Основные виды нарушений жилищного законодательства. Судебная защита нарушенных жилищных прав

Жилищные споры – это особая разновидность споров, затрагивающих жилищные права и интересы граждан и организаций, необходимость защиты их субъективных прав по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. За совершение преступлений и правонарушений в жилищной сфере законодательством РФ предусмотрены административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. за совершенное противоправное деяние, которое по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности. Законодательство предусматривает административную ответственность за такие правонарушения, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению, самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, заселение жилых домов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, и иные проступки.
Уголовная ответственность наступает за совершение особо опасного противоправного деяния, т.е. преступления. Так, в действующем УК РФ предусмотрена ответственность за такие преступления, как нарушение неприкосновенности жилища, т.е. за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (которым может быть и жилое помещение), если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, вандализм (т.е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах), разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения и иные преступления.
Гражданско-правовая ответственность наступает за причинение вреда жилищному фонду или за совершение противоправных (незаконных) сделок с жилыми помещениями. В случае причинения вреда жилищному фонду виновные лица обязаны возместить причиненный ими ущерб. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, включая упущенную выгоду. Суд вправе при удовлетворении требования о возмещении вреда обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (например, исправить поврежденное жилое помещение). Если участники жилищных отношений заключили сделку, которая не соответствует требованиям закона или иным правовым актам, то за это может наступить гражданско-правовая ответственность в виде признания данной сделки недействительной. Общее последствие признания сделки недействительной – двусторонняя реституция, т.е. каждая из сторон сделки обязана возвратить то, что она по ней получила (например, продавец обязан возвратить покупателю приобретенное им жилое помещение, а покупатель обязан возвратить полученные им деньги).
Договором или в силу требований закона может быть предусмотрена материальная ответственность, например, за сохранность жилого помещения.
Жилищный спор – это разногласия между участниками жилищных отношений, затрагивающие их жилищные права и обязанности. Если хотя бы одной из сторон в жилищном споре является гражданин, то данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ). Споры между организациями или гражданами-предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности в жилищной сфере подведомственны арбитражному суду.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Судами разрешаются жилищные споры между наймодателями и нанимателями в домах государственного, общественного и индивидуального жилищных фондов, гражданами и жилищно-строительными кооперативами, сонанимателями, собственниками жилых помещений и т.д. о выселении лиц, самоуправно занявших жилое помещение, выселении из домов, грозящих обвалом, предоставлении жилого помещения по требованиям, основанным на гражданско-правовых обязательствах (в связи со сносом дома, проведением капитального ремонта и т.д.), о предоставлении жилого помещения по требованию граждан, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на внеочередное предоставление жилых помещении, которым жилое помещение должно предоставляться в пределах определенного срока, если этот срок нарушен, а также о принудительном обмене и др.
Защита жилищных прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 ст.11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав. При этом право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за субъектом и в том случае, когда Закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. Данное правило следует из содержания ч. 2 указанной статьи, предусматривающей, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Необходимость обеспечения судебной защиты нарушенных жилищных прав отнесена к основным началам жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 ЖК).
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Подведомственность позволяет определить круг конкретных дел, рассматриваемых тем или иным судом.
Полномочия Конституционного Суда РФ определены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447).
Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее установленным требованиям. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, а также иные обстоятельства, предусмотренные ст. 36 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решения Конституционного Суда РФ играют особую роль в защите жилищных прав, что обусловлено спецификой их юридической силы по сравнению с судебными постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ после его провозглашения является окончательным, не подлежит обжалованию (непоколебимость решения), становится непосредственно действующим и не нуждающимся в подтверждении другими правовыми актами либо иными органами и должностными лицами.
Обязательность решения Конституционного Суда РФ обеспечивается установленным законом запретом преодолевать юридическую силу этого решения путем повторного принятия акта, признанного не соответствующим Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определена ст. 22 ГПК РФ.
Компетенция конкретных судов общей юрисдикции внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции (а среди них и дела по защите жилищных прав) определяется правилами ГПК РФ о подсудности (ст. 23 – 27). Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Что касается гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, то они рассматриваются в качестве суда первой инстанции Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа (п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).
Дела, подсудные мировому судье, определены ст. 23 ГПК РФ. В частности, мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам, не вытекающим из семейных и трудовых правоотношений, при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, требование нанимателя жилого помещения по договору социального найма о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением наймодателем обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством (ст. 66 ЖК); требование нанимателя жилого помещения о взыскании с поднанимателя платы за поднаем жилого помещения в случае невнесения ее в сроки, предусмотренные договором (ст. 79 ЖК и др.); дела об определении порядка пользования имуществом (например, спор между участниками общей долевой собственности на жилое помещение о порядке пользования жилым помещением (ст. 247 ГК); спор о порядке пользования жилым помещением, предоставленным гражданину по завещательному отказу (ст. 33 ЖК)).
Гражданские дела, подведомственные судам и не относящиеся к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются по первой инстанции районными судами, если федеральным законом (ст. ст. 25 – 27 ГПК РФ) они не отнесены к подсудности других федеральных судов общей юрисдикции. Под юрисдикцию районного суда подпадает основная масса гражданских дел, среди них большое число непосредственно вытекающих из жилищных правоотношений (например, о сохранении за бывшим членом семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением на определенный срок (ст. 31 ЖК); о выселении гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением (ст. 35 ЖК); споры о нарушении преимущественного права покупки отчуждаемой комнаты в коммунальной квартире (ст. 43 ЖК); споры о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире (ст. 59 ЖК); об осуществлении принудительного обмена жилыми помещениями (ст. 72 ЖК); о признании обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным (ст. 75 ЖК); о расторжении договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя (ст. 83 ЖК); о выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (ст. ст. 84 – 91 ЖК и др.).
Районные суды являются ключевым звеном системы федеральных судов общей юрисдикции, и от результата их деятельности во многом зависит эффективность правосудия по гражданским делам, среди которых большое число дел о защите нарушенных жилищных прав.
Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 данного Кодекса, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Арбитражным судам согласно ст. 27 АПК РФ подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К подведомственности арбитражных судов ст. ст. 29 - 33 АПК РФ отнесены и другие категории дел (например, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и др.).
Экономические и иные споры, подведомственные арбитражным судам, могут возникнуть из жилищных отношений по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, содержания и ремонта жилых помещений, предоставления коммунальных услуг, учета жилищного фонда и др.
Деятельность третейских судов, основания и порядок защиты ими нарушенных прав, в том числе и жилищных, регламентируются ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ.
В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретных споров.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется соглашением сторон с соблюдением положений ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». На разрешение в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений (к ним можно отнести многие из видов жилищных отношений), если иное не предусмотрено законом.
Решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (т.е. суд общей юрисдикции или арбитражный суд), если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Решение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые установлены в решении. В случае его неисполнения сторона, в пользу которой вынесено решение, может обратиться в компетентный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Способы защиты жилищных прав аналогичны способам защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ.
