Преференции участникам закупки. Аналитика аналитические обзоры Приоритет товаров российского происхождения по 223 фз

Постановление о приоритете российских товаров действует при проведении конкурсов, аукционов и иных способов госзакупок, за исключением закупки у единственного поставщика.

Приоритет при проведении конкурса

Если победитель закупки определяется на основе критериев оценки, то оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по 223-ФЗ и иных способах, то оценка заявок товаров российского происхождения проводится по цене, сниженной на 15%. При этом договор заключается по цене, предложенной в заявке на участие в закупке.

Например, 2 участника конкурса предложили поставить товар по равной стоимости — 5 миллионов рублей. Но у одного товар российский, а у другого — иностранный. Тогда при оценке заявок российский товар получит баллы, исходя из цены, сниженной на 15%, то есть 4,25 млн. рублей. Если российская заявка побеждает, то контракт заключается на сумму 5 млн. рублей.

Приоритет при проведении аукциона

Если победитель определяется в ходе аукциона по 223-ФЗ , на основании снижения цены, то договор на иностранный товар будет заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной в ходе аукциона.

Например, если участник аукциона с иностранным товаром выиграет у поставщика российских товаров с ценовым предложением 5 млн. рублей, то фактическая сумма договора будет снижена на 15%, до 4,25 млн. рублей и может сделать поставку убыточной.

Данное правило будет действовать и в случае, если в ходе аукциона цена будет снижена до нуля и перейдет в отрицательные значения — то есть начнутся торги за право заключить контракт, когда поставщик еще доплачивает заказчику. Тогда цена договора возрастет на 15%.

Условия предоставления приоритета

Приоритет российским товарам предоставляется при наличии в документации о закупке:

  1. Требования об указании в заявке на участие страны происхождения
  2. Условие, что отсутствие указания страны происхождения не является основанием отклонения заявки
  3. Положение об ответственности поставщиков за представление недостоверных сведений
  4. Предложенная цена в заявке указывается за единицу каждого товара
  5. Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации

Товар, страна происхождения которого не указана, оценивается как иностранный. При исполнении договора не допускается замена страны происхождения.

Когда приоритет не предоставляется

  1. Если стоимость российских товаров менее 50% от стоимости всех товаров в закупке.
  2. Если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником

Закупка признается несостоявшейся, когда подана или допущена только одна заявка или ценовые предложения поданы в ходе торгов поданы только одним участником.

Приоритет товаров из Белоруссии и других стран договора о ЕЭС

Постановление №925 устанавливает приоритет товаров с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 в который входят:

  • Республика Беларусь
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Армения

Таким образом, товары из этих стран приравниваются к российским и имеют приоритет перед иностранными.

C 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №925 от 16 сентября 2016 года "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Таким образом, с начала 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, принимающие участие в закупках по 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам при рассмотрении конкурскных заявок предоставляется приоритет в размере 15% от цены договора.

КАК РАБОТАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений (т.е. победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора), и есть заявки с указанием страны происхождения РФ и иностранное государство, то оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится по следующему правилу:

цена заявки РФ = предложение - 15%.

Если победилем становится участник из РФ, то договор заключается по предложенной в заявке цене, т.е. без «-15%».

Если проводится аукцион (т.е. определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на шаг, установленный в документации о закупке) и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и иностранное государство, то в случае победы иностранного товара / услуги, сумма договора определяется следующим образом:

сумма договора поставки иностранного товара / услуги = предложение - 15%.


ПРИМЕР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА

Заявка 1 предлагает поставку товаров российского производства на сумму 1 100 рублей.

Заявка 2 предлагает поставку товаров иностранного производства на сумму 1 000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчиком торгов заявке 1 дается приоритет и цена российского товара за вычетом 15% считается равной 935 рублям. Заявка 1 становится победителем. При этом договор с победителем заключается по цене, указанной в заявке, т.е. 1 100 рублей за единицу товара.

В итоге заказчик вынужден приобрести товар на 100 рублей дороже по причине того, что он является российским. Такая вынужденная поддержка российского производителя не всегда находит одобрение у заказчиков по 223-ФЗ, которые часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.


УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Условием предоставления приоритета является включение заказчиком в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование об указании участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • заявка на участие в закупке, в которой отсуствует указание страны происхождения поставляемого товара, рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • для целей установления соотношения цены товаров / услуг российского и иностранного происхождения в смешанных заявках (содержащих российские и иностранные товары), цена единицы каждого товара / услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы (НМЦЕ) товара / услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора

    НМЦЕ товара смешанной заявки = НМЦЕ товара * [Сумма договора по результатам закупки / начальную (максимальную) сумму договора]

  • участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника, содержащих информацию о месте его регистрации (для юр. лиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физ. лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым заключается договор;
  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же или лучшие условия после условий победителя закупки, который уклонился от заключения договора;
  • при исполнении договора участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда вместо иностранных поставляются российские товары, при этом их качество, технические и функциональные характеристики не должны уступать характеристикам товаров, указанных в договоре.

