Исполнительной системы министерства юстиции российской. Тема: Проблемы перехода учреждений уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции РФ. Реферат: Проблемы перехода учреждений уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юсти


Исполнение обвинительных приговоров судов, связанных с лишением свободы, осуществляют исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы -

СИЗО), а приговоров, связанных с исполнительными работами, - уголовно-исполнительные инспекции.
В 2003 г. из 7 млн людей, содержащихся в местах лишения свободы на всей планете, к сожалению, один миллион приходился на Россию.
Впервые места заключения, в частности тюрьмы, появились в Европе в XVI в. (в Нидерландах в 1595 г. была создана тюрьма - Цухтауз - для заключенных мужчин). Первоначально они были местами изоляции для устрашения и обезвреживания преступников. На протяжении своего существования порядок и условиях отбытия наказания в тюрьмах изменялись; создавались разные системы тюремного заключения - пенитенциарные системы. Впервые наиболее разработанная пенитенциарная система возникла в XVIII в. в США в штате Пенсильвания (Пенсильванская система). Она основывалась на одиночном заключении, соединенном с религиозным воздействием на осужденных, исключала какое-либо их общение с внешним миром. В XIX в. в США в г. Оберн сложилась Обернская система, которая предусматривала разъединение осужденных только на ночное время, но предписывала соблюдение абсолютного молчания днем во время работы, приема пищи и т.д.
В современных западных странах существует несколько типов прогрессивных систем отбывания наказания (английская, ирландская, французская и т.д.). Отличаясь в целом внешне гуманными и либеральными формами, все они предусматривают 3-5 этапов отбывания наказания: одиночное заключение, разъединение осужденных на ночное время, переходный период, когда допускается работа осужденных по найму вне тюрьмы, и, наконец, - условное или условно-досрочное освобождение от наказания.
В России система тюремных учреждений формируется в последней четверти XVIII в. Согласно проекту устава о тюрьмах Екатерины И, предусматривалось их разделение на уголовные, гражданские, состоящие из трех отделений: «подстражного, приговорного и
осужденного», пересыльные. Этот проект не стал законом. Однако по всей стране происходит интенсивное строительство тюрем, их специализация. По Учреждениям для управления губерний создаются смирительные дома, в которых должны были перевоспитываться по решениям административно-полицейских органов лица, совершившие незначительные преступления и дерзкие проступки. Для принудительных работ неимущих правонарушителей создавались работные дома. Шлиссельбургская и Петропавловская крепости приобретают характер политической тюрьмы. Тюремные функции исполняли монастыри, особенно известными в этом отношении стали Соловки. Так, помилованная Екатериной II от смерти Салты- чиха(Д.Н. Салтыкова) содержалась в Ивановском монастыре. Существовали и заводские тюрьмы, в частности на заводах Демидова на Урале. Исследователи отмечают, что отсутствие четкой регламентации режима содержания в тюрьмах обусловливало произвол тюремщиков. Заключенные обрекались не только на моральные, но и на физические страдания.
В цивилизованном обществе все большее значение приобретает замена лишения свободы штрафом, условное осуждение, «открытый» режим исполнения наказания, предоставление отпуска во время отбывания наказания и специальные терапевтические программы. И это правильно. Еще Ч. Беккариа (1738-1794 гг.), обосновывая идею о необходимости соразмерности наказания и тяжести преступления, утверждал, что чем более жестокими становятся наказания, тем более ожесточаются души людей и по истечении сотни лет жестоких наказаний колесование внушает не больше страха, чем прежде внушала тюрьма. В нашей стране в последнее десятилетие осуждение к лишению свободы составляет от 34 до 40% общего числа наказаний. За этот период осуждено 16 млн человек, из которых 10 млн - к лишению свободы. Лишение свободы назначается судами в большей степени за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (бандитизм, умышленное убийство, изнасилование, разбой, получение взятки при отягчающих обстоятельствах и др.).
В последние годы система пенитенциарных учреждений нашей страны претерпевает значительные изменения. Приняты
новые законы, предусматривающие расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания. Претворяется в жизнь Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы. По вопросам деятельности СИЗО и исправительных учреждений приняты решения федеральных органов власти. К данной проблематике привлечено внимание Президента РФ, Правительства РФ, законодателей, средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций.
В настоящее время исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из управления МВД России в ведение Минюста России. Для России это не новшество. Еще более ста лет назад, с 1895 г. Главное тюремное управление находилось в ведении Минюста. Так было вплоть до 1922 г. Речь идет о более чем 800 исправительных и воспитательных колониях, о 190 тюрьмах и СИЗО, а также предприятиях и лечебных учреждениях.
Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляет Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 24 марта 1999 г. № 56. Режим отбывания наказания регулируется УИК.
Уголовно-исполнительная система (далее - УИС) состоит из: центрального органа УИС; территориальных органов УИС; учреждений (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО) и предприятий.
Центральный орган УИС - Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (ГУИН Минюста России)
является самостоятельным структурным подразделением Минюста России, обеспечивающим организацию исполнения законодательства по вопросам деятельности УИС. Структура и штаты ГУИН утверждаются министром юстиции РФ в пределах выделенной Правительством РФ численности.
В структуру ГУИН входят подразделения, осуществляющие организацию исполнения наказаний в виде лишения свободы, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу; управления охраны, оперативное, безопасности, следственных изоляторов и тюрем, оперативно-технических мероприятий, технических мероприятий, воспитательной работы с осужденными, конвоирования и спецперевозок, правовое управление, управление инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения; управление кадров, по работе с личным составом, учебных заведений и научноисследовательских учреждений; производственное управление, управление главного инженера, финансово-экономическое, материально-технического и хозяйственного обеспечения, бухгалтерского учета и отчетности, медицинское управление; организационное управление, секретариат.
В интересах развития социальной сферы УИС и привлечения осужденных к труду ГУИН имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также управления ими.
Основными задачами ГУИН являются:
обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности УИС;
организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, размещение и перевод осужденных (заключенных); />организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов УИС. Для этих целей в Минюсте России создано специальное управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы;

