Л. Н

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы :

  • технические;
  • естественные;
  • гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

Существенное влияние государства и права на вес стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе. Экономическая теория исследует влияние этих явлений на сферу экономики, так как стихийно развивающаяся экономика может принести обществу величайший вред. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду и т. п.

Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека. В свою очередь, теория государства и права становится своеобразной математикой для гуманитарных наук. С помощью точных конструкций она передает свои выводы о закономерностях развития государственно- правовых явлений для использования другими гуманитарными науками.

Следовательно, теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с , и т. д. В частности, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается обшей методологией познания государственно-правовой действительности. В то же время, теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

  • теория государства и права;
  • историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);
  • отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другое право);
  • прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т. п.).

Место теории государства и права в системе юридических наук обусловлено ее взаимодействием с каждым из видов этих наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно- правовых форм в хронологическом порядке (т. е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т. и. (т. е. применяет преимущественно логический метод).

Если историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений) изучают государство и право в строгой хронологической последовательности, учитывая различного рода случайности, а также парадоксы прошлого и настоящего в развитии конкретных государственно-правовых явлений и исторических процессов, то теория, обобщая все богатство исторического опыта, освобождаясь от всего конкретного и случайного, на основе прошлого определяет общие закономерности настоящего и перспективы будущего государственно-правового функционирования общества. При этом исторические сведения могут стать частью теоретического исследования, способствуя получению нового теоретического знания. Это становится возможным, когда они используются для обоснования и подтверждения теоретических положений или когда на их основе устанавливаются источники и движущие силы развития политико-правовых явлений, периодизация их функционирования.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т. д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Отраслевые юридические науки (уголовное, гражданское, трудовое право и т. п.) имеют предмет исследования, ограниченный во времени (только действующее законодательство) и в пространстве (только определенная разновидность регулируемых отношений), и изучают специфические закономерности отдельных, конкретных государственно-правовых явлений. Теория же, обобщая отраслевые юридические знания и устанавливая системные связи между юридическими явлениями и процессами, определяет общие закономерности их развития, а на этой основе вырабатывает логически завершенную систему базовых категорий, аккумулирующих новые знания о природе этих явлений (теория правонарушения создана на основе системного исследования преступлений, гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных проступков и т. д.).

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мерс является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

  • гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);
  • политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);
  • теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Связь теории государства и права с неюридическими гуманитарными дисциплинами

Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в получении и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

В зависимости от объекта исследования все науки подразделяются на естественные (технические) и гуманитарные (общественные) (рис. 1).

Рис. 1. Виды наук

Как уже отмечалось, теория государства и права является далеко не единственной наукой, объектом исследования которой являются право и государство. Изучением последних занимаются различные дисциплины, важное место среди которых занимают философия, политология, экономика, социология. Связь теории права и государства с различными общественными науками носит двусторонний характер. Этот вывод следует из фундаментального принципа единства и взаимосвязи научного знания.

Взаимосвязь теории государства и права и философии

— это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Существует весьма глубокая и многогранная связь между теорией государства и права и философией, которая прослеживается по разным направлениям.

1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.

Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «сущность», «явление», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др.

2. Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

  • переход количественных изменений в качественные;
  • закон единства и борьбы противоположностей;
  • закон отрицания отрицания.

3. Большое значение для теории государства и права представляет философский мировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований. Это в полной мере относится к исследователям теории государства и права.

Взаимосвязь теории государства и права и политологии

— это наука о политике, средствах достижения и осуществления государственной власти. Теория государства и права и политология связаны прежде всего тем, что объектом обеих наук является государство. Разница в подходах к объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества.

Используя данные политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления под углом зрения их места и роли в политической системе. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата не только «изнутри», но и «извне» — со стороны его связей с политической системой общества и с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, профсоюзы и т. п.

Политология также использует данные теории права и государства. Так, в процессе проведения исследований политологи широко используют наряду с собственным политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами теории права и государства (например, по вопросам понятия государства, государствен ного аппарата).

Взаимосвязь теории государства и права с экономическими науками

Экономические науки занимаются изучением различных способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, проблем труда и заработной платы и т. д. К ним, в частности, относятся политическая экономия (теория экономики), история экономической мысли, экономическая статистика, экономика отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит.

Теория государства и права неразрывно связана с ними, ибо от того, как решаются экономические проблемы, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним — государства и права. Между соответствующими параметрами экономики и уровнем развития и состоянием государства и права существует тесная связь и взаимообусловленность.

Таким образом, экономика, а вместе с ней экономические науки влияют на государство и право, а следовательно, и на юридические науки. В свою очередь, последние оказывают значительное влияние на экономические науки. Это в полной мере относится и к теории государства и права.

