Дополнительное образование как направление педагогической деятельности. Аспекты организации воспитательной работы в деятельности педагога дополнительного образования. Управление образования администрации

По отношению к дополнительному образованию детей детерминационная неопределенность усиливается правом детей в свободном выборе режима своей деятельности, объема занятий, уровня своих результатов. Именно эта существенная черта не была учтена при проведении экспериментальной аттестации учреждений дополнительного образования детей.

Управление образования администрации

Присмотритесь к стволовым клеткам, морским ежам и иммунным клеткам, склоненным к разрушению. Свободные ресурсы для учителей естественных наук. Национальный институт глаз с удовольствием делится информацией и ресурсами, чтобы помочь вам учить детей о важности заботы о своих глазах.

Учебные планы и инструментальные средства на этой странице разработаны, чтобы помочь вам выполнить и оценить ваши возможности. ®. Она призвана помочь им рассказать о сложном мире средств массовой информации вокруг них и о том, как она может повлиять на их здоровье - особенно в области питания и физической активности. Учебное пособие из Национального института стоматологических и краниофациальных исследований выходит за рамки традиционной учебной программы по «чистке и чистке», этот модуль фокусируется на науке оральной среде и основных научных концепциях, касающихся гигиены полости рта.

Главная проблема всей педагогики, включая и рождающуюся педагогику дополнительного образования детей - отсутствие ясности что именно отслеживать в образовательном процессе как его результат. Самыми универсальными и официально принятыми в образовательной практике являются следующие отдельные блоки объектов оценки:

1. «Учащиеся»: знания, умения, навыки (чаще всего только по соответствию их стандартам); показатели личностного развития и воспитания (иногда дифференцированно по направлениям).

Бесплатные интерактивные игры, плакаты для класса и другие инструменты для научного обучения доступны онлайн для студентов и преподавателей. Закажите полные наборы некоторых публикаций, используя форму заказа преподавателя. Учителя: получите легкий доступ к массиву занятий и учебным программам. Студенты: Откройте для себя связи между здоровьем человека и окружающей средой. Ученые: Нужно предоставить презентацию классу вашего ребенка?

Муниципальное бюджетное учреждение

Вы учитель в школе или университете и как учитель, социальный работник, директор школы, преподаватель или профессор Навыки, эмпатия, доверие и ответственность? Вы считаете, что ценностно-ориентированное развитие личности и понимание друг друга должны поощряться более интенсивно? Они заинтересованы в том, чтобы познакомиться с основами и методами экспериментального обучения практически и теоретически, чтобы обогатить ваше учение Проект, вступительные и студенческие дни игривым и ориентированным на действия способом? Мы сердечно приглашаем вас воспользоваться нашим более чем 25-летним опытом в области образования детей и подростков, а также в области образования и обучения взрослых!

2. «Учителя»: профессионализм, компетентность, отношение к работе.

3. «Школа»: соответствие разнообразным нормативам, организация и обеспечение деятельности (в позитивном и отрицательном ее воздействии на детей), престиж в социуме (его рост или падение).

Для каждого блока предназначается свой комплект критериев, показателей, методик, форм их проведения и т. д. По каждому из перечисленных блоков получаются разные, замкнутые, не соотнесенные друг с другом результаты. Однако именно они являются аргументами для выводов об уровне качества образования (высокое, низкое, среднее).

Методическая деятельность и её специфика

Мы можем предложить вам следующие курсы: Введение в теорию практического опыта в теории и практике, целостное и ориентированное на опыт обучение, с целью повышения самореализации и социальной компетентности; выбранное содержание экспериментальной педагогики проверено, отражено вместе и возможности для перехода в профессиональную сферу. Кроме того, приводятся конкретные предложения для школы, групповые поездки, а также групповые поездки.

Декан по академическим вопросам

Соберите ценные советы о подготовке и последующей командировке от ведущего провайдера и проведете увлекательные выходные вдали от школьного дня вместе со своими коллегами или другими преподавателями. Вместе с коллегами у вас есть возможность познакомиться с методом экспериментальной педагогики практическим и «практическим» способом. Мы предлагаем мероприятия, упражнения и игры, которые вы и ваши коллеги можете реализовать без необходимости специалистов.

