Реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» - Государственная поддержка талантливой молодежи. Премия для поддержки талантливой молодёжи это

Почему премия включена в национальные проекты

Реализация национального проекта в части поддержки талантливой молодежи позволит:
- выявлять и продвигать талантливую молодежь;
- существенно улучшить качество проводимых мероприятий по отбору талантливой молодежи;
- развивать систему поддержки талантливой молодежи на федеральном и региональном уровнях с участием всего общества;
- создать кадровый резерв для социально-экономического развития страны.

Учреждение премий для поддержки юных талантов является важным элементом государственной молодёжной политики .

Кто может быть кандидатом на получение премии

Схема присуждения премий в 2006 году

5350 молодых граждан России ежегодно в 2006-2008 годах получают премии в размере 60 тысяч и 30 тысяч рублей. Чтобы стать кандидатом на получение премии необходимо стать победителем или призёром всероссийского или международного конкурсного мероприятия (предметной олимпиады учащихся, студентов, фестиваля, чемпионата, конкурса и т. п.), включенного в ежегодный перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, утверждаемых Минобрнауки России, либо победителем регионального конкурсного мероприятия, включенного в список региональных мероприятий.

Победитель всероссийского или призёр международного мероприятия получают 60 тысяч руб., призёр всероссийского мероприятия - 30 тыс. рублей. 1350 победителей региональных мероприятий получают 30 тысяч рублей.

Для получения премии необходимо помимо этого и еще ряд условий:

  • кандидат должен быть на момент получения премии не старше 25 лет и не моложе 14 лет;
  • кандидат должен быть гражданином России;
  • кандидат должен быть победителем или призёром в индивидуальном зачете (командные виды в перечень мероприятий для награждения не включаются). Иными словами, футболист или участник хора и танцевального коллектива (не солист!) не может претендовать на премию.
  • кандидат может получить только одну премию в год, даже если он станет дважды или трижды победителем указанных в перечне всероссийских мероприятий.
  • кандидат не может получить премию по совокупности достижений или за созданный им творческий продукт (литературное, художественное или музыкальное произведение, изобретение, кинофильм, фотография и т. д.), а только по итогам мероприятия, проходящего на конкурсной основе.

Порядок выплаты премии

Премии выплачиваются Министерством Образования и науки Российской Федерации на личные счета награждённых, открытые в отделениях Сбербанка России после утверждения Министром образования и науки Российской Федерации списка награждённых. Списки публикуются на официальном сайте Минобрнауки России и портале приоритетных национальных проектов . Помимо денежной части премии награждённый получает диплом, который вручается в праздничной обстановке губернатором или вице-губеранатором региона.

Место премии в системе поддержки талантливой молодёжи

Премия для поддержки талантливой молодёжи - лишь один из важных стимулов и форм поддержки юных талантов. Существуют и другие виды поддержки талантов:

  • На федеральном уровне:
    • Гранты, премии, стипендии Президента РФ, Правительства РФ, министерств
    • Гранты, стипендии фондов, бизнес-сообществ, общественных и некоммерческих организаций
    • ФЦП «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»)
  • На региональном уровне:
    • Гранты, стипендии губернатора (высшего административного лица субъекта Российской Федерации)
    • Поддержка бизнес-сообщества, общественных структур

Премии для поддержки талантов - самые массовая форма федерального стимулирования одарённой молодёжи, и охватывает такие сферы творчества как социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство;художественное творчество; любительский спорт.