Взаимосвязь теории государства и права и социологии

Занимается изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп.

Теория государства и права опирается в своем развитии и на общую социологическую теорию, изучающую закономерности функционирования всего общества, и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.

Теоретики права и государства широко используют конкретные социологические исследования жизнедеятельности государственно- правовых институтов. Помимо научной важности они имеют определенную практическую значимость. Данные социологических исследований позволяют успешно решать, например, проблемы развития формы государства, совершенствования законодательства.

Место теории государства и права в системе юридических наук

В зависимости от предмета исследования все юридические науки можно разделить на три основные группы:

  • историко- и теоретико-правовые;
  • отраслевые;
  • специальные (прикладные).

Взаимосвязь теории государства и права и историко-правовых наук

К историко-правовым наукам относятся:

  • история государства и права — изучает возникновение, развитие и функционирование конкретных государственных и правовых институтов;
  • история правовых учений — изучает процесс возникновения и развития различных правовых взглядов и течений о государстве и праве.

В отличие от историко-правовых наук теория государства и права отражает исторический процесс в абстрактной форме, свободной от «исторических случайностей». Но при выявлении сущности, общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма теории государства и права невозможно обойтись без исторического материала. С другой стороны, историко-правовые науки в процессе познания тех или иных исторических явлений и событий используют категории, выводы и обобщения, сделанные теорией государства и права.

Взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами

По отношению к ним теория государства и права выступает в качестве своеобразной синтезирующей и обобщающей науки. Обобщающий и синтезирующий характер науки теории государства и права проявляется в том, что:

  • во-первых , теория государства и права имеет дело со всей государственно-правовой материей. Отраслевые юридические науки изучают определенные фрагменты государственно-правового поля;
  • во-вторых , она вырабатывает общие для всех юридических наук категории. В этой связи следует отметить, что понятийный аппарат правовой науки крайне сложен, формализован. Многие из употребляемых определений вызывают недоумение с точки зрения обычных житейских представлений. Даже у специалистов возникают жаркие споры о содержании тех или иных определений.

Французский философ Декарт писал: «Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений». Вольтер предупреждал: «Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах».

Теория государства и права берет на себя функцию выработки наиболее общих понятий. Последние, как правило, служат базой для выработки менее общих, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.

В качестве примера можно сослаться на такие категории, которые вырабатываются теорией государства и права, как «норма права», «правоотношение», «правонарушение», «правотворчество». Они конкретизируются и детализируются соответствующими отраслевыми юридическими дисциплинами;

  • в-третьих , теория государства и права разрабатывает мировоззренческие основы юридических наук. Исследователи отраслевых юридических наук опираются на ту или иную юридическую школу, которые в обобщенном виде представлены в теории государства и права;
  • в-четвертых , теория государства и права разрабатывает общие для всех юридических наук и дисциплин принципы и методы научного познания. Основываясь на них, отраслевые юридические науки вырабатывают свои отраслевые принципы и методы познания.

Теория государства и права не только оказывает влияние на отраслевые юридические науки, но и, в свою очередь, подвергается определенному влиянию с их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала, который используется теорией государства и права.

Со специальными (прикладными) науками (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, правовая статистика) теория государства и права также взаимосвязана. Однако ее взаимодействие со специальными науками носит менее значимый характер.

Особо следует сказать о соотношении теории государства и права и философии права. Философия права согласно сложившемуся о ней представлению имеет дело в основном с процессом познания. Предмет философии права, отмечает Д.А. Керимов, можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия.

Следует отметить, что среди исследователей нет единства по вопросу о соотношении философии права и юридических наук. Многие философы не причисляли философию права к юридической науке. К ним относился и великий Гегель, считавший философию права частью филосовской науки. Г.Ф. Шершеневич отмечал в связи с этим, что философы хотят навязать правоведению свои представления, построенные вне всякого соприкосновения с данными действительной государственной и правовой жизни.

Точка зрения Шершеневича об отношении философии права к юридическим дисциплинам признается многими юристами. Более того, некоторыми авторами она считается мировоззренческой базой юридической науки. В этом случае связь теории государства и права с философией права выражается в близости предметов их изучения, в сходстве методов исследования.

В XXI веке роль юриспруденции всё больше возрастает, потому что право касается практически всех отраслей общественной жизни. Этот факт во многом является позитивным, потому что посредством юридического регулирования государство осуществляет контроль не только за обществом в целом, но и отдельными гражданами. Однако следует отметить тот факт, что для современной практической юриспруденции большое значение играют теоретические наработки в правовой области. Благодаря им юристы-практики имеют возможность намного шире и эффективнее применять нормы права в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, теоретики права постоянно усовершенствуют сам механизм применения юриспруденции. Государственный механизм во многом выигрывает от высокой роли права. Благодаря высокой степени законности центральная власть оперативнее и намного точнее регулирует все происходящие в стране процессы. Большое количество теоретических знаний сформировало со временем науку, которая является фундаментальной в процессе подготовки профессиональных юристов.