Как выбраны эти ресурсы

Жители в Центре академических знаний учителей специалисты исследования и признали выдающуюся работу по специальности области.

Авторы книги «Управление качеством образования» определяя качество как соотношение цели и результата (меру выполнения цели), предлагают рассматривать результат образования как один из основных компонентов (наряду с операционально заданными и спрогнозированными на будущее целями), с помощью которого определяется качество образования и пути управления этим качеством. Речь идет не только о расширении спектра результатов образования (любые результаты, даже те, которые невозможно определить) и способах их определения, но главное - о повышении управляемости в получении именно тех результатов, которые находятся в «зоне цели». В этом - суть всех вопросов управления качеством. Итак, выделяются три группы:

Какие компенсации они получают?

Их выбор является частью специального проекта, который заинтересован в развитии. Дополнительная компенсация будет в течение одного семестра или одного учебного года. Его назначение резидента позволяет разработать специальный проект институциональных интересов. Их служба не предполагает контракт на оказание услуг, как правило, получают дополнительное вознаграждение от 1 до 3-х кредитов на семестр или учебный год. Их услуги могут включать выплату минимальной стипендии.

Аниматор, техник, инженер или дизайнер. Учитель физического воспитания: руководитель деятельности, техник, инженер или дизайнер. Профессионал, которого интересует учреждение, реагирует на другой профиль в зависимости от времени: аниматор, техник-аппликатор, инженер-регулятор, рефлексивный дизайнер-практик. Об этом свидетельствует экспертиза профессионального конкурса и его отчетов жюри. Замечания, сделанные учителями-стажерами, свидетельствуют о том, что они, наконец, призвали все эти «исторические» профессии противостоять «шоку реальности».

1. результаты образования, определяемые количественно в абсолютных значениях и обязательно в измеряемых параметрах. 2. результаты, которые определяются только квалиметрически (качественно), описательно в корректной, подробной форме или в виде бальной шкалы, где каждому уровню соответствует определенный уровень проявления качества. 3. неявные результаты, относящиеся к внутренним, глубинным переживаниям личности школьника. Оценка проводится экспертным путем на основе интуиции, наблюдения, через создание условий для их возникновения на фиксируемом уровне.

«Шок реальности» - единственный способ изменить ситуацию. Образование становится только одним выходом среди других, и исследования больше не сосредоточены исключительно на этом профессиональном пути. Эти преобразования обучения параллельны эволюции системы образования. На основании отчета Банселя, вызывая создание учебных университетских преподавателей институтов, министерство предлагает пройти учебную модель, основанной на логике образования и овладение дисциплинарного контента качество логика сосредоточена на профессионализации - как интеграция в культуре, что учителей, а также рационализации процесса познания, ведущего к определению замкнутой области в области труда, физической деятельности в школьном мире - и владение профессиональными навыками.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей состоит не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный (обществом или самим педагогом) комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности. Следовательно, с точки зрения Е.В. Титовой, надо говорить о результативности воспитательной деятельности как о достижении такого качества организации совместной деятельности с детьми, которое обеспечивает возможность их ценностно значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием. С нашей точки зрения, использование понятия организации деятельности, позволяет ввести отношения взаимозависимости между «качеством как соотношение цели и результата» и «качеством как сущностная определенность». Кроме того, в первом и во втором аспектах, качество является мерой, но говоря о качестве как выражении сущностной определенности, мы можем говорить об уровне или степени совершенства ее осуществления на практике. Тем самым мы ставим на первое место ценностную составляющую качества дополнительного образования детей. Поскольку представления о жизненно необходимом содержании опыта и ценностной значимости личностных проявлений всегда субъективны, то и понимание результативности всегда будет субъективно (на уровне отдельного педагога, педагогического сообщества, учреждения и т.д.), что неизбежно выдвигает проблему их нормативно - парадигмального согласования и корреляции на всех уровнях управления качеством организационной деятельности (от педагога в объединении, отдельного учреждения или его подразделения до территориальных объединений). Для нас важно подчеркнуть, что говоря о приоритете организационной составляющей педагогической деятельности (ее целей и результатов), мы говорим о сущностной характеристике или качестве этой деятельности в дополнительном образовании детей. Только в этой основе можно далее разрабатывать, предлагать конкретные варианты, осуществлять оценочные процедуры качества (уровня, степени) организации педагогом совместной деятельности с детьми и качества его профессионализма (компетентности). Понимая, что это не итоговый, конечный показатель, а достигнутый этап в движении к идеалу («здесь и сейчас»). Формой выражения этого этапа является программа, разработанная и реализуемая педагогом дополнительного образования детей, имеющая конкретную цель (и соответствующие показатели качества), задачи, необходимые средства достижения этих целей и методы их диагностики (оценки).

