Формирование социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности. Развитие социальной активности школьника

Региональная научно-практическая конференция

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Доклад

Формирование социальной активности подростков

В условиях деятельности ДОО ОУ штаба «Здоровей»

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Беспалова Екатерина Николаевна

Саратов 2013

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, осознавать настоящее и проектировать будущее, является формирование ее социальной активности. Современному обществу нужны инициативные, ответственные, внутренне гибкие и социально компетентные личности, открытые к сотрудничеству, обладающие высоким уровнем социальной активности и готовностью к деятельному преобразованию и изменению существующей действительности.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.

В работах последнего десятилетия изучению подвергаются такие аспекты формирования социальной активности, как: развитие структурных компонентов личности учащихся, представляющих уровень социальной деятельности, поведения и общения; стимулирование социальной активности в учреждениях дополнительного образования; педагогическое влияние детских объединений на развитие социальных ориентаций школьников и др.

И.Ф. Харламов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный член Российской академии образования, определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности.

Критериями активности подростка (по Т.Ю. Музыченко) выступают:

  • включенность подростка в общественную деятельность;
  • интерес подростка к активной деятельности;
  • способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;
  • уровень ответственности, самодеятельности подростка.

Детская общественная организация – важный институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути, механизмы, открывается реальная возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков.

В соответствии с планом реализации Концепции молодежного и детского общественного движения в городе Саратове в сентябре 2008 года на базе МОУ ДОД «Центра детского творчества» создан штаб детских общественных организаций образовательных учреждений Ленинского района «Здоровей».

спектр

Примерная численность активистов шаба «Здоровей» в организации около 35 человек. Занятия проходят 2 раза в месяц. Деятельность организации направлена на становление и развитие детского общественного движения, обеспечение выполнения социальных функций, в том числе, вовлечение подрастающего поколения в общественно полезную деятельность.

В рамках экспериментальной площадки по теме «Педагогическая поддержка учащихся в условиях модели развивающего образовательного пространства цдт» работа штаба выстраивалась с учетом результатов диагностик «Социализированность личности учащихся» М. И. Рожкова, «Методика изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой и других. Цель руководителя штаба – вооружить ребят навыками и умениями организаторов школьных дел, руководителей школьных организаций. Важным моментом в деятельности городской детской организации является учеба актива. В работе штаба «Здвей» отвергается скучная назидательность, горячо поощряется фантазия, творчество.

Формы работы , направленные на формирование активности подростков, можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения.

Прежде всего, реальные социально значимые дела . Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть разработки социальных проектов, цель которых стимулирование более активных действий по вовлечению подростков в общественно полезную деятельность. Так, штабисты разработали социальный проект «Подари сердечко другу» по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В рамках этого проекта для воспитанников приюта «Доверие» было проведено театрализованное представление «По морям, по волнам» с вручением мягких игрушек, сшитых членами актива штаба «Здоровей». Этот проект послужил импульсом для дальнейшего планирования самостоятельных социально значимых дел участниками штаба.

В конце ноября 2012 активисты штаба «Здоровей» года разработали и провели акцию «Новогоднее чудо» . В рамках данной акции представители школ, которые входят в штаб актива «Здоровей» Ленинского района, собрали в своих школах инициативные группы, разработали мастер-класс «Мастерская Деда Мороза» по изготовлению новогодних открыток. Ребята посетили Детский дом № 1, Детский дом № 2, филиал Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Возвращение" (ранее Социальный приют для детей и подростков «Доверие), Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 1 V. После проведения мастер-классов в период новогодних праздников инициативные группы вновь отправились к детям-сиротам с подарками и новогодними игровыми программами.

Вторая группа – имитационные игры , т.е. игры, которые в большой степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра «Менеджер», «Аукцион знаний», политическая игра «Выборы» и др.). Одной из форм имитационных игр мы в своей деятельности используем ролевую игру, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов подростка и естественное стимулирование их к взаимодействию. В этих играх проявляются и реально существующие в обществе социальные противоречия. Необходимость нравственного выбора поступка и вовлечение в разнообразные взаимоотношения участников игр, побуждение, стимулирование их к активному проявлению своих позиций – так же играет не последнюю роль в содержании ролевых игр. Ведь в результате активных взаимоотношений и взаимодействий всех игроков идет формирования сознания и мышления подростков. Проведение ролевых игр позволяет приобрести детям и подросткам определенный опыт в решении проблем в жизненных ситуациях, развивать творческие, познавательные и организаторские способности.

И, наконец, третья группа – это формы досуговой деятельности детей, которые способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

Наиболее традиционными формами деятельности являются:

  • учеба актива,
  • школа лидеров,
  • организация семинаров,
  • тематические встречи,
  • брейн-ринги по различным видам деятельности и др.

Обычно, вернувшись в свои школы, многие ребята становятся инициаторами новых интересных дел. Перечислим некоторые из них:

Занятия-практикумы:

- «В зеркале отношений»

- «Мы выбираем жизнь» (по профилактике ВИЧ\ СПИДА и наркомании среди подростков)

- «Лидерами не рождаются»

- «Взгляд со стороны» (по профилактике алкоголизма среди подростков)

- «Преступление и наказание»

Игры:

- « Азбука права»

День отказа от курения»

- «Формула успеха»

Тренинги:

- «Планета людей»

- «Лидер и его команда»

Круглые столы»:

- «Береги здоровье смолоду»

- «В поисках истины»

Мастер-классы:

- «Игры на сплочение коллектива»

- «Организуй себя сам» и многие другие.

Мониторинг социальной активности участников ДОО актива штаба «Здоровей» показал, что повысилась мотивация детей к социально-ориентированной деятельности. На протяжении 5 лет существования ДОО ОУ штаб «Здоровей» стал не только школой навыков, но и школой активности и адаптации учащихся в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская общественная организация является одной из эффективных моделей социализации детей и подростков в современном мире.

