Формы выражения авторской позиции в поэзии.

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.

Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется - 15 минут времени, с нашего сайта и желание учиться.

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция - это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать. Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения - читайте текст еще раз. Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: "Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?". Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание "позиция автора" можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

Приведем пример

Лайфхак

Как человек, несколько месяцев назад сдавший ЕГЭ на 100 баллов, дам совет. Читая текст, сначала напишите позицию автора, а потом уже проблему. Речь идет про черновик. В чистовом варианте проблема идет сразу после вступления, позиция - после комментария. Запутались? Смотрите шаблон.

Многие сначала формулируют проблему и из-за этого путаются, выражая верную позицию, но по другой проблеме. Лучше "подогнать" проблему под позицию. Когда начнете писать сочинения, поймете, о чем я говорю.

Слова-маркеры Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.п. Главное– научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (Лакшин).Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В.Розов)
Оценочная лексика Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка. Любящий человек – это великое благо. Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию. (Л.Матрос)
Средства выразительности Отношение автора могут передать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д.Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев)
Вводные слова Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди при первом же удобном случае…
Побудительные предложения Побудительные предложения содержат в себе призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя. (В. Пекелис)

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя. Чтобы определить авторскую позицию художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

Ø Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?



Ø Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Ø Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен автор или нет?

Например, в рассказе В.Астафьева «На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказма) позволяют безошибочно определить позицию автора.

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы , бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу: уж если штаны, так не штаны, а "шкеры", на полметра ширше, чем у "ихих"; ежели краски на лицо, так без нормы. По норме-то и родители нажились...

Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили . Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое .

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке. Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

Одна девица домучила мороженое , скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась , забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

Тетенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

Ой, дурак! Дурак! -- тыча в него пальцами, оживились девицы .

Лицо мальчика дрогнуло. Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой -- перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

Надо же! Дурак и шляется! И его не забирают...

Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

Ой! А как вы узнали?! -- соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. -- И безбожно засластил пилюлю: -- По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

А-а! -- согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной, под мужика стриженной и под шамана крашенной, девицы дошло:

Гражданин! -- зыкнула она ломающимся басом. -- Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! -- И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: -- Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: Анализ художественного текста.

Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Вступление:

Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.

Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.

  1. Попросите учащихся в течение приблизительно 7 минут писать на тему: “Какая мораль может быть в сказке о зайцах”. Предложите им начать так: “Я думаю, что мораль может быть такая...”
  2. Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.

Комментарий:

Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

(Раздается первая Часть текста)

Учащиеся читают и обдумывают часть I.

Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.

– Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

Комментарий:

С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

– Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

Раздается вторая часть текста

– Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.

– Что вы ощутили?

– Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

– Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу.

– Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?

Комментарий:

Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

(Раздается третья часть текста)

Ознакомьтесь со следующими вопросами:

– Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?

Комментарий:

Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения “сильных мира сего”, превращение “маленького”, забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

– Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)

Учащиеся делятся своими соображениями.

Комментарий:

По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

(Раздается часть IV)

– Насколько неожиданной была для вас эта часть?

– Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)

– О чем все-таки эта сказка?

– Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.

– Действительно ли это – сказка?

– Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

Ученик другого класса написал так:

“Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых”.

– Вы с ним согласны? Почему?

– Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов

– Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:

Стадия размышления:

Свободное письмо:

А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: “Когда время шуршит – всем страшно”?

Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: “Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.

Заключение:

Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, “мгновенное значение”. Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.

Творчески изучая ту или иную тему, поднимая волнующие его вопросы, наполняя произведение определенным идейным содержанием, писатель выражает собственную точку зрения на определенные вопросы, свое отношение к теме, к жизненным ценностям и взглядам героев или, как принято говорить в литературоведении, авторскую позицию . В принципе, все, чем наполняется произведение - от выбора имен героев до особенностей композиции - является проявлением авторской позиции. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты авторской позиции и некоторые способы ее выражения.

