Передача имущества взыскателю без реализации. Порядок реализации арестованного имущества


Инициировать процедуру банкротства может сам должник, кто-то из его кредиторов или организаций, которым он задолжал крупную сумму денег. Если с кредиторами все ясно, то зачем гражданину обращаться в суд с данным требованием? Ответ прост - чтобы признать себя банкротом и списать все долги физическому лицу.

Предполагает ли банкротство физических лиц списание долгов? Да, хотя и не во всех случаях. Согласно статье 213.28. закона о «Банкротстве», после того, как реализовано все имущество, подлежащее реализации (есть перечень имущества, которое изъять и продать в счет погашения долгов не могут), и оплачена часть долгов гражданина в порядке очередности кредиторов, оставшиеся долги подлежат списанию. Если же с гражданина взять нечего, то его долги просто спишут? Не все так просто. В этой статье разберем, позволит ли банкротство физических лиц в 2018 году избавиться от проблем с кредиторами, и какие у этого шага будут последствия.

Списываются ли долги при банкротстве физ лиц

Если суд принимает в производство заявление о признании лица банкротом, это дает старт многомесячному разбирательству, призванному выяснить, что на самом деле происходит с активами должника, может ли он договориться с кредиторами (итогом станет заключение мирового соглашения), или же в отношении его долгов может быть проведена реструктуризация. Иногда единственным вариантом становится продажа имущества, принадлежащего гражданину, с тем, чтобы за счет вырученных денег погасить его долги перед людьми и организациями. Собственно, банкротом гражданина признают только в третьем случае - когда невозможна реструктуризация. К реализации имущества приступают только при банкротстве физического лица.

Процедура такова:

    гражданина признают банкротом (если он не смог договориться с кредиторами или не был принят план реструктуризации),

    суд назначает финансового управляющего, который будет разбираться с имуществом, принадлежащим банкроту (это может быть тот же финансовый управляющий, который принимал участие в процедуре реструктуризации долгов, или новый),

    в шестимесячный срок все имущество описывается и продается.

Кредиторы сообщают финансовому управляющему о счетах, вкладах, ином имуществе гражданина, которое у них хранится. Банкрот сдает финансовому управляющему все свои банковские карты. С момента объявления гражданина банкротом все денежные поступления на его счета поступают в распоряжение финансового управляющего.

Списание долгов по банкротству физических лиц - это один из завершающих шагов. После того, как суд вынесет решение о завершении реализации имущества банкрота и завершении расчета с кредиторами, гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. По сути, это и есть ответ на вопрос - если человека признали банкротом, должен ли он платить долг. Нет, не должен, если все его имущество, в том числе ценные бумаги, сбережения и проч., были потрачены на то, чтобы расплатиться с кредиторами.

Еще один вопрос, который часто возникает у граждан: сколько долг должен составлять для признания должника банкротом? Ответ находим в Статье 213.3 закона - от 500 000 рублей.

Каких выплат удастся избежать и что придется возмещать

Освобождает ли банкротство от долгов? Да, но не от всех.

Какие долги списываются при банкротстве физических лиц? К примеру, что происходит с долгами перед банками? Они списываются. Но только после того, как суд убедится, что гражданин неплатежеспособен, и все ценное имущество, которое можно было реализовать, у него изъяли.

Также полному списанию подлежат задолженности:

    перед коммунальными службами,

    кредитными организациями (списывается и основной долг, и набежавшие пени, штрафы,

    долги перед физическими лицами.

А что, если у гражданина есть источник постоянного дохода? К примеру, пенсия или заработная плата? В этом случае долги подлежат реструктуризации. То есть, их выплату растянут на несколько лет.

Почему могут не списать долги в процедуре банкротства физического лица

Есть ряд обязательств, по которым банкрот все равно обязан расплатиться. В частности, сохраняются (или могут быть предъявлены уже после завершения процедуры банкротства) следующие требования кредиторов:

    по текущим платежам (то есть, если вам даже списали долги по коммунальным платежам, это не значит, что вы можете больше их не платить - все, что набежит с даты списания, полежит обязательной уплате. Точно так же и с другими обязательными платежами - налогами, пошлинами и т.п.);

    по возмещению вреда жизни и здоровью других людей, причиненного морального вреда;

    по выплате задолженностей по зарплате и пособиям (если банкрот был лицом, ответственным за данные выплаты, и они не производились по его вине, или же он выступал работодателем);

    по алиментам (долги по алиментам не списываются).

Итак, банкротство физических лиц - какие долги не списываются? Если коротко, то по платежам, которые тесно связаны с личностью гражданина, признанного банкротом.

В законе также приведен перечень ситуаций, при которых не допускается освобождение гражданина от обязательств.

Причин того, почему банкротство не освобождает от долгов, несколько:

    возбуждение уголовного или административного дела по факту фиктивного банкротства или неправомерных действий в ходе разбирательства,

    предоставление гражданином неполных или заведомо ложных сведений финансовому управляющему,

    выявлен факт сокрытия или намеренного уничтожения имущества лицом, в отношении которого проводится процедура банкротства,

    граждан обманул кредитора при оформлении займа, злостно уклонялся от погашения задолженности, не платил налоги и сборы.

Не спишут также сумму, которую должник обязан уплатить за намеренную порчу имущества.

Уже после банкротства физического лица долги могут быть восстановлены - если откроются новые факты. К примеру, факт передачи имущества третьему лицу.

Не списываемые долги гражданина, например, алименты, будут востребованы с него при помощи судебных приставов.