Обсуждения были сосредоточены на анализе причин задержки египетского кассационного суда при рассмотрении его апелляций и средств их устранения. Доклад был препровожден министру юстиции и председателю Кассационного суда Египта 21 июня. Кристиан Райсегиер принял участие в конференции франко-египтян в Каире на тему «Укрепление и действенность демократической справедливости», а 19 ноября г-н Винсент Ламанда встретился с новым президентом Мохамедом Момтазом Меттали Кассационного суда Египта.

Еликим Рубинштейн, судья Верховного суда Израиля, был получен 19 июня первым президентом. Жан Дауд Файд, первый президент Кассационного суда Ливана и президент Высшего судебного совета, встретился 7 декабря, последовательно с первым президентом и генеральным прокурором.

организация конвоирования осужденных (заключенных) и спецперевозок;
организация привлечения осужденных к труду на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, а также в качестве индивидуального предпринимателя на предприятиях учреждений, исполняющих наказания и т.д.;
обеспечение надлежащих условий отбывания наказаний, ох-
1
раны здоровья осужденных и заключенных;
организация общего и профессионального образования и профессионального обучения осужденных2;
содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;
обеспечение исполнения актов амнистии и помилования. Только за последние три года издано три акта об амнистии. Если по амнистии 1999 г. на свободу вышли 24 000 человек, то в 2000 г. - 190 000 осужденных. Еще 40 тыс. человекбыли освобождены от наказаний, не связанных с лишением свободы, 38 тыс. уголовных дел прекращено судами и органами предварительного следствия, 43 тыс. осужденным были сокращены сроки лишения свободы. Всего в 2000 г. амнистировано свыше 680 тыс. человек. Это была самая масштабная за последнее десятилетие амнистия, сравнимая с известной амнистией 1953 г., когда был амнистирован каждый 2-й преступник;
организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, определение их прав и должностных обязанностей, воспитательной работы с личным составом, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защиты, личной безопасности работников УИС, членов их семей. В 1998 г. в УИС было более 300 тыс. сотрудников.
Финансирование ГУИН и его подразделений осуществляется целевым назначением за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций Минюста России осуществляется за счет средств, поступающих в федеральный бюджет в результате удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам. В случае недостаточности этих средств
См. БНА РФ. 2001. № 35; 2002. № 36.
См. БНА РФ. 2002. №14.
См. Трахов А.И. Уголовный закон в теории и судебной практике: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 24.