Под способами защиты жилищных прав понимаются предусмотренные законом материально-правовые меры принудительного характера, при помощи которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Выбор конкретного способа защиты жилищных прав осуществляется самостоятельно управомоченным лицом, за исключением случаев, когда способ защиты нарушенного права прямо определен правовой нормой, регулирующей соответствующее жилищное правоотношение. Так, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, совершен с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ (например, при отсутствии согласия на обмен кого-либо из членов семьи нанимателя жилого помещения), то член семьи нанимателя жилого помещения, чьи права были нарушены обменом, вправе требовать признания сделки по обмену жилыми помещениями недействительной и переселения сторон в ранее занимаемые жилые помещения, т.е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 75 ЖК).
Закрепление в отдельных нормах ЖК РФ тех или иных способов защиты жилищных прав, так же как и выбор способа защиты управомоченным лицом из числа предусмотренных настоящей статьей в тех случаях, когда в нормах ЖК РФ, регулирующих определенные виды жилищных отношений, нет указаний на конкретные способы защиты, определяется двумя обстоятельствами: а) спецификой защищаемого права; б) характером правонарушения.
В связи с тем что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются прежде всего нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правоотношений, то, соответственно, при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 12 ГК).
Первым из способов защиты жилищных прав является такой способ, как признание жилищного права.
Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается (например, нанимателем, наймодателем, членами семьи нанимателя, собственником жилого помещения), подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации правовой неопределенности лицо не может воспользоваться своим субъективным жилищным правом (например, правом члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма пользоваться жилым помещением).
Признание жилищного права в качестве способа защиты осуществляется в судебном (юрисдикционном) порядке, так как только суд может официально подтвердить наличие или отсутствие у лица спорного жилищного права.
Требование о признании субъективного жилищного права во многих случаях является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных ст. 11 ЖК РФ способов защиты. Так, предъявление лицом в суд требования о признании за ним права пользования жилым помещением по завещательному отказу (ст. 33 ЖК) может сочетаться с требованием о вселении в жилое помещение (если лицо проживало ранее в жилом помещении, то способ защиты – восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; если лицо не проживало ранее в жилом помещении – изменение жилищного правоотношения). В судебной практике достаточно часто рассматриваются иски о признании лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (ст. 69 ЖК), и, соответственно, при установлении данного статуса лица судом разрешаются требования истца о праве на пользование жилым помещением и других правах, вытекающих из договора социального найма жилого помещения (изменение договора социального найма, обмен жилыми помещениями и др.).
Защита жилищных прав может осуществляться также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя субъективного жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер. В качестве примеров указанного способа защиты жилищных прав можно привести:
- выселение в судебном порядке по требованию собственника жилого помещения гражданина из жилого помещения в случае, если он после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин, не проведет необходимый ремонт в целях устранения допущенного им разрушения жилого помещения (ч. 2 ст. 35 ЖК);
- выселение поднанимателя и вселенных совместно с ним граждан в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения или расторжения договора поднайма жилого помещения и отказа поднанимателя освободить жилое помещение (ч. 5 ст. 79 ЖК);
- выселение временных жильцов из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления требования о выселении нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи (ч. 5 ст. 80 ЖК).
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав может осуществляться путем признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления юридическую силу. Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий, что его жилищные права нарушены принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим ЖК или принятому в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, или иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт юридическую силу.
Правом на обращение в суд с заявлением о признании противоречащим закону полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо органа местного самоуправления обладают согласно ст. 251 ГПК РФ не только граждане, считающие, что нормативным актом нарушаются их жилищные права, но и прокурор в пределах своей компетенции в судопроизводстве по гражданским делам, определенной ст. 45 ГПК РФ.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти либо органа местного самоуправления, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия. Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК РФ в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, какие жилищные права гражданина (или неопределенного круга лиц) нарушаются этим актом или его частью.
Суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК). Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы не только этого нормативного правового акта или его части, но и других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Важно, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 4 ст. 253 ГПК РФ).
Защита жилищных прав согласно п. 4 ч. 3 ст.11 ЖК РФ может осуществляться также путем неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с этим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Основой для закрепления в ЖК РФ указанного способа защиты жилищных прав являются положения ст. 120 Конституции РФ, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону принимать решение в соответствии с законом.
Данный способ защиты жилищных прав означает, что суд общей юрисдикции, установив при разрешении конкретного жилищного спора, что нормативный правовой акт, регулирующий спорные жилищные правоотношения, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ЖК РФ или принятому в соответствии с этим Кодексом федеральному закону или иному нормативному правовому акту), применяет нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Речь идет, таким образом, о проверке законности нормативного правового акта в рамках разрешения судом конкретного жилищного спора (так называемый косвенный судебный контроль за законностью нормативных правовых актов). Такая проверка не может повлечь за собой утрату данным актом юридической силы. При этом в мотивировочной части решения суда приводятся мотивы, по которым тот или иной нормативный правовой акт не подлежит применению к конкретному случаю. В резолютивной же части судебного решения формулируется только ответ суда на заявленные исковые требования без указания на признание судом нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Еще одним способом защиты жилищных прав, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, является прекращение или изменение жилищного правоотношения.
Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Применение указанного способа защиты жилищных прав возможно как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон жилищного правоотношения, причем как в связи с противоправными виновными, так и в связи с невиновными действиями субъектов жилищных правоотношений.
Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях – соглашение сторон.
Так, решение суда о расторжении договора социального найма жилого помещения, вынесенное по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц, является основанием для прекращения жилищного правоотношения с нанимателем и (или) проживающими совместно с ним членами его семьи по договору социального найма, и они подлежат выселению из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в том случае, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением (ст. 91 ЖК).
Примером изменения жилищного правоотношения по соглашению сторон является обмен жилыми помещениями, занимаемыми по договору социального найма (ч. 2 ст. 73 ЖК). Если же между нанимателем жилого помещения и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашения об обмене, любой из них в целях защиты своих жилищных прав вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке (ч. 3 ст. 73 ЖК).
По соглашению сторон может быть изменен договор социального найма жилого помещения (ст. 82 ЖК). При этом мотивом изменения такого договора может, в частности, являться защита жилищных прав нанимателя и (или) членов его семьи.
Иные способы защиты жилищных прав, прямо не названные в ст.11 ЖК РФ, предусмотрены как в самом ЖК РФ, так и в других Федеральных законах (например, ст. ст. 15 - 16 ГК; ст. 139 УК; ст. ст. 7.21 - 7.23 КоАП; ст. ст. 15, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. ФЗ от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) и др..
В качестве самостоятельных способов защиты жилищных прав можно назвать предусмотренные ст. 66 ЖК РФ меры защиты нанимателя жилого помещения по договору социального найма при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг. ЖК РФ дает право нанимателю жилого помещения по договору социального найма в такой ситуации по своему выбору потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме; возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме; возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Введение

Анализ статистических данных говорит о том, что общее количество выявляемых органами прокуратуры нарушений жилищного законодательства в последние годы постоянно возрастает. Так, если в 2006 г. было выявлено всего 16 933 нарушения законов, то в 2008 г. – 55 152, т.е. увеличилось на 225,7%. За тот же период количество выявленных незаконных правовых актов возросло с 2518 до 5756, или на 128,6%.

