Геополитические причины распада грузии. Внешняя политика республики грузия

При бывшем президенте Михаиле Саакашвили был разработан амбициозный план по превращению участка болота, примыкающего к черноморскому побережью Грузии, в «мгновенный город» — вдохновленный китайцами кластер небоскребов, в котором проживало бы полмиллиона жителей. Но затем Лазику — планировавшуюся как «город будущего» — забросили.

Однако сейчас там опять забурлила жизнь: территория покрыта бетонными конструкциями, которые станут волнорезами для защиты кораблей от волн. Это — фундамент глубоководного порта Анаклия, который, по расчетам Тбилиси, может стать ключевым узлом китайского мегапроекта «Один пояс, один путь».

По оценкам планировщиков, к 2025 году порт сможет обрабатывать 100 миллионов тонн грузов в год, и добавит полпроцента к ВВП страны. По завершении строительства порт станет крупнейшим в стране — обогнав существующие порты в черноморских городах Поти и Батуми. Более того, он сможет принимать более крупные корабли.

Выбор Анаклии в качестве места строительства нового порта также отвечает другим планам Тбилиси: поселок находится всего в двух километрах к югу от фактической границы с Абхазией и является частью стратегии по укреплению присутствия государства в регионе.

В 2016 году Китай потерпел неудачу, когда тендер на строительство порта стоимостью 2,5 миллиарда долларов, который, как изначально ожидалось, должен был быть присужден китайским инвесторам, отдали американо-грузинской компании «Анаклиа девелопмент консорциум» Anaklia Development Consortium (ADC).

ADC предложила более выгодные условия, чем ее китайские конкуренты, включая более привлекательные перспективы трудоустройства — для местных жителей, как ожидается, будет создано 6 тысяч 400 рабочих мест. Данный аспект критически важен для Грузии, где официальная безработица составляет 12,5%.

Но несмотря на это Грузия рассчитывает, что Анаклия станет ключевым узлом проекта «Один пояс, один путь». «Решение было неожиданным, но это лишь небольшая проблема с точки зрения китайского государства, — сказал Джозеф Ларсен, экономический аналитик Грузинского института политики. — Порт должен стать важным компонентом инициативы „Один пояс, один путь“, вне зависимости от того, кто его строит».

Более того, Китай не полностью отодвинули от процесса строительства: в декабре ADC подписала соглашение с китайской фирмой Зет-Пи-Эм-Эс (ZPMC) на сумму 50 миллионов долларов касательно проведения строительных работ в порту.

С точки зрения Запада, Южный Кавказ — привлекательная альтернатива другим потенциальным маршрутам проекта «Один пояс, один путь». Россия отличается плохой инфраструктурой, непредсказуемой законодательной средой, а также ведет торговую войну с ЕС. Кроме того, кандидатура Грузии геополитически более приемлема, чем Ирана, который в глазах Запада остается изгоем, а также отличается сложными отношениями со многими своими соседями. В дополнение, у Грузии хорошие позиции в мировых рейтингах коррупции и легкости ведения бизнеса.

Более того, соглашение о свободной торговле между Грузии и ЕС, подписанное в 2014 году и вступившее в силу с 2016 года, облегчает роль Грузии в качестве логистического узла. Китай тоже заключил с Грузией двустороннее соглашение о свободной торговле, которое вступило в силу 1 января этого года и согласно которому Тбилиси отменит таможенные сборы на 96,5% китайского экспорта, а Китай — почти на 91% импорта из Грузии.

Китайское правительство впервые объявило о своей инициативе «Один пояс, один путь» в 2013 году, назвав ее «проектом века» и обязавшись ежегодно инвестировать 150 миллиардов долларов в связанные с ней проекты. Грузия стала непосредственным участником инициативы в 2016 году, когда присоединилась к Азиатскому инфраструктурному инвестиционному банку (AIIB) — 100-миллиардному фонду, предназначенному для финансирования проектов китайской инициативы. В текущем году Грузия подписала соглашение, согласно которому AIIB предоставит 114 миллионов долларов на строительство Батумской обводной дороги — новой автомагистрали, которая соединит внутренние районы Грузии с портовым городом Батуми путем строительства ряда горных туннелей.

«Я считаю, что будет здорово, если возникнет конкуренция между различными транспортными возможностями и транспортными компаниями, — сказал Эрик Ливни, директор Международной школы экономики Тбилисского государственного университета. — В среднесрочной перспективе спрос на транспортные услуги между Каспием и Черным морем может быть достаточно эластичным, чтобы хватило на всех, несмотря на возросшую внутреннюю конкуренцию и более низкие цены».

Но, учитывая позицию Китая, поощряющего рыночную конкуренцию между различными потенциальными коридорами инициативы «Один пояс, один путь», сам факт строительства порта Анаклия не является гарантией его успеха. Например, в других странах некоторые связанные с инициативой проекты застопорились на фоне опасений относительно их экономической целесообразности.

Также не в пользу Грузии играет слабая развитость инфраструктуры, в результате чего порт отрезан от сети функционирующих в стране свободных промышленных зон (СПЗ). Для решения этой проблемы премьер-министр Георгий Квирикашвили разработал программу по улучшению дорог.

«Приведя в порядок все дороги, мы построим костяк Грузии, который соединит все регионы. Тогда географическое положение больше не будет препятствием для ведения бизнеса или проживания там», — сказал Квирикашвили на церемонии запуска программы в 2016 году.

Правительство планирует проложить 550 километров шоссейных дорог, а также отремонтировать 800 километров существующих путей. Кроме того, будет построено 300 новых мостов и 50 новых туннелей на сумму около 3,5 миллиардов долларов. Все это позволит лучше связать новый порт в Анаклии с растущей сетью свободных промышленных зон.

В порту Анаклии также будет запущена СПЗ площадью 600 гектаров, где компании со всего мира смогут производить товары и услуги на экспорт, которые не будут облагаться налогами с юридических лиц и на добавленную стоимость. В Грузии уже создан ряд подобных зон, привлекших значительное внимание со стороны китайских инвесторов.

Китайские компании купили свободные индустриальные зоны в Поти и Кутаиси, «хотя они не производят там никаких товаров, — сказал Ларсен. — Пока китайские компании в основном зарабатывают на том, что скупают и управляют свободными промышленными зонами».

Подпишитесь на нас

Власти Грузии политику, проводимую Россией в отношении Грузии, объясняют ее империалистическими амбициями и любым способом внушают это обществу. Очевидно, главную задачу своей идеолого-пропагандистской политики они видят в обвинении России во всех бедах, дабы таким образом отвлечь внимание народа от собственных ошибок.
Хотя, если сравнивать политику больших государств по отношению к малым, можно заметить почти идентичное сходство, будь то Россия или Америка. Поскольку все большие государства имеют собственные интересы в тех или иных регионах, главная внешнеполитическая задача малых стран должна быть нацелена на то, чтобы подвести национальные интересы своей страны под интересы крупных игроков с тем, чтобы сохранить свою территориальную целостность и суверенитет.

