Причины увольнения контрактника. Увольнение с военной службы

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами и статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение военнослужащего по причине собственного желания возможно лишь в некоторых случаях. Какие обстоятельства позволяют разорвать контракт без «плохой» статьи, и как происходит процесс увольнения?

Особенности досрочного увольнения

Увольняются из армии досрочно или по истечению договора (контракта) с армией. Уйти после того, как закончился срок воинской службы, можно беспрепятственно. Кардинально противоположная ситуация бывает, когда уволиться с военной службы по контракту хотят досрочно.

Досрочное увольнение из армии происходит таким образом.

Начало увольнения в армии

Процедура увольнения из армии законодательно определена на каждом этапе. Несоблюдение правил влечет серьезные последствия для тех, кто проводит увольнение.

Начинается процесс с написания рапорта от увольняющегося на имя командира части.

Рапорт военнослужащего на увольнение.

В рапорте военнослужащий просит уволить его или ходатайствовать (то есть просить) вышестоящих по званию произвести увольнение.

В рапорте должны быть соблюдены следующие пункты:

  1. Сделана запись о намерении уволиться по собственной инициативе.
  2. Написана причина решения.
  3. При наличии пункта указываются обеспечен ли контрактник личным жильем.
  4. Подчеркивается или записывается отказ от прохождения медкомиссии. Или вписывается просьба о проведении Военно-врачебной комиссии.
  5. Перечисление, при наличии, справок и иных документов, подтверждающих уважительную причину.

Обязательно необходимо проставить даты и подписи.

Копии справок, использованные для увольнения, прикладываются к рапорту.

Командир, на имя которого произведен рапорт, должен направить всю документацию на рассмотрение аттестационной комиссии . Аттестационная комиссия состоит из нескольких начальников воинской части и секретаря.

Рассматривают такие дела в воинской части сразу или по мере возможности, но не более 7 дней. Если рапорт пришел из управлений групп войск, то рапорт могут рассматривать до 15 дней.

Важно! В случае проверки указанных в рапорте ситуаций может быть проведена дополнительная проверка, при этом решение комиссии может затянуться еще на 15 дней.

Протокол решения комиссии отсылается военнослужащему, однако окончательное решение об увольнении принимает командир его части.

Остальное – как у гражданских

После того, как было принято положительное решение об увольнении на основании личной инициативы командиром или начальником кадровой службы создается приказ об увольнении, где прописываются данные из рапорта – причину и дату.

В день увольнения военнослужащего исключают из личного состава военной части и предоставят расчет с необходимыми копиями документов.

В трудовой книжке будет сделана запись о расторжении контракта по собственному желанию военнослужащего.

Приятные выплаты

Расчет осуществляется в день, когда контрактник решил увольняться. Согласно федеральному закону контрактникам, кроме основного расчета (оклада за конкретное число отслуженных дней), полагаются следующие выплаты.

Материальная помощь может быть выплачена согласно графику, установленному в области. Если она уже выплачивалась в год увольнения, она не удерживается из расчета контрактника.

Следует заметить, что при увольнении по несоблюдению контракта , в отличие от основания по собственному желанию, военнослужащий лишается всех дополнительных выплат. Поэтому в случае не согласия командира, увольнять военнослужащего по собственной инициативе, следует обращаться в вышестоящие инстанции и требовать пересмотра дела.

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами
и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие
по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:военнослужащий находится на стационарном лечении;военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;военнослужащий участвует в походах кораблей;в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:военный билет;
учетно-послужную карточку;
карту профессионального психологического отбора;
предписание в военный комиссариат;
воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.Старший военный прокурор 2 отдела
организационного управления
Главной военной прокуратурыполковник юстиции
Марат Шарипов

От него зависит дальнейшая судьба армейца, касающаяся устройства на работу, социальных гарантий, пенсионных выплат. Значительное число вопросов военных затрагивают именно сферы увольнения, в ней же происходит наибольшее количество нарушений прав.

Несмотря на то, что нормы окончания службы четко прописаны в законах, они не всегда соблюдаются так, как это написано на бумаге. Разные трактовки и халатное отношение исполнителей приводят к тому, что, уйдя в запас или на пенсию, военный теряет часть льгот, а неправомерное увольнение по статье ставит крест на их дальнейшей карьере.

