Сколько органов исполнительной власти в рф. Исполнительная власть – что это

Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

Субъекты исполнительной власти

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные органы исполнительной власти

Федеральная служба общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

4. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

Чем занимается орган исполнительной власти

Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ. Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

Региональные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть обладает следующими признаками :

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .



В России и многих других государствах есть исполнительные органы власти. Они решают широкий спектр задач в области государственного управления и имеют большие полномочия. В чем специфика работы исполнительных структур в РФ и других странах мира? Как они могут взаимодействовать с другими органами власти?

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур - практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии - президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично - во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами - по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа - Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Органы исполнительной власти в РФ

Высший исполнительный орган в РФ - правительство. В нем предусмотрены должности председателя, его заместителей, федеральных министров.

Глава правительства РФ назначается на должность президентом РФ. При этом его кандидатуру должны утвердить депутаты Госдумы. Если нижняя палата парламента РФ откажется назначать премьер-министра, который предложен президентом, 3 раза, то Госдума распускается главой государства, после чего формируется заново на выборах. При этом президент также получает право утвердить кандидатуру премьер-министра единолично.

Заместители председателя правительства РФ, а также федеральные министры занимают свои посты в силу распоряжения президента, но их кандидатуры предлагаются премьер-министром РФ. Глава государства также отвечает за то, какие именно исполнительные органы власти будут функционировать в правительстве - также по предложению премьер-министра. Но о каких структурах в данном случае может идти речь?

Федеральные ведомства РФ

В РФ учреждены следующие исполнительные органы власти: министерства, службы, агентства. Все указанные ведомства функционируют на федеральном уровне. Также можно отметить, что они классифицируются на те, которые находятся в подчинении президента, и те, которые подотчетны правительству. Изучим теперь особенности работы правительства, министерств, служб и агентств подробнее.

Особенности работы правительства

Прежде всего стоит отметить, что деятельность исполнительных органов власти может осуществляться по коллегиальным принципам. То есть решения в соответствующих структурах могут приниматься только на заседаниях с участием компетентных лиц. К таким органам относится правительство РФ. Все ключевые вопросы, находящиеся в сфере его компетенции, принимаются на заседаниях с участием министров.

Поскольку правительство РФ является высшей исполнительной структурой, в его полномочиях находится обеспечение исполнения положений главного закона государства - Конституции РФ. Кроме того, правительство должно осуществлять мониторинг исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. В данном направлении деятельности власти могут контролировать работу органов управления как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Решая поставленные задачи, правительство часто взаимодействует с другими властными структурами. Прежде всего - с президентом. Можно отметить, что у главы государства есть право посещать заседания правительства. Обязательными к исполнению соответствующим органом власти РФ являются указы президента.

Кроме того, правительство активно взаимодействует с парламентом РФ. В частности, оно вправе назначать собственных представителей в законодательные органы власти. В компетенции правительства - внесение на обсуждение в Госдуму законопроектов, направление отзывов об НПА в структуры парламента.

Правительство также выстраивает правоотношение с судебными структурами. Так, в Конституционном суде РФ есть представитель от высшей исполнительной структуры. Правительство решает задачи, связанные с исполнением решений, издаваемых судами. В компетенции высшего исполнительного органа - вопросы финансирования деятельности судов РФ.

Основные компетенции правительства РФ

Полезно будет рассмотреть также то, какими компетенциями обладает правительство РФ. Таковые, прежде всего, подразделяются на общие и специальные. Что касается первых, в принципе, они коррелируют с теми полномочиями, о которых мы сказали выше, а также дополняются такими компетенциями, как:

  • обеспечение функционирования единой модели работы всех органов исполнительной власти в РФ;
  • реализация федеральных программ;
  • осуществление контроля над работой отдельных исполнительных структур.