Теория государства и права - понятие

Общая теория государства и права - это во многих юридических школах. По сути, эта научная отрасль образовалась вследствие накопления большого количества теорий и тенденций, которые связаны с развитием функционирования государственного механизма, права, постоянного взаимодействия этих элементов. Помимо этого, благодаря (далее - ТГП), формируются все остальные отрасли. Таким образом, ТГП - это «исходный материал», из которого «рождаются» известные на сегодняшний день функциональные и научные отрасли правовой науки. Что касается исследований в данной отрасли, то они проводятся с ориентацией на современные формы государственности и правового механизма с учётом всех особенностей исторической эпохи. Благодаря ТГП можно выработать перспективные пути развития любой правовой отрасли.

Необходимо отметить советские корни такой дисциплины, как теория государства и права. Наука была сформирована во времена существования СССР и её традиционных юридических школ путём объединения концепций, выработанных в смежных научных отраслях. По большей части ТГП - это дисциплина, которая была создана для наработки теоретических знаний у будущих юристов-практиков. В странах Европы и Запада она не изучается. Концепции данной науки представлены другими отраслями. Этот факт не удивителен, ведь предмет теории государства и права содержит различные научные знания, а именно теорию о государстве (форма государственного устройства, причины возникновения государства, типы режимов и т.п.) и теорию права (структура и понятие правовых норм, источники права, юридическая ответственность и толкование права и т.п.). Интерес к предмету этой науки возрастает всё больше с каждым годом, так как он во многом расширил доктринальное изучение роли как права, так и государства.

Предмет теории государства и права

Как и в большей части других правовых наук, подход к объяснению предмета ТГП содержит множество споров, потому что учёные выдвигают исключительные теории по поводу данной категории. Плюс ко всему, ТГП имеет свою специфику, о которой пойдёт речь далее в статье. Что касается стандартных положений предмета этой правовой науки, то он включает в себя целый ряд аспектов, что свидетельствует о его многогранности. Например, целью изучения ТГП по праву называются:

1) Взаимосвязь государства и права как отдельных и самостоятельных элементов, по большей части сформированных обществом.

2) Механизм возникновения, становления и развития права и государства.

3) Формы, черты, особенности и специфические аспекты государства и права.

5) Правосознание, правореализация, режим законности и конституции.

7) Режим правопорядка.

8) Ответственность.

Учитывая перечисленные структурные элементы предмета государства и права, можно выделить особенности функций, методов и значения данной науки на сегодняшний день. Однако прежде нужно учесть специфические аспекты предмета ТГП.

Специфика предмета теории государства и права

Следует понимать, что предмет теории государства и праваявляется не просто системным понятием, но ещё и динамическим, как и его отдельные составляющие.

Этот специфический аспект прослеживается в постоянно эволюции теорий и концепций, которые используются в научной отрасли. Например, в трудах советских теоретиков государства и права уделялось большое внимание исследованию диктатуры пролетариата, общественного государства и блага. Совершенно иные аспекты застрагиваются в трудах учёных современности, которые стали уделять больше внимания таким концепциям, как социальное, доминирующая роль права как основного источника правопорядка и прочее. Таким образом, историческая эпоха во многом влияет на догматическое восприятие одних и тех же категорий под разным углом, ведь все научные труды пишутся учёными, людьми. С учётом постоянных перемен не только в обществе, но и в сознании каждого, совершенно не удивляет изменение в видении одних и тех же теоретических аспектов государства и права.

Методология ТГП

Предмет и метод ТГП - это понятия, неразрывно связанные между собой. Последний формируется под влиянием объекта изучения. Методы ТГП можно условно представить в едином механизме, имя которого «методология». Этим термином обозначается совокупность приёмов, способов, различных средств, которые помогают изучать предмет науки ТГП. Методы ТГП используются не только в процессе выработки новых концепций и усовершенствования уже имеющихся, но ещё и в области дисциплины теории государства и права. Следует заметить, что каждый метод по-своему уникален и интересен, но ни один из них не может самостоятельно ответить абсолютно на все возникающие вопросы, когда человек изучает столь важные и сложные категории, как государство и право. Таким образом, возникает методология - система методов, дополняющих друг друга.

Группы методов

Учёные на сегодняшний день обособляют наиболее однородные методы ТГП в группы. Такой подход помогает учитывать степень важности и эффективности того или иного способа изучения, конкретных теоретических вопросов. Существует три основных группы методов, а именно:

Общенаучные (в группу вошли методы, которые встречаются не только в науке государства и права, но и других отраслях, не обязательно юридических).