Прежде чем публично предлагать какие-то решения для популяризации науки и отбора молодых людей, способных к занятию наукой, полезно было бы рассмотреть ситуацию с точки зрения психологии - как на теоретическом уровне (с учётом современных знаний по этологии человека, меметике, работоспособных моделей психики человека и технологий влияния), так и мысленным экспериментом - через проигрывание разного рода проблемных ситуаций на уровне отдельного человека, чтобы отобрать среди разных возможных вариантов действий оптимальные по соответствию ожидаемых результатов поставленным целям.
Проиграем ситуации, начав с хорошо знакомой мне личной, пусть уже и из другой эпохи. Когда был школьником, я поучаствовал в трех областных химических олимпиадах и в одной физической районной (на которой грамот не выдавали) - во всех первое место, а учась в МИТХТ - в олимпиаде по инженерной графике (1 место, грамот не выдавали, только плакат на кафедре и у входа в институт), по неорганической химии дважды (оба раза 1 место, грамот не выдавали, только "плакатили"), по высшей математике дважды (1 место и 2 место, грамот не выдавали, тоже только "плакатили"), по процессам и аппаратам химической технологии (2 или 3 место, надо в грамоту глянуть какое), провалил только олимпиаду по органической химии (13 место). В студенческих научных конференциях выступал только со своими от начала и до конца работами - по секциям высшей и прикладной математики (два раза первое место - "за велосипедные" исследования: вывод двумерно-периодических комплексных функций разной симметрии, и за вывод и изучение четырехмерных правильных выпуклых и невыпуклых политопов [только недавно узнал, что выпуклые вывел Шлефли в середине 19-го века, а кто невыпуклые и полуправильные и искали ли их вообще, до сих пор не знаю - зарубежные книги по теме мне недоступны, а у нас не издавалось ничего], и один раз второе - за методы продолжения и формульного выражения числовых рядов, видимо - тоже "велосипедные") и неорганической химии (первое место - за предсказание новых каркасных форм углерода с геометрическим расчетом их кристаллических структур [это было в 1989 - до получения фуллерена, в 2005 мне стал доступен интернет и я узнал, что одну из этих форм - polybenzene - предсказал Riley еще в конце 1940-х годов, в 2007, взяв и БЕНе несколько статей по ссылкам из интернета, узнал, что ещё две из этих форм - обе из этиленовых фрагментов - незадолго до меня придумал Иван Вячеславович Станкевич из ИНЭОСа, и лишь четвёртую - тоже из этиленовых фрагментов, самую низкосимметричную, я придумал первым, но так ещё и не опубликовал]), во всех случаях грамоты вручались ректором на собрании, других случаев моего участия не было - в том числе выступать по темам, предлагавшихся преподавателями, отказывался.
Если бы о школьных олимпиадах не объявляли в школе учителя, я бы о них не узнал и поэтому на них обошлись бы без меня. У нас в школе был мощный химик (упор делал на обучение решению задач на уровне приемных экзаменов в химвузы и медвузы, интересующимся химией давал свои личные книги почитать), и нашей школе предоставлялось право выставлять участников на химическую олимпиаду сразу на областной уровень - трёх человек по каждому классу, когда я участвовал - трое отличников нашего класса все три и выигрывали, я всегда первое. Один раз учителя публично объявили о физической олимпиаде - один раз и поехал, причем, поскольку областные по всем предметам шли в один день, в физической областной я уже не смог участвовать - не откажусь же я от химической? О математических олимпиадах в школе я слыхом не слыхивал. На всероссийской особых успехов не достигал - в восьмом классе занял 4-е место (и поехал на всесоюзную, где занял четвёртое групповое - "кукурузу", личных мест там уже не давали), в десятом 6-е, а в девятом ещё ниже, уже и не помню какое.
В МИТХТ о проведении олимпиад узнавал из объявлений лекторов или из кафедральной доски объявлений, на олимпиады, от которых своих успехов не ожидал (вроде физики, программирования, иностранного языка), ходить даже не пытался. На олимпиады вузовские следующего уровня я ходил только дважды, сразу понял, что задачи там явно подогнаны под, как сказали бы сейчас, владеющих инсайдерской информацией, и больше на них не ездил, даже когда преподаватели с кафедры просили.
Подогнанные задачи - это я вот о чём: первый раз я столкнулся с этим в 8-м классе, увидев задачки со словечком "аликвотный" - уже тогда я догадывался (а сейчас я это знаю точно), что многие не только всю жизнь проработавшие химиками, но и основательно остепенённые за всю свою жизнь ни разу не сталкивались с этим словом и не знают, что оно значит. То есть они не смогут решить задачу не потому, что не знают химии - они могут знать ее в совершенстве, а потому, что не знают подобного рода словечек. Особенно много возможностей для профанации олимпиад дают задачи практического характера, жестко отбраковывающие не имеющих опыта пользования тем или иным редким прибором, или тоже получившим подсказку, в то время как обучение многим важным тонкостям по книжкам неэффективно - по аналогии с тем, что при любых физических данных невозможно научиться прыгать с вышки в бассейн, в который не запущена вода. Поэтому есть основания ожидать, что с переходом к премированию за места в олимпиады станет массовым применение задач подобного рода - когда не знающим "ключика" никакие другие знания не помогут, и родственники и знакомые составителей, или просто лица из узкого круга, могут спокойно получать места. Когда обычный талантливый студент столкнется с парочкой случаев таких задач, он всё поймёт и на олимпиады ходить перестанет, ну разве что если другого пути для поступления не оставят (например, в знакомых местах Воронежской области большинство из лучших по ЕГЭ его просто купили) - так, на всякий случай, от безысходности попробует. Пока эта практика распространена преимущественно в формировании тем федеральных целевых программ и прочих грантоопасных направлений, но скоро станет применятся гораздо шире, и в первую очередь этим озаботятся уже имеющие соответствующий бесценный опыт. А жертвами станут действительно талантливые школьники и студенты - на этом празднике жизни снова обойдутся без них...