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКИМ ТОВАРАМ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ:

  • закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
  • при проведении аукциона в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

  • машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
  • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
  • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072),
  • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
  • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей - 15% = 68 тыс. рублей.

Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. - 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

Особенности составления документации о закупке

Реализация приоритета в закупках

Реализация приоритета при проведении конкурса

Реализация приоритета при проведении аукциона

Случаи, в которых приоритет не предоставляется

Внимание!
27.07.2019 г. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 , которые касаются порядка предоставления приоритета российским товарам при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции.
Справочный материал актуализирован.

Установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Право Правительства РФ устанавливать подобный приоритет закреплено в п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).

Для заказчиков установление приоритета влечёт существенное изменение процедур закупки с 01.01.2017 г., которые необходимо отразить в Положении о закупке.

В справочном материале рассмотрены вопросы составления документации с учётом новых правил, а также порядок реализации приоритета при проведении закупок.

Справочная информация поможет заказчику безошибочно сформировать закупочную документацию с учётом приоритета, избежав административных штрафов до 10 тыс. рублей, и корректно применить правила , не вызвав нареканий со стороны участников закупки и контролирующих органов.

Особенности составления документации о закупке

В целях предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам предписывает заказчикам включать в документацию о закупке следующие сведения:

1) требование об указании (декларировании) в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемых товаров;

2) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;

Внимание!
Подпункты "а" и "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 прямо устанавливают порядок определения страны происхождения товаров. Таким образом, заказчик не вправе требовать предоставления каких-либо иных документов кроме декларации.

Штраф!
Нарушение требований к содержанию документации о закупке влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. ;
- на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях , далее - КоАП РФ).
Требование о предоставлении иных документов, подтверждающих страну происхождения товара, кроме декларации может быть квалифицировано как административное правонарушение по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ и повлечь наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. руб. ;
- на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб .

3) о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы или услуги;

4) условие о том, что отсутствие указания (декларирования) страны происхождения товара не является основанием отклонения заявки, которая будет рассматриваться как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

Информация-разъяснение
Например, если участник закупки предлагает к поставке российский товар, но не декларирует страну его происхождения, такому участнику не будет предоставлен приоритет, при этом иные поставщики российских товаров, которые продекларировали страну происхождения, будут иметь приоритет по отношению к такому участнику.

5) порядок определения цены единицы каждого товара, работы или услуги (произведение начальной цены единицы товара, работы или услуги на коэффициент её изменения, определяемый как результат деления цены договора на его начальную (максимальную) цену);

Информация-разъяснение
Подпунктом "д" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 для определения соотношения российских и иностранных товаров, работ, услуг в заявке установлен порядок расчёта цены единицы товара, работы, услуги. Для удобства переведём его в формулу:
Цед. = НМЦед. х К
где:



К = ЦД / НМЦД
где:

Пример (расчёт)
Заказчик проводит закупку письменных столов в количестве 20 штук:
- начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) = 200 000 рублей;
- начальная (максимальная) цена единицы товара = 10 000 рублей.
Участником закупки предложена цена договора 175 000 рублей.
Шаг 1: определим коэффициент изменения НМЦД:
175 000 / 200 000 = 0,875
Шаг 2: рассчитаем цену единицы товара:
10 000 х 0,875 = 8 750

6) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или удостоверяющих личность (для физических лиц);

7) указание в договоре страны происхождения товара на основании сведений из заявки участника закупки;

8) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же условия исполнения договора, как и победитель или следующие после них, в случае уклонения победителя от заключения договора;

9) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров в ходе исполнения договора, за исключением случаев, когда вместо иностранных поставляются российские товары, качества и потребительские свойства которых соответствуют договору.

Внимание!
В закупочную документацию заказчик включает сведения определённые Положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ). Кроме того, п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 прямо установлено, что названные сведения должны быть определены Положением о закупке заказчика.
Таким образом, в целях реализации положений Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 заказчикам необходимо внести изменения в Положение о закупке, определив в нём соответствующий порядок проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договора, а также иные положения.

Таким образом, документация о закупке должна содержать ряд обязательных сведений, которые заказчик обязан предварительно предусмотреть в Положении о закупке.