Как правило, прежде чем избирается политический курс государства, в обязательном порядке оценивается соотношение сил между большими политическими субъектами, заинтересованными данным регионом, и только после этого формируется соответсвующий внешнеполитический курс. В противном случае малая стран может либо пострадать при дележке между двумя большими государствами, как это случилось с Грузией, либо утратить независимость и оказаться под гнетом какой-нибудь империи.
После распада СССР на всем его пространстве разгорелись этнополитические конфликты. В частности, в Грузии их было два, в которых Грузия потерпела поражение и потеряла контроль над Цхинвальским регионом и Абхазией.
После признания Грузии субъектом международного права (но не субъектом международных отношений), ее внешнеполитическая ориентация на США и НАТО выразилась в рабском подчинении. Как тогда считала, да и сейчас считает политэлита, на выбор внешнеполитического курса в большой степени повлияло наличие конфликтов в стране и проводимая Россией политика в отношении к Грузии, а также ее поддержка сепаратистским режимам.
Гарантом безопасности и территориальной целостности страны почему-то были признаны Соединенные Штаты и евроатлантические структуры. Если правительство Шеварднадзе так или иначе, хотя бы на уровне заявлений, сохраняло отношения с Россией, то этого не скажешь о правительстве Саакашвили. Несмотря на смягченную риторику, внешняя политика Шеварднадзе однозначно была ориентирована на Америку и важнейшую организацию по реализации внешнеполитических целей этой империи – НАТО. Правительство Шеварднадзе в ноябре 2002 года сделало заявление о желании вступить в ряды НАТО. Тогда же началась интенсификация отношений с США с точки зрения военного сотрудничества. Правительство США начало учения и запустило 64-миллионную программу по вооружению под эгидой борьбы с терроризмом.
Этот проамериканский курс сделал Грузию (не считая Абхазии и Цхинвали) более зависимой от США и, фактически, еще более отдалил ее от потерянных территорий. После того, как ресурс Э.Шеварднадзе был исчерпан, американцы обратили свой взор на получившего в США образование Саакашвили, который стал проводить более энергичную проамериканскую политику, ставя перед собой главные задачи внешней политики – проведение агрессивной стратегии по отношению к России, милитаризация страны и рабская покорность американским хозяевам.
Многие политики в Грузии тогда верили, что в результате прозападной политики Саакашвили страна будет принята в ряды НАТО, в результате чего восстановится территориальная целостность Грузии. Непринятие в 2008-ом году MAP-а (плана действия по членству в НАТО) показала здравомыслящей части общества, что Грузия не сможет вступить в НАТО и вернуть потерянные территории. Проанализировав связанные с MAP-ом процессы, мы поймем, что лидеры главных европейских государств обязательно отказались бы передать Грузии MAP. Да и кто согласился бы (речь идет о крупных европейских государствах) принять в ряды НАТО страну, имеющую два конфликтных региона и совершенно неадекватного лидера?!
Передача Грузии MAP-а впоследствии грозило тем, что осмелевший Саакашвили постарался бы вернуть контроль над потерянными территориями (что он и сделал, даже не имея MAP-а), а это втянуло бы европейские государства в конфликт с ядерной державой Россией. Устраивала ли прагматичных европейских лидеров война с Россией из-за Грузии? Ответ один: «Нет!», если учесть и то, что на сегодняшний день Россия никакой угрозы для Западной Европы не представляет и является огромным рынком для европейских компаний. ­
Вследствии проводимой Саакашвили внешней политики, которая ни в какие геополитические рамки не садится, у Грузии не было никакого шанса на членство в НАТО. В принципе, никогда и не было, при том, в результате данной политики Грузия неизбежно теряла территории и попадала под полный протекторат Америки, что в будущем обязательно закончилось бы десуверенизацией страны.
Военную авантюру в Цхинвали можно считать самой большой политической ошибкой нынешнего правительства. Это ввязало Грузию в войну с Россией. Можно прямо сказать, что Саакашвили начал войну с подачи США, поскольку Америку устраивало любое развитие событий. Несмотря на то, что Саакашвили не отличается большим интеллектом, он всеже должен был понимать, что Грузия проиграла бы войну с Россией.
События в Цхинвальском регионе могли развиться по-разному, но в любом случае это входило в интересы США: если Россия уклонилась бы от военных действий, и Грузия восстановила бы контроль на потерянными территориями, это означало бы, что Россия не в состоянии отстаивать свои интересы в этом регионе, а это привело бы к усилению центробежных сил на Северном Кавказе, в результате все закончилось бы развалом России.
В случае ввязывания России в войну (что и произошло) и захвата всей территории Грузии, началась бы партизанская война не только в Грузии, но и на всем Северном Кавказе. Короче говоря, начался бы второй «Афганистан», разрушительные последствия которого для СССР все помнят.
Третий вариант развития событий, который в реальности и произошел, было расчленение Грузии, что тоже входило в интересы США. В частности, для создания плацдарма против России на ее южных рубежах и использования в своих целях остальной территории, подконтрольной властям Грузии.
Как видно, эта война входила в геополитические интересы американцев. Ведь единственное государство, которое извлекло пользу из цхинвальской войны – это США.
Что касается признания государственной независимости конфликтных регионов, это результат изменения расстановки сил вследствие войны. Россия рассматривала Южный Кавказ и, в особенности, Грузию как свой оборонный плацдарм. Нахождение российской армии в Грузии имело стратегическое назначение: сомкнуть кольцо окружения за спиной северокавказских мусульман и блокировать геостратегического противника с юга.
До начала войны, пока действовал статус-кво, в конфликтных регионах были дислоцированы российские миротворцы. В реальности они выполняли стратегические функции, но в ограниченных рамках. После войны Россия юридически могла иметь свои вооруженные силы по эту сторону Кавказского хребта только в случае признания государственной независимости этих регионов. В противном случае она не смогла бы осуществлять своих стратегических функций. Под статусом миротворцев Россия уже не смогла бы держать свои вооруженные силы в стране, с которой она воевала, в противном случае она должна была вывести свои войска, что повлекло бы превращение Южного Кавказа в плацдарм США, а это пошло бы вразрез с национальными интересами России.
Протекающие на Кавказе процессы являются свидетельством столкновения российской и американской политик. Именно эти два государства проводят здесь свою активную политику, тогда как Грузия, как и другие малые страны, относитится к категории пассивных стран, которые США используют как пешку в собственных интересах против России.
Как было сказано выше, война 2008 года привела к изменению расстановки сил на Кавказе, что имело плачевный результат для Грузии. Хотя при правильном расчете можно было получить совсем другие результаты.
Положение в довоенной Грузии можно сравнить с Ираном 20-х годов прошлого века. Ослабленная после Первой мировой войны Россия в 1918 году пошла на заключение Брест-Литовского договора, что свидетельствовало о том, что у нее не было сил защищать собственные национальные интересы. Англия хотела воспользоваться этой ситуацией и расположить свои военные базы на территории Ирана, чтобы усилить свое влияние там. Что не входило в интересы России, поскольку с большой вероятностью это было бы использовано против нее. Иранские политики очень хорошо воспользовались геополитическими реалиями, и в 1921 году в Москве подписали договор с Советской Россией, согласно которому она отказывалась от собственности царской России в Иране при одном условии, что территорией Ирана не воспользуется в военных целях третья страна. К тому же, согласно данному договору, Россия оставляла за собой право на введение войск в случае попытки стратегического противника России воспользоваться территорией Ирана в своих военных целях. А Иран избавлялся от английских военных баз, чем создавались благоприятные условия для его полной независимости.
Грузия должна была проводить подобную внешнюю политику, ведь расстановка сил на Кавказе способствовала этому. Здесь соперничали два геополитических фактора: Россия и США. Россия – правовая наследница потерпевшего поражение в холодной войне Советского Союза, уступавшая США по всем статьям: идеологически, экономически и в военном отношении, хотя свою слабость она компенсировала территориальной близостью к региону, что давало ей стратегическое превосходство над противником и позиционно уравнивало ее с Америкой. Как уже не раз говорилось, Грузия нужна была США в качестве плацдарма против России. Тогда как России – в качестве линии обороны, дабы не допустить приближение стратегического противника к своим границам. Налицо была ситуация, когда две силы боролись друг с другом за господство на Кавказе.
В данной ситуации необходимо было заключение договора с Россией наподобие того, что заключил Иран с Советской Россией, согласно которому Грузия должна была взять обязательство не допускать использования своей территории третьей страной в военных целях, а России предоставлялось право введения своих вооруженных сил в Грузию. Такая внешняя политика называется политикой сдерживания больших государств. В результате этой политики Абхазия и Цхинвальский регион уже не представляли бы такого стретегического интереса для России, как это есть сегодня. И Грузия не только приблизилась бы к восстановлению своей территориальной целостности, но из пассивной страны превратилась бы нейтральную, к тому же получила бы реальную независимость, а не видимую.
Подобный договор был невозможен в ельцинские времена, поскольку тогда российские власти на каждом шагу предавали интересы своей страны. Но в период путинского правления это стало вполне реально, но нынешние власти Грузии упустили эту возможность, что привело к распаду государства, и это, как видно, уже навсегда.

ПРОБА ПЕРА

ГРУЗИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ РАСКЛАДЕ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Д.О. Панков

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена исследованию места и роли Грузии в геополитическом раскладе на Южном Кавказе в начале XXI века. Рассматриваются внешнеполитические приоритеты Грузии, а также политика ведущих мировых держав на Южном Кавказе, и в частности, в отношении Тбилиси.

Ключевые слова: Грузия, геополитика, Южный Кавказ, Россия, США, ЕС, конкуренция, геополитические интересы, безопасность, сотрудничество.