Законодательство и реалии

Закон устанавливает очередность оплаты долгов банкрота. Об этом говорит Статья 213.27., которая называется «Порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина».

В первую очередь, гасятся текущие платежи - алименты, судебные издержки, оплата работы финансового управляющего. Далее следует оплата заработной платы и выходных пособий, удовлетворение требований о погашении задолженности перед коммунальными службами. Потом идет погашение кредитов и иных задолженностей. Но всем этим (то есть оплатой долгов) занимается не сам гражданин, а финансовый управляющий. Задача гражданина - быть с ним максимально честным, чтобы потом не всплыло фактов умышленного сокрытия или уничтожения имущества - в таком случае долги не спишутся.

Также в судебной практике известны случаи, когда суд отказывал банкроту в списании долгов перед кредиторами на основании того факта, что размер его суммарных доходов в месяц был меньше, чем кредитные обязательства, подлежащие ежемесячному погашению.

А что говорит судебная практика, если частично погасил долги, но обязательства перед кредиторами все же остались? В таком случае обычно рассматривается вопрос реструктуризации. Если же денег больше взять не от куда, то будет рассмотрен вопрос о банкротстве, реализации имущества и списании долгов.

Банкротство помогает списать долги, но оно же имеет и отрицательные стороны. Взвесив все «за» и «против», стоит решаться на данный шаг только в том случае, если ситуация безвыходная - работы нет, денег нет, имущества нет… Есть только долги на сумму от полумиллиона рублей. Если же есть дом, машина, работа и хоть какой-то доход - стоит искать возможность заключить мировое соглашение или добиться реструктуризации долга. В последнем случае долги не спишутся, но рассчитываться по ним станет проще - график будет утвержден с учетом реальных финансовых возможностей должника.

Для кредиторов запуск процедуры банкротства в отношении должника - возможность взыскать долг официально. Для должника - возможность договориться с кредитором. Или же полностью избавиться от долгов и начать свою финансовую историю с чистого листа (правда, в отношении кредитов она, скорее всего, чистым листом и останется - с бывшими банкротами банки иметь дело не хотят).

Если должник признан банкротом, он не имеет права занимать руководящие посты в организациях и брать кредиты. Это временные ограничения. А вот если компанию признали банкротом, то оправиться от такого удара она уже не сможет никогда. Но и это часто является единственным возможным вариантом полностью избавить ее от огромных долгов.

Главный совет, который обычно дают юристы физическим лицам, которые хотят подать на банкротство или в отношении которых данный шаг осуществлён кредиторами или уполномоченными организациями - взвесьте минусы и плюсы данной процедуры. Даже начало процедуры банкротства не означает, что у человека все заберут - это крайняя мера. До нее будет попытка заключить мировое соглашение или реструктуризовать долг. И если вам есть что терять - лучше остановиться на одном из этих вариантов.

Так же можете оставить свой в комментариях или задать вопрос или поделится информацией с друзьями в соцсетях.

В некоторых случаях по итогам банкротства гражданин не будет освобожден от дальнейшего исполнения обязательств. Эти случаи перечислены в пп. 4-6 статьи 213.28 закона «О банкротстве»

Обязательства, которые не списываются при банкротстве

  • текущие платежи;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • требование о выплате зарплаты и выходного пособия;
  • возмещение морального вреда;
  • взыскание алиментов;
  • иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора;
  • в случае привлечения физического лица к субсидиарной ответственности по закону «О банкротстве», статья 10;
  • требования о возмещении убытков, причиненных юрлицу гражданином как участником или руководителем умышленно или по грубой неосторожности (статьи 53, 53.1 Гражданского кодекса РФ);
  • требование о возмещении убытков, причиненных умышленно или по грубой неосторожности в деле о банкротстве гражданином - арбитражным управляющим;
  • возмещение вреда имуществу, причиненного умышленно или по грубой неосторожности;
  • о применении последствий недействительности сделки на основании закона «О банкротстве».

Если у гражданина есть одно из перечисленных выше обязательств - такие обязательства сохранятся после завершения банкротства. Это никак не зависит от поведения гражданина и его действий. При этом закон не исключает возможности освобождения от остальных обязательств. Например, у гражданина есть обязательства по алиментам и оплате кредитов. По итогам банкротства он может быть освобожден от дальнейшего исполнения кредитных обязательств, но алиментные обязательства сохранятся.

Случаи, когда гражданин вообще не освобождается от обязательств

  • вступившим в силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за правонарушения в этом же деле о банкротстве, а именно:
  • гражданин не предоставил сведения (или предоставил заведомо ложные сведения) финансовому управляющему или арбитражному суду
  • доказано, что при возникновении или исполнении обязательства гражданин действовал незаконно, в том числе:
    • совершил мошенничество;
    • злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности;
    • уклонился от уплаты налогов;
    • предоставил заведомо ложные сведения при получении кредита;
    • скрыл или умышленно уничтожил имущество.

Долги могут быть восстановлены после окончания дела о банкротстве

Дело о банкротстве физического лица может быть возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам, а определение о завершении производства по делу - пересмотрено. Такая возможность предусмотрена статьей 213.29 закона «О банкротстве».

Если после завершения дела будут выявлены факты сокрытия имущества или его незаконной передачи третьим лицам, суд вправе возобновить производство по делу по заявлению кредиторов. Такая возможность предусмотрена только по делам физических лиц - дела юридических лиц не могут быть возобновлены.

