Абрам Боровик: Уверен в невиновности Виктора Гребнева, надеюсь на оправдательный приговор. Гребнев виктор григорьевич Виктор гребнев: «надо строить мосты и самолеты»

Заведено уголовное дело на директора департамента промышленности администрации Приморского края, который на прежнем месте работы выделенные на строительство объектов АТЭС средства расходовал на приобретение дорогих яхт, возведение базы отдыха на о. Ханка и дарение квартир

По версии следствия, будучи главой ТМК, Виктор Гребнев злоупотребил полномочиями, причинив компании ущерб на сумму 400 млн руб. Чиновник виновным себя не считает. ТМК строила объекты саммита АТЭС во Владивостоке, но в настоящее время в отношении компании введена процедура банкротства. В Приморском крае расследуется уголовное дело в отношении бывшего гендиректора ЗАО ТМК Виктора Гребнева. Он подозревается в злоупотреблении полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ), сообщила “Ъ” старший помощник руководителя следственного управления СКР по региону Аврора Римская. «Дело было возбуждено нашим управлением, но затем передано в УМВД по краю»,- добавила она. По версии следствия, в результате действий Виктора Гребнева в период с 2012 по 2014 год компании причинен ущерб на сумму около 400 млн руб.

«Да, дело возбуждено»,- подтвердил “Ъ” Виктор Гребнев, добавив, что виновным себя не признает: «Я был единственным акционером компании, какой смысл воровать у самого себя?» - сказал он. По словам Виктора Гребнева, он продал 75% акций ТМК в прошлом году «московским структурам». «Условием сделки было то, что я на пять лет остаюсь на посту гендиректора, но меня сразу уволили»,- сказал экс-глава ТМК.

На официальном сайте ТМК сегодня опубликовано официальное заявление, в котором утверждается, что «причиной возникновения финансовых проблем компании стали действия ее предыдущего руководителя Виктора Гребнева». В период его руководства ТМК, говорится в сообщении, «средства, предназначенные на строительство объектов, широко расходовались на непрофильные цели, такие как приобретение дорогих яхт, возведение базы отдыха на о. Ханка, дарение квартир и строительство собственного трехэтажного особняка Виктора Гребнева». Если по состоянию на 1 января 2013 года чистый долг компании составлял 3,7 млрд руб., то к сентябрю 2014 года этот показатель вырос до 6 млрд руб., уверяют в ТМК.

Господин Гребнев восемь лет, до начала сентября 2014 года, занимал пост гендиректора ТМК. Возглавляемая им компания являлась генподрядчиком строительства к саммиту АТЭС (прошел во Владивостоке в сентябре 2012 года) двух важнейших инфраструктурных объектов - моста через бухту Золотой Рог (стоимостью около 20 млрд руб.) и трассы поселок Новый-Де-Фриз-Седанка-Патрокл (стоимостью 29 млрд руб.). Несмотря на инциденты в ходе строительства - пожар на мостовом переходе и обрушения подпорных стен на трассе, оба объекта успели сдать в эксплуатацию к началу проведения саммита. В 2011 году Виктор Гребнев был избран по списку «Единой России» в законодательное собрание Приморья, в котором возглавил комитет по экономической политике и собственности. А в феврале текущего года получил назначение на работу в администрацию Приморья, заняв пост директора департамента промышленности.

Последние несколько месяцев ТМК испытывает трудности с выплатой заработной платы сотрудникам. В Уссурийске возмущенные сотрудники компании на днях провели митинг протеста, а задействованные на строительстве космодрома Восточный на крышах своих времянок написали обращение к президенту Путину с призывом о помощи. Следственное управление СКР по Приморью в начале апреля возбудило уголовное дело по факту невыплаты должностными лицами ЗАО ТМК заработной платы работникам предприятия по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ. По данным прокуратуры Приморья, по состоянию на 10 апреля размер задолженности по зарплате достиг 100 млн руб. «Причиной невыплаты зарплаты явилась нестабильная финансовая ситуация компании, повлекшая инициирование кредиторами процедуры банкротства. Определением Арбитражного суда Приморского края от 4 марта 2015 года в отношении ЗАО ТМК введена процедура банкротства - наблюдение»,- признают сложность ситуации в компании. Новое руководство ТМК обещает ликвидировать задолженность по зарплате в июне. Одновременно в компании начались массовые сокращения: из 1,2 тыс. работников 500 уже получили уведомления о предстоящем увольнении, сообщили в администрации Приморья.

