Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей. Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей Предрейсовый медосмотр водителя обязательно с

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  3. Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
    «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
    «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
    «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Обязательный журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 размещен далее, составляется в конце каждой смены в целях наблюдения за состоянием здоровья лиц, имеющим доступ к управлению транспортными средствами. В чем состоит сущность таких мероприятий? Кто назначается ответственным лицом за их организацию? В каком порядке заполняется документ в 2017 году? Поговорим обо всех нюансах подробнее.

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Читайте в статье:

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены "О безопасности дорожного движения".

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров". Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Как установлено п. 9 "Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 . Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в . Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

До 2015 года многие компании избегали получения лицензии, принимая в штат врача с действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить эту процедуру на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Порядка № 835н).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на её получение. Этот документ является бессрочным (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании) и, при необходимости, позволяет оказывать услуги сторонним организациям.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Для тех компаний, в штате которых имеется один-два водителя, содержание собственного медицинского кабинета и врача (фельдшера) нецелесообразно экономически. Оптимальным решением будет заключение договора на оказание услуг с лицензированной организацией.

При выборе обслуживающей компании стоит обратить внимание на:

  • территориальное расположение;
  • стоимость предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • репутацию медицинского центра.

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Для допуска к проведению процедуры медперсонал должен пройти специализированный курс обучения и получить сертификат или диплом.

Цены могут кардинально отличаться от региона к региону. В Новосибирской области цены начинаются от 50 руб. за один осмотр одного водителя. В Москве же начальная цена – от 100 руб. Многие медучреждения предоставляют услугу выезда к работодателю, что снимает проблему доставки водителей. Однако цена при этом увеличивается.

Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей должны составлять юристы компании. Здесь мы проводим пример этого документа.

Оформление результатов предрейсового медосмотра

Медицинский работник по итогам проверки состояния здоровья дает свое заключение. Пункт 14 Порядка № 835н подразумевает внесение заключения в журнал.

В нем указывается следующая информация:

  • время проведения осмотра;
  • данные работника (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты исследования;
  • заключение медработника;
  • подписи водителя и медработника.

Печать "Медосмотр пройден" проставляется на путевом листе только в том случае, если состояние здоровья водителя не вызывает сомнения у врача. Такая печать должна содержать данные о времени проведения освидетельствования, а также подпись и расшифровку ФИО медработника.

Без штампа путевой лист будет не действительным. Об итогах проверки сообщают руководителю. При отклонении в состоянии сотрудника ему выдается справка о состоянии, он и направляется в медучреждение для оказания помощи.

Чем чреваты нарушения при проведении предрейсового медосмотра водителей

Нарушение установленных норм влечет за собой наложение ответственности на должностное лицо или организацию. Так, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность в виде административного штрафа за отсутствие медосмотра в размере:

  • от 15 до 25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • от 110 до 130 тыс. руб. для ЮЛ.

Повторное нарушение приведет к увеличению административной ответственности:

  • для должностных лиц и ИП – до 40 тыс. руб. или дисквалификация на период до 3 лет;
  • для ЮЛ – до 200 тыс. руб. или приостановка действия организации до 90 суток (ч. 5 ).

Нарушение порядка также грозит штрафом, однако в меньшем размере ():

  • должностные лица – 20-30 тыс.руб.;
  • организации и ИП – 30-50 тыс.руб.

Вместе с тем имеется ряд указаний о том, какие сведения должны быть зафиксированы в нем (см. выше). С учетом этих указаний организация может самостоятельно разработать названный документ. Чаще всего на практике используется форма журнала, предложенная в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (далее - приказ № 555), в которой предусмотрено место для большинства необходимых сведений. Добавив к указанному шаблону ряд требуемых современным законодательством данных, его можно использовать. Образец заполнения названного документа можно скачать по представленной ниже ссылке: Журнал предрейсового осмотра - пример заполнения. Сколько времени должен храниться журнал предрейсового медицинского осмотра водителей? «Перечень…», утв.

Образец журнала предрейсового (предсменного) медицинского осмотра водителей

Кроме того, в этом случае вся внесенная в журнал информация должна заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. Правила хранения журнала предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей Порядок хранения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2017-2018 годов формально законодательством не урегулирован. При этом есть пп. 646–647 Перечня типовых управленческих архивных документов (утв.

приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558), которые требуют хранить документацию по охране труда в течение 5 лет. Таким образом, после заполнения журнала руководство предприятия должно отправить его на хранение в архив организации на ближайшие 5 лет - лишь по истечении этого срока документ может быть уничтожен.

Кто должен вести журнал предрейсовых медосмотров водителей?

Журнал предрейсового медосмотра водителей в 2017-2018 годах: основные требования к содержанию Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей - образец оформления Сколько времени должен храниться журнал предрейсового медицинского осмотра водителей? Журнал предрейсового медосмотра водителей в 2017-2018 годах: основные требования к содержанию Итоги проведения предрейсовых медосмотров в обязательном порядке заносятся в специальный журнал (далее - журнал), согласно п. 14 «Порядка…», утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - приказ № 835н). При этом в названный журнал должны быть внесены следующие данные:

  • дата и время осуществления медосмотра;
  • фамилия, имя, отчество водителя;
  • пол водителя и дата его рождения;
  • итоги медосмотра (фиксация жалоб, признаков опьянения и т.

Каков срок хранения журналов предрейсовых медицинских осмотров водителей?