Разве они спровоцировали изменения в профессионализации и профессионализме этих агентов? Какие модели ищут институты после этих потрясений? В какие старые или новые модели включены молодые учителя? Эти характеристики относятся к четырем парадигмам, соответствующим многим способам мышления в обучении учителей, архетипам, к которым мы присоединяем определенные модели профессионализма профессии учителя. В этой статье рассматривается анализ так называемого профессионального теста и соответствующих отчетов жюри.

Этот тест является тем, с помощью которого рекрутер стремится воспринимать навыки постуланта для обучения классу. В какой-то мере они «выражают требования, предъявляемые государством через Генеральную инспекцию в качестве работодателя будущих государственных служащих, профессиональные тенденции, которые пересекают суд». Эти тексты были подвергнуты анализу качественного содержания, следуя работе, проведенной Амаде-Эскотом в начале 1990-х годов. Чтобы выявить модели профессионализма, защищенные институтом, мы стремились в каждом тексте, что говорилось.

Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, но в умении и готовности вместе с ними пройти «путь» познания, результаты которого не предопределены. В этом суть педагогики сотворчества. Педагог организует и участвует в образовательном процессе и, поэтому, происходит относительное приравнивание образовательного результата к педагогическому, но не их абсолютное совпадение. Результат собственных усилий и собственной образовательной деятельности ребенка может оказаться далеким от всех прогнозов педагога, проектируемых им целей как «образов результата». Мы подчеркиваем, что это несовпадение есть характерная черта дополнительного образования детей, поскольку, главное в образовательном процессе - успешность (или неуспешность) как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.

Разнообразие анкет опрошенных позволяет сместить широкий спектр возможностей в отношении моделей профессионализма, реализуемых молодыми учителями при вступлении в профессию. Профессии, к которым относятся молодые учителя, были идентифицированы посредством анализа контента.

Мы воспроизводим их и иллюстрируем цитатами, извлеченными из интервью. Тексты конкурса также развивались, а также позиционирование агентов, которые контролируют сектор. Преподаватели должны быть непосредственно задействованы в поле. Сразу же столкнувшись с полным обслуживанием, часто находящимся далеко от их дома и без какой-либо помощи, они должны иметь возможность управлять классом, как реляционно, так и организационно. Тест, состоящий из реализации сеанса в присутствии учеников, терминов, определяющих его, с учетом опыта преподавания и анимации как на входе, так и выходе из учебного плана, вносит свой вклад полностью.

