Что такое тендер. Коммерческие тендеры Проведение закупок по 223 фз

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Информацию о закупках предприятие должно размещать на официальном сайте .

Внимание! Заказчику нужно учитывать, что за нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность, если заказчик:

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в электронной форме, в иной форме (п. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в рамках контрактной системы , в ином порядке (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • нарушает сроки размещения или не размещает информацию о закупке (п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не соблюдает требования к содержанию извещений или документации о закупке (п. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • предъявляет к участникам, товарам или условиям договора требования, которые не указаны в документации о закупке. А также оценивает или сопоставляет заявки по критериям, не указанным в документации (п. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не выполняет предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 7, 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • не предоставляет, несвоевременно предоставляет информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях). А также предоставляет заведомо недостоверную информацию (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Документы, необходимые для закупок

Прежде всего, нужно разместить на официальном сайте:

Эти документы должны быть постоянно размещены на официальном сайте . При этом если предприятие вообще не проводит закупки, то плана закупок может не быть.

Чтобы непосредственно провести закупку, необходимо разместить на официальном сайте информацию о закупке:

  • проект договора;
  • разъяснения документации о закупке (при необходимости). Такие разъяснения могут понадобиться участнику закупки, поэтому предприятию стоит закрепить в положении о закупке порядок и сроки их предоставления;
  • иную информацию, если она предусмотрена положением о закупке (ч. 6 ст. 4 Закона о закупках).

Положение о закупке

Основной внутренний документ, который предприятию необходимо принять, - это положение о закупке. Оно регулирует всю процедуру закупки.

Положение о закупке должно содержать:

  • условия применения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • положения, связанные с обеспечением закупки.

Такое правило установлено в части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Положение о закупке и изменения, которые внесены в него (положение в новой редакции), размещают на официальном сайте в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Руководитель предприятия утверждает положение приказом. В нем можно определить состав комиссии, которая будет проводить закупки.

План закупки

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее года.

Порядок составления плана регламентирует постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Также нужно разместить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона о закупках).

Нужно ли размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, если компания не планирует закупать такую продукцию?

Да, нужно.

Закон прямо не устанавливает такую обязанность, но это следует из его общих положений.

Процедура закупки должна быть гласной и прозрачной (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, закон устанавливает принцип информационной открытости закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как показывает судебная практика, этот принцип нужно трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 Закона № 223-ФЗ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2015 г. № Ф01-597/2015 по делу № А43-8810/2014).

Эта статья устанавливает требования по опубликованию положения о закупке и всех изменений в него, общего плана закупки товаров (работ, услуг), а также плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 1-3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом последний должен оформляться отдельно, а не в составе общего плана закупки. При отсутствии потребности в закупке такой продукции план фактически будет пустым.

Если не разместить его, возможно, это станет основанием для привлечения к ответственности (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Документация о закупке

Документация о закупке должна содержать сведения, которые определены в положении о закупке. В том числе установленные предприятием требования:

  • к качеству товара (работы, услуги);
  • к безопасности товара (работы, услуги);
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работы;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Предприятию необходимо иметь в виду два правила:

  • не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не указанные в документации о закупке, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
  • требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Такие правила установлены в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о закупке

Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (ч. 8 ст. 4 Закона о закупках).

Закон о закупках устанавливает обязательные реквизиты извещения о закупке. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Если закупка проводится посредством конкурса или аукциона, то предприятие использует соответственно извещение о проведении конкурса или аукциона. Непосредственно к такому извещению закон устанавливает обязательное правило - такое извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Если предприятие использует , такой документ может называться просто извещением о закупке, или, например, соответственно, «извещением о проведении запроса предложений», или «извещением о проведении конкурентных переговоров». Извещение размещается на официальном сайте в порядке, который установило для него предприятие в положении о закупке. При этом совершенно не обязательно придерживаться указанного правила о 20 днях, предприятие вправе самостоятельно определить срок его размещения.

