Типы землепользования. Формирование системы землепользования в муниципальных образованиях

Стандартизованное определение земли (ГОСТ, 1980): земля - важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства /10/. Однако, это определение не вполне точно. Например, если рассматривать земли водного фонда как средство производства, то важны не столько сами воды, но и водный режим, технология водопользования; далее: земля - пространственный базис не только для предприятий и организаций отраслей народного хозяйства (в том числе коммунального), но и для отдыха, здоровья людей и сохранения их культуры, исторической памяти и т.д.

Поэтому предлагается более лаконичное, хотя, возможно, и не вполне исчерпывающее определение - земля, как объект хозяйствования и жизни человека, представляет собой объемно-пространственный базис жизнеобеспечения и воспроизводства жизни на планете. "Пространственность " отражает "опорную" поверхность, на которой человек живет, строит, отдыхает, по которой перемещается и т.д. "Объемность" отражает вовлечение в хозяйственный оборот, хозяйственное использование толщи почв и грунтов (под определенным пространством) для получения пище­вых, технических, лекарственных или иных продуктов, недр для добычи энергетических, сырьевых и иных ископаемых ресурсов; вмещающего "резервуара" для строительства (фундаменты, подземные коммуникации и т.п.).

В русской терминологии нет однозначного толкования термина "земле­пользование". В устаревшем ГОСТ 17.5.1.05 дается два определения: 1) землепользование, как объект права пользования, - земельный участок или участки, предоставленные в установленном порядке отдельному землепользователю для определенных целей и ограниченные на местности; 2) землепользование, как деятельность, - процесс и порядок пользования землей. Поскольку понимание землепользования более разнообразно, а приведенные толкования не совсем точны, предлагаются следующие определения:

Землепользование (1) - эксплуатация земель, интенсивность и направленность которой определяется экологическими, социально-экономическими и ландшафтными позициями, а также текущими и перспективными потребностями общества. То есть в данном случае землепользование рассматривается как процесс (использование, эксплуатация). В таком понимании землепользование может быть активным и пассивным, травмоопасным (по отношению к земле, почве), экологичным или неэкологичным, продуктивным и непродуктивным, постоянным и временным и т.д.


Землепользование (2) - участок земли, находящийся в чьем-либо ведении, владении, пользовании, собственности. Например: фермерское, общинное, муниципальное, колхозное, личное и т.п. В этом случае землепользование рассматривается как юридический объект, объект права -владение, собственность или аренда.

Землепользование (3) - экологически или экономически обусловленная пригодность, целесообразность, приоритетность отнесения конкретного земельного участка к тому или иному виду землепользования, например: к аграрному, лесному, селитебному, рекреационному, коммуникационному и т.п.

Практически во всех определениях земельного кадастра отражена динамичность земельных ресурсов. Последние постоянно претерпевают различного рода количественные и качественные изменения вследствие неизбежных при эксплуатации земель нагрузок, смен видов пользования или землепользователя, а также в результате природных процессов. Все это требует фиксации и своевременного внесения необходимых корректив в регистрационные, учетные и оценочные документы, составляющие основу земельного кадастра и обеспечивающие эффективное управление земельными ресурсами.

Под эффективным управлением земельными ресурсами или эффективным землепользованием следует понимать организованное землепользование, максимально адаптированное к экологическим, экономическим и социальным условиям. Тесно связаны с этой трактовкой определения "рациональное" и "оптимальное" землепользования.

Оптимальное землепользование - использование максимально воз­можного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах и без травматических последствий, в том числе и для смежных участков. Реально осуществление оптимального землепользования крайне мало вероятно, так как даже без видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. Здесь уместно сравнение: как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так дважды нельзя войти в один и тот же биогеоценоз, ландшафт, не вызывая хотя бы минимальных деструктивных последствий, не говоря уже о последствиях при целенаправленном хозяйственном их использовании. Поэтому реально можно говорить лишь о рациональном землепользовании. Единое понимание последнего отсутствует.

В соответствии с ГОСТ 26640-85 рациональное использование земель - это "обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами". Статьей 285 Гражданского законодательства так определены признаки нерационального использования земель: 1) нецелевое использование; 2) использование, приводящее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель; 3) использование земель, приводящее к заметному ухудшению экологической обстановки. Очевидно, что два последних признака - индикаторы деструктивного землепользования. Представляется, что точнее следующая формулировка: нерациональное землепользование - это неполное использование земельного потенциала или/и излишнее, не соответствующее возможностям конкретного земельного участка, вложение средств.