  • назвав Базарова Евгением , Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески "благородный", и низкое происхождение Базарова лишь подчеркивает особый внутренний смысл слова "благородство";
  • посмотрите, сколько желчной авторской иронии и личностной неприязни в портрете Петра Петровича Лужина, созданном Достоевским: "(…) в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название "жениха", (…) Петр Петрович усиленно поспешил принарядиться и прикраситься в ожидании невесты (…) Всё платье было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа, об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. (…) В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. (…) Темные бакенбарды приятно осеняли его (лицо) с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. (…) Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.";
  • речь так же выступает не только средством характеристики героя, но и способом выражения авторского отношения к нему: канцелярская речь Лужина вызывает у автора, а вслед за ним и у читателя отвращение; полуграмотная и истерично-агрессивная речь Аннушки-Чумы ничего, кроме желания автора заткнуть уши, вызвать не может; трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского, комментируя реплики героини, он словно защищает ее и т.д.

Через тропы автор также может выразить свое отношение к явлению, так как тропы являются образными средствами характеристики изображаемого; яркая роль здесь у эпитетов и сравнений, метафор и метонимий; сравните: "двухслойные" или "двухэтажные" глаза капитана Тальберга (М.Булгаков) и "ясные черные" глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое" , "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);

Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир", пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.

Авторская позиция может косвенно проявиться в композиции произведения. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], который будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Вернитесь к уже выполненному вами заданию 3 этой Работы и заданию 7 Работы №2. Тургеневское несогласие с утилитарной точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека - как на работника в ней, проявляется через редкие, но мастерские пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.

При выполнении заданий по теме "Содержание литературного произведения: Авторская позиция" обратите внимание на контактное изложение.

Перед Вами поставлена цель: научиться понимать критический (учебный, научный) текст и грамотно, точно излагать его содержание; научиться использовать аналитический язык при изложении подобного текста.

Вы должны научиться решать следующие задачи:

  • выделять главную мысль всего текста, определять его тему;
  • выделять суть отдельных высказываний автора и их логическую связь;
  • передавать авторские мысли не как "свои", а через посредство косвенной речи ("Автор полагает, что…");
  • расширять свой словарный запас понятий и терминов.

Исходный текст: Всем творчеством своим Пушкин, конечно, бунтарь. Он, безусловно, понимает правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского. Он, конечно же, был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе со своими друзьями и единомышленниками. (Г.Волков)

Вариант выполненного задания: По твердому убеждению критика, в своем творчестве Пушкин - бунтарь. Ученый полагает, что Пушкин, понимая правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского, обязательно был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе с единомышленниками.

Этот рассказ возвращает читателя (зрителя) к сквозному пространственному образу драмы. В развернутой реплике Мечеткина актуализируется образная параллель «жизнь - перестраиваемый дом», которая с учетом символических смыслов, присущих ключевому пространственному образу пьесы дом, может быть интерпретирована как «жизнь-обновление», «жизнь - постоянная работа души», наконец, как «жизнь - переустройство мира и себя в нем».

Характерно, что слова ремонт, ремонтировать регулярно повторявшиеся в первом акте, исчезают во втором: в центре внимания уже «переустройство» души персонажей. Интересно, что историю старого дома рассказывает именно «жующий» Мечеткин: суетность комического героя подчеркивает обобщающий смысл притчи.

В финале драмы преобразуется пространство большинства ее героев: готовится покинуть Чулимск Пашка, уходит в тайгу старик Еремеев, однако для него открывает свой дом Дергачев (Места для тебя всегда хватит), расширяется пространство Шаманова, который принимает решение поехать в город и выступить на суде. Валентину, возможно, ждет дом Мечеткина, однако действия ее неизменны. Драма Вампилова строится как пьеса, в которой меняется внутреннее пространство персонажей, но сохраняет свою устойчивость пространство внешнее.

«Задача художника, - заметил драматург, - выбить людей из машинальности» . Эта задача и решается в пьесе «Прошлым летом в Чулимске», которая по мере ее прочтения перестает восприниматься как бытовая и предстает драмой философской. Этому во многом способствует система пространственных образов пьесы.

Вопросы и задания

1. Прочитайте пьесу Л. Петрушевской «Три девушки в голубом».

2. Выделите основные пространственные образы драмы, определите их связи в тексте.

3. Укажите языковые средства, которые выражают в тексте пьесы пространственные отношения. Какие из этих средств, с вашей точки зрения, особенно значимы для создания художественного пространства драмы Л. Петрушевской?

