Сертификат по программе жилище. Госпрограмма «Жилище» — как получить квартиру молодой семье? Куда обращаться потенциальным участникам

Программа разрабатывалась с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса со столичными, административными и финансовыми функциями, в котором должны быть созданы комфортные условия для проживания.

Все еще остаются актуальными проблемы доступности жилья для жителей города; отсутствие развитого рынка найма жилых помещений; старение жилого фонда; низкий уровень комфорта жилой застройки. Все это в совокупности требует концептуально новых подходов решения проблем в сфере жилищного строительства.

Москва в «старых» границах занимает площадь более 108,1 тыс. га, на которой доля территорий жилых зон составляет 23%. Объем строительства жилья в столице с 2000 по 2011 год составил порядка 44 млн кв. м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет городского бюджета. В 2012 году московские строители ввели в эксплуатацию 3,05 млн кв. м жилых домов, превысив показатели 2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн «квадратов». В последующие годы темпы роста увеличивались: в 2013 было введено 3,15 млн кв. м жилья, в 2014 - 3,33 млн, в 2015 - 3,92 млн, в 2016 - 3,36 млн, в 2017 - 3,42 млн, в 2018 - 3,45 млн «квадратов». Согласно прогнозу, 2019 и 2020 ежегодно будет сдаваться более 3 млн кв. м жилья.

На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных и жилых домов, подлежащих реновации, в рамках городских жилищных программ, а также на создании условий для строительства жилья за счет средств инвесторов.

На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т. ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты).

Цели программы:

  • Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.
  • Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
  • Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.

Задачи:

  • 1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.
  • 2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы:
    . предоставление жилых помещений в многоквартирных и малоэтажных домах, построенных
    (приобретенных) за счет средств бюджета города Москвы;
    . оказание финансовой поддержки в жилищной сфере (предоставление социальных и иных выплат
    установленным законодательством категориям граждан);
    . развитие системы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей
    и многодетных семей для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.
  • 3. Проведение капитального ремонта и модернизации существующего жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками.
  • 4. Совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве:
    . осуществление комплекса мер по обеспечению безопасной эксплуатации недвижимости, в том
    числе находящейся в собственности города;
    . дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение
    количества застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества собственников
    помещений в многоквартирных домах от рисков гибели, утраты и
    повреждения;
    . развитие системы найма жилых помещений из жилищного фонда города Москвы и жилищного
    фонда, находящегося в собственности физических и юридических лиц, нацеленной на
    удовлетворение потребности в жилых помещениях различных категорий жителей города
    Москвы с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности.
  • 5. Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства:
    . осуществление комплекса мер по обеспечению надлежащей эксплуатации дворовых территорий;
    . благоустройство территорий жилой застройки;
    . обеспечение надлежащего содержания принадлежащих городу объектов недвижимости.

В рамках Государственной программы в три этапа реализуются 5 подпрограмм. В комплексе они обеспечивают достижение поставленных целей и решение программных задач.

Первый этап: 01.01.2012 - 31.12.2012

В рамках первого этапа была начата реализация мероприятий, направленных на достижение целей и задач Государственной программы.

Уровень развития жилищного фонда города Москвы с 2010 года составил 3%.

Второй этап: 01.01.2013 - 31.12.2013

В рамках второго этапа осуществлялась реализация Государственной программы по результатам 2012 года и формирование массива данных для ее последующей корректировки.

Уровень развития жилищного фонда города Москвы с 2010 года составил 4,3%.

Третий этап: 01.01.2014 - 31.12.2020

В рамках третьего этапа осуществляется реализация мероприятий Государственной программы, направленных на создание системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств, повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.

По итогам третьего этапа уровень развития жилищного фонда в городе Москве с 2010 года составит 14,8%.

Подпрограмма 1 «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»

Подпрограмма подразумевает жилищное строительство за счет всех источников финансирования, завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов, реновацию существующей застройки, формирование комплексной жилой среды, защиту прав граждан в области долевого строительства .