Специальные компетенции правительства РФ можно классифицировать на те, что имеют отношение к таким сферам, как экономика, бюджетная, социальная политика, вопросы развития науки, культуры, сферы образования, вопросы экологии, обеспечение прав и свобод граждан РФ. С отмеченными типами компетенций коррелируют, в свою очередь, рассмотренные нами выше функции исполнительных органов РФ. Изучим теперь особенности работы ведомств, которые входят в структуру правительства России.

В чем особенности работы российских министерств?

Исполнительные органы государственной власти, полномочия которых считаются вторыми по объемам юрисдикции после тех, что характеризуют должность премьер-министра, - это федеральные министерства. Основные их функции - выработка политики, а также нормативное регулирование в конкретной сфере: в экономике, здравоохранении, безопасности. Возглавляются соответствующие ведомства министрами и характеризуются организацией по отраслевому принципу. Руководители федеральных структур соответствующего типа несут личную ответственность за исполнение ведомством поставленных задач и реализацию им полномочий.

Специфика федеральных служб РФ

Каждая федеральная служба находится в прямом подчинении конкретному министерству. Данные исполнительные органы осуществляют деятельность, связанную с контролем или надзором в той или иной сфере, а также с выполнением специальных функций - чаще всего имеющих отношение к решению задач в области государственной безопасности. Можно отметить, что полномочия по контролю и надзору, которые имеют федеральные службы, могут предполагать мониторинг деятельности муниципальных структур. В этом смысле они уже не будут настолько независимыми от государственных органов.

К тем функциям, которые рассматриваемые исполнительные органы власти осуществляют чаще всего, можно отнести:

  • выдачу лицензий гражданам и юрлицам, которые необходимы им для занятия той или иной деятельностью;
  • осуществление регистрации различных актов, прав, объектов;
  • организация исследований, экспертиз;
  • предоставление гражданам и юрлицам разъяснений по поводу применения норм законодательства;
  • пресечение нарушений законодательства в тех или иных сферах правоотношений.

Федеральные службы находятся в непосредственном подчинении руководителя или директора.

Специфика федеральных агентств РФ

Система исполнительных органов РФ включает также такие учреждения, как федеральные агентства. Как и службы, они подчинены конкретным министерствам. Основные функции, которые выполняют агентства, следующие: предоставление государственных услуг в различных сферах (чаще всего в образовании, в социальной защите, здравоохранении), управление имуществом, которое принадлежит государству, функции по применению положений отдельных норм права. Федеральные агентства также возглавляются руководителем или директором.

Региональные ведомства в РФ

Исполнительные органы государственной власти РФ представлены также региональными ведомствами. В числе таковых министерства и комитеты. Они подотчетны выполняющим соответствующие функции федеральным ведомствам. Например, министерства экономического развития в регионах РФ находятся в подчинении Минэкономразвития РФ. Для исполнительных органов власти в российской политической системе, таким образом, свойственна централизация. В свою очередь, законодательные структуры в регионах в общем случае неподотчетны федеральному парламенту.

Какие есть в РФ местные исполнительные органы, функционирующие на территориях муниципалитетов? Прежде всего, стоит отметить, что местное самоуправление в РФ отделено от государственного, и потому те категории, что используются при описании деятельности федеральных и региональных структур, не всегда применимы в отношении местных. С одной стороны, на уровне муниципалитетов может наблюдаться деление органов власти на те, что выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции. С другой, их полномочия могут быть существенно ограничены положениями НПА с более высокой юридической силой - федеральных и региональных.

Поэтому, что касается местного уровня власти в РФ, в отношении него справедливо говорить о том, что на нем представлены органы, являющиеся не исполнительными по сути, а выполняющими лишь функции, подобные тем, что осуществляет правительство РФ и подчиненные ему ведомства. То есть те, что связаны с практической реализацией положений действующих НПА, в том числе тех, что приняты на муниципальном уровне. В этом смысле полномочия исполнительного органа в системе местного самоуправления может иметь, к примеру, городская администрация. Или же ее непосредственный руководитель.