Б.В. Ерофеев (1998) считает, что, помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, необходимо учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель он относит их экономное использование (из-за ограниченности земельных ресурсов) и экономное размещение объектов недвижимости. Ка­чественные критерии: 1) сохранение плодородного слоя при необходимо­сти разрушения почв; 2) ограничение использования сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд; 3) выполнение пользователем обязанностей по повышению плодородия почв; 4) сохранение и за­щита почв от эрозии, загрязнений, заражения; 5) отвод для несельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского хозяйства, либо земель худшего качества. Автор справедливо считает, что "стержневым правилом рационального землепользования является приоритет земель сельскохозяйственного назначения, а поэтому расширение площадей под выращивание сельскохозяйственной растениеводческой продукции всяче­ски поощряется государством, если это расширение не входит в противоречие с правилом, закрепленным в статье 33 Закона РФ от 19.12.91 "Об охране окружающей среды", запрещающим превышать предельно допустимые нагрузки на окружающую среду" /17, с. 294/.

Таким образом, анализ существующих подходов позволяет предложить следующую формулировку: рациональное землепользование - это использование максимально возможного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах на их эксплуатацию при минимизированных затратах на поддержание естественного потенциала.

В конечном итоге, уровень рациональности землепользования опре­деляется двумя моментами - правильным выбором приоритетной функции, которой обладает конкретный земельный участок, и наличием лимитирующего ("мешающего") фактора, препятствующего реализации наиболее продуктивных или приоритетных для данных условий функций.

Приоритетная функция определяет целевое использование земли. Однако надо признать, что само это понятие не может иметь постоянной временной основы, так как обычно меняется по мере изменения экономической, экологической или иной ситуации, например, изъятие земель и перевод их в другие категории в связи с коммуникационным, дорожным или иным строительством, расширение территорий зеленых зон, перевод земель в категорию особо охраняемых территорий и т.д. Поэтому целевое использование земель надо рассматривать как исторически и экономически сложившуюся на конкретное фиксируемое время систему приоритетного использования конкретного участка земли. Именно на этом основании в стране принято разделение земельного фонда страны на следующие категории земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космиче­ской деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и их объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Смена вида природо- и землепользования осуществляется с ведома землепользователя и в случае потерь должна компенсироваться.

Под лимитирующим фактором понимается то или иное свойство земли или почвы, или территории в целом, или иных элементов окружающей среды, которое снижает функциональный потенциал земель. К лимитирующим факторам, помимо климатических, в частности относятся: рельеф, мелкоконтурность, чересполосица, высокий уровень пестроты почвенного покрова, при котором фоновая почва выражена очень слабо, что резко снижает технологичность сельскохозяйственных земель.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность сель­скохозяйственных земель, является рельеф. На этом основании принята международная система разделения земель по продуктивности (рисунок 1).

В практике природо- и землепользования встречаются случаи нерегистрируемого использования земель, что не всегда можно квалифицировать как самозахват. Поэтому предлагается термин стихийное землепользование (неорганизованное, неучитываемое), т.е. использование земельного участка без ведома или с молчаливого (документально неоформленного) согласия землевладельца или собственника земли. Примеры: туризм, временное использование под огороды незанятых земель, если оно осуществляется без регистрации и соответствующего разрешения; использование неосвоенных минеральных источников (например, на Дальнем Востоке многие такие источники, особенно имеющие бальнеологическое значение, до их организованного освоения активно использовались местным населением. Этот вид землепользования требует введения определенных регламентирующих нормативов).

1 - высокая, необходима только правильная обработка; II - достаточная, но нужны меры охраны; III -посредственная, обязательны интенсивные противо-эрозионные меры; IV - ниже средней, необходимы посадки многолетних растений; V - VIII -значительно ниже средней, ис­пользование под пастбища, сенокосы, леса, заповедники и места отдыха (Куражсковский, 1969)

Рисунок 1 - Рельеф и продуктивность земли (классы земель)

В лесном фонде важным неуправляемым фактором динамики земель являются лесные пожары. По отношению к лесным землям их следует считать стихийным деструктивным фактором, который необходимо учитывать в системе организации лесного землепользования.

Контрольные вопросы

1)Чем объясняется неоднозначность понятия "землепользование"?

2)Оптимальное и рациональное землепользования - в чем различив?