Соответственно, образовательный результат следует рассматривать не только на уровне ребенка, но и считать таковым характер условий, которые создает педагог для его успешности, т.е. меру усилий педагога как субъекта образовательного процесса. Говоря о характере условий, мы имеем ввиду то, что названо И.Д. Демаковой «пространство и время жизни детей и взрослых (учителей, педагогов), которое превращает образовательное учреждение в «совместное бытие взрослых и детей». Тем самым, мы еще раз обращаем внимание на суть педагогического взаимодействия с ребенком в дополнительном образовании - педагогическая поддержка образования личности. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей - это всегда индивидуальный путь или, точнее, маршрут образования ребенка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием. Речь идет не столько о «поддержании учителем интереса, любопытства, любознательности и положительно - эмоционального настроя учеников… побуждающего их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений, сколько о педагогических тактиках помощи самореализации ребенка в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия в развитии способности ребенка совершить выбор. Такой акцент на педагогической поддержке позволяет определить специфику образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Мы согласны с мнением Т.В. Ильиной, что понятие образовательный процесс только в организационно - методическом аспекте может быть приравнено к понятию педагогический процесс и под ним можно рассматривать целенаправленное (организованное и постоянное) взаимодействие педагога с детьми на любом содержании, не противоречащим современным требованиям науки и нормативным документам (но более тому, что мы назвали как приоритет требований экологии детства и концентрации на ребенке), в ходе которого могут решаться задачи обучения, воспитания, развития личности каждого ребенка (Ильина Т.В. Мониторинг и статьи). В целом же образовательный процессов дополнительном образовании детей всегда есть оригинальная модель взаимодействия и сотрудничества (совместимости педагогической деятельности и саморазвития ребенка), реализуемая на основе образовательной программы в конкретных условиях и имеющая только собственный комплекс результатов.

Он направлен на выявление способности анализировать и делать выбор. Он основан на документах, которые кандидат разработал и внедрил. Уже не следует делать то, что постулант оценивается, но на ранней стадии, оформленной в письменной форме. Норма отбора переходит от реализации к знаниям, поддержки дидактико-педагогических ноу-хау в процессе становления, овладения определенной риторикой. Акцент делается на аргументационных и методологических аспектах, на профилактических и ретроспективных аналитических способностях адаптированного курса для родового ученика.

Анализ практики дополнительного образования детей показывает, что спектр целей и задач образовательного процесса предельно разнообразен. Более того, их определение не отличается устойчивостью и может меняться в процессе реализации программы. Каждый новый набор детей в группу (программу) вносит свои запросы, интересы, уровень способностей, а необязательность и право выбора задают особую непредсказуемость в организации занятий, в планировании деятельности и ее результатов. Однако, педагоги, так же как и учреждения в целом, стремятся к устойчивости образовательного процесса, к повышению его управляемости, что позволяет говорить о сложившихся сегодня типах образовательного процесса, имеющих свои специфические задачи, прогнозируемые результаты, способы организации, но сочетаемые в одном педагогическом процессе. Так, Т.В. Ильина выделяет пять таких типов, в каждый из которых объединяет несколько видов образовательных моделей. Ни один из типов образовательного процесса не существует в чистом виде, но можно выделить ведущий тип для педагога или учреждения. Наиболее распространенными являются следующие типы образовательного процесса: обучающий, воспитательный, общеразвивающий, досуговый, комплексный (интегрированный по педагогическим задачам). Подробная характеристика и оценка предложенной типологии не входит в задачи нашего исследования, поэтому назовем только варианты «цели - результата» по каждому из них.

Учреждение допускает нанять профессоров, чья подготовка не завершена, кандидаты, чей предыдущий опыт не является систематическим опытом преподавания. Действительно, устная оценка больше не зависит от выполняемых сеансов, а от любого документа, составленного во время курса. Опрос больше не фокусируется на преподавании кандидата, но учитывает его в учреждении - сеанс включен в проект, программу или цикл обучения. Подкрепление документов, критика и обоснование предложений по концепции образования кажутся как профессионализм «учителя-регулятора его практики», отражающего использование теоретических референтов.