Не изменилась ситуация и в первом полугодии 2009 г. Согласно статистическим данным за этот период общее количество выявленных нарушений жилищных прав граждан возросло на 79,8%, (с 26 901 до 48 381, в том числе незаконных правовых актов – с 3 267 до 4 373, или на 33,9%). В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами было принесено 4 050 протестов (+33,4%), направлен в суды 7 031 иск (+140,2%), внесено 9 322 представления (+52,6%). По инициативе прокуроров 2 353 лица (+79,6%) привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 463 (+136,1%) – наказаны в административном порядке, 5 066 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона (+114,9%); возбуждено 182 уголовных дела (+3,4%).

Органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления последовательно проводятся в жизнь мероприятия по улучшению жилищных условий, хотя эта проблема остается еще далеко нерешенной. На решение этой важнейшей задачи направлен проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который требует от органов прокуратуры пристального внимания, поскольку анализ состояния законности свидетельствует о распространенности правонарушений именно в сфере действия указанного проекта, и в первую очередь при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, при оформлении и реализации прав землепользования, при привлечении денежных средств граждан для долевого жилищного строительства. Результаты прокурорских проверок показали, что положение дел в области предоставления и использования земельных участков для жилищного строительства неудовлетворительно и требует принятия соответствующих мер. К типичным нарушениям законодательства в сфере жилищных отношений, выявленным органами прокуратуры, относятся следующие.

Несоблюдение требования законодательства о компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области жилищных отношений (глава 1 ЖК РФ)

а) превышалась установленная законодательством компетенция государственных органов. Например, в нарушение ст. 12 и 13 ЖК РФ было издано постановление исполкома Красноярского крайсовета «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Поскольку такой порядок учета должен определяться законом субъекта РФ, а не постановлением органа исполнительной власти, прокурором был принесен протест губернатору Красноярского края. Также внарушение ст. 12 ЖК РФ администрацией Красноярского края было принято постановление об утверждении порядка выдачи разрешений на осуществление перепланировки в жилых и нежилых помещениях, хотя этот вопрос не относится к компетенции органов государственной власти субъекта. В связи с протестом прокурора указанное незаконное постановление было отменено;

б) в нарушение п. 6 ст. 13 ЖК РФ Воронежской областной межведомственной комиссией длительное время не принимались решения о признании общежития непригодным для проживания, в связи с чем прокурор области внес представление главые областной администрации, и по данному вопросу было принято соответствующее решение.

Следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2020 годы», основная цель которой – улучшение жилищных условий;

в) органы местного самоуправления во многих регионах (Алтайском крае, Иркутской, Вологодской, Воронежской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской, Челябинской областях)не выполняли требования ст. 1,2,14,15 ЖК РФ в части обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда и осуществления гражданами права на жилье, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, контроля исполнения жилищного законодательства, сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Своевременно не принимались решения о признании жилых домов непригодными для проживания, об отселении жильцов из домов, признанных аварийными, капитальный ремонт домов не проводился, вследствие чего создавалась угроза жизни проживающих в них граждан. Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления уклонялись от исполнения своих обязанностей по решению вопросов пригодности жилых домов либо проведения капитального ремонта. На указанные нарушения закона прокуроры реагировали, используя предоставленные им полномочия.

Нарушения требований гл. 2 ЖК РФ, регулирующей объекты жилищных прав

В нарушение п. 4 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ глава г. Саяногорска Республики Хакасия издал постановление, которым утверждено положение, устанавливающее условия аренды жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования, и плату за использование в размере 1 руб. в месяц, что фактически свидетельствует о безвозмездности договора коммерческого найма. Прокурор города внес представление главе городской администрации о приведении размера платы за найм жилых помещений по договорам коммерческого найма в соответствие с требованиями закона.

В нарушение ст. 20 ЖК РФ, устанавливающей осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, администрация Красноярского края постановлением «Об общественных жилищных инспекторах госинспекции края» наделила общественных жилищных инспекторов правом осуществления контрольных функций государственных жилищных инспекций (проведение проверок, составление актов), что противоречит федеральному законодательству. Постановление было признано утратившим силу по протесту прокурора края.

Нарушения порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение

В нарушение ст. 23 ЖК РФ законом Красноярского края был установлен порядок перевода жилых помещений в нежилые на территории края. В связи с этим прокурор края принес протест на имя губернатора края о признании утратившими силу отдельных положений закона, который был удовлетворен.

Решением Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области было утверждено Положение о порядке перевода жилых помещений в нежилые, а нежилых в жилые на территории района. Положение противоречило требованиям ст. 22 – 24 ЖК РФ, в которых определены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое и наоборот, причем органам местного самоуправления полномочия по нормативному регулированию этого вопроса не предоставлены. По инициативе прокурора незаконное постановление было отменено.

Нарушение порядка перевода нежилых помещений в категорию жилых помещений, предусмотренного ст. 23 ЖК РФ, было выявлено прокурором г. Челябинска. Были приняты соответствующие меры реагирования.


Нарушения порядка переустройства и перепланировки жилого помещения

Первым заместителем прокурора Новосибирской области был принесен протест на решение городского совета, утвердившего Положение о порядке оформления и выдачи разрешения на перепланировку или переоборудование жилых помещений, которое противоречило требованиям Жилищного кодекса РФ. Протест прокурора был удовлетворен.

Прокурором Октябрьского района Иркутской области был выявлен факт неисполнения ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, выразившийся в бесхозяйственном обращении с жилым помещением его собственника, несоблюдении прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим прокурор района предъявил исковое заявление в суд, в котором поставил вопрос о возмещении ущерба, причиненного жильцу собственником дома.

В некоторых регионах (Саратовской, Ульяновской и других областях) были выявлены случаи неисполнения лицами, ответственными за содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений, своих обязанностей (ст. 30 ЖК РФ). По данным нарушениям последовали меры реагирования.

Несоблюдение требований гл. 8 ЖК РФ, регулирующей вопросы социального найма жилого помещения

Органы местного самоуправления Балаганского района Иркутской области не осуществляли своевременно капитальный ремонт жилого дома, т.е. не исполняли предусмотренные ст. 65 ЖК РФ права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма.