Литература

  1. Федеральный Закон «Об общественных объединениях», 1995.
  2. Программа «Лидер». – М., 1992.
  3. Алиева Л.В. Детское общественное объединение, как пространство развития субъектности ребенка./ Воспитательная работа в школе. № 5, 2003.
  4. Музыченко Т.Ю Самооценка активности. // «Социокинетика» Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003.

Булыгина Татьяна Петровна, зам. директора по методической работе МБОУ ДОД Центр детского творчества муниципального образования г. Саяногорск[email protected]

Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени

Статья посвящена проблеме качественного наполнения свободного времени школьникови формированию их социальной активности в учреждении дополнительного образования детей через новые формы культурнопознавательной и досуговой деятельности.

Ключевые слова:социальная активность, свободное время, социальнокультурная деятельность,фотоквест, флешмоб, геокешинг,модульная школа.

Педагогическая наука и практика полагает, что социальноэкономические изменения в обществе на рубеже ХХ и ХХI века не только не способствуют, но и значительно усложняют социализацию молодого поколения, т.е. ©процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществомª . Существенной проблемой подросткового возраста становится социальная неадаптированность и, как следствие этого, утрата связей с миром семьи, школы, ближайшего окружения. Целью данной статьи является представление опыта решения проблемы в условиях учреждения дополнительного образования детей.Социализация растущей личности в контексте интеграции в обществе рассматривалась Л.С.Алексеевой , А.С.Белкиным , И.С.Коном, В.Д.Ермаковым . Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, М.Н.Дудина, В.Е. Каган, К.И.Подбуцкая, В.Д.Семенов, Д.И.Фельдштейн, Э.Г.Костяшкин ) посвящены социальным и психологическим проблемам юношеского возраста, неустойчивости мотивации к учению, трудностям адаптации при переходе из начальной школы в основную, проблемам ©взросленияª. Степень успешности ©вхожденияª личности в общество в большой степени определяется ее активностью, т.е. ©способностью производить значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культурыª . Активность личности проявляется в творчестве, волевых актах и общении, ее интегральная характеристика ‬активная жизненная позиция. Социальная активность растущей личности возникает как результат социализирующих воздействий ее окружения (родителей, педагогов, различных социальных институтов) во ©временном интервале взросленияª . Этот процесс формирования личности непрерывен, он не разделяется на взаимодействие в семье, школе или дружеском окружении. Однако, формы и методы воздействия и степень осознания их значимости самим ребенком различны.В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени впервые было введено в 20е годы С.Г.Струмилиным . Значительное число исследований по использованию свободного времени, содержанию досуга разных групп населения, в том числе и молодежи, было проведено в 196070е годы. Так в середине 60х годов под руководством д.ф.н., социолога Б.А.Грушина было проведено одно из основных исследований времени в масштабах практически всего СССР, которое явилось первой попыткой социологического анализа проблем свободного времени применительно ко всем основным группам городского населения . В изучении тематики свободного времени 197080х годов особо отмечают исследования, проведенные под руководством новосибирского ученого, д.ф.н. В.А.Артемова, в ходе которых были выявлены особенности досуга и тенденции изменения бюджетоввремени городского и сельского населения, влияние различных факторов на объем свободного времени жителей села . В 90е годы проблемы распределения времени у разных групп населения исследовались В.А.Артемовым, Г.П.Гвоздевой, О.В.Новохацкой. ©…Было выявлено сохранение и нарастание... негативных тенденций...в социальнопсихологических установках людейª, ©приспособительный характерª поведенияª . Ученые пришли к выводам о том, что свободное время стало в большей степени использоваться для пассивного отдыха, просмотра телепередач или общения. Уменьшилась посещаемость учреждений культуры, сократилось время на чтение книг, газет. В приведенных работах по исследованию свободного времени упоминалась структура свободного времени молодежи, подростков, но без учета особенностей формирования личности подростка и опасности возможной деградации личности при неконтролируемых формах досуга. В то же время практически все исследователи отмечают ©… значительное ухудшение качества свободного времени, качества времяпровожденияª .Все затраты времени ‬необходимого и свободного ‬для общества и растущей личности очень важны. Современными исследователями необходимое время для школьника определяется процессом накопления и усвоения суммы знаний, определенных государственным стандартом. ©Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследииª .Свободное время учащегося ‬это часть внеучебного времени, остающегося у него после выполнения требований школьной программы. Его каждый школьник вправе расходовать по своему усмотрению, и социальное окружение должно быть заинтересовано в рациональном, социально значимом наполнении свободного времени (развитие творческих способностей и задатков, эстетическое, нравственное, физическое совершенствование).Проблему качественного наполнения свободного времени школьников общество в значительной степени решает через систему дополнительного образования детей. В ©Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годыª подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Это положение ставит перед учреждениями дополнительного образования детей задачи соответствия предлагаемых образовательных программ современным требованиям и запросам общества, позволяющим любому ребенку реализовать себя, проявить социальную активность через занятие любимым делом.Анализ деятельности творческих объединений МОУ ДОД Центр детского творчества г.Саяногорска (далее Центр) за 20072010 годы выявил тенденцию снижения числа обучающихся 711 классов с 29% в 2007 г. до 14% в 2010 г. В некоторых объединениях прикладного творчества и экологобиологического направления педагогам пришлось отказаться от реализации программ для этого возраста. В сложившейся ситуации было проведено исследование мотивации к занятиям в Центре у учащихся 79 классов общеобразовательных школ города Саяногорска.