Знание законов и практики их применения позволяет изучить все виды оснований увольнения армейцев с воинской службы, гарантии, полагающиеся военным при каждом из вариантов, и типичные ошибки. Осведомленность также помогает понять, как действовать в случаях, если увольнение было совершено неправомерно, или когда законный рапорт об уходе игнорируется, либо на него получен отказ.

Что говорит закон

Особенности процедур окончания службы, которыми необходимо руководствоваться, прописаны в законодательстве довольно четко.

Подробно правовые причины и порядок увольнения изложены в:

  • ст.23 ФЗ №76;
  • ст.51 ФЗ №53;
  • гл.8 Указа Президента №1237.

Согласно документам, существует несколько обстоятельств, позволяющих военному покинуть ВС.

Закон разделяет их на те, при которых:

  • военнослужащий физически не может продолжить службу;
  • имеются основания, когда прошение обязаны или могут удовлетворить;
  • армеец совершил действия, когда его не могут больше оставить на службе;
  • возникли определенные обстоятельства, и продолжение службы невозможно.

Таким образом, увольнение может инициироваться самим военным, его командиром или внешними обстоятельствами.

Самовольно прекратить службу, если нет достаточных оснований, военнослужащему не позволено, однако, закон предусматривает причины, при которых армеец может покинуть ее досрочно.

Среди основных обстоятельств, по которым армеец может лично инициировать процедуру увольнения:

  • состояние здоровья, если боец не может продолжать работу;
  • окончание действия контракта;
  • предельный возраст;
  • нарушение прописанных в контракте условий;
  • личные обстоятельства.

Если у контрактника нет нарушений устава, правил службы, норм закона, то до срока, когда положена военная пенсия, увольнение без его согласия не допускается. Правило действует на всех не достигших возрастного лимита службы.

Каждое из вышеперечисленных обстоятельств имеет свои нюансы, обеспечивает военного социальными гарантиями, или лишает их. От причины увольнения зависят и положенные армейцу выплаты.

По состоянию здоровья или болезни

Для признания ухудшающегося здоровья основанием к увольнению необходимо одновременное выполнение нескольких прописанных в законах условий:

  1. Причиной ухода может послужить заболевание или травма, после чего армеец признан негодным для дальнейшей работы в армии или годным ограниченно.
  2. Чтобы использовать состояние здоровья в качестве основания для увольнения военнослужащего, необходимо иметь заключение военной медицинской комиссии с обязательным врачебным освидетельствованием.
  3. Увольнение возможно, если заболевание, диагностированное ВВК, включено в официальный перечень болезней, утвержденный МО.
  4. Инициировать организацию сбора ВВК имеет право как сам военнослужащий, путем подачи рапорта об ухудшении своего здоровья, так и его командир либо врач.
  5. Если комиссация производится по решению командования, боец должен быть поставлен об этом в известность.
  6. В зависимости от состояния здоровья в соответствии с заключением ВВК военный может быть отправлен как в отставку, так и в запас.
  7. «Ограниченно годные» контрактники, имеющие звание выше старшины, могут продолжить службу, если существует возможность предоставить им должность (где разрешено работать при их заболевании).
  8. По этому основанию не допускается увольнять военнослужащего, пока он проходит лечение в стационаре (как по решению командования, так и по личной инициативе).

Все военные, уволенные по медицинским показаниям, кроме стандартного набора выплат, обладают правом на получение социальных пособий, льгот, компенсаций (ФЗ №306).

При этом прекращение службы:

  • не влияет на имеющуюся обязанность руководства по обеспечению армейца жильем (если такое право возникло ранее);
  • не исключает его из ипотечной программы кредитования военнослужащих (если имеется сертификат).

Законом утверждены денежные выплаты, когда заболевание или травма, полученные на службе, привели к тому, что военнослужащий стал негоден для ее дальнейшего прохождения.

При увольнении:

  • контрактника единовременная выплата составляет 2 млн. рублей;
  • призывника - 1 млн. рублей;
  • военного в запасе - 1 млн. рублей.

Если проблемы со здоровьем, приобретенные на армейской службе, привели армейца к получению инвалидности, назначаются ежемесячные выплаты:

  • 14 тыс. рублей по I группе;
  • 7 тыс. рублей по II группе;
  • 2,8 тыс. рублей по III группе.