Защита главного мостостроителя Приморья Виктора Гребнева заявила о необходимости пересоставления обвинительного заключения из-за выявленных в уголовном деле существенных противоречий. Суд над экс-руководителем «Тихоокеанской мостостроительной компании», обвиняемым в преднамеренном банкротстве и растрате 407 млн рублей, начался во вторник, 18 сентября, в Уссурийске.

Рассмотрение уголовного дела бывшего депутата Законодательного собрания и бывшего руководителя департамента промышленности и транспорта Приморского края началось в Уссурийском районном суде. Виктора Гребнева обвиняют по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере) и ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Прокурор огласила обвинительное заключение и раскрыла подробности уголовного дела.

Следствие полагает, что Гребнев, занимая пост гендиректора ЗАО «ТМК», растратил свыше 407 млн рублей, вверенные ФГУП «Дальспецстрой» на строительство космодрома Восточный. По версии обвинения, средства мостостроитель тратил для погашения кредитов сторонних компаний (ЗАО «РАСКО» и ООО «Восток Траст»), за что те передали ему вексели. В материалах дела отмечается, что с января 2012 по декабрь 2014 года он совершал «последовательные действия, направленные на преднамеренное банкротство» предприятия. Это выражалось в заключении по завышенным ставкам договоров аренды технических объектов, строительной техники, трехкомнатной квартиры в Уссурийске и автомобиля KIA. Одновременно с этим, заявляет следствие, Гребнев приобрел за счет компании и подарил физлицам семь квартир во Владивостоке и дом в Уссурийске на общую сумму 37 млн рублей.

В результате финансовое состояние «Тихоокеанской мостостроительной компании» ухудшалось и стало неудовлетворительным, пояснила обвинитель на процессе, при этом «обязанный действовать в интересах предприятия» руководитель не обратился в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве. В обвинительном заключении несколько раз подчеркивалось, что Гребнев понимал «противоправный характер своих действий», осознавал «наступление умышленной неплатежеспособности» и «желал наступления» ущерба государству и кредиторам.

Прокурор подчеркнула, что в результате действий Гребнева ЗАО «ТМК» остается должно 2 млрд рублей. Среди кредиторов - банки, налоговая служба, «Центр судоремонта "Дальзавод"», департамент дорожного хозяйства Приморья и строительные организации. При этом в зале суда присутствовали лишь представители нескольких банков и ФНС, другие считающиеся пострадавшими структуры проигнорировали заседание.

Экс-глава ЗАО «ТМК» виновным себя не признал, но комментировать предъявленные обвинения не стал. На процесс Виктор Гребнев прибыл в компании двух адвокатов и во время слушания находился с ними за одним столом. 18 мая 2015 года суд избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста.

Менее сдержанным оказался адвокат главного мостостроителя Андрей Конопля. Защитник раскритиковал обвинительное заключение, подчеркнув, что в деле имеются уже прекращенные Арбитражным судом эпизоды по приобретенным у сторонних фирм векселям. Кроме этого он сообщил, что с сентября по декабрь 2014 года Гребнев не работал в компании, а руководившие в это время (Игорь Нестеренко и Сергей Юдин - прим. VL.ru) уже осуждены за совершенные в указанный период преступления. Также защитник отметил, что обвинение в преднамеренном банкротстве не подкреплено расчетной методикой, как положено законом об экспертной деятельности.

Защитник выступил с ходатайством вернуть документы в прокуратуру края для пересоставления заключения в соответствии со статьей 237 уголовно-процессуального кодекса. По его словам, «для уточнения, в чем же конкретно обвиняют Гребнева».

