Этапы развития античной цивилизации. Возникновение, этапы развития и общие особенности античной культуры


Термин античность (от лат. Antiquus-древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С. Я. Лурье в 30-х годах ХХ века.

Своим появлением наука обязана стремлением человека к повышению производительности своего труда и, в конечном итоге, уровня жизни. Постепенно, еще с доисторических времён накапливались знания о природных явлениях и их взаимосвязи.

Одной из первых наук стала астрономия, результатами которой активно пользовались жрецы и священнослужители. В число древних прикладных наук входили геометрия - наука о точном измерении площадей, объёмов и расстояний - и механика. В состав геометрии входила и география.

В Древней Греции к VI в. до н. э. сложились наиболее ранние теоретические научные системы, стремившиеся объяснить действительность набором основных положений. В частности, появилась широко распространившаяся на территории Европы система первоэлементов, а философы Левкипп и Демокрит создали первую атомистическую теорию строения вещества, впоследствии развитую Эпикуром. Долгое время наука не была в полной мере отделена отфилософии, а была ее составной частью. Однако уже древние философы выделяли в составе философии космогонию и физику: системы представлений о происхождении и устройстве мира соответственно.

Один из ярчайших представителей древнегреческой философии является Аристотель. Проведя огромное количество наблюдений и составив весьма подробное описание своих представлений о физике и биологии, он тем не менее не проводил экспериментов.

До эпохи научных революций считалось, что создаваемые человеком искусственные условия опыта не могут дать результатов, которые бы адекватно описывали явления, происходящие в природе.

Понятие античной науки

Среди ученых-науковедов наблюдаются две крайние точки зрения в самом понятии науки, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом.

Первая точка зрения говорит о том, что наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в XVI-XVII вв., в период, обычно именуемый великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук - процесса, продолжающегося до нашего времени и теперь уже захватившего ряд областей знания, которые относятся к человеку и человеческому обществу. Античные мыслители, строго говоря, еще не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения были в значительной степени продуктом беспочвенных спекуляций, которые не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически еще не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жестких ограничений. По мнению ее адептов, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, пусть даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных светил; наличие некоторого количества сведений о животном и растительном мире, характерном для данного географического ареала, уже может служить свидетельством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая и ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо возникновение последней отодвигается куда-то очень далеко, в туманную глубь веков.

Обращаясь к начальному периоду развития науки, мы увидим, что там имели место различные ситуации. Так, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Проводя свои наблюдения, вавилонские звездочеты меньше всего интересовались устройством вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, по-видимому, вообще не вставали перед ними. Их задача состояла в том, чтобы пред вычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы, с помощью которых эти материалы обрабатывались, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в собственном смысле слова.

Прямо противоположную картину мы обнаруживаем в Греции. Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян в отношении знания того, что происходит на небе, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания - моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

Признаки и специфика античной науки

Существуют четыре основных признака античной науки. Эти признаки также являются признаками ее отличия от ненауки предшествующей истории:

1. Наука, как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей, средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний;

2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания;

3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний;

4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений можно найти в ней черту принципиально отличающую ее от науки Нового времени. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент - экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени - Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, - такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии - наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Одним из признаков настоящей науки является ее самоценность, стремление к знанию ради самого знания. Этот признак, однако, отнюдь не исключает возможности практического использования научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII вв. заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства, направления нового на использование сил природы в интересах человека. С другой стороны, потребности техники явились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества.

В античную эпоху подобного взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира - в области архитектуры, судостроения, военной техники - не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки.

Специфика античной науки на примере математики

В эпоху античности уровень развития математики был очень высок. Греки использовали накопленные в Вавилонии и Египте арифметические и геометрические знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции критомикенской культуры, нет. История математики в Древней Греции, включая эпоху эллинизма, делится на четыре периода:

- Ионийский период (600-450 до н.э.):

В результате самостоятельного развития, а также на основе определённого запаса знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, математика превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании Математики как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от её длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на анатомической структуре пространства, он вывел формулы для определения объёма конуса и пирамиды. Для математической мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерениях;

- Афинский период (450 – 300 до н.э.):

Развиваются специфические греческие математические дисциплины, наиболее значительной из которых были геометрия и алгебра. Целью геометризации математики, в сущности, был поиск решения чисто алгебраических задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрических образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась математика, вследствие открытия иррациональных величин. Было опровергнуто утверждение, что соотношения любых математических величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т.е. через рациональные величины. Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин;

- Эллинистический период (300 – 150 до н.э.):

В эпоху эллинизма, античная математика достигла высшей степени развития. В течение многих столетий основным центром математических исследований оставался Александрийский Мусейон. Около325 до нэ Евклид написал сочинение «Начала»(13 книг). Будучи последователем Платона он практически не рассматривал прикладные аспекты математики. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учёными западной Европы в 17 веке новой математики переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внёс в разработку математических проблем. Он приблизился к анализу бесконечно малых величин. Наряду с широким использованием математики в прикладных целях и применением её для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция приписывать числа особые, сверхъестественные качества.