Остановимся на некоторых результатах исследования, проведенного в апрелемае 2009 г. в общеобразовательных школах г. Саяногорска. Всего было опрошено 146 подростков. В ходе анкетирования выяснилось, что подростки в целом имеют позитивное эмоциональное отношение к занятиям в детских объединениях Центра (86%), т.е. большинство школьников знают о Центре, многие из них занимались ранее или продолжают заниматься в Центре (54%). Высказали удовлетворенность предлагаемыми формами организации образовательной деятельности 32% и культурномассовыми мероприятиями в Центре 48% респондентов. Эти показатели свидетельствуют о недостаточном разнообразии вариативных программ и видов деятельности для данного возраста. В числе предпочтительных форм организации деятельности в Центре названы тематические дискотеки (65%), диспуты и токшоу (54%), диагностика профессиональной направленности и предпрофильная подготовка (47%).Центр скорректировал задачи своей деятельности в направлении изменения форм проведения занятий и воспитательных мероприятий с учетом возрастных предпочтений школьников. Было создано Методическое объединение педагогов социальнопедагогической направленности, реализующих программы для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.Для системного решения вопросов стимулирования творческой активности обучающихся, развития способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению разработана комплексная программа ©Досугª, в рамках которой четырегодав каникулярное время работает Модульная Школа ©Ступени РОСТАª, апробируются новые формы культурнопознавательной и досуговой деятельности: фотоквест, флешмоб, геокешинг, совершенствуются формы социальнокультурной деятельности в рамках города.Наиболее востребованными в Школе ©Ступени РОСТАª за период 20092012 гг. являются следующие модули: ©Волшебный сундучокª, ©Школа полезных наукª, ©Перекресток талантовª, ©Свой стильª, ©Прессцентрª, при чем последние два чаще интересуют старших школьников.Основными задачами модуля ©Прессцентрª является знакомство с основами журналистики и видеосъемки. Здесь обнаружились некоторые предпочтения: юноши чаще любят снимать и монтировать сюжеты, а девушки активнее пишут репортажи, берут интервью и выступают актерами. За время недельного ©погруженияª в мир журналистики ребята фиксируют отрядные новости, пишут заметки об интересных событиях и их участниках, затем оформляют газеты, создают видеоролики. Пусть не все в будущем мечтают связать свою жизнь с телевидением, но эти навыки востребованы в ХХI веке, они формируют лидерские качества, дают опыт коммуникативного общения, прививают интерес к исследовательской деятельности.Учебноисследовательская деятельность в рамках модуля ©Свой стильª ориентирована на разностороннее развитие растущей личности; на работу по самоопределению в пространстве истории и культуры, построению новых образов и представлений будущего; на активное включение школьников в процессы социокультурного развития региона. Темой исследования в 2009 году стали направления моды 7080 гг. ХХ века. В ходе ©погружения в эпохуª были собраны фотодокументы, одежда этого времени, просмотрен ряд кинофильмов и получены воспоминания родственников о ©эпохе смешения стилейª, какназвали эти годы модельеры. Сначала девушки не могли представить, как можно носить эту одежду, но общение со старшими родственниками показало, как это важно и дорого для мам и бабушек и изменило отношение юных модниц и к ретромоделям, и к своим близким. Результатом исследования стала презентация проекта ©Ожившая фотографияª с демонстрацией коллекций одежды и причесок этого времени.Старшеклассники, объединившиеся в клуб психологического самоопределения ©Контактª, сочетают тренинговые занятия с уникальной возможностью интересно и с пользой провести время, пообщаться со сверстниками в комфортной обстановке, приобрести новых друзей. А также получить множество полезных знаний и навыков, например, освоить приемы и техники успешного общения, принять участие в фотоквестах, флешмобах и прочих тематических акциях, познакомиться с технологией геокешинга.Подростки хотят скорее стать взрослыми и в современной действительности часто просто не доигрывают, теряют непосредственность восприятия окружающего мира, разочаровываясь в его привлекательности. Фотоквест ‬соревнование по тематической фотографии с временными ограничениями. Проведение занятия в такой форме помогает старшеклассникам вернуть частичку детства, решая очень взрослые, порой философские задачи, например, ©Как сфотографировать счастье?ª, а может ©Оригинально запечатлеть свое времяª, при чем не часы, а эпоху, отразив в ней свое место. Такими ©фотоиграмиª открылся новый раздел в практике молодежных творческих объединений Центра, воспитанники которых хотят бытьне просто участниками разработанных кемто сценариев, но и организаторами викторин, диспутов, акций, для чего находят интересную информацию, например, о знаменательных датах и выдающихся людях нашего города, молодежных субкультурах и их представителях в своем окружении и т.д. Ежегодно в нашем городе, как и во всем мире, в третье воскресенье ноября проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП. Ведь каждый день на дорогах всего мира погибает более трех тысяччеловек, а десятки тысяч становятся инвалидами. Дорожнотранспортныепроисшествия являются первой по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте от 10до 24 лет. Участники акцийнадеются, что их вклад в привлечение внимания к этой мировой проблемеприведет к улучшению качества помощи и поддержки, оказываемой жертвам, кснижению числа жертв в будущем и к повышению безопасности дорожного движения внациональных и местных масштабах. В нашем городе стали доброй традицией оживленные шествия старшеклассников с вручением саяногорцам шаров, сувениров, листовок собственного изготовления. Особый интерес у старшеклассников вызывает праздничные акции (в форме флешмоба), посвященные Дню защиты детей, Международному дню приветствий (21 ноября), Дню святого Валентина и др.