После возобновления производства по делу суд вводит процедуру реализации имущества, неудовлетворенные требования кредиторов восстанавливаются в реестре.

Так как основанием для возобновления дела будет установленный факт сокрытия имущества - по завершению процедуры суд не освободит должника от дальнейшего исполнения обязательств.

Спустя почти три года с момента вступления в силу поправок в Закон «О банкротстве», позволяющих проходить процедуру банкротства гражданам, в практике судов сложился определенный тренд по оценке добросовестности должника при решении вопроса о том, освобождать его от исполнения обязательств по завершении процедуры банкротства, или нет.

Ведь цель процедуры банкротства с точки зрения должника (и не только) — это освобождение от долгов. И поскольку большинство процедур банкротства инициируют сами граждане-банкроты, желательно «на берегу» понимать, чем скорее всего закончится этот длительный и затратный процесс.

Из 200 дел о банкротстве граждан, разрешенных в 2018 году Арбитражным судом Челябинской области, в 189 случаях должники были освобождены от исполнения обязательств полностью. И лишь в 11 случаях (всего 5,5% от общего числа дел) суд отказал в освобождении от долгов полностью либо в части. Тем интересней разобраться с этими весьма немногочисленными делами, разрешенными не в пользу граждан-банкротов.

Гражданин может быть не освобожден судом от обязательств, если он при возникновении/исполнении обязательства вел себя недобросовестно (полный перечень оснований — в п.4 ст.213.28 Закона «О банкротстве»). Добросовестное поведение предполагается, пока не доказано иное (п.5 ст.10 ГК РФ). Оценивая действия должника, суд исходит из «ожидаемого» поведения стороны, учитывающего интересы контрагента (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25), то есть из общечеловеческих представлений о правильных/неправильных поступках.

Вот как это выглядит на практике: Арбитражный суд не освобождает гражданина-банкрота от исполнения долговых обязательств, если -

1. Долг, заявленный в процедуре банкротства, образовался в результате совершения экономического преступления против кредитора (как правило, мошенничество (ст.159 УК РФ), присвоение и растрата (ст.160 УК РФ)) и виновность должника установлена вступившим в законную силу приговором суда.

С основанием все понятно и очевидно, вроде бы. Однако, например в деле №А76-11253/2017 должник, осужденный в 2015 году за совершение экономического преступления против своего единственного кредитора (ст.160 УК РФ), тем не менее, в 2017 году подал сам заявление о банкротстве. Других долгов, кроме материального ущерба по приговору суда, у должника не было. Зачем банкротиться? Подозреваю, что «специалисты по банкротству» просто ввели гражданина в заблуждение относительно перспектив списания такого «нехорошего» долга.

В деле №А76-28731/2015 гражданин также был не освобожден судом от долгов, являющихся материальным ущербом от преступления (ст.159 УК РФ).

Отмечу, что виновность в совершении преступления должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда. Если приговора нет (уголовное дело еще рассматривается), то оснований не освобождать от «нехороших» долгов у суда нет. Суд также не освобождает от долгов, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям — например, амнистия, истечение сроков привлечения к ответственности.

2. Должник при получении заемных средств ввел кредитора в заблуждение относительно размера своего дохода, места работы, имущества, отсутствия других действующих кредитных договоров. Проще говоря - «обманул в анкете заемщика».

Очень распространенное основание, в 7 из 11 рассматриваемых дел именно по нему суд отказал в освобождении от долгов.

Как правило, граждане при получении кредита, не очень ответственно подходят к тому, какие сведения они указывают в анкете заемщика — финансовое положение приукрашивается. Между тем, проверить достоверность сведений в анкете труда не составляет, и банк-кредитор всегда готов ее предоставить в суд.

Самое распространенное злоупотребление — завысить размер дохода. В деле №А76-28731/15 гражданин предоставил в банк подложные справки 2-НДФЛ о ежемесячном доходе в размере 241 500 рублей (в налоговый орган была представлена справка о доходе 3 000 рублей в месяц). В деле №А76-24667/15 гражданин (не подтверждая доход документально!) указал в одной анкете — 500 000 рублей/месяц, в другой — 279 000/месяц.

Вместе с неверными данными о доходе, граждане при получении кредита часто вводят банк в заблуждение относительно места работы. При рассмотрении дела №А76-32751/2017 было установлено, что должник представил в банк подложную копию трудовой книжки и справки о доходе от работодателя, у которого он на момент получения кредита уже не работал. В деле №А76-27352/2017 гражданин в анкете указал место работы и размер заработка, однако не смог в суде подтвердить ни факт трудоустройства, ни получаемый доход. Бывший индивидуальный предприниматель указал в анкете, что он является действующим ИП (№А76-13692/2017).

Интерес представляет собой дело №А76-19972/2017, в котором заемщик указал в анкете размер заработка — 20 000 рублей, при официальном доходе 9 247 рублей. Похоже, что должник сообщил в банк о своей реальной («черно-белой») зарплате. При этом, гражданин еще «забыл» сообщить о наличии действующих кредитных договоров с другими банками. Результат — в освобождении от долгов отказано.

3. Должник не представил финансовому управляющему сведений об источниках дохода (на момент подачи заявления о банкротстве), скрыл имущество. Дело №А76-19973/2016. Заявление о банкротстве подал кредитор, он же представил кандидатуру управляющего. У должника-гражданина не сложилось взаимодействие с «чужим» финансовым управляющим — он не сообщил последнему обязательные сведения, за что и поплатился. Гражданин был наказан за неисполнение формального требования закона — ведь представить сведения о доходах и имуществе (которое можно «отследить») никакого труда не составляет, все равно эти данные можно получить иным путем.