Подпрограмма 2 «Выполнение государственных обязательств»

Подпрограмма охватывает мероприятия по выполнению обязательств Правительства Москвы перед различными категориями граждан, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

В подпрограмме предусмотрено совершенствование механизмов постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и учета предоставления жилья очередникам; введение электронных способов работы с гражданами и организациями координация в рамках подпрограммы различных способов улучшения жилищных условий для молодых семей, многодетных семей, детей-сирот и других категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, с различным уровнем имущественной и финансовой обеспеченности.

Подпрограмма 3 «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда»

Целью подпрограммы является повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда.

Подпрограмма подразумевает оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и обновлению лифтового оборудования.

Подпрограмма 4 «Управление жилищным фондом в городе Москве»

Подпрограмма направлена на совершенствование системы управления жилищным фондом, формирование единого информационного пространства в сфере учета жилищного фонда, развитие и легализацию рынка найма и аренды жилья в городе Москве, развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере.

Подпрограмма 5 «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства»

Подпрограмма направлена на повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве. Она подразумевает обеспечение безопасной эксплуатации недвижимости и оборудования в собственности города Москвы, повышение информированности населения по вопросам прав и обязанностей в сфере управления многоквартирными домами.

Контроль за выполнением программы возложен на заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина . Программа была утверждена в 2011 г. постановлением московского правительства.

Постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. (№ 237-ПП) в программу внесены изменения.

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Федеральная программа “Жилище” на 2016-2020 годы рассчитана на людей, которые обладают правом на получение субсидии, позволяющей улучшить жилищные условия. В список людей данной категории входят молодые семьи-льготники, переселенцы, военнослужащие, люди-ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и работники прокуратуры и иных ведомственных органов. Жилищная программа позволяет получить людям хорошее жилье за счет материальной поддержке государства. Многие семьи при помощи данной программы смогут существенно расширить свои жилищные условия. Все начисления субсидий на жилье осуществляется по действующему законодательству.

Проект программы “Жилище” на 2016-2020 годы разработан не зря, в планы по улучшению жизнедеятельности граждан входят некоторые аспекты, например, стимулирование процента рождаемости в отдаленных регионах и местностях России, а также формирование жилищного комплекса, входящего в структуру эконом-класса.

Правительственными органами утверждено, что построение новых домов будет осуществляться рядом с современной развивающейся инфраструктурой, а также на участках, которые специально отведены под строительство новых жилых домов и квартир. Все строительство попадает под категорию бюджетного строительства, что позволяет приобрести квартиры и дома по сравнительно экономной цене. Кроме того, для людей соответствующей категории представляются государственные материальные субсидии, которые позволяют значительно уменьшить расходы на приобретение нового жилья.

Суть программы “Жилище” был разработан еще в далеком 2002 году. За это время многие семейные пары приобрели подходящие квартиры и дома. В середине 2015 года правительственными органами было решено продолжить действие данной программы. Продолжение субсидирования было решено продолжить не зря. Статистиками и аналитиками были подведены итоги действия вышеуказанной программы, которая доказала свою важность. В течение времени действия жилищной программы было проделано много работы, а именно:

  • Увеличилось строительство жилого фонда, сдвинулось в положительную сторону строительство частного сектора;
  • Около 300 тыс. молодых семей смогли достойным образом улучшить свои жилищные условия;
  • Началось активное развитие ипотечного кредитования.

На период с 2010 года по 2015 год были созданы еще более грандиозные планы, которые в некоторой степени не оправдали себя. Процент увеличения строительства стабилизировался, но в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране продажи недвижимости несколько сократились, даже несмотря на то, что молодым семьям представляется государственная материальная поддержка. На будущее время планируются еще более грандиозные масштабы. Каковы же перспективы жилищной программы?