При наличии 20-ти лет выслуги увольнение по медицинскому заключению дает право на военную пенсию.

В связи с достижением предельного возраста

Возможность уволиться возникает у тех армейцев, которые достигли определенного возраста. Его лимиты утверждены 53 ФЗ (ст.49). Они зависят от звания военнослужащего и пола.

Возрастные пределы

Звание Возрастной предел в годах
Маршал РФ 65
Генерал армии 65
Адмирал флота 65
Генерал-полковник 65
Адмирал 65
Генерал-лейтенант 60
Вице-адмирал 60
Генерал-майор 60
Контр-адмирал 60
Полковник 55
Капитан 1 ранга 55
Военнослужащий иного звания 50
Военнообязанный любого звания женского пола 45

Для силовиков и военных, не перечисленных выше, возрастной предел может быть изменен отдельными ФЗ.

При достижении лимита возраста контракт с армейцем разрывается, и ему назначается военная пенсия.

Если выслуга армейца более 10-ти лет, он признан нуждающимся в улучшении условий проживания, его нельзя уволить до тех пор, пока он сам этого не захочет, или пока военный не будет обеспечен жильем либо субсидией на покупку помещения. Правило не распространяется на тех, кому предстоит увольнение «по статье».

Правовые нормы допускают продолжение деятельности военнослужащих пенсионного возраста, не имеющих медицинских ограничений на дальнейшую работу, если признает их годными. В этом случае с военнообязанным заключается срочный контракт на год. Данный срок для высшего командования может увеличиваться таким способом на 5 лет, для иных званий - от 5-ти до 20-ти лет.

По окончанию контракта

Прекращение военной службы по контракту, связанное с окончанием последнего - аналог гражданской процедуры прекращения трудового договора. Особых условий данная причина увольнения не имеет. Есть дата окончания контракта, наступление которой должно само по себе являться причиной увольнения. Армеец получает право уйти, либо продлить контракт.

Однако на практике так не всегда происходит. Командование и кадровики к моменту окончания срока пытаются придумать бойцу разные дела, заставляют отрабатывать дежурства по графику, несмотря на дату и так далее. В результате период увольнения затягивается, с армейцем не производится расчет.

По закону порядок увольнения определен так:

  1. Служба заканчивается в день, когда бойца исключают из списка личного состава части (ФЗ №53).
  2. Этот день должен соответствовать дню окончания действия контракта.
  3. Все дела должны быть переданы к указанной дате (период устанавливается командиром и статьями устава ВС РФ №90-92).
  4. Ко дню исключения армейца из рядов личного состава с ним должен быть произведен полный расчет по ДД, продовольственному и вещевому обеспечению.
  5. До момента полного расчета вычеркнуть из списков военнослужащего можно только по его инициативе (ст.34, УП 1237).

Законный путь борьбы с произволом - обращение к командованию с рапортом о нарушении своих прав. Возможно, начальник даже не знает, что чинятся препятствия к законному увольнению. Если же он сам является инициатором задержек, то следует обращаться к вышестоящему руководству или в органы прокуратуры.

При несоблюдении условий контракта

Формулировка о несоблюдении условий контракта имеет 2 значения.

Увольнение из армии может последовать за систематические НУК:

  • военнослужащим (существенно будет наличие фактов, зафиксированных в виде различных взысканий);
  • командованием или МО, когда нарушение направлено против армейца, и закон дает ему право на этом основании досрочно прекратить службу.

При поступлении на контрактную службу по отношению к военному прописываются обязанности МО. Их невыполнение позволяет армейцу досрочно инициировать процесс увольнения.

Среди наиболее распространенных можно назвать нарушения:

  • сроков выплаты ДД;
  • предоставления отпусков;
  • в сфере условий прохождения службы;
  • обеспечения (вещевого, продовольственного, жилищного).

Нарушение можно причислить к систематическим, если оно повторяется 3 и более раз. Наличие произвола придется доказывать.

Когда контракт периодически нарушается армейцем, то увольнение инициирует командование. Проступки, за которые были получены взыскания, могут привести к исключению военного из армейских рядов, и в дальнейшем иметь неприятные последствия.

