Региональное соглашение о минимальной зарплате. Региональное соглашение о мрот

Региональное соглашение № 195-1 о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2018 год

Правительство Рязанской области в лице Губернатора Рязанской области Любимова Николая Викторовича, действующего на основании Устава (Основного Закона) Рязанской области, с одной стороны, Рязанский областной союз организаций профсоюзов в лице Председателя Калашниковой Инны Вячеславовны, действующей на основании Устава Рязанского областного союза организаций профсоюзов, с другой стороны, Объединение работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» в лице Председателя Правления Кутенцына Владимира Ивановича, действующего на основании Устава некоммерческого объединения работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий», с третьей стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», действуя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Законом Рязанской области от 2 августа 2000 года № 59-ОЗ «О Рязанской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», иными федеральными законами и законодательством Рязанской области, с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Рязанской области и в целях создания условий, обеспечивающих достойный труд человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних консультаций, заключили настоящее Соглашение о следующем.

1. На территории Рязанской области для работников государственных учреждений Рязанской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Рязанской области действует размер минимальной заработной платы, установленный в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

2. Установить размер минимальной заработной платы для работников иных работодателей - юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета:

3. Министр труда и социальной защиты населения Рязанской области официально публикует вместе с текстом настоящего Соглашения предложение работодателям, осуществляющим деятельность на территории Рязанской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему.

4. В случае непредставления работодателями в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению мотивированного письменного отказа присоединиться к нему, настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения и подлежит обязательному исполнению.

5. В случае отказа от присоединения к настоящему Соглашению работодатель должен приложить к нему протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного настоящим Соглашением.

6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его опубликования и действует по 31 декабря 2018 года включительно.

7. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9. Настоящее Соглашение составлено в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: по одному для каждой Стороны и один экземпляр, подлежащий хранению в уполномоченном центральном исполнительном органе государственной власти Рязанской области, осуществляющем исполнительно-распорядительную деятельность в сфере труда, после проведения уведомительной регистрации.

От Правительства Рязанской области Губернатор Рязанской области Н.В. Любимов

От профсоюзов Председатель Рязанского областного союза организаций профсоюзов И.В. Калашникова

От работодателей Председатель Правления Объединения работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» В.И. Кутенцын

___________________________________________________________________________________________

Работодателям, осуществляющим

деятельность на территории

Рязанской области

Предложение

о присоединении к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2018 год

19 декабря 2017 года Правительство Рязанской области, Рязанский областной союз организаций профсоюзов и Объединение работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» заключили Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2018 год № 195-1 (далее - Региональное соглашение).

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Регионального соглашения, предлагаю работодателям, не участвовавшим в заключении вышеуказанного Регионального соглашения, присоединиться к нему.

Обращаю внимание, что если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Рязанской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединению к Региональному соглашению не представили в министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (390035, г. Рязань, ул. Толстого, д. 10, телефоны для справок: 24-05-16, 24-04-83) мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования настоящего предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

К мотивированному письменному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного Региональным соглашением.

Министр труда и социальной защиты

населения Рязанской области

В.С. Емец

Минимальный МРОТ – законодательно установленная сумма денежного вознаграждения, ниже которой не может быть заработок человека, в полном объеме выполнившего предусмотренные занимаемой им должности обязанности. За несоблюдение требований законодательства работодателю грозит административное наказание по статье 5.27 КоАП РФ.

Минимальная заработная плата – один из основных социальных показателей, демонстрирующих уровень жизни населения. Устанавливается в целом по РФ и отдельно в каждом субъекте. Причем разница в величине МРОТ может составлять более 10 000 рублей, поскольку при ее определении учитываются экономические возможности региона. В России один из самых высоких МРОТ в 2019 году с 1 января – в Москве.

МРОТ (минимальная заработная плата) в Москве с 1 мая 2019 года

3.1.3. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Региональные МРОТы: кто и — как должен их применять, что — делать в — случае занижения зарплаты и — к — каким штрафам готовиться — отказникам

Так, речь может идти о совмещении, под которым понимается дополнительная оплачиваемая работа по другой должности (профессии), которую сотрудник выполняет в течение своего рабочего дня (смены) наряду с основной работой (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ). Из этого следует, что если сотрудник совмещает две одинаковые должности (профессии), это совмещением не считается, а квалифицируется как увеличение объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

И после такой публикации у работодателей есть всего 30 календарных дней, чтобы официально уведомить этот орган власти о том, что они не хотят присоединяться к соглашению. При этом такой отказ - в силу прямого требования ст. 133.1 ТК РФ - должен быть мотивированным, т.е. потребуется указать причины, по которым ваша организация не хочет платить своим работникам региональную «минималку». Но самое интересное мы обнаруживаем дальше - пункт 8 статьи 133.1 ТК РФ требует приложить к отказу определенный комплект документов. И один из них - предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением. То есть даже отказ от соглашения фактически не означает, что платить региональный МРОТ не придется. Просто работодателю дано право отсрочить его введение.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

Данное заключение публикуется в региональных средствах массовой информации. У работодателя есть календарный месяц, чтобы успеть написать в администрацию заявление об отказе принятия регионального согласия. В противном случае считается, что работодатель автоматически присоединился к принятому документу об оплате труда работника.