В частности защитник пояснил, что не понимает, почему, если деньги были целевые, ущерб вменяют не «Спецстрою», а собственной компании Гребнева. При этом оправдывался за обвиняемого - без кредитов продолжить возведение саммитовских объектов было невозможно.

«Почти год он строил государству российскому, и за то теперь государство в лице гособвинителя говорит: "Ай-яй-яй… В тюрьму давай". Глупость неимоверная. Но именно так сформулировано гособвинение в этой части. На предварительном заседании именно в этой части мы просили вернуть дело прокурору. На наш взгляд, невозможно не то что правосудие, а вынесение какого-либо решения», - отметил Андрей Конопля.

Защитник Гребнева назвал обвинение «абсурдным», а дело - «ангажированным». «Обычный хозяйственный спор, переросший за счет силовиков в новое уголовное преследование - вот чем мы с вами будем заниматься», - пояснил Андрей Конопля.

Гособвинитель ответила, что не видит оснований для возвращения материалов на доработку, заявив, что противоречия, если они есть, стоит рассмотреть в ходе судебных слушаний. Судья объявил перерыв для рассмотрения ходатайства. Слушания продолжатся в среду, 19 октября.

Ранее директор «ТМК» Игорь Нестеренко приговорен к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы, а председатель совета директоров Сергей Юдин осужден на 3 года и 4 месяца лишения свободы со штрафом 1 млн рублей за организацию мошенничества.

Напомним, Виктор Гребнев возглавлял ЗАО «ТМК» с 2006 года по 2014-й. В феврале 2015 года он возглавил краевой департамент промышленности, покинув пост председателя комитета Законодательного собрания по экономической политике и собственности. В апреле он сложил с себя полномочия в связи с расследованием уголовного дела о злоупотреблении полномочиями в ЗАО «ТМК». По решению суда Гребнев признан банкротом.

Родился 29 мая 1957 года в селе Белоногово Серышевского района Амурской области. В 1980 году окончил Хабаровский политехнический институт по специальности «Мосты и тоннели», где получил квалификацию: инженер-строитель. Трудовую деятельность начал в должности мастера строительных и монтажных работ мостостроительного поезда - 468. В 1981-87 годах возглавил участок «Чугуевка» мостостроительного поезда - 468 треста Мостострой - 8 Минтрансстрой. В 1987 г. назначен главным инженером, а через год - начальником мостостроительного поезда - 468. В 1993-2006 годах работал в должности начальника Уссурийского мостостроительного отряда, филиал ОАО «Дальмостострой», который образовался в результате реорганизации предприятия Мостопоезд - 468, согласно Указа Президента РФ 7 декабря 1992 года.

С мая 2006 года по настоящее время Виктор Гребнев возглавляет ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Под его руководством компания совершила уникальный рывок и заняла достойное место среди крупнейших строительных предприятий на территории Приморского края. За годы работы построено множество объектов различного назначения - автомобильных, железнодорожных и пешеходных мостов, дорог, административных и жилых зданий и сооружений. Среди них - Некрасовский путепровод, Гоголевская развязка, транспортная развязка на площади Баляева во Владивостоке, реконструкция нескольких участков дорог Раздольное-Хасан. На пути создания нового облика «ТМК» как современного, ориентированного на высокую технологичность предприятия, Для Виктора Гребнева главная ценность компании - это квалифицированные специалисты, благодаря мастерству и профессионализму которых удаётся качественно выполнять работы любой сложности. Поэтому уделяет большое внимание повышению профессионального уровня специалистов (обучение в Москве и Санкт-Петербурге за счёт компании, изучение опыта коллег из США, Германии, Голландии, Японии, Южной Кореи), увеличению производственных и технических мощностей компании». Также за счет средств компании проводится обучение специалистов в высших учебных заведениях.