Большой допинговый скандал поразил мировой легкой атлетикой. Семнадцатилетний русский угонщик Максим Косюков получил четырехлетний штраф за допинг, потому что после победы в домашнем юношеском чемпионате в 110-метровом препятствии он получил положительный стероидный метенолон в июне прошлого года. Дистанк возвращается к Косюкову, все его июньские результаты были отменены. Из-за метенолона белорусский баллист Надежда Остапчукова в прошлом о золоте Олимпийских островов. Российский олимпийский комитет в январе наказывал за допинг, а также четырех спортсменов во главе с восьмилетней Ирину Марачевой.

Минюсту России разрешено направлять на финансирование уголовно-исполнительных инспекций часть средств федерального бюджета, предусматриваемых на содержание уголовно-исполнительной системы.
Конечно, между бюджетом и его воплощением в жизнь есть определенная дистанция. Любой реалистически мыслящий человек понимает, что на практике любой бюджет в каких-то ситуациях подвергается деформации, что непосредственно отражается на гарантиях соблюдения прав человека в местах предварительного заключения и отбывания наказания, в том числе и на соблюдении прав сотрудников учреждений УИС.
В непосредственном (центральном) подчинении ГУИН находятся территориальные органы УИС, учреждения, предприятия и иные организации (научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и т.д.), входящие в состав УИС.
Территориальные органы УИС осуществляют непосредственное руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно-территориальным делением государства), обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных по учреждениям.
Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действуют предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Если говорить об основных направлениях деятельности органов УИС, то, исходя из анализа возложенных на них задач в обобщенном виде, они могут быть сведены к четырем группам.
Во-первых, они осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях (последние для несовершеннолетних осужденных) в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях восстановления социальной справедливости, их исправления и предупреждения совершения ими новых пре
ступлений (ч. 2 ст. 43 УК); в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение.
Во-вторых, немаловажное значение всегда, а в рыночной экономике в особенности, имеет производственная деятельность этих органов. Если иметь в виду их систематическое недофинансирование, становится понятным, что хорошо налаженная производственно-хозяйственная деятельность на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, способствует их «выживанию», успешному достижению целей наказания. Сегодня, если осужденный, отбывающий наказание, работает, его труд соответственно оплачивается. В этом случае на него, как и на весь промышленно-производственный персонал, распространяется закон, требующий обязательного государственного социального страхования на случай получения профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Ранее сумма подобных выплат ограничивалась 85-кратным минимальным размером оплаты труда, теперь - максимальным размером установленного федеральным законом пособия1.
В-третьих, в следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших на территории учреждений УИС, раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Наконец, органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуальную деятельность. Как отмечалось, начальники исправительных учреждений, СИЗО наделены правами органа дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. В зависимости от преступления дознание осуществляется либо в полном объеме, либо в виде неотложных следственных действий с последующей передачей дела по подследственности (ст. 149-157 УПК).
Кроме того, на основании ст. 23.4 КоАП органы и учреждения уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об ад ми-
нистративных правонарушениях - о неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19. 3), а также о передаче либо попытке передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом (ст. 19.12).
При этом дела об административных правонарушениях от имени указанных органов и учреждений вправе рассматривать начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
Минюстом России проводится определенная работа на каждом из указанных направлений. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации.
К сожалению, в этом вопросе есть некоторые проблемы, особенно в плане соблюдения прав человека в местах предварительного заключения и отбывания наказания, где на 1 января 2003 г. содержалось 877,1 тыс. человек. Из них в следственных изоляторах и тюрьмах - 145,3 тыс., в колониях - 720,8 тыс. В местах лишения свободы находится 40 тыс. женщин. В 11 колониях есть дома ребенка, где в общей сложности числилось 526 детей. Переполненность следственных изоляторов в середине 2002 г. превышала в среднем 170%, а к 2003 г. - уже 130%; на каждого заключенного в камере приходится 3,5 кв. м1.