Что включает предрейсовый медосмотр? Медицинское обследование проводит медперсонал, прошедший специальный курс обучения. Обычно такую подготовку проводят на базе имеющегося психдиспансера. По окончании обучения медик получает сертификат, дающий право на проведение данной процедуры.
Предрейсовый медосмотр включает:

  1. Опрос водителя о жалобах на самочувствие.
  2. Визуальный осмотр: походка, разговорчивость, реакция на вопросы.
  3. Измерение артериального давления, пульса, температуры.
  4. Анализ (с помощью алкотестов) на наличие остатков алкоголя в организме, похмельный синдром.

При обнаружении алкоголя или неудовлетворительного состояния здоровья водителя его направляют для обследования в поликлинику.

Предрейсовый медосмотр водителей

Главная / Полезная информация / Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей образец 2018 По правилам охраны труда ни один водитель транспортного средства не может приступить к управлению транспортным средством, пока не пройден предрейсовый медицинский осмотр. Результаты осмотра записывают в специальный журнал. Существуют определенные требования как к сотруднику, ответственному за организацию медосмотра, так и к журналу учета. Зачем нужны предрейсовые осмотры Организация и проведение таких осмотров водителей транспортных средств являются обязательными, а их отсутствие – это нарушение статьи 213 Трудового Кодекса РФ.
Проведение осмотров регламентирует и другие НА, направленные на обеспечение безопасности на дорогах: Федеральный Закон №196. Время для проведения медицинского осмотра отводится перед началом смены водителя.

Журнал предрейсовых медосмотров: образец заполнения 2017г

Внимание

Коммерческим организациям соблюдать все требования к оборудованию специальных помещений для хранения документов необязательно (абз. 3 введения к Правилам, одобренным решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., п. 1.1 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19). Ответственность за нарушения, допущенные при работе с архивными документами За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов предусмотрена административная ответственность (ст. 13.20 КоАП РФ). Меры ответственности – предупреждение или административный штраф в размере: <…


Нина Ковязина,заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
  1. Ответ:Как хранить документы в кадровой службе
    • от 100 до 300 руб. для граждан;
    • от 300 до 500 руб.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей образец 2018

Результаты медицинских исследований фиксируются в специальном журнале, ведение которого - обязанность работодателя, установленная Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее - Порядок). При этом п. 14 Порядка требует указывать в журнале предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2017-2018 годов следующую информацию:

  • дату проведения процедуры;
  • время медицинских манипуляций;
  • фамилию и инициалы работника;
  • дату его рождения;
  • пол работника;
  • результаты медицинских манипуляций;
  • заключение.

Образец заполнения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей Российское законодательство не устанавливает унифицированной формы этого документа.
Антон Хабиров 14.03.2014 комментариев 9 пройти обучение по ОТ, ПБ, ООС и ГОЧС Вопрос от Ольги Добрый день! такой вопрос: если по договору наши водители проходят предрейсовый медосмотр в медкабинете сторонней организации и к нам приходит уже с заполненным медиков путевым листом, должен быть в нашей организации журнал предрейсовых медосмотров водителей. в медкабинете исполнителя ведется один журнал с регистрацией осмотров водителей всех компаний, кому они оказывают услуги. Достаточно ли нам при проверке будет предъявить договор, лицензию и акты выполненных работ? Ответ для Ольги Приветствую, Ольга.

Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится

Инфо

Однако при его составлении работодатель может ориентироваться на форму, утвержденную приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555. Согласно п. 5 приложения № 9 к данному приказу журнал оформляется в виде таблицы с графами, в которых отражается следующая информация:

  • дата медицинского осмотра;
  • порядковый номер;
  • фамилия и инициалы работника;
  • табельный номер сотрудника;
  • жалобы на состояние здоровья;
  • температура тела;
  • уровень артериального давления;
  • данные теста на алкоголь;
  • частота пульса;
  • причины направления на осмотр;
  • подпись медика.

Ведение документа, согласно п. 15 Порядка, допускается как на бумажном, так и на электронном носителе. При выборе первого варианта журнал должен быть распечатан на листах бумаги формата А4, при этом все листы необходимо пронумеровать и скрепить шнуровкой.

Важно закрепить шнуровку специальной пломбой с указанием количества скрепленных листов и заверить печатью работодателя (при наличии таковой). Такой способ позволяет защитить документ от фальсификации и замены страниц посторонними лицами. Записи в журнале должны быть заверены подписями освидетельствуемых сотрудников.
Исправления заверяются надписью «исправленному верить» и подписью ответственного должностного лица. Титульный лист должен содержать название и адрес предприятия, даты начала и окончания ведения документа. Работодатель может изготовить документ самостоятельно или приобрести готовый вариант.


Образец заполнения журнала вы можете найти на нашем сайте. Если руководство компании предпочитает вести документ в электронном виде, необходимо учесть требование законодательства, согласно которому обязательно должна быть возможность распечатки страниц журнала.
Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). Форма акта приведена в Правилах, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. В акт комиссия включит все дела организации, срок хранения которых истек к 1 января года, в котором составляется акт.


Например, дела с трехлетним сроком хранения, законченные в 2007 году, могут быть включены в акт не ранее 1 января 2011 года (абз. 1 п. 2.4.5 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). Требования к уничтожению документов Уничтожать документы самовольно, без составления акта категорически запрещено.

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее - Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью "Как не допустить ошибок, проводя медосмотры" на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований - эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2. Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
- предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
- послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров - выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

Кто проводит осмотр

По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств")):
- медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
- на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
- на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.

Проведение осмотра

Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр") и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.

Последствия выявления нарушений

В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
- ст. 12.32 КоАП РФ - за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании - до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
- ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра. Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 - 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 - 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
- ст. 11.32 КоАП РФ - за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний - 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) - п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
- ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект - перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.