На основании решения поселковой комиссии по учету и распределению жилья и постановления администрации Мотыгинского района Красноярского края А.В. Разову была выделена квартира в доме, который согласно акту обследования был признан непригодным для проживания и подлежит под снос, и, следовательно, согласно ст. 86 ЖК РФ не подлежит заселению. В связи с нарушением жилищных прав А.В Разова прокурор Мотыгинского района предъявил исковое заявление в суд о предоставлении ему благоустроенного жилья, которое судом было удовлетворено.

Администрацией г. Челябинска не выполнялись требования закона о переселении граждан из жилья, не пригодного для проживания, предусмотренные ст. 87 ЖК РФ. Постановлением главы администрации г. Челябинска «О расселении ветхого аварийного жилья и застройке квартала по ул. Гюго в Ленинском районе» предусмотрено расселение жильцов указанных в постановлении жилых домов. Однако в нарушение принятого постановления жильцы из аварийных домов не были расселены, хотя проживание в этих домах представляло угрозу их жизни и здоровью. На указанное нарушение законодательства прокурор внес представление главе городской администрации.

Какие правонарушения встречаются в жилищной сфере и какой ответственности они подлежат? Могут ли быть лица, совершившие правонарушения в жилищной сфере, быть привлечены к уголовной ответственности?

Ответственность за нарушение законодательства - это государственное обеспечение, выраженное в понуждении правонарушителя нести обязанность, представляющую собой отрицательные последствие его совершенных правонарушений - лишения личного, имущественного и организационного характера. Сфера жилищных правоотношений не является исключением, за нарушения таковой законодатель, в основном, предусматривает административную и гражданскую ответственность для виновных, однако, косвенно в данной области можно проследить присутствие и уголовной ответственности.

Правонарушения, подлежащие ответственности в жилищной сфере

Законодательные акты РФ различных отраслей права включают в себя ответственность за совершенные правонарушения жилищной сферы, но, в первую очередь, необходимо определить те нормы, которые содержит непосредственно Жилищный кодекс РФ. Итак, лица признаются виновными:

  1. при нарушении правил пользования жилыми помещениями (нарушения санитарного содержания лифтов, придомовых территорий, лестничных клеток и других мест);
  2. при несоблюдении сроков заселения жилых домов и других жилищных помещений;
  3. при нарушении правил эксплуатации домов и иных жилых помещений;
  4. при нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также предоставления гражданам жилых помещений для проживания;
  5. при порче жилых и придомовых помещений, а также оборудования и благоустройства;
  6. при самовольном переоборудовании и ;
  7. при использовании жилых помещений не по назначению.

Также жилищное законодательство определяет еще несколько позиций, которые тесно связаны с другими Кодексами Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушения жилищного законодательства

Административное законодательство находится в определенной связи с жилищным как раз в вопросах установления ответственности за совершение проступков, не являющихся опасными деяниями. КоАП РФ устанавливает ответственность в жилищной сфере статьями 7.21-7.23.2 и 19.15.1-19.15.2.
Статья 7.21 КоАП РФ адресована гражданам - пользователям жилых помещений:

  • порча жилых помещений, равно как и порча их оборудования, включая перепланировку или переустройство, а также использование их не по назначению, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1500 рублей;
  • самовольная перепланировка квартиры в многоквартирном доме влечет наложение штрафа до 2500 рублей.

Статья 7.22 КоАП РФ содержит положения о лицах, на которых возложена обязанность по обеспечению содержания и ремонта жилых помещений, а также общего имущества собственников жилья в многоквартирных домах:

  • нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, а также порядка и правил признания таких помещений, как непригодных для постоянного проживания; перепланировка и переустройство жилых помещений без согласия на то собственника/нанимателя влечет наложение штрафа на должностных лиц до 5000 рублей, для юридических лиц - до 50 000 рублей.

Статья 7.23 КоАП РФ направлена на установление ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами:

  • влечет наложение штрафа для должностных лиц - до 1000 рублей, для юридических лиц - до 10 000 рублей.

Статьи 7.23.1-7.23.2 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями в сфере управления многоквартирными домами и передачи технической документации по таковым.

Стоит отметить, что помимо штрафов, например, в отношении статьи 7.22 КоАП РФ также может применяться такой вид административной ответственности, как дисквалификация - лишение физического лица занимать руководящие должности в исполнительном органе управления организацией. В соответствии со статьей 3.11 КоАП дисквалификация может быть установлена на срок до 3-х лет.

Статья 19.15.1 КоАП РФ вновь обращена к гражданам - проживание лиц по месту пребывания или жительства без регистрации:

  • проживание гражданина РФ по месту пребывания или жительства без регистрации или допущение такого проживания собственником или нанимателем жилья свыше срока установленного законом (3 месяца) влечет наложение штрафа - до 3000 рублей для гражданина, до 5000 рублей - для собственников/нанимателей (физические лица), до 750 000 - для собственников/нанимателей (юридические лица);
  • те же нарушения, предусмотренные ч. 1 статьи, совершенные в городе Федерального значения, влекут штраф до 5000 рублей, до 7000 рублей, до 800 000 рублей, соответственно.

Статья 19.15.2 предусматривает ответственность за нарушение правил регистрации граждан РФ по месту жительства и пребывания:

  • если действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, нарушение правил регистрации влечет штраф для граждан - до 3000 рублей, для нанимателей/собственников (физ. лица) - до 5000 рублей, для должностных лиц - до 50 000 рублей, для юридических лиц - до 750 000 рублей;
  • если нарушения правил регистрации совершены в Москве или Санкт-Петербурге - наложение штрафа на граждан - до 5000 рублей, на физ. лиц собственников - до 7000 рублей, на должностные лица - до 50 000 рублей, на юридические лица - до 800 000 рублей;
  • нарушение сроков уведомления о проживании граждан в жилых помещениях без регистрации либо предоставление заведомо недостоверных данных собственниками или нанимателями влечет наложение штрафа на граждан до 3000 рублей, на юридических лиц - до 7000 рублей;
  • указанные выше нарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение штрафа на граждан до 5000 рублей, для организаций - до 10 000 рублей;
  • нарушение лицом, которое ответственно за прием/передачу документов для регистрации и снятия с учета граждан в органы регистрации, если при этом действия лица не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа в размере до 5000 рублей.

Гражданская ответственность за нарушения жилищного законодательства

Гражданско-правовая ответственность в сфере жилищных правоотношений наступает за совершение противоправных следок с жилыми помещениями или за причинение вреда жилищному фонду. В качестве противоправных действий, подлежащих санкциям гражданского законодательства, рассматривается:

  • невнесение нанимателем жилого помещения платы по соответствующим платежам более чем за шесть месяцев, если иное не предусмотрено договором найма;
  • порча или разрушение жилого помещения;
  • систематическое нарушение прав и интересов соседей;
  • использование жилого помещения (квартиры, дома) не по назначению.