Геокешинг стал увлекательной игрой и замечательным видом отдыха в ХХI веке ‬©прорывномª периоде навигационной и компьютерной техники. В то же время основатели российской версии игры, рассматривают геокешинг, в первую очередь, не как спортивнуюзабаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. В практике молодежных объединений Центра традиционно используются ©пошаговые тайникиª и ©тайникизагадкиª, которые создаются в местах, представляющих природный, исторический, культурный, географический интерес. Команды получают путевые листы со словесным описанием значимых для нашего города объектов, рядом с которыми спрятаны клады‬пластиковыеконтейнерыс блокнотом внутри, в котором необходимо сделать отметку (написать название команды).Так, в программу геокешинга, посвященного празднованию 65летия Великой Победы в обязательном порядке были включены задания, связанные с Монументом памяти и экспозицией в городском краеведческом музее. Накануне празднования юбилейного Дня космонавтики обязательнымипунктами маршрута геокешинга стали читальный зал библиотеки и кабинет географии базовой школы Центра.Внедрение в практику новых форм учебноисследовательской и культурнодосуговой деятельности сказалось на увеличении числа старшеклассников в творческих объединениях (18% в 2012 году по сравнению с 14% 2010 года), повышении их познавательной и социальной активности, что является приоритетнойзадачейцелевой программы ©Досугª.В контексте формирования социальной активности школьников обновилось содержание и традиционных городских мероприятий. Практика показывает, что не всегда лидерами во взрослой жизни становятся отличники, что для успешности впрофессиональной деятельности недостаточно иметь сумму академических знаний, требуется активная жизненная позиция, умение принимать самостоятельные решения и брать ответственность за их реализацию. И этому необходимо учиться в школьном возрасте. По инициативе Центра городской конкурс ©Ученик годаª последние пять лет проводится в формате ©Я ‬Лидер!ª. Изменилось не только название, это не дань веяниям сегодняшнего дня, поновому расставлены акценты: во главу угла поставлена творческая активность и социальная значимость проектов старшеклассников. Так, в 2009 году тема проектов ©Мы и летоª в рамках конкурса ©Я ‬Лидер!ª имела главной целью привлечение внимания старшеклассников к проблемам и перспективам развития социальной среды родного города. Конкурс показал, что молодежь города интересуют вопросы истории, природных богатств и достопримечательностей ©малой родиныª (проекты ©Прошлое в руках будущегоª, ©Моя малая родинаª, ©Я ‬саяногорецª); проектирования объектов социальной сферы (©Пляж в родном городеª, ©Зона отдыхаª); безопасности и пропаганды здорового образа жизни (©Пусть дорога будет добройª, ©Мы для летаª); занятостидетей в летнее время (©Летний марафонª, ©Отряд ЛеТТОª).Рассматриваемые в проектах проблемы оказались настолько актуальными, что было создано альтернативное молодежное жюри, оценивающее проекты не столько по степени проработанности, сколько по социальной значимости для молодых горожан. Главным итогом конкурса, по мнению взрослого и молодежного жюри,явилось преодоление стереотипов о современной молодежи, которой ©совсем ничего не надо в этой жизниª . В условия реформы системы российского образования учреждение дополнительного образования может стать ©открытой системойª, органически связанной со своим внешним окружениемдля интеграции педагогических возможностей социума в развитии личности подростка, формировании его социальной активности. Это тем более важно, что ©становление гражданского общества создает предпосылки для сравнения молодым человеком своего образа жизни с социальными возможностями сверстников из других регионовª . В сложившейся ситуации экономических и социальных реформ деятельность по формированию социальной активности обучающихся в рамках одного учреждения не достаточна, необходима консолидация всех заинтересованных сил на уровне муниципального образования для выравнивания шансов выпускников школ нашего города в реализации потребностей профессионального и личностного самоопределения. В Центре накоплен достаточный опыт взаимодействия с учреждениями общего образования и культуры на уровне образовательных и воспитательных программ. Совместно с базовой общеобразовательной школой № 1 реализуется программа ©Народные традицииª, объединяющая народоведение, фольклор и декоративноприкладное искусство и позволяющая педагогам формировать в сознании подростков целостную картину об окружающем мире. При поддержке Национального Фонда ©Страна Заповеднаяª организована деятельность детского экологического отряда ©Зеленыйдозорª совместно со школой №6. Грантовая поддержка компании ©РУСАЛª в реализации социальнопедагогических проектов позволила создать материальную базу видеостудии ©Слайдª и совместно в городским каналом ТВ8 организовать выпуски детской странички ©Обо всем всерьезª. Этот список можно продолжить, Центр сотрудничает и с другими организациями города. Одним из факторов стабильного функционирования системы образования является уровень и качество образованности молодежи. Талантливая молодежь сегодня рассматривается как стратегический ресурс страны. Выявление иподдержка талантливой молодежи соответствует социальной политике, реализуемой в рамках города Саяногорска.Разработана долгосрочная муниципальная целевая программа ©Развитие и поддержка талантливой молодежи и подростков муниципального образования город Комплексной программы социальноэкономического развития муниципального образования г. Саяногорск до 2025 года. Целью программы является обеспечение социального партнерства муниципальныхорганов, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных формирований для создания в городе оптимальных условий выявления, развития и поддержки одаренной молодежи и подростков. Это в значительной степени помогает ©активизировать работу с талантливой молодежью и подростками, повысить уровень мотивации познавательной деятельности учащихся, реализовать их творческий, спортивный и интеллектуальный потенциал и обеспечить целенаправленное совершенствование системы работы с талантливой молодежью и подростками городаª .В городе формируется разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, а также поддержи сформировавшихся талантливых школьников, учреждены и вручаются ежегодные премии Главы МО г.Саяногорск талантливым учащимся и молодежи в различных номинациях. В образовательных учреждениях постоянно совершенствуется среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят, осуществляется привлечение воспитанников к участию в различных конкурсах, олимпиадах, акциях, конференциях и других мероприятиях.Инновационная деятельность Центра по реализации программы©Досугª имеет определенные результаты. Это подтверждается успешными выступлениями воспитанников и педагогов в конкурсах, выставках, соревнованиях, а также активным участием в акциях, марафонах и фестивалях социальной и патриотической направленности. Центр в 20082010гг. работал в режиме базовой площадки Министерства образования и науки Республики Хакасия

Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.

Внедрение в систему образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения существенно изменило его цели и результаты.

Теперь целью образование становится личность учащегося способная к «самоопределению и самореализации», к мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и творческих сил, готовая к культурной коммуникации для обмена духовными ценностями, обладающая гражданской позицией, высоким уровнем социализации, системой ценностных отношений и ориентировок.

Впервые в системе современного образования появилось официально закреплённое понятие внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта . Под внеурочной деятельностью школьников понимаются все школьников (кроме на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Организация внеурочной деятельности предполагает развитие потенциал ребенка на новом уровне как активного субъекта, познающего мир, приобретающего опыт практической деятельности, предъявляются высокие требования к уровню социализации личности.

Для того чтобы организовать данный процесс образовательному учреждению необходимо перестроить свою деятельность. Внеурочная деятельность в школе должна представлять собой достаточно конкретную и целенаправленную систему и включать в себя следующие компоненты: традиционные внеклассные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Работа с методическим конструктором и выделение трех уровней результатов позволит педагогу:

Разработать внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;

    подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.

Внеурочная деятельность позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы её многообразны и широки. Родители младших школьников, как показывает опыт передовых школ, стремятся к продуктивному сотрудничеству с детьми и учителями в системе групповой массовой и индивидуальной внеурочной деятельности.

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При организации внеурочной деятельности в рамках социального направления необходимо обратить особое внимание на следующее:

    воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим; формирование норм ; социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка; сформированность ответственного отношения к общему делу; патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.

Анализ изученного материала по проблеме формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности позволил нам сделать следующие выводы.

Необходимым условием социализации личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. Например, воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к труду, педагог расширяет его знания о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к труду, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении.

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность представляет собой проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности.

Таким образом, цель педагогической деятельности учитель - создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников, это обстоятельство обосновывает необходимость разработки программы внеурочной деятельности, направленную на формирование социальной активности и апробации её в условиях опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Битинас, Б. Процесс воспитания. – М.: Просвещение. - 1994. Бондаревская, парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17. Белоусова, Т. Л., Бостанджиева, Н. И., Казачёнок, Н. В., Одинцова, В. П., Чозгиян, О. П., Шмелёва, - нарвственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей в двух частях.- М. Просвещение, 2011. Бондаревская, как возрождение человека культуры и нравственности / . Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1991. 80 с. Григорьев, Д. В., Степанов, деятельность школьников, методический конструктор: пособие для учителя - М.:Просвещение, 2011.-223с. Зимняя, И. А., Бондаренко, Б. Н., Морозова, – проблема современного образования в России. – М., 1998.

3.2 Социальная активность учащихся

Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято пи­сать о познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы ак­тивизации познавательной деятельности, но все это нисколько не изме­нило традиционное обучение, которое уже веками в своей основе оста­ется неизменным, а, следовательно, и его эффективность, если и повы­силась, то весьма незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рассмотрении про­цесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е. ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса обучения показыва­ет, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность школьни­ков.

I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу, выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30-50 процентов учебного времени. Социальная активность при индивидуаль­но-обособленной учебной работе равна нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет сочинение, усвоит содер­жание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.

II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным учеником (учитель-ученик), как это имеет место при репетиторстве или дополнительных занятиях с отстающими, то возможности проявления социальной активности у уче­ника ничтожно малы. Цель такой работы - изменить сознание и пове­дение отстающего ученика, помочь ему догнать своих товарищей.

Если же преуспевающий ученик занимается с отстающим учеником, то он при этом проявляет социальную активность, но такая работа - явление исключительное; пока здесь системы нет. Напротив, это откло­нение от установившейся системы.

III. Групповое обучение.

1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто оказывается ее слушателем.

2. Беседа, семинар. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, но цель этих ответов заключается не в том, чтобы воздействовать на окружающих, преобразовывать их сознание и деятель­ность. Напротив, ответы и выступления делаются для того, чтобы их положительно оценил преподаватель. Поэтому здесь можно говорить то­лько о зачатках социальной активности у некоторой части учащихся. Даже выступления и спор отдельных учащихся сути не меняет. Все это только зачатки.

3. Занятия в малых группах, бригадах и звеньях. В положение социальной активности ставятся отдельные школьники, кото­рые выполняют работу бригадиров, консультантов, т. е. те, кто обучает малую группу. Но таких школьников незначительное меньшинство - не более 20 процентов. Но главное даже не в этом, а в том, что сами-то бригадные занятия в массовой школе почти не практикуются. И сотни учителей только два-три учителя на своих уроках проводят бри­гадные занятия. При традиционной классно-урочной системе бригадные занятия оказываются не нужными, а если в них и возникает необходи­мость (например, выполнение измерительных работ, некоторых лабора­торных работ), то только в порядке исключения.

Итак, мы охватили все формы традиционного обучения и видим, что социальная активность школьников в их рамках не могла развивать­ся, а напротив, социальная пассивность культивировалась постоянно.

IV. Коллективные учебные занятия. Все ученики при коллективной работе, т. е. работа учащихся в парах сменного состава, постоянно на­ходятся в положении, когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью. Социальная активность каж­дого школьника проявляется систематически, регулярно, не менее 40 - 50 процентов того времени, которое выделяется на коллективные заня­тия. Социальная активность школьников в процессе коллек­тивной работы проявляется также и в том, что все они активные уча­стники самоуправления, которое осуществляется непосредственно на уроках в процессе обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности школьников. Современное общество требует воспитания активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.

Глава II. Методический аспект использования различных форм обучения

§1. Использование различных форм обучения при изучении физики (из опыта работы)

Многие учителя испльзуют в своей практике деловые игры. Рассмотрим опыт некоторых из них. И. Я. Ланина предлагает при обучении физике использовать следующие игры: [ Ланина.98]

Экспертиза

Имитационная модель игры. На предприятие (завод, стоительная организация, проектный институт) прибывает прибывает экспертная комиссия фирмы. Её задача: оценить качество продукции. Учитель в качестве руководителя предприятия предлагает всем учащимся класса стать членами экспртной группы.

С докладами на комиссии выступают работники предприятия, назначенные руководителем. Участники экспертной группы по каждому докладу составляют акт приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоинства доклада, ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отвечающего и эксперта.

Подготовка к игре. Специальной подготовки к игре не проводится. Для учащихся такая игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель более тщательно,чем обычно, подбирает вопросы и с помощью учащихся класса готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков равно числу учащихся класса, умноженному на число ответов.

План оценки ответа может быть следующим:

1. Оценка правильности ответа.

2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказательства и примеры).

3. Характеристика полноты ответа.

4. Оценка логичности построения ответа.

В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.