Будущее программы “Жилище”

После обсуждения в Правительственных кругах было принято решение доработать программу “Жилище” на 2016-2020 годы. На сегодняшний день предварительная новая программа с доработками и изменениями уже отдана в Государственную Думу для одобрения и утверждения. Какие же изменения внесены в новую программу жилищного строительства?

  • Стимулировать строительство жилищного комплекса в регионах на территории РФ;
  • Обеспечить молодые семьи достойным жильем;
  • Выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, список которых утвержден законодательством РФ;
  • Модернизировать коммунальную инфраструктуру.

Что касается материальной поддержки, то объем материальной помощи на строительство новых объектов и модернизацию коммунальных структур снижаться не будет.

Главным вопросом является: кто же может входить в качестве участников в программу жилищного строительства? Список граждан, попадающих под данную категорию, остается неизменным. Основные требования для кандидатов-участников новой программы следующие:

  • Правом на регистрацию в соответствующей жилищной программе обладают люди, которые проживают в достаточно стесненных условиях. Законодательством определено, что норма квадратных метров на одного человека должна составлять не менее 15-ти кв. метров. В случае, если метраж на человека получается меньший, то его полагается обеспечить лучшими жилищными условиями.
  • В данную категорию попадают жители ветхих домов, которые считаются не пригодными для дальнейшего проживания.
  • Все собственники квартир и жилых домов не могут претендовать на право стать участником программы по обеспечению благоприятными жилищными условиями.
  • Для регистрации в программе у одного из супругов должно обязательно присутствовать российское гражданство.
  • Матери или отцы-одиночки, воспитывающие детей или ребенка в неполной семье, обладают правом стать участником проекта.
  • Участниками программы могут стать молодые люди, возраст которых не достиг 35-ти лет.
  • Средний ежемесячный доход молодой семьи должен соответствовать цифрам, утвержденным законодательством.

Минимальный ежемесячный доход молодой семьи, которая может обладать правом стать участником проекта программы “Жилище”:

  • Взрослые люди, имеющие 2-х детей, должны в общем в месяц получать прибыль, равную 43350 руб.
  • Молодые семьи без детей должны получать прибыль, равную 21 621 руб. В этом случае сумма субсидии на жилье составит предел 30-ти % от номинальной стоимости квартиры.
  • Молодые семьи, которые имеют 1 ребенка, должны иметь ежемесячную прибыль, равную 32510 руб. В этом случае сумма субсидирования составляет 40% от стоимости квартиры.

Если взять настоящую стоимость современного жилища и перевести процентный эквивалент в рубли, то можно указать следующие данные :

  • бездетной паре полагается субсидирование, равное 600 тыс. руб;
  • молодые пары, которые воспитывают одного ребенка, могут надеяться на получение субсидирования, равного 800 тыс. руб;
  • многодетные пары получать денежный эквивалент, равные примерно 1 млн. руб.
16894

В конце девяностых и начале двухтысячных на территории России сложилась ситуация, при которой незначительная динамика роста уровня жизни соответствовала резкому скачку цен на недвижимость. Подобный эффект складывался из высокого спроса, широкого привлечения государственных средств, роста ипотечного рынка и нестабильности курса национальной валюты. Условия рыночной экономики также ограничивали государственное вмешательство в частную жизнь, в том числе путем предоставления жилья согласно потребностям граждан.

Исходя из данных предпосылок, в стране нарастала необходимость формирования целевой программы, направленной на повышение качества жизни населения в многоквартирных домах. Первая подобная инициатива - программа «Жилище», рассчитанная до 2020 года , которая позволит семьям , которые уже озаботились жилищными проблемами, получить собственную квартиру. постулирует, что комплекс мероприятий затронет льготные категории граждан в рамках подпрограмм. Четыре дополнения к основной инициативе призваны решить не только проблему обеспечения жилищем, но и улучшить состояние уже имеющегося коммунального фонда.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Необходимость продления программы была вызвана недостаточной степенью охвата населения. Одна из инициатив в рамках указанного комплекса мер направлена на молодые семьи, регулярно пополняющиеся вследствие параллельного проекта по поддержке материнским капиталом. В 2011-2014 году были заложены организационно-правовые основы программы, позволяющие в дальнейшем сосредоточиться на распределении средств.