Все мои выступления на студенческих конференциях - результаты моей абсолютно самостоятельной деятельности, начиная с постановки идеи и кончая полным отсутствием доступной литературы по теме и даже информации о ней, причём мои математические исследования начались ещё с 8 класса школы (полный скан своего сохранившегося творческого дневника 1984-1985 г. выложил на своей странице вконтакте http://vkont.../id65633720).
Кроме упомянутой возможности превращения олимпиад в заказной фарс специальным формулированием задач, какие из этого моего личного опыта ещё можно сделать выводы?
Во-первых, необходимо договариваться (1) с ведущими мировыми издательствами научной литературы, (2) с разработчиками важнейших тематических научных баз данных, (3) с разработчиками качественного программного обеспечения для проведения квантовохимических, конструкторских и других расчётных симуляторов реальности с приемлемым для непрограммистов графическим интерфейсом, о дотируемом государством свободном онлайн-доступе граждан страны к их продукции - если не через простую территориальность IP-адреса, то хотя бы через государственный бесплатный ресурс-посредник с бесплатной, но максимально персонализованной регистрацией (может быть, даже по скайпу через веб-камеру). Дотирование свободного доступа через IP-адреса образовательных и научных учреждений существенно поможет только научным сотрудникам, а студентам и школьникам ничего не даст - к этим компьютерам для свободного поиска их просто не пустят. Качество и количество данных, содержащихся в учебниках, а то и в вузовских лекциях (см. мои комментарии к лекциям курса Неорганическая химия для первого курса МГУ), недостаточно для профильного образования. Без баз данных с невербальными поисковыми возможностями самостоятельное обучение даже при полнотекстовой подписки на большинство ведущих мировых научных журналов по теме, самостоятельное образование будет весьма затруднительно - хотя бы потому, что большинства специальных терминов, а тем более их переводов на английский и немецкий, учащиеся ещё не успели узнать. О полнотекстовой доступности научной литературы на русском языке нужно позаботиться в первую очередь, а то сейчас, например, у меня в ИМЕТе трагикомическая ситуация - полнотекстовая подписка на издательство Springer, где издаются переводные версии большинства российских научных журналов, есть (даже на старые статьи и на многие книги), а на сами российские научные журналы на русском - практически нет (только за последний год через elibrary, и то лишь где-то на половину наших тематических журналов). Причем через Springer тоже доступны переводы только за те несколько последних лет, когда фирма МАИК Наука/Интерпериодика сотрудничала с этим издательством. Необходимо пойти по пути Wiley, ACS и RSC - полностью отсканировать и сделать онлайн-доступным для подписчиков весь архив научных журналов на русском языке за прошлые годы, а заодно и их переводных версий. Многие недоисследованные, но перспективные темы отражены только в старых томах журналов, недоступных для scholar.google.com и других специализированных поисковых систем научного контента в интернете. Если академическое издательство Наука (у которого даже сайт давно неактуален) и бизнесмены из МАИК скажут, что у них на это нет денег, государство должно им целенаправленно помочь. Как и в организме, который заболевает и гибнет при плохом кровообращении, питании, пищеварении, дыхании и т.д., для результативной работы таких ключевых отраслей государства, как образование, фундаментальная наука, прикладная наука и промышленность, главное - достаточно функциональная и надёжно работающая инфраструкткра.
Во-вторых, очень важным становится владение ведущими иностранными языками научной литературы - английским и немецким, а в особенности - знание написаний переводов специальных терминов на эти языки. Разумеется, качество образования будет наивысшим, если продолжать вести его на родном для большинства преподавателей и студентов языке - русском (попытки насаждения обучения на английском снизили бы IQ студентов и преподавателей на 10-30 единиц, то есть сделали бы их просто тупицами по сравнению с тем, кем они будут, продолжая учиться на своем языке, даже при хорошей отдрессированности такого преподавания, что уже труднодостижимо). Поэтому надо стремиться к тому, чтобы во вновь выпускаемых учебниках, при первом употреблении каждого специального термина в скобках давалась его запись на английском. Надо добиваться и того, чтобы применяемые поисковыми системами автоматические переводчики распознавали эти термины, в том числе словосочетания, и переводили (возможно, через использвание меню выбора тематики текста - автоматическое ее распознавание может быть слишком сложной задачей), для этого может потребоваться некоторое сотрудничество с администрациями поисковых систем - например, через дотирование разработки соответствующих приложений.