- Завершающий период (150 – 60 до н.э.):

К самостоятельным достижениям римской математики можно отнести лишь создание системы грубо приближенных вычислений и написание нескольких трактатов по геодезии. Наиболее значительный вклад в развитие античной математики на заключительном этапе внёс Диофант. Использовав, видимо, данные египетских и вавилонских математиков, он продолжил разработку методов алгебраических исчислений. Наряду с усилением религиозно-мистического интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский. В целом в условиях острого кризиса рабовладельческого способа производства и перехода к феодальной формации в математике наблюдался регресс.



Античностью (с латинского это слово означает «древность» - antiquus) называют эпоху двух великих цивилизаций - Древней Греции и Рима.

Периодизация античности

Отвечая на вопрос о том, что такое античное общество, нужно знать, в какую эпоху оно существовало и на какие периоды делилось это время.

Общепринятой считается следующая периодизация:

1. Ранняя античность - время зарождения греческих государств.

2. Классическая античность - период единства римской и греческой цивилизации.

3. Поздняя античность - время распада Римской империи.

Рассматривая античное общество, нужно учитывать тот факт, что временные рамки здесь точно установить невозможно. Греческая цивилизации появилась раньше римской, а Восточная существовала еще какое-то время после падения Западной. Считается, что эпоха античности - это время с VIII в. до н. э. по VI в. н. э., до начала средневековья.

Появление первых государств

На Балканском полуострове в древности произошло несколько неудачных попыток создания государств. Это был период предыстории

2700—1400 гг. до н. э. - время минойской цивилизации. Она существовала на Крите и имела высокий уровень развития и культуры. Была уничтожена природной катастрофой (извержение вулкана, породившее сильное цунами) и греками-ахейцами, захватившими остров.

Примерно в XVI веке до н.э. в Греции возникла микенская цивилизация. Она погибает в 1200-1100 году до н. э. после вторжения дорийцев. Это время называют еще «темными греческими веками».

После исчезновения остатков микенской культуры начинается первый период античности. По времени он совпадает с концом и формированием раннеклассового общества.

Древнегреческое государство являлось первичной цивилизацией. Оно берет свое начало в первобытном строе, и до него не было предшествующего опыта государственности. Поэтому античное общество испытывало сильное влияние первобытности. Это проявлялось, прежде всего, в религиозном мировоззрении. Человек в этот период рассматривался как Отсюда вытекает главная особенность античности - активная позиция по отношению к миру.

Жизнь в античном обществе: структура и классы

Первые греческие государства развивались очень активно. Этому способствовала борьба между крестьянами и знатью, когда первых последняя пыталась обратить в долговое рабство. Во многих других древних цивилизациях это удалось сделать, но только не в греческой. Здесь демос не только смог отстоять свою свободу, но и добился некоторых политических прав. Конечно, это не значит, что общество в античном мире не знало рабства. И древняя Греция, и впоследствии Рим были

Что такое античное общество и какова его структура? Основным государственным образованием античного мира был полис, или город-государство. Поэтому здесь сложилось общество, совершенно отличное от других стран. Его ядром выступала община. Каждый занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса. Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные. Гражданский статус - главное достижение античного общества. Если в других странах население жило в строгих рамках сословий, то в Греции и Риме более важным было наличие статуса гражданина. Он позволял демосу на равных со знатью принимать участие в управлении полисом.

Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:

2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.

3. Торговцы.

4. Военные.

5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.

Наука и культура античного общества

Первые научные знания были получены еще в далекой древности, в государствах Востока. Этот период называют преднаучным. В дальнейшем эти учения получили свое развитие в Древней Греции.

Наука античного общества - это появление первых научных теорий, основных понятий, трактатов и сообществ. В это время происходит формирование и зарождение многих современных наук.