В советский период Кавказский регион играл важную, но далеко не главенствующую роль в геополитических и геостратегических планах руководства СССР. Он не находился в центре внимания и стран Запада. Положение существенно изменилось в конце XX - начале XXI столетия. После распада Советского Союза стала прослеживаться тенденция постоянного роста интереса ведущих мировых держав к Кавказскому региону, который по праву рассматривается как важное геостратегическое пространство, где пролегает граница взаимодействия, как сотрудничества, так и столкновения, восточной и западной цивилизаций.

В западных политических и научных кругах все большую поддержку получает концепция, согласно которой в XXI веке центры мирового влияния и экспортируемые ими геополитические проекты усилят конкуренцию между Западом и Россией по всем направлениям. В этом контексте, в условиях складывающегося нового геополитического порядка, на наш взгляд, важно исследовать и определить роль и место Кавказского региона, и, в частности, Грузии в системе международных отношений.

Кавказский регион представляет для Тбилиси геостратегически жизненно важный ареал, и все происходящие здесь события оказывают на республику самое непосредственное воздействие. Ситуация в Кавказском регионе во многом определяет особенности развития грузинского общества, его политическую, экономическую, социальную, культурную и иные сферы.

Мировое сообщество рассматривает Грузию как важный элемент кавказского геополитического пространства. Основные геополитические центры Евразии, такие как Россия и Европа, непосредственно примыкающие к Кавказу, а также вне-региональная сила - США, имеют здесь свои интересы. Не секрет, что после распада СССР и образования новых независимых государств перед Западом открылись долгосрочные геополитические перспективы проникновения в районы, которые прежде были недоступны. Постоянно подогреваемый интерес к углево-

дородным ресурсам Каспия и Центральной Азии придал дополнительный импульс участию Запада в политических и экономических процессах в регионе.

В геостратегическом плане Кавказ является связующим узлом между Ближним Востоком и европейской частью России, через который проходят потоки энергоресурсов, важнейшие магистрали. Кавказ с геополитической точки зрения расценивается как самое уязвимое, «мягкое подбрюшье» России. Здесь все еще действуют чеченские сепаратисты, крепки позиции исламского фундаментализма, тлеют и вспыхивают очаги межнациональных конфликтов. Отсюда исходит угроза терроризма для всей России. Новые государства Закавказья в значительной мере ориентируются на Запад и южных соседей, в разной степени дистанцируясь от России.

Южный Кавказ, хотя и не является российской территорией, но входит в зону особых стратегических интересов России, и на это было указано в новой концепции внешней политики РФ Президентом Дмитрием Медведевым .

Азербайджан, представляющий собой важный геополитический центр в регионе, уже достаточно длительное время проводит политику заигрывания с НАТО и Вашингтоном, активно используя в дипломатической игре козырь в виде «нефтяного фактора». США же продолжают использовать Баку в целях опосредованного контроля над Центрально-Азиатским регионом, руководствуясь при этом рекомендациями З. Бжезинского, который в «Великой шахматной доске» писал, что «независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю» .

Грузия исторически находится под определенным влиянием России, доминирующей на рассматриваемом геополитическом пространстве. Москва воспринимает Грузию как «ближнее зарубежье» и как своего рода буферную зону, т.е. как пространство дополнительных гарантий своей безопасности. Однако Тбилиси, со своей стороны, в настоящее время ищет себе опору и покровительство отнюдь не на традиционном северном направлении, а на совершенно других азимутах. Грузия сегодня декларирует намерение сблизиться с евроатлантическими структурами. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран к Кавказскому региону, и особенно к их намерениям расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. На настоящий момент Абхазия и Южная Осетия - это все, чем Россия может надежно располагать по другую сторону Большого Кавказского хребта. У России остается возможность размещения в двух признанных ею республиках своих воинских контингентов; она может рассчитывать и на то, что «отрыв» Абхазии и Южной Осетии от Грузии теоретически способен затруднить сближение Тбилиси с Западом, где признавать республики пока отказываются.

То, что в интересах национальной безопасности России укреплять свои позиции на Кавказе, как Северном, так и Южном, сомнению не подлежит. Размещение военных баз в Южной Осетии, Абхазии и Армении представляется жизненно важным и для России, и для этих республик.

Что касается таких международных игроков, как Иран и Турция, которые имеют свои рычаги воздействия на ситуацию в Кавказском регионе, то можно предположить, что они способны при определенных условиях выступить стратегическими союзниками России в ослаблении американского влияния. Однако нельзя забывать, что, несмотря на попытки России и Турции сформировать некий альянс, имеющий цели ограничения американской экспансии в Черноморско-Кавказском и Центрально-Азиатском регионах, Турция все же остается силой, приобретшей статус региональной макродержавы, стремящейся к межрегиональному господству со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому взаимные уступки России и Турции имеют свой предел в геополитическом и геоэкономи-ческом контексте.

Нужно отметить, что значительное ухудшение турецко-американских отношений во многом обусловлено политикой США, направленной на ограничение экспансии Турции на региональных направлениях. Вашингтон отнюдь не заинтересован в усилении позиций Анкары на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе, а также в черноморской зоне. США, если и допускают усиление позиций Турции в указанных регионах, то только в качестве подконтрольного государства, а не как самостоятельного игрока. Такая ситуация подает надежды России выстроить свою игру внутри треугольника или, вернее, многоугольника интересов международных акторов, однако они весьма призрачны, так как стремление Турции к самостоятельности имеет свои лимиты, детерминированные помощью со стороны США, ЕС, НАТО и международных финансовых организаций.

Отметим еще одно важное обстоятельство, определявшее внешнеполитическую стратегию Грузии, и это - ее участие в СНГ. В 2008 г., после августовских событий в Южной Осетии, Тбилиси принимает решение о выходе Грузии из состава Содружества Независимых Государств. Парламент оформил это решение 14 августа, а через четыре дня МИД Грузии официальной нотой уведомил Исполком СНГ о принятом решении. 12 июня 2009 г. Парламент Грузии единогласно принял постановление «О межпарламентской ассамблее СНГ», согласно которому формально завершилась процедура выхода страны из объединения. После выхода из СНГ Грузия продолжила участие примерно в 70 договорах, принятых в рамках Содружества» . Что же касается договоров с ограниченным субъектным составом, где участниками могут быть только страны СНГ, и решений органов Содружества, то с 18 августа 2009 г. на Грузию они больше не распространяются. Нынешнее правительство Грузии возлагает большие надежды на «освобождение» от Содружества и воспринимает его как шаг на пути к более плотному участию в западных международных структурах.

Упорное стремление президента Грузии Михаила Саакашвили в НАТО ведет ко все большему ухудшению отношений между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой, поскольку Кремль неоднократно заявлял о нецелесообразности принятия Грузии и Украины в альянс. Опасения Москвы, связанные с возможным «обходом с кавказского фланга», были подтверждены учениями НАТО «Cooperative Lancer 2009», проведенными на грузинской военной базе Вазиани с 21 мая

по 1 июня с участием примерно 700 военных из 13 государств - членов НАТО и грузинских военнослужащих .

Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе. Соединенные Штаты стремятся с помощью политических, экономических и военных мер повлиять на происходящие в Грузии процессы, чтобы закрепиться в регионе, тем самым препятствуя осуществлению целей России. Таким образом, Грузия для США - потенциальный плацдарм для ограничения влияния России на Кавказе, в регионе Черного моря и дальше на восток.

9 января 2009 г. состоялась церемония подписания Хартии о стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами Америки. Хартия основана на принципах стратегического сотрудничества между двумя государствами, поддержки суверенитета, независимости, территориальной целостности друг друга, нерушимости границ, укрепления демократии и стабильности. С целью содействия интеграции Грузии в евро-атлантические структуры Соединенные Штаты будут выполнять программу расширенного сотрудничества в области безопасности, что повысит потенциал Грузии и усилит ее позиции как кандидата в НАТО. В интересах укрепления сотрудничества в торговой и экономической областях Тбилиси и Вашингтон намерены обновить двусторонние инвестиционные договоры, расширить доступ Грузии к Генеральной системе преференций и изучить вопрос о заключении соглашения о свободной торговле. Для активизации сотрудничества в области энергетики стороны будут изучать возможности для увеличения Грузией производства энергии и повышения безопасности энергетического транзита через Грузию на европейские рынки. Посредством сотрудничества с Азербайджаном и Турцией Грузия и Соединенные Штаты планируют развивать новый южный коридор, что способствовало бы стабильному обеспечению природным газом Грузии и стран Европы из Азербайджана и Центральной Азии. Перед подписанием Хартии госсекретарь США подтвердила свою полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии и заявила, что стратегическое сотрудничество с ней будет продолжаться и в будущем, в том числе и по вопросу ее интеграции в евро-атлантические институты .