Реализация приоритета в закупках

Пунктами 2 -4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 установлен различный порядок предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам в зависимости от вида закупочной процедуры:

1) конкурс или иной способ, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, или победителем в котором признаётся лицо, предложившее наиболее низкую цену договора;

2) аукцион или иной способ, при котором определение победителя проводится путём снижения НМЦД.

Часть 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает виды конкурентных закупок:

- (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Вместе с тем заказчик вправе устанавливать иные способы закупок в Положении о закупке, которые будут соответствовать требованиям ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ .

Следовательно, при установлении порядка предоставления приоритета заказчику нужно учитывать вид проводимого способа закупки.

Рассмотрим реализацию приоритета на примере конкурса и аукциона.

Информация-разъяснение
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 приоритет устанавливается с учётом Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г .
На этом основании можно предположить, что приоритет предоставляется и товарам, работам, услугам, происходящим из стран ЕАЭС.
Данное мнение подтверждается:
- Письмом Минэкономразвития России от 21.10.2016 г. N Д28и-2839 ;
- Письмом Минэкономразвития России от 21.10.2016 г. N Д28и-2858 .

Реализация приоритета при проведении конкурса

Оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения российских товаров, работ, услуг, по стоимостным критериям оценок производятся по предложенной в них цене, сниженной на 15% (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925). То есть заказчик обязан:
- снизить на 15% цену заявки, если в ней предложены товары, работы, услуги российского происхождения;
- с 27.07.2019 г. снизить на 30% цену заявки, если в ней предложены товары радиоэлектронной продукции из реестра российской радиоэлектронной продукции (п. 2.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925);

Осуществить оценку и сопоставление заявок с учётом новых сниженных цен.

При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки в заявке.

Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении конкурса на примере.

Пример (расчёт)
Заказчик осуществляет закупку письменных столов путём проведения конкурса, НМЦД составляет 1 млн. рублей. На участие в закупке поданы заявки с предложениями поставки столов на следующих условиях (страна происхождения/цена договора):
Россия - 950 000 рублей;
Швеция - 850 000 рублей;

Заявка с предложением поставки письменных столов российского происхождения содержит наиболее высокую цену договора, соответственно, при обычных условиях по стоимостным критериям ей должно быть присвоено меньшее количество баллов.
Однако с учётом приоритета, заказчик при оценке такой заявки обязан принять в расчёт цену заявки, уменьшенную на 15%.

950 000 - (950 000 х 0,15) = 807 500 рублей
Таким образом, оценка российской заявки по стоимостным критериям должна осуществляться исходя из цены договора 807 500 рублей, благодаря чему такая заявка по стоимостным критериям получит максимальное количество баллов.
При этом если победителем конкурса станет поставщик российских столов, заказчик обязан заключить с ним договор по цене 950 000 рублей.

Реализация приоритета при проведении аукциона

Если заявка победителя содержит предложения иностранных товаров, работ или услуг, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем закупки (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Рассмотрим порядок реализации приоритета при проведении аукциона на примере.

Пример (расчёт)
Заказчик осуществляет закупку письменных столов путём проведения аукциона, НМЦД составляет 1 млн. рублей. Участниками аукциона поданы следующие предложения (страна происхождения/цена договора):
Россия - 950 000 рублей;
Швеция - 850 000 рублей;
Великобритания - 900 000 рублей.
Поставщик шведской мебели предложил наиболее низкую цену договора, что позволяет ему стать победителем закупки. Однако с учётом приоритета российских товаров цена договора должна быть снижена на 15%.

850 000 - (850 000 х 0,15) = 722 500 рублей
Таким образом, договор с победителем будет заключен по цене 722 500 тыс. рублей. При этом если победителем закупки предложены российские товары, работы или услуги, снижение цены не происходит.

С 27.07.2019 г. в случае если заявка победителя содержит предложения о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заказчик заключает договор по цене, сниженной на 30% от предложенной победителем закупки (п. 3.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Если в ходе аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. То есть участники предлагают цену, которую готовы заплатить за заключение договора.

В таком случае цена заключения договора увеличивается на 15%, если победителем предложены иностранные товары, работы или услуги (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

С 27.07.2019 г. в случае если победителем предложена к поставке радиоэлектронная продукция, не включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, цена заключения договора увеличивается на 30% (п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

Рассмотрим порядок реализации приоритета при аукционе "на повышение" на аналогичном примере с закупкой письменных столов.

Пример (расчёт)
Участниками аукциона цена договора снижена до нуля и предложены следующие цены за право заключить договор (страна происхождения/цена):
Россия - 100 000 рублей;
Швеция - 150 000 рублей;
Великобритания - 120 000 рублей.
Поставщиком письменных столов из Швеции предложена наиболее высокая цена за право заключить договор, что делает его победителем закупки. Однако с учётом приоритета российских товаров эта цена должна быть увеличена на 15%.

