Национальный режим и преференции в госзакупках. Преференции для российских товаров Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках

Довольно длительное время законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не претерпевало существенных изменений, которые значительным образом затрагивали бы порядок организации и проведения закупок всех заказчиков, применяющих положения Закона N 223-ФЗ.
16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление).
Принятие данного Постановления стало реализацией предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ права Правительства РФ установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Указанное Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня его вступления в силу. Кроме того, установление преимуществ российским товарам и/или производителям до вступления в силу указанного нормативно-правового акта будет является незаконным (письмо Минэкономразвития России от 26.04.2016 N Д28и-1038).
В целом алгоритм и механизм предоставления национального приоритета в соответствии с Постановлением во многом схож с аналогичным механизмом установления преференциального режима национальным товарам, предусмотренным Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), применение положений которого осуществляется заказчиками в рамках законодательства о контрактной системе. Но есть в указанных документах и фундаментальные различия, в частности:
1) постановление, в отличие от Приказа, не содержит конкретный перечень товаров, в отношении которых устанавливается приоритет. Это означает, что заказчики обязаны устанавливать приоритет при закупках любых товаров, закупаемых по Закону N 223-ФЗ (в проекте Постановления N 925 изначально был предусмотрен конкретный перечень, но в итоговую редакцию документа он не вошел);
2) постановление, в отличие от Приказа, предусматривает установление приоритета не только в отношении товаров, но и в отношении работ и услуг, которые выполняются/оказываются российскими лицами.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день основным вопросом в применении данного Постановления является следующий: в отношении каких товаров в рамках Постановления должен устанавливаться национальный режим?
Несмотря на кажущуюся однозначность ответа на данный вопрос, исходя из названия самого Постановления "О приоритете товаров российского происхождения...", окончательный ответ на вышеуказанный вопрос не кажется столь простым и очевидным, поскольку в п. 8 Постановления содержится норма, согласно которой "приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.".
Само Постановление, к сожалению, не содержит ни прямых, ни косвенных указаний, в какой части и при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе. В связи с этим не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что национальный режим в закупках по Закону N 223-ФЗ все же распространяется и на товары, происходящие с территории государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Армения.
Если обратиться к самому Договору о ЕАЭС, то в Приложении N 25 к договору дается определение национального режима. Под ним понимается режим, предусматривающий, что каждое государство - член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств - членов ЕАЭС.
Очевидно, что пролить свет на этот вопрос могли бы разъяснения разработчика рассматриваемого нормативного правового акта в лице Минэкономразвития России. И такие разъяснения уже были даны, но, к сожалению, окончательную точку в решении данного вопроса они не ставят.
В одном из писем Минэкономразвития России (от 21.10.2016 N Д28и-2806) было дано разъяснение, что Постановление N 925 будет применяться с учетом законодательства ЕАЭС, при этом применение Постановления не должно противоречить нормам международного права (надо полагать, что под нормами международного права имеются в виду в первую очередь документы и соглашения со Всемирной торговой организацией, которая не предусматривает возможность устанавливать подобные ограничения вне рамок и сфер государственных закупок, обороны и безопасности государства, защиты жизни и здоровья человека и т.д.)
В дальнейшем ведомство дало более расширенную трактовку спорного положения Постановления (письма Минэкономразвития России от 21.10.2016 N Д28и-2858, N Д28и-2839) указав, что и белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными товарами, работами и услугами, которые осуществляют иностранцы.
Данное разъяснение внесло еще большую сумятицу в понимание данной проблемы, поскольку, указав в ответе лишь на одну из стран ЕАЭС, ведомство вынудило большинство специалистов задаться резонным вопросом: то ли это прямое указание на необходимость предоставления национального приоритета в закупках по Закону N 223-ФЗ исключительно товарам белорусского происхождения (тогда непонятны мотивы и правовые основания данного преимущества, в особенности нормы п. 8 Постановления и прямой ссылки на Договор о ЕАЭС), то ли это "непрозрачный намек" ведомства на более широкое применение и трактовку норм Постановления.
Тем не менее точку в данном вопросе пока ставить рано, и до вступления в силу данного Постановления возможно предугадать появление еще одного, а то и нескольких разъяснений, в том числе и от иных департаментов Минэкономразвития России, отвечающих за регулирование внешнеэкономической деятельности.
В ожидании ясности в данном вопросе заказчикам в оставшееся до вступления в силу данного Постановления время следует после ознакомления с самим Постановлением начать подготовку изменений своих положений о закупках и документаций о проведении конкурентных закупок (нормы Постановления не распространяются на закупки у единственного поставщика). Это обусловлено тем, что механизм применения Постановления и предоставления приоритета значительным образом видоизменяет ключевые разделы и нормы положений о закупках и документаций о закупках заказчиков.
Рассмотрим, какие разделы положения и в связи с какими требованиями Постановления подлежат изменению.

1. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок

Нормами Постановления предусматривается, что при проведении конкурса или иного способа закупки, при котором:
- победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или
- победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, -
оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки.

2. Порядок заключения договора

Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора.
Однако если победителем закупки становится поставщик, предлагающий иностранные товары (иностранное юридическое лицо), заказчик применяет к предложенной в заявке победителя цене договора 15-процентный понижающий коэффициент.
Например, если победителем аукциона стал участник, предлагающий к поставке иностранный товар и цена его предложения составила 100 рублей, то в силу данного условия заказчик обязан применить 15-процентный понижающий коэффициент, и цена договора будет не 100, а 85 рублей.
В случае, когда в ходе аукциона цена была снижена до нуля и участники проводят торги на право заключения договора с заказчиком, то победитель, предлагающий к поставке иностранный товар (иностранное юридическое лицо), должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.

3. Требования к участникам закупки (в части установления условий отнесения участника закупки к российским/иностранным
лицам)

В соответствии с подп. "е" п. 5 Постановления "...условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке условия отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)"
Под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ. Таким образом, принятие заказчиком решения об отнесении того или иного участника закупки к российским юридическим лицам осуществляется исходя из данных о регистрации указанного лица, которые содержатся в его учредительных документах (а также в выписке из ЕГРЮЛ).

4. Условия, когда приоритет не предоставляется

В соответствии с Постановлением к таким условиям относятся случаи, когда:
- закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
- в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
- в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
- при проведении конкурса (запроса предложений), в случае, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
- при проведении аукциона (запроса цен) в случае, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

5. Требования к составу заявки на участие в закупке. Рассмотрение заявок

Постановлением установлено, что условием отнесения товаров к российским является указание (декларирование) участниками в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Кроме того, в документацию (положение) необходимо включить условие об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.
Однако заказчикам необходимо принимать во внимание, что согласно Постановлению отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

6. Порядок заключения и исполнения договоров

Обязательными условиями договора, заключаемого с победителем при применении условий Постановления, являются:
- указание на страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
- условие, что при исполнении договора не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ о закупках при проведении закупок будут обязаны отдавать приоритет российским товарам и услугам. Накануне было принято постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» .

«Как применять Постановление Правительства по приоритету товаров российского происхождения» - инструкция от ЭТП "Фабрикант.ру"

Что нужно сделать сейчас, чтобы 1 января 2017 года не возникло никаких проблем?

До 01 января 2017 год а субъектам 223-ФЗ необходимо внести изменения в Положение о закупке. Какие именно - мы описали в 5 главных шагах.

ШАГ 1. Определить способы закупок, в ходе проведения которых будет предоставляться приоритет.

ШАГ 2. Внести изменения в Положение о закупке в раздел о составе документации.

Документация о закупке должна содержать следующие сведения:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора, или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;
  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

ШАГ 3. Внести изменения в Положение о закупке в раздел о составе заявок.

Участник закупки в заявке указывает (декларирует) наименование страны происхождения поставляемых товаров.

Отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Участник закупки несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, указанного в заявке на участие в закупке.

ШАГ 4. Внести изменения в Положение о закупке в раздел об оценке и сопоставлении заявок.

При проведении конкурсов и иных способов, при которых победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке.

ШАГ 5. Внести изменения в Положение о закупке в раздел о заключении и исполнении договоров.

Если победителем закупки способом аукцион или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Страна происхождения поставляемого товара в договоре указывается на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор. При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства №925- от 16 сентября 2015г. не допускается замена страны происхождения товаров. За исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

ВНИМАНИЕ: постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 не распространяется на закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

C 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №925 от 16 сентября 2016 года "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Таким образом, с начала 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, принимающие участие в закупках по 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам при рассмотрении конкурскных заявок предоставляется приоритет в размере 15% от цены договора.

КАК РАБОТАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений (т.е. победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора), и есть заявки с указанием страны происхождения РФ и иностранное государство, то оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится по следующему правилу:

цена заявки РФ = предложение - 15%.

Если победилем становится участник из РФ, то договор заключается по предложенной в заявке цене, т.е. без «-15%».