Функции и полномочия органов исполнительной власти РФ

Изучим теперь то, какие функции и полномочия характеризуют исполнительные органы в РФ. Касательно функций - к таковым эксперты относят:

  • разработку подзаконных НПА;
  • обеспечение функционирования системы государственного управления в стране;
  • реализацию государственной политики в различных направлениях;
  • применение административных норм;
  • ведение деятельности, связанной с выдачей лицензий, сертификатов, осуществлением регистрационных действий;
  • административный контроль в различных сферах правоотношений;
  • обеспечение правопорядка;
  • содействие информационному обеспечению работы структур власти.

Что касается полномочий правительства РФ, их спектр закреплен в положениях ст. 114 Конституции РФ. Высший исполнительный орган РФ может:

  • осуществлять разработку проекта бюджета страны и представлять его Госдуме;
  • вырабатывать ключевые принципы национальной финансовой политики;
  • формировать заключения по различным инициативам в данной сфере;
  • определять приоритеты государственного участия в социальной, культурной сферах, в здравоохранении, в вопросах экологии, науки;
  • управлять активами, находящимися в федеральной собственности;
  • обеспечивать безопасность страны;
  • выстраивать международные отношения.

Можно отметить, что данный перечень полномочий правительства не следует рассматривать как закрытый. Отдельными НПА для главного исполнительного органа власти РФ могут быть установлены новые полномочия.

Резюме

Итак, в России реализован принцип разделения власти на 3 ветви. Если говорить об исполнительной, высшим ее органом является правительство. Оно имеет юридическую независимость от законодательных и судебных структур. Формально к исполнительной власти РФ не относится президент, однако его полномочия таковы, что фактически он играет определяющую роль в работе правительства. Он предлагает Госдуме кандидатуру премьер-министра, вправе распустить нижнюю палату парламента РФ, если она откажется назначать председателя правительства, утвердить глав федеральных ведомств.

Структура исполнительной власти РФ представлена министерствами, а также подчиняющимися им службами и агентствами. В регионах РФ учреждены собственные структуры, выполняющие те же функции. Они контролируются органами власти, работающими на федеральном уровне. Органы власти на муниципальном уровне также могут выполнять исполнительные функции - те, что связаны с применением законов, принятых федеральными, региональными и местными властями. Формально местные власти независимы от государственных. Но в ряде случаев их деятельность может контролироваться официальными исполнительными структурами в пределах тех полномочий, которые для них установлены регулирующими нормативными актами.

В других странах мира исполнительные функции, если говорить об общенациональном уровне власти, могут осуществляться иными структурами. Так, в США такой орган, как правительство, не учрежден. Его функции распределены между секретарями, которые формируют Кабинет США. В Китае принцип разделения власти не реализован. Те органы, что решают задачи, свойственные правительству РФ или секретарям США, не имеют юридической независимости от законодательных структур.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими чертами:

Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;

Они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской Федерации;

Большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства Российской Федерации;

Министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Российской Федерации;

Положение о каждом федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством Российской Федерации;

Министерства и государственные комитеты пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств, во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых особенностями выполняемых ими задач и функций.

Однако федеральные министерства и государственные комитеты -- это конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно-правового характера.

Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они возглавляются министрами, которые по должности входят в состав Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам компетенции возглавляемых ими министерств.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить этим лицам своё особое мнение по принятому решению.

Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции, "привязанные" к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.

Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к статусу федерального министерства, а его председателя -- к статусу министра, председатель входит в состав Правительства.

Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и подведомственных ему организаций.

В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели -- приказы, инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами, а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.

Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти относятся ведомства в их разнообразных формах -- комитеты, службы, агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты. Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав Правительства.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под руководством Правительства Российской Федерации.

Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции, по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются коллегиальные и единоначальные органы.

Характерным для правового положения большинства федеральных органов исполнительной власти является то, что они находятся в ведении Правительства Российской Федерации (за исключением органов, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации).

В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.

К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и др.

Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в основном органы, представляющие атрибуты государства как политической организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации по руководству соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их деятельности.

Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций.

В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:

Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами;

Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;

Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения;

Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам;

Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики; сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли; Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю; Федеральный горный и промышленный надзор и др.

Социально-культурной деятельности. Министерства общего и профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию и др.

Административно-политической деятельности. Министерства обороны; иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти.

Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах, осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности. В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит всестороннее руководство этими объектами.

Главные функции федеральных органов -- анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по вопросам компетенции данного органа.

Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений, принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по атомной энергии -- по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации соответствующих объектов и др.

Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами, консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и оно при этом не исключается.

Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов, указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с осуществлением возложенных на них функций.

Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по применению мер административного принуждения. В большинстве своём это органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти, ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и т.д.

Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами, Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются положения о каждом из них.

V. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Что представляет собой действующая система органов исполнительной власти в субъектах РФ, формируемая ими самостоятельно?

Дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным, прежде всего в силу того, что слишком разнохарактерны 89 субъектов РФ.

Нельзя также забывать при этом, что сама государственно-правовая природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е. типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным уставам; с третьей стороны - автономные образования (область и округа) как форма государственного определения малых народов; в-четвёртых, города федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург), в ряде случаев превосходящие по своему потенциалу все иные образования в отдельности, а иногда и вместе взятые.

В силу этого в настоящее время приходится учитывать существенные различия в организованных системах органов исполнительной власти на соответствующих уровнях Российской Федерации.

1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав РФ (их 21). Они имеют много общего, одновременно выражая известную специфику, оказывающую определённое влияние на те звенья системы органов государственной власти республик, которые олицетворять исполнительную власть. При этом обнаруживаются следующие варианты:

a) Президентская республика (ст.25 Степного уложения (Основного закона) Республики Калмыкия; ст.65 Конституция Республики Саха (Якутия) - Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике). В ряде случаев роль Президента характеризуется значительно шире. Так, Президент Республики Бурятия одновременно является Главой Республики, её исполнительной власти и Председателем республиканского Правительства (ст.69 Конституции Республики Бурятия); Президент Кабардино-Балкарской Республики является главой государства и исполнительной власти (ст.73 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Иногда исполнительную власть осуществляет Глава Республики и возглавляемое им Правительство (ст. 80 Конституции Республики Коми); фактически он выполняет президентские функции, возглавляя систему органов государственного управления республики

Главой государства признаётся и Президент республики Татарстан, но он также возглавляет систему органов государственного управления республики и направляет деятельность местных администраций (ст. 106, 111 Конституции Республики Татарстан). Президент Республики Марий Эл является главой государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти.

b) Республика, в которой главой исполнительной власти признаётся Правительство. Наиболее характерна в этом смысле Республика Хакасия. Её Конституция не предусматривает пост Президента республики; исполнительную власть в ней осуществляют Председатель Правительства Республики, возглавляемое им Правительство (ст.88 Конституции Республики Хакасия). Впрочем, высшим органом исполнительной власти в Республики Мордовия (Президента здесь сейчас нет) также является её Правительство (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Аналогичная картина наблюдается в Республике Ингушетия, где Президент Республики - только глава государства, а Правительство осуществляет исполнительную власть (ст.48 Конституции Республики Ингушетия). Наконец, главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики Карелия является избираемый всем населением Председатель Правительства (ст.64 Конституции Республики Карелия).

c) Республика, в которой исполнительная власть принадлежит особому органу государственной власти. В этом отношении показательна Республика Дагестан, в соответствии со ст.87 Конституции которой возглавляет исполнительная власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.

Независимо от того, кто реально возглавляет исполнительную власть в данной республике (президент, правительство и т.п.), её исполнительно-распорядительная суть выражается достаточно определённо.