Бывший исполнительный директор российского антидопингового агентства Никита Камаев умер через два месяца после того, как он покинул свой пост в результате допингового скандала в домашней атлетике.

Российский олимпийский комитет наказывает четырех спортсменов за нарушение правил допинга. Тридцатилетней Марачевой дали двухгодичную дистанцию, пока она не участвовала в гонках, и ее пешеход Анна Лукьянов, бывший младший вице-президент мира. Двое наказание получили Елена Никулин и восьмилетний Николаев.

Реализация гражданских, социальных и культурных прав человека применительно к лицам, лишенным свободы, конкретизируется в обеспечении реальных прав: на жизнь, личную безопасность, свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, медицинскую помощь, судебную защиту.
Посещения следственных изоляторов и колоний Уполномоченным по правам человека в РФ, членами Комиссии по правам человека при Президенте РФ, информация Генеральной прокуратуры РФ, многочисленные сообщения СМИ, а также письма и обращения граждан свидетельствуют о нарушении прав лиц в местах принудительного содержания. Положение заключенных по- прежнему характеризуется унизительным бесправием, отсутствием гарантий прав человека. Условия их содержания не отвечают мировым стандартам. Россия, вступая в Совет Европы, взяла на себя обязательство реализовать «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». Члены Комиссии по правам человека при Президенте РФ обнаружили: камеры СИЗО Екатеринбурга переполнены - по европейским нормам должно быть 4 кв. м на человека, по российским - 2,5 кв. м. Но фактически там не было и метра.
Переполнение камер является одной из причин обострения хронических заболеваний среди содержащихся под стражей. В учреждениях УИС показатели заболеваемости туберкулезом в 56 раз, а смертности в 29 раз превышают аналогичные показатели среди остального населения России.
Эти и ряд других острых проблем соблюдения прав человека в учреждениях УИС требуют принятия кардинальных мер со стороны государства и общества, комплексного подхода к их разрешению, корректировки карательной политики, поскольку, как говорит мудрость английской пенитенциарной системы, «мы человека лишили свободы, но не лишили права быть человеком». Лица, находящиеся в местах лишения свободы, ограничены в реализации прав и свобод, однако они не должны быть ограничены в правовых средствах их защиты. Наоборот, чем жестче и суровее ограничения, налагаемые законом, тем разнообразнее и действенней должна быть система защиты имеющихся у них прав.
С 2002 г. реализуется Федеральная программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции

Конкретные нарушения не были опубликованы Олимпийским комитетом России. В свою очередь, случаи допинга были охвачены российскими спортсменами.

Международная спортивная федерация, по данным Всемирного антидопингового агентства, полностью не справилась с борьбой с допингом. Дьяк знал о мошенничестве и отключении спортсменов, которые не хотели подчиняться правилам этой структуры, - говорится в сообщении антидопингового агентства в 89-страничном отчете.

Все мировые рекорды должны перестать платить. Британское руководство по легкой атлетике реагирует на большой допинг-скандал, чтобы начать новую эру. В рамках четырнадцати различных мер он предлагает увеличить штрафные санкции за допинг-грешников не менее восьми лет, чтобы проиграть два олимпийских цикла и их публичную базу данных. «Настало время радикальной реформы, и доверие к легкой атлетике было поставлено под угрозу в прошлом году», - сказал Эд Уорнер, глава британского атлетического союза. В этом случае даже исторически лучшие спектакли Яна Железны и Барборы Шпотакова и Джармилы Краточвилова будут «замерзшими» в течение 800 метров, время Крутвилова на 400 метров и выступление баллиста Хелены Фибингер.