3)Назовите основные классы продуктивности земель.

4)В чем заключается сущность лимитирующего фактора?

Объекты права землепользования. Обладатели права землепользования. Основания возникновения права землепользования. Содержание права землепользования. Право пользования землей – совокупность норм земельного права устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами их права и обязанности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена

Факультет биологии

Реферат

На тему: Землепользование

Выполнила студентка 5 группы 2 курса

Факультета биологии

Заломаева Екатерина

Введение

Глава 1 Правовое регулирование землепользования

1.1 Понятие землепользования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право пользования землей – совокупность норм земельного права, устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами, их права и обязанности.
Это также институт Общей части земельного права, положения которого развиваются в Особенной части, где речь идет об использовании земель разной категории. Данный институт является главным, с точки зрения рационального использования земель.
Институт права землепользования выполняет две основные функции – экономическую и экологическую. Экономическая функция состоит в наиболее полном и эффективном использовании земель с наименьшими материальными затратами. Экологическая функция состоит в бережном отношении к земле, другим природным ресурсам, их восстановлении, воспроизводстве и охране. Когда обе эти функции реализуются, землепользование становится рациональным. То есть рациональное землепользование включает две группы требований: научно-обоснованное эффективное использование земли для достижения определенных целей и обеспечение охраны окружающей среды и её объектов в процессе землепользования. Конкретные требования по рациональному использованию земле устанавливаются применительно к отдельной категории.

Исходя из целевого назначения земель, можно выделить несколько видов землепользования – сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и другие.
Земля сельскохозяйственного землепользования подразделяется на несколько типов: земли, занятые коммуникациями, сельскохозяйственные угодья, внутрихозяйственные дороги, водоемы, растительность, здания и сооружения, необходимые для производства и хранения продукции.
Земли промышленного назначения используются для размещения объектов производственной, промышленной и социальной инфраструктуры, систем коммуникации и транспорта. Не допускается размещение жилых строений. Проекты пользования промышленными землями обычно проходят процедуру оценки воздействия на среду и экологическую экспертизу.
Экономические отношения, возникающие в области землепользования – результат земельной политики. Критерий эффективности земельной политики отражает рост благосостояния общества. Опыт экономически развитых стран показывает, что важное условие для эффективного использования земли – это развитие земельного рынка. Интенсивность же землепользования не должна выходить за разумные рамки, иначе это приведет к ухудшению экологической ситуации, потере ресурсов, снижению ценности земли.

1.1 Понятие землепользования

Землепользование в гражданском и земельном кодексах РФ – это юридическая форма использования земли в целях, как правило, не связанных с сельским хозяйством. Землепользователи имеют в отношении земли значительно меньше прав, чем собственники и землевладельцы.

Землепользование, это пользование землей в установленном законом порядке: временное или целевое .

Самым распространенным видом землепользования сегодня является аренда . Земельные участки могут предоставляться в краткосрочную, в долгосрочную аренду, в соответствии с договором аренды или в аренду с правом выкупа.

Законом предусмотрено право арендатора на субаренду, перенаем, предоставление в безвозмездное пользование, передача арендных прав в залог и использование этих прав в качестве вклада в уставной капитал или паевого взноса.

Еще один вид землепользования – постоянное или бессрочное . На территории городов этим видом землепользования пользуются исключительно государственные и муниципальные учреждения, предприятия и органы власти.

Формой платы за землепользование, как правило, является земельный налог и арендная плата .

1.2 Объекты права землепользования

Объектами права землепользования являются:

Земля как природный объект и природный ресурс

Земельные участки

Части земельных участков

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской федерации подразделяются на следующие категории и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населённых пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.

1.3 Обладатели права землепользования

Правом землепользования обладают:

Граждане

Юридические лица

Российская Федерация и её субъекты

Муниципальные образования,

А также лица, чьи права определяются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами:

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Иностранные юридические лица.

В соответствии с правом на владение землёй различают следующие лица:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

(Согласно ст.5 ЗК РФ)

1.4 Основания возникновения права землепользования

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или не предусмотренным законом, но не противоречащих ему.

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Гражданское законодательство предусматривает также возможность возникновения на основе иных действий граждан и юридических лиц, к которым можно отнести приобретение земельных участков, на основании приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в следующем: лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

Важно отметить, что право на земельный участок возникает не из одного, а из совокупности оснований. Это связано с тем, что для приобретения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация, как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

Одной из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которыми последует возникновение федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю.

