Какое право не относится к правам человека. Смотреть что такое "Права человека" в других словарях

Человек и государство всегда являлись взаимодополняющими друг друга категориями. Потому что именно посредством людской деятельности появился в этом мире. Мало кто знает, что эта структура является исключительно социальной. Анализ истории это подтверждает как нельзя лучше. Ведь в самом начале люди были разрознены между собой. Впоследствии они начали понемногу объединяться в группы, которые с течением времени увеличивались. Этот процесс привел к появлению государства в той форме, в которой все мы привыкли его видеть. Но с развитием этой категории возникла проблема с регулированием отношений внутри неё. Существовало несколько способов координирования общественных отношений в государстве. Первым стало насилие. Но оно не принесло должного результата, потому что его использование должно происходить руками сильного лидера, который есть не всегда. После насилия была испытана религия. Однако, её действие распространилось исключительно на верующих людей. Последним «вариантом» стало право. Его используют по сей день. С помощью права определяются юридические режимы государства, человека и их взаимосвязи. Что касается последних двух категорий, то они существуют в таком понятии, как права и свободы человека и гражданина, о которых будет рассказано далее в статье.

Понятие права

Дабы наглядно рассмотреть права и свободы человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее в статье, необходимо прежде всего понять, откуда они берутся. Конечно, исходной категорией в данном случае является право в его классическом виде. Однако, невзирая на распространенность данного термина, мало кто знает, что он собой представляет. Учитывая теоретические наработки в этой области, можно сделать вывод, что право - это основной отношений, построенный на принципе общеобязательности и нормативности. В структурном виде данная категория представляет собой иерархичную систему правовых норм, которые влияют на те или иные общественные отношения. В данном случае права человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее, являются связующим звеном между упомянутым регулятором и непосредственно социумом.

Человеческие права

Перед судом и законом все равны, то есть, реализация основных правомочий и свобод осуществляется без вреда аналогичным юридическим возможностями иных лиц;

Мужчины и женщины полностью равны в своих правовых режимах;

Международные, общепризнанные нормы имеют бесспорный авторитет перед законами Российской Федерации;

Существуют строгие рамки, на основе которых происходит любого рода ограничения человеческих свобод;

В РФ запрещается использовать главные юридические правомочия людей для разжигания войны, расовой или религиозной ненависти, изменения политического или территориального строя государства и т. п.

Данные виды гарантий прав человека играют весомую роль в процессе реализации основных правомочий. Помимо этого, они в большей части закреплены на законодательном уровне, что делает их общеобязательными.

Основные виды прав человека

Существует несколько основных классификационных видов всех имеющихся человеческих прав и свобод. Все они были сформированы на основе существующей Основные права, как правило, принадлежат всем, однако, некоторыми из них могут обладать лишь граждане отдельных государств. Таким образом, выделяют следующие права и свободы, а именно:

  • Личные.
  • Политические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Культурные и экологические.

Каждый вид имеет свои особенности и характерные черты, о которых автор расскажет далее.

Личные человеческие права

Личные правомочия человека относятся к первому поколению юридических возможностей. То есть, их наличие ничем не обусловлено и достаточно сложно ограничивается. Личные права являются природными и неотчуждаемыми. Как объект притязания государство не может их использовать. Наличие подобных юридических правомочий необходимо во время построения гражданского, демократического общества. К личным правам на сегодняшний день относятся следующие, например:

Личную неприкосновенность;

Право на достоинство личности;

Право пользоваться языком родным;

Иметь неприкосновенное жилье;

Иметь свободное передвижение по территории Российской Федерации.

В зависимости от государства, личные права человека, понятие и виды которых представлены в статье, могут дополняться на уровне Конституции.

Права политические

Личностными свободами второго поколения можно назвать политические права. Эта группа показывает связь человека и государства, а также обеспечивает реальное участие граждан в политическом процессе страны. Политические права, по сути, являются продуктом демократии, так как их понятие было сформировано во времена активного революционного движения по всему миру. Степень фактической реализации политических прав показывает уровень демократичности государства. На сегодняшний день к числу подобных юридических возможностей относятся:

Право избирать и быть избранным в органы политической власти.

Право на реальное участие в делах своей страны, а также социума.

Право на абсолютно равный доступ к службе государственного характера.

Право на создание профессиональных союзов.

Право на проведение всевозможных собраний, митингов и т. п.