Вакансия

Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующии вакнсии: заведующий лабораторией, старший научный струдник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор специалистов. Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, прктики.

На должность принимаются претенденты, которые сумели првильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.

Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и определяет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные должности). Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.

Учащиеся тоже готовятся и оформляюткласс для игры (рисуют плакат с названиями лаборатории и вакнтных должностей, таблички на стол экспертов).

Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспретов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут работать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: претендентам и экспертам - отводится время для составления ответов на ворпросы теста (15 мин).

Заслушивание ответов - самая ответственная часть урока. Эксперты, выслушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту, чёткость, и рпедлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они высказывают своё мнение о претендентах (20).

Далее следует подведение итогов конкуса. Прошедшие по конкусу занимают свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).

Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количество теплоты» (8 класс).

I. Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:

1. Теоретический вопрос (задача). Присгорании порха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.

2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

3. Эксперимент. Возьмите учебные весы,установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?

II. Карточка-тест претенденту на должность старшего научного

сотрудника:

1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10 ° С до кипения.какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?

2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлождается с помощью труб, по которым течёт олождённая жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?

3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

III. Карточка-тест претенденту на должность заведующего

лабораторией:

1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового

шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную

плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).

2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?

4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-деловые игры, имитирует работу специального конструкторского бюро (СКБ).

На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдаёт сведения по справочной литературе), «мозгового центра» (выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (даёт представление о значении рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о моральной ответственности специалистов за последствия применения их научно-технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгрузку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их часть.

Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские модели разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с критериями оценок.

По рссмотренному типу проведены уроки: в VII классе – «Плавние судов», «Применеие сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в VIII классе – «Тепловые двигатели», «Нагревательные приборы». Их продолжительность 1-2 часа. К ним даю опережающее домашнее задание.

Намечены и новые аспекты в проведении традиционных уроков, рассмотрим урок решения задач учителя 8-й средней школы г. Уварово Тамбовской области В. Н. Ардабьева .

Урок первых задач. Изучен теоретический материал. Можно приступать к задачам. Начинаю это так: на доске заранее сделана запись условий трёх или четырёх типовых задач. Тетради учащихся закрыты, а глаза устремлены на доску. Вначале анализирую первую задачу: ставлю вопросы и отвечаю на них сам либо привлекаю к беседе школьников.; в классе напряжённое внимание. Наконец, запись решения закончена. Говорю: «Опустите голову вниз, закройте глаза. Кому непонятно решение задачи, посмотрите на меня». Если есть хоть один взгляд, кратко повторяю логику решения, пользуясь готовой записью на доске.после этого решение первой задачи стираю. Аналогично разбираю вторую, третью… Объявляю «Приступайте к самостоятельному решению в тетрадях двух первых задач. Как только справитесь с работой, поднимите руку».так создаётся «поле» для активной умственной деятельности ребят. Через несколько минут вижу первую руку. Это Марина Ф. Быстро проверяю её решение. Тем временем поднимаютсяещё две руки. Правильность решения у первого проверяю я, у другого – Марина. Когда появляются ещё руки, уже три ученика готовы проверять работы своих товарищей. Они же могут оказать помощь «застрявшим» одноклассникам. «А теперь, - говорю, - домашнее задание. Задачник А. П. Рымкевича, задачи №… . Два последних типа из четырёх, разобранных в классе, входят в число домашних. Поэтому вы легко сделаете домашнюю работу».

Урок-экскурсия

Уроки этого типа в первую очередь призваны показать учащимся практическое приминение знаний, полученных при изучени темы или раздела курса физики. Ныне всю большую популярность у учитеоей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определённых заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятияи ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.

Опытом организации таких уроков делятся пофессор И. Я. Ланина и учительница 190-й средней школы Санкт-Петербурга И. П. Шидлович [.158].

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Проиллюстрируем на примере обобщающей экскурсии по разделу «Элекрические явления» в XIII классе. Её цель – показать применение постоянного тока, электрических и электромагнитных явлений на производстве; объект экскурсии – цех завода или фабрики.

Ко времени проведения экскурсии (IV четверть) объём информации, которую получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в суть вопросов: где, почему и как применяют на заводе электричество? Урок строится как поиск-поход за ответами на эти вопросы. Класс разбивается на пять бригад, каждая получает своё задание.

Задание 1. Значение электричества для развития данного предприятия. Выяснить, как облегчился труд рабочих в связи с применением электричества, как повысилась производительность труда, каковы перспективы роста использования электричества на предприятии, какие рационализаторские предложения, связанные с электричеством, были внедрены, что они дали, как предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2. Электрические цепи и схемы: электрическая схема предприятия в целом. Её основные части и узлы. Электрическая цепь отдельного станка.

Задание 3. Электричество – источник света и тепла: электрическое освещение в цехе, применение электрического нагрева на производстве, электросварка и электроплавильные печи на заводе, электросистемы для сушки изделий или лакокрасочных покрытий.

Задание 4. Электродвигатели на производстве: их роль (функции), технические особенности и параметры.

Каждая бригада имееет в составе три рабочие группы: теоретическую, инжинерную и практическую. Члены первой выясняют принципы действия прборов, машин и цепей, о котрых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в устройстве этого оборудования, а членов третьей интересует область использовани этих приборов на поизводстве, а также возможности их совершенствования. Все учащиеся сначала осматривают объект в целом, а затем побригадно знакомятся с тем оборудованием, которое имеет отношение к полученному заданию.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады делают сообщения о выполнении заданий. Кроме того, могут быть заслушаны ученические выступления на темы «Завод завтрешнего дня», «лучшие люди завода»; материал для последнего дают интервью с передовиками производства. В ходе обсуждения материалов конференции подводятся итоги и определяется лучшая бригада. Все ученики получают оценки.

§2. Разработка своей деловой игры

2.1 Деловая игра

На практике я провела имитационную игру « Международная научная выставка».

Цель игры: закрепить знания по теме «Воздухоплавание», повысить активность учащихся в процессе обучения физике, вызвать познавательный интерес у учащихся, развить такие качества личности как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность.