Основные положения программы

Цели и задачи определены во втором разделе программы и изначально были введены в рамках , который устанавливал меры предоставления недорогого и комфортабельного жилья гражданам. Среди целей следует особо обратить внимание на следующие:

  • Развитие существующего рынка предложения жилья экономического класса, предназначенного для людей с небольшим и средним достатком.
  • Исполнение федеральных законов, в которых закреплена социальная роль государства по отношению жителей России (инвалидам, ветеранам). Предоставление жилья также является частью молодежной политики страны.

Достижение перечисленных целей будет строиться в рамках следующих среднесрочных задач :

  1. Создание социально-экономической и инвестиционной ситуации, способствующей росту интереса граждан и подрядчиков к возведению дешевого жилья.
  2. Обеспечение всех слоев населения комфортабельным жильем.
  3. Решение текущих жилищных проблем у малоимущих и незащищенных слоев граждан.
  4. Организация социальной структуры, направленной на поддержку молодых семей целевыми денежными перечислениями.
  5. Создание инфраструктуры, способствующей развитию сектора жилищного строительства (газификация, строительство дорог).

Программа «Жилище» на 2015-2020 годы , согласно , включает несколько групп расходов:

  • 350 миллиардов рублей будут направлены на оплату жилья молодым семьям, которые уже обзавелись детьми;
  • 300 миллиардов перечисляются в пользу льготных категорий граждан;
  • 4,5 миллиарда будет направлено на частичное погашение граждан, приобретавших жилье по валютной ипотеке;
  • 30 миллиардов будет истрачено на формирование инфраструктуры и развитие рынка жилищного строительства.

Денежные средства для данных нужд изымаются из федерального бюджета – ежегодно планируется тратить в районе 120 миллиардов рублей . Незначительная часть средств перечисляется из краевой и муниципальной казны.

Наибольшая ответственность по реализации закона возложена на Минстрой, который также ведает вопросами ЖКХ. Согласно плану, к 2020 году целевой показатель обеспеченности жилыми помещениями должен составить 235 тысяч семей . Данная величина включает в себя данные по всем установленным подпрограммам.

Подпрограммы «Жилища»

Согласно паспорту ФЦП «Жилище» , устанавливаются следующие подпрограммы:

  1. Поддержка льготных категорий.
  2. Стимулирование строительства жилья.
  3. Модернизация имеющихся строений.
  4. Предоставление жилья отдельным группам лиц.

Жилье для молодых семей

Реализация программы направлена на оплату части расходов молодым семьям, уже имеющих ребенка. Инициатива допускает участие лиц, не достигших возраста 35 лет . Введение мер по поддержке связано с позицией банков, требующих уплаты первоначального взноса. Государство берет на себя данные расходы, фактически оплачивая часть имущества членов семьи. Предусмотрены выплаты также для матерей-одиночек и семей с детьми в повышенном размере.

Жилье для лиц, предоставление которым жилья устанавливается федеральными законами

Данная подпрограмма направлена на обеспечение жилыми помещениями лиц, которые увольняются из военных и военизированных структур, переезжают из районов Крайнего Севера. Ранее документ предполагал предоставление квартир сотрудникам Байконура, к 2016 году данная категория уже полностью обеспечена недвижимостью по программе.

Реализация права на жилье производится в рамках предоставленного сертификата, который можно потратить на получение помещения на первичном рынке. Государственные структуры предоставляют методическую поддержку, которая также может заключаться в проведении всего комплекса действий по поиску и выкупу квартиры.