За указанные выше правонарушения гражданское законодательство предусматривает санкции вплоть до выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, при этом, по решению суда нарушителям может быть предоставлена необходимая отсрочка для устранения допущенных нарушений.

Важно! При причинении вреда жилищному фонду виновные лица будут обязаны возместить причиненный ими ущерб. Стоит также отметить, что согласно статье 15 ГК РФ, лицо, права которого были нарушены, имеет право требовать не только полного возмещения причиненных ему убытков, но и стоимость упущенной выгоды.

При заключении сделки, которая не соответствует требованиям закона, также для ее участников может наступить гражданско-правовая ответственность в виде признания сделки ничтожной/недействительной. Последствиями признания сделки недействительной является двусторонняя реституция - обязанность для каждой из стороны возврата полученного в результате заключении сделки (например, покупатель обязан вернуть продавцу жилое помещение, а последний, соответственно денежные средства).

Уголовная ответственность за нарушения жилищного законодательства

Жилищный кодекс РФ не устанавливает уголовной ответственности за нарушения в указанной сфере, однако таковая предусмотрена за нарушение неприкосновенности жилища - незаконное проникновение, совершенное против воли проживающих в нем лиц. За данное преступление статьей 139 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 40 000 рублей, либо в виде исправительных работ до 1 года, либо в виде ареста до 3-х месяцев. Если указанные деяния были совершены с применением насилия или угроз штраф возрастает до 200 000 рублей, преступление может наказываться исправительными работами до 2-х лет либо лишением свободы на тот же срок. При совершении деяния с использованием служебного положения штраф возрастает до 300 000 рублей, преступление наказывается принудительными работами до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

Сергей

Соседи двое пожилых люде, держат пять кошек,запахи стоят на весь подъезд уже заработал аллергию нежить не продать не могу, как можно заставить их избавится от кошек.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Сергей! Можно попробовать написать на них заявление в санитарные органы о нарушении правил пользования жилыми помещениями, что приводит к нарушению прав соседей. В этом случае есть вероятность привлечения соседей к административной ответственности. Другим вариантом является обращение в суд с иском о прекращении действий, нарушающих права соседей. В этом случае потребуется проведение экспертизы на предмет соответствия воздуха в Вашей квартире нормативным требованиям.

Татьяна

Добрый день! в сельском поселении в МКД 27 квартир, часть дома (больше половины) находятся в заброшенном состоянии, двери в квартиры открыты, горы мусора,в некоторых квартирах выбиты окна. из коммунальных услуг в доме подведено только электричество. Каким образом можно воздействовать на собственников заброшенных квартир и какая ответственность предусмотрена законодательством? заранее спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Татьяна! Если помещения заброшены давно, то в силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ квартиры могут быть признаны бесхозяйным имуществом с их переходом в муниципальную собственность. Вам надо обратиться в местную администрацию для решения вопроса о принятии на учет данного бесхозяйного имущества.

Татьяна Баркова

В нашем доме, сложилась крайне негативная обстановка, которая отрицательно влияет на нормальную жизнь жителей! Суть проблемы в следующем: В одной из квартир 10-эт дома на 10 этаже проживают 2 брата (Александр и Сергей), один их которых является инвалидом 1 группы (глухонемой с детства - Сергей), с которым и связаны все негативные последствия проживания. У него есть жена (или сожительница), которая возможно тоже имеет эту группу, но более-менее разговаривает. В результате их брака родилась дочь, которая в настоящий момент ходит в школу – 2класс. И, несмотря на то, что в квартире проживает несовершеннолетний ребёнок, жильцы этой квартиры ведут разгульный образ жизни - пьянки, драки, несмотря на намоту брань такая, что слушать не возможно. Кроме этого в квартире появляются посторонние люди, которые и принимают участие в таких «разборках». Эти действия начинаются в вечернее время и могут продолжаться до 3-4 часов утра! В прилегающих квартирах проживают малолетние дети, которые не могут уснуть из-за постоянных криков, брани и стуков. В вязи с чем, соседи вынуждены самостоятельно разбираться с таким поведение «бушующих» жильцов, т.к. полицейский наряд, прибывший по вызову не может их «утихомирить» ссылаясь на их заболевание. И поняв, что к ним не могут быть применены какие либо меры, эти жильцы «нахально» не реагируют на просьбы соседей. Кроме этого были случаи, когда Сергей выгонял своего брата из квартиры, не пускал его, и тот был вынужден жить на лестничной клетке рядом с мусоропроводом! Обратите особое внимание на то, что в какой обстановке живёт ребёнок 9 лет! Который видит всю эту «грязь» и не известно, что может с ним произойти при пьяных разборках взрослых. Подскажите пожалуйста какие статьи закона нарушаются и куда можно обратить за помощью в наведении порядка.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Татьяна! Тут налицо нарушение законодательства о соблюдении тишины. Ответственность за такие деяния должна быть предусмотрена региональным законом об административной ответственности. Если квартира не в их собственности, то на основании Жилищного кодекса РФ этих людей можно выселить через суд. Поэтому уточните, на каком праве братья проживают в квартире.

Сергей

Здравствуйте! Какое наказание должно применяться к организации (ПАО), чья бригада работников дважды без разрешения собственников жилья МКД и без проведения общего собрания проникала по пожарной лестнице на чердачное помещение и крышу многоквартирного жилого дома и пыталась провести через них укладку кабеля для системы видеонаблюдения (ПАО предоставляет услуги телефонии, интернета и телевидения), заказчиком по установке которой является администрация города? Какие действия по закону должны предпринять сотрудники отдела полиции при прибытии на место такого правонарушения непосредственно в момент проведения работ с кабелем?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Сергей! В данных действиях может усматриваться ст. 19.1 КоАП РФ и 330 УК РФ, то есть самоуправство. Сотрудники полиции должны составить протокол об административном правонарушении и принять по нему предусмотренное законом решение, или начать проверку на предмет наличия состава преступления. Впоследствии в суд может быть подан иск о демонтаже кабелей, так как это нарушает права собственников многоквартирного дома.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! В законодательстве нет никаких изменений о том, что с 2022 года надо будет платить дополнительные деньги на содержание придомовой территории. И Вам делать ничего не надо, только контролировать ход благоустройства двора.

Юлия

Здравствуйте! Вопрос связан с программой благоустройства. От управляющей компании активному жителю поступтло предложение благоустроить двор. Один двор на 3 дома. От каждого дома заявление по 1 подписи. Не предполагали, что это благоустройство связано с региональной программой. Общего собрания жильцов не было. Дипутат и управа поддержали заявление. Начались работы по благоустройству. Что теперь делать жителям домов. Собрания не было, протокол собраний в управляющую компанию и муниципалитет ее передавался. А после 2022 года мы начнем платить дополнительные деньги за содержание придрмоврй территории? Что делать? Заранее спасибо за ответ

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Жанна! В действующем законодательстве об административной ответственности не предусмотрены нормы об ответственности технического заказчика в приведенной Вами ситуации.

