Классификация дорожно транспортных происшествия. Дорожно-транспортные происшествия Происшествие при котором движущиеся механические транспортные средства

Классификация происшествий и документы

Для учета и анализа ДТП подразделяются на 10 видов, в зависимости от их характера, их формулировки желательно знать, чтобы правильно указывать в документах.

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

Опрокидывание - происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет: опору моста, столб, дерево, ограждение и т. п.

Наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое средство, получив травму.

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.

Наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных, за исключением фуражных, вьючных или верховых животных либо повозок, транспортируемых этими животными.

Падение пассажиров - происшествие, при котором пассажир упал с движущегося механического транспортного средства. Пассажиром называется любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем. К этому виду происшествия не относятся падения, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических средств или их наезде на неподвижные предметы.

Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этим происшествиям могут быть отнесены сходы трамваев с рельсов, не вызвавшие столкновения или опрокидывания, падение перевозимого груза на людей и др.

Погибшими считаются люди, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи последующих суток (это только для статистики, а не для суда).

В число раненых включаются люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации на срок не менее суток либо назначения амбулаторного лечения.

Ниже приведен перечень документов, необходимых для производства всех видов расследований и для судебной автотехнической экспертизы (участникам происшествий или адвокатам необходимо позаботиться об их подготовке соответствующими службами, т. к. неполный набор документов может препятствовать вынесению объективного решения суда):

Первичные документы: протокол осмотра места ДТП, схема ДТП, протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства, справка по ДТП;

Объяснения участников происшествия и свидетелей,

Вещественные доказательства;

Акт медицинского освидетельствования для установления состояния алкогольного опьянения.

Постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы - в случае возбуждения дела;

Заключения экспертных комиссий;

Объекты, подлежащие исследованию, - транспортное средство и его части, другие вещественные доказательства;

Протокол следственного эксперимента, если он проводился;

Справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП (при необходимости);

Справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне ДТП (при необходимости);

Сведения о продолжительности работы фаз светофоров (при необходимости);

Протоколы допросов свидетелей (при необходимости);

Сведения об участниках и свидетелях ДТП;

Удостоверения на право управления транспортом соответствующей категории;

Медицинские справки на право управления автотранспортом;

Краткая доврачебная оценка состояния здоровья участников ДТП и пострадавших.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Реестр Windows автора Климов Александр

Из книги Энциклопедия начинающего водителя автора Ханников Александр Александрович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Классификация дорожно-транспортных происшествий и их причины Начинающий водитель никогда не предполагает, что дорожно-транспортное происшествие произойдет именно с ним. Конечно, если он соблюдает необходимые меры предосторожности при управлении автомобилем, не

Из книги Использование возможностей экспертизы пахучих следов человека при раскрытии и расследовании имущественных преступлений: Методические рекомендации автора Старовойтов Василий Иванович

Анализ причин дорожно-транспортных происшествий Положение и скорость автомобиля на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения, является безопасной дорожно-транспортной ситуацией. Положение и скорость автомобиля на дороге, при которых в

автора Волгин В.

Где с авиалайнерами случается больше происшествий – на земле или в воздухе? Статистика авиационных происшествий показывает, что на земле (во время разбега самолета при взлете, в процессе торможения при посадке и даже просто при выруливании к нужному месту летного поля) с

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Из книги Защитная книга водителя автора Барбакадзе Андрей

Документирование происшествий Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей,

Из книги Справочник водителя 2016. Штрафы, оформление ДТП и нарушений, страхование автора Барбакадзе Андрей

Разбор происшествий Как правило, дело о нарушении ПДД, повлекшим материальный ущерб, рассматривается в подразделении ГИБДД по месту ДТП. Дело должно рассматриваться в присутствии участников.Оказавшись участником ДТП - виновным или потерпевшим, вспомните свои права

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий Управление автомобилем требует от человека выдерживания такого безопасного режима движения, который учитывал бы постоянное изменение ситуации. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление,

Из книги Статья по выбору снаряжения для туриста-новичка автора estimata

Классификация дорожно-транспортных происшествий Автомобильный транспорт наиболее опасный из всех видов транспорта. Каждый год в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых ежегодно погибает более 300 тысяч человек и примерно в 30 раз