Если проводится аукцион (т.е. определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на шаг, установленный в документации о закупке) и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и иностранное государство, то в случае победы иностранного товара / услуги, сумма договора определяется следующим образом:

сумма договора поставки иностранного товара / услуги = предложение - 15%.


ПРИМЕР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА

Заявка 1 предлагает поставку товаров российского производства на сумму 1 100 рублей.

Заявка 2 предлагает поставку товаров иностранного производства на сумму 1 000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчиком торгов заявке 1 дается приоритет и цена российского товара за вычетом 15% считается равной 935 рублям. Заявка 1 становится победителем. При этом договор с победителем заключается по цене, указанной в заявке, т.е. 1 100 рублей за единицу товара.

В итоге заказчик вынужден приобрести товар на 100 рублей дороже по причине того, что он является российским. Такая вынужденная поддержка российского производителя не всегда находит одобрение у заказчиков по 223-ФЗ, которые часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.


УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Условием предоставления приоритета является включение заказчиком в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование об указании участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • заявка на участие в закупке, в которой отсуствует указание страны происхождения поставляемого товара, рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • для целей установления соотношения цены товаров / услуг российского и иностранного происхождения в смешанных заявках (содержащих российские и иностранные товары), цена единицы каждого товара / услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы (НМЦЕ) товара / услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора

    НМЦЕ товара смешанной заявки = НМЦЕ товара * [Сумма договора по результатам закупки / начальную (максимальную) сумму договора]

  • участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника, содержащих информацию о месте его регистрации (для юр. лиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физ. лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым заключается договор;
  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же или лучшие условия после условий победителя закупки, который уклонился от заключения договора;
  • при исполнении договора участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда вместо иностранных поставляются российские товары, при этом их качество, технические и функциональные характеристики не должны уступать характеристикам товаров, указанных в договоре.

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКИМ ТОВАРАМ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ:

  • закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
  • при проведении аукциона в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Постановление о приоритете российских товаров действует при проведении конкурсов, аукционов и иных способов госзакупок, за исключением закупки у единственного поставщика.

Приоритет при проведении конкурса

Если победитель закупки определяется на основе критериев оценки, то оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по 223-ФЗ и иных способах, то оценка заявок товаров российского происхождения проводится по цене, сниженной на 15%. При этом договор заключается по цене, предложенной в заявке на участие в закупке.

Например, 2 участника конкурса предложили поставить товар по равной стоимости — 5 миллионов рублей. Но у одного товар российский, а у другого — иностранный. Тогда при оценке заявок российский товар получит баллы, исходя из цены, сниженной на 15%, то есть 4,25 млн. рублей. Если российская заявка побеждает, то контракт заключается на сумму 5 млн. рублей.

Приоритет при проведении аукциона

Если победитель определяется в ходе аукциона по 223-ФЗ , на основании снижения цены, то договор на иностранный товар будет заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной в ходе аукциона.

Например, если участник аукциона с иностранным товаром выиграет у поставщика российских товаров с ценовым предложением 5 млн. рублей, то фактическая сумма договора будет снижена на 15%, до 4,25 млн. рублей и может сделать поставку убыточной.

Данное правило будет действовать и в случае, если в ходе аукциона цена будет снижена до нуля и перейдет в отрицательные значения — то есть начнутся торги за право заключить контракт, когда поставщик еще доплачивает заказчику. Тогда цена договора возрастет на 15%.

Условия предоставления приоритета

Приоритет российским товарам предоставляется при наличии в документации о закупке:

  1. Требования об указании в заявке на участие страны происхождения
  2. Условие, что отсутствие указания страны происхождения не является основанием отклонения заявки
  3. Положение об ответственности поставщиков за представление недостоверных сведений
  4. Предложенная цена в заявке указывается за единицу каждого товара
  5. Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации

Товар, страна происхождения которого не указана, оценивается как иностранный. При исполнении договора не допускается замена страны происхождения.

Когда приоритет не предоставляется

  1. Если стоимость российских товаров менее 50% от стоимости всех товаров в закупке.
  2. Если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником

Закупка признается несостоявшейся, когда подана или допущена только одна заявка или ценовые предложения поданы в ходе торгов поданы только одним участником.

Приоритет товаров из Белоруссии и других стран договора о ЕЭС

Постановление №925 устанавливает приоритет товаров с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 в который входят:

  • Республика Беларусь
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Армения

Таким образом, товары из этих стран приравниваются к российским и имеют приоритет перед иностранными.