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства, конфискации земельного участка, реквизиции земельного участка. В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Также право на землю может возникнуть на основании договора аренды. Аренда – это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

По законам РФ срок договора аренды устанавливается соглашением сторон и фиксируется в договоре. Если же срок в договоре не определён, то такой договор считается заключённым на неопределённый срок. Такой случай позволяет сторонам договора в любое время отказаться от его исполнения, но заранее предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

  • Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон
  • Долгосрочный: 5-49 лет
  • Среднесрочный: 1-5 лет
  • Краткосрочный: до 1 года

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его
уведомления , если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

(согласно ст 22 ЗКРФ)

1.5 Содержание права землепользования

В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

Самостоятельно хозяйствовать на земле;

Использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

Собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

В установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

На компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

Эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

Осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

Своевременно вносить плату за землю;

Не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

Своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

Вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

(согласно ст. 42 ЗК РФ)

Заключение

Проанализировав законодательство Российской федерации, а так же учебную литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Под правом землепользования в объективном смысле понимается институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков;

Объектом права землепользования могут быть земли, находящиеся в государственной собственности, и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели;

Основные права и обязанности землепользователей сформулированы в Земельном кодексе, круг специфических прав и обязанностей установлен многочисленными подзаконными нормативными актами;

Права на земельные участки возникают по основаниям: предоставление земли в пользование ее собственником, владельцем и даже пользователем, переход прав на объекты, непосредственно обслуживаемые земельными участками или имеющие к ним отношение, договор.

Список используемой литературы

1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

3. «Земельное право»: Учебник - Боголюбов С.А., 2008г.

4. «Экологическое право»: Учебное пособие – Н.В. Кузнецова 2000г.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 732 KB

Классификации инфраструктуры по различным признакам.

Принципы формирования и функционирования ИМО.

Муниципальная служба осуществляется на всей территории РФ, российских, сельских, городских территориях. Территория муниципального образования – это города, поселки, станицы, хутора и т.п. Свое право на М.с. граждане РФ осуществляют на определенной конкретной территории. ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` к территориям муниципальных образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

В целях защиты конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав местного самоуправления. Но в основном право местного самоуправления по всей стране признается и гарантируется конституцией РФ.

Вопросы образования, объединения или преобразования внутригородских границ в муниципальном образовании решается непосредственно населением. Установление или изменение границ с учетом исторических и других традиций происходит по инициативе только органов местного самоуправления, населения и представительных органов. Но изменение этих границ необходимо только с разрешения населения.

Основной порядок разделения территории на муниципальные образования необходим для того, чтобы в пределах данного муниципального образования существовали те структуры, которые бы обеспечили минимальный уровень для существования населения.

В нашей стране существует двух уровневая система местного самоуправления. Объединение нескольких муниципальных образований в один – школьный округ, медицинский округ. Когда на территории муниципального образования есть больница, но на территории другого муниципального образования нет. Для удовлетворения общих интересов эти муниципальные образования объединяют свои усилия.

Кроме того, к территориальным основам ФЗ относит также различные виды земель, которые составляют территорию муниципального образования.

Любое муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного из них другому не допускается (ч. 3 ст. 6). Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. (ч. 1 ст. 12), которое осуществляется в пределах муниципальных образований.

Местное самоуправление – это управление населением осуществляемое с жителями какой-либо локальной территории.

Органы МС разделяются:

1. По способу образования (выборные и др.). в отношении выборных органов существует обязательность выполнения основных принципов МС котор заложены в конституции РФ. Др органы могут создаваться по мере необходимости. Бывают органы формируемые на добровольной основе и органы на основе назначения (администрация). Органы на основе кооптации по установленным нормам (жилищные формы, комиссии администрации).



2. По назначению или по степени специализации бывают общего и специального назначения. Органы с широкой или узкой специализацией. Органы общего назначения затрачивают все сферы МС. Под специальными органами понимаются отраслевые.

3. По предметам веденья. Органы МС решают вопросы не только местного значения, но и отдельные гос полномочия котор исполняют органы общего назначения, органы созданные для решения спец вопросов (загсы, органы подконтрольные гос органам, органы специализирующиеся на выполнении судебных обязанностей, не определ материально~финансового обеспечения при учете гарантий гос~ом их деятельности).

4. По способу принятия решений. В зависимости от способа, решения могут приниматься коллегиально или единолично.