Однако в противовес сказанному выше имеется и другое мнение экспертов, которые исходят из того, что якобы США вовсе не заинтересованы во включении в НАТО стран Южного Кавказа. Этот регион не нужен Западу ни в качестве участника, ни в виде зоны ответственности альянса. Как они полагают, для Вашингтона представляется более удобным военно-политическое сотрудничество

с государствами Южного Кавказа непосредственным образом, нежели посредством НАТО, так как может возникнуть ситуация, что, оказавшись в НАТО, страны Южного Кавказа станут приоритетными партнерами не США, а ведущих европейских государств .

Российские политологи полагают, что США несут значительную долю ответственности за политический курс Грузии, что подразумевает недопустимость применения силовых методов в решении конфликтных вопросов в регионе. Однако война в регионе была развязана, и США так и не опровергли своей причастности к принятию данного решения.

Таким образом, можно утверждать, что непосредственное американское присутствие на Южном Кавказе не исключает эскалации конфликтов. Положение в регионе по-прежнему уязвимо, но нынешняя расстановка сил, при условии сохранения российского военного присутствия в Армении, а также в Абхазии и Южной Осетии, вполне могла бы обеспечить некий достаточный уровень безопасности. Присутствие США, т.е. создание американских военных баз в Грузии, представляется излишним для нужд региональной безопасности. Ожидания таковы, что уровень угроз и рисков, при данных условиях, усилится .

В Тбилиси размещение американских баз на территории страны расценивается как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности. В отличие от Грузии и Азербайджана, которые рассматривают возможное американское военное присутствие в регионе как фактор сдерживания России, Армения видит в американских базах возможный фактор сдерживания Турции.

США объявили Закавказье зоной своих жизненных интересов. Показательно высказывание госсекретаря при президенте Дж. Бушем-старшем Д. Бейкера: «Каспий - это не экономическая и не геологическая или техническая проблема. Это геополитическая проблема первостепенной важности» .

Европейский Союз, со своей стороны, рассматривает территорию Грузии как альтернативный российскому путь поставки энергоносителей, позволяющий нейтрализовать угрозы «энергетического шантажа» со стороны России. Для Евросоюза, не скрывающего своих амбиций по наращиванию геоэкономической мощи в Европе и за ее пределами, Грузия представляет собой возможность выхода на новые рынки. Евросоюз реализует проект TRASECA, предусматривающий оказание финансового и технического содействия странам Закавказья и Центральной Азии в создании транспортного коридора Европа - Черное море - Закавказье - Каспийское море - Центральная Азия. Венец усилий Запада по налаживанию экспорта каспийской нефти в западном направлении - открытый в мае 2006 г. трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан протяженностью 1092 мили, пропускной способностью 1 млн баррелей в день и стоимостью 3,6 млрд долларов. Он транспортирует азербайджанскую сырую нефть с месторождений Азери-Чираг-Гюнеш-ли на каспийском шельфе Азербайджана на турецкий глубоководный терминал в Джейхане на берегу Средиземного моря, пересекает 155 миль территории Грузии, где расположены две из восьми насосных станций маршрута . В данном контексте нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан значительно повышает вес

страны в международных процессах. Азербайджан, в свою очередь, в силу сложившегося баланса сил в регионе и внешнеполитических ориентаций заинтересован в том, чтобы транзитером его ресурсов была суверенная и евроориентиро-ванная Грузия, нежели Грузия, ориентирующаяся на Россию.

В сентябре 2009 г. в Брюсселе совещание министров иностранных дел 27 стран Евросоюза постановило выдать Еврокомиссии мандат на ведение переговоров с Грузией, Азербайджаном и Арменией о расширении экономического сотрудничества, создании «всеобъемлющей зоны свободной торговли» и в конечном счете - об ассоциации .

Роль Ирана на Южном Кавказе также весьма велика, несмотря на то, что США и Турция осуществляют политику сдерживания Тегерана. Иран крайне опасается использования американцами территории Южного Кавказа в качестве плацдарма для атаки. Эти опасения весьма серьезны, и поэтому Иран внимательно относится к любым проявлениям усиления военного присутствия США в регионе.

Очевидно, что в XXI веке, который уже нарекли веком борьбы за ресурсы, еще больше усилится стремление США и стран Евросоюза к закреплению своих позиций на Кавказе и в регионе Центральной Азии. При этом трудно не заметить если не рост влияния западного вектора во внешней политике закавказских стран, то по крайней мере снижение значимости вектора российского. Как показывает война в Южной Осетии в августе 2008 г., ситуация в Кавказском регионе стала более драматичной и менее прогнозируемой.

В заданном геополитическом контексте, который определяет экономическое и политическое будущее Кавказа и Центральной Азии на ближайшие десятилетия, постараемся определить функции, интересы и геополитическую роль Грузии, которая оказалась в эпицентре глобальных геополитических игр в регионе и частью пространства, где возможна острая конкуренция супердержав и их альянсов.

В сложившейся в последнее время ситуации на Кавказе резко выделяется противостояние двух сил, которое вошло в напряженную фазу: с одной стороны, это активизация российской политики, с другой стороны, усиление влияния Запада на региональные процессы. Рассмотрим возможные варианты развития ситуации в регионе и то место, которое может занять Тбилиси в геополитическом раскладе. Одним из возможных вариантов является сближение Грузии с Россией и нахождение в сфере ее влияния. Однако, учитывая события последних лет и царящие в Грузии прозападные настроения, такая перспектива маловероятна.

Более вероятным представляется сближение Грузии с евроатлантическими структурами. Однако основным препятствием на этом пути является стремление России не допустить «атлантизации» государств Кавказского региона, и Грузии в частности, а также создать условия, исключающие военное присутствие США и стран НАТО в Грузии.

В этом контексте наиболее целесообразной можно было бы рассматривать модель, при которой Грузия становится звеном, соединяющим или разделяющим геостратегические зоны. Первый вариант более благоприятен для Грузии: она могла бы стать политико-экономическим мостом между Востоком и Западом.

Грузинский политолог В. Майсая отмечает теоретически существующие перспективы преобразования Кавказа из конфронтационной зоны в так называемый «мирный остров». «В системе международных отношений XXI века Кавказский регион может стать не только «буферным пространством»... но и превратиться в нон-конфронтационное геополитическое пространство, где станет возможным построенное на принципах взаимопонимания сотрудничество между цивилизациями», - пишет он . Но будут ли тому благоприятствовать политические и иные реалии? Ответ зависает в воздухе.

Грузии, на наш взгляд, следует проводить сбалансированную внешнюю политику, основанную на принципе геополитического плюрализма, при которой, возможно, американцы могли бы присутствовать на территории Грузии в формате разработки и реализации совместных с Россией экономических, энергетических, коммуникационных, военных и экологических проектов.

Грузия может стать стратегическим транзитным центром региона. Это потребует полного раскрытия и использования ее транзитного потенциала. И в этой связи налаживание сотрудничества с Россией в энергетической сфере имеет для Тбилиси жизненно важное значение. Речь идет о превращении грузинского транспортного коридора «Восток-Запад» в транспортный перекресток, т.е. его дополнение меридиальным маршрутом по вертикали «Север-Юг». Для этого у Грузии есть все условия - выгодное географическое положение, совместная граница с Россией и Турцией. Грузия имеет реальные предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром. В этом случае Россия получает новые коридоры для транспортировки энергоресурсов, Грузия же - дополнительные доходы от транзита. Став перекрестной транзитной страной для транспортировки энергоресурсов, у Грузии появится шанс превратиться в безопасное, стабильное и процветающее государство. Но смогут ли быть реализованы имеющиеся возможности? Во многом это зависит от воли, мудрости и дальновидности грузинского руководства.