Целью обучающего типа образовательного процесса является достижение детьми высокого (профессионального или предпрофессионального) уровня в определенной предметной области; полное овладение конкретной специальностью, специализацией. Обученность в конкретной предметной области - есть ведущий показатель результативности и главный параметр слежения при мониторинге образовательных результатов. Воспитательный тип образовательного процесса направлен на поддержку, формирование и развитие тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в обществе. Прогнозируемый итоговый результат - внутренняя культура личности, которая простраивается в различных критериях оценки. Ведущий результат в этом типе - общая культура личности, понимаемая как воспитанность (ее диагностика предопределяется четкостью понимания, что такое воспитанность и конкретизацией признаков, поддающихся диагностике и внешнему наблюдению). Образовательный процесс только тогда относится к воспитательному типу, когда в нем есть специально организованная педагогом воспитательная деятельность, в которой дети принимают на себя ответственность, усваивают социальные нормы и приобретают опыт позитивных отношений, заботы и помощи. Приоритетом образовательного процесса общеразвивающего типа становятся задачи развития свойств (прежде всего сенсорного развития) и конкретных сторон личности (интеллектуальной, физической и т.д.). Мониторинг результатов здесь индивидуален, но главный результат - динамика (позитивные изменения или отсутствие регресса, т.е. стабилизация состояния) свойств и сторон каждого ребенка. Чаще всего отслеживается уровень внимания, мышления, творческих способностей, моторики, состояние здоровья и т.д. Естественно, мониторинг образовательных результатов в общеразвивающем типе трудоемкий и сложный, но он является и самой объективной и четкой системой, позволяющей отследить реальный вклад педагога в ребенка.

Учреждение стремится нанять «инженера»; жюри запрашивает «научного» профессора на институциональном и практическом уровнях. Главной задачей мероприятия является презентация учебного контента на основе стандартной вопрос-структуры, которая позволяет лучше сравнивать навыки концепции кандидата - ставить в соответствие и аргументировать, адаптироваться к учащимся в соответствии с контекст. Кандидаты оцениваются на основе устного представления содержания, которое они будут предлагать данной аудитории.

Профессор, который строит и реализует сеанс в спортивной логике, завербовывается через его исполнение перед учениками, уступает, во-первых, учителю-технику, применяя инструменты спортивного поля, а затем, на втором этапе, до профессора-инженера, регулятора, основанного на его институциональных и практических знаниях, чтобы прийти сегодня к «клиническому» учителю, ответственному за преподавание содержания, которое он задумывает на заданную продолжительность в соответствии с конкретным контекстом.

Досуговый тип образовательного процесса предполагает основным результатом занятость, организованность свободного времени ребенка. постоянство интереса (сохранность контингента) и появление позитивных потребностей. Безусловно, в этом типе могут быть достигаться элементы обученности, ставится воспитательные, реабилитационные, коррекционные задачи, но приоритет остается за организацией свободного времени ребенка. Потому результат измеряется количественно (как много было предложено детям и как много детей этим предложениями воспользовались. Сколько постоянных посетителей) и качественно (что изменилось в отношениях, мировосприятии ребенка). Особым показателем педагогической результативности выступает степень выполнения педагогом социально - педагогических функций: работа с семьей и забота о положении ребенка в ней, забота о здоровье и материальном положении ребенка, помощь в жизненном самоопределении. Крайне редко в реальной практике встречается комплексный тип образовательного процесса. Его главное отличие связано со специально организованными процессами предметного обучения, воспитания и включения во взаимодействие с детьми развивающих технологий. Это процесс творческого, поискового характера - поскольку иначе не возможно развитие и он охватывает разные сферы жизнедеятельности человека (функциональная комплексность). Особой характеристикой этого процесса является прогнозирование образовательного результата в трех равноправных и равно ценных компонентах - в области предметного обучения, общей культуры личности и уровня развития ее каких - то сторон.

Компетенции, гарантированные успехом конкурса, не обеспечивают успех в классе; они подтверждают профессионализм научно-технического типа, но не эмпирический тип профессионализма. Не означает ли вход, более или менее трудный, в профессию привести слушателей к другим видам профессионализма?

Кого они называют во время своего первого опыта в качестве учителя? Три четверти из них имеют степень в области управления, будь то в спорте или нет. 97, 2% имеют «преподавательский» опыт, будь то для обучения или нет, в спортивных мероприятиях. Это позволяет им знать, действительно ли это задание, которое они хотят сделать, готовиться к нему, если не идеально, по крайней мере, полезно. Это актив, который должен начаться в Национальном образовании путем сокращения начальных неожиданностей на момент принятия должности.