Функции классификаций:

1. Проектная – органы МС должны представлять интересы объекта МС.

2. Программная – когда эти интересы должны реализовываться.

Двум типам функций соответствуют 2 типа органов, но это не разделение властей, а классификация органов МС:

1. Представительный – наделяется той исполнительной компетенцией кот не передается другим органам, представляет местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила на территории муниципального образования, решает вопросы о распоряжении муниципальной собственности, контролирует от имени населения деятельность др органов МС. Представительный орган это сеть мелких структурных единиц взаимоопределяющих место и роль в системе МС.

2. Исполнительный орган – имеет более сложную структуру в кот важно установить место каждой его определяющей, которые могут быть как самостоятельным органом так и структурным подразделением, органом или просто должностным лицом. Орган и структурное подразделение отличает наличие самостоятельных юридических решений по отдельным вопросам которые относятся к компетенции органов МС.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. 1) природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. 2) стоимость.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к вопросам местного значения в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ "О плате за землю". Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или размещение предприятия (вновь создаваемого);

Земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земельных участков, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т.д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Действие вышеуказанных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения и транспортная доступность. Для земельных участков, предназначенных для жилой застройки, важны транспортная доступность, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального управления, и государственного контроля использования земель и являются государственными служащими.

Землепользование - это двоякое понятие. С одной стороны, оно представляет собой свод правил и законов, направленных на правомерное использование земельных фондов, а с другой - распоряжение земельной деятельностью и эксплуатацию земли посредством собственного или наемного труда. Правила землепользования и застройки городов, поселков и районов регламентируются государственными законами, а землепользователь, в отличие от собственника земли, имеет ограниченный круг прав. Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Резюме

Способ использования земельных фондов имеет большое значение как в развитии сельскохозяйственной экономики государства, так и в социальном отношении. Общее количество продуктов, произведенных отдельными хозяйственными единицами, растет тогда, когда землевладелец заинтересован в результатах его труда или труда его подопечных. Вместе с тем, господствующий вид землепользования государства определяет распределение доходов граждан от землевладения в различных общественных классах.

Формы

По формам землепользование классифицируется на:

  1. Рабское хозяйство;
  2. Личное пользование;
  3. Наемный труд или батрачество;
  4. Крепостное хозяйство;
  5. Половничество или аренда.

Историческая справка

Земельная собственность издавна считалась ключевой формой капитала. Она давала владельцу не только средства к существованию, но и власть. Владеть землей мог лишь полноправный гражданин государства, в котором она расположена. В завоеванных странах земельные владения делились между высшими или военными чинами страны завоевателя. Населения разделенных земель становилось рабами или крепостными, которые, как правило, занимались обработкой этой самой земли для своего хозяина.

Феодализм

Феодальные земельные владения классифицировались следующим образом:

  1. Аллод - собственность большой семьи, которая в обязательном порядке должна быть неотчуждаемой и неразделимой.
  2. Феод - территории, которые сеньор пожаловал вассалу в наследственное владение, при условии, что вассал будет добросовестно нести придворную, военную или административную службу у сеньора.
  3. Ординат - наследственный переход земельных владений магната-ордината, его старшему сыну, в качестве неделимого и неотчуждаемого имущества.
  4. Фригольд - пожизненное или наследственное свободное владение, в Англии средних веков.
  5. Альменда - земельные угодья в Западной Европе средних веков, находящиеся в общем пользовании (не делились) всех членов той или иной общины. К таким землям могли относиться: леса, луга, пустоши, водоемы и прочее.
  6. Сервитут - ограниченное право на пользование чужой землей.
  7. Издольщина - аренда земли, плата за которую была равна предварительно оговоренной доле урожая полученного с нее.
  8. Испольщина - вариант издольщины, арендная плата при котором равна половине урожая.

Сопутствующие понятия

Рассмотрим основные понятия, с которыми мы можем столкнуться, обсуждая особенности и правила землепользования.

Землепользователь - лицо (физическое или юридическое), которое имеет право на пользование земельным участком. Оно может быть бессрочным, долгосрочным или же временным.

Аренда земли - форма землепользования, которая предполагает, что владелец участка предоставляет право на его пользование другому лицу за определенную плату, на определенный срок.

Земельный сервитут - разновидность вещного права на землю, предполагающая, что лица, не являющиеся собственниками участка, могут пользоваться землей оговоренным в соглашении образом. Обычно сервитут используется в случаях, когда нужно получить право на проезд или проход через чужой участок, или же прокладывание по нему трубопроводов и прочих коммуникаций. При этом владелец земли сохраняет право на пользование и распоряжение своим участком.