Распространенной является ситуация, когда командир провоцирует военного написать рапорт на увольнение за НУК, если армеец желает уволиться досрочно, но не имеет на это достаточно оснований.

Мотивируется это тем, что другого способа покинуть службу нет. В результате военный, согласившийся на такую статью, лишается части выплат, и ставит крест на возможности:

  • восстановиться на службе;
  • занять должность на государственной службе;
  • устроиться на работу в одно из силовых ведомств.

Следовательно, если нареканий по службе нет, но появилась необходимость в срочном увольнении, нужно подобрать иную причину расторжения контракта, при которой удастся сохранить доброе имя, верность присяге, заработанные средства и регалии.

В связи с семейными обстоятельствами

Одной из причин, позволяющих бойцу прервать службу в армии по собственному желанию, являются личные обстоятельства. Таковые в ФЗ №53 обозначены, как уважительные причины (ст.51).

В отличие от гражданской процедуры увольнения причина должна быть:

  • отражена в рапорте;
  • объективной;
  • реально препятствующей возможности продолжения службы;
  • в утвержденном перечне оснований (ФЗ №53), относящих ее к понятию «семейные обстоятельства»;
  • одобрена аттестационной комиссией и командиром.

Перечень причин, которые учитываются при досрочном увольнении контрактников:

Основание Условия для подачи рапорта Примечания
Один из членов семьи армейца не может физически проживать в той местности, где проходит служба наличие противопоказаний врачей;
основанием для подачи раппорта выступает заключение медицинской комиссии
МО не может предоставить контрактнику подходящее место службы
Смена супругом места жительства переезд обусловлен назначением на работу в иной местности Чаще всего основанием пользуются жены военнослужащих, находящиеся на контракте, когда мужа переводят в другой регион
Медицинская или социальная необходимость осуществления обязанностей опекуна близкого родственника наличие заключения МСЭ;
отсутствие иных лиц, кто мог бы ухаживать за больным, нетрудоспособным или престарелым родственником
Норма распространяется только на членов семьи, к ним относятся:
отец и мать;
супруг/супруга;
родные братья и сестры;
дедушки и бабушки;
несовершеннолетние дети, братья и сестры;
усыновители

Важно отметить, что наличие причины, отвечающей одному из вышеперечисленных требований, не гарантирует армейцу увольнение. Решение остается за командованием.

За что могут уволить из армии

В отличие от возможности уйти по собственному желанию, которая в отношении военных существенно ограничена, законных причин для принудительной отставки военнослужащего из армейских рядов достаточно.

Основаниями обязательного увольнения, которое должно инициировать командование, являются:

  • признание военного негодным к дальнейшей армейской службе;
  • достижение им пенсионного возраста;
  • конец срока контракта;
  • лишение армейца имеющегося воинского звания;
  • виновные действия, что привело к утрате доверия со стороны руководства;
  • избрание на выборную должность;
  • смена гражданства;
  • прекращение службы, из-за ее приостановки;
  • судебное решение (с лишением армейца свободы, по лишению права занимать определенные должности; при условном осуждении контрактника, если в суде доказан умысел на совершение преступления).

Законом утверждены причины, при которых увольнение возможно, но не обязательно.

В нижеперечисленных случаях решение по исключению контрактника из армейских рядов остается за командиром:

  • организационно-штатные мероприятия, аналог гражданской процедуры сокращения;
  • смена армейской службы на работу в силовых, ведомственных структурах, или на гражданскую должность в госорганах;
  • отказ/приостановка доступа к гостайне;
  • приговор суда, лишивший армейца свободы условно, если его деяние признано действиями по неосторожности;
  • негативный результат аттестации о выполнении бойцом обязанностей в период испытаний;
  • перевод на гражданскую должность;
  • отказ от наркологического обследования;
  • совершение административного проступка под воздействием наркотических средств.

Чаще всего принудительное увольнение применяется за нарушение бойцом условий контракта, или как следствие наступления уголовной ответственности, при этом ему выносятся взыскания за административные и дисциплинарные проступки.

Дисциплинарные проступки

К дисциплинарным относятся правонарушения, касающиеся норм, содержащихся в уставах и контракте (ФЗ 76, ст.28.4). Наказанием за подобные правонарушения является вынесение взыскания, а в исключительных случаях - арест.