4. Должник незаконно реализовал общее имущество супругов, с последующим неисполнением решения суда о взыскании компенсации. Интересный пример: дело №А76-37655/2017. Должник после расторжения брака продал общее имущество супругов (участок и дом), без согласия другого супруга, компенсацию (взысканную судебным решением) ему не передал, в течение 8 лет решение суда о взыскании компенсации не исполнил.

Суд, анализируя признаки недобросовестности должника, пришел к выводу, что:

Должник знал, совершая сделку, что продает чужое имущество (½ долю), ввел в заблуждение другую сторону по сделке, так как представил заявление, что имущество не является общей собственностью супругов;

Должник, получив денежные средства за имущество, не передал половину другому супругу в течение длительного времени (8 лет), не представил разумных и объективных оснований такому поведению (должник пояснил, что сначала не мог передать деньги (супруг не выходил на связь), а потом их потратил).

В данном деле должник сам подал заявление о своем банкротстве, финансовый управляющий просил суд освободить его от долга, но это не помогло.

Выводы:

1. Должник, подавая заявления в суд о своем банкротстве, должен тщательно соотнести с реальностью сведения, которые он предоставил в банк при получении кредита. Можно даже запросить в банке копию заявления/анкеты заемщика — банки их предоставляют (как правило, за скромную плату). Лишние 10-20-30 тысяч рублей «нарисованного» дохода (даже без представления подложных справок и сведений о работе!) могут привести к тому, что цель (освобождение от исполнения обязательств) так и не будет достигнута, а деньги на процедуру банкротства будут потрачены. Самое обидное — если гражданин представит сведения о своей реальной, но «черно-белой» зарплате, размер которой не сможет потом доказать в суде.

2. «Свой» финансовый управляющий поможет должнику не всегда. При наличии объективных доказательств недобросовестности, мнение финансового управляющего о наличии оснований для освобождения от долгов просто не будет принято судом во внимание.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения статьи 213.28 (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ) об освобождении гражданина от обязательств применяются также в отношении обязательств, возникших до 1 октября 2015 года.

Статья 213.28. Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств

1. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.

2. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

3. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

4. Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:

вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

Гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;

Доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

5. Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • Правовой статус федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов
  • Взаимодействие федеральной службы судебных приставов с иными органами государственной власти
    • Взаимодействие ФССП России с судами
    • Взаимодействие с органами, осуществляющими реализацию арестованного имущества
    • Организация взаимодействия ФССП России с органами государственной власти по вопросам исполнительного производства и реализации полномочий по межведомственной координации деятельности
    • Взаимодействие ФССП России с органами, осуществляющими государственную регистрацию
    • Взаимодействие с органами внутренних дел
    • Взаимодействие с Казначейством России
    • Осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов
    • Взаимодействие с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и их аппаратами
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
  • Судебный пристав как государственный гражданский служащий
    • Законодательство о государственной гражданской службе
    • Принципы гражданской службы
    • Должности гражданской службы в ФССП России
    • Требования, запреты и ограничения, связанные с гражданской службой
    • Права и обязанности гражданского служащего
    • Дополнительное профессиональное образование судебного пристава
  • Меры профилактики типовых коррупционных проявлений на государственной гражданской службе в ФССП России
    • Предотвращение конфликта интересов
    • Предупреждение государственного служащего о недопустимости осуществления действий, которые могут способствовать возникновению или развитию конфликта интересов
    • Служебная проверка в отношении гражданского служащего
    • Исключение необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • Судебный пристав как должностное лицо ФССП России
    • Требования, предъявляемые к претенденту на должность судебного пристава
    • Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя
    • Полномочия главного судебного пристава РФ
    • Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ
    • Полномочия старшего судебного пристава
    • Организация взаимодействия судебного пристава-исполнителя с судебными приставами по ОУПДС в процессе совершения исполнительных действий
    • Организация работы в отделе судебных приставов
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Развитие принудительного исполнения актов юрисдикционных органов в России
    • Догосударственный этап принудительного исполнения
    • Государственное принудительное исполнение в X в. и его развитие до конца XV в.
    • Принудительное исполнение в централизованном государстве (с конца XV до конца XVII в.)
    • Принудительное исполнение в России с начала XVIII до первой четверти XIX в.
    • Принудительное исполнение в России с первой четверти XIX в. до 1917 г.
    • Советский и постсоветский периоды развития принудительного исполнения
    • Современный этап принудительного исполнения с 1997 г. по настоящее время
  • Правовая природа, принципы и система исполнительного производства
    • Правовая природа исполнительного производства
    • Принципы исполнительного производства
    • Система исполнительного производства
  • Субъекты исполнительного производства
    • Понятие и виды субъектов исполнительного производства
    • Отводы в исполнительном производстве
    • Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
    • Стороны исполнительного производства
    • Лица, содействующие исполнению
  • Исполнительные документы
  • Сроки и извещения в исполнительном производстве
    • Сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве
    • Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем
    • Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве
    • Извещения и вызовы в исполнительном производстве
  • Психологические аспекты исполнительного производства
    • Психология профессиональной коммуникации судебных приставов
    • Конфликты в общении
    • Психология убеждения
    • Психология кризиса
  • СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Общая характеристика стадий исполнительного производства
    • Понятие стадии исполнительного производства
    • Виды стадий исполнительного производства
  • Возбуждение исполнительного производства
    • Содержание стадии возбуждения исполнительного производства
    • Срок передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю
    • Действия судебного пристава-исполнителя при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства
    • Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Ходатайство взыскателя о применении мер обеспечения исполнения
  • Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению исполнительного документа
    • Содержание действий при подготовке к принудительному исполнению
    • Извещение должника о возбуждении исполнительного производства
    • Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока
    • Разъяснение судебного акта и (или) порядка его исполнения
    • Предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения, изменение порядка и способа исполнения судебного акта
    • Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
    • Выявление места нахождения должника, а также его имущества (розыск должника, розыск имущества должника)
      • Выявление (розыск) имущества должника - физического лица
      • Выявление (розыск) должника-организации и (или) имущества должника-организации
      • Практика обращения взыскания на имущество должника, права на которое оформлены на других лиц
    • Обеспечение исполнения исполнительного документа
      • Хранение и охрана арестованного имущества
      • Временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации
    • Приостановление исполнительного производства
  • Принудительное исполнение требований исполнительного документа
    • Соотношение понятий «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения»
    • Формы (процедуры) принудительного исполнения
    • Обращение взыскания на имущество должника
    • Оценка имущества должника
    • Реализация имущества должника
  • Распределение взысканных сумм и удовлетворение требований взыскателей
  • Завершение исполнительного производства
  • ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВЗЫСКАТЕЛЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
    • Юридическая ответственность в исполнительном производстве
    • Перспективы применения процедуры медиации в исполнительном производстве
  • Исполнительский сбор
    • Понятие и признаки исполнительского сбора
    • Правовая сущность исполнительского сбора
    • Порядок взыскания исполнительского сбора
    • Основания возврата должнику исполнительского сбора
    • Особенности взыскания исполнительского сбора
    • Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников
    • Возбуждение отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора
  • Расходы по совершению исполнительных действий
  • Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке
    • Специфика оспаривания действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц в судебном порядке
    • Судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Жалобы, поданные вышестоящему лицу службы судебных приставов
    • Жалобы и обращения как способ внесудебного урегулирования споров
    • Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Освобождение имущества от ареста (исключение из описи)
  • Иски о возмещении вреда, причиненного службой судебных приставов
  • ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица
    • Условия обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника - физического лица
    • Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника
    • Обращение взыскания на долю должника в праве общей собственности
    • Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов
    • История развития алиментного законодательства в России
    • Основания для взыскания алиментов
    • Предъявление на принудительное исполнение исполнительного документа о взыскании алиментов
    • Особенности предъявления на принудительное исполнение нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов
    • Порядок взыскания алиментов
    • Сбор информации о должнике и определение размера алиментов
    • Розыск должника по алиментам
    • Особенности привлечения должников, не исполняющих требования исполнительных документов о взыскании алиментов, к административной и уголовной ответственности
    • Порядок направления документов о взыскании алиментов на территорию иностранного государства
    • Зачет и обратное взыскание алиментов
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Особенности исполнения требований, основанных на приговоре суда
    • Взыскание штрафа как вида уголовного наказания
    • Исполнение требований о конфискации имущества
  • Исполнение требований исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Общая характеристика исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Исполнение требований по жилищным спорам
    • Исполнение требований по трудовым спорам
    • Исполнение требований по брачно-семейным спорам
    • Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в судебных постановлениях по делам об административных правонарушениях
    • Исполнение требований по спорам о защите личных неимущественных прав
  • Обращение взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях
    • Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
    • Особенности принудительного исполнения после возбуждения дела о банкротстве
    • Действия судебного пристава-исполнителя по приостановлению исполнительного производства при получении определения о введении в отношении должника наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления)
    • Ревизия исполнительных производств, возбужденных в отношении должника на момент вынесения определения о введении наблюдения
    • Особенности совершения исполнительных действий в период со дня введения наблюдения и до открытия конкурсного производства
    • Действия судебного пристава-исполнителя после открытия в отношении должника конкурсного производства
    • Особенности исполнения при банкротстве индивидуального предпринимателя
    • Действия с исполнительными документами после завершения процедур банкротства
  • Особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений
    • Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ
    • Порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств бюджета бюджетной системы РФ
    • Имплементация положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституция РФ по вопросам исполнения решений по искам к казне Российской Федерации
  • Особенности исполнения судебных актов, вынесенных в результате нарушения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Разумные сроки судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
    • Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения
  • Принудительное исполнение актов юрисдикционных органов, осложненное иностранным элементом
    • Особенности исполнения решений иностранных судов на территории РФ
    • Международно-правовое регулирование признания и исполнения иностранных судебных решений
    • Особенности исполнения решений иностранных арбитражей на территории РФ
    • Гармонизация принудительного исполнения иностранных судебных (арбитражных) решений
    • Исполнение процессуальных актов судебного пристава-исполнителя за пределами территории РФ
    • Исполнение актов несудебных органов за пределами территории РФ
  • ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИМУЩЕСТВА
  • Общая характеристика имущества как объекта взыскания
  • Обращение взыскания на денежные средства
  • Обращение взыскания на ценные бумаги
    • Общие положения при обращении взыскания на ценные бумаги
    • Поиск ценных бумаг должника
    • Арест ценных бумаг
    • Ограничение права пользования ценными бумагами
    • Изъятие и хранение ценных бумаг
    • Исполнение по ценной бумаге
    • Уведомление субъектов обращения взыскания на ценные бумаги
    • Реализация ценных бумаг
    • Обращение взыскания на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации
    • Обращение взыскания на постройки
    • Обращение взыскания на объекты незавершенного строительства
    • Обращение взыскания на земельный участок
  • Обращение взыскания на заложенное имущество
    • Общие положения о реализации заложенного имущества
    • Обращение взыскания на движимое заложенное имущество по решению суда
    • Обращение взыскания на заложенное имущество в случае его отчуждения должником
    • Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество
    • Обращение взыскания на заложенное имущество по исполнительному документу, взыскателем по которому выступает не залогодержатель
  • Обращение взыскания на автотранспортные средства
    • Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
    • Обращение взыскания на денежные средства должника-абонента, находящиеся на его лицевом счете
  • Обращение взыскания на право аренды имущества
  • Обращение взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Виды исключительных прав, на которые может быть обращено взыскание
    • Выявление результатов интеллектуальной деятельности
    • Наложение ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Регистрация результатов интеллектуальной деятельности
    • Ограничение при наложении ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Изъятие и хранение документов, подтверждающих право собственности должника на результаты интеллектуальной деятельности
    • Оценка результатов интеллектуальной деятельности
    • Очередность обращения взыскания на результаты интеллектуальной деятельности
    • Обращение взыскания на права по лицензионному договору
  • Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности
    • Обращение взыскания на доли участников в уставных (складочных) капиталах юридических лиц
    • Особенности обращения взыскания на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
  • ДОЗНАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
    • Преступления, отнесенные к подследственности федеральной службы судебных приставов
    • Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
    • Неуважение к суду
    • Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса
    • Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации
    • Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
    • Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
    • Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
  • Производство дознания органами федеральной службы судебных приставов
  • Производство по делам об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства
    • Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве
    • Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении
    • Права и обязанности участников производства по делу об административном правонарушении
    • Рассмотрение дела и составление постановления или определения по делу об административном правонарушении