ЛИТЕРАТУРА

[ 1 ] Буянов B. C. Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

Гулашвили М. Концепция «Мирный Кавказ» // http://www.cmsr.info/consulters/?ID=181

Грузия есть, но ее больше нет в составе СНГ // http://www.rosbalt.ru/2009/08/18/664245.html

Грузия и США - стратегические партнеры // http://prima-news.ru/pnews-17.html

Дейли Дж. (John C.K. Daly). Чем чреват выход Грузии из СНГ? // United Press International, США, 09.06.2009, http://www.inosmi.ru/translation/249784.html

Концепция внешней политики Российской Федерации // http://archive.kremlin.ru/text/ docs/2008/07/204108.shtml

Любинскас А. Геополитический код Грузии и контуры его изменения // http://www.geopolitika.lt/?artc=554

Майсая В. Кавказская геострата - синхронизация или конфронтация геополитических проектов: соприкосновение теорий Аттали и Хантингтона? // http://cge.evrazia.org/ geopolitics_10.shtml

Мучаидзе Г. Место Грузии в системе взаимоотношений России и США. Взгляд из Тбилиси // http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=890

Савин Л. Перспективы геостратегии России на Кавказе // http://geopolitica.ru/Articles/521/

Сухов И. Геополитический расклад на Южном Кавказе // Armenia Today, http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=15407&SectionID=0&RegionID=0& Date=08/28/2009&PagePosition=1

Хартия о стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами Америки // http://www.america.goV/st/peacesec-russian/2009/january/20090112122917eaifas0.3 934748.html?cp.rss=true

GEORGIA IN THE SOUTHERN CAUCASUS GEOPOLITICAL ARENA

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article considers Georgia’s place and role in the Southern Caucasus geopolitical arena at the beginning of the 21st century. It examines the priorities of Georgia’s foreign policy as well as the leading world states’ course towards the Southern Caucasus including Tbilisi.

Key words: Georgia, geopolitics, Southern Caucasus, Russia, USA, EU, competition, geopolitical interests, security, cooperation.

Турция сегодня грозит войной. Войной не только на севере Сирии и не только против курдов или официального Дамаска. Официальная Анкара демонстрирует готовность скрестить оружие с Ираном и Россией - в Ираке, Закавказье и даже в Крыму. Эрдоган зовёт к себе в союзники Украину, Саудовскую Аравию и другие "нефтяные монархии" Персидского залива, снабжает оружием крымских татар, обращается за помощью к США и НАТО, шантажирует Европу новыми миллионами "беженцев" из зоны ближневосточного конфликта, а Россию - дестабилизацией её мусульманских регионов и "туранской солидарностью".

Ничего неожиданного в подобном поведении государства, которое долгие годы ассоциировалось в российском общественном сознании с курортами Антальи и рынками Стамбула, нет: последние годы Турция, накачанная западными кредитами, переживала экономический бум, который усиленно конвертировала в расширение зоны своего политического влияния по всем направлениям. Одним из таких направлений стала Аджария, формально входящая в состав Грузии, а на деле оккупированная своим "сильным соседом-единоверцем".

Аджария, Батуми… Крохотная автономная республика на юго-западе Грузии с населением около 350 тысяч человек. Морской порт, имеющий стратегическое значение в качестве торговых ворот Закавказья. Мусульманский уголок христианской, православной страны.

Создание автономии в 1921 г. продемонстрировало необычный и демократический подход советской власти к формированию национальных административных единиц. Ведь национальности "аджарец" не существует. Аджарцы суть грузины, которые в результате трёхвекового пребывания под властью Османской империи были отуречены, приняли ислам. Они в основном оставались такими и после окончания последней русско-турецкой войны 1877-78 годов, по итогам которой стали подданными Российской империи.

Таким образом, создание Аджарской АССР было продиктовано не этническими, а конфессиональными причинами плюс наличием некоторого количества турецких и иранских подданных. По мере советизации иностранцы уезжали из Аджарии, и к сороковым годам почти все они покинули её. Примечательно, что сегодня примерно половина коренного аджарского населения исповедует православие.

Не будем отвлекаться и поговорим о сегодняшних реалиях Южного Кавказа в свете кровавой схватки за "переформатирование" Ближнего Востока. До тамошнего театра военных действий отсюда рукой подать. А до Турции, активно вовлечённой в эту схватку, можно, как говорится, доплюнуть. Из центра Батуми вы за 15 минут доезжаете на автобусе до грузинско-турецкой границы. Через неё спокойно и безвизово снуют граждане десятков государств…

Оживление панисламистских, пантюркистских настроений в Турции началось не вчера. Налицо территориальные и иные гегемонистские поползновения Анкары, которая, оставаясь холуём США и НАТО, тужится играть роль неформального лидера региона и всей исламской ойкумены. Хищные аппетиты турок относительно Сирии известны. Укорот, который сделала им российская авиация, взбесил турецкую военщину. Во-первых, из Сирии пошли гробы, (вернее - мешки) с телами погибших турецких военнослужащих, в том числе кадровых офицеров. Во-вторых, незадолго до того она получила другой удар под дых: с Россией воссоединился Крым, который пантюркисты на картах давно закрасили в свои цвета.

Короче, есть от чего придти в ярость господам в Анкаре, которые потирали руки после уничтожения СССР и презрительно относились к России, прогнувшейся перед Западом в 1990-х годах. Но я хотел бы обратить внимание на другое, менее знакомое проявление турецкого экспансионизма. Оно наблюдается в Грузии - в частности, в Аджарии и Месхет-Джавахети.

Настроения, царящие здесь среди простых людей и представителей наиболее осведомлённой интеллигенции, можно выразить лаконично - "тревога". Она возникла фактически сразу после дезинтеграции Советского Союза. И всё же, пока в 2004 г. власть не захватил Саакашвили, проблема не была столь острой. Хотя бы по той причине, что "посторонним", даже иногородним гражданам Грузии, не позволялось приобретать в Аджарии недвижимость. Турецкий бизнес, разумеется, проникал сюда. Но не в таких колоссальных масштабах.

Саакашвилевская клика распахнула двери перед иностранным капиталом, турецким в первую очередь. Развивать экономические связи с соседями - вещь необходимая, естественная. Недопустимо, однако, чтобы они приобретали характер экономического господства соседа над тобой. Грузия, с её упадочными промышленностью и сельским хозяйством, при почти бесконтрольном хозяйничании турок превратилась в придаток их экономики, в объект бессовестной эксплуатации.

В Турции мне на каждом шагу встречались приехавшие на заработки грузины-гастарбайтеры. Люди с высшим образованием заняты на неквалифицированных работах. Их третирует самый ничтожный из турок. Особенно тяжело женщинам. Грузинки со слезами рассказывали об унижениях, претерпеваемых от работодателей. К нам относятся, как к собакам, утверждали они. Но самое прискорбное, что турецкий хозяин зачастую и на территории Аджарии не лучше относится к наёмному персоналу из местных.

Турки интенсивно заселяют автономию. Официальная статистика занижена, но полагают, что только в Батуми их приблизительно 30 тысяч из 150.000 горожан. Они скупили до 70% лучших земель и завладели самыми крупными объектами здешней инфраструктуры (аэропортом, одной из сетей сотовой связи и т.д.). Преуспевающие дельцы, молодые люди, многие с военной выправкой, нередко с семьями, обживают коттеджи и многоквартирные дома, возводимые турецкими же фирмами. Турецкое правительство субсидирует их бизнес, если тот оказался неприбыльным. Помогает кредитами на приобретение жилья. Разными мерами побуждает оседать в Аджарии, где к услугам новопоселенцев есть всё - от собственных магазинов и учебных заведений до низкопробной сервильности многих уполномоченных от грузинской власти.

Услужливость саакистов перед Западом была беспрецедентной. Полиция Грузии имела строгое указание не обижать турка, виновен он или нет, в случае его стычек с грузинским населением. О принятии мер к западноевропейским либо американским правонарушителям даже подумать было нельзя. Зато своих граждан полиция мордовала без всякого стеснения.

Старые приказы отменены. Но у патриотически настроенных кругов большие претензии к властям, по-прежнему закрывающим глаза на ползучее отуречивание. При этом влияние проевропейских и проамериканских сил, действующих заодно с протурецкими, таково, что немало членов грузинских общественных организаций, сотрудников госучреждений, рядовых граждан в беседах со мной просили не ссылаться на имена и названия.