Увольнение может последовать за:

Решение об исключении армейца принимает командир, но его рапорт вышестоящему начальству не может быть голословным. В отношении нарушителя должно быть произведено расследование. Доказательной базой являются документы, подтверждающие совершение противоправных деяний.

Увольнение может последовать после очередной провинности, но до вынесения взыскания по ней, в противном случае будет нарушена норма, не позволяющая наказывать военного дважды за одно и то же нарушение.

Административное правонарушение

К административным проступкам причислены деяния, которые совершены в сфере общественного порядка, прав и свобод личности. По закону такие действия хоть и наказуемы, но не имеют состава уголовного преступления.

За подобные правонарушения предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ от устного предупреждения и штрафа, до ареста и запрета на определенный вид деятельности. Выносить меру пресечения за административные преступления имеет право только суд.

Чаще всего мелкие нарушения наказываются дисциплинарными взысканиями.

Возможность уволить военного по данному основанию предоставлена командованию, если имеются доказательства его наличия.

Уголовные преступления

В соответствии с УК РФ, совершение армейцем действий, квалифицированных как уголовные, приводят к наказанию. Когда приговор суда связан с лишением военного свободы, последний чаще всего подлежит увольнению.

Если срок отбывания не превышает 2-х лет, приговор может быть изменен на помещение военнослужащего в дисциплинарную часть, таким образом организуется изоляция преступника от общества, но увольнению из армейских рядов он не подлежит.

Вопрос о том, увольнять ли военного, остается на усмотрение начальства. Чаще всего уход оформляется как нарушение условий контракта по заключению аттестационной комиссии. Между тем, наличие судебного решения является косвенным подтверждением причины увольнения.

Сбор комиссии по оценке соответствия военного занимаемой должности и возможности дальнейшего прохождения службы является обязательной процедурой при исключении бойца из ВС по НУК.

Это связано с тем, что данная статья при увольнении лишает военнообязанного права на материальную помощь, социальные пособия и военные премии, а также закрывает перед ним возможности дальнейшего прохождения службы.

Когда выплаты и компенсации не предоставляются

Наиболее выгодным для военного является увольнение в тот момент, когда его выслуга уже составила 20 лет, при этом большое значение имеет причина ухода.

Положенные государством выплаты гарантированы только тогда, когда военный до конца соблюдал устав ВС, остался верен присяге, не замарал репутацию армии своим поведением и поступками.

По этим причинам в полном объеме заслуженные льготы, пособия и пенсия выплачиваются, если прекращение службы произошло по:

  • состоянию здоровья;
  • достижению возрастного лимита нахождения в ВС.

Общий перечень выплат (ФЗ №306):

Наименование выплаты Порядок выплаты Размер
ДД Выплачивается вся заработанная сумма, не выданная к моменту увольнения, за период до последнего служебного дня включительно Зависит от должности и звания, срока службы, квалификации, особых условий
Премии Выплачиваются одновременно с ДД За особые заслуги и достижения, выплачиваются и рассчитываются по представлению командования
Пособие за выслугу Выплачивается единовременно при увольнении Рассчитывается в окладах, зависит от срока службы:
до 10-ти лет - до 5 ок.;
10-15 лет - до 10 ок.;
15-20 лет - до 15 ок.;
20 и более лет - до 20 ок.
Для контрактников:
до 15-ти лет - 40% оклада;
после 15-ти лет - 40+3% за каждый дополнительный год
Компенсация за вещ. имущество Выплачивается тем, чья выслуга более 20-ти лет Сумма должна соответствовать стоимости неиспользованного имущества и формы
Компенсация утраты здоровья Выплачивается после предоставления документов, подтверждающих:
право на получение (заключение ВВК);
затраты на лечение (из медучреждения)
Сумма зависит от тяжести наступивших последствий или группы инвалидности
Затраты на лечение компенсируются в сумме, не превышающей годового оклада
Военная пенсия Положена тем, кто был уволен по возрасту, мед. показаниям или ОШМ
При этом должны быть соблюдены условия:
более 20-ти лет выслуги;
или 25 лет стажа, из которого не меньше половины - военный
Сумма зависит от:
должности;
звания;
размера ДД
Пенсия по инвалидности Предоставляется тем, чья инвалидность стала результатом травмы или заболевания, полученного на службе не по вине самого военнослужащего Зависит от группы инвалидности
Льготное ипотечное кредитование Доступно военным, отслужившим более 10-ти лет Не является обязательным, жилищный сертификат выдается желающим по заявлению

Увольнение военного по статье лишает права рассчитывать на большинство выплат. Оплате подлежит только реально отслуженное время (ДД).