Следовательно, в 2019 году минимальная сумма МРОТ по городу Москва может измениться в сторону увеличения по состоянию на 1 апреля, 1 июля 2019 и 1 октября 2019, 31 декабря 2019 либо остаться на прежнем уровне. В СПб величина МРОТ значительно ниже и на 1 января 2019 составила 11,7 тыс. руб.

Размер МРОТ в 2019 году в России

13 500 руб. – для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, иных работодателей в Тегульдетском районе, Молчановском районе, Бакчарском районе, Кривошеинском районе

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) является главным ориентиром нанимателя при расчетах с работниками, а также показывает динамику развития экономики всего государства. Так как этот показатель касается каждого гражданина страны, важно понимать его и разбираться в некоторых его нюансах.

Русская Православная Церковь

Согласно ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем (в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, при установлении в субъекте Российской Федерации размера минимальной заработной платы указанная заработная плата в полном объеме может быть выплачена только работнику религиозной организации, отработавшему норму рабочего времени (40 часов в неделю, или 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе) и полностью выполнившему нормы труда (трудовые обязанности).

Величина МРОТ в 2019 году (по регионам)

для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Карелия (за исключением работников, занятых в организациях по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство): по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) 12100 руб., по Республике Карелия, кроме северной части – 11 163 руб.

Если размер зарплаты сотрудников меньше размера регионального МРОТ, но выше федерального, то придётся пересмотреть размер зарплаты в сторону увеличения до размеров МРОТ региона, но лишь в том случае, если организация присоединилась к региональному соглашению о минимальной зарплате.

Сфера действия региональных соглашений о минимальной заработной плате

Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2009 установлена на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 01.01.2009 в размере 8300 руб., с 01.05.2009 в размере 8500 руб. и с 01.09.2009 в размере 8700 руб. В Соглашении установлено, что размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. ст. 147, 151, 152, 153 ТК РФ. В соответствии с п. 3 Соглашения оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК РФ.

При публикации Соглашения в газете «Тверская 13» от 13 января 2009 г. N 1 было также опубликовано предложение руководителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы к работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему.

Минимальный размер оплаты труда 2019

В Ростовской области в 2019 году будет действовать «Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской Области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2019 – 2019 годы» (от 16 ноября 2019 г. № 12). В соответствии с Соглашением МРОТ в Ростовской области в 2019 году в общем случае составляет 1,2 величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года.

В Ямало-Ненецком автономном округе с 01.01.2019 продолжает действовать «Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» (подписано в г. Салехарде 07.10.2019). В соответствии с указанным Соглашением с 01.07.2019 МРОТ установлен в размере 16 299 рублей.

Региональный МРОТ-2019: можно ли отказаться

МРОТ из расчета на месяц хотят оставить для исчисления пособий, повысив его до прожиточного минимума. По трудовому законодательству МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Но это правило сейчас не действует, так как не принят федеральный закон, которым в силу статьи 421 Трудового кодекса РФ устанавливаются порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума.

Для начала почасовой МРОТ предлагается установить в размере 100 рублей. Помимо этого, парламентарии считают необходимым закрепить, что ежегодная индексация заработной платы работника должна осуществляться работодателем в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции, положенного в основу формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В действующем законодательстве механизмы, устанавливающие ограничения и правила такой индексации, отсутствуют. Согласно законопроекту, производить индексацию заработной платы госорганы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения по-прежнему будут в порядке, установленном трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права. А другие работодатели в данном случае будут руководствоваться порядком, установленным коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

05 Авг 2018 210

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 1

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В статье рассказывается, в каких случаях работодатели целой отрасли или целого региона автоматически считаются заключившими социально-партнерское соглашение, а когда этого можно избежать.

Словарь трудового права. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений трудовое законодательство различает генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения.

Статьей 48 ТК РФ установлен ряд принципиальных положений относительно действия социально-партнерских соглашений по кругу лиц.