4. Определите роль образа дома в образной системе драмы. Какие смыслы он выражает? В чем проявляется динамика этого образа?

5. Дайте обобщающую характеристику пространства драмы. Как моделируется пространство в тексте этой пьесы?

Адекватная интерпретация художественного текста, даже если его филологический анализ не выходит за пределы текстовой данности, не может не учитывать авторскую позицию, или авторскую модальность, так или иначе выраженную в произведении.

Авторское отношение к изображаемому сравнительно редко находит отражение в прямых оценках, но проявляется на разных уровнях системы текста. Так, на содержательном уровне оно прежде всего выражается через семантические доминанты (напомним, что доминанта - тот «компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов») и особенности мотивной структуры. Именно поэтому в процессе филологического анализа текста важно выявить ключевые слова текста и рассмотреть наиболее частотные в нем лексические единицы, отражающие особую значимость для авторского сознания обозначаемых ими понятий, в аспекте их семантических трансформаций, сочетаемости и позиционного распределения.

С доминантой текста (тематической, композиционной, концептуальной, эмоциональной!), обычно связано заглавие художественного произведения, которое занимает сильную позицию и не случайно рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации.

Выделение значимых для понимания произведения смыслов, как уже отмечалось, осуществляется повторами, функции которых многообразны. Регулярно повторяющимися элементами текста всегда являются имена собственные, которые приобретают мотивированность в структуре целого и, выбранные автором, выражают его позицию. Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте, более того, анализ семантики и символических смыслов, присущих именам собственным, в ряде случаев дает возможность рассмотреть специфику авторской модели мира.

Разумеется, авторская модальность проявляется и в архитектонике текста, и в структуре его повествования, и в своеобразии его пространственно-временной организации, которая всегда отражает особенности авторского мировосприятия. Однако для конкретного аспектного анализа в этом разделе мы выбрали рассмотрение именно заглавий, ключевых слов произведения и имен собственных, поскольку внимание к ним в процессе «медленного чтения» особенно важно для интерпретации текста.

Своеобразие же текстов драматургии проявляется в том, что прямое выражение авторской позиции в них предельно ограничено. Единственным способом непосредственного проявления авторского «голоса» в них служат список действующих лиц, ремарки, которые в процессе эволюции из чисто служебного элемента превратились в значимый компонент текста. Именно поэтому ремарки в текстах драматургии требуют особого рассмотрения: их структуру, типы, связь с основным текстом необходимо учитывать в процессе филологического анализа драмы.

Обратимся к характеристике выделенных способов выражения авторской позиции.

Заглавие художественного текста: признаки, типы и функции

Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее. Заглавие - «это компрессированное, нераскрытое содержание текста. Его можно метафорически изобразить ввиде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» .

Заглавие вводит читателя в мир произведения. Оно в конденсированной форме выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Таковы, например, заглавия повестей и романов И. С. Тургенева «Первая любовь», «Отцы и дети», «Новь».

Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов») или выделять сквозной образ текста. Так, в повести А. Платонова «Котлован» именно слово котлован служит формой ключевого образа, организующего весь текст: в котловане люди затеяли «посадить... вечный, каменный корень неразрушимого зодчества» - «общепролетарское здание, куда войдут на вечное справедливое поселение трудящиеся всей земли». «Здание» будущего оказывается страшной утопией, пожирающей своих строителей. В финале повести с образом котлована прямо связаны мотивы смерти и «адской пропасти»: ...все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована». Котлован становится символом губительной утопии, отчуждающей человека от природы и «живой жизни» и обезличивающей его. Обобщающий смысл этого заглавия раскрывается в тексте постепенно, при этом семантика слова «котлован» расширяется и обогащается.

Заглавие текста может указывать на время и место действия и тем самым участвовать в создании художественного времени и пространства произведения, см., например, такие заглавия, как «Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова, «Ущелье» И.А. Бунина, «Петербург» А. Белого, «Улица св. Николая» Б. Зайцева, «Осенью» В.М. Шукшина. Наконец, заглавие произведения может содержать прямое определение его жанра или косвенно указывать на него, вызывая у читателя ассоциации с конкретным литературным родом или жанром: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.