Жанна

Добрый день. Согласно ст. 189 ЖК РФ, собственники помещений мкд не подзнее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 данной статьи (в нашем случае от регионального оператора рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании. Какая ответственность предусмотрена для технического заказчика, если он начнет ранее этих трех месяцев размещать конкурсную документацию на подбор подрядчиков для проведения кап. ремонта. Региональный оператор должен был опубликовать предложения до июня (не позднее чем за 6 месяцев до нового года),но опубликовал только в августе. С такими сроками мы "проваливаем " кап. ремонт в 2019 году. Ответьте пжл сегодня.

Елена

Юридические последствия систематических скандалов в семье и ремонтные работы в в выходные и праздничные дни с 8-00 до 11-00. Что нарушает права и покой соседей и санитарные нормы проживания в многоквартирном доме, а так же ущемляют их конституционные права и какиемогут наступить последствия???

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Тут надо смотреть Ваше местное законодательство о времени тишины. Но максимум можно рассчитывать на привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Светлана

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, наниматель может обратиться к наймодателю с заявлением об обмене жилого помещения на другое по каким-либо причинам? Наймодатель может удовлетворить данное заявление, если имеется свободное муниципальное жилье? Или обмен возможен только между нанимателями? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Обмен осуществляется только между нанимателями и с согласия наймодателя. Это прямо предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Светлана

Здравствуйте, подскажите, может ли наниматель по договору соцнайма обратиться с заявлением к наймодателю о предоставлении ему другого жилья по договору соцнайма и по каким причинам?Предусмотрено ли такое право нанимателя действующим законодательством?

Сергей (старший юрист)

В действующем жилищном законодательстве такое право нанимателю не предоставляется. Но с другой стороны нет и запрета на такую просьбу. Поэтому можно попробовать обратиться с таким заявлением.

Дилана

Здравствуйте,Сергей! Дело в том, что в нашем коридоре многоквартирного дома стоит дополнительная дверь, незаконно, без подтверждающих документов, за ней находятся две квартиры. Ранее она была поставлена соседями по обоюдному согласию.Я купила квартиру, дверь уже была. Меня не устраивает, чтов этом коридоре постоянно складируется мусор и ненужный хлам, не проветривается, потому что он всегда закрыт соседями и которые заставляют нас ее закрывать или сразу же закрывают ее за нами.У них в квартире антисанитария, тараканы, которые распространяются по всему подъезду.Неприятные запахи идут в нашу квартиру.Обращались в администрацию города, была комиссия,предписали за месяц устранить нарушения: произвести дезинфекцию от тараканов и убрать дверь.Единственное что она сделала-помазала мелком в коридоре.Дверь так и стоит.Администрация размахивает руками, что жилье не муниципальное, не можем применять административные воздействия.Как можно решить эту проблему.Заранее спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Есть два способа: быстрый и медленный. Быстрый способ - самим демонтировать дверь, а так как она была установлена незаконно, то соседи вряд ли пойдут жаловаться. Второй путь - обращение в суд с иском об устранении нарушений Вашего права собственности на квартиру, так как из-за двери в квартиру проникают запахи, появились тараканы и т.д. Также можно провести общее собрание собственников по вопросу о законности размещения двери на общей территории.

Елена

Здравствуйте, Сергей! Мне принадлежит квартира в общем дворе на 4 хозяина. земля во дворе находится в совместном бессрочном пользовании. Квартиру решила продать. Соседи по двору препятствуют продаже, отговаривая потенциальных покупателей. Я живу в другом городе, следить за этим процессом и предотвращать данные действия соседей не имею возможности. Но у меня есть запись телефонных переговоров с потенциальными покупателями, в которых они рассказывают о этих действиях соседей и то, что они отказываются от покупки по этой причине. возможно ли что-либо сделать, чтобы урезонить этих соседей. Соседи недоговороспособные, так что простыми переговорами с ними дела не исправить.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! В действиях соседей нет никаких противоправных действий. Поэтому воздействовать на них силами законодательства не получится. Может быть, они сообщают покупателям правду относительно Вашей квартиры. Единственным вариантом является подача на соседей в суд, если они распространяют ложные сведения, порочащие Вас.

Светлана

Сосед под окнами занимается ремонтом автомобилей, используя сварку и т.п. инструменты. Законно ли это?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Использование сварки вблизи жилого здания может являться нарушением норм противопожарной безопасности. Также в случае загрязнения прилегающей территории будет нарушение законодательства. Но ремонтировать автомобили на прилегающей к дому территории законодательством не запрещено.

Юлия

Здравствуйте! Проживаем в коммунальной квартире, с периодичность 2 раза в год сосед уходят в запой на неделю. При этом ходят по малой нужде мимо унитаза, за собой не убирают. Запах стоит не выносимый. Можно ли привлечь данного соседа к ответственности?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! Данными действиями сосед не нарушает никаких законодательных норм, его действия являются просто аморальными. Поэтому шансы на его привлечение к ответственности очень малы. Это можно сделать, например, если сможете доказать нарушение им санитарных норм.

Олег

Многоквартирный дом. Один из собственников ставит четыре свои машины задействованы в такси на придомовой территории. Какие у него на это основания? чем регулируются данные отношения.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Олег! Данный человек не нарушает никаких правовых норм, так как он является собственником квартиры в многоквартирном доме и имеет право использовать придомовую территорию, но с учетом интересов соседей. Поэтому если данными действиями нарушаются интересы соседей, то они могут потребовать ограничения количества паркуемых машин.

Александр Л

Здравствуйте. Проблема с соседкой живущей под нами, на 1 этаже, многоквартирного дома. Выбрасывает все продукты жизнедеятельности ТБО, продукты питания, спрожнения под окна. Невозможно открыть окно. Что твориться в квартире одному Богу известно. В связи с чем появились тараканы. После зимы не так много, но в прошлом году была тьма, 2 раза приглашали дезинсекцию, на долго не спасает. Дети 2 раза в неделю приносят продукты питания, уборку не производят. Подскажите куда обратиться и на какие статьи ссылаться, если полиция, жил.инспекция, соц.защита, гос.жил.испекция, Роспотребнадзор не реагируют, присылают отказные письма.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! В соответствии с жилищным кодексом РФ в отношении подобных собственников может быть принято решение о выселении человека. Также Вы можете обжаловать в прокуратуру или в суд все присланные Вам отказы надзорных органов.