Частнонаучные (методы, которые довольно часто используются в смежных юридических и смежных праву отраслях).

Специальные (группа исключительно правовых методов, играющих первостепенную роль для развития юриспруденции).

Чтобы понять, как действуют представленные группы, нужно рассмотреть их в отдельности.

Общенаучные методы ТГП

Общенаучные методы используются не только в науке теории государства и права. Как правило, их также применяют в некоторых дисциплинах и других научных областях для получения определённой информации. Система методов ТГП общенаучной направленности - это первая ступень изучения, вследствие которой можно выделить наиболее явные факты. Тем не менее при помощи общенаучной методологии достаточно сложно получить конкретизированные данные о тех или иных правовых и государственных процессах, хотя это вполне возможно. К общенаучным методам причисляют:

Индукцию;

Дедукцию;

Анализ и абстрагирование;

Моделирование;

Конкретизацию и сравнение.

Суть этих методов в том, что они создают «пищу для размышлений». Другими словами, при помощи общенаучных приёмов и способов создаётся «каркас» будущих теорий и концепций в области ТГП. Многие специальные виды методов могут включать в себя несколько общенаучных, тем самым создавая совершенно новый способ изучения какого-либо вопроса.

Система частнонаучных методов

Частнонаучные методы используются в тех случаях, когда необходимо изучить какое-либо явление, находящееся в «пределах» сразу нескольких наук. Проще говоря, частнонаучные методы - это способы изучения, заимствованные из разных дисциплин. Они помогают увидеть более конкретную картину действия изучаемой категории посредством влияния на неё некоторых определённых факторов. Таким образом, выделяют следующие методы:

Структурно-функциональный. Данный способ изучения во многом помогает увидеть не просто научное знание, но и понять его роль в правовом или же государственном механизме. Помимо этого, определяется также роль, каждого элемента.

Системный метод во многом похож на тот, который описан выше. Он также показывает механизм, только внимание акцентируется не на отдельных элементах и их роли, а на действии всей системы. Таким образом, можно увидеть, как влияет на предмет изучения комплекс факторов.

С помощью социологического метода можно увидеть роль и функциональность правовых, а также государственных институтов в обществе. Также этот метод является комплексным, потому что включает в себя ещё ряд интересных способов изучения: наблюдение, опрос и моделирование.

Психологический метод по большей части изучает правовое поведение индивидов и социальных масс.

Наиболее весомую роль играет исторический метод. С его помощью можно сравнить существующие теории, а также увидеть процесс их развития, дабы в будущем не повторять уже полученный когда-то опыт. Другими словами, исторический метод - это способ изучения закономерностей развития государства и права.

Какую роль играют специальные методы?

Науки ТГПявляются ключевыми. Именно с их помощью сегодня можно говорить о существовании теории государства и права как вполне самостоятельной научно-правовой отрасли. Специальные методы ТГП - это совокупность приёмов и способов, которыми изучаются исключительно правовые и государственные факторы. Многие учёные считают, что ряд специальных приёмов и способов возник вследствие работы юристов-практиков, которые постоянно повышают уровень своих знаний, так как жизнь не стоит на месте.

Специальные методы теории государства и права

К специальным методам можно отнести следующие:

Формально-юридический. Для многих юридических наук этот метод «классический». С его помощью вырабатываются, классифицируют, трактуются новые научные понятия, возникающие в современной юридической науке.

Сравнительно-правовой метод - это способ увидеть перспективы и недостатки правовой системы, механизма юридической ответственности, правового режима, свойства права путём сравнения с аналогичными институтами и процессами, которых сегодня очень много в мире.

Представленные два метода являются наиболее традиционными. Существуют и другие специальные способы, например конкретизация, толкование, единая иерархия нормативных актов и т.п. Тот факт, что предмет и метод ТГП неразрывно связаны между собой, очень часто пораждает совершенно новые, инновационные по своей сути методологические приемы.

Что такое функции ТГП?

В процессе изучения представленной в статье науки складывается впечатление, что функции теории государства и права попросту не существуют, потому что наука во многом является исключительно догматической и не имеет никакой связи с практическим правовым полисом в государстве. Тем не менее подобные выводы не отвечают действительности, потому что функции у этой науки всё-таки есть. Наука является фундаментальной, поэтому выработанные концепции во многом влияют на существующие правовые отрасли.

ТГП - функции

На современном этапе развития науки выделяют следующие функции теории государства и права, а именно:

1) Онотологическая. ТГП даёт ответы на такие вопросы о том, что такое право и государства, и какова суть данных категорий.

2) Гносеологическая функция состоит в разработке новых научных концепций и теорий.