Так, Президент Республики Татарстан, возглавляя систему органов государственного управления Республики, представляет Государственному Совету Республики на утверждение кандидатуру на пост премьер-министра Республики; по согласованию с Государственным Советом формирует Кабине Министров республики, вносит в его состав изменения, освобождает от должности премьер-министра и членов Кабинета Министров; представляет Государственному Совету предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов; отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров; издаёт указы и распоряжения (ст.111 - 112 Конституции Республики Татарстан).

Президенты республик вправе утверждать структуру правительств, председательствовать на их заседаниях (см. ст.83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания); устанавливать структуру органов исполнительной власти республики (см. ст.79 Конституции Республики Марий Эл); возглавлять Правительство Республики (см. ст. 73 Конституции Республики Тыва) и т.п. Практически действия высших должностных лиц республик осуществляются на основаниях, аналогичным тем, которыми руководствуется в подобных случаях Президент РФ.

Конституции Республик, входящих в состав Российской Федерации, достаточно подробно регламентируют все основные стороны организации деятельности республиканских правительств (кабинетов министров). Некоторые различия наблюдаются лишь в тех случаях, когда правительство существует наряду с президентом либо действует в качестве единственного республиканского органа исполнительной власти.

Характерной чертой республиканских правительств является то, что они осуществляют исполнительную власть в республике по руководством Президента Республики, являющегося одновременно его Председателем (ст.92 Конституции Республики Бурятия), либо являются исполнительным и распорядительным органом государственной власти, лишь формируемый Президентом Республики (ст.67 Конституции Республики Ингушетия), либо исполнительным органом государственной власти, подотчётным Президенту Республики (ст.110 Конституции Кабардино-Балкарской Республики), либо высшим органом исполнительной власти (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Только Республика Калмыкия не имеет своего исполнительного органа государственной власти.

В республиках, где не действует институт президентской власти (Дагестан, Карелия, Хакасия), роль республиканских правительств достаточно высока. Но и здесь имеются определённые различия. Так, в Республике Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный Совет Республики, Правительство образуется им в составе Председателя Правительства, его заместителей и министров; имеется возможность введения в состав Правительства по предложению Государственного Совета руководителей других республиканских органов управления (ст.103 Конституции Республики Дагестан). Правительство осуществляет управление республиканской собственностью, участвует в управлении совместно с Российской Федерацией собственностью; объединяет и направляет деятельность министерств, других органов исполнительной власти; образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства Правительства по вопросам экономического и социально-культурного управления; издаёт постановления и распоряжения.

Исполнительно-распорядительные функции в Республике Карелия осуществляются главой исполнительной власти (т.е. Председателем Правительства) и органами государственного управления (министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами, должностными лицами). Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательного Собрания Республики структуру исполнительной власти республики, назначает руководителей республиканских органов государственного управления, освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов государственного управления; формирует из числа руководителей республиканских органов государственного управления Правительство Республики и определяет порядок его деятельности; издаёт постановления и распоряжения (ст. 63, 68 Конституции Республики Карелия).

В Республике Хакасия исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти районов и городов республиканского значения (ст. 88 Конституции Республики Хакасия). Правительство является коллегиальным органом и работает в составе Председателя, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

Следует добавить, что, как правило, в республиканских конституциях фиксируется право соответствующих правительств отменять акты министерств, государственных комитетов, других подведомственных правительству органов, а также распоряжения органов местной власти и управления (см., например, ст.71 Конституции Республики Ингушетия). Подчёркивается также, что правительство правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесённые к ведению данной Республики, поскольку они не входят в компетенцию Парламента или Президента Республики (см., например, ст. 113 Конституции Кабардино-Балкарской Республики).

Что касается состава республиканских правительств, то он принципиально разнообразен - министры, председатели государственных комитетов и руководители республиканских ведомств, образуемых соответствующими правительствами.

Установлено, что руководители министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления (см., например, ст.75 Конституции Республики Карелия); что министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления руководят соответствующими отраслями или осуществляют межотраслевое управление (ст.96 Конституции Республики Бурятия). Перечень министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления, а также их полномочия определяются республиканскими законами (ст.117 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). В некоторых случаях предусматривается образование Президиума Правительства республики в качестве его постоянно действующего органа (ст.97 Конституции Республики Мордовия).