Сегодня ТМК осуществляет строительство объектов на всей территории Приморского края и постоянно расширяет географию своих работ. В настоящий момент ЗАО «ТМК» под руководством Гребнева В.Г., в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012, осуществляет строительство нескольких объектов: моста через бухту Золотой Рог; автомобильной дороги «пос. Новый-п-ов Де-Фриз-ст. Седанка-б. Патрокл» с низководным мостом-эстакадой; дороги «бухта Патрокл-мостовой переход через бухту Золотой Рог. При Викторе Гребневе ЗАО «ТМК», сохраняя лучшие корпоративные и производственные традиции, а также стремительное развитие позволили компании стать одним из лидеров Дальневосточного региона. В 2008 году ЗАО «ТМК» стала лауреатом V Краевой бизнес-премиив номинации «Компания года», а генеральный директор Виктор Григорьевич Гребнев был назван Менеджером года.

Наряду с решением производственных задач в компании много внимания уделяют социальным вопросам. Так, в октябре 2011 года сдан в эксплуатацию 187-квартирный дом для работников компании - жителей Уссурийска, постоянно улучшаются бытовые условия на объектах строительства. Для сотрудников компании на территории производственной базы г. Уссурийска работает спортивный зал. В данное время ведётся реконструкция выкупленного стадиона ВРД, где будут созданы все условия для футбольной команды ЗАО «ТМК», а также спортивный комплекс «Ледовая Арена», детский сад №15, баскетбольная площадка по улице Баневурова, жилые дома по улице Попова, коттеджный посёлок для работников ТМК. «Тихоокеанская мостостроительная компания» за весомый вклад в благоустройство города Уссурийска награждена Дипломом III степени в смотре - конкурсе по благоустройству «Любимый город - 2011».

Виктор Гребнев Удостоен государственных и общественных наград и почётных званий:

  • 1999г. Награждён знаком «Почётный транспортный строитель».
  • 2002г. Награждён юбилейной медалью «100 лет Транссибирской магистрали.
  • 2003г. Награждён Почётной грамотой председателя законодательного собрания за большой вклад в развитии дорожной отрасли Приморского края, за внедрение новых технологий при строительстве мостовых сооружений
  • и автомобильных дорог края.
  • 2003г. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»
  • 2 степени.
  • 2004г. Награждён юбилейной знаком отличия «За заслуги в транспортном строительстве» 2 степени.
  • 2005г. Награждён нагрудным знаком-орденом «Меценат» за выдающийся вклад в дело возрождения и процветания Мира, за величие души,
  • за бескорыстную щедрость.
  • 2005г. Награждён Серебряной медалью «Национальное достояние»
  • за благородство помыслов и дел.
  • 2005г. Награждён Почётной грамотой губернатора Приморского края
  • за образцовое выполнение производственных заданий, личный вклад
  • в успешное окончание строительно-монтажных работ и ввод в эксплуатацию участка магистрали городского значения.
  • 2005г. Награждён памятной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне».
  • 2006г. Награждён Почётной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации за большой вклад в строительство и ввод в эксплуатацию
  • в г. Владивостоке участка магистрали общегородского значения.
  • 2009г. Награждён дипломом победителя V - бизнес премии Приморского края «Менеджер года в Приморском крае - 2008г.».
  • 2010г. Награждён памятным знаком «150 лет Владивостоку».
  • 2010г. Присвоено почётное звание «Почётный строитель России».
  • 2010г. Объявлена благодарность полномочным представителем президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе
  • за добросовестный труд и большой личный вклад в развитие строительной отрасли на Дальнем Востоке.
  • 2010г. Лауреат национальной премии «Человек года - 2010» в номинации «Развитие регионов» за большой вклад в экономическое развитие Приморья.
  • 2010г. Благодарность председателя Совета Федерального Собрания Российской Федерации за многолетний добросовестный труд, большой вклад в реализацию юга Дальнего Востока России.

С 30.07.2012 - председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Приморского края.

Председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморья (ЗС ПК), член фракции "Единая Россия" покинул региональный парламент 10 февраля 2015 года. Досрочный отказ от мандата связан с переходом Гребнева на должность директора краевого департамента промышленности и транспорта, который почти год проработал без постоянного руководителя.

В апреле 2015 года стал фигурантом уголовного дела, после чего оставил должность директора департамента. В настоящее время находится под домашним арестом.