В своем развитии наука античности прошла долгий путь:

1. Ранний этап - VII-IV вв. до н.э. Это время естествознания и философии. Первые ученые-философы в основном интересовались проблемами природы, а также поиском первоосновы всего живого.

2. Эллинский этап - он характеризуется расчленением единой науки на отдельные направления: логику, математику, физику, медицину. Это время считается высшим расцветом античной науки. Создают свои великие труды Евклид, Аристотель, Архимед, Демокрит.

3. Римский этап - время упадка античной науки. Из наиболее важных достижений этого периода можно выделить астрономию Птолемея.

Главный успех науки античного времени заключается в формировании отдельных направлений, создании первой терминологии и методов познания.

Философия античного общества и ее знаменитые представители

Возникла она в VII—V вв. до н. э. в Греции и делится на следующие этапы:

1. Натурфилософия, или ранняя классика. Философы этого времени в первую очередь интересовались вопросами космологии. Яркие представители: Фалес, Пифагор, Демокрит.

2. Классика - это период расцвета время, в котором жили ее самые яркие представители: Сократ, Платон, Евклид, Аристотель. Здесь впервые на смену вопросам натурфилософии пришел интерес к проблеме добра и зла, этики.

3. Философия эллинизма - в это время начинается активное развитие философской мысли под влиянием древнегреческих ученых. Самые знаменитые представители: Сенека, Лукреций, Цицерон, Плутарх. Появляется много направлений эпикуреизм, неоплатонизм и стоицизм.

Влияние античности на современную культуру

Древнюю Грецию и Рим поэтично называют колыбелью современной цивилизации. Несомненно, античное общество оказало колоссальное влияние на развитие других стран и народов. Науки, театр, спортивные соревнования, комедия, драма, скульптура - не перечислить всего, что подарил античный мир современному человеку. Это влияние до сих пор прослеживается в культуре, быту и языке многих романских народов и жителей Средиземноморского региона.

БРЯНСК 2012

1) Введение…………………………………………………………………3

2) Основные этапы развития античной философии……………………..7

3) Философы «физиса»………………………………………………….…9

4) Академии Платона и Аристотеля…………………………………...…11

5) Эллино-римский период в античной философии…………………….15

6) Заключение……………………………………………………………...28

7) Список используемой литературы…………………………………….29

Введение

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поэтому постараемся пусть очень кратко, в самых общих чертах, что-то сказать о личности рассматриваемого мыслителя. Дофилософские формы сознания: проблема источников философии. В исторической философии достаточно твердо установлено, что исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого строя была мифология. И обычно становление науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще формы теоретического освоения мира выражается формулой. От мифа к логосу, или, более развернуто от мифологических представлений к теоретическому мышлению. Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе. В условиях, когда философское мышление только еще пробуждается, да, впрочем, и на протяжении всего периода становления философии, в общественном сознании в целом господствует миф. Следует при этом отметить, что возникающее философское мышление застает миф уже не в его первозданном виде. Он уже преобразован, систематизирован, во многом переосмыслен в эпосе и теогониях, представленных в Древней Греции и Гомером и Гесиодом. Они и дают нам тот непосредственный облик мифа, который предшествует философии, и все более преобразуется и разлагается под воздействием искусства и элементарных форм научного знания, свойственных той эпохе. Миф - многослойное и полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность, непосредственно данных человеку,естественных отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, соц. , и производственные функции распред5лены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный мир, может быть даже более реальный, чем мир обыденный. Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально – чувственный – и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный – и сверхъестественный. Главная его функция – регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря мифология – это форма практически духовного освоения мира. Именно поэтому она, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы. Для того чтобы эти возможности в достаточной мере реализовались, потребовалось длительное развитие общества и самого первобытного сознания. Потребовалось, в частности, чтобы род мог стать над родом, благородный над подлым, а индивид достаточно выделился из рода, став действительным субъектом труда, общественной жизни и познания, конечно, в той мере, в какой это допускал уровень развития общества и личности. Такое развитие происходит на протяжении огромного промежутка времени, когда завершается развитие прервобытно-общинной формации и открывается эпоха раннего рабовладения.(И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989.Стр. 41-79) В это время осуществляется переход от собирающего и охотничьего хозяйства к производящему, от камня к металлу, а от фетишизма к анализу. Процесс разложения мифа и перехода от него к иным формам общественного сознания четко прослеживается именно в Греции. Исходный пункт этого процесса – мифология, представленная уже во вторичной форме эпоса, а также в Теогонии Гесиода и примыкающих к ней теогониях других авторов, сохранившихся в отрывках. Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера, Илиада и Одиссея. О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: Мы все - вода и земля Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод – крестьянский поэт, автор знаменитых Трудов и дней и Теогонии. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме Олимпийских богов. Родословная богов начинается так: в начале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождается Эрос и Эреб – начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо – видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. От брака Геии и Урана, то есть Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны-гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов –Кроноса берет начало новое поколение богов: сын Кроноса – Зевс в борьбе за власть отсекает у отца, мужское достоинство, которое с огромной небесной высоты падает в море, поднимая сильную волну, а из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви Афродита. Богиня справедливости Дике и не6обходимости есть начало всякого земного рождения – та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и наоборот, мужчиной с женщиной, она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из богов.(“Введение в философию” Вундт. Издательство: М., «ЧеРо», «Добросвет» Год: 2001.Стр 7-11) Начинается уже историческая полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса –олимпийцев, а отсюда – романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы, это упоительная фантастическая череда любовных приключений богов. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу (Логос - корневая основа логики), Однако логос не вытесняет мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.(«Античная философия» Богомолов, 2-е издание, Москва, 2006 стр 81-196)