Реализация имущества должника

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство но управлению государственным имуществом (Росимущество).

Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден совместным Приказом ФССП России № 347 и Росимущества № 149 от 25 июля 2008 г.

Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).

Передача имущества на реализацию

В соответствии с ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается

Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.

Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника. В случае невозможности передачи имущества в натуре передаются правоустанавливающие и подтверждающие право документы.

К акту приема-передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. 8-10 ст. 89 Закона об исполнительном производстве. К акту приема-передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.

Подготовка к реализации имущества

Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом об исполнительном производстве.

Кроме того, ч. 8 ст. 87 Закона об исполнительном производстве позволяет специализированной организации, которая предлагает имущество покупателям, устанавливать цену выше, чем указано в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.

По-видимому, законодатель исходил из того, что взыскатель заинтересован в получении большей суммы. Однако фактически увеличение начальной цены продажи может сделать реализацию имущества на торгах невозможной из-за отсутствия интереса потенциальных участников к торгам, что приведет к признанию их несостоявшимися, а это в свою очередь к затягиванию исполнения исполнительного документа и невозможности взыскателя получить причитающиеся денежные средства. Поэтому полагаем такое увеличение нецелесообразным и нарушающим права сторон исполнительного производства.

Специализированная организация обязана в десятидневный сроке момента получения имущества должника по акту приема-передач и размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

Формы реализации имущества: общая характеристика

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две формы реализации арестованного имущества: торги и комиссионная продажа.

Согласно ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона при реализации:

  • недвижимого имущества должника;
  • ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • имущественных прав, в том числе дебиторской задолженности;
  • заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем;
  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

Иное имущество реализуется на комиссионных началах.

Торги . В соответствии с ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, в том числе имущественных прав, на торгах производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства.

Начальная цена имущества, выставляемого на публичные торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом.

Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Порядок проведения публичных торгов устанавливается ГК РФ. Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Организация и порядок проведения публичных торгов урегулированы ст. 448, 449 ГК РФ.

Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.

В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложена оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, а также размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.

Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия и торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене, указание на собственника (правообладателя) имущества.

Размещение такого извещения является законодательно установленной обязанностью организатора торгов в силу положений п. 2 ст. 448 ГК РФ. При этом, когда речь идет об открытых торгах, участие в которых может принять любое лицо, извещение (по смыслу п. 1,2 ст. 448 ГК РФ) должно быть сделано таким образом, чтобы о проведении торгов могло узнать любое заинтересованное в участии в торгах лицо. Иными словами, потенциальным участникам торгов принадлежит право на извещение о проводимых торгах.

Очевидно, что способом информирования неопределенного круга лиц является размещение необходимых сведений в средствах массовой информации.

В то же время ст. 448 ГК РФ не содержит специальных требований к изданиям, в которых может быть помещено извещение о проведении торгов, и не определяет конкретно их перечень. Однако данное обстоятельство не должно трактоваться как предоставляющее организатору торгов полную свободу усмотрения при решении вопроса о месте публикации сообщения. Согласно выработанному судами подходу ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах, при которой она в нарушение ст. 448 ГК РФ оказывается практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, либо не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов (как, например, при распространении сообщения не в печатном издании, а по радио), является нарушением, достаточным для признания торгов недействительными.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 22 декабря 2005 г. № 101 указал, что сообщение о торгах как содержащее значительную по объему, сложную для восприятия информацию требует донесения до потенциальных участников торгов посредством опубликования ее в печати (п. 4). В настоящее время требование о размещении сообщения о торгах в печатных средствах массовой информации законодательно закреплено в ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

Однако и при опубликовании сообщения о торгах в печатном издании также могут быть нарушения. Так, например, вряд ли можно считать соблюденным требование об извещении о проведении открытых торгов в случае, если организатор торгов разместит извещение о торгах в газете, выпускаемой тиражом 2 экземпляра. Иное, несомненно, противоречило бы как сути открытых торгов, так и цели их проведения - реализации имущества на максимально выгодных для продавца условиях.