В Российской Федерации политические права существуют и активно реализуются гражданами этого государства, что позволяет судить о высоком уровне демократии в стране.

Экономические правомочия

Экономические права и свободы человека показывают его роль в процессе распределения материальных благ и построении экономики государства в целом. Помимо этого, при помощи экономических правомочий люди имеют вход на для повышения своего материального положения. К экономическим правам относятся следующие:

Право на имение частной собственности.

Право иметь в структуре частной собственности земельные участки.

Право на вольную предпринимательскую деятельность.

Право на наследование имущества и иных благ.

Экологические, социальные и культурные права

На сегодняшний день существует ряд правомочий, которыми регулируются наиболее динамические отрасли жизнедеятельности человека. К числу подобных можно отнести социальную, экологическую и культурные сферы. Посредством своих прав люди реализуют личные интересы. В данном случае правомочия представленного характера просто необходимы, так как благодаря им человек имеет жилье, реализует свои творческие замыслы, вольно работает, живет в чистых населенных пунктах и т. п.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели понятие и виды прав и свобод человека и гражданина. Данный аспект все еще нуждается в теоретической доработке, дабы юридическая система нашего государства работала качественно.

Под правами человека подразумеваются ряд правил поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности, национальности, пола, вероисповедания, языка и цвета кожи.

Права человека необходимы для полноценной жизни – они гарантированы каждому индивиду, исключая дискриминацию в любом ее проявлении. В любом цивилизованном государстве права и свободы человека и гражданина гарантируются, как того требуют общепризнанные принципы и нормы, а также Конституция. Каждый человек может рассчитывать:

Что такое права человека

На признание прав и свобод, как высшую ценность, принадлежащую человеку с рождения, вне зависимости от идеологии , которой следует общество;

На равенство мужчины и женщины;

На соблюдение общепризнанных международных норм, даже в ущерб законам государства;

На запрет на применение прав и свобод в качестве инструмента пропаганды насилия и разжигания ненависти в любом ее проявлении.

Права, гарантированные каждому. Классификация прав человека

Все права человека взаимосвязаны и взаимозависимы – это единое целое. Помимо личных прав и свобод отдельно взятого человека, на сегодняшний день общепризнанными являются коллективные права, среди которых: права на мир, права на всеобщую безопасность, права на незагрязненную окружающую среду.


Если в соблюдении одного права присутствует прогресс, он неизменно способствует прогрессу в сохранении других прав. Данная закономерность работает и в обратном порядке, т. е. несоблюдение одного права отрицательно сказывается на других правах и свободах личности и общества.

В современном мире права человека можно разделить на пять основных групп:

1. Личные права – должны обеспечивать каждому индивиду, являющемуся членом гражданского общества, сохранение автономности и относительной свободы. Перечень личных прав включает также право на жизнь, за исключением смертной казни в ряде государств за особо тяжкие преступления. В числе остальных, но не менее важных прав и свобод: право на личную неприкосновенность, свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни.


2. Политические права – это права и свободы граждан, обеспечивающие их участие в политической жизнедеятельности общества. В современных государствах созданы условия, позволяющие каждому человеку в полной мере использовать свои политические права, среди которых: право вступить в партию , защищать свои интересы посредством вступления в союзы, проводить общественные мероприятия (митинги, собрания и демонстрации).


3. Экономические права – это особая группа основных прав, которая создает предпосылки для реализации иных прав и свобод, включая личные, политические социальные и культурные права при условии, что они гарантированы государством. Одним из важнейших экономических прав является право частной собственности на различные виды имущества.

4. Социальные права должны обеспечивать индивиду достойные по современным критериям уровень жизни и социальную защищенность. Будучи гражданином цивилизованного государства, каждый человек может рассчитывать на социальное обеспечение, право на жилище и отдых, право на защиту детства и охрану здоровья.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека

5. Культурные права, как и остальные перечисленные группы, тесно связаны с экономическими правами и обеспечивают развитие индивида на духовном уровне. К этой группе относятся права на образование, участие в культурной жизнедеятельности общества и доступ к культурным ценностям.

Гарантии и защита прав человека

Все права и свободы человека, которые перечислены в основном законе – Конституции, будь-то естественные права или возникшие в процессе развития общества, должны гарантироваться на государственном и международном уровне. Так, гарантии существования прав человека подразделяют на:

Экономические гарантии, задача которых заключается в сохранении стабильной и эффективной национальной экономики и материальной обеспеченности.