3) Эвристическая - открытие новых перспективных путей развития ТГП.

4) Прогностическая.

5) Идеологическая, то есть воздействие на сознание индивидов с целью выработки корректных знаний о научном предмете.

6) Методологическая.

Благодаря достаточной функциональности этой науки вырабатываются основные теории государства и права, которые существенно помогают в процессе строения демократического, социального общества.

Заключение

Итак, в данной статье автор подробно рассказал о том, что является наукой государства и права, а также показал её методологическую базу и функции. Нужно отметить большие перспективы этой науки, ведь именно с её помощью можно привить людям правовую культуру и глубокое осознание своей роли в государственном механизме.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Роман Анатольевич Ромашов

· Краткий курс (Питер)

· Введение

· Раздел 1. Вводный

§ 2. Признаки государства

o Тема 5. Функции государства

o Тема 7. Форма государства

§ 2. Форма правления

Роман Анатольевич Ромашов
Теория государства и права. Краткий курс

Рецензенты:
Д. И. Луковская
И. Л. Честнов

Введение

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой и вместе с тем – вводной учебной дисциплиной, преподаваемой студентам юридических факультетов на первом курсе обучения. Такая двойственность обусловливает необходимость совмещения наукоемких теоретических конструкций с первичным уровнем специальной подготовки обучаемых. При этом дополнительную сложность представляет то, что многие проблемы, рассматриваемые в рамках курса теории государства и права, не получили своего окончательного решения, в том числе и на научном уровне.
В результате первокурсник должен не просто заучивать положения, излагаемые в рекомендуемых учебниках, а также на лекциях, и с той или иной степенью успешности «ретранслировать» их преподавателю, а сразу же мыслить самостоятельно, творчески. В идеале подобную схему отношений можно только приветствовать, однако на практике в большинстве случаев студенческая аудитория просто не воспринимает тяжеловесные «теоремы», насыщенные специальной терминологией и излагаемые сложным для восприятия языком.
Специфика преподавания теории государства и права определяется функциями этой учебной дисциплины, среди которых наиболее важными являются пропедевтическая и эвристическая.
Пропедевтическая функция теории государства и права заключается в ознакомлении обучаемых с юридической терминологией, уяснении ими содержания основных принципов юридической техники, формировании у студентов основ профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры.
Эвристическая функция теории государства и права предполагает обобщение информации, полученной в ходе рассмотрения отдельных тем, анализа ключевых понятий и принципов, установление структурно-логических связей между теоретическими представлениями о государстве и праве и категориальным аппаратом отраслевых и прикладных дисциплин, синтез государственно-правовой теории и юридической практики. Эвристическая функция придает теории государства и права характер не только вводной, но и обобщающей «синтезированной» дисциплины, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Кроме того, базовый характер теории государства и права предопределяет включение экзамена по этой дисциплине в программу итоговой государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны.
Важное место, которое отводится теории государства и права в системе отечественного юридического образования, обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. При этом высказываемые точки зрения нередко носят противоречивый, а иногда и взаимно исключающий характер. Данное обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует о плюралистичности современной российской юриспруденции, а с другой – является показателем неопределенности целевых установок, которыми руководствуются в своей деятельности представители отечественной юридической науки и образования.
В сложившихся условиях возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих в себе логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью информативности и научности.
Предлагаемый в данном издании курс лекций вполне отвечает изложенным требованиям.
Впервые он был выпущен в 2005 г. Как преподаватели, так и студенты позитивно восприняли это издание, что обусловило неоднократные выпуски дополнительных тиражей. При подготовке второго издания были учтены последние изменения в мире юридической науки и практики. Чтобы сохранить определенную преемственность с ранее излагавшимися позициями и с современным подходом к их рассмотрению, было принято решение оставить без существенных содержательных изменений тематические блоки, традиционно включаемые в курс теории государства и права и отражающие основные вопросы, которые в нем рассматриваются. Вместе с тем в структуру учебного пособия были включены дополнительные разделы, конкретизирующие и уточняющие существующие представления о предмете и методологии этой дисциплины, а также содержащие принципиально новые положения, в которых высказываются дискуссионные идеи, нуждающиеся в дальнейшем обсуждении.
Вопросы, излагаемые в рамках представленного лекционного курса, соответствуют содержанию действующей учебной программы по теории государства и права. Содержание курса соответствует требованиям Государственного стандарта по специальностям 010500 – юриспруденция (бакалавриат); 030501 – юриспруденция; 030505 – правоохранительная деятельность. При подготовке лекционного курса автором были учтены и использованы современные достижения в области теоретического правоведения и юридической практики.
Во второе издание учебного пособия «Теория государства и права» в качестве структурных разделов вошли авторские материалы из ранее изданных работ, а также тематические блоки, публикуемые впервые.