Из книги автора

Виды дорожно-транспортных происшествий 1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства сталкиваются между собой, либо с внезапно остановившимся транспортным средством (из-за неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, жестом

Из книги автора

Краткий анализ дорожно-транспортных происшествий Причины ДТП могут быть субъективными (нарушение ПДД любым участником движения, правил безопасности движения, правил технической эксплуатации транспортных средств) и объективными (недостатки в обустройстве и

Из книги автора

Оформление дорожно-транспортных происшествий и наказаний за нарушения

Из книги автора

Документы и справочники Барышников М. Н. Деловой мир Санкт-Петербурга. Исторический справочник. СПб., 2000.Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 77. СПб., 1903.Великий князь Александр Александрович. Сборник документов. М., 2002.Высочайше утвержденный церемониал

Из книги автора

1.2. Документы На всякий случай возьмите документы. Брать оригиналы или брать копии - каждый решает сам для себя. Но в любом случае, надо защитить их от

Вы попали в ДТП

Что такое дорожно-транспортное происшествие?

Дорожно-транспортное происшествие - событие, воз­никшее в процессе движения по дороге транспортного сред­ства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооруже­ния.

На какие виды делятся ДТП?

Для учета и анализа ДТП подразделяются на 10 видов, в зависимости от их характера. Их формулировки водителям желательно знать, чтобы правильно указывать в документах.

  1. Столкновение - происшествие, при котором движу­щиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
  2. Опрокидывание - происшествие, при котором меха­ническое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные пред­меты.
  3. Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет: опору моста, столб, дерево, ограж­дение и т.п.
  4. Наезд на пешехода - происшествие, при котором ме­ханическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспор­тное средство, получив травму.
  5. Наезд на велосипедиста - происшествие, при кото­ром механическое транспортное средство наехало на челове­ка, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двига­теля), или он сам натолкнулся на движущееся механическое средство, получив травму.
  6. Наезд на стоящее транспортное средство - проис­шествие, при котором механическое транспортное сред­ство наехало или ударилось о стоящее механическое сред­ство.
  7. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при ко­тором механическое транспортное средство наехало на уп­ряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.
  8. Наезд на животных - происшествие, при котором ме­ханическое транспортное средство наехало на диких или до­машних животных, за исключением фуражных, вьючных или верховых животных либо повозок, транспортируемых этими животными.
  9. Падение пассажиров - происшествие, при котором пассажир упал с движущегося механического транспортного средства. Пассажиром называется любое лицо, кроме водите­ля, находящееся в транспортном средстве или на нем. К это­му виду происшествия не относятся падения, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических средств или их наезде на неподвижные предметы.
  10. Прочие происшествия - происшествия, не относя­щиеся к перечисленным выше видам. К этим происшестви­ям могут быть отнесены сходы трамваев в рельсов, падение перевозимого груза на людей и т.д.

Кто считается погибшим при ДТП?

Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транс­портного происшествия либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток.

Кто считается раненым при ДТП?

Раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необхо­димость амбулаторного лечения.

Кто осуществляет учет дорожно-транспортных происшествий?

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществля­ется:

  • органами внутренних дел;
  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобиль­ными дорогами, владельцами ведомственных и част­ных дорог.

Какие сведения не включаются в государствен­ную статистическую отчетность о дорожно- транспортных происшествиях?

В государственную статистическую отчетность не вклю­чаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • во время проведения мероприятий по автомобильно­му или мотоциклетному спорту (соревнования, тре­нировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприя­тия;
  • при выполнении транспортными средствами техно­логических производственных операций, не связан­ных с перевозкой людей или грузов (прокладка тран­шей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, ус­тановка мачт, опор и т.п.);
  • в результате стихийных бедствий;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двига­теля при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
  • в сбязи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невме­няемости;
  • в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Классификация дорожно транспортных происшествия


К дорожно-транспортным происшествиям относятся происшествия, возникшие в процессе движения механических транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