Татьяна

Добрый день! Подскажите, какая отвественность предусмотрена при нарушении ст. 147, ч. 3.1 ЖК РФ, а именно, председатель ТСЖ заключил трудовой договор на бухгалтерские услуги с членом правления ТСЖ

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Татьяна! В законодательстве отсутствует административная или уголовная ответственность за нарушение указанной Вами нормы. В этом случае только появляются основания для признания трудового договора недействительным или для прекращения членства лица в правлении ТСЖ.

фаина

я живу в частном доме, почти ежедневно по улице вдоль домадвигается тяжеловесный трактор четра по путевому листуорганизации от гаража до скотных дворов, так что трясется дом кирпичный. падает содержимое шкафов и просто страшно находиться в это время в доме. какую-то ответственность должна нести организация или сам руководитель организации?бесконечно так жить невозможно!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Законодательством не запрещено движение тракторов по дорогам общего пользования при условии, что трактор удовлетворяет всем предъявляющимся к нему требованиям. Можно предположить, что самостоятельное движение такого тяжелого трактора не допускается техническими нормами. Как минимум, должно быть разрешение на подобное передвижение. Для проверки нарушения Вам надо обратиться в местную прокуратуру.

Ольга

Здравствуйте. Я владелец квартиры на 1 этаже двухэтажного 12квартирного дома на селе. С прежним владельцем квартиры над нами -2 этажа, были распределены обязательства по поддержанию порядка - мы залили глубокий фундамент вокруг наших квартир - они угловые, а владелец со второго этажа обязался подлатать крышу над нашими квартирами. Это не было оформлено документально, но есть свидетели - рабочие все обошлось нам в 26 тыс и сама бывшая владелица, которая продала свою квартиру, не сообщив о своём долге настоящему владельцу. Он требует от нас сумму в 25 тыс. на совместный ремонт крыши.Он, являясь правопреемникомнаследует и долги прежней квартиры. Насколько я могу отстоять своё право за вложенные средства в поддержание обще домового порядка?Кроме того его квартиранты - он сдает квартиру внаем, затопили ванную - обрушен частично потолок - есть свидетель -председатель сельсовета - во время затопления был приглашен. Его же другими квартирантамиобрушен частично потолок в зале и затоплен потолок в другой комнате.Этот убыток владелец не собирается покрывать -видимо уверен в своих связях в судебных органах.Понимаю, что начинать надо с них. Как это сделать оптимально?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! Ваши устные договоренности не имели юридической силы и основывались только на доброй воле сторон. В суде Вы не сможете доказать факт и условия договора, тем более, с привлечением совершенно постороннего человека. А для возмещения причиненного ущерба заливом Вам надо документально зафиксировать факт залива и повреждений, заказать оценочную экспертизу и писать исковое заявление в суд на собственника.

Андрей

Добрый день. Кто несет и какую ответственность при выполнении капитального ремонта МКД не включенного в перечень, утв. ЖК? спец. счет ТСЖ

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Андрей! За качество ремонта будет нести ответственность подрядная организация, а также при наличии генподрядчик. В первую очередь, ответственность будет имущественная в соответствии с гражданским законодательством. Если будут основания, то подрядчика и генподрядчика можно будет привлечь к уголовной или административной ответственности.

Андрей

Здравствуйте. Является ли непредоставление в установленный срок реестра собственников ЖК РФ, ст. 45 п. 3.1 каким-либо административным правонарушением? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Андрей! Ответственность за это предусмотрена ст. 7.23.2 КоАП РФ.

владимир

Какое наказание ждет владельца помещения в МКД, инициировавшего проведение общего собрания владельцев жилых помещений, если были нарушены сроки сообщения о проведении собрания два дня вместо десяти законных, способ сообщения о проведении собрания ни заказным письмом, ни под роспись, и нет решения о том, где такое сообщение может быть вывешено. В итоге собрание проведено, мои права нарушены. Мои действия? Что требовать у суда к виновному, какое наказание может быть к нему применено? Способ управления дома - непосредственное управление.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Владимир! Ответственности за данные действия законодательство не предусматривает, если, конечно, Вы не докажете, что имело место уголовное преступление, которое совершалось указанным Вами способом. Единственной мерой ответственности будет признание в судебном порядке решения общего собрания незаконным.

Валерий

Является ли нарушением внесение в реестр собственников помещений заведомо ложных данных: фамилия, площадь собственности? Какие могут быть ответственности за такие действия?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Валерий! Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.35 КоАП РФ. Также в некоторых случаях данные действия могут содержать признаки уголовного преступления.

Сергей Семериков

Сняли квартиру на долгий срок по договору, прожили месяц, начали вытащить пятьна, и сильно чесаться, думали блохи у кота, протравили блох. Но проблема не исчезла. Потратили круглую сумму на лекарства, так как думали это какая то аллергия. Как оказалось это были клопы, мы не замедлительно начали искать новую квартиру. Нашли и съехали. Предупредили хозяев. Сказали что даже не знали про них. Хотя когда мы только хотели снимать говорили что буквально неделю назад делали ремонт. А теперь говорят что делали его 4 года назад, как нам поступить? Можем ли мы требовать с них компенсацию за потраченные деньги на лекарства?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Сергей! Теоретически можете, но в этом случае Вам надо будет доказать, что арендодатели при сдаче квартиры были осведомлены о наличии блох, но не предупредили Вас об этом. Кроме того, помимо Ваших слов надо документально подтвердить наличие блох в квартире, то есть с привлечением экспертов. Кроме того, отсутствует явная причинная связь между какими-либо действиями или бездействием арендодателей и приобретением Вами лекарств.

Ксения

У меня такой вопрос, если ребенка из детского дома не поставили на очередь до 18 лет, что грозит отвественным лицам в администрации детского дома

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ксения! В каждом конкретном случае надо разбираться. Это может быть простой недосмотр или уголовное преступление. Но отдельной статьи за не постановку в очередь в законодательстве нет.

Светлана

Добрый вечер! Якобы с 1.01.16г. малый бизнес в РФ освободили от проверок на три года. От каких проверок освобожден начинающий малый бизнес? Я в октябре 2017г. открыла маленький продуктовый магазинзал 15кв.м. Кто меня имеет право проверять, налоговая служба или Роспотребнадзор или еще кто либо, меня имеют право проверять в течении трех лет?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Вас могут проверять все государственные органы в соответствии с их компетенцией. Перечислять их здесь нецелесообразно, так как их очень много по причине разнообразия самих видов контроля. В течение трех лет с момента регистрации бизнеса Вас не могут проверить в плановом порядке, но Вы не освобождены от внеплановых проверок.