Изменения условий закупки

Если предприятие внесло изменения в:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • разъяснения положений такой документации,

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Протоколы

При проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках протоколами могут оформляться различные действия предприятия. Положением о закупке могут быть предусмотрены следующие виды протоколов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке;
  • протокол рассмотрения заявок на участие в закупке;
  • иные протоколы (например, о ходе проведения аукциона);
  • протокол об итогах проведенной закупки и определении победителя.

Кто может быть участником закупки

Участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо

Такое правило установлено в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Способы закупки

Конкурс. Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), не устанавливает подробных правил проведения конкурса, предоставляя возможность предприятию самостоятельно их установить в положении о закупке.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Аукцион. Выигравшим торги на аукционе считается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках). Как и в отношении конкурса, Закон о закупках также не устанавливает подробных правил для аукциона.

Иные способы закупки. Закон о закупках устанавливает важное для предприятия правило о свободе в выборе иных способов закупки, тем самым позволяя ему выбрать для себя наиболее оптимальный, удобный вариант. Предприятие обязано установить в положении о закупке порядок закупки такими способами (в случае если оно намеревается ими пользоваться) (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках). К иным способам закупки относятся: запрос котировок, конкурентные переговоры, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Подробнее см. Как провести закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ: запрос котировок или предложений, конкурентные переговоры, закупки у единственного поставщика) .

Размещение на официальном сайте

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Если доступ на сайт по техническим причинам заблокирован более чем один рабочий день, заказчик размещает информацию на своем сайте. Когда станет возможно разместить информацию на официальном сайте, в течение одного рабочего дня заказчик обязан это сделать (ч. 13 ст. 4 Закона о закупках).

Предприятие дополнительно вправе размещать информацию о закупках на своем собственном сайте (ч. 7 ст. 4 Закона о закупках). При этом размещенные на официальном сайте и на сайте предприятия информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (ч. 14 ст. 4 Закона о закупках).

При размещении информации о закупках на официальном сайте необходимо учитывать требования следующих документов:

  • постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»;
  • приказа от 10 августа 2012 г. Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru )».

Споры с участниками закупки

Закон о закупках предусматривает право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (или бездействие) предприятия при закупке.

Сделать это он вправе, обратившись с жалобой в антимонопольный орган, в следующих случаях:

  • предприятие не разместило на официальном сайте положение о закупке, изменения, внесенные в него, информацию о закупке (извещение, документацию о закупке) или нарушило сроки такого размещения;
  • предприятие предъявило к участникам закупки требования представить документы, которые не были предусмотрены документацией о закупке;
  • предприятие осуществило закупку в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ (который предприятие обязано применять при отсутствии у него положения о закупке).

Кроме того, участник закупки может обжаловать ее в связи с нарушением антимонопольных требований к торгам, установленных в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Например, в случае наличия ограничения доступа к участию в торгах (закупке). Такое ограничение может быть выражено в том, что предприятие не допустило к участию в конкурсных процедурах тех или иных лиц, подавших заявки, ввиду отсутствия у них опыта, специалистов, рейтинга финансовой устойчивости и т. д. Однако если такие требования не препятствовали допуску к участию в закупке (например, в форме конкурса), а являлись критериями оценки участников, то такая закупка признается законной.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании незаконными действий предприятия при проведении открытого конкурса, указав, что включение требований к участнику торгов о наличии опыта, специалистов и других подобных параметров в виде критериев его оценки является законным и обоснованным

Муниципальное унитарное предприятие (далее - Предприятие) на официальном сайте опубликовало извещение о проведении открытого конкурса.

Предприятие признало победителем конкурса ООО «Р.», которое набрало наибольшее количество баллов.

Проигравший участник конкурса ООО «С.» (далее - Общество) посчитало, что конкурсная документация Предприятия содержала необоснованные дискриминационные условия для участников конкурса. К ним Общество относило следующие требования к участникам: «опыт участника по данному виду страхования», «наличие у участника в филиалах и представительствах в г. Вологде специалистов, прошедших обучение по программе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов», «деловая репутация участника», «срок работы на рынке страховых услуг на территории Вологодской области», «представление интересов заказчика в суде и иных органах в случае необходимости защиты интересов заказчика в связи с претензиями пострадавших».

В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Предприятию о признании незаконными его действий при проведении открытого конкурса и его результатов.