Стимулирование сферы жилищного строительства

Подпрограмма реализует комплекс мер по поддержке потенциальных застройщиков, осуществляющих строительство или планирующих действовать на рынке жилья эконом-класса. Государство включается в инфраструктурные проекты (например, по освоению новых микрорайонов), полностью обеспечивая социальные нужды будущих жильцов. На данных территориях в приоритетном порядке формируются необходимые учреждения, формируемые в рамках партнерства между властью и частным сектором. В подпрограмме также предусмотрена материальная и законодательная помощь регионам, осуществляющим такие действия на уровне субъекта.

Предоставление жилья особым категориям

Основное направление в данной подпрограмме – реализация прав граждан, проживающих в непригодном жилье (ветхом или аварийном). Также в целевые категории включены работники высокотехнологичных производств, аварийно-спасательных служб, прокуратуры и Следственного комитета.

Модернизация инфраструктуры

В связи с исчерпанием ресурса прочности коммуникаций в некоторых уязвимых частях жилого фонда, государство вносит средства в пользу коммунальных служб, осуществляющих их ремонт, обновление и перестраивание. При этом устаревание инфраструктуры приводит к регулярным сбоям, которые лишают граждан жизненно необходимых услуг.

Значительная роль в подпрограмме уделена обеспечению эффективного природопользования. Экологическая составляющая проекта должна помочь сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и меньшее загрязнение вод.

Размеры социальных выплат по программе «Жилище»

Социальные выплаты, которые устанавливает федеральная программа «Жилище» 2015-2020 года , зависят от участия заявителей в предусмотренных мерах и проектах, что в свою очередь варьируется от применимой категории. Перечисление денежных средств носит строго целевой характер – каждому одобренному участнику выдается сертификат, который может быть потрачен на погашение полной суммы или части от стоимости жилища.

В частности, молодые семьи получают 30-35% от стоимости приобретаемого помещения. Оставшаяся часть может быть погашена кредитом или собственными средствами. Выплата варьируется от количества членов семьи – минимальная сумма предоставляется мужчине и женщине без ребенка (в пределах 800 тысяч рублей ), а максимальная – большой семье из 6 человек (2,2 миллиона рублей ).

Условия участия в программе

Не учитывая специфические условия, обозначенные в подпрограммах, гражданин должен соответствовать принципу нуждаемости в жилье, который закреплен в :

  • Граждане проживают в квартире, с недостаточной площадью, не соответствующей размерам, положенным им по социальным нормам.
  • Лица не являются нанимателями жилья, не обладают собственным помещением, проживая в квартире, по частному договору.
  • Помещение, где живут граждане, не соответствует требованиям безопасности.
  • Один из жильцов страдает тяжелым психическим или инфекционным заболеванием, которое делает проживание всех прочих граждан с ним опасным. При этом лица могут не соответствовать всем указанным выше критериям.

Обращаясь за помощью к государству, следует учитывать, что в расчет принимается сложение площади всего имущества, принадлежащего заявителям.

Отдельные подпрограммы накладывают дополнительные ограничения, например, претендентом на субсидию как молодая семья не может стать пара, в которой супруги старше 35 лет . Важным критерием подпрограмм, где возможно применение кредитных средств – способность лиц оплачивать ссуду, то есть обладание стабильным и достаточным доходом.

Как стать участником программы?

Для того чтобы стать участником , необходимо:

  • Собрать необходимые подтверждающие документы. Перечень должен свидетельствовать о составе семьи и соответствии условиям программы.
  • Документы подаются в муниципалитет, где проживают будущие участники. После первичного приема и рассмотрения, сведения направляются в региональное представительство Минстроя.
  • В случае одобрения, участники должны выбрать помещение и форму приобретения. Например, молодые семьи могут выбирать жилье из пула, включенного агентством по соцкредитованию в программу «Жилье».
  • Граждане обращаются в банк или предоставляют в АИЖК собственные средства (при наличии). Если жилье предоставляется по сертификату, следует сразу обращаться к представителю продавца.
  • Квартира оформляется у застройщика, сотрудничающего с государством в рамках целевого партнерства.
  • Жилье оформляется в собственность в Росреестре. Если привлекались заемные средства, также фиксируется обременение.