Более того, вопрос о доступности сообщения о торгах должен решаться и с учетом территории распространения того или иного издания. Так, не может считаться надлежащим извещением сообщение о торгах в издании, выпускаемом, например, в г. Владимире, при реализации на торгах права аренды здания, расположенного в г. Новосибирске.

В то же время на практике нередки случаи, когда в силу тех или иных причин продавец и не заинтересован в проведении реальных конкурентных торгов. При таких обстоятельствах организатор торгов посредством размещения сообщения в малоизвестном печатном издании, распространяемом в ином населенном пункте небольшим тиражом, может создать ситуацию реализации имущества на торгах, в которых примет участие неоправданно малое количество лиц, и по цене ниже той, которая была бы получена на торгах в условиях реальной конкуренции. Дополнительным доказательством нарушения организатором торгов порядка извещения в подобном случае могут служить данные, свидетельствующие об отсутствии самого намерения привлечь к торгам потенциальных покупателей и о незаинтересованности «участников» в победе на торгах, в частности сведения о составе участников торгов, наличии связи между ними.

Необходимость размещения сообщения о проведении открытых торгов способом, обеспечивающим доступность информации широкому кругу лиц и возможность ее однозначного восприятия, вытекает из самого понятия открытых торгов и разделяется судебной практикой.

Однако на сегодняшний день законодательно закрепленные критерии размещения информации о торгах отсутствуют, в том числе отсутствуют какие-либо специальные требования к средствам массовой информации, в которых публикуется такое сообщение.

В го же время законодательное установление четких и конкретных требований к печатному изданию (размер тиража, территория распространения и пр.) вряд ли может решить проблему. Каждый случай реализации имущества на торгах обладает своей спецификой, во многом определяемой стоимостью и характером реализуемого имущества, поэтому выработать универсальные правила публикации для всех подобных ситуаций просто невозможно.

Совершенно очевидно, что стоимость публикации объявления в печатных средствах массовой информации зависит от целого ряда факторов, в числе которых, например. тираж издания. В случае же реализации на торгах имущества, не обладающего высокой стоимостью, публикация сведений в дорогостоящих средствах массовой информации может оказаться просто экономически нецелесообразной. Аналогичная ситуация возможна и при реализации имущества, интерес к которому в силу его специфики может возникнуть лишь у некоторых категорий потенциальных покупателей, а потому публикация объявления в средствах массовой информации, распространяемом повсеместно, не будет иметь смысла 1 См.: Пристанскова Е., Тур И. Условия признания торгов недействительными при ненадлежащей форме извещения о торгах// Корпоративный юрист. 2008. № 12. С. 27. .

Таким образом, рассматривая вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, необходимо оценивать в каждом конкретном случае тираж, целевую аудиторию, территорию и способ распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.

После получения информации о торгах лица, желающие принять в них участие, - участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

По ряду оснований торги могут быть признаны несостоявшимися.

В соответствии со ст. 91 Закона об исполнительном производстве организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

  • заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
  • на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
  • из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
  • лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со ст. 89 Закона об исполнительном производстве, т.е. по правилам проведения первоначальных торгов.

В случае если проведение вторичных торгов вызвано тем, что 1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц; 2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов; 3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на 15%.

Если же проведение вторичных торгов вызвано тем, что лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме, начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 93 Закона об исполнительном производстве торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Реализация на комиссионных началах . Второй формой реализации арестованного имущества является его реализация на комиссионных началах.

Порядок реализации имущества на комиссионных началах регулируется гл. 30, 51 ГК РФ, а также иными законами и правовыми актами. Так, например, основания и порядок реализации непродовольственных товаров урегулированы Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

Имущество должника, переданное для реализации на комиссионных началах, согласно ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве должно быть реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию.

В соответствии сост. 87 Закона об исполнительном производстве если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%.

Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

Копии постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.

Особенности реализации отдельных видов имущества

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает особенности реализации некоторых видов имущества, а также особенности передачи на реализацию некоторых видов имущества.

Это касается прежде всего реализации недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства, права долгосрочной аренды, дебиторской задолженности, ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также реализации заложенного движимого имущества.

Реализация недвижимого имущества и прав долгосрочной аренды . В соответствии с ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:

  • копия акта о наложении ареста на имущество должника:
  • правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;
  • копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания.

Согласно ч. 9 ст. 89 указанного Закона при передаче для реализации объекта незавершенного строительства к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 этой статьи, прилагаются:

  • копия решения об отводе земельного участка;
  • копия разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.

При передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, прилагаются:

  • копия договора аренды;
  • копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.

Реализация дебиторской задолженности . Особенностью реализации дебиторской задолженности является то, что согласно ч. 4 ст. 92 Закона об исполнительном производстве в случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25% ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За дебитором сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.

Реализация ценных бумаг . Что касается ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, согласно ч. 3-7 ст. 89 Закона об исполнительном производстве они подлежат реализации на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг урегулирована Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. № 07-102/пз-н.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг могут осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи.