Если бы о школьных олимпиадах не объявляли в школе учителя - Это учителям вменялось в обязанность, причем они должны были привозить на районные олимпиады учеников всех классов (учитель по химии - с 7 по 10).
А олимпиадные задачи прошлых лет публиковались в соответствующих журналах, например, "Химия в школе" (а также в журнале "Химия и жизнь").
В СССР учителя поощрялись, если их ученики (которые решали задачки практически 24 часа в сутки) занимали первые места на Всесоюзных, республиканских, международных олимпиадах (им присваивалось звание "Заслуженный учитель РСФСР/СССР").

А это так было?
Сейчас, к сожалению, не всегда удаётся узнать, а когда узнаёшь об олимпиаде, на неё не всегда попадёшь, в том числе и по причине "косых" взглядов некоторых школ. Последнее особенно ощущается, если олимпиада среди недели или же не один день... Вот так и живём сейчас мы - школьники.

... полностью отсканировать и сделать онлайн-доступным для подписчиков весь архив научных журналов на русском языке за прошлые годы... - это давно нужно сделать, тогда заодно бы и посчитали действительные импакт-факторы отечественных журналов

Про задачи (и не только олимпиадные): "...Задача - есть первое приближение к небольшой научной работе. .. Вы можете показать [при решении задачи] свои знания и [свое] понимание физики в самых разных степенях. <...> Это зависит от вас самих, где остановиться при решении задачи. Это зависит и от глубины анализа, который вы сами даете. Все задачи составлены так, что вы их можете и в двух-трех словах приблизительно решить и, углубляясь дальше, до неограниченного предела. Одну и ту же задачу можно, продолжая ее разбор, разложить в ряды Фурье, интегрировать и т.д., и довести до [уровня] кандидатской диссертации..." - П.Л. Капица. ФИЗТЕХ. 1948 г.

если ты решил эти задачи.Куда отправлять решения Наталья Алексеевна?

Не знаете когда выплатят грант, почему о еще не получил его. Хотя в конце 2014 получил. Подскажите пжл) или куда обратиться)

10 января 2008, 671



Что подразумевается под поддержкой талантливой молодежи? Кто может рассчитывать на поддержку и в чем она состоит?

Премии для поддержки талантливой молодежи присуждаются гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно – победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе (далее – конкурсные мероприятия), победителям и призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

Присуждение премий для поддержки талантливой молодежи производится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи», приказом Министерства образования и науки России от 9 июня 2006 года № 145 «Об утверждении Правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий», а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 121 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2007 году».

Премии носят персональный характер, присуждаются ежегодно и не могут присуждаться повторно в течение года.

Как происходит процедура отбора и награждения кандидатов?

Приказом Министерства образования и науки России от 19 апреля 2007 года № 121 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2007 году» определено 117 всероссийских олимпиад и иных всероссийских конкурсных мероприятий (включая международные олимпиады), по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2007 году. Данным приказом определены всероссийские мероприятия по номинациям:

– 15 международных и всероссийских олимпиад;

– 12 мероприятий в сфере социально значимой и общественной деятельности;

– 43 мероприятия в сфере научно-технического и научно-исследовательской деятельности;

– 8 мероприятий в сфере развития профессионального мастерства;

– 35 мероприятий в сфере развития художественного творчества;

– 4 мероприятия по любительскому спорту.