Суд учел, что Предприятие является муниципальным, а Закон о закупках применяется к муниципальным унитарным предприятиям по общему правилу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Суд установил, что представительный орган муниципального образования, который являлся учредителем Предприятия, не принимал решения, которое обязывало бы Предприятие применять положения Закона о закупках в более ранний срок, чем с 1 января 2014 года.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, суд применил Закон о закупках, сославшись на то, что Предприятие не отрицало, что организовывало подобный конкурс впервые и при этом использовало положения Закона о закупках.

Суд отказал в иске, указав, что на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в торгах) применение перечисленных Обществом условий, которые оно считало дискриминационными, не допускается. А включение таких условий в виде критериев оценки участников торгов (что и было сделано Предприятием) является законным и обоснованным.

Суд также указал, что выбор из общего числа участников торгов того контрагента, который имеет в наличии более опытных и грамотных специалистов по роду деятельности заключаемого договора, с более высоким рейтингом финансовой устойчивости, не противоречит Закону о закупках. Наличие лицензии не может являться единственным критерием для отбора победителя торгов, поскольку, согласно специфике своей деятельности, все участники торгов должны иметь такую лицензию (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 г. по делу № А13-3870/2012).

Чтобы подать жалобу в ФАС России, необходимо учитывать положения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339.

Кроме того, участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) предприятия при закупке в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках).

Если лицо не подавало заявки на участие в закупке, по общему правилу оно не может ее обжаловать. Однако если при проведении закупки было допущено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, то закупку имеет право обжаловать такое лицо, если его права или законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку отсутствие в извещении об аукционе формы заявки и проекта договора купли-продажи нарушило права потенциальных участников аукциона, создав препятствия для участия в торгах

Комитет по управлению государственным имуществом принял решение о проведении аукциона по продаже земельного участка для проектирования и строительства трехэтажного здания. Организатором аукциона выступило государственное предприятие «А.». Все восемь участников, подавших заявки, были допущены к участию в аукционе. Победителем признано ООО «Р.».

ЗАО «В.» заявку на участие в аукционе не подавало, однако обратилось в УФАС по Кемеровской области с жалобой о нарушении своих прав и законных интересов. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и вынес предписание об аннулировании торгов.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, организатор аукциона обратился в суд.

Суд в иске отказал, указав следующее. В извещении об аукционе отсутствовали форма заявки и проект договора купли-продажи земельного участка. Значит, потенциальные участники аукциона, в том числе и ЗАО «В.», не могли получить полную информацию о нем. Это нарушило их права и законные интересы, поскольку препятствовало участию в аукционе.

Вопреки доводам организатора аукциона, ЗАО «В.» имело право обжаловать аукцион, хотя и не подавало заявку на участие. Ведь по смыслу части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» таким правом наделены не только лица, подавшие заявку на участие в аукционе, но и иные лица, чьи права и законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2014 г. по делу № А27-13853/2013).

Отчетность предприятия о проведенных закупках

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг в целом;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона о закупках.

Реестр недобросовестных поставщиков

На официальном сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр). В него включаются сведения:

  • об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;
  • о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Включение или содержание таких сведений в реестре может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Такое правило установлено в части 6 статьи 5 Закона о закупках.

Пример из практики: суд отменил решение УФАС о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не счел общество уклонившимся от подписания договора

МУП «В.» на специализированном сайте разместило извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку.

ООО «Ц.» направило заявку на участие и было признано победителем запроса котировок.

МУП «В.» предоставило победителю проект договора для подписания. Однако ООО «Ц.» договор не подписало, протокол разногласий к договору не предоставило. После этого МУП «В.» сочло ООО «Ц.» уклонившимся от подписания договора и обратилось в УФАС.