Если армеец проживает в служебном жилье, его также придется покинуть.

Премии и пособия не положены тем, кто:

  • по суду лишен звания;
  • осужден на реальный срок;
  • осужден условно, но доказан умысел на совершение преступления;
  • по суду не имеет права занимать определенные должности;
  • уволен по НУК;
  • осужден условно, если его неосторожные действия имели тяжелые последствия;
  • уволен за нарушения порядка несения службы;
  • уволен, как утративший доверие или доступ к информации;
  • уволен, как не прошедший испытательный срок по контракту;
  • уволен за отказ от обязательного наркологического мед. освидетельствования или административный проступок, совершенный в состоянии опьянения (наркотического, токсического и так далее).

Часть выплат не положена тому, кем осуществлен переход на иную ведомственную службу. Это не снимает с армейца регалий, и хотя юридически считается увольнением, но по сути является переводом на другую должность, следовательно, военным не выплачиваются дополнительные пособия, положенные тем, кто службу в ВС окончил.

Могут ли уволить без оснований

Поскольку законодательство дает преимущественные полномочия военному начальствующему составу по сравнению с подчиненными, нарушения в сфере увольнения редкостью не являются.

Причины подобного могут быть разными: от неприятия конкретного человека, до элементарного незнания норм закона.

Самыми распространенными нарушениями являются:

  • увольнение военнослужащего по НУК без наличия на то оснований (командиры не стесняются подделывать документы, фабриковать свидетельские показания и результаты аттестации);
  • увольнение раньше срока, возможного по закону (например, по ОШМ при недостаточной выслуге — подробнее об этом );
  • увольнение нуждающихся в жилье без исполнения обязательств по обеспечению им.

Хотя закон закрепляет право оспаривать незаконное увольнение за военнослужащим (ФЗ №76, ст.21), доказать неправомерность приказа командира очень сложно.

Порядок обжалования включает в себя:

  • выбор инстанции;
  • соблюдение сроков;
  • выбор объекта оспаривания;
  • знание правовых основ;
  • сбор доказательной базы.

Споры по вопросам увольнения могут быть решены:

  • в (ФКЗ №1);
  • гражданских судебных инстанциях по месту жительства военного в запасе/отставке (ГПК РФ);
  • в (ФЗ №2202-1).

Жалоба в военную прокуратуру на незаконное увольнение обычно подается, если имеются доказательства в превышении полномочий, в нарушении командованием устава, неисполнении приказов или законов РФ.

Срок оспаривания увольнения:

  • обжаловать результаты аттестации, являющиеся основой увольнения - 1 месяц;
  • оспорить приказ командования об увольнении - 3 месяца;
  • инициировать процедуру компенсации материальных убытков (ФЗ №76, ст.23) - 3 месяца.

Следует внимательно отнестись к объекту, который будет оспорен в иске. Часто обжаловать выгоднее не сам приказ об увольнении, а те документы, которые легли в его основу.

Сложность получения справедливого решения очевидна, если из доказательств военный может располагать только своими собственными показаниями. Особенно это касается случаев, когда незаконное увольнение подтверждено сфабрикованными документами. Доказать подлог самостоятельно армеец едва ли сможет. Трудно рассчитывать и на то, что свидетели, которые находятся в подчинении у командира, составившего приказ об увольнении, встанут на сторону истца.

Чтобы доказать неправомерность увольнения, военнослужащему следует обратиться к грамотному юристу (ФЗ №76, ст.22), специализирующемуся на военных юридических спорах.

Практика показывает, что количество военнослужащих, готовых участвовать в судебных спорах, крайне мало. Между тем, основание, избранное командованием для увольнения бойца, может иметь серьезные последствия.

Если у вас остались вопросы, связанные с порядком увольнения, или вы оказались жертвой произвола командования, оставьте свое сообщение в поле «Комментарии».