В республиках чаще всего функционируют стабильные, т.е. традиционно создаваемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её национально-государственных субъектов исполнительные органы. Это, например, министерства внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, сельского хозяйства, охраны природных ресурсов и т.п.

2. Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ. Здесь органом исполнительной власти признаётся администрация края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Это обобщённое наименование имеет нередко различные конкретные формы своего выражения. Так, в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края исполнительную власть в крае осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство края (ст.8); в Иркутской области - губернатор и возглавляемая им администрация области (ст.4); в Пермской области - губернатор, который возглавляет администрацию области и руководит на принципах единоначалия и личной ответственности (ст.10); в Курганской области - администрация (правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов, городов Кургана и Шадринска (ст.78). При этом высшим должностным лицом области является глава (губернатор), олицетворяющий единство всех ветвей власти, т.е. не выступающий в роли главы областной администрации.

В то же время губернатор Ленинградской области возглавляет систему исполнительной власти, является её главой. Одновременно исполнительным органом государственной власти области является и областное правительство (ст.24). В Липецкой области исполнительным органом государственного управления является областная администрация, возглавляемая главой администрации (ст.10); в Новгородской области - глава администрации области, администрация области, а также образуемые ими органы (ст.4). В автономных округах исполнительную власть осуществляют либо главы администраций (например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе), либо губернаторы и правительства (в Ханты-Мансийском автономном округе).

Тем не менее, в собирательном плане речь идёт именно об администрации и о её главе. Президентом РФ 3 октября 1994 г. было утверждено специальное Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ. В этом документе именно глава администрации характеризуется в качестве высшего должностного лица, руководящего соответствующими органами исполнительной власти. Глава администрации подчиняется Президенту РФ и правительству РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов.

Глава администрации представляет интересы края, области и т.д. в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, а также в отношениях с другими субъектами РФ. Он может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы. В числе полномочий главы администрации: разработка и представление на утверждение законодательного органа края, области и т.д. бюджета и обеспечение его исполнения; формирование органов исполнительной власти края, области и т.д.; назначение на должность и освобождение от должности глав администраций городов и районов, а также решение вопросов о применении к ним мер дисциплинарной ответственности; решение вопросов о представительстве органов исполнительной власти края, области и т.д. при Президенте РФ, Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах власти других субъектов РФ. По вопросам своей компетенции глава администрации принимает постановления и распоряжения.

В Уставах конкретных субъектов РФ правовой статус глав администраций получает более конкретное и детальной закрепление, не выходя, однако, за установленные Президентом границы их полномочий. В частности, речь может идти, например, об утверждении структуры и штатов органов исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований на эти цели; о согласовании назначения руководителей территориальных подразделений федеральных органов управления; о представлении органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ лично либо через назначенного представителя; о распоряжении средствами фонда главы администрации; о внесении на рассмотрение представительных органов власти проектов нормативных правовых актов; об осуществлении функций распорядителя кредиторов при исполнении местного бюджета; об организации взимания налогов и сборов; об осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.п.

В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств РФ, администраций краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Правительство Российской Федерации ещё в 1993 г. предложило примерную структуру органов краевой, областной администрации. В частности, перечень таких органов предполагал образование управлений (юстиции, внутренних дел, финансовое, по вопросам инвестиций, сельского хозяйства), комитетов (например, по архитектуре и строительству, по управлению государственным имуществом, по поддержке предпринимательства, по культуре, по здравоохранению и т.п.).

3. Определённые особенности имеет организация исполнительной власти в г. Москве. В соответствии с Уставом - Основным Законом г. Москвы (1995) исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация (городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Москвы мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти - правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Отраслевые органы городской администрации могу распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города - районные управления.

Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной власти субъекта РФ, так и органом местного самоуправления. В последнем случае глава управы возглавляет администрацию муниципального района.