Светлана

У меня в собственности помещение на первом этаже, по ст.17ЖК я имею право использывать для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности если я не нарушаю права соседей. Это на самом деле так? Просто я читала нарушение жилищного кодекса и там сказано что это нарушение использывать жилое помешение не по назначению. Как это понимать, один закон противоречит другому. Я никому не мишаю, у меня пробита дверь на улицу, соседям я не мешаю в чем причина почемуне могу заниматься в свем помещении коммерческой деятельностью.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Никакого противоречия нет. В ст. 17 ЖК РФ сказано прото, что гражданин может заниматься коммерческой деятельностью при условии, что не нарушаются права соседей и требования, предъявляемые к жилым помещениям. Это не дает права использовать помещение не по назначению например, открыть цех по производству чего-либо или бассейн, а только возможность ведения определенных видов коммерции, не противоречащих назначению жилого помещения.

Елена

Здравствуйте, Сергей! Какая ответственность полагается соседке, которая содержит в квартире кошек и не убирает за ними. Зловонные запахи идут через открытые окна и вытяжку в мою квартиру, в подъезд. Все замечания она игнорирует.Кроме того, она владеет еще двумя квартирами в соседнем доме, которые в данный момент находятся вабсолютно запущенном состоянии, непригодном для жилья.Реально ли через суд лишитьее правасобственности, на какую статью опираться?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Да, такая возможность есть, но иск может быть подан только органом местного самоуправления, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение. Такая возможность предусмотрена ст. 293 ГК РФ.

Елена

Здравствуйте, Сергей! Спасибо заВаш ответ. У меня еще вопрос: при подаче в суд исковогозаявления на соседку-кошатницу за нарушения норм СЭС ибезхозяйственного отношения к имуществу, будет ли являться весомыми доказательствами фотографии, подписи соседей по подъезду, акт ЖКХ о том, что в моей квартире обнаружены зловонные запахи, хотя квартира чистая и животных в ней нет?Дело в том что сотрудник ЖКХ, полиции не имеют полномочий проникнуть в квартиру соседки, для подтверждения, чтоименно онаявляется источником запаха. Может ли суд после подачи мной исковых документов направить уполномоченных представителей с целью обследования квартиры соседки и каким образом я могу это обследование инициировать?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда! При составлении акта Вы можете высказать свое мнение и зафиксировать его в акте обследования жилого помещения. Если все равно в акте содержатся ложные сведения, то необходимо обращение в суд с заявлением об оспаривании незаконных действий бездействия органов местного самоуправления. В суде муниципалитет сам должен доказать свою правоту и соответствие составленного акта действительности и требованиям действующего законодательства.

Надежда

Здравствуйте Сергей! Хочу немного пояснить мою ситуацию. Муниципальная квартира на 1-м этаже 5-этажного многоквартирного дома, в которой я проживаю со своей семьей я-инвалид 2 гр.рассеянный склероз, нарушение опорно-двигательного аппарата, муж-инвалид 3гр. заболевание, полученное в период прохождения ВС, сын-инвалид с детства 3гр. и свекровь-пенсионер пришла в состояние, требующее капитального ремонта, дом, постройки 1969г., кап.ремонт никогда не производился, на данный момент в квартире нужна срочная замена полов прогнили, замена радиаторов, окон рассохлись от влажности, восстановление стен отвалилась штукатурка и т.д. Квартира подвергалась долговременному пол-года залитию соседом сверху, проблемыс неисправной канализацией в подвальном помещении устраняются только на время. Савгуста 2016г. я ведуактивную уже бумажную переписку со всеми возможными инстанциями. На приеме у главы Администрации мне поступило предложение о замене квартиры, в которой мы проживаем на другую равноценную, в которой мы могли бы провести только текущий ремонт и жить в нормальных условиях, но предложение на бумагу не легло, распоряжение осталось без силы и началось давление, якобы это мы довели квартиру до такого состояния и должны все сделать за свой счет, а то и выселить " есть основание". Обратиться в суд на местном уровне, видя такую организованную солидарность во всех структурах, в которые я обращалась, просто не имеет смысла. На данный момент я обратилась за помощью к Депутату Тульской Областной Думы, юристы проделали большую работу, составляя требования провести проверку по изложенным фактам, но и на это не дали ответ по существу, а просто обвинили нас в доведении квартиры до данного состояния. Так с чем мне идти в суд и в какой? Вместо того чтобы объединить усилия наниматель-наймодатель и привести квартиру в надлежащее состояние,за этот год бумажной волокиты, я теперь не знаю как отмыться от той грязи которую вылили на меня и мою семью, только ради того чтобы не выполнять своих обязанностей.

Сергей (старший юрист)

В юридических консультациях Вам отвечают правильно. Действительно, Вы, как инвалид 2 группы, имеете право на получение бесплатной юридической помощи. Но в соответствии с законодательством представительство в суде в рамках оказания такой помощи может осуществляться не по всем категориям дел. Споры, связанные с оспариванием действий местной администрации, к делам, по которым лицо может получить услугу бесплатного представительства, не относятся.

Надежда

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, имеет ли право администрация, как собственник выдавать предписание мне, как нанимателю, в двухмесячный срок выполнить ремонтные работы в квартире провести текущий ремонт, если как говорит собственник, у меня права нет требовать от них проведения кап.ремонта, на основании только ордера на квартиру, а у них тогда откуда берется право требовать от меня выполнения текущего ремонта? За не выполнение предписания будет наложен штраф.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда! К сожалению, требования администрации являются законными. В соответствии со ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, в котором оно проживает. Однако, конкретные сроки и порядок проведения такого ремонта в законе не указаны. Поэтому необходимо руководствоваться условиями договора социального найма, а также оценить обоснованность требований администрации. Если помещение объективно не нуждается в ремонте, то требование можно оспорить.

Надежда

А как узнать о сроках обжалования такого предписания? Необходимость проведения ремонта есть, как капитального, так и текущего. Администрация отказывается принимать необходимость капитального ремонта, о чем я готовлю иск в суд, но есть ли у меня время, чтобы в одно время подать обжалование предписания и требование провести кап.ремонт?От текущего я не отказываюсь-это моя обязанность, но в моей ситуации правильно сделать сначала капитальный, заменить окна, полы и восстановить штукатурный слой.

Здравствуйте! В действиях квартиранта налицо нарушение правил пользования жилыми помещения, которое приводит к ущемлению прав и законных интересов соседей, то есть Вас. В этом случае Вы можете обратиться в суд с иском о прекращении соседом противоправных действий. Кроме того, в действиях соседа имеются признаки административного правонарушения, по поводу привлечения к ответственности за которое следует обратиться в местную администрацию.

Руслан

имею в долевой 0,5 собственности квартиру. определено право пользования 1 комнатаи общие коридоры, сан.узел, кухня. Вселил в неё друзей по договору безвозмездного пользования. второй собственник против. Какие штрафы или что-то ещё положено за неполучение согласия 2-го собственника на проживание

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Руслан! Штрафов никаких не предусмотрено. Второй собственник просто может обратиться в суд с требованием о выселении квартирантов и о расторжении договора безвозмездного пользования.