Следует учитывать, что существует очередь на предоставление помещений. Право на приоритетное предоставление имущества имеют граждане, проживающие в опасных условиях, и вставшие на учет до 1 марта 2005 года .

Список необходимых документов

Документы для участия в программе «Жилище»:

  • Заявление с требованием о принятии на государственный учет. Посмотреть и скачать можно здесь: .
  • Сведения о банковском счете.
  • Выписка из домовой книги.
  • Справка из ТСЖ о реальной площади на каждого проживающего.
  • Справка из организации, осуществляющей сбор платежей за коммунальные услуги, об отсутствии задолженности.
  • Документы, подтверждающие законность проживания в текущем помещении (купля-продажа, социальный найм).
  • Свидетельства о статусе граждан (о браке, о рождении детей).
  • Сведения о работе, в том числе о заработке (справка о доходах, 2-НДФЛ) и месте трудовой деятельности (трудовая книжка).
  • Паспорт.
  • Документы, свидетельствующие о постановке на учет по другим жилищным программам.

Документы предоставляются лично. Вне зависимости от принятия или отказа, гражданам направляется почтовое уведомление о вынесенном решении.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной программе «Жилище»

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Наша семья попала под воздействие аварии на ЧАЭС. В 1987 году нам выдали документы на отселение с зараженной зоны. На данный момент мы граждане России и хотим узнать, можем ли мы в таком статусе участвовать в программе «Жилище»?

Ответ: Добрый день, Михаил. Данная категория граждан присутствует в перечне лиц, имеющих право на участие в программе. В частности, пункт «е» Постановления №1050 допускает участие Вашей семьи. Также следует обратить на , который устанавливает, что жертвы аварии ЧАЭС могут участвовать во всех жилищных программах на территории России.

Пример по социальной программе «Жилище»

Молодая семья встала в очередь на участие в одной из подпрограмм в 2010 году. В ходе оплаты кредита, предоставленного АИЖК в рамках мер по обеспечению семейных пар, возникли сложности и граждане приняли решение о перекредитовании в другом банке. В администрации сказали, что подобные действия могут привести к исключению их из программы.

Согласно Постановлению Правительства №1050 , муниципалитет не является контролирующей организацией в рамках программы и не может давать подобных разъяснений. Граждане обратились в подразделении Минрегиона, в котором им разъяснили, что сертификат выдается вне зависимости от изменения условий договора, если таковые не нарушают порядок выплат по ипотеке (например, ежемесячный платеж выше дохода). Смена банка-кредитора отсутствует в списке причин для снятия с программы.

В декабре 2010 года Правительство РФ одобрило Федеральную программу «Жилище», которая стала переломным моментом в жилищной политике России. Изначально идея о её создании была предложена в Министерстве строительства и ЖКХ. Позже Правительство утвердило данный проект Постановлением № 1050. В 2011 году он получил соответствующее название «Жилище». Что же собой представляет эта программа?

Федеральная программа «Жилище» представляет собой комплекс мероприятий, который позволяет переселенцам, молодым семьям, ликвидаторам аварии АЭС, военнослужащим, сотрудникам прокуратуры и МЧС приобрести жильё при финансовой поддержке государства. Расчёт субсидий осуществляется согласно действующему закону. Данный проект был распределён на 3 периода: 2011-2015, 2016-2017, 2017-2020 гг. Текущий год стал заключительной фазой первого периода программы. Однако вопрос о том, наступит ли второй период «Жилище» (2016-2020) пока остаётся открытым.

Среди приоритетных задач федерального проекта выделяют таких 2 пункта:

1) сформировать жилой фонд эконом-класса;

2) стимулировать рождаемость в регионах.