По итогам конкурсных мероприятий, включенных в Перечень, организаторы конкурсных мероприятий в срок до 5 сентября текущего года направляют в уполномоченную организацию Министерства образования и науки России следующие документы на кандидатов для присуждения премий:

– копию приказа (решения) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или руководящего органа международного или общероссийского общественного объединения о выдвижении кандидата на премию;

– копии протокола жюри (судейской коллегии) и положения (регламента) о мероприятии, победитель которого выдвинут на присуждение премии;

– копию документа, удостоверяющего личность кандидата.

Уполномоченная организация до 5 октября проводит экспертизу представленных документов и представляет список кандидатов для присуждения премий в Министерство образования и науки России.

Список лиц, которым присуждены премии, объявляется ежегодно приказами Минобрнауки России не позднее 15 октября.

В соответствии с Правилами присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядком выплаты указанных премий, утвержденными приказом Минобрнауки России от 9 июня 2006 года № 145 (зарегистрирован Минюстом России 10 июля 2006 года, регистрационный № 8026), утверждены приказы Минобрнауки России от 15 июня 2007 года № 176, от 12 июля 2007 года № 203, от 31 июля 2007 года № 232 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» и от 31 июля 2007 года № 231 «О внесении изменения в Список лиц, которым в 2007 году присуждены премии для поддержки талантливой молодежи».

По итогам 30 конкурсных мероприятий приказом Минобрнауки России от 15 июня 2007 года № 176 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» отмечено 603 человека (275 победителей и 328 призеров всероссийских и международных конкурсных мероприятий). По итогам 20 конкурсных мероприятий вторым приказом Минобрнауки России от 12 июля 2007 года № 203 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» определены 246 человек (из них 84 победителя и 162 призера). Третьим приказом Минобрнауки России от 31 июля 2007 года № 232 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» по итогам 20 конкурсных мероприятий определены еще 1398 человек (из них 333 победителя и 1065 призеров).

На данный момент определены 2247 человек, которым присуждается премия для поддержки талантливой молодежи в 2007 году.

Когда премии перечисляются победителям?

Выплату премий осуществляет Федеральное агентство по образованию путем перечисления финансовых средств на личные счета каждого молодого человека, которому присуждена премия.

На оплату в бухгалтерию Федерального агентства по образованию переданы документы на 851 человека (по итогам двух приказов Минобрнауки России: № 176 и № 203), и выплаты уже произведены. Сумма выплат составила 36 300 000 руб. В настоящее время в бухгалтерию Федерального агентства по образованию переданы документы на 1398 человек, и после проверки всех документов начнутся производиться выплаты. Сумма выплат составит 51 870 000 руб.

В ноябре-декабре месяце планируется закончить выплату премий, а в декабре – провести мероприятия по награждению талантливой молодежи.

Процедура награждения лиц, которым присуждены премии, проводится ежегодно в декабре. Дата и место проведения процедуры награждения определяются субъектами Российской Федерации и сообщаются в Министерство образования и науки России не позднее 1 ноября текущего года.

Процедура награждения лиц, которым присуждены премии, в субъекте Российской Федерации разрабатывается региональной конкурсной комиссией и утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Лицам, которым присуждены премии, вручаются диплом о присуждении премии и выписка из приказа Министерства образования и науки России о присуждении премии для поддержки талантливой молодежи.

Награждение лиц, которым присуждена премия, проходит в торжественной обстановке с участием руководителей субъектов Российской Федерации и представителей федеральных органов исполнительной власти.

Период подготовки процедуры награждения, ее ход и итоги проходят открыто для СМИ и общественности, обращая внимание на пропаганду достижений молодых талантов, информационную поддержку региональной системы отбора талантливой молодежи.


«Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике».

Введение

Государственная поддержка талантливой молодежи

2 Реализация направления Государственная поддержка талантливой молодежи приоритетного национального проекта Образование

Нормативно-правовые основы государственной поддержки талантливой молодежи

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи»

3 Приказ Минобрнауки России от 15 октября 2013 г. №1152 «О присуждении в 2013 году премий для поддержки талантливой молодежи»

Меры по поддержке научного творчества молодежи

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Современная образовательная политика России отражает общенациональные интересы в сфере образования, которые являются базовыми приоритетами для системы образования.