Российской Федерации на 2002-2006 годы». До 2006 г. количество мест в учреждениях УИС должно увеличиться на 46 тыс. В Федеральном бюджете на 2003 г. на эти цели выделено 23 млн 640 тыс. руб. В настоящее время в каждом учреждении (в тюрьмах и колониях) введены должности помощников начальников этих учреждений по защите прав осужденных, что следует рассматривать как важный шаг в демократизации пенитенциарной системы после ее перехода из МВД России в Минюст России. Защита прав осужденных - одно из важнейших направлений в деятельности Минюста России.
В сентябре 2003 г. Государственной Думой РФ принят в первом чтении Закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Предполагается, что в каждом субъекте Федерации должны быть созданы наблюдательные общественные комиссии, члены которых наделяются правом общаться с заключенными наедине, выслушивать просьбы и жалобы.
Известен опыт Великобритании, где председатель общества визитеров имеет ключи от всех тюрем и может в любое время посещать заключенных.
Есть резервы и в направлении гуманизации карательной политики. Они связываются с институтом помилования как милосердия главы государства, а не «пожарной инстанцией по исправлению судебных проблем и ошибок». Европейская юстиция стоит на постулате: чем больше народу в тюрьмах, тем меньше покоя на улицах. У нас, как свидетельствует статистика, все наоборот: за 10 лет смягчено 57 тыс. приговоров, т.е. по пять с лишним тысяч в год. Если иметь в виду, что в местах лишения свободы страны находится около миллиона заключенных, помилование осуществляется только в отношении 0,6%, то о какой гуманизации можно вести речь? Для сравнения аналогичные показатели: в Англии - 3%, во Франции и Германии - от 13 до 13,5%, в Голландии 30% (по данным за г.). Остальные страны располагаются в этом спектре. У нас же институт помилования появился фактически 10 лет тому назад: Указом от 12 января 1992 г. Президент РФ создал общественную Комиссию по вопросам помилования.

Балачничев в немедленной реакции определил весь случай как политизированный и рассматривающий апелляцию на наказание. Вторая часть взрывного отчета независимой комиссии по систематическому атлетическому допингу будет выпущена в январе. Об этом сообщило Всемирное антидопинговое агентство. Согласно более ранним показаниям, вторая часть отчета, как ожидается, затронет предполагаемую коррупцию и взяточничество на верхних этажах мировой легкой атлетики. Первая часть отчета была рассекречена в ноябре после почти ежегодного расследования и привела к тому, что Россия была бессрочно исключена из всех международных соревнований.

Актуализируется предложение о возможности замены лишения свободы другими видами наказания за преступления, не представляющие большой общественной опасности (в России насчитывается 810 заключенных на 100 тыс. населения, по этому показателю мы уверенно занимаем первое место в мире. В Исландии для сравнения он составляет 40 человек).
Американский опыт борьбы с преступностью в последние десятилетия свидетельствует об ужесточении карательной политики, что проявляется в расширении пределов применения смертной казни, а также в распространении практики лишения свободы как меры наказания. Так, в период с 1989-1999 гг. число заключенных в США увеличилось на 7 3 %. В сочетании с другими мерами это привело к значительному снижению показателей официальной уголовной статистики (в период с 1990-2000 гг. общее число зарегистрированных преступлений в США сократилось с 14 475,6 тыс. до 11 605,7 тыс., или на 20%).
В новом УПК РФ нашли закрепление положения ст. 22 Конституции РФ, предусматривающей, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст.94 УПК); об ограничении оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражей (ст. 108 УПК) и, напротив, активное применение таких мер пресечения, как подписка о невыезде, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест; об ограничении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей до направления их дела в суд - до одного года или до полутора лет по решению суда; об ограничении срока содержания под стражей лиц, числящихся за судом, до полутора лет, за исключением тех случаев, к.огда суд в соответствии со своим мотивированным решением не найдет оснований для избрания вместо заключения под стражей иной меры пресечения. Эти меры позволят существенно сократить количество лиц, находящихся под стражей, улучшить условия содержания в СИЗО и других учреждениях УИС. Эго также даст экономию бюджетных средств, которые



Напротив, российские чиновники обещали активно сотрудничать в проведении масштабных реформ. Одним из грешников является Виктор Угаров, который в воскресенье выиграл марафон в Каназаве, Япония. Имена двух других спортсменов еще не опубликованы. Российский спортивный союз сообщил об этом на своем веб-сайте. Угаров уже был дисквалифицирован из марафона Канадзавы и не получил никаких стартовых сборов или бонусов от организаторов. Все дисциплинарные меры теперь подвергаются дисциплинарному разбирательству.