Основные этапы развития античной философии.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.
Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой.
Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.
Второй этап - период расцвета греческой философс кой мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей.(В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 17-54) Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.
Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.
Третий этап греческой философии - эллинистический - характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Философы «физиса».

Фалес Милетский из Ионии, с которого начинается греческая философия, жил примерно в последние десятилетия VII и первую половину VI в. до н.э. В его лице мы имеем не только философа, но и ученого, и благоразумного политика. Неясно, писал ли он книги. Известны лишь его мысли в передаче через устную традицию.

Будучи инициатором философии "физиса", он полагал первопричиной всего воду. Осмысление этого тезиса делает возможным понимание революции, взявшей начало от Фалеса и приведшей к созданию философии.

"Первопричина" (arche) не есть термин Фалеса (возможно, он был введен в оборот его учеником Анаксимандром, хотя некоторые полагают его еще более поздним), тем не менее, именно этот термин отсылает к понятию quid, того из чего происходят все вещи. Эта праоснова, как видно из аристотелевской экспозиции взглядов Фалеса и первых физиков, есть и то, из чего проистекает все сущее, и то, во что все разрешается. Она - некая существенность, остающаяся постоянной при всех превращениях.

Эта праоснова первых философов Фалесом была обозначена термином "физис", physis , что означало природу не в современном смысле этого слова, но в первоначальном смысле, - первой и фундаментальной реальности, того, что "первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще" (J. Burnet).

"Физики", или "натуралисты", суть те философы, стало быть, мысль которых вращается вокруг "физиса". Войти в духовный горизонт этих первых философов можно, лишь поняв архаичный смысл этого термина, отличающийся от современного его значения.

Однако необходимо еще прояснить смысл совпадения первоосновы с водой.

Косвенная традиция приписывает Фалесу высказывания о том, что "питание всех вещей влажно", что "семена и зерна всего сущего имеют влажную природу", почему высыхание всего есть смерть. Жизнь связана с влагой, а влага предполагает воду, значит, все приходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивается в воде.

Уже в античности были попытки найти этим утверждениям Фалеса аналоги у тех (Гомера, к примеру), кто полагал Океан и Тефиду отцом и матерью всего. Кроме того, были попытки связать идеи Фалеса с заклинаниями Богов на реке Стикс в преисподней. Ведь то, на чем произносятся клятвы, есть начало, и оно превыше всего. Однако отличие позиции Фалеса от этих представлений очевидно. Последние основаны на фантазии и мифе; Фалес высказывает свои суждения согласно разуму, основывает их на логосе. Вдобавок ко всему, уровень рациональности у Фалеса был таков, что на основе изучения небесных феноменов ему удалось предсказать, к всеобщему изумлению горожан, затмение солнца (возможно, в 585 г. до н.э.). Его именем названа одна из теорем геометрии.(В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр 201-219)

Но не стоит думать, что вода Фалеса есть то, что мы пьем, что она из ряда физико-химических элементов. Фалес мыслил воду как "физис" - жидкий, текучий, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Фалес - "натуралист" в античном смысле слова, но совсем не "материалист" в современном понимании. Его вода соотносилась с божественным началом. "Бог, - говорил он, - есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден", поэтому он - основа всего. Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум, из него можно вывести всех богов фантастико-поэтического пантеона.