Идет интенсивный поиск инструментов повышения качества образования и обеспечения его эффективности, результативности и доступности. Развивается межрегиональное сотрудничество, расширяется участие общества в управлении образованием Бизнес-структуры и неправительственные организации вовлекаются в развитие образовательных систем, создаются механизмы учета образовательных интересов и потребностей регионального сообщества и молодежи, рынка услуг и труда.

Динамизм изменений, характеризующий социально-экономическую и общественную жизнь российского государства свидетельствует о все возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных и творческих ресурсов общества среди которых центральное место занимает проблема детской одаренности.

Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка и молодого человека к различным видам деятельности, их поддержка не только в отношении выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах развития, воспитания, в конечном итоге - создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для решения семью, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

1 Основные направления дополнительного образования детей и государственной молодежной политики

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной, учебно-исследовательской и другой образовательной деятельности.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры - 5,8 тыс., системе спорта - 1,1 тыс., общественных организаций - более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 7 до 18 лет.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.

Цель модернизации дополнительного образования состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством;

сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;

сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей;

совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

совершенствование системы государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей;

гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;

разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;

повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;

развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей.

Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Численность обучающейся молодежи выросла. Однако по субъективным показателям образовательного статуса не отмечается сколько-нибудь существенных изменений, а по некоторым из них заметна стагнация. Так, по данным исследования, снизилось значение ценностей знания, расширились коммерческие формы образования и система платных услуг, не обеспечивается равное право на получение образования. Снижение показателей образовательного статуса сопряжено с отсутствием последовательности и гласности в реформировании этой сферы, слабой взаимосвязью проводимых реформ с интересами самой молодежи.

2 Реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование»

Направление приоритетного национального проекта "Образование" по государственной поддержке талантливой молодёжи призвано обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в нацпроекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества; её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом.

Приоритетный Национальный проект «Образование» (пнпо) ставит своей целью стимулирование системных изменений по основным направлениям развития образования в России и эффективное содействие становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Участие в проекте талантливой, способной молодежи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. Направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» обеспечивает условия для реализации инновационного потенциала российской молодежи.

Молодежь в рамках национального проекта рассматривается как один из стратегических ресурсов общественного развития, и ее деятельностное включение в образовательные, экономические, политические, социальные, процессы способно придать дополнительные импульсы развития как отдельному региону, так и стране в целом. Реализация направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» стала логическим продолжением многолетней работы Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию и органов управления образованием субъектов российской Федерации, комитетов по молодежной политике по выявлению, развитию и поддержке юных талантов в различных областях знаний, культуры и спорта в рамках подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России». В рамках реализации проекта Федеральным оператором (АПК и ППРО) была организована группа экспертов по пяти номинациям конкурса: олимпиады; социально значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество; учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство, художественное творчество, спорт.

Данное направление приоритетного национального проекта предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России. В соответствии с указом Президента России 1250 ребят - победители российских и призёры международных олимпиад - получают премии по 60 тыс. руб., и 4100 молодых дарований - победители региональных и призёры российских олимпиад - получают премии по 30 тыс. руб.

Часть лауреатов премии отбирается федеральным центром из числа призёров международных и победителей всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся профобразования, студентов, а также из числа победителей и призёров общероссийских мероприятий с молодёжью, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями. 1250 кандидатам из их числа присуждена премия в 60 тыс. рублей и 2500 - по 30 тыс. рублей.

Вторая часть лауреатов премии талантливой молодёжи определяется субъектами Российской Федерации. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодёжи в возрасте 14-25 лет. По результатам региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяются 1600 человек на присуждение премии. В соответствии с правилами присуждения премий талантливой молодёжи отбор кандидатов второй группы производится по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; а также любительский спорт.

Выплата премий осуществляется путём перечисления финансовых средств на личный счёт каждого молодого человека. Данные средства ребята могут использовать по своему усмотрению. Также все лауреатам вручаются диплом установленного образца и выписка из приказа Минобрнауки России.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

1 Указ Президента РФ « О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»

Учредить на 2006-2014 годы премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно (далее - премии). (в ред. Указов Президента РФ от 29.02.2008 N 283, от 09.11.2010 N 1413, от 25.06.2012 N 892)

Ежегодно присуждать:

премий - победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе (далее - конкурсные мероприятия), а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. рублей каждая;

премий - призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс. рублей каждая.