В Тбилиси, Батуми, Зугдиди одни стесняются, другие боятся возражать носителям саакизированных взглядов. В батумском отеле "Шератон" проходила конференция турецких и грузинских кардиологов. Мероприятие вроде не связанное с политикой. Тем не менее, турецкий делегат заявил с трибуны, что Аджария - часть исторической Турции, отнятая Россией. Никто из грузинских коллег не дал отповеди беспардонному визитёру; сказалась деформированная за годы упадка психология.

Либерально ориентированные грузинские деятели всей своей душонкой за отуречивание родины. Ибо они не только в приватных разговорах, но зачастую открыто заявляют: Турция - это верный союзник США, следовательно, это друг Грузии. Они обрушиваются с критикой на "Нейтральную евразийскую Грузию", "Родовой союз сынов отечества Аджарии", "Общество Ираклия II", на другие политические и культурные организации, которые ратуют за отпор ложным ценностям, насаждаемым Западом.

Казалось, подлая мысль, высказанная несколько лет назад небезызвестным Вахтангом Кикабидзе ("Россия… Надо каким-то образом покончить с этой страной"), больше никогда не прозвучит на земле, избавившейся от Саакашвили. Она действительно не прозвучала бы, если бы президенту-негодяю не позволили улизнуть от правосудия. Увы, сегодня её вслух произносят отвязные саакисты, которыми кишат органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Они не были вычищены до конца, хотя большинство народа однозначно требовало этого от новых лидеров. Последние постепенно теряют опору в народе, у которого вызывают протест русофобские заявления грузинских министров.

Поневоле спрашиваешь сам себя: чем нынешнее правительство отличается от саакистского? Почему оно игнорирует мнение народа, не желающего ни евроинтеграции, ни вступления в НАТО? Знает ли оно, что пока членом Евросоюза не станет Турция, Грузии не светит быть даже подстилкой у входа в Европу? А Турцию туда не примут, несмотря на то, что она бьётся башкой о европейскую дверь с прошлого столетия.

Выходит, сегодняшние тбилисские правители (по крайней мере, определённая их часть) сознательно дурят и манят народ европейской морковкой - как того осла. Я имею в виду полуграмотную, несознательную часть народа, так как сознательной давным-давно всё ясно, включая невидимое внешне обстоятельство. А именно: на самом деле Аджарию и Месхет-Джавахети отдают не туркам, а Соединённым Штатам. Турция скорее выполняет функцию прикрытия будущих южнокавказских баз США. Мечты объятого сладкими османоимперскими грёзами Эрдогана отлично вписаны в вашингтонскую стратегию и тактику.

Грузинский европеизм мелковат, но спесив. Он забывает об амбициях только когда суетится у натовского порога, желая лизнуть руку хозяину. После того, как турки сбили российский самолёт, якобы нарушивший их воздушное пространство, чиновники из Минобороны Грузии в лучших традициях девочек по вызову внезапно заголосили о том же. Дескать, российский вертолёт нарушил воздушную границу Грузии. "Будем сбивать!" - хорохорятся вояки, у которых подгузники ещё с событий 2008 года не просохли. Но как чутко держат нос по натовскому ветру наши липовые единоверцы!

Слыша, как иные простачки либо жулики пытаются взывать к христианской или исламской, да к любой другой религиозной солидарности, хочется ткнуть носом в следующее обоснование фальшивости подобных призывов.

Разве не христианские США бомбили христианскую Югославию? Разве не мусульмане убивают сейчас друг друга на Ближнем Востоке? Ах, это разные религии, говорите… Ах, католики и православные, сунниты и шииты, говорите… Откройте глаза, посмотрите, как православных натравили на православных (украинцев на русских), как сунниты сцепились с суннитами (ливийцы с ливийцами). Примеров тьма. Потому что не в формальном вероисповедании дело, а в экономических интересах транснациональных - они же транслюдоедские - корпораций, у коих на поводке и правительства, и священнослужители, и террористы.

Почва для оптимизма, впрочем, тоже есть. Я её видел и осязал. Заключается она в том, что в борьбе за правое дело всё чаще идут рука об руку и тот, у кого в рюкзаке свёрнутый молельный коврик, и тот, у кого там же иконка богородицы - в Ливане и в Донбассе, в Сирии и в Аджарии…

Не потерявшие способности соображать аджарцы настаивают на введении визового режима с Турцией, расценивая его отмену саакистами как антинациональную акцию. Это должно ослабить массированное распространение ненормальных взглядов, причисляющих Аджарию и Месхет-Джавахети к неотъемлемым частям Турции. Анкара без лишнего шума поддерживает выгодную для неё историческую трактовку морально и материально.

Поведение Тбилиси тоже смахивает на её одобрение. По конституции иностранцам грузинское гражданство даётся за особые заслуги. Спрашивается, за какие заслуги получили его множество турок? Сохраняя за собой гражданство турецкое, они вызывающе заявляют, что оно для них главное.

Более того, многие из них являются этническими грузинами, утерявшими, однако, национальную самоидентификацию, ставшими проводниками османских идей. Претерпев исламизацию, они враждебно настроены к иноверцам, включая единокровных. Они не выступают за воссоединение с матерью-Грузией. Напротив - убеждены в том, что Турция обязана (!) вернуть (!) себе (!) утраченные ею грузинские земли. У этих социальных мутантов, невзирая на биологическую принадлежность к грузинской нации, турецкий менталитет.

Разумеется, есть и противоположно настроенное меньшинство. Но официальная Грузия надлежащую просветительскую работу в зарубежной диаспоре, к сожалению, не ведёт.

Возникает параллель с ситуацией на Украине. Российскому руководству давно надо было предпринимать контрмеры, а не ждать финала начавшейся 20 лет назад бандеризации. Украинцев же могу предупредить, что они столкнутся с обстановкой, которую в Аджарии создали турки, а на Львовщине создадут поляки.

Гигантский ущерб нанёс Грузии поразивший её после развала СССР морально-этический кризис. Продолжающаяся вестернизация углубляет его. В падении нравов активно замешана Турция, которая, по идее, должна была бы соблюдать исламские строгости в данном вопросе. Ан нет. Если в своих краях турок ведёт себя относительно сдержанно, то, попав в Грузию, "оттягивается" по полной.

Атака на духовность идёт по разным направлениям.

Аджарская столица превратилась в средоточие игровых заведений. Там заправляют турецкие боссы, которые, что называется, дорвались. Ведь в их стране этот бизнес ограничен. Сообщалось, что батумское казино "Леогранд" - крупнейшее в Закавказье.

Чему удивляться, если автономия стала центром проституции, тоже в закавказском масштабе.

Народ, потерявший достоинство, не сможет эффективно сопротивляться экспансии, и задача турок будет облегчена. Вот почему аджарцы в массе своей придерживающиеся достаточно высокого уровня нравственности, сознают всё ханжество религиозной пропаганды, исходящей от деструктивных, псевдоисламских сил.

Грузинский язык интенсивно засоряется англицизмами - процесс типичный для большинства постсоветских республик. Беда в том, что это, наряду с другими пороками, тоже разлагает молодёжь.

Одних усилий общественных активистов, даже разгневанных, недостаточно, чтобы покончить с многоликим злом. Нужны государственные меры, нужна воля правительства, которое найдёт в себе смелость отвергнуть западный (читай: педерастический) диктат.

Аджарская семья - это самобытное явление, характеризовавшееся патриархальностью и крепкими узами. Её особенность в том, что практически у каждой есть родственники в Турции. Во времена СССР контакты с ними были затруднены, а чаще невозможны. На советско-турецкой границе не было ни одного КПП, её нельзя было пересечь легально. Это вызывало глухое недовольство местных жителей. Ведь к родственнику, чей дом порой стоял на противоположной стороне реки, можно было попасть лишь через Москву и Стамбул.

Но вот грянула горбачёвщина. Границы полуоткрылись. Дальше - больше: границы открылись окончательно. И что же? Наездившись по многочисленной родне и знакомым, большинство аджарцев были шокированы образом жизни, уровнем образования и культуры, социальной защищённости, другими личностными и общественными явлениями на сопредельной территории. Перестройщики и их последователи, громившие советскую систему, не ожидали, что эффект от их усилий получится обратным. Начиная с 1990-х годов, не было в Грузии более патриотически и пророссийски настроенного населения, чем аджарцы.