Антимонопольный орган, рассмотрев предоставленные материалы, вынес решение о включении ООО «Ц.» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Ц.» обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего. 2 декабря 2014 г. МУП «В.» по электронной почте направило ООО «Ц.» скан-копию договора на поставку. Однако протокол о подведении итогов запроса котировок составлен 3 декабря 2014 г. Согласно требованиям котировочной документации 13 декабря 2014 г. МУП «В.» направило проект договора на поставку посредством почтовой связи. ООО «Ц.» проект договора получило 24 декабря 2014 г. и должно было его подписать в течение 5 дней. Однако МУП «В.» уже 18 декабря 2014 г. направило сведения об ООО «Ц.» в антимонопольный орган, то есть до истечения срока подписания договора.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика. В данном случае недобросовестное поведение поставщика отсутствовало. Значит, у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «Ц.» в реестр (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. № 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015).

Перечень сведений, которые включаются в реестр, порядок их направления, порядок ведения реестра установлен в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Сведения, содержащиеся в реестре, по истечении двух лет со дня их внесения в него исключаются (ч. 5 ст. 5 Закона о закупках).

В каких случаях Закон о закупках не применяется

Не проводится в порядке, установленном Законом о закупках, в том числе не подлежит размещению на официальном сайте, закупка:

  • которая содержит государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;
  • по которой Правительство РФ приняло решение не размещать ее на официальном сайте;
  • которая является закупкой товаров, работ или услуг, которые входят в перечни и (или) группы товаров, работ или услуг, сведения о закупке которых в соответствии решением Правительства РФ не подлежат размещению на официальном сайте.

Кроме того, предприятие вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает:

  • 100 000 руб.;
  • 500 000 руб. (в случае если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).

Такие исключения установлены в части 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закон о закупках не применяется также в том случае, когда предприятие не разместило на официальном сайте утвержденное положение о закупке. В таком случае предприятие при закупке обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. Такое правило установлено в части 4 статьи 8 Закона о закупках.

Необходимо иметь в виду, что Закон о закупках не распространяет свое действие на отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  • осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности;

Такое правило установлено в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

С чего начинать подготовку к закупке, кто ваш заказчик, как подавать заявку, как лучше искать закупки, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки? Рассмотрим эти вопросы.

Тем, кто впервые участвует в закупках, мы подскажем, с чего начинать подготовку, кто ваш заказчик, как подавать заявку, что может помочь лучше искать закупки, что собой представляет финансовое обеспечение, и что делать после того, как закупка завершена.

Закупка: что это такое?

Компании, которые полностью либо частично являются государственными, организуют проведение конкурсов на закупку товаров (услуг, работ). Закупки есть практически в любой сфере и в любом из регионов. Деньги на них закладываются в бюджет, а для СМП действуют квоты. Это неплохая возможность по расширению бизнеса.

Заказчик проводит размещение закупок различными способами: все зависит от метода отбора поставщика. К числу наиболее популярных способов можно отнести конкурс, электронный аукцион и запрос котировок. Закупка является одной из форм размещения заказа, связанного с поставкой товаров (услуг). Заказчик проводит ее при помощи конкурентных либо неконкурентных методов отбора поставщиков.

Государственные закупки по Закону № 44 , проводимые муниципальными и государственными организациями. Заказчиком публикуется план закупок, который позволяет поставщику заранее планировать свою деятельность. После того как опубликовано извещение о закупке либо заказчиком отправлено приглашение к участию, поставщиком подается заявка. Победитель определяется заказчиком. После исполнения всех обязательств и перечисления заказчиком денежных средств поставщику закупка считается завершенной.

Государственные закупки по Закону №223 , которые проводят:

  • естественные монополии, включая РЖД, нефтяные и газовые компании;
  • компании с долей госучастия от 50 процентов, их «дочки», «внучки»;
  • организации, виды деятельности которых регулируются (например, водоснабжение, энергетика);
  • бюджетные организации, осуществляющие закупки за счет собственных денег, грантов и средств субподряда.

Процесс проведения таких закупок аналогичен закупкам, проводимым по Закону № 44, однако каждая организация может определять собственные методы отбора, устанавливать сроки, а также выбирать способ проведения закупок.

Коммерческие закупки проводят коммерческие организации. Правила их проведения, а также требования к поставкам определяются заказчиками самостоятельно.

Аукционы и конкурсы проводят в соответствии с ГК РФ. Начинать участвовать в государственных закупках проще по Закону № 44: государственными организациями чаще проводятся конкурентные процедуры, к числу которых относятся конкурсы, аукционы, запросы котировок.