Землеустройство - комплекс мероприятий, направленных на урегулирование землепользования и организацию охраны земельных участков. Именно совокупность мероприятия землеустройства делает землепользование упорядоченным и открывает возможности для внедрения новых систем ведения хозяйства.

Разрешенное использование участка земли - полный перечень задач, решать которые разрешается на определенном участке земли. Составляется на основании схемы зонирования территории.

Регистрация землепользователя - запись в земельной книге и государственном земельном кадастре о правах юридических и физических лиц в отношении определенного участка земли. Данная запись имеет установленное содержание и является главным правоустанавливающим документом. Зарегистрированные земли получают гарантированную защиту правительства.

Земли сельскохозяйственного назначения - земли, находящиеся за чертой поселения и представляющиеся для реализации сельскохозяйственных нужд.

Классификация земель

Землепользование - это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:

  1. Рациональной организации территорий;
  2. Свободного хозяйствования;
  3. Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
  4. Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;

Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.

Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Территория населенных пунктов.
  3. Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
  4. Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Земли запаса.

Сельскохозяйственные земли

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным и наиболее масштабным объектом землепользовательских отношений, поэтому на них стоит остановиться отдельно. К землям сельскохозяйственного назначения относят не только сельскохозяйственные угодья, но и территории, на которых расположены:

  1. Коммуникации.
  2. Внутрихозяйственные дороги.
  3. Древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от негативных техногенных, антропогенных и природных явлений.
  4. Замкнутые водоемы.
  5. Всяческие здания и сооружения, используемые для хранения и переработки продуктов сельского хозяйства.

Сельскохозяйственными угодьями называют участки земли, используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Угодья делятся на: многолетние насаждения, пашни, сенокосы и пастбища. Также они могут быть орошаемыми и неорошаемыми.

Пастбища

Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.

По виду рельефа пастбища делятся на: суходольные, заболоченные, обводненные и прочие. А по степени обработки - на культурные и естественные. Культурные пастбища создаются посредством засевания пашни травами, обладающими высокой питательной ценностью.

Управление земельными ресурсами

Землепользование - это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.

Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.

Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.

Рациональное сельское и городское землепользование - более реальное понятие. Оно предполагает, что в процессе производства все землепользователи будут достигать наибольшего эффекта в достижении своих целей, учитывая при этом соображения охраны земель и оптимального взаимодействия с природой. Нерациональное землепользование выражается в:

  1. Нецелевом использовании земель.
  2. Использовании, которое ведет к снижению плодородия и истощению земли.
  3. Использовании, которое ведет к ухудшению экологической ситуации.

Таким образом, рациональное землепользование - это пользование максимально возможным функциональным потенциалом земли при минимальных затратах и сохранности плодородия.

Нормы отвода земли

Кроме заботы об экологической ситуации и сохранности плодородия, учитываются также нормы отвода земель. Правила землепользования и застройки сельского поселения предполагают соблюдение количественных и качественных критериев рационального использования. К количественным критериям относят экономное использование земли и такое же экономное размещение на ней объектов недвижимости. К качественным критериям относится:

  1. Сохранение плодородного слоя в случае необходимости разрушения почвы.
  2. Ограничение на использование сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственных целях.
  3. Увеличение плодородия почв как обязанность землепользователя.
  4. Защита почв от загрязнений, заражений и эрозии.
  5. Отвод под несельскохозяйственные нужды земель, которые не пригодны для сельскохозяйственной деятельности.

Расширение сельскохозяйственных площадей

Правила землепользования сельских поселений основаны на приоритете земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, расширение площадей под выращивание растениеводческой продукции должно поощряться правительством. Главное, чтобы это расширение не противоречило правилу, запрещающему превышение предельно допустимой нагрузки на окружающую среду.

Показатель рациональности землепользования

Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая - правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая - наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.

Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери - они должны компенсироваться.

Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.

Нерегистрируемое землепользование

Существуют примеры нерегистрируемого пользования землями, которые не всегда считаются самозахватом. В таком случае используют понятие «стихийное землепользование», которое обозначает использование участка без ведома землевладельца и оформления соответствующей документации. Примером стихийного землепользования могут выступить: туризм, разработка земель под огороды, использование неосвоенных минеральных источников и прочее.