Установить, что перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии, и правила присуждения премий утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации:

обеспечить в 2006 году выделение средств из федерального бюджета для выплаты премий;

предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на 2007-2010 годы средства для выплаты премий.

(в ред. Указа Президента РФ от 29.02.2008 N 283)

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

2.2 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи»

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" Правительство Российской Федерации постановляет:

Министру образования и науки Российской Федерации в месячный срок утвердить:

перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи;

правила присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядок выплаты указанных премий.

Дополнить раздел "Премии в области образования" перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, суммы которых получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля № 89 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 7, ст.657, № 26, ст. 2676; № 49, ст. 4629; 2002, № 20, ст. 1857; 2003, № 19, ст. №1839; №24, ст. 2330; 2005, № 51, ст. 5529; № 52, ст. 5738; 2006, № 17, ст. 1874), пунктом 30 следующего содержания "30. Премия для поддержки талантливой молодежи".

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Фрадков

мая 2006 г.,

2.3 Приказ Минобрнауки России от 15 октября 2013 г. №1152 «О присуждении в 2013 году премий для поддержки талантливой молодежи»

В соответствии с Правилами присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядком выплаты указанных премий, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 74 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2008 г., регистрационный N 11332), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 2061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2011 г., регистрационный N 22214),

приказываю:

Присудить в 2013 году премии для поддержки талантливой молодёжи лицам согласно приложению к настоящему приказу.

Департаменту бюджетного процесса, учета и отчетности (Володину А.И.) перечислить средства на выплату премий для поддержки талантливой молодёжи на банковские счета лиц, которым они присуждены настоящим приказом.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

3. МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ

Рекомендации по реализации пнп «Образование» в части, касающейся мер государственной поддержки талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации в 2006 году, предусматривают специальную номинацию, отражающую достижения в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности молодежи 14 - 25-летнего возраста.

В центре внимания - складывающаяся в регионах система государственной и общественной поддержки достижений молодежи в учебно-исследовательской и научно-технической деятельности и творчестве как особой форме реализации творческого потенциала личности. Все это требует специального внимания общества и продуманной системы государственно-общественной материальной поддержки и морального стимулирования как условия оптимизации развития будущих творцов научного и инновационно-технического потенциала страны и ее социального капитала.

В системе номинаций, по которым осуществляется отбор талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации, рассматриваемая нами номинация отличается своей направленностью - «Человек - техника» и применением технологий учебно-исследовательской деятельности как значимой и характерной особенности талантливой молодежи.

Традиционно техническое творчество трактуется как вид деятельности, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащегося) или объективной новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике как объекту творчества, способствует формированию стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащает личность, содействуя приобретению практических умений, развитию творческих способностей талантливой молодежи.

Постоянно возрастает роль научно-исследовательской и инновационной составляющей технического творчества, что и нашло отражение в современном понятии научно-технического творчества детей и молодежи.

Актуальность данной номинации определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, она вызвана постоянно возрастающими требованиями к инновационной составляющей современного технико-технологического развития ведущих стран мира и к профессиональной подготовке и готовности к новациям. Актуальность этого для современной России доказывают крупнейшие всероссийские и международные мероприятия в сфере научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности: ежегодный Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2006», проводимый Минобрнауки России, всероссийские соревнования по судомоделизму и ракетомоделированию, традиционно проводимые РОСТО (ДОСААФ), всероссийский конкурс деловых идей и деловых проектов «Сотворение и создание будущей Россиии», проводимый Молодежным союзом экономистов и финансистов, и другие конкурсные мероприятия, ставшие для многих субъектов Российской Федерации реальными моделями для проведения региональных и межрегиональных конкурсов по данной направленности.

Во-вторых, важен международный контекст развития научно-технического творчества детей и молодежи в общей логике Европейской образовательной хартии, к которой три года назад присоединилась Россия. Болонский процесс, начатый в самом конце девяностых годов ХХ века на праздновании юбилея старейшего университета, заложил основы общего европейского образовательного процесса, в числе приоритетов которого - не только соответствующие образовательные стандарты, но и развитие научно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащейся молодежи.

Центральный момент научно-технического творчества - нахождение главной идеи научного и/или технического решения, требующей обоснования, соответствующих расчетов и экспериментальной проверки.