Когда Фалес утверждал, что "все полно богов", он хотел лишь сказать, что все пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то все живо и все имеет душу (панпсихизм). Магнит был для Фалеса примером универсального анимизма вещей.

С Фалесом человеческий логос уверенно пустился в путь завоевания реальности - как целого, так и частей, которые стали объектами частных наук.

РЕФЕРАТ

Этапы развития античной цивилизации

Чита - 2009г.

Введение

Под античной культурой понимается культура древних Греции (с I тыс. до н.э.) и Рима. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими (от лат. Classicus - «образцовый», «Первоклассный» - отсюда произошло название художественного стиля XVII-XVIII вв. - классицизм, т.е. ориентированный на античность).

Греческая культура развивалась стремительно: всего за два-три столетия она проделала огромный путь от архаики до классики.

Культура Древней Греции обладала рядом существенных особенностей. Во-первых, античная Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств-полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей.

Отличительной особенностью греческой культуры была также ее агональность (состязательность), которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр.). Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей понятию «калокагатия» (в переводе с греч. - прекрасный и добрый), - идеал гражданских добродетелей, осчетающий в себе военные качестве (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.). Важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис - очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для нее. Греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры.

История греческой культуры прошла в своем развитии следующие этапы:

Крито-микенский (эгейский);

Гомеровский;

Архаический;

Классический;

Эллинистический.

Рассмотрим их.

1. Крито-микенская культура

Под крито-микенской, или эгейской, культурой понимается культура бронзового века (III - II тыс. до н.э.), господствовавшая в Восточном Средиземноморье (остров Крит) и в некоторых местах материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос и др.). Эгейская культура отличалась большим сходством с культурой Древнего Востока, особенно Египта.

Центрами критской культуры были монументальные дворцовые комплексы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. Знаменитый Кносский дворец царя Миноса своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и открытыми дворами. Подземные помещения этого дворца в древности называли Лабиринтом, а греческие мифы сделали его местом обитания Минотавра - получеловека - полубыка. Самой известной достопримечательностью Кносского дворца была великолепная фресковая живопись, украшавшая его стены, а также замечательные керамические вазы с растительными и морскими (изображения осьминогов, моллюсков, рыб) мотивами.

Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критской, но была намного примитивнее. Греки-ахейцы строили мощные оборонительные сооружения: символами могущества ахейских царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные толстыми стенами, сложенными из огромных каменных квадров.

Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы, или толосы. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, героя Троянской войны. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.


Культура гомеровского времени (XI-IX вв. до н.э.)

Гомеровский период часто называют «темными веками» в истории Древней Греции, т.к. наши знания о нем скудны и отрывочны. Практически единственным источником наших представлений о культуре этого времени является гомеровский эпос - поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер. Данные археологии подтверждают свидетельства гомеровских поэм о том, что в то время в Греции отсутствовали монументальная архитектура и письменность, а греки жили родоплеменным строем. Это означает, что по сравнению с крито-микенской эпохой Греция в своем социальном развитии сделала значительный шаг назад. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. начинается интенсивное развитие античного общества, и Греция далеко обгоняет соседние страны, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса.

В «Илиаде» рассказывается о событиях последнего года осады греками Трои, также в ней описывается и предыстория Троянской войны. Сюжет «Одиссеи» связан с возвращением из-под Трои Одиссея - царя греческого города Итаки.

Замечательной особенностью гомеровского эпоса является то, что в нем дается детальная характеристика олимпийского пантеона. Греки представляли своих богов именно такими, какими их изобразил Гомер.

Если боги схожи у Гомера с людьми, то люди - герои его поэм - с богами.

микенский храм греческий культура

3. Архаическая культура (VIII-VI вв. до н.э.)

Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции.

Одним из наиболее важных открытий архаической культуры было создание греками своей системы письменности. Греки заимствовали у финикийцев семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных.

Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства - архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.

Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры - колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела.

В VIIв. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический.

Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев - одного из греческих племен, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна - также строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками - каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки эхина и квадратной плиты - абака. Архитрав был простым и гладким, фриз образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом.

Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов.

Культура эпохи высокой классики (V в. до н.э.)

Классическая эпоха - вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.

Художественная культура Афин V в. до н.э. переживала пору блестящего расцвета: там за короткий срок был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, там создавали свои знаменитые статуи выдающиеся скульпторы - Мирон, Фидий, Поликлет, работали великие драматурги-трагики - Эсхил, Софокл и Еврипид, и прославленные философы - Сократ, Демокрит, Протагор и др.