Для отраслевых соглашений ч. 7 - 10 ст. 48 ТК РФ установлен порядок распространения их действия на работодателей, не являющихся членами соответствующего объединения работодателей и не уполномочивших данное объединение на заключение соглашения.

К иным соглашениям, упомянутым в ст. 45 ТК РФ, следует отнести региональные соглашения о минимальной заработной плате, заключаемые в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ.

Особенности соглашений о минимальной заработной плате

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для заключения социально-партнерских соглашений (ст. 47 ТК РФ).

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Отказ от присоединения и его последствия

Согласно ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Принятие указанного порядка распространения соглашения на работодателей, схожего с порядком распространения на работодателей федерального отраслевого соглашения, свидетельствует о нормативном характере социально-партнерского соглашения, что должно быть отражено в норме дефиниции, содержащейся в ст. 45 ТК РФ.

Указание на нормативный характер социально-партнерских соглашений позволит избежать несоответствия ст. 45 ТК РФ положениям ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ) издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Работодателя ущемлять тоже не надо!

Следует признать, что отсутствие четких критериев, по которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет оценивать мотивированный письменный отказ работодателя присоединиться к соглашению, может стать причиной ограничения прав работодателей. Исходя из того, что орган исполнительной власти представляет только одну из сторон социального партнерства, целесообразно предоставить право оценивать возможность распространения соглашения на конкретного работодателя не органу исполнительной власти, а региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (применительно к отраслевым соглашениям это должна быть отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

Установленный законодательством порядок распространения соглашения о минимальной заработной плате, как правило, соблюдается в регионах. Например, одновременно с публикацией Соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, заключенного администрацией Краснодарского края, Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" от 20.03.2008, было опубликовано письмо руководителя Департамента социальной защиты населения Краснодарского края к работодателям, не входящим в состав краевого объединения работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани", с предложением присоединиться к данному Соглашению ("Кубанские новости" от 10 апреля 2008 г. N 59).

Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2008 установлена на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 01.01.2009 в размере 8300 руб., с 01.05.2009 в размере 8500 руб. и с 01.09.2009 в размере 8700 руб. В Соглашении установлено, что размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством России, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. ст. 147, 151, 152, 153 ТК РФ. В соответствии с п. 3 Соглашения оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК РФ.

При публикации Соглашения в газете "Тверская, 13" от 13 января 2009 г. N 1 было также опубликовано предложение руководителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы к работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Это крайне важно для соблюдения законной процедуры, иначе работодатели были бы лишены права направить мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.

Следует отметить, что в части действия региональных соглашений о минимальной заработной плате законодательством и самими соглашениями установлен дифференцированный подход в зависимости от источника финансирования работодателя. По общему правилу указанные Соглашения не распространяются на организации, финансируемые из федерального бюджета. Так, Соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 год от 25 декабря 2008 г. распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, заключивших данное Соглашение или присоединившихся к нему, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Уже упоминавшееся Соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае не распространяется на организации, финансируемые из федерального, краевого и муниципальных бюджетов. Таким образом, ограничиваются права работников, финансируемых из федерального, регионального и муниципальных бюджетов, что никак не согласуется с положениями ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничения трудовых прав и свобод или получения преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о региональных соглашениях, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного трудового права.

Библиография

1. Иванов А. Вступление в объединение работодателей. Кто принимает решение? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 9. С. 35.

2. Богатов И. МРОТ по соглашению // ЭЖ-Юрист. 2007. N 16.

3. Сошникова Т. А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. N 12.

4. Иванов А. Б. Отраслевое тарифное соглашение: особенности и проблемы // Труд и социальные отношения. 2008. N 7.

5. Иванов А. Б. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N N 4 - 5.

А. Иванов

зам. генерального директора

Общероссийского отраслевого

объединения работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики

и науки России"

Подписано в печать

Право на труд российского гражданина закреплено предписаниями Конституции РФ. Мера государством достигается путем образования рабочих мест для трудоспособного населения страны и регулирования вопроса, касающегося заработной платы. На федеральном уровне установлен ее минимальный размер, который в регионах корректируется и утверждается трехсторонним соглашением.

Общие понятия

Законодателем каждый субъект Федерации наделен правом установления размера МОТ в пределах своего региона, что предусмотрено в указаниях статьи 133 ТК РФ. Он напрямую влияет на размер социальных пособий и дотаций, которые предоставляются государством. Любые его колебания отражаются на материальном положении населения страны, особенно безработных граждан.

