захвата противником и использованы все возможные меры для их спасения, командир (начальник), действуя в состоянии крайней необходимости, обязан принять меры к их уничтожению.
Военнослужащий не может уклониться от выполнения своего воинского долга, даже если это связано с опасностью для его жизни. Поэтому нет состояния крайней необходимости, например, в условиях боевой обстановки, когда военнослужащий для сохранения своей жизни, которой угрожает опасность в связи с выполнением воинского долга, нарушает требования присяги и уставов.
Согласно Уставу гарнизонной и караульной службы часовой не может оставить свой пост, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность. Ответственность за самовольное оставление поста предусмотрена ст. 342 УК.
Вместе с тем актом крайней необходимости могут быть признаны случаи, когда военнослужащий для устранения опасности, грозящей личности или другим охраняемым законом интересам, допускает нарушение тех или иных требований воинской дисциплины. Если, например, военнослужащий, спасая тонущего в реке ребенка или участвуя в тушении пожара, опаздывает из увольнения, то он действует в состоянии крайней необходимости.
Особое значение в условиях военной службы имеет такое обстоятельство, как исполнение приказа начальника (ст. 42 УК).
Суть принципа единоначалия состоит в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа не допускается (ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ).
В отличие от общеуголовного законодательства, которое не знает специальных норм об ответственности за невыполнение служебного приказа, военно - уголовное признает неисполнение приказа начальника воинским преступлением (ст. 332 УК). Поэтому точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за их последствия.
Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что командирам запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры, отдавшие такие приказы и распоряжения, привлекаются к ответственности. За отдачу приказов и распоряжений, выполнение которых привело к общественно опасным последствиям, командиры могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не осознавая его незаконный характер, не может нести ответственности за свои действия и их последствия. В соответствии с уставным требованием о беспрекословном и точном выполнении приказов подчиненный не должен обсуждать приказ. Поэтому он не подлежит ответственности и в тех случаях, когда сомневался в законности выполняемого приказа или распоряжения и мог осознавать, что, выполняя его, совершает общественно опасное деяние.
Вместе с тем строгая воинская дисциплина основана не на слепом повиновении и страхе наказания, а на высокой сознательности личного состава, глубоком понимании каждым военнослужащим своего долга и ответственности за защиту Отечества. Принцип беспрекословного повиновения предполагает строгое соблюдение военнослужащими Конституции и других законов Российской Федерации, порядка и правил, установленных для обеспечения боевой готовности войск и сил флота. Это закреплено в тексте военной присяги. Военнослужащий клянется свято соблюдать Конституцию РФ, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Умышленное совершение военнослужащим общественно опасных действий по заведомо для него преступному приказу начальника, как противоречащее самим основам воинской дисциплины и правосознанию воинов, влечет за собой уголовную ответственность.
Особый характер военно - служебной деятельности в сочетании с ее исключительной опасностью и обязательностью обусловливает необходимость уголовно - правовой охраны интересов военной службы, использования уголовного права как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения, по возможности, специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления, предупреждения с их стороны новых общественно опасных деяний, а также защиты от преступных посягательств граждан.
Изучение и анализ состояния судимости военнослужащих, а также наступивших последствий от совершаемых ими преступлений, позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в процессе противоправных действий военнослужащих существенным образом нарушаются конституционные права граждан, в том числе и военнослужащих; во-вторых, грубым образом военнослужащими нарушаются общие, должностные и специальные обязанности; в-третьих, совершение военнослужащими воинских преступлений - одна из угроз военной безопасности государства и ее обороноспособности.
Из числа осужденных военнослужащих более 50% совершили преступления против военной службы. Наиболее распространены корыстные преступления и нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, свидетельствует о том, что они стали возможными в силу неисполнения или ненадлежащего исполнения военнослужащими, их совершившими, своих общих и специальных обязанностей, а также в связи с грубыми нарушениями командирами (начальниками) должностных обязанностей по обеспечению уставного порядка и контроля за личным составом.
Среди командиров, в том числе офицеров, прапорщиков и мичманов, преобладает озабоченность соблюдением требований Закона "О статусе военнослужащих" в части их статуса, лишь касающейся прав и свобод. При этом о своих обязанностях и ответственности за их ненадлежащее исполнение многие забывают, что свидетельствует о кризисе нравственности и неготовности части военнослужащих, в том числе и офицеров, в основном молодых, к добросовестному исполнению обязанностей военной службы.
С целью обеспечения гармоничного сочетания всех составляющих статуса военнослужащих, представляется необходимым принять законодательные акты, предусматривающие четкие и действенные механизмы его соблюдения в части их прав и свобод, а также компенсаций, связанных с условиями несения военной службы. Необходимо значительно поднять уровень льгот, что позволит повысить престиж военной службы и на этой основе ответственность военнослужащих за исполнение обязанностей военной службы и значительно сократить число военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности, укрепить боевую готовность войск.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.02.1997 N 27-ФЗ
"О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
Российская юстиция, N 2, 2000