150 000 + (150 000 х 0,15) = 172 500 рублей
Таким образом, победитель должен будет заплатить за заключение договора 172 500 рублей. При этом если победителем предложены российские товары, работы или услуги, увеличение цены не происходит.

Случаи, в которых приоритет не предоставляется

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 определены случаи, в которых приоритет не предоставляется:

1) закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участником закупки;

Внимание!
Также приоритет не предоставляется, если закупка изначально проводится у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925).

2) в заявке не содержится предложения российских товаров, работ или услуг;

3) в заявке не содержится предложения иностранных товаров, работ, услуг;

Информация-разъяснение
Под случаями, предусмотренными подп. "б" и "в" п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 , следует понимать случаи, когда во всех поданных на участие в закупке заявках содержатся предложения либо только российских товаров, работ, услуг, либо только иностранных.

4) в заявке на участие в конкурсе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет менее 50%;

5) в заявке на участие в аукционе содержится предложение одновременно российских и иностранных товаров, работ, услуг, из которых стоимость российских составляет более 50%.

Например, заказчик осуществляет закупку мебели со следующими условиями:

Товарная позиция

Количество (шт.)

Цена единицы (руб.)

Цена позиции (руб.)

Стол письменный

НМЦД (руб.)

Вариант 1.


Товарная позиция

Страна происхождения

Количество (шт.)

Цена единицы (руб.)

Цена позиции (руб.)

Стол письменный

Цена заявки (руб.)

Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой указана цена единицы каждого товара и, следовательно, известна стоимость каждой товарной позиции.

Пример (расчёт)
Предложенная в заявке цена составляет 360 000 рублей. При этом общая стоимость товаров российского происхождения составляет 240 000 рублей, а иностранных - 120 000 рублей.
1) 240 000 / 360 000 х 100% = 66,6%
2) 120 000 / 360 000 х 100% = 33,3%
Таким образом, доля иностранных товаров в заявке составляет только 33,3%, а российских - 66,6%. Следовательно, при проведении конкурса такая заявка будет оцениваться с учётом снижения цены на 15%, а при проведении аукциона договор по такой заявке будет заключаться без снижения цены.

Вариант 2.

Участником закупки предложена поставка мебели на следующих условиях:

Товарная позиция

Страна происхождения

Количество (шт.)

Цена заявки (руб.)

Стол письменный

Рассчитаем соотношение российских и иностранных товаров в заявке, в которой не указана цена единицы каждого товара.

Пример (расчёт)
В данном случае заказчику необходимо определить цену единицы товара и рассчитать стоимость российских и иностранных товаров в заявке.
Для этого рассчитаем цену единицы товара по формуле, согласно подп. "д" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 и умножим на количество товаров по каждой позиции:
Шаг 1: определим коэффициент изменения НМЦД:
К = ЦД / НМЦД
где:
ЦД - цена договора, предложенная участником;
НМЦД - начальная (максимальная) цена договора.
К = 360 000 / 450 000 = 0,8
Шаг 2: определим цену единицы товара и умножим на количество товаров по каждой позиции:
Цед. = НМЦед. х К
где:
Цед. - цена единицы товара, работы, услуги;
НМЦед. - начальная (максимальная) цена единицы товара, работы, услуги;
К - коэффициент изменения НМЦД.
1) 10 000 х 0,8 х 20 = 160 000 (стоимость письменных столов в заявке);
2) 5 000 х 0,8 х 20 = 80 000 (стоимость стульев в заявке);
3) 15 000 х 0,8 х 10 = 120 000 (стоимость шкафов в заявке).
Таким образом, общая стоимость российских товаров в заявке составляет 160 000 рублей, а иностранных - 200 000 рублей.
Шаг 3: теперь уже известным способом определим долю российских и иностранных товаров в заявке:
1) 160 000 / 360 000 х 100% = 44,4%
2) 200 000 / 360 000 х 100% = 55,5%
Таким образом, доля российских товаров в заявке составляет только 44,4%, а иностранных - 55,5%. Следовательно, при проведении конкурса такая заявка будет оцениваться в общем порядке (без снижения цены на 15%), а при проведении аукциона договор по такой заявке будет заключаться по цене, сниженной на 15%.

В заключение отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. N 925 предусмотрены различные способы предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам, которые зависят от вида закупочной процедуры. Таким образом, заказчикам необходимо для каждой из них в положении о закупке предусмотреть соответствующий порядок предоставления приоритета.
[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.