В соответствии с Законом № 223, большая часть закупок проводится у единственного поставщика, то есть закупка осуществляется у подрядчика, выбранного заказчиком самостоятельно. Количество подобных закупок уменьшается: в 2014 г. – 48,2%, в 2015 г. – 40,4%.

Как и где искать закупки?

Публикация закупок по Закону № 44-ФЗ обязательно проводится на ресурсе zakupki.gov.ru. Электронные процедуры при этом дублируются на федеральных площадках. Закупки по Закону № 223 также публикуются на zakupki.gov.ru и на площадках, соответствующих требованиям заказчика. Заказчик имеет право не публиковать информацию на zakupki.gov.ru только в следующих случаях:

  • при цене закупки не более 100 тыс. рублей;
  • при цене закупки не более 500 тыс. рублей и годовом обороте заказчика больше 5 млрд. рублей.

Перед участием в закупках надо проверить, что ваши товары (услуги) являются востребованными в регионе. Найти закупки можно по ОКПД, отрасли либо по ключевым словам, а также посмотреть, насколько много было закупок, кто выступает основными заказчиками, как они размещаются и кто конкуренты.

Чтобы найти нужные закупки, исключив лишнее, важна правильная настройка запроса, При поиске возможно использование ключевых слов, указание ОКПД, отрасли или региона. Для оптимизации поиска есть возможность сохранить регулярный запрос в качестве шаблона и подписаться по нему на новые закупки. Подробнее о поиске узнайте в Контур. Закупках.

Находите скрытые закупки: некоторые из заказчиков делают попытки ограничения круга участников, однако эти преграды надо учиться обходить. Подробнее об этом – в статьях, где рассматриваются серые схемы и некопируемая документация.

Проводите поиск планов-графиков: они содержат информацию, на какой месяц заказчиком запланированы интересующие вас закупки.

Извещение о закупке: состав

Извещение о закупке – это документ, который объявляет о начале проведения процедуры отбора поставщика. К извещению об открытых процедурах имеют доступ все участники, а само извещение отправляется участникам, но не размещается в СМИ. У извещения о закупке имеется определенная структура. Коммерческие организации могут не заполнять все поля, ориентируясь на форму извещения. По Законам № 44 и № 223 заказчикам нужно отображать всю информацию, которая даст возможность поставщику определить, подходит ли ему закупка.

По Законам № 44 и № 223 в извещении заказчиками должна указываться следующая информация:

  • сведения о заказчике, а также его контактные данные;
  • название закупки;
  • НМЦ (начальная максимальная цена госконтракта), то есть, ее предельное значение, которое обосновано с использованием реестра контрактов, статистической отчетности, информации с сайта zakupki.gov.ru, сведений о ценах производителей и результатов исследования рынка.

Обеспечение заявки является требованием о внесении денежных средств, сумму которого устанавливает уполномоченный орган или заказчик. Это своеобразная страховка при возможном отказе победителя закупки от подписания контракта (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Обеспечение исполнения контракта является денежным обязательством, предоставляемым победителем закупки при заключении госконтракта. Его вносят для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно выполнит или не выполнит обязательства (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Преимущества в сфере государственных закупок могут предоставляться СМП, российским поставщикам, продукции, произведенной в РФ, обществам инвалидов, организациям уголовно-исправительной системы.

Адрес ЭТП необходим для проведения электронных торговых процедур.

К извещению заказчиками прикладывается документация со спецификацией или техническим заданием, проект контракта, форма заявки (при необходимости), обоснование закупки и НМЦ.

Закупка может включать один или несколько лотов. В каждом из них указывается заказчик, название, НМЦ, требования, предъявляемые к обеспечению, объекты лота, а также место и время поставки. Участие в закупке, где есть несколько лотов, требует подачи отдельной заявки на каждый лот.

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

  • Поиск закупок

    Сервис Контур.Закупки ищет и уведомляет о новых закупках по вашей теме, а также помогает отслеживать изменения и анализировать результаты торгов.