Раздел 1. Вводный

Теологическая теория

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые-теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви, Папа – наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских.
В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классиков католицизма – Августина Аврелия и Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой – из определенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно божественному провидению.

Классовая теория

Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического) характера. По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина), государство возникает как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) интересами.
Все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало принуждение одного класса другим. Классовое государство есть орган классового господства, инструмент угнетения одного класса другим. При помощи государственной власти происходит создание «порядка», который узаконивает и упрочивает такое угнетение, умеряя столкновение классов.

Теория насилия

Исходным моментом рассуждений авторов данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) является утверждение о насильственном характере возникновения государства. По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего воздействия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение сильнейшими соплеменниками слабейших.
В отличие от классовой теории, в рамках которой экономика рассматривается в качестве основы, базиса надстроечных отношений (политических, правовых, идеологических), в контексте теории насилия обосновывается тезис о первичности политики, а именно о первичности политического насилия. При этом насилие считается не неким ограниченным, локальным, а глобальным, к тому же естественным явлением, которое порождает единство противостоящих друг другу элементов: государств-победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов.

Теории происхождения права

В теории государства и права существует множество подходов к рассмотрению проблемы происхождения права. В рамках этих подходов по критерию волевого участия человека в правогенезе (то есть в процессе правообразования) с определенной долей условности можно выделить теоретические концепции естественного происхождения права и теории позитивного (искусственно созданного) права.
Теории, не связывающие происхождение права с человеческим волеустановлением, рассматривают право либо в качестве объективного явления, возникающего в результате естественного (и именно в силу этого – объективного) процесса развития человеческого общества, либо в качестве некоего божественного установления, опять же не зависящего от воли человека. В свою очередь позитивистские теории рассматривают процесс возникновения права с точки зрения осознанной волевой человеческой деятельности. При этом в зависимости от особенностей правообразования различаются юридический, социологический, психологический типы позитивизма.
Рассмотрим перечисленные теории происхождения права более подробно.

Признаки государства

К признакам государства относятся: государственная территория, институт гражданства (подданства), публичная политическая власть и государственный суверенитет. Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.

Государственная территория

В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет.
В теоретическом государствоведении принято различать фактическую и юрисдикционную территории.
Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.
Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с особым правовым режимом – участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако попадающих под его юрисдикцию вследствие правил, которые установлены в международно-правовых актах.

Институт гражданства (подданства)

В отечественной юридической науке и конституционном законодательстве гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».
Из данного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) не граждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от состояния в гражданстве (подданстве) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, право на осуществление определенных видов деятельности, право на занятие ряда должностей в государственном аппарате и др.

Государственный суверенитет

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой – означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).
Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

Тема 5. Функции государства

1. Понятие и признаки функций государства
2. Критерии классификации функций государства
3. Организационно-правовые основы реализации функций государства

Тема 7. Форма государства

1. Понятие формы государства
2. Форма правления
3. Форма государственного (административно-территориального) устройства
4. Политический режим

Понятие формы государства

Категория «форма государства» показывает особенности организации государства (государственного строя), порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их властной компетенции, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.
В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Ученые высказывают различные точки зрения.
Например, для отечественного государствоведения и правоведения 1960-1970-х гг. традиционным было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. По мнению Л. Спиридонова, «форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации и объеме компетенции высших органов государственной власти (форма правления)ив административно-территориальном делении государства (форма административно-территориального устройства)».
Рассмотрим более подробно каждую из составных частей формы государства.

Форма правления

По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные).
Монархия (греч. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:
1) существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т. д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);
2) передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования;
3) сословная структура общества (монархом может стать только урожденный принц крови) и династическая система браков (фактический либо будущий монарх может сочетаться браком только с представительницей монархической фамилии);
4) наличие официальной государственной религии. Статус монарха – «помазанника бога» – предопределяет государственную природу института вероисповедания, в таком понимании являющегося обязательным элементом специальной дееспособности как самого монарха, так и его ближайших родственников – жены и наследника;
5) монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха);
6) монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения.
Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т. д.); России XVII–XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах – Омане, Бахрейне, Кувейте и др.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:
1) правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;
2) лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;
3) власть монарха является символической – он «царствует», но не правит;
4) правительство подотчетно в своей деятельности представительному органу – парламенту;
5) механизм правотворчества в качестве обязательного элемента включает институт контрасигнатуры, предполагающий подписание важнейших актов государственной власти двумя должностными лицами: премьер-министром и монархом.
Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др.
Республика (лат. res publica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:
1) представительным характером высших органов государственной власти – президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
2) формированием высших органов государственной власти выборным путем и реализации ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
3) юридической ответственностью представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
4) возможностью досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.
В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.
Президентские республики (США, Франция, Россия) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.
Признаки президентской республики:
1) президент избирается путем проведения всенародных выборов;
2) президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
3) правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
4) президент обладает единоличным правом отставки правительства;
5) отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето) документ возвращается в Государственную думу (система сдержек). Вместе с тем если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).
Парламентские республики (Италия, ФРГ, Молдавия) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента.
Признаки парламентской республики:
1) президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;
2) правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
3) правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
4) в случае объявления недоверия правительству со стороны парламента президент обязан принять решение об отставке правительства.