Если эпоха архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии - жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, т.е. очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности.

Как и в других областях греческой культуры, в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию.

В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.

Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны и фризы.

Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя - самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе Греко-персидских войн, он был отреставрировал в середине V в. до н.э.

Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой - преодолела многочисленные условности предшествующего периода.

Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность.

Культура эпохи эллинизма (конец IV в. - конец I в. до н.э.)

Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи - эллинизм (от греч. - «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств - Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. - представляла собой синтез греческих (Греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, - «семь чудес света».

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений м многообразию жанров. Однако она значительно уступает классической: традиционные жанры продолжали существовать, но литература теряет свою непосредственность и становится более рассудочной, изысканной и виртуозной.

Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка).

Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору, территорию храма, палестру, существовавшие в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры - наиболее примечательные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности - эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IV-I вв. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры.

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация.

Вывод

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, а самым важным ее завоеванием было отношение к человеку как к подлинной ценности, как к мере всего сущего. В греческой культуре нашли детальное осмысление такие понятия, как гражданская свобода и равноправие, гражданский долг, гармоническое развитие личности и др. Наша европейская цивилизация развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской).

В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейский Ренессанс начался с возрождения античности и ее памятников.

Мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами

Гекзаметр - шестистопник - особый стих древнегреческого языка

Капителей - размер верхней части колонны

Баз - размер оснований колонны

Ордер (от лат. слова порядок, строй) - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей зданий в стоечно-балочной конструкции.

Антаблемент - перекрытие поддерживаемое колонными

Архитрав - нижняя часть антаблемента, лежащая на капителях колонн, имеет вид широкой балки

Фриз - часть антаблемента между архитравом и карнизом, иногда заполненная скульптурным рельефом.

Катарсис - очищение, облагораживание людей

Орхестр - круглая площадка

Агон - состязательность

Фронтон - треугольное пространство, образуемое двускатной крышей и карнизом

Агора - площадь для народных собраний

Используемая литература:

1. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура: М.: Издательский центр АЗ, 2008, 332 с.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 2007 г.

Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. М.: 2008. - 333 с.

Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

  1. Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.
  2. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.
  3. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.
  4. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.
  1. Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним.
  2. В центре внимания всех философов находится Космос (миропорядок) и «фюсис» – природа (внутренняя суть всех вещей).
  3. Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Главное направление философской мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира; и дискуссии о том, что считать первоначалом.
  4. Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются в качестве самостоятельных тем для размышления, а рассматриваются в рамках всеобщих законов Космоса.
  5. Активное участие большинства философов-«досократиков» в общественной и политической жизни родного полиса.
  6. Единство философского и научного знания: в рамках философии зарождаются: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология.

Философы доклассического этапа : Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

: милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.

Классический этап античной философии

  1. Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира.
  2. Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию.
  3. Противопоставление относительного («человек есть мера всех вещей») и абсолютного знания.
  4. Появляется идеалистическая версия происхождения сущего (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом.
  5. Философия совмещает два аспекта: научный (образование философских понятий – «первооснов бытия») и воспитательный – образование человека. Создаются первые философские системы и учебные заведения (платоновская Академия, Ликей Аристотеля).
  6. Некоторые мыслители ведут философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).

Философы классического этапа : софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический этап античной философии

  1. Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ.
  2. Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
  3. Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
  4. Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни».
  5. Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни).
  6. Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.

Философы эллинистического этапа : Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.

Основные философские направления (школы) : эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.

Римский этап античной философии*

  1. Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений.
  2. Преобладание идеализма над материализмом.
  3. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога).
  4. Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями.
  5. Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства.
  6. Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.

Философы римского этапа : Плутарх, Аттик, Плотин.

Основные философские направления (школы) : неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.

Список полезной литературы

  1. «История философии: Учебник для вузов» / Под редакцией В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Академический проект, 2008 г.
  2. «Философия: Учебник для вузов» / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
  3. «История философии: учебник» / Алексеев П.В. – Москва: Проспект, 2013 г.
  1. «Философия (конспект лекций)». Пособие для подготовки к экзаменам / Автор-составитель: Якушев А.В. – М.: Издательство ПРИОР», 2002 г.
  2. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. – СПб-Питер, 2004 г.
  3. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители обновлено: Ноябрь 7, 2017 автором: Научные Статьи.Ру