Почетный гражданин Уссурийска Абрам Зеликович Боровик обратился в редакцию РИА PrimaMedia с просьбой опубликовать свое письмо, в котором выражает уверенность в невиновности бывшего генерального директора ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" (ТМК), экс-депутата ЗС ПК и экс-чиновника АПК Виктора Гребнева, чье нашумевшее дело сейчас рассматривает Уссурийский районный суд. Виктору Гребневу, напомним, инкриминируют причинение ущерба в 420 млн и преднамеренное банкротство ЗАО "ТМК".

Виктор Гребнев. Фото: РИА PrimaMedia

Редакция агентства публикует письмо Абрама Зеликовича полностью, без изменений и сокращений.

"Обращение в поддержку Гребнева В.Г.

Я, Боровик Абрам Зеликович, всю свою трудовую биографию связываю с Приморским краем и Дальним Востоком. Здесь я получил образование, постоянно жил и работал. 33 года - с 1966-го по 1998 год возглавлял Уссурийское вагонное рефрижераторное депо. За свой многолетний труд имею множество правительственных наград, являюсь почетным гражданином города Уссурийска. Хотя последние годы, после ухода на пенсию я живу за пределами края, но все, что здесь происходит, меня интересует и глубоко волнует.

Я хочу выразить поддержку моему коллеге, с которым меня связывало многолетнее сотрудничество. Речь идет о бывшем генеральном директоре ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" — Гребневе Викторе Григорьевиче. На моем веку я много повидал людей разного человеческого достоинства. Только в коллективе, которым я руководил, насчитывалось около 6 тысяч работников. Плюс к этому нужно добавить невероятно широкий круг из множества руководителей и других сотрудников различных предприятий, чиновников всякого ранга. Но людей, что называется, "штучной работы" во все времена было немного. Гребнев - один из них. Я для себя отметил Виктора Григорьевича, когда тот только начинал свой профессиональный путь, это было в начале 80-х. Наши предприятия находились на одной улице, буквально напротив друг друга, что еще тогда позволило очень близко познакомиться с Виктором Григорьевичем.

Уже в самом начале нашего знакомства стало очевидно, какая это неординарная личность. Инициативность, умение решать сложные задачи, брать на себя ответственность, живой ум, блестящие организаторские способности, все это в сочетании с человеческой порядочностью, умением слышать не только себя, но и других, привлекало к нему множество людей. Наши профессиональные интересы многократно пересекались. Вместе с Гребневым мы строили жилые дома, детские сады, спортивные комплексы для своих сотрудников. До сих пор работают круглогодичный открытый бассейн с подогреваемой водой - единственный в Уссурийске, если не Приморском крае, — стадион, теннисные корты и многие другие объекты, в построенных многоквартирных домах живут работники наших предприятий, раньше ютившиеся в бараках.

Пройдя путь от мастера до руководителя, Виктор Григорьевич сумел создать крупнейшее по оснащенности и объемам производства мостостроительное предприятие, собрал высокопрофессиональный коллектив, где трудились целые династии. Все это было на моих глазах. Я искренне радовался и гордился, что компания, возглавляемая Гребневым, участвовала в строительстве объектов саммита АТЭС, а красавец-мост через бухту Золотой Рог стал символом не только края, но и страны.

Я с горечью и недоумением воспринял информацию о возбуждении в отношении него уголовного дела. Такой вклад, который внес Гребнев в развитие инфраструктуры края — а это мосты и дороги, жилье и объекты соцкультбыта — должен быть оценен государством. Такие уникальные личности вообще большая редкость. Их надо беречь, как национальное достояние. Вместо этого — чудовищные обвинения, публичное унижение.

Я уверен в невиновности Гребнева Виктора Григорьевича и надеюсь на объективное решение суда с вынесением оправдательного приговора.

А.З. Боровик

Дважды Почетный железнодорожник, Заслуженный работник транспорта РФ,

Заслуженный рационализатор РСФСР, Академик академии транспорта РФ,

Почетный гражданин г. Уссурийска", — завершает свое письмо адресат агентства.