можно будет дополнительно направить на обеспечение деятельности пенитенциарных учреждений. Государство будет освобождено от необходимости строить новые тюремные учреждения (одно учреждение стоит столько же, сколько новое здание для большого гуманитарного университета). Каждый год через следственные изоляторы проходит 4 млн человек. Ежегодно по различным основаниям из СИЗО освобождается более 120 тыс. человек - практически каждый третий заключенный под стражу. Возникает закономерный вопрос: раз выпустили, следовательно, за редким исключением, можно было и не прибегать к такой суровой мере пресечения.
Пенитенциарная система, будучи по своей сути консервативной, весьма слабо подвержена радикальным изменениям и в то же время она отражает основные противоречия развития общества, государства. Выступая в качестве его вещественного придатка, она небезосновательно в обыденном сознании отождествлялась с насилием, произволом и беззаконием. Этому в значительной степени способствовали «закрытость» тюремного быта, отсутствие достоверной информации о формах, методах и средствах реализации уголовного наказания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. И сегодня ее парадоксы - предмет острых дискуссий на разных уровнях правосознания: обыденного и профессионального. Любой осужденный, находясь в «местах не столь отдаленных» несет, в сущности, два наказания, из которых лишь одно ему было оглашено публично. Вторая кара - это сама жизнь в исправительной колонии, где под одной крышей и впервые преступивший закон, взяв вязанку дров из чужого подворья, и тот, у кого руки обагрены кровью. Или считается, например, чем меньше времени осужденный проведет в «тюремных классах», тем выше шанс, что общество еще может вернуть его в ряды законопослушных граждан. Не получается ли, что несоразмерность наказания оборачивается дополнительными издержками для всего общества?
По мнению специалистов, основу преобразований пенитенциарной системы и обеспечения стабильности ее развития на современном этапе предопределяют следующие принципиальные положения:
разумный консерватизм, основное содержание которого заключается в сохранении и упрочении устоявшихся прогрессив-

Российские спортсмены присоединятся к чемпионату мира. Среди других - Мария Савинова, 800-метровая лондонская олимпийская чемпионка, Екатерина Пуйтогова, бронзовый призер из той же расы, Анастасия Баздырев и Татьяна Мязинова. Российский гонитель Виктор Угаров побежал и даже выиграл воскресный марафон в Каназаве, хотя за два дня до этого Россия была временно исключена из международных соревнований из-за подозрения в спонсировании государством легирования.

В дополнение к России, допинговые облака также все чаще загружают кенийских спортсменов. Отчет должен быть опубликован до конца года.

В январе Российский Атлетический Союз выберет новое руководство. Это было решено Президиумом Союза в Москве на внеочередной сессии, организованной Министерством спорта. Кандидатура звездной звезды Елены Исинбаев также не исключена. Министр спорта Мутко объявил, что руководство легкой атлетики будет практически изменено. «Появятся новые, современные люди», - сказал он.

ных традиций системы на основе трезвого, исключающего идеологическое клише, анализа опыта ее развития;
стабильность и преемственность законодательства, регламентирующего деятельность мест лишения свободы. Особенно это касается государства с определенной устоявшейся системой общественно-политических и экономических отношений;
зависимость содержания преобразований системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы от материальных ресурсов государства или его политики в регулировании производственно-экономических и хозяйственных отношений в сфере исполнения наказания, использования труда осужденных и его результатов;
профессиональный потенциал кадров, исключающий принцип его формирования по партийной принадлежности, личной преданности и т.д.;
гуманизация процесса исполнения наказания, основанного на законе, уважительном отношении к личности осужденного, вере в возможность его исправления, обеспечении охраны его законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осужденных. Реализация этого принципа предполагает также, что осужденный, занимая центральное место в системе исполнения наказания, выступает прежде всего не как разрушитель, а как созидатель своего собственного блага. Принцип гуманизма исключает подход, когда осужденный рассматривается преимущественно с позиции производительной рабочей силы.
В 60-е гг. прошлого века МВД России занимало третье место по объему промышленного производства. В нем были главные управления, по существу, промышленные: Главзолото, Главникель, Арктикстрой, Дальстрой. Они решали экономические проблемы, а не проблему изоляции опасных для общества лиц. Конечно, учитывая инерционность социальных процессов, возвращение учреждениям и органам УИС их прямой роли в одночасье не может произойти.