Что это такое

Формулировка «минимальная оплата труда» обозначает экономический показатель, применяемый для установления размера вознаграждения за выполненный труд. Обязательным условием является выработка работником нормы времени либо выпуска продукции соответствующей производственным нормативам. МРОТ введен законодателем с целью урегулирования получаемого российскими гражданами дохода.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На его основе производится начисление:

  1. По листу временной нетрудоспособности.
  2. Алиментных выплат.
  3. Социальных дотаций.
  4. Налогов и обязательных платежей.

Его численное значение находится в прямо пропорциональной зависимости от показателя прожиточного минимума. Он позволяет законодателю обеспечить приемлемый в сложившихся обстоятельствах уровень жизни населению страны.

Каждый субъект наделен правом изменения его размера в сторону увеличения. В отдельных регионах он превышает размер платы, установленный на федеральном уровне. Процедура осуществляется решением областной трехсторонней комиссии. Мера осуществляется в порядке, которое установлено региональным соглашением.

Чем регулируется

Вопросы, касающиеся показателя МРОТ на федеральном уровне регламентируется рядом законодательных актов, а на местах региональными нормативными актами.

В их число входит:

Показатели Описание
Федеративный закон
  • «О внесении дополнений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме». В нем предусмотрены поправки и изменения, которые внесены законодателем в статьи 1 и 6;
  • «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Акт издан 7 марта 2019 года под номером 41-ФЗ;
  • «О минимальном размере оплаты труда». Акт издан 19 июня 2000 года под номером 82-ФЗ. На сегодняшний день действует его последняя редактура с изменениями и дополнениями
Трудовой кодекс РФ вопросы по установлению размера МРОТ регулируются отдельными статьями акта, сообразно которым по всей территории Федерации он подлежит назначению законодателем

Особенности документа

Законодатель допускает установление категории соответствующего субъекта Федерации размера МОТ. Мера приводится в действие региональным соглашением, которое заключается уполномоченными органами. В соответствии с нормативами статьи 133.1 ТК РФ он не должен быть ниже величины, установленной с 1 мая на федеральном уровне – 11 163 рублей.

Между кем заключается

Стороны регионального соглашения возлагают на себя обязательства по дальнейшему развитию взаимоотношений на основе принципов социального партнерства.

Его членами являются:

Каждая из перечисленных выше инстанций должна соблюдать установленные соглашением обязательства и договоренности.

Что в себе содержит

По сути, региональное соглашение есть правовой акт, который устанавливает общие принципы регулирования вопросов относительно социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. В нем содержатся минимальные обязательства и гарантии, которые не подлежат изменению в сторону снижения социальной, экономической защищенности работников.

Акт содержит:

  • предмет соглашения;
  • информацию о размере МОТ;
  • обязательства сторон;
  • порядок присоединения к соглашению;
  • обеспечение реализации указаний соглашения;
  • срок действия;
  • сферу распространения указаний соглашения;
  • заключительные положения.

Проведение индексации

В соответствии с указаниями нормативных актов МРОТ подлежит индексации с учетом инфляции. Он сообразно нормативам законодательных актов обуславливается усредненной месячной заработной платы работника.

Она выплачивается работодателем сообразно отработанному времени, исходя из тарифной ставки либо должностного оклада.

В состав общего заработка сообразно нормативам статьи 129 ТК РФ входит:

Показатели Описание
Вознаграждение за исполненный труд, начисляемый соответственно тарифной ставки или должностного, базового оклада ее размер обуславливается квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, ее объемом, предъявляемыми к качеству требованиями и производственными условиями. На нее начисляется районный коэффициент, если он предусмотрен нормативами трудового права
Компенсационные выплаты включая дополнительную плату и надбавки, предусмотренные локальными актами и коллективным договором предприятия
Стимулирующие выплаты в качестве премии за особые достижения в труде

МРОТ подлежит индексации соразмерно уровню инфляции, роста цен на товары и услуги, предназначенные для широкого потребления. Норма предусмотрена положениями статьи 34 ТК РФ.

Установленные сроки

Как правило, региональное соглашение действует до принятия нового областной трехсторонней комиссией. Во многих субъектах Федерации он заключается на 3 года. Законодатель допускает его продление на новый срок один раз на основании указаний дополнительного соглашения. Данная мера должна быть предусмотрена в предыдущей редакции, что является обязательным условием.

Например, правительством города совместно с конфедерацией промышленников и предпринимателей и Федерацией профсоюзов заключено трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2019 год Москва на 2016-2018 годы.

В акте отмечено, что ее размер обуславливается показателем прожиточного минимума трудоспособного населения. Он пересматривается каждый квартал с целью уточнения вопроса о его повышении или оставления на прежнем уровне.