Имитационная ситуация такова: на международную научную выставку конструкторских моделей по использованию воздушных шаров, шаров-зондов приезжают представители разных стран. Каждая страна представляет свою модель. Победители выставки заключают долгосрочный контракт с Комитетом природных ресурсов для создания необходимой техники по представленным проектам моделей.

Учащиеся разделены по ролям: организатор выставки, конкурсное жюри, эксперты, конструкторы моделей, рекламодатели, критики.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Вступительное слово организатора выставки (ввод в игру).

2. Представление жюри.

3. Просмотр моделей. Конструкторы характеризуют свои модели (из чего состоит, каким газом заполняется шар, какой объём и т. д.).

4. Модели оценивают эксперты (решают задачи по данным характеристики, например, найти пдъёмную силу шара, зная плотность газа и объём шара).

6. Критики отмечают отрицательные стороны данной модели, задают вопросы (что такое балласт, подъёмная сила, как вычислить силу архимеда?).

7. Вывод жюри. Определение победителя. Разрешение проблемной ситуации.

Анализ игры. Ребята активно принимали участие в игре, серьезно отнеслись к своим ролям. Конструкторы отвечали на вопросы критиков. Эксперты решали поставленные задачи. Ребята с интересом играли и одновременно закрепляли материал по воздухоплаванию. В классе царила атмосфера соперничества. Ребята проявляли свои творческие способности. Урок прошел интересно и наглядно. Я направляла деятельность учащихся, но, в общем, они провели игру самостоятельно. Цели игры были достигнуты.

2.2 Видеофильм

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно используя рзличные игровые ситуации. Например, на практике я сняла небольшой фильм на тему «Атмосферное давление».

Данный фильм имеет воспитательные и развивающие функции. Он способствует развитию логического мышления учащихся, формированию новых умений и навыков, закреплению полученных знаний. Ребята сами разрабатывают сюжет фильма, подбирают материал, много работают самостоятельно, выполняя роли и артистов, и режиссеров. С помощью данного фильма можно провести урок закрепления знаний, урок изучения нового материала, итоговый урок по теме «Атмосферное давление». Просматривая опыт, можно предложить учащимся самим ответить на поставленные в фильме вопросы, проанализировать результаты опыта. Такой урок будет необычным, и учащиеся с интересом будут обучаться, даже если они устали. Я показала фильм перед итоговой проверочной работой по теме «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах», куда входит тема «Атмосферное давление». Они вспомнили изученный ранее материал.

Таким образом, игровая деятельность способствует обучению учащихся, делает учёбу интересным процессом, проходящим в коллективной форме.

Крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века. 2. Творчество художников - импрессионистов 2.1 Эдуард Мане О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 ...

Владимир Ильич625000 Тюмень, ул. Советская 88-1 Хабаровский государственный педагогический университет На правах рукописи Золотарева Светлана Алексеевна Развитие Теории урока в советской дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов Диссертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наук. 13.00.01 – Общая педагогика. Научный руководитель: доктор...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Кутмарова А.В.,

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи – реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности.

Активность личности – деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества ; имеет свои основные характеристики (целенаправленность, мотивация, осознанность, владения способами и приёмами действий, эмоциональность), а также наличие таких свойств как инициативность и ситуативность.

Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. На это в свое время обращал особое внимание отечественный педагог А. С. Макаренко. Одна из основных задач, которую А. С. Макаренко ставил перед педагогами – «воспитание общественного долга в процессе общественно полезной деятельности».

Анализ психолого-педагогической литературы и исследований показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников, и не затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Обобщая научные подходы к трактовке понятия «социальная активность» она рассматривается как сложное общественное явление; как свойство личности; как состояние деятельности ;

В своей работе мы использовали классификацию А. П. Петрова , который в структуре социальной активности выделил 3 компонента, свойственные младшим школьникам:

Общественно-политический

Познавательный

Творческий

Для изучения уровня сформированности каждого компонента социальной активности младшего школьника нами были использованы следующие методики:

1. Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков), направленная на выявление уровня общественной активности учащихся.

2. Методика изучения познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская), для оценки степени выраженности познавательной активности младшего школьника, была выбраны для изучения учебно-познавательной активности младших школьников.

3. диагностика «Творческий потенциал», использован для определения творческой активности учащихся.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: контрольный класс из муниципального автономного образовательного учреждения лицея № 34 и экспериментальный класс из муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 73 «Лира» с углубленным изучением искусств г. Тюмени. Мы использовали третьи классы в 2010 году, для диагностики исследования исходя из того, что значительных отличий между ними по следующим параметрам обучения не выявлено:

1. Количество учащихся в классе: 3 «Б» класс (МАОУ Лицей №34) 25 учеников, из них девочек 12 человек, мальчиков 13, 3 класс (МАОУ СОШ №73) 24 ученика: 12 девочек и 12 мальчиков;

2. Обучение осуществляется по программе «Начальная школа XXI века»

3. Качественная успеваемость находится на одном уровне.

Отличительной особенностью между классами являлся метод проведения уроков окружающего мира (в экспериментальном классе мы использовали проектную деятельность).

Всего в исследовании приняли участие 49 учеников.

Наше исследование было проведено в три этапа:

1) предварительная диагностика уровня сформированности социальной активности (сентябрь – октябрь 2010 г.);

2) проведение специальной работы по формированию социальной активности младших школьников (ноябрь 2010 г. – ноябрь 2011 г.);

3) итоговая диагностика уровня развития социальной активности младших школьников (февраль – апрель 2012 г.).

Проведя диагностику сформированности уровней данных компонентов, мы выявили, что общий уровень социальной активности у учащихся экспериментальной группы общественно-политический компонент имеет низкий уровень, учебно-познавательный и творческий компоненты имеют средний уровень сформированности. Общий уровень социальной активности находится на среднем уровне. В контрольном классе все компоненты находятся на среднем уровне сформированности.