Соответственно, Е.В. Титова предлагает различать (а значить и оценивать) проявления качества и результата деятельности учреждения дополнительного образования детей относительно следующих систем:

1. Макросистема - сфера дополнительного образования.

2. Внешняя система - система образования, в структуре которой функционирует данное учреждение.

3. Внутренняя система - собственная образовательная (педагогическая) система учреждения.

Качество и результат деятельности каждого учреждения в первой системе определяется посредством сравнения его с такими же учреждениями (по типу, виду, категории, профилю и т.п.) в сфере дополнительного образования детей всей страны. Во второй системе, качество и результат должны соотносится с нормативами и потребностями развития территориальной системы образования (района, города, области и т.п.).

Последняя оценочная процедура касается проверки соотношения образовательной системы учреждения с собственным потенциалом. Кроме того, анализ может быть дополнен оценкой деятельности подразделений учреждения, его служб, отдельных сотрудников: качество и результат деятельности отдела, коллектива на первом уровне - относительно подобных структур в других учреждений, на втором уровне - относительно образовательной системы учреждения, на третьем уровне - относительно собственного назначения, задач, возможностей; качество и результат деятельности сотрудника, педагога на первом уровне - относительно таких же специалистов в учреждениях дополнительного образования, на втором уровне - относительно других сотрудников в данном учреждении, на третьем уровне - относительно собственных ориентаций, замыслов, квалификации. Нам кажется, что это предельно сложная для реализации задача и мало продуктивная. Информации будет много, но действительное исследование качества каждого конкретного учреждения будет потеряно, уступив место субъективным мнениям, поверхностным оценкам, условным представлениям.

Мы убеждены, что применительно к дополнительному образованию детей следует говорить о качестве организации образовательного института, имея в виду не его функциональную целостность, а органическое целое. Выражением этой органичной целостности на практике жизнедеятельности образовательных институтов, задающей их внутреннюю связанность, структурированность, но и способности к автономии, самоорганизации, самоуправлению, развитию является культурная модель: учреждения, дополнительного образования детей как оригинальной системы и дополнительного образования детей как уникального типа образовательного процесса или «субкультуры образования, в которой отдается предпочтение одним ценностям и отвергаются другие». Вводя понятие культурная модель учреждения, мы выделяем особый вид самоуправления или инновационной деятельности, объединяющей детей, родителей, педагогов, администрацию по созданию своей системы и типа своей жизнедеятельности, которая особым образом влияет на образование детей, их интересы, мышление, язык, а также изменяет педагогическую деятельность взрослых, делает образовательную систему уникальной. Культурная модель учреждения подразумевает обязательность концепции - системы взглядов, идей и ценностей (собственной «философии жизни»), видение своей миссии; соответствующей организации образовательного процесса и всей жизни учреждения, обеспечивающих стиль образовательного сообщества и механизм взаимодействия, развивающихся взаимоотношений. Все это формирует определенное качество образования и создает реальный культурный контекст взаимодействия детей и взрослых. Вместе с тем, мы убеждены, что внутренней характеристикой, собирающей, словно в фокусе, все особенности учреждения (и управленческие, и поведенческие) является организационная культура как показатель качества и, одновременно, критерий оценки этого качества. Понятие организационная культура является новым для отечественного образования и его применение еще не отличается распространенностью. Для дополнительного образования детей его практическое освоение дает реальный выход на самоидентификацию различных видов учреждений в системе дополнительного образования детей и самой системы - в сфере образования.

Дополнительное образование имеет значительные отличия от стандартного общешкольного образования, главное из которых заключается в том, что дополнительное образование не является обязательным . Это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и организации самого процесса дополнительного образования в целом.

Учреждения дополнительного образования это не столько школа, сколько творческая и воспитательная лаборатория . Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение, а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает положительные условия для их совершенствования. Позитивный опыт (творческий, познавательный, коммуникативный), приобретённый в детском коллективе, стимулирует ребёнка к саморазвитию, а это одна из главных задач, которую ставит перед собой система дополнительного образования.