Как следует из ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», брокером является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Установленный порядок реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, призван обеспечить большую открытость процесса исполнения, привлечь максимальное количество лиц, желающих приобрести ценные бумаги, и тем самым максимально обеспечить соблюдение прав сторон исполнительного производства.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  • правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  • правила допуска к торгам ценных бумаг;
  • правила заключения и сверки сделок;
  • правила регистрации сделок;
  • порядок исполнения сделок;
  • правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  • расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
  • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
  • список ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация;

  • дата и время заключения сделки;
  • наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
  • государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
  • цена одной ценной бумаги;
  • количество ценных бумаг.

Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ о рынке ценных бумаг, без применения положений ст. 90-92 Закона об исполнительном производстве, т.е. без установления срока их проведения и объявления торгов несостоявшимися.

Организатор торговли должен раскрывать информацию на своем сайте в сети «Интернет». Основная страница сайта должна содержать ссылку на раздел сайта, содержащий информацию, раскрываемую организатором торговли в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Вся информация, которую организатор торговли обязан раскрывать в сети «Интернет», должна быть доступна в течение установленных этими нормативными правовыми актами сроков на одном сайте в сети «Интернет».

Ценные бумаги выставляются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня.

Заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя.

Если в двухмесячный срок со дня получения брокером или управляющим постановления судебного пристава-исполнителя ценные бумаги не были проданы на торгах, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить ценные бумаги за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги.

Реализация заложенного имущества . В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона об исполнительном производстве заложенное имущество, взыскание на которое обращается дня удовлетворения требований залогодержателя, реализуется в порядке, установленном указанным Законом, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об ипотеке и Законом о залоге, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.

Как следует из ст. 56 Закона об ипотеке, имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Что касается особенностей проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства по реализации заложенного недвижимого имущества, то согласно ст. 57 указанного Закона публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту нахождения этого имущества.

Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за десять дней, но не ранее чем за тридцать дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта РФ, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети «Интернет» в порядке, установленном Правительством РФ. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5% от начальной продажной цены заложенного имущества.

Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.

Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым имуществом или вещные права на это имущество, а также залогодержатели по последующим ипотекам.

Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия, предусмотренные п. 5 ст. 448 ГК РФ.

Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.

В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли- продажи. Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае если имущество на публичных торгах не было реализовано в связи с тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися.

Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем наследующий день после того, как имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

В течение десяти дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.

К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства РФ о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается.

Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная продажная цена заложенного имущества на повторных публичных торгах, если они вызваны тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей или на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, снижается на 15%.

В случае объявления повторных публичных торгов несостоявшимися по причинам того, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной иены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества.

Если залогодержатель оставил за собой заложенное имущество, которое по своему характеру и назначению не может ему принадлежать, в том числе имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, земельный участок, он обязан в течение года произвести отчуждение данного имущества в соответствии со ст. 238 ГК РФ.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.

Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных публичных торгов несостоявшимися направит организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление (в письменной форме) об оставлении предмета ипотеки за собой. Протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий направление заявления организатору торгов, являются достаточными основаниями для регистрации права собственности залогодержателя на предмет ипотеки.

Особенностью реализации заложенного движимого имущества является то, что согласно ст. 28.1 Закона о залоге реализация (продажа) заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.

При реализации заложенного движимого имущества с публичных торгов на основании решения суда судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за десять дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику по основному обязательству извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

Начальная продажная цена заложенного движимого имущества в случаях обращения взыскания на движимое имущество в судебном порядке определяется решением суда.

Заложенное движимое имущество продается лицу, предложившему на торгах наиболее высокую цену.

При реализации заложенного движимого имущества с торгов организатор торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, если:

  • в торгах приняли участие менее чем два покупателя;
  • на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества;
  • лицо, выигравшее торги, не внесло покупную цену в установленный срок.

Торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после дня, когда имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

В течение десяти дней после объявления торгов несостоявшимися залогодержатель по соглашению с залогодателем вправе приобрести заложенное движимое имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи.

Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не заключено, не позднее чем через месяц после даты проведения первых торгов проводятся повторные торги. Начальная продажная цена заложенного движимого имущества на повторных торгах, если их проведение вызвано тем, что в торгах приняли участие менее чем два покупателя или на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества, снижается на 15%.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме до 10% ниже, чем начальная продажная цена на повторных торгах, если более высокая оценка не установлена соглашением сторон.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается. Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит в письменной форме организатору торгов и залогодателю или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов, залогодателю и судебному приставу-исполнителю заявление об оставлении имущества за собой. Если к моменту оставления залогодержателем заложенного движимого имущества за собой ему не известно место нахождения залогодателя, уведомление передается лицу или органу, на которые законом возложены учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, или, если федеральным законом не предусматриваются учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, нотариусу по последнему известному залогодержателю месту нахождения или месту жительства залогодателя.

Право собственности на предмет залога, оставленный за собой залогодержателем, переходит к нему в момент передачи ему предмета залога или, если предмет залога к моменту направления залогодержателем организатору торгов заявления об оставлении заложенного движимого имущества за собой находится у залогодержателя, в момент направления указанного заявления, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на данный вид движимого имущества.

В случае если предметом залога являются имущественные права, данные права переходят к залогодержателю в момент направления организатору торгов заявления об оставлении имущественных прав за собой при условии, что федеральным законом не установлен иной момент перехода прав на данный вид имущества.