Даже бедная Российская Федерация во главе с президентом-алкоголиком была привлекательнее для них, нежели посулы европейских и турецких аферистов. Причём, как для христиан, так и для мусульман. Надо сказать, что число последних в сегодняшнем движении против отуречивания растёт.

О степени современной их тяги к России, так и быть, политкорректно промолчу.

У людей давно вызывали сомнение переговоры, которые полусекретно вели министерства культуры Грузии и Турции. Их темой было восстановление исторических памятников. Задача как будто благая. Но, обещая восстановить у себя всего четыре грузинских разрушенных объекта, турки настаивают на возрождении значительного количества памятников османского владычества в Грузии. Подчеркну, что это владычество носило для грузин трагический характер, исковеркав древнюю культуру и общее развитие единого в прошлом народа, расколов его конфессионально, разделив искусственными границами.

Невинный на первый взгляд статус музеев, который турки собираются придать ряду планируемых к реанимации объектов османского прошлого, повлечёт усиление протурецкой пропаганды, таит угрозу территориальной целостности Грузии.

Опять напрашивается параллель, на этот раз с армянами. Если исконно-грузинских земель в пределах Турции находится не менее трети, то армянских - ещё больше. Многих армян, которых в Турции не вырезали, тоже насильно обратили в мусульманство; их называют хемшилами. Однако на этом параллель заканчивается. Правительство Армении, при всех издержках его политики, гораздо последовательнее, нежели грузинское, защищает национальные интересы, не допускает никакой турецкой экспансии.

Не могу не заметить, что сталинский СССР никогда не мирился с противоестественным, грабительским расчленением территорий и народов. При нём политика империалистических держав и их сателлитов, кромсавших географию по живому в угоду своим эгоистическим потребностям, всё чаще получала отпор и давала сбои. Вспомним, что именно советская власть вернула Украине и Белоруссии их западные окраины, Литве - Виленскую и Мемельскую области, России - Курилы, южный Сахалин, часть Восточной Пруссии, Печенгу, Карельский перешеек и Ладожскую Карелию.

Сталин лично занимался изучением вопроса нашей госграницы на Южном Кавказе и не собирался оставить безнаказанной враждебную политику Турции, подавлявшей стремление угнетённых и разделённых наций к свободе и объединению. В тот период настроения грузинского населения по турецкую сторону границы были совершенно иными. В немалой степени - прогрузинскими, просоветскими. Да это и понятно: тогда с ними по соседству была великая, набирающая силу мировая держава, ныне - её униженный, разграбленный осколок.

Пребывая в Батуми, я не мог не поинтересоваться злободневной темой. Как в Аджарии обстоит дело со сторонниками примазавшихся к исламу террористических организаций?

Среди аджарцев-мусульман не имеет успеха агитация за поддельные, неправедные цели, за выдвинутые международными мошенниками программы - джихад, халифат. Исламских фундаменталистов (не совсем правильно именуемых ваххабитами) здесь единицы, они наперечёт. Правда, при хорошей подпитке из-за рубежа даже незначительная группа экстремистов может нанести огромный урон. Надежду на лучшее вселяет то, что в Аджарии и Месхет-Джавахети превалирует прогрессивная - антизападная, пророссийская ориентация.

Много переполоха наделала инициатива "Съезда грузинского единства" по установке в Батуми мемориала в честь освобождения Аджарии от турок русскими войсками. Этот проект есть проявление благодарной памяти аджарцев, всех грузин, которые на протяжении столетий боролись против османских агрессоров.

Последняя русско-турецкая война вернула южногрузинские земли в лоно исторической родины. События Первой мировой войны позволили туркам отыграть часть этих территорий. Но Аджария с памятного 1878 года, невзирая на позднейшие вторжения сюда германских, английских и турецких интервентов, неизменно оставалась частью Грузии.

Тысячи русских солдат и офицеров пожертвовали собой в боях 1877-78 годов. Плечом к плечу с ними сражались грузины, мусульмане включительно. В минувшем году в аджарском селе Хуцубани близ города Кобулети был реставрирован обелиск на месте захоронения 1800 российских воинов, павших при штурме крепости Цихисдзири. Но главный символ той победы должен быть установлен в нынешнем году в Батуми. Споры вокруг разрешения на его установку ещё не закончены. Однако на многолюдный митинг, посвящённый его закладке, съехались представители патриотических кругов со всей Грузии.

Мощным ударом по турецким экспансионистам и фальсификаторам истории станет высеченная на четырёхметровом пирамидальном граните надпись, что мемориал посвящён "Освобождению Аджарии от 300-летнего османского господства (1552-1878) и самоотверженным героям, боровшимся за её возвращение к матери-Грузии". День вхождения русских войск в Батуми - 25 августа - предлагается, к великому неудовольствию врагов грузинско-российской дружбы, объявить национальным праздником. Неудовольствие - мягко сказано. Желание воздать должное решающему вкладу России в борьбу грузин за избавление от чужестранного ига рассматривается кое-кем во властных структурах в качестве государственной измены.

Как тут не коснуться неприятного события минувшего лета. На турецкой стороне, буквально в сотне метров от границы с Грузией, Михаил Саакашвили провёл сходку своих сторонников. Десятки человек прибыли туда получить инструкции по ведению подрывных действий и подготовке реванша. Почему на глазах властей строго режимного государства, каким является Турция, разыскиваемый по обвинению в уголовных преступлениях иноземец призывает к свержению правительства соседней страны, с которой Турция имеет, как уверяет, добрые отношения? Где адекватная реакция Тбилиси? Эта безнаказанная провокация добавила внутренним и внешним врагам Грузии наглости в их попытках вернуть бесноватого Мишико на трон.

Западные кураторы, пристроившие грузинского социопата на Украине, одновременно готовят для него запасной вариант. Возврат к власти столь одиозного деятеля, как Саакашвили, имел бы для Грузии трагические последствия. Ведь он готов перепороть и перевешать всех своих оппонентов. Поскольку вешать немодно и несовременно, то остаётся забить их до смерти, чем его свора раньше и занималась.

Запад спускает Саакашвили с цепи, как азартного пса, везде, где нужно ломать хребет неугодным персонам, народам, государствам. Что касается Аджарии и аджарцев, то президент-кобель из вышеупомянутой псарни ненавидел их за гордость и независимость, за стремление жить по правилам мира, а не войны, обзывал "бабуинами". И это несмотря на то, что, по мнению патриарха Илии II, "однажды Грузия через Аджарию воссияет".

Возврата к ужасному прошлому не будет, отуречивание не состоится, если тбилисская власть начнёт тесно взаимодействовать с патриотами, с широкими массами народа, опираться на них. Пора ставить заслон тотальному и негативному иностранному проникновению в экономическую, политическую, образовательную, культурную сферы жизни. Кстати, не только в Грузии.

За последние полтора года, полные радостных (возвращение Крыма в состав Российского государства) и трагических (кровавый кошмар на Украине, Ближнем Востоке и в Африке) событий, Грузия наконец заняла в общественно-политическом и информационном поле РФ подобающее ей место. В десятилетие, когда ею управляла команда Михаила Саакашвили (2003-2013 годы), оно было явно несоответствующим: о Грузии говорили и думали гораздо больше, чем она того объективно заслуживала. Мысленно возвращаясь к событиям этого десятилетия, поневоле задумываешься, не явилось ли повышенное внимание Москвы к любым инициативам и телодвижениям Тбилиси одной из причин последовавшего там в 2006-2008 годах «головокружения от успехов», закономерно закончившегося агрессией против Южной Осетии и окончательной потерей и РЮО, и Абхазии.

После прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» это государство вновь пережило недолгий всплеск интереса к себе. Некоторые московские эксперты и чиновники наивно полагали, что «смена декораций» приведет к изменению внешнеполитического курса Грузии в сторону налаживания российско-грузинских отношений и отхода от планов интеграции в НАТО и ЕС. Из этого, впрочем, ничего не вышло, да и не могло выйти, поскольку грузинское государство находилось и находится в плену иллюзий относительно возможности восстановления своей так называемой «территориальной целостности». Однако ни отзыв Россией признания независимости Абхазии и Южной Осетии, ни «возвращение» их в Грузию невозможно ни при каких обстоятельствах. К сожалению, официальный Тбилиси, как и большинство грузинского общества, до сих пор не примирились с этим фактом и настаивают на «прекращении российской оккупации части грузинской территории». Это исключает всякую возможность диалога по существу, несмотря на активные усилия прогрузинского лобби, действующего на федеральном уровне.