Устав Москвы детально регламентирует компетенцию мэра и вице-мэра, выполняющего поручения мэра города. Мэр устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет к должностным лицам городской администрации меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.

Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа руководителей отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты административных округов. Премьером правительства является мэр Москвы или, по его решению, вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы. Заместители премьера назначаются и освобождаются от должности мэром, который также распределяет обязанности между членами правительства. Правительство издаёт постановления, а премьер вправе издавать распоряжения.

Отраслевые и функциональные органы городской администрации - департаменты - осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента. Положения о департаментах утверждаются мэром.

Префекты административных округов - должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Назначаются они мэром или издают распоряжения.

Должностными лицами городской администрации являются: мэр, члены правительства, руководители органов городской администрации и их заместители, а также другие служащие администрации согласно номенклатурному перечню, утверждённому мэром, наделённые административно-распорядительными полномочиями.

Управление и распоряжение объектами собственности Москвы. Их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций, предоставление зданий и сооружений в аренду федеральным органам государственной власти, установление ставок арендной платы; управление и распоряжение земельными участками. Сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства, очистка и рекультивация земель, зонирование территории Москвы, градостроительные планы, контроль за использованием и охраной земель осуществляются городской администрацией.

Районная управа обеспечивает решение вопросов местного значения, а также руководство хозяйственными и социальными службами района, включая контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района (торговли, общественного питания, бытового обслуживания) независимо от форм собственности.

Своеобразна форма организации исполнительной власти в г. Санкт-Петербурге. В данном случае при сохранении основных позиций, относящихся к общей характеристике администраций и их глав в субъектах РФ, обращает на себя внимание лишь тот факт, что главой исполнительной власти этого города федерального значения является губернатор, возглавляющий одновременно и правительство города.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти регулируется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года, иными законами, подзаконными актами Президента и Правительства.

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ, которое в соответствии со ст. 1 Закона «О Правительстве» является высшим исполнительным органом государственной власти, как непосредственно осуществляющим исполнительную власть, так и возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ является органом общей компетенции, осуществляющим на коллегиальной основе руководство различными сферами хозяйства.

Согласно ст. 12 Закона Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они подчиняются ему и ответственны перед ним за выполнение поставленных задач; Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов и пр.

Однако важнейшую роль в исполнительной власти федерального уровня играет Президент, который, являясь главой государства и во многом занимая положение как бы «над ветвями власти», обладает к тому же ключевыми полномочиями в сфере исполнительной власти, в том числе по определению внутренней и внешней политики государства; назначению, а также освобождению от должности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров; непосредственному руководству деятельностью федеральных органов исполнительной власти, подведомственных ему по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, собственными указами и др.

В систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят: министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ.

По характеру компетенции федеральные органы исполнительной власти подразделяются на отраслевые и межотраслевые, по специализации функций выделяют контрольные, надзорные органы, а также органы, выполняющие специфические функции государства.

По сферам деятельности федеральные органы исполнительной власти можно распределить следующим образом:

а) сфера экономики и финансов - министерства: экономики; финансов; внешних экономических связей и торговли; государственного имущества; топлива и энергетики; сельского хозяйства и продовольствия; путей сообщения; транспорта; госкомитеты: по связи и информатизации; по статистике; по антимонопольной политике; по поддержке и развитию малого предпринимательства; по жилищной и строительной политике; по стандартизации, метрологии и сертификации; по государственным резервам; Государственный таможенный комитет; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и другие; ведомства: Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; Государственная налоговая служба; Госгортехнадзор и другие.

б) социальная сфера - министерства: труда и социального развития;

здравоохранения; государственные комитеты: по физической культуре и туризму; по вопросам развития Севера; ведомства: Федеральная миграционная служба.