С 1 января текущего года размер МОТ в городе Москве составляет 18 742 рубля, что учреждено постановлением правительства № 663-ПП, испущенного 12 сентября прошлого года. Он превышает федеральный показатель, что объясняется уровнем экономического положения города.

Новый правовой акт подлежит заключению сообразно нормативам, испускаемым законодателем на федеральном уровне.

Видео: подписание соглашения

Важные аспекты

Устройство на работу есть способ реализации конституционного права человека на труд сообразно его призвания, способностей и профессиональной подготовки. Процедура осуществляется в заявительной форме. Работодатель обязан взять на работу, если он отвечает установленным у него требованиям.

Региональное соглашение заключается с целью:

Показатели Описание
Создания необходимых условий для экономического развития области
Обеспечения социальной и правовой защиты населения определенного субъекта Федерации
Повышения оплаты труда работников исходя принципов социального партнерства путем его внедрения в практику
Усовершенствования на предприятиях региона системы сохранения жизни и здоровья работников в ходе осуществлениями ими трудовой деятельности в нее включены правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные виды мероприятий

Контроль над исполнением соглашения, разрешение возникающих в ходе его реализации разногласий возлагается на областную трехстороннюю комиссию. В ее прямые обязанности входит урегулирование вопросов, касающихся социально-трудовых отношений.

Обязательства и гарантии сторон регионального соглашения служат основанием для разработки и заключения:

  1. Территориальных, территориальных отраслевых и межотраслевых.
  2. Региональных отраслевых и межотраслевых.
  3. Целевых и других видов соглашений.
  4. Коллективных договоров юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Работодатель будет привлечен к административной ответственности, если с 1 мая текущего года работнику будет начислена заработная плата менее 11 163 рублей.

Виды применяемых административных воздействий, проявленных в наложении штрафной санкции на:

При повторном нарушении возможно дисквалификация указанных выше лиц.

В заключение необходимо отметить, что стороны регионального соглашения совместно реализовывают меры, направленные на создание новых рабочих мест.

Если на рынке труда возникнет напряженная ситуация, повысится уровень безработицы, то они должны предпринять меры по трудоустройству уволенных по той или иной причине лиц. Стороны проводить работу по привлечению молодежи к наиболее востребованным на рынке труда профессиям.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Если в субъекте РФ региональным соглашением установлен свой МРОТ (который не может быть ниже федерального), то работодатели этого региона в общем случае должны ориентироваться на региональный МРОТ. Исключения касаются, в частности, работодателей, отказавшихся от присоединения к региональному соглашению по минимальной зарплате. В отличие от регионального федеральный минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). С 01.01.2019 он составляет 11 280 рублей.

Напомним, что месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

А как оформить отказ от регионального соглашения по МРОТ?

Как отказаться от применения регионального соглашения по МРОТ?

Когда организация или ИП ведут деятельность на территории субъекта РФ, в котором заключено региональное соглашение о МРОТ, но они не хотят к нему присоединяться, необходимо в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о МРОТ представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ письменный отказ (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ , Письмо Роструда от 19.07.2017 № ТЗ/3828-6-5 ). Кто в вашем субъекте является таким уполномоченным органом, можно уточнить в государственной инспекции труда вашего региона.

Если речь идет о вновь созданной организации в субъекте РФ, где уже действует такое соглашение, то отказ нужно подать в течение 30 календарных дней со дня создания организации.

Если 30-днев ный срок пропустить, то работодатель автоматически считается присоединившимся к региональному соглашению по минималке.

Обязательной формы уведомления об отказе нет. Оно составляется в произвольной форме. В письменном отказе необходимо указать причину неприсоединения к региональному МРОТ. К отказу нужно приложить протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, а также предложения по срокам повышения минимальной зарплаты работников до размера регионального МРОТ. Уведомление об отказе подается в уполномоченный орган лично или направляется заказным письмом с описью вложения.

Приведем пример заполнения отказа от присоединения к региональному соглашению по МРОТ.

Нужно понимать, что для работодателя процесс отказа от применения регионального МРОТ едва ли ограничится направлением соответствующего уведомления. Так просто не применять региональный МРОТ работодателю не дадут. Вероятнее всего руководитель соответствующего уполномоченного органа субъекта РФ пригласит представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций, в которых также примут участие представители трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ). Цель таких консультаций - убедить работодателя присоединиться к соглашению по МРОТ.

Напоминаем, что если работодатель не соблюл установленный порядок отказа от применения регионального МРОТ, но выплачивает зарплату меньше региональной минималки, он может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 50 000 (если работодатель — организация), от 1 000 до 5 000 рублей (если ИП) (