Кабинет контрактного управляющего

Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках

Анатолий Галимский,
эксперт по коммерческим закупкам

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны давать преимущества отечественным товарам. Разъясним, что нужно прописать в положении о закупках и документации, чтобы не попасть под штрафы. Для заказчиков по контрактной системе мы подготовили . Проверьте, какие запреты действуют для вас.

П равительство ввело для заказчиков по Закону № 223-ФЗ ограничения на закупку импортных товаров (Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925). Впервые правила корпоративных закупок оказались жестче, чем для закупок по контрактной системе. Если в 44-ФЗ запреты на импорт точечные, то корпоративные заказчики на конкурентных процедурах должны дать приоритет отечественным производителям по всем товарным группам.

Разберем, что такое приоритет отечественных товаров, когда можно его не применять и какие шесть обязательных условий к поставщикам должны появиться к 2017 году в документации и положении о закупках. А в таблице на покажем, какие части документации и положения нужно поправить.

Что вписать в документацию Раздел документации Где указано в законе
Страна происхождения товара Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Требования к описанию участниками поставляемого товара, являющегося предметом закупки Пункт 2 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Пункт 3 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Начальная (максимальная) цена единицы товара Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Принадлежность участника к российским или иностранным лицам Требования к участникам Пункт 9 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Договор со вторым участником Последствия признания процедуры несостоявшейся
Место и дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов
Пункт 11 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Соотнесение цен российского и иностранного товара Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Пункт 5 ч. 10 ст. 4
Закона № 223-ФЗ
Замена страны происхождения товара Особенности исполнения договора Постановление № 925

Как применять приоритет отечественного

Приоритет отечественного не означает, что импорт закупать нельзя. Это значит, что оценивать поставщиков нужно по специальному алгоритму, который ввело правительство. После оценки заявок нужно скорректировать цены в зависимости от страны происхождения товара.

Правительство разделило конкурентные закупки на два типа и прописало, как действовать при каждом варианте.

Первый тип: оценочный. В таких процедурах победителя определяют по предложениям участников. При конкурсе и запросах предложений участников оценивают по цене и качеству товара. В запросах котировок учитывают только цену. В оценочных процедурах применяйте к заявкам с российскими товарами цену, сниженную на 15% от той, что предложил участник. И если участник с российскими товарами выиграет, заключайте договор с ним по предложенной цене, а не по сниженной.

Пример

На конкурс подали 3 заявки с отечественными химреактивами и 1 заявку с импортными. Все по цене 100 руб. При оценке заявок исходите из того, что российские заявки поданы как бы по цене 85 руб. (с учетом преимущества 15%). Оцените заявки по конкурсным критериям, выявите победителя, но заключите с ним договор не по 85 руб., а по 100 руб.

Второй тип: аукционный. Это торг в реальном времени, где участники снижают цену на шаг в аукционе. Если победит участник с импортными товарами, заключайте с ним договор, снизив итоговую цену на 15%.

Пример

На аукцион поступила 1 заявка на поставку отечественных шин и 2 заявки на поставку импортных. Все участники предлагают цену по 1000 руб. за штуку. На процедуре победил участник с импортными шинами, который снизил цену до 800 руб. Заключите с ним договор по цене 800 руб. - 15% = 680 руб.

Когда можно не применять преференции

Не применять преференции вы можете, если допустили к процедуре лишь одну заявку и ваша конкурентная закупка не состоялась. В таком случае вы заключаете договор с единственным участником.

Преференции можно не давать, если все участники предложили российские товары, а иностранные не предложил никто. Или наоборот - все участники пришли с импортом, и никого нет с отечественным.

Не будет работать приоритет при конкурсах, где участник предложил смешанные товары, российские и иностранные и стоимость импортных - более 50% от цены всех товаров. Или если смешанные товары предложили на аукционе, где цена отечественных - более 50% общей стоимости.

Во всех остальных случаях вы обязаны в документации и положении указать приоритет отечественного. Если этого не сделать, контролеры могут наложить штраф 3 тыс. руб. на должностное лицо или 10 тыс. руб. - на юридическое по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП.

Намерены вы покупать импортное или нет, - внесите 6 правок по преференциям в положение о закупках и документацию. И применяйте ограничения на импорт при любых конкурентных процедурах.

Следите за изменениями

До сентября 2016 года никаких документов по преференциям отечественным товарам по Закону № 223-ФЗ не существовало. Случалось, что контрольный орган расценивал преимущества для товаров российского происхождения как ограничение конкуренции. Например, в решении ФАС № 223ФЗ-253/16 от 09.06.2016.