Политические гарантии обеспечивают беспрепятственное волеизъявление граждан в виде многопартийности, свободного посещения выборов и ответственности перед избирателями.

Юридические гарантии – это обеспечение эффективной деятельности правоохранительных и юридических инстанций, с помощью которых каждый член общества способен защитить права , гарантированные государством.

Обязанности человека, как члена общества

Признавая права каждого человека, общество ожидает также выполнение ряда определенных обязательств. В международном праве четко изложены основные обязательства, касающиеся любого члена современного общества:


Уважение прав человека и воздержание от ограничения этих прав;
забота о детях;
забота о нетрудоспособных родителях;
сохранение окружающей среды;
уплата законно установленных налогов.

Права и свободы человека Конституция РФ

Редакция сайт напоминает, что согласно общепринятым нормативам, предоставление прав и возложение обязательств в полном объеме ожидает каждого гражданина государства по достижению совершеннолетнего возраста.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности.

В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.

Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов - соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).

Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.

Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее - христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» - праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.

Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.

Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.

Представления о неотчуждаемых правах человека - свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие - оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».

Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира - США, британской и французской колониальных империях - существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.

Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.

В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.

СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.

Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.

Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.

В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.

Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).

Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.

Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав - на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.

Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации - в 1991 и 1993 гг., в Грузии - в 2003 г., на Украине - в 2004 г., в Киргизии - в 2005 г.).

Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» - за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.

Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, они проистекают из естественного права. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Такими являются следующие права:

  1. на жизнь. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни. Оно предполагает проведение государством миролюбивой политики, которая исключает конфликты и войны. В мирных условиях гарантия данного права не сводится к запрещению убийства, государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью и особенно с террористическими акциями. Также гарантиями этого права служат системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, пожарной безопасности и др.;
  2. достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других;
  3. на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые непротивоправные поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, которая охватывает его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь;
  4. на частную жизнь. Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз;
  5. на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, которые предусмотены федеральным законом, или на основании судебного решения.
  6. Правом на охрану жилища пользуются лица, которые являются его собственниками, арендаторами или проживающие по договору найма;
  7. на национальную принадлежность;
  8. на свободу передвижений и местожительства. Этого права лишены все лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде;
  9. на свободу совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  10. на свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

К ним также можно отнести:

  1. право на экономическую деятельность;
  2. право частной собственности;
  3. трудовые права и свободы;
  4. право на защиту материнства;
  5. право на социальное обеспечение;
  6. право на жилище;
  7. право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  8. право на благоприятную окружающую среду;
  9. право на образование, свободу творчества;
  10. право на участие в культурной жизни.

Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Всеобщей Декларации ) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. Обществоведы указывают, что этот перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.)

Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации . Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации , поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См . ФЕОДАЛИЗМ .)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка . Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции . Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Эволюция систем защиты прав человека.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными . Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Проблемы защиты прав человека.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов – право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов – право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Первоначально это противоречие было актуально в контексте борьбы между либеральной и коммунистической идеологиями. Считая коммунистические идеи враждебными концепции прав человека, западные политики, начиная с конца 1910-х, должны были либо мириться с коммунистической пропагандой во имя принципов свободы, либо осуществлять против сторонников левых идей репрессии, оправдывая явное нарушение прав человека интересами «национальной безопасности». Когда в 1970–1990-е коммунистическая идеология фактически самоликвидировалась, актуальность борьбы с ней резко снизилась.

С 1980-х главным препятствием глобальной реализации концепции прав человека стал набирающий силу исламский фундаментализм . Умеренные исламисты требуют защиты «культурной исключительности» мусульман, образ жизни которых предполагает приниженное положение женщин, политический авторитаризм, запрет на высказывание антиисламских воззрений и т.д. Радикальные исламисты вообще провозглашают необходимость уничтожения западной цивилизации, допуская в борьбе с ней любые средства (включая террористические). Западное общество пока не выработало стратегии борьбы с исламистами, которая бы не требовала систематических нарушений прав человека. Поэтому когда в 2000-е американская армия провела операции в Афганистане и в Ираке по свержению исламистских режимов, нарушающих права человека в своих странах и активно поддерживающих исламистских террористов, то это вызвало не только резко негативную реакцию во всем исламском мире, но и очень критические оценки со стороны многих европейских стран (особенно, Франции и России).