Сноски

Примечания

См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999. – С. 397.

Пропедевтика – предварительный круг знаний о чем-либо. (См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999. – С. 617.)

См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 4.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. – М., 1957. – С. 72.

Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник дня юридических вузов. – М., 1999. – С. 68.

Цит. по: Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 3: Европа. Америка: XVII–XX вв. – М., 1999. – С. 274.

Там же. С. 339.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М., 1998. – С. 396.

Цит. по: Антология мировой правовой мысли. Т. 3. – М., 1999. – С. 624.

Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. – С. 85.

Там же. С. 377–401.

См.: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. – С. 7.

См.: Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник / Под ред. В. В.Лазарева. – М., 1998. – С. 83.; Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 20–31.

Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / АН СССР. Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – М., 1988. С. 365.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 731.

«В результате победы социалистической революции возникают и развиваются государства нового, социалистического типа, основанные на нерушимом союзе рабочих и крестьян, дружбе народов, а право становится возведенной в закон волей трудового народа. Государство и право социалистического типа призваны служить великим целям коммунистического преобразования общества». Там же. С. 3–4.

При этом даже в условиях раннего капитализма существовали социальные группы, не вписывавшиеся в классовую теорию. К таким группам можно, в частности, отнести представителей сохранившихся сословий (светской аристократии и духовенства), а также лиц, осуществлявших частную предпринимательскую деятельность, которая не была связана с социальной эксплуатацией (коммивояжеров, фермеров, частнопрактикующих юристов, медиков и др.

«В Великом обществе, где индивидуумы свободны использовать свои знания в собственных интересах, общее благо, которое должно быть целью правительства, не может представлять собой сумму частных интересов по той простой причине, что ни эти интересы, ни все их обстоятельства не могут быть известны ни правительству, ни кому-либо еще… Важнейшим из общественных благ, для обеспечения которого необходимо правительство, является не прямое удовлетворение каких-либо конкретных нужд, а обеспечение условий, при которых отдельные люди и небольшие группы будут располагать благоприятными возможностями для взаимного удовлетворения соответствующих потребностей… В этом смысле общее благополучие, достижению которого служат правила личного поведения, представляет собой… абстрактный порядок целого, который сохраняется как средство содействия достижению огромного многообразия личных целей, но не ставит целью конкретные результаты». (Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. – М., 2006. – С. 171–173.)

В Великобритании работорговля была запрещена на законодательном уровне лишь в 1808 г. В 1823 г. последовало запрещение перевозки рабов из одной колонии в другую, в 1834 г. был принят закон, предусматривавший полное освобождение рабов в британских колониях с обязательством отпуска их на волю через четыре года. В Бразилии рабство было отменено в 1888 г., в США – в 1865 г.

И нацистский, и советский режимы широко практиковали принудительный труд заключенных концлагерей, являвшийся по сути формой рабского труда.

Между предшествующим и последующим циклами находится промежуточный этап, который с определенной условностью можно назвать правовым хаосом. «Правовой хаос возникает в „пограничной“ ситуации, когда „новое“ позитивное право только начинает формироваться, а „старое“ находится в кризисе и близко к разрушению… Основным критерием правового хаоса выступает ослабление действия государственно-правовых закономерностей… крайняя непредсказуемость и нестабильность проявлений правовой жизни». (Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности. (Введение в теорию) / Под ред. А. Я. Рыженкова. – Элиста, 2006. – С. 100.)

В частности, в античном (дохристианском) периоде можно выделить полисную и эллинистическую стадии, впоследствии вытесненные культурой Рима.

Ортеги-и-Гассет X. Восстание масс. – С. 144–145.

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (Гомеровский период). – Л., 1976. – С. 3.

Кривушин Л. Т. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. – Л., 1978.-С. 21.

Нерсесянц В. С. Личность и государство в политико-правовой мысли (из истории идей). – М., 1980. – С. 15.

См.: Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. – М., 2003. – С. 35.

Представителями этой точки зрения являются, в частности, М. Хмелин, А. Денисов, В. Корельский, М. Байтин, А. Черданцев и др. (См.: Хмелин М. И. Сущность, типы и формы государства // Теория государства и права. – М., 1970. – С. 87; Основы теории государства и права. – М., 1980. – С. 197, 214; Байтин М. И. Механизм государства // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Матько. – М., 1999. – С. 98; Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 136.)