1. Страна происхождения товара

В положении о закупке внесите требование, что участник декларирует в заявке наименование страны происхождения товара. Сделайте это в той части заявки, где участник делает предложение о поставке товара. Указать страну происхождения товара обязаны не только участники закупки, но и победитель.

Объедините в документации требования к участникам и к победителю. Ведь участник, с которым вы заключите договор, уже и так представил наименование страны происхождения товара в декларации на этапе подачи заявки.

Напишите, что если участник не укажет страну происхождения товара, вы не будете отклонять его заявку, а будете считать, что он предложил импортные товары.

Пример идентичных товаров - планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.

Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.

Какие общедоступные источники можно использовать

Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:

  • цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
  • цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
  • котировки на российских биржах и иностранных биржах;
  • котировки на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах;
  • цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
  • сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
  • данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.

Прайс-листы: за и против

К общедоступной информации относятся прайс-листы поставщиков с их официального сайта. Этот источник цен Минэкономразвития в своем письме от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6303 (далее - письмо от 06.05.2016) называет наиболее объективным обоснованием НМЦК. Ведь, по мнению ведомства, такие сведения о ценах направлены на неопределенный круг лиц.

Между тем контрактная служба ЮУГМУ стоит на другой позиции: на сайтах организаций не всегда размещают актуальную информацию.

Прайс-лист может устареть из-за того, что повысилась цена на товар или он в данный момент отсутствует на складе. Если заказчик воспользуется такими некорректными данными, он может неправильно рассчитать НМЦК.

Кроме того, как правило, прайс-листы составляют с учетом одного (привычного для составителя) варианта условий поставки. Так, цены могут быть представлены с учетом самовывоза и при, например, внесении 30-процентного аванса.

У одного и того же поставщика при доставке заказчику и в условиях оплаты после полной поставки цены на эти товары могут быть иными.

Чем грозит заниженная или завышенная НМЦК

Важно обосновать НМЦК корректно. Ведь если НМЦК занижена, процедура закупки может не состояться, поскольку никто из потенциальных поставщиков не захочет участвовать в аукционе себе в убыток. Есть вероятность заключить контракт с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта, либо выполнит их некачественно, с технологическими нарушениями. Занижение НМЦК может произойти, если заказчик использовал неактуальные прайс-листы или при отсутствии учета инфляции.

Если НМЦК завышена, контрольные органы могут обвинить вас в неэффективном расходовании бюджетных средств. В этом случае может возникнуть ситуация, что будет подана одна заявка на аукцион и контракт будет заключен по НМЦК без ожидаемой экономии бюджетных средств.

Что нужно для запроса цен у поставщиков

Минэкономразвития говорит, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем 5 поставщикам и воспользоваться данными, полученными не менее чем от трех поставщиков.

Для определения НМЦК контрактная служба университета в основном использует такой способ: посылает запросы поставщикам - по каждой из закупок не менее чем пяти потенциальным участникам. Там указаны сведения о наименовании и основные характеристики товара, работ, услуг, требуемом их количестве (разумеется, с указанием единиц измерения). Также в таких запросах содержится перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности.

Кроме того, сотрудники контрактной службы ЮУГМУ в этом запросе обязательно указывают основные условия исполнения контракта, а также срок предоставления ценовой информации.

В конце запроса ценовой информации обязательно нужно указать контактное лицо нашей стороны, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.

Как хранить оригиналы запросов

Закон не говорит о том, где и как хранить запросы цен. Однако для подстраховки на случай проверки контрольных органов контрактная служба университета хранит оригиналы запросов на предоставление ценовой информации и полученные коммерческие предложения.

Также контрактная служба хранит скриншоты экрана в отдельных пронумерованных папках вместе с иными документами, касающимися конкретной закупки, чаще всего электронного аукциона.

Как указать основные условия исполнения контракта

Чтобы потенциальные поставщики понимали условия контракта, в запросе указывают такие сведения.

Обязательные условия исполнения контракта: предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара.

При необходимости в эти условия могут входить: место ввода в эксплуатацию и место обучения персонала заказчика особенностям работы с товаром; сроки работ (период услуг), доставки товара, ввода в эксплуатацию, обучения персонала; дополнительные условия поставки; особые условия поставки; порядок оплаты; размер обеспечения контракта; требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий и их качества, оперативность реагирования в гарантийный срок.