Главная задача педагога , руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развития и возможности реализации собственных творческих, познавательных, коммуникативных потребностей каждого ребёнка в детском коллективе.

Педагог - руководитель студии, кружка, объединения, формируя группу, принимает всех желающих детей (не выбирая по способностям), руководствуясь лишь возрастными критериями, прописанными в образовательной программе. Родители же приводят детей в кружки, преследуя различные цели. Главным образом, конечно, это собственные пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности. Обычно такие дети являются самым сильным звеном коллектива, составляют его костяк. Некоторые из них воспринимают занятие в кружке, как подготовительный этап собственного профессионального образования и, впоследствии, выбирают данное направление деятельности своей профессией.

Так же в группе, (в кружке) оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители, как правило, выбирают для своих детей подряд все кружки дома творчества, удобные по расписанию, не задумываясь о направлении их деятельности, руководствуясь мыслью о том, что любое «развитие» пойдёт на пользу ребёнку. Такие дети, не имея собственного увлечения данным видом деятельности, часто пропускают занятия, меняют кружки, или, в виду каких-либо причин, вовсе покидают дом творчества. Примерно так же обстоят дела с детьми, родители которых считают, что ребёнок в детстве должен «попробовать» всё, что предлагается (и что финансово доступно) в сфере дополнительного образования: немного попеть в хоре, немного поиграть на саксофоне, немного позаниматься иностранным языком, немного потанцевать и так далее. Такие дети, как правило, не задерживаются в коллективе надолго - ведь нужно всё успеть!

Так же в детскую группу дополнительного образования приходят дети, (как это ни грустно это признать), по направлению врачей специалистов. Так, в детском хоре оказываются дети, направленные логопедом для лечения от заикания, пульмонологом - для укрепления лёгких, по средствам развития правильного певческого дыхания; в хореографические кружки приходят дети по рекомендациям ортопедов.
Нередко в группы, по рекомендациям педагогов-психологов, приходят «социально неадаптированные» дети, что создаёт дополнительные трудности как для педагога (в организации и проведении занятия) так и для детей - участников кружка.

Успех творческой деятельности такой разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы руководителем группы, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога с родителями детей.

Для ребёнка младшего возраста главным авторитетом в приобретении первого жизненного опыта, в формировании отношения ко всему окружающему, является его семья. Поэтому во многом успех организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей зависит от степени серьёзности отношения родителей этих детей к виду деятельности посещаемого ребёнком кружка, значению этого вида деятельности в жизни их ребёнка, к педагогам дополнительного образования и к системе дополнительного образования в целом. Отношение семьи к деятельности ребёнка является определяющим в том, насколько успешной и полезной для ребёнка будет эта деятельность. Поэтому педагогу нецелесообразно ограничиваться проведением традиционных занятий с детьми в кружке, согласно учебному расписанию. С первого дня деятельности коллектива педагог должен уделять внимание, тщательно продумывать и планировать работу с родителями учащихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.

Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного кружка, группы.
Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание. Его проводят руководители всех кружков и объединений учреждений дополнительного образования. Самое главное при подготовке и организации родительского собрания педагог должен помнить, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить «отличников» и поругать менее успешных учеников. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка и главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий - возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать кружок - а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход . На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. (Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать тесты и провести предварительное тестирование).

Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытый урок для родителей . Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организующиеся в кружках и студиях художественного направления.

Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты , в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями. Это:

  • фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных абонементов для детей и их родителей - в объединениях художественного направления;
  • «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек учеников - в кружках спортивного направления;
  • имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья учеников. Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей;
  • совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие. И многие другие проекты, насколько хватит фантазии педагога.

Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог должен помнить, что родители - участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение.

Совместные с родителями загородные походы и пикники также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом.

В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу - лучшие помощники педагога на пути к успеху.