Данные показали средний уровень сформированности социальной активности у учащихся контрольной и экспериментальной групп. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. Поэтому мы считаем необходимым формирование социальной активности у учеников начальной школы.

Мы предположили, что формирование социальной активности младших школьников будет эффективно, если в процессе учебной деятельности мы будем применять метод проектов.

Метод проектов – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием учебной работы .

В групповой проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы :

1. этап. Погружение в проект.

Учитель сообщает тематику раздела, а учащиеся самостоятельно подбирают тему работы, так чтобы она соответствовала содержанию данного раздела. Оформление методического паспорта проекта (формулировка проблемы, которая будут разрешена в ходе выполнения проекта, гипотезы, требующая доказательства или опровержения) и составление листа планирования проходит в совместной деятельности учителя и учеников.

2 этап. Организационный.

Учащиеся самостоятельно распределяются по группам; определяют направления работы, формулируют задачи для каждой группы. Учитель помогает в указывании источников информации по каждому направлению.

Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Теоретическое решение проблемы: учащимися самостоятельно осуществляется поиск необходимой информации, сбор данных (изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.), изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Переносят теоретические знания на практику (зависит от вида проекта).

Практическое решение проблемы проходит во взаимодействии с взрослыми (учителя, администрация школы, родители)

4 этап. Обработка и обсуждение результатов проекта (презентация).

На этом этапе учитель оказывает помощь учащимся в подготовке проект к презентации, помощь в составлении этапов выступления по данному проекту.

Школьники представляют свои учебные проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

Таким образом, основное преимущество метода проектов по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная деятельность принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность. Уроки окружающего мира представляют достаточное количество тем, учебного материала для применения метода проектов.

Мы исходили из предположения, что в рамках нашего исследования формирование социальной активности будет эффективным, если применять метод проектов именно на уроках окружающего мира.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть поставленную нами гипотезу мы провели комплекс работ с экспериментальной группой по формированию социальной активности:

Метод проектов применялся один раз в месяц; темы проектов соответствовали разделам курса окружающий мир: человек и общество (I четверть), человек и другие люди (II четверть), человек и мир природы (III четверть) и история родной страны(IV четверть).

Учащимися были разработаны следующие проекты:

I четверть

Быт Древней Руси. Продукт: презентация с подробным описанием жизни людей в Древней Руси, культуры и зодчества. Данная презентация использовалась другими учителями на уроках изобразительного искусства и окружающего мира.

Россия и её соседи. Результатом проекта стал урок-практикум в игровой форме, где каждая группа представляла сведения об изучаемой стране.

Правила поведения в школе. Продуктами проекта явились: видеофильм, составленный учащимися 4 класса, и брошюра «Школа – храм знаний»;

II четверть

Ветеран живет рядом. Данный проект вызвал сильный эмоциональный отклик ребят на изученные трагические события ВОВ. Результат: выступление (при поддержке администрации школы) для ветеранов ВОВ.

Общение – это лекарство. Продукт: презентация с полезными советами для взрослых и учащихся. Результатом проекта стало выступление на общешкольном родительском собрании.

Предшественники человека. Продукт: плакат с кратким содержанием о теориях происхождения человека, об археологических открытиях, об основных отличиях человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество).

III четверть

Консументы, продуценты, редуценты. Продукт: плакат с кратким содержанием проекта. Результат работы был опубликован в школьной газете «Кифара»

Голубая планета Земля. Продукт: брошюра «Сохраним родную природу». Результатом проекта стало выступление в научной конференции «Шаг в будущее»

Вселенная. Космос. Продукт: книга о Вселенной. Результат: выступление на уроке окружающего мира в 1 классе, с целью формирования знаний у учащихся о сущности вселенной и космоса т.д.

Кометы, астероиды, метеориты. Продукт: книга о небесных телах. Результат: выступление на уроке окружающего мира во 2 классе, с целью ознакомления учащихся с космическими явлениями, небесными телами и т.д.

IV четверть

История одного города. Результатом явился продукт: книга об истории города Тюмени, с полезными советами для туристов.

Культурное наследие России. Продукт: книга, собравшая в себя краткую биографию поэтов, писателей, архитекторов, композиторов, художников, в хронологическом порядке.

Родная страна от края до края. Продукт проекта:

Каждый из этих проектов формировал творческий компонент социальной активности, т.к. творческие способности развиваются в процессе подготовки и выполнения проектной деятельности учащимися начальной школы.

В ходе нашей работы мы отслеживали настроение детей, проводили работу над развитием всех компонентов социальной активности. Данные проекты, а также обсуждение и анализ вместе с учителем результатов работы, позволили нам еще сильнее сплотить ребят, немного наладить межличностные отношения, отследить формирование всех компонентов социальной активности после проведенных уроков.

Диагностика уровней учебно-познавательного компонента показала, что высокий уровень значительно повысился (на 21%), учащихся среднего уровня стало меньше на 16%, а низкий уровень сократился до 12% - то есть до 3 человек (было 4).

Проведя повторную диагностику творческого компонента социальной активности, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень вырос на 22% (8 детей стало активно применять свои творческие способности на уроках при решении заданий), уменьшение количества человек произошло со средним уровнем на 5 % и низким уровнем на 17 %.

Проведя повторную диагностику в контрольном классе, мы выявили небольшие изменения в росте показателей социальной активности. Этот рост можно объяснить взрослением учащихся и накоплением социального опыта.

Результаты данного тестирования показали эффективность использования метода проектов на уроках окружающего мира с целью повышения уровня социальной активности младших школьников.

Применение на уроках метода проектов в процессе практической работы способствует социальной активности учащихся, которые, испытав на себе «ситуацию успеха» стремятся к новым открытиям не только для удовлетворения собственных интересов, но и интересов общества.

Литература:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. - 176 с.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Словарь. - М: УЦ Перспектива, 2011. - 244 с.

3. Петров А.П. Социальная активность: сущность, содержание, критерии// Формирование социально активной личности: Сущность, проблемы: Сб. научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина/ Под ред. А.П.Петрова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - С.3 - 18.

4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.