Постановление № 1050 предусматривает возведение жилых объектов рядом с развитой инфраструктурой, а также на участках, которые предназначены для городских застроек. Основной целью бюджетного строительства является активное насыщение рынка недвижимости комфортным жильём по доступной цене . Стоит отметить, что данная социальная программа начала своё существование ещё в 2002 году. Только спустя 8 лет, доказав свою целесообразность, она была продлена. За это время было:

  • увеличено объём строительства и количества частного жилья;
  • решено более 287 000 жилищных проблем для семейных пар;
  • разработано концепции интенсивного развития ипотечного кредитования.

Что же касается первого периода программы (2010-2015), здесь Минстрой поставил более амбициозные задачи. Данный проект предусматривал улучшение бытовых условий и обеспечения жилой площадью до 247 тыс. участников. Как показывает результат, более 300 семейных пар уже приобрели себе недвижимость. В этом году государственное финансирование на материальную помощь было увеличено на 41 % и предусмотрено на 47 тыс. семей.

Ключевые особенности программы

  • создание экономичного, экологического и энергоэффективного жилья для отдельных категорий граждан РФ;
  • массовое обеспечение недвижимостью этих категории граждан;
  • модернизация коммунальной инфраструктуры;
  • обеспечение гособязательств перед определёнными категориями граждан;
  • стимуляция региональных программ, касающихся строительства жилья.

В начале года президент РФ поручил департаменту финансов Минстроя доработать программу «Жилище» на 2016-2020 годы. Позже новая редакция проекта была внесена и согласована в Правительство РФ. В настоящее время этот документ ещё не утверждён. Директор департамента Владимир Мешков заявил, что указанная редакция программы предусматривает 5 подпрограмм:

  • стимулировать программу жилищного строительства;
  • обеспечить жильём как можно больше молодых семей;
  • модернизировать коммунальную инфраструктуру.

Также чиновник отметил, что финансирование по модернизации объектов к/и в рамках проекта не снизится.

Условия участия в программе

Требования к кандидатам были утверждены ещё в 2010 году и остались прежними:

  • регистрироваться могут люди, которые живут в стесненных условиях (до 15 кв.м площади на человека). Также это касается и граждан, нуждающихся в улучшении бытовых условий по причине непригодности их жилья;
  • для собственников квартир государственная помощь не предусмотрена;
  • установленное ограничение по возрасту – до 35 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • ежемесячный заработок соответствует следующим цифрам: бюджет бездетной пары составляет 21 621 руб., а сумма дотаций – 30 % от стоимости жилья; родителям с одним ребёнком необходимо зарабатывать не менее 32 510 руб.; в семьях с 2 детьми ежемесячная прибыль должна составлять 43 350 руб.;
  • в неполной семье родитель может подать заявку на выплату субсидий.

Категории граждан, которые нуждаются в обеспечении жильём, установлены в статье 51 Жилищного кодекса РФ. Для участия в программе россияне, подпадающие под определённую категорию, должны обратиться в районную или же городскую администрацию к своему жилищному инспектору. Специалисты госадминистрации предоставят вам всю необходимую информацию, касающуюся реализации субсидий. Законодательством России установлены следующие нормативы, предусматривающие обеспечение жильём:

  • семьи, состоящие из 2 человек – 42 кв.м;
  • одинокие граждане – 33 кв.м;
  • семьи с детьми (3-х и более чел.) – 18 кв.м на человека.

Данная программа действует по всей территории РФ. В апреле 2014 года Правительство приняло Постановление № 323, в котором было внесено ряд поправок, касающихся участия в программе в 2016 году. В новой редакции были исключены следующие возможности:

  • погашение кредитных долгов;
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счёт субсидированного капитала.

Эти поправки не одобрили будущие участники, которые не успели зарегистрироваться в программе. А вот все остальные пункты остались без изменений. Стоит отметить, несмотря на то, что ранее Президент страны поручил Минстрою РФ рассмотреть вопрос о продлении этой программы, информация о его решении отсутствует до сих пор. Будет ли продлён этот проект, неизвестно. Остаётся только ждать окончательного решения Правительства России.