По словам бывшего профсоюзного босса Валентина Балачничева, например, бывшего дальнего путешественника Татьяны Лебедевой или нынешнего главного инженера и бывшего восьмилетнего Юрия Борзаковского. Глава Всемирной легкой атлетики Себастьян Коу признал, что если он и его коллеги не будут серьезно относиться к фактическому допинг-кризису, их спорт не ждет много завтрашнего дня. Но вы можете лучше защитить чистых спортсменов, продемонстрировав их непоколебимую приверженность.

Исинбаев в открытом письме описал нынешнюю ситуацию российских спортсменов как печальную. Но срочно, пожалуйста, не бросайте всех в одну сумку. Россия предлагает «широкое сотрудничество» по допинговым реформам и готова создать новое антидопинговое агентство.

Говоря о правовом статусе сотрудников учреждений и органов УИС, следует отметить, что на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы УИС Минюста России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в эти учреждения и органы, распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ впредь до принятия федерального закона о службе в УИС Минюста России. В соответствии с этим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу в учреждения и органы УИС Минюста России, сохраняются специальные звания, сроки выслуги, другие социальные гарантии. Лицам, вновь поступающим на службу, присваиваются специальные звания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
Надзор за деятельностью органов УИС Минюста России осуществляет специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Каждая прокуратура осуществляет надзор за деятельностью нескольких исправительных учреждений.
Судебный контроль осуществляется в основном при рассмотрении судом представлений администрации учреждений об условно-досрочном освобождении осужденных и переводе их в исправительные колонии с другим режимом содержания.
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ Охарактеризуйте основные этапы становления, развития и управления органами юстиции России. Опишите структуру центрального аппарата Минюста России. Какие органы и учреждения входят в систему Минюста России? Определите основные направления деятельности Министерства юстиции РФ и его органов на местах. Охарактеризуйте основные этапы становления службы судебных приставов Минюста России. Расскажите о структуре службы судебных приставов. Охарактеризуйте обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Каковы полномочия судебного пристава-исполнителя?
Какова процедура принудительного исполнения судебного акта? Охарактеризуйте основные этапы становления уголовноисполнительной системы России. Какие задачи (цели) реализуют в своей деятельности ГУИН Минюста России? Раскройте основные направления деятельности органов УИС Минюста России. Охарактеризуйте правовой статус сотрудников учреждений и органов УИС Минюста России.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах».
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации 1999 г.
Приказ Минюста России от 12 мая 2000 г. № 150 «О мерах по социальной защите личного состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Совместный приказ № 54 Минюста России и МНС России от 22 марта 1999 г. № ГБ-3-18/58 «О порядке представления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей».
Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждено приказом министра юстиции от марта 1999 г. № 56.
Судебные приставы и исполнительное производство в законодательстве Российской Федерации. Сборник нормативных актов и документов. Т. 1 / Под общ. ред. Б.П. Кондрашова. М., 1999.
Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999.
Кондратов Б.П. Служба судебных приставов: стадия становления // Журнал российского права. 1999. № 3/4.
Кононов О.В., Кокарев Ю.Г. Судебные приставы: вчера, сегодня, завтра // Гсг- сударство и право. 1999. № 1.
ЛукичееЮЛ., Вахмистрова СИ. Правоохранительные органы. СПб., 1999.
Яркое В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и к Федеральному закону «О судебных приставах». М., 1999.



Профессиональным спортсменам в Германии грозит до трех лет лишения свободы, если их поймают с помощью допинга. Люди, которые подают запрещенные средства поддержки несовершеннолетним, предстанут перед 10-летним сроком наказания. Сегодня федеральная ассамблея одобрила соответствующий законопроект, который выглядит как мошенничество для допинга. «Это исторический момент, и по закону мы говорим, что человек, который делает допинг, совершает мошенничество даже в уголовном праве», - сказал министр юстиции Хайко Маас на слушании закона.