Марченко М. И. Аппарат социалистического государства // Теория государства и права. – М., 1987. – С. 256.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М., 1994. – С. 36.

Словарь иностранных слов. – М., 1964. – С. 63.

Там же. С. 404. Подобным образом определяются значения этих слов и в толковом словаре русского языка С. Ожегова. Так, слово «аппарат» в нем толкуется как «совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль правления государства», а слово «механизм» (в переносном значении) как «система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности». (См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994. – С. 25, 346.)

См.: Боер В. М. Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997. – С. 108–109.

Государственная власть в целом понимается как фактическая способность государства (в лице государственных органов и должностных лиц – представителей государственной власти) подчинять себе волю и поведение субъектов (индивидуальных, коллективных) в интересах всего государственно организованного сообщества либо определенной его части. Государственная власть в ее юридическом аспекте рассматривается не только как социальное явление, но и как конституционно-правовой институт, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, которые закрепляют формы организации государственной власти, методы ее осуществления, определяющие структуру органов государства и отношения между ними.

Общественная организация – неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. В ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Например, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции России «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых дня их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Перечисленные признаки в современных государствах с монархической формой правления во многом утрачивают свою обязательность в ситу того, что сам институт монархии представляет собой архаическое явление, основывающееся в большей степени не на юридической технике, а на социально-исторической традиции. Вместе с тем именно склонность общества к сохранению национально-культурных традиций во многом объясняет большую степень социально-политической стабильности монархий по сравнению с республиками. Поэтому признание архаичности института монархии не следует рассматривать в качестве фактора, доказывающего/опровергающего прогрессивный (либо, напротив, рудиментарный) характер монархической власти по отношению к республиканской.

buy this book

Теория государства и права. Краткий курс

Роман Анатольевич Ромашов

· Краткий курс (Питер)

· Введение

· Раздел 1. Вводный

o Тема 1. Общая характеристика курса «Теория государства и права»

§ 1. Наука как познавательная деятельность. Систематизация наук

§ 2. Система юридических наук. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук

§ 3. Объект и предмет науки теория государства и права

§ 4. Методология и методы теории государства и права

§ 5. Функции теории государства и права

§ 6. Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины

§ 7. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста

o Тема 2. Возникновение государства и права

§ 1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе

§ 2. Предпосылки происхождения государства

§ 3. Теории происхождения государства

§ 4. Теории происхождения права

· Раздел 2. Теория государства

o Тема 3. Понятие и социально-политическая сущность государства

§ 1. Ассоциативные образы государства

§ 2. Признаки государства

§ 3. Социально-политическая сущность государства

o Тема 4. Типология государства

§ 1. Проблемы типологии государства

§ 2. Формационный подход к типологии государств

§ 3. Цивилизационный подход к типологии государства

§ 4. Критика традиционных подходов к типологии государства

§ 5. Типология государства в контексте метода цикличности

o Тема 5. Функции государства

§ 1. Понятие и признаки функций государства

§ 2. Критерии классификации функций государства

§ 3. Организационно-правовые основы реализации функций государства

o Тема 6. Механизм государства

§ 1. Понятие и структура государственного механизма. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный механизм»

§ 2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представители государственной власти

§ 3. Негосударственные элементы государственного механизма

o Тема 7. Форма государства

§ 1. Понятие формы государства

§ 2. Форма правления

§ 3. Форма государственного (административно-территориального) устройства

Роман Анатольевич Ромашов
Теория государства и права. Краткий курс

Рецензенты:
Д. И. Луковская , доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);
И. Л. Честнов , доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Теория государства и права - это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право . Предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Особенности предмета выражаются в том, что ТГП изучает государство и право в целом, обобщает опыт государственного и правового развития. Содержание предмета ТГП составляют основные общие закономерности государства и права , в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве , т.е. они являются органически взаимосвязанными и изолированно друг от друга существовать не могут .

Таким образом, теория государства и права:

- является общественной наукой – т.к. изучает такие общественные явления как государство и право;

- изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни;

- выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

2.Функции теории государства и права.

Функции теории государства и права – это главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль ТГП как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) Онтологическая – изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) Прогностическая – прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляет закономерности развития и проблемы, которые могут возникнуть в процессе;

3) Гносеологическая – обеспечивает познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

4) Методологическая – изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) Прикладная – состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области;

6) Политическая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, создает условия для обеспечения научности государственного управления;

7) Эвристическая – функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) Идеологическая – характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) Практически-организаторская проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) Теоретико-познавательная состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) Учебная – призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.