  • Основные ошибки участников госзакупок

    Участники госзакупок продолжают совершать типичные ошибки. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки участников государственных закупок, на которые стоит обратить внимание.

Как подается заявка на участие?

Когда интересная закупка найдена, нужно посмотреть, в электронном виде или бумажном она будет проводиться. В бумажном виде заявки на конкурс либо котировку можно доставлять почтой или лично. Чтобы участвовать в электронном аукционе, необходимо подать заявку в электронной форме на ту ЭТП, где проводится закупка.

Для участия в торгах на ЭТП необходимо:

  • получить ЭП (выдается любым аккредитованным удостоверяющим центром);
  • пройти аккредитацию на конкретной торговой площадке (правила каждой ЭТП немного отличаются, поэтому перед подачей документов стоит их внимательно прочитать).

Следуйте требованиям заказчика

Характеристики товаров, а также требования к поставщикам прописаны в документации к закупке. Стоит посмотреть, указана цена товара с НДС либо без этого налога, измерения указаны в миллиметрах или сантиметрах. Чтобы не отправить заявку в другое время или по старой документации, нужно отслеживать изменения в документации и контролировать сроки подачи заявок. После размещения закупки заказчики могут вносить в нее изменения. При сохранении закупки в избранном вы будете узнавать о происшедших изменениях автоматически в Контур.Закупках.

Заявка может быть отклонена заказчиком по причине того, что предоставлена недостоверная информация или документы идут в ней не по порядку. Предусмотрите время на проведение дополнительных процедур. Так, при отправлении пакета документов почтой отведите время на их доставку. Приняв решение участвовать в торгах, стоит заранее получить сертификат ЭП.

При несоответствии документации установленным законом требованиям или необоснованном отклонении заказчиком вашей заявки вы имеете право подавать заказчику запросы на разъяснения либо жаловаться в антимонопольную службу.

Если заявка отклонена заказчиком, не удается пройти аккредитацию либо попалась сложная закупка, нужно обратиться к специалистам, осуществляющим сопровождение закупок.

Результаты торгов

Победитель торгов должен подписать контракт в установленный срок: на ЭТП (при электронном аукционе) либо на бумаге. Участникам торгов стоит изучить их результаты по протоколу закупки, а именно:

  • количество участников и цены, которые они предлагали;
  • насколько снизилась цена (в процентах);
  • кто был признан победителем.

Узнайте у победителя, насколько часто он побеждает в закупках этого заказчика, конкурентна ли предлагаемая им цена, возможен ли сговор. При наличии подозрений не стоит больше терять время на закупки этого заказчика.

При проведении анализа закупок по итогам конкурса можно понять причины проигрыша, узнать, чего вам не хватает: лицензий, квалифицированных кадров, опыта. Это поможет провести корректировку стратегии при участии в следующих торгах.

В течение десяти дней после того как объявят победителя, все участники имеют возможность обжаловать итоги тендера в ФАС. Если выявят серьезные нарушения, то результаты закупки будут отменены.


Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

75 772 просмотра

В статье расскажем о том, что делать начинающему заказчику, чтобы начать закупочную деятельность, как составить положение о закупках, какие правила и сроки учесть, а также о том, как поставщику подготовиться к первой закупке.

Закупки по 223-ФЗ простым языком для новичков

Начинающим заказчикам полезно знать, кто подпадает под действие 223-ФЗ. Об этом сказано в ст. 1 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сюда относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д., автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50%. Кроме того, в числе заказчиков - дочерние общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит также руководствуются бюджетные учреждения и унитарные предприятия, но при условии, что они опубликовали в ЕИС положение о закупках. Правило действует для закупочных процедур:

  • за счет грантов и субсидий;
  • за счет собственного дохода;
  • в которых БУ выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для выполнения своих обязательств.

Кроме перечисленных юрлиц под действие 223-ФЗ подпадают федеральные унитарные предприятия, которые имеют существенное значение для обороноспособности и безопасности государства. Порядок проведения закупок заказчики устанавливают в своем положении. Закон 223-ФЗ регламентирует:

  • общие правила конкурентных закупок;
  • алгоритм проведения электронных процедур;
  • требования к закрытым закупкам;
  • требования к закупкам у едпоставщика;
  • ведение реестров договоров, недобросовестных поставщиков;
  • ведомственный контроль за деятельностью заказчиков и прочие моменты.