Новые знания в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции - уточнять, конкретизировать известное, дополнять его или преобразовывать. Эту сторону полученных результатов исследовательской деятельности, их место и соотношение с имеющимися научными знаниями характеризуют ряд показателей:

уровень новизны - новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, при этом вносимые изменения затрагивают отдельные положения и вопросы, не меняющие принципиально понимание сути явления или процесса;

уровень дополнения - новый результат расширяет известные теоретические положения, вносит дополнения в исследуемую проблему; происходит приращение знаний, открываются новые грани и аспекты проблемы;

уровень преобразования - характеризуется принципиально новыми в теории и практике подходами.

Процессуальный аспект научно-технического творчества тесно связывает его с учебно-исследовательской деятельностью.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированное исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование - неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, - имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

талантливый молодежь государственный поддержка

Поддержка талантливой молодёжи выстраивается на основе нормативно-правовой базы. Её составляют Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, долгосрочные проекты и программы. Данные законодательные акты регламентируют деятельность, направленную на выявление и гармоничное развитие одарённых детей и талантливой молодежи.

Необходима разработка механизмов социализации и адаптации талантливого ребенка и молодого человека в современном обществе, реализации системы мер федерального, межведомственного уровня, которая позволит самореализоваться молодым талантам. Первым этапом такой работы должна стать научно обоснованная и методически обеспеченная система диагностики, включающая не только первичное исследование потенциальных возможностей ребенка, но и мониторинг его развития. Далее необходимо создавать, развивать и поддерживать образовательные учреждения, осуществляющие целенаправленную работу с этой категорией населения. Как обучение ребёнка в школе, так и дальнейшее движение вплоть до профессиональной самореализации должны проходить при квалифицированном социально-психологическом сопровождении

В заключение темы следует отметить, что не существует однозначных критериев отнесения человека к одарённым или неодарённым. Степень или уровень, по достижении которого человек может быть «официально» признан талантливым в той или иной области, определяется субъективно. Тем более что многие виды одарённости можно развить. Это означает, что для максимально полного использования потенциала молодёжи необходимо предоставить самые широкие возможности для саморазвития всем без исключения гражданам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи: Указ Президента от 6 апреля 2006г. №325 (в ред. Указов Президента РФ от 09.11.2010г. №1413)

.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р

.Официальный сайт министерства образования и науки РФ. Режим доступа: #"justify">.Доклад Правительства РФ о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году (проект) / Режим доступа: #"justify">.О государственной молодежной политике Красноярского края: закон Красноярского края от 8 декабря 2006 г. №20-5445

.Об утверждении долгосрочной целевой программы «Одарённые дети Красноярья» на 2011-2013 годы: Постановление Правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 г. №586-п (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 09.09.2011г. №505-п)

.Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, М.А. Холодная М.А. и др. - М., 2003. - Режим доступа: #"justify">.Бабаева, Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности / Ю.Д. Бабаева // Вестник Московского университета. - Психология. - 2008. - №2. - С.154-168.

.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

.Дворянцева, С.Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы» / С.Е. Дворянцева, А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №4. - Режим доступа: #"justify">.Конференция. Социально-педагогические условия личностного развития одарённых детей в современной школе / Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. - Режим доступа: #"justify">.Кузнецова, Г.Д. Технология работы с талантливой молодёжью: курс лекций / Г.Д. Кузнецова, К.Н. Шадров. - М: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. Режим доступа: #"justify">.Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьников: учеб. пособие / Н.С. Лейтес. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

.Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде / А.И. Савенков // Развитие личности. - 2002. - №3. - С.113-146.

.Труфанова, Н.А. Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности. Работа с одарёнными детьми. - Режим доступа: #"justify">.Горбунова, М.А. Основные педагогические условия поддержки одарённости учащихся / М.А. Горбунова, М.В. Гулакова, С.Г. Корлякова // Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования. Материалы II Международной научно-практической Интернет-конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - 220 с.

.Рубцов, В.В. Образование одаренных - государственная проблема / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Д.В. Ушаков, А.Л. Журавлев // Психологическая наука и образование. - 2009. - №4. - С. 5-14. Исследование материалов пресс-служб о жизни и проблемах молодежи

·развития и поддержки талантливой молодежи. Под влиянием перечисленных качеств и факторов создается обобщенный «портрет...
Вопрос о термине « государственная молодежная политика» для нашей страны остается открытым. В Государственной Думе Российской...