в) сфера науки, культуры и образования - министерства: науки и технологий; культуры; общего и профессионального образования; госкомитеты: госкомитеты по кинематографии, по печати, по делам молодежи;

Государственный высший аттестационный комитет; ведомства: Федеральная служба по телевидению и радиовещанию; Федеральная архивная служба.

г) сфера природопользования и охраны окружающей среды - министерство природных ресурсов; государственные комитеты: по охране окружающей среды; по земельным ресурсам и землеустройству; федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

геодезии и картографии; ведомства: Федеральная служба лесного хозяйства.

д) сфера обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, обороны - министерства: обороны; внутренних дел; юстиции; министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ведомства: Федеральная служба безопасности; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба охраны; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой полиции и другие.

е) сфера внешней политики и международных отношений - министерства: иностранных дел; по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ; внешних экономических связей и торговли.

Деятельность ряда органов распространяется на несколько сфер. Например, Государственный комитет по вопросам развития Севера, призван содействовать решению как экономических, так и социально-культурных проблем северных территорий, Государственный таможенный комитет помимо функции сбора таможенных платежей выполняет и отдельные правоохранительные функции; Министерство внешних экономических связей и торговли совмещает как функции по регулированию и надзору за отечественной торговлей, так и деятельность по международному экономическому сотрудничеству.

В целях обеспечения согласованной политики федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к сфере совместной деятельности министерства осуществляют координацию работы иных федеральных органов в соответствии с утверждаемой Правительством структурной схемой. Так, например, учебные заведения находятся в составе многих министерств и ведомств, однако министерство общего и профессионального образования осуществляет методическое руководство этими заведениями, разрабатывает государственные образовательные стандарты. Или, например, многие инструкции и указания министерства здравоохранения обязательны для медицинских служб министерств обороны, ФСБ, МВД и иных органов.

Система (т.е. виды организационно-правовых форм), структура (т.е. конкретный перечень) федеральных органов исполнительной власти, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется Указами Президента РФ. В зависимости от характера полномочий федерального органа, а также правового положения его руководителя, в системе предусмотрено три группы федеральных органов исполнительной власти:

Министерства;

Государственные комитеты, федеральные комиссии;

Федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры.

1) Министерство - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр); он назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено законом (это исключение касается прежде всего заместителей «силовых» министров).

В министерствах, а также в ряде других федеральных органах исполнительной власти создаются совещательные органы - коллегии. Они состоят из руководящих работников министерства; в их состав могут входить также ученые, государственные и общественные деятели, Состав коллегии утверждается Правительством РФ.

Федеральные министры осуществляют руководство соответствующими федеральными органами исполнительной власти на едино-начальной основе: издают приказы, распоряжения, иные документы нормативного и индивидуального характера. Кроме того, согласно ст. 26 закона «О Правительстве» полномочия федеральных министров заключаются в участии с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в подготовке постановлений и рас-

поряжений Правительства РФ обеспечении их исполнения, в выработке и реализации политики Правительства РФ. В своей деятельности министры подотчетны Президенту РФ и Правительству РФ, а по вопросам соблюдения законодательства - также правоохранительным и контрольным органам.

Юридически все министерства равны и не могут находиться в административном соподчинении, однако могут координировать свою работу, заключая договоры и соглашения о совместной деятельности, в том числе, в решении вопросов, требующих взаимодействия различных структур, например, в выполнении федеральных целевых программ, в борьбе с преступностью и т.п.

2) Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет госкомитет и федеральную комиссию РФ Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

3) Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор); российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор - начальник. Руководителей этих федеральных органов исполнительной власти назначает и освобождает от должности Правительство РФ, за исключением руководителей органов, подведомственных Президенту РФ. К федеральным органам исполнительной власти, которые согласно Конституции РФ и федеральному законодательству непосредственно подчинены Президенту РФ, относятся органы, обеспечивающие государственную и общественную безопасность и борьбу с преступностью, суверенитет и территориальную целостность государства, неприкосновенность его границ, добычу разведывательной информации, органы, осуществляющие внешние сношения с иностранными государствами и т.п. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.