Документация для конкурентных закупок: что поменять в сроках, терминах и требованиях,

С чего начать

Рассмотрим план действий для начинающих заказчиков по 223-ФЗ. Необходимо последовательно пройти следующие этапы:

    1. получить электронную цифровую подпись;
    2. зарегистрироваться на официальном сайте госзакупок (ЕИС);
    3. пройти базовое обучение по ЕИС или изучить базу знаний самостоятельно;
    4. разработать и разместить положение о закупках;
    5. составить план закупок;
    6. пройти обучение закупкам по 223-ФЗ для чайников. Это можно сделать в Высшей школе госзакупок

В положении о закупках укажите:

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС,

В 223-ФЗ указаны способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Но заказчики могут использовать и другие, если включат их в положения. При этом стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения, МУПы, ГУПы, а также дочерние компании заказчиков должны применять типовые положения. Типовое положение о закупке по 223-ФЗ должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  • порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  • способы закупок и условия их применения;
  • срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Еще один момент, о котором нужно знать начинающему заказчику: перед началом закупки необходимо создать комиссию. Делать это заказчиков обязали с 2018 года. Чем занимаются члены комиссии:

  • участвуют в подготовке извещения и документации;
  • проверяют поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечают на запросы разъяснений документации;
  • привлекают экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимают решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проводят переговоры с участниками;
  • выбирают победителя;
  • принимают решения об отказе от процедуры и т.д.

Комиссия должна состоять минимум из 5 членов. Рекомендуется включать в состав специалистов, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. Создать комиссию поможет рекомендация системы Госзаказ с примерами из практики заказчиков и шаблонами документов.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Документ

Срок размещения в ЕИС

Положение

15 дней с момента утверждения

Изменения в положение

15 дней с даты утверждения

Извещение

20 дней до конца срока подачи заявок

Изменения в извещение

Закупочная документация

Одновременно с извещением

Разъяснения

3 дня с даты получения запроса

Протоколы

Договор после подписания

Изменения в договор

Отчетность

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

Что изменилось для заказчиков по 223-ФЗ в 2019 году

Читайте в статье, что нового появилось в законе о закупках отдельными юрлицами и как работать по новым правилам.

Как работать на тендерах с особыми условиями. 12 интересных способов закупок по 223-ФЗ

Существуют «классические» понятные конкурсы и аукционы, но иногда можно встретить довольно экзотические наименования, типа «комплексная закупка» или «консолидированный отбор». Но не пугайтесь. Заказчик действительно имеет право предусмотреть в положении о закупке иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки любым способом - то есть как именно он проводит ее.

Просто о сложном для начинающих поставщиков по 223-ФЗ

Что делать начинающему поставщику, чтобы начать участвовать в закупках? Как и заказчикам, рекомендуем пройти базовое обучение по закупочным процедурам 223 закона, чтобы иметь представление об их правилах, типах, о порядке подачи и критериях оценки заявок и др.

Необходимо получить электронную цифровую подпись, настроить рабочее место и приступать к поиску процедур. Большинство закупок проводятся в электронной форме. Чтобы в них участвовать, необходимо получить аккредитацию на той площадке, на которой проводится закупка. Об этом можно прочитать в извещении.

Изменениями 2019 года

Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок - это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.

В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Указывать товарный знак и страну производства в документации заказчикам запретили. Считается, что это ограничивает конкуренцию. Если указываете ТЗ, не забудьте приписать «или эквивалент». Эту фразу можно использовать в следующих случаях:

  • товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
  • закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки;
  • закупаются товары для исполнения госконтракта;
  • условие о товарном знаке предусмотрено международным договором, в рамках которого проводится закупка.

Важно, что разрабатывать документацию заказчики должны ко всем закупкам за исключением запроса котировок. По новым требованиям необходимо указывать цену договора или ее формулу, а также требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимые для участия документов.

Вложенные файлы

  • Руководство пользователя 223-ФЗ в ЕИС.pdf