Россия, допустив на внутренний рынок грузинские вина и боржоми, не дает Тбилиси ни малейшей надежды на «восстановление территориальной целостности». Напротив, за последние полгода как с Абхазией, так и с Южной Осетией были подписаны новые договоры, расширяющие и углубляющие межгосударственные отношения, что вызвало резкую, но ни на что не повлиявшую реакцию грузинского руководства.

Мало того что в сфере межгосударственных отношений нет и не может быть никакого прогресса. «Грузинское экономическое чудо», вымышленное командой Саакашвили и «распиаренное» буквально на весь мир, также закономерно не выдержало проверки временем. По данным профинансированного госдепом США социологического опроса Международного республиканского института, опубликованного в конце марта, 62% опрошенных считают, что за последний год экономическое положение Грузии ухудшилось (улучшилось – лишь для 7%). 64% говорят об увеличении количества безработных. Национальная валюта – лари – обесценивается с конца ноября 2014 года, и 81% респондентов полагают, что это главная проблема грузинской экономики (45% называют таковой высокие налоги). При этом главным провалом правительства 29% опрошенных назвали невыполнение предвыборных обещаний, 11% – обесценивание лари, 10% – экономический кризис, 10% – безработицу, 5% – некомпетентность правительства и 2% – нерасследованные дела. 55% участников опроса считают, что Грузия развивается в неправильном направлении, и лишь четверть довольны развитием страны.

Но несмотря на столь «впечатляющие достижения», рейтинг «Грузинской мечты» за год снизился с 54% до 36%. Бывшая правящая партия «Единое национальное движение» при этом ничего не приобрела и не потеряла, располагая прежними 15% поддержки. Вышедшая в ноябре прошлого года из правящей коалиции партия бывшего министра обороны Ираклия Аласании, рассматриваемого многими в качестве возможной альтернативы нынешней власти, «Наша Грузия – свободные демократы» пользуется поддержкой всего лишь 10% опрошенных. Все остальные политические силы набирают еще меньше. Таким образом, сколько-нибудь реальной альтернативы «Грузинской мечте» в настоящее время не просматривается.

Цифры подтверждает жизнь. Последовательно проиграв парламентские выборы 2012 года, президентские 2013-го и, наконец, выборы в органы местного самоуправления в прошлом году, «Единое национальное движение» решило пойти знакомым по «революции роз» путем уличного протеста. Две массовых акции – 15 ноября (по поводу подписания российско-абхазского договора) и 21 марта (под лозунгом отставки правительства из-за экономического кризиса) – собрали по несколько тысяч сторонников Саакашвили, но, разумеется, ни к чему не привели. «Революционная ситуация» (интересно, какой цветок или цвет изберут радикалы на этот раз) в Грузии пока не сложилась: «верхи» продолжают, хотя и не без проблем, управлять по-старому, а «низы» с горем пополам живут все так же, но уже не питая надежд на скорые изменения к лучшему.

Хотя грузинское руководство пока держит ситуацию под контролем, положение может измениться довольно быстро, особенно если найдутся лишние средства (а главное – харизматичные новые лидеры вместо многократно разочаровавших сограждан проправительственных и оппозиционных деятелей разного калибра). Внутриполитическая обстановка в Грузии продолжает оставаться потенциально взрывоопасной. Причиной этого являются не только объективные трудности социально-экономического и политического характера. Главное, пожалуй, состоит в том, что Грузия давно уже не пытается следовать собственным путем хотя бы на бумаге. «Грузинская мечта» управляема извне в чем-то даже больше, чем «Единое национальное движение». В политике президентской команды нет и намека хоть на какую-то самостоятельность. Что бы ни происходило, о чем бы ни шла речь, Тбилиси ищет одобрения США и Европы.

«Не только нам нужна Европа, но и Западу и Европе нужна сильная, демократическая Грузия», – заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили, выступая 31 марта с ежегодным докладом в парламенте. По его мнению, Грузия «исторически, культурно» является Европой, и «наш сегодняшний вызов – в повседневности твердо внедрить ценности, на богатом наследии построить современную европейскую Грузию». Уже одно это вызывает большие сомнения… При этом глава государства не забыл напомнить, что его выступление проходит в день рождения первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, ультранационалистическая политика которого в итоге привела к гражданской войне и распаду страны. Продолжая политику предшественника (видимо, в его глазах вполне европейскую), Маргвелашвили назвал Россию «наиважнейшей проблемой нашей безопасности» в Черноморском регионе и Закавказье. «Сегодня наша задача – выход из конфронтационной парадигмы привилегированных сфер интересов России, а также установление и углубление с Россией политики, построенной на принципах равенства, – обозначил он направление движения. – …Безопасность и благополучие Грузии непосредственно связаны с европейской и евроатлантической интеграцией».

Недалеко от президента ушел и премьер-министр Ираклий Гарибашвили, хотя отношения между ними испортились до того, что кабинет в полном составе отсутствовал на оглашении президентского доклада перед парламентом. Комментируя российско-грузинские отношения, Гарибашвили подчеркнул, что главное для него – «что думает наш стратегический партнер – США, что думают канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд». В основном позиции президента и премьера полностью совпадают. «К сожалению, Россия не ответила на нашу конструктивную и здоровую политику тем же, – переживает Гарибашвили. – Кроме торгово-экономических отношений, которые важны для общества, в политическом плане Россия не разделяет наши усилия».

Очевидно, что Грузия может проводить столь далекую от реальности политику лишь до тех пор, пока Россия и Европа заняты украинской проблемой. Однако прозападный политический курс легитимизирован не только властным консенсусом (частные мнения отдельных депутатов вроде Гоги Топадзе и тем более общественников-маргиналов не играют никакой роли), но и мнением большинства. По данным уже упоминавшегося социологического опроса, 85% респондентов поддерживают интеграцию в Евросоюз и только 9% ответили на этот вопрос отрицательно. Интеграцию в НАТО приветствуют 75% опрошенных, и лишь 15% – против. Эти сведения практически совпадают с цифрами 2008 года, когда на плебисците за интеграцию в Североатлантический альянс высказались 77%, а против – 23% жителей Грузии.

Годы, прошедшие после позорного провала агрессии против Южной Осетии, показали, что грузинское общество и государство не готовы критически оценить действительность, сделать выводы относительно реальных, а не надуманных национальных интересов и путей их достижения. Общество, недовольное экономическими трудностями, все также в целом поддерживает курс правящей группировки, заходящей на «новый круг» конфронтации с Россией.

Бросающееся в глаза в последние недели усиление антироссийской риторики в выступлениях грузинского президента и правительства свидетельствует, по всей видимости, не только о приходе весны, но и о том, что западные «консультанты» тбилисского режима вновь вернулись к идее использования Грузии в качестве главного раздражителя России на Кавказе. Весь последний год грузинские пропагандисты, ранее занимавшиеся будированием «черкесского вопроса» (оказавшегося, естественно, абсолютным фантомом, исчезнувшим, как только сочинская Олимпиада-2014 благополучно завершилась), трудились на ниве теперь уже «украинской» и «крымско-татарской» проблематики. Зимнее массовое переселение бывших высокопоставленных чиновников команды Саакашвили на различные должности в Киев вызвало прямо-таки комический эффект. С другой стороны, это также свидетельствует о возвращении западных кураторов к старым, проверенным схемам и даже персоналиям, антироссийский характер которых не вызывает сомнений.

Незавидна на этом фоне лишь судьба самой Грузии. Масштабные геополитические события последнего времени вынудили ее покинуть историческую (хотя бы и региональную) авансцену, удовлетворившись второстепенной ролью «подай-принеси» в западном спектакле. Но и это еще не конец истории. Политическое поле региона меняется сейчас столь стремительно, что дальнейшие перспективы Грузии в нынешнем виде на нем вообще не просматриваются. Этой стране, уже утратившей Абхазию и Южную Осетию, с большой долей вероятности в обозримом будущем придется пережить дальнейшую фрагментацию. Как долго она будет оставаться на карте мира в нынешних границах – все более волнующий вопрос.

Яна Амелина, секретарь-координатор
Кавказского геополитического клуба