К дорожно-транспортным происшествиям не относятся:
— происшествия с тракторами и другими самоходными механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, рытье траншей и т. п.), вследствие нарушения правил эксплуатации.и техники безопасности;
— пожары на движущихся механических транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Не учитываются также следующие дорожно-транспортные происшествия:
— материальный ущерб от которых, определяемый как сумма убытка от повреждения транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также гибели животных, составляет менее 100 руб.;
— возникшие в результате умышленных действий, направленных на причинение ущерба жизни, здоровью людей или материального вреда;
— явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;
— возникшие в результате стихийных бедствий; происшедшие на закрытых территориях предприятий, учреждений, аэродромов, воинских частей и других охраняемых объектов;
— возникшие во время спортивных соревнований, когда по собственной вине пострадали водители-спортсмены или другие участники соревнований.



Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
— столкновение - происшествие, возникшее в результате столкновения движущихся транспортных средств между собой или с железнодорожным составом;
— опрокидывание - происшествие, при котором транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;
— наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижные предметы на проезжей части улицы (дороги) или обочине (строительные материалы, механизмы, устои мостов, ограждения и т. п.);
— наезд на пешеходов - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущиеся транспортные средства, получив при этом травму;
— наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без подвесного двигателя, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство и при этом велосипедист получил травму;
— наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее механическое транспортное средство или ударилось о него;
— наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;
— наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая упряжных, вьючных или верховых животных либо повозки, транспортируемые этими животными);
— падение пассажира - происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического’ транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падение, происшедшее при столкновении, опрокидывании механических средств или их наезда на неподвижные предметы;
— прочие происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этому виду происшествий относятся сходы трамвая с рельсов (не вызывающие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

чрезвычайный природный антропогенный алкоголизм курение

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Транспортные аварии (катастрофы):

  • · товарных поездов;
  • · пассажирских поездов;
  • · речных и морских грузовых судов;
  • · на магистральных трубопроводах и др.

Одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, в том числе и России, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров, является транспорт. Его основные виды - автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и трубопроводный.

По данным ООН, ежегодно в мире в результате автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает около 300 тыс. человек, 8 млн. человек получают ранения Мешков Н. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в случае чрезвычайных ситуаций // Основы безопасности жизни. 1999. № 2.. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. В России погибает более 30 тыс. человек, ежегодные потери рабочего времени из-за ЧС на автотранспорте составляют порядка 350-400 млн. человеко-дней Основы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях / Под ред. В.В. Тарасова. М.: Изд-во МГУ, 2005.

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи. троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

Различают несколько основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

  • · Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.
  • · Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
  • · Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
  • · Наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
  • · Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
  • · Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство.
  • · Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на повозки, транспортируемые этими животными.
  • · Наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).
  • · Падение пассажира - происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наездах на неподвижные предметы.
  • · Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия, в число раненых - люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначение после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.

К числу главных причин ЧС на автотранспорте относятся:

На улицах городов и населенных пунктов происходит почти 60% аварий, 40% - на загородных дорогах. Наибольшее число ЧС приходится на период с июня по сентябрь, преимущественно в пятницу и субботу. До 70% аварий случается по вине лица, управляющего транспортным средством. По некоторым данным, в городе с интенсивным движением водитель каждые 1-2 мин принимает командное решение, каждые 2-4 мин совершает операторское действие, а каждые 20 мин попадает в обстановку, близкую к критической В.Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Москва - 2000. . Гарантией безаварийности транспортных средств могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмоциональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя.

Наибольшую опасность представляют собой ДТП, происшедшие по причине превышения водителем скорости движения. Данные статистики указывают на то, что столкновение на скорости свыше 115 км/ч приводит к гибели почти 100% водителей. Это неудивительно, если учесть, что при столкновении на скорости в 100 км/ч голова водителя продолжает движение вперед с силой в 1440 кгс. При столкновении на скорости 300 км/ч голова просто отрывается от туловища, если оно удерживается предохранительными ремнями В.В. Полишко, Н.А. Буянов «Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск- 1995..

соответствия действий участников ДТП ;

наличия у водителей технической возможности предотвращения ДТП.