Реализацию концепции прав человека затрудняет то, что и многие западные страны придерживаются ее не всегда последовательно. Например, США позиционируют себя как главного защитника прав человека в мировом масштабе, однако сами систематически допускают многие нарушения. В Америке до сих пор применяется смертная казнь, которая в большинстве стран Европы признана бесчеловечным наказанием; критикуя СССР в 1960–1980-е за ограничения для желающих эмигрировать, США начали в 1980–1990-е усиливать ограничения для иммигрантов. В результате борьба стран Запада за права человека часто критикуется как политика «двойного стандарта», когда от менее развитых стран требуют заботиться о правах человека сильнее, чем это делают сами развитые страны. От непоследовательности западных правительств несут урон и представители правозащитных движений, которым при выполнении их миссии часто приходится принимать общие упреки в адрес Запада.

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Права человека в России.

На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.

Когда после петровских реформ началась системная модернизация российского общества, в сознание российских интеллектуалов проникла и идея неотъемлемых прав человека. Например, критика крепостного права, начиная с Радищева, велась главным образом на основе аргументов о «противоестественности» отсутствия личной свободы у значительной части подданных.

Но во второй половине 19 в. среди отечественной интеллигенции стали доминировать социалистические идеи, которые требовали защиты прав не каждого человека, а представителей определенных классов (крестьянства или пролетариата). Знаменитый процесс В.Засулич (1878), положивший начало массовому революционному террору, показал парадоксальность понимания в России прав человека: с одной стороны, у общественности вызвало одобрение, что революционерка покарала градоначальника Трепова за телесные наказания политического заключенного; с другой стороны, оправдание покушавшейся на убийство показало, что общественность не считает достойным защиты право на жизнь царского «сатрапа».

После революции 1917 идея защиты права человека оказалась полностью вытеснена классовым подходом и политической целесообразностью. Во время репрессий против различных «врагов народа» стало нормальным осуждение людей не за личную вину, а только за принадлежность к определенной группе (священнослужителей, кулаков, «старой» интеллигенции, родственников ранее осужденных).

Второе рождение в нашей стране идеи защиты прав человека произошло в 1960-е, в условиях критики культа личности Сталина, официально провозглашенной разрядки напряженности и ослабления репрессий против тех, кто выражал несогласие с действиями правительства. В 1970 по инициативе В.H.Чалидзе образовался Комитет прав человека в СССР, в который вошли А.Д.Сахаров и И.Р.Шафаревич. После Хельсинских соглашений 1975, когда СССР официально обязался соблюдать права человека, в стране возникло несколько групп «содействия выполнению Хельсинских соглашений», которые стали собирать материалы о систематическом нарушении в стране прав человека.

Уже в 1970-е четко выявилась органическая слабость российского правозащитного движения: оно не имело сколько-нибудь массовой опоры внутри страны и было вынуждено реально апеллировать ни к собственному народу, а к зарубежной общественности. Для подавляющего большинства россиян существенное значение имели социально-экономические права, в то время как современная западная традиция отдает приоритет скорее гражданско-политическим правам. В результате выдвигаемые правозащитниками требования соблюдать провозглашенные Конституцией свободы совести, собраний, право на миграцию и т.д. вызывали интерес главным образом у зарубежных корреспондентов. Правозащитное движение постепенно превращалось в защиту прав самих весьма немногочисленных правозащитников, подвергавшихся арестам, заключению в лагерях и «психушках», принудительной высылке за рубеж и т.д.

Когда в конце 1980-х был провозглашен курс на реформирование советского строя, это привело к кратковременному подъему авторитета правозащитников (особенно А.Д.Сахарова) как интеллектуальных лидеров борьбы с «тоталитарной диктатурой». Однако уже в начале 1990-х их авторитет резко упал: в условиях затяжного социально-экономического кризиса гражданско-политические права по-прежнему не имели для россиян особой ценности. Будучи вынужденными ориентироваться на поддержку с Запада, российские правозащитники многими воспринимаются как западные агенты влияния. Хотя концепция защиты прав человека приобрела официальный статус (есть специальные представители президента по правам человека), но и в 2000-е сохраняется отрыв правозащитной деятельности от умонастроений большинства российских граждан. Для того чтобы российское правозащитное движение завоевало авторитет, оно, видимо, должно качественно изменить приоритеты и формы своей деятельности.