Для выяснения этих вопросов проводят анализ обстановки и объектов на месте происшествия и показаний очевидцев. От качества анализа зависит все, поэтому требуй все фиксировать на схеме, обращай внимание сотрудников ГИБДД, свидетелей на важные, по твоему мнению, факты дорожной обстановки и следы аварии. Полезность в таких случаях фотоаппарата и рулетки очевидна.

Для учета и анализа ДТП подразделяются на 10 видов в зависимости от их характера; их формулировки желательно знать, чтобы правильно указывать в документах.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

Опрокидывание — происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет: опору моста, столб, дерево, ограждение л т. п.

Наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое средство, получив травму.

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.

Наезд на животных — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных, за исключением фуражных, вьючных или верховых животных либо повозок, транспортируемых этими животными.

Падение пассажиров — происшествие, при котором пассажир упал с движущегося механического транспортного средства. Пассажиром называется любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем. К этому виду происшествия не относятся падения, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических средств или их наезде на неподвижные предметы.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этим происшествиям могут быть отнесены сходы трамваев с рельсов, не вызвавшие столкновения или опрокидывания, падение перевозимого груза на людей и др.

Погибшими считаются люди, скончавшиеся на месте ДТП или от их последствий в течение семи последующих суток.

В число раненых включаются люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации на срок не менее суток либо назначения амбулаторного лечения.

В состав оперативной группы, выезжающей на место серьезного ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД, следователь УВД, если пострадали люди или причинен большой материальный ущерб, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, когда имеются погибшие, сотрудник уголовного розыска, если водитель скрылся с места ДТП. Однако часто первичное расследование ДТП и оформление первичной документации возлагают на дежурного по подразделению или инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, прибывшего на место ДТП. Нередко этим ограничиваются и в сложных случаях- вот откуда берут начало ошибки следствия и несправедливые судебные приговоры.

Составление первичной документации преследует цель зафиксировать все данные, относящиеся к происшествию, поэтому и водители и другие участники происшествия обязаны оказывать всяческое содействие в его оформлении. Состав первичной документации включает:

протокол осмотра места ДТП;

схему ДТП;

протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

справку по ДТП;

объяснения участников происшествия и свидетелей,

вещественные доказательства;

протокол контроля трезвости водителей.

При отсутствии в результате происшествия телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем 500 минимальных зарплат, наступает гражданская ответственность на основании ГК РФ. Стороны могут регулировать взаимные претензии соглашением о возмещении материального ущерба, не доводя дело до суда.

При наличии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, превышающем 500 минимальных зарплат, наступает уголовная ответственность на основании УК РФ. Стороны могут урегулировать без суда только взаимные претензии в отношении возмещения материального ущерба. Решения о компенсации потерпевшим, потерявшим трудоспособность в результате происшествий, семьям, потерявшим кормильца, и об уголовном наказании принимает только суд.

Материальный ущерб определяется как сумма убытков от повреждений транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также от гибели животных.

Ниже приведен перечень документов, необходимых для производства всех видов расследований и для судебной авто-технической экспертизы (участникам происшествий или адвокатам необходимо позаботиться об их подготовке соответствующими службами, т. к. неполный набор документов может препятствовать вынесению объективного решения суда):

вышеперечисленные первичные документы;

протокол освидетельствования с использованием индикаторной трубки “контроль трезвости” или других предназначенных для этих целей технических средств;

постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы — в случае возбуждения дела;

объекты, подлежащие исследованию, — транспортное средство и его части, другие вещественные доказательства;

протокол следственного эксперимента, если он проводился;

справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП (при необходимости);

справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне ДТП (при необходимости);

сведения о продолжительности работы фаз светофоров (при необходимости);

протоколы допросов свидетелей (при необходимости).

Объяснения участников ДТП или свидетелей могут записываться или непосредственно участниками и свидетелями происшествия, или с их слов представителем ГИБДД. Непосредственным участникам происшествия лучше писать объяснения лично, но не сразу после происшествия, а после большого перерыва, чтобы прошел шок и можно было обдумать происшедшее без эмоций. Полнота информации в объяснениях свидетелей или участников происшествия служит основанием для проведения правильной экспертизы, поэтому никаких ограничений к ним по объему или по содержанию не делается.