Функциональные и нефункциональные требования. Требования к программному обеспечению

Написание технического задания — один из первых этапов работы над проектом. Он предваряет разработку самой системы. В техническом задании мы описываем предметную область, существующую инфраструктуру Заказчика, требования к создаваемому функционалу, а также нефункциональные требования. Получившийся документ необходим как бизнес-пользователю для того, чтобы он убедился в том, что все его пожелания к будущей системе учтены, так и нам, чтобы оценить стоимость разработки системы.

Стоит отметить, что в повседневной аналитической работе мы стараемся избегать термина «Техническое задание». Этот термин слишком перегружен смыслами и часто неясно, что за ним стоит. Мы используем термины «Бизнес-требования» (BRD — Business requirements document), «Функциональные требования» (FRD – Functional requirements document) и Технико-архитектурные требования (TAD – Technical Architecture document). Однако здесь, чтобы не усложнять описание, мы будем использовать именно термин «Техническое задание». Документ, который мы в большинстве случаев используем для взаимодействия с заказчиками состоит на 70% — из бизнес-требований, на 20% из функциональных требований и только на 10% — из технико-архитектурных требований. Конечно, эта пропорция варьируется в зависимости от специфики и технической сложности системы.

Главным фактором успеха при разработке технического задания является правильно выстроенная коммуникация с заказчиком. Ведь задача аналитиков состоит в том чтобы фактически произвести операцию brain-dump, и результаты расположить на бумаге в структурированном виде. При этом очень важно (1) разговаривать с заказчиком на одном языке, чтобы тому не приходилось разжевывать очевидные для специалиста понятия предметной области и (2) уметь правильно слушать.

Приведем ниже принципы, которыми мы руководствуемся при написании технического задания, и проиллюстрируем их выдержками из разработанного нами технического задания на многокомпонентную систему баннерной рекламы для крупной Интернет-компании.

Структура технического задания

Каждое техническое задание содержит несколько обязательных разделов. В них определяется назначение документа, терминология, общий контекст проекта. Обычно первая часть документа выглядит так:

Если в начале документа даётся общая, концептуальная информация о разрабатываемой системе, то во второй, основной части документа, детально прописываются бизнес-требования и существенные для оценки стоимости разработки функциональные требования к системе.

В разделе «Терминология» технического задания на баннерную систему мы определяем такие понятия как Показы, Клики, CTR, Охват, Частота контакта, Файл бронирования и т.п, а в разделе «Общий контекст» — описываем основные бизнес-процессы компании-заказчика, относящиеся к размещению баннерной рекламы, а также — системное окружение, текущие роли менеджеров компании и права доступа. Стоит отметить, что в данном конкретном случае система строилась не на пустом месте. Ранее менеджеры компании использовали другую, отличную от нашей, систему размещения баннерной рекламы. В противном случае — анализ ролей и прав доступа был бы скорее всего вынесен в отдельную главу.

7. Система размещения баннеров
8. Взаимодействие с биллингом
9. Banner Engine
10. Техническое описание компонента Banner Engine

Самый объемный раздел описываемого нами технического задания – «Система размещения баннеров»; он посвящён ядру разрабатываемой системы и содержит все требования непосредственно к системе управления рекламными местами. Учитывая специфику данного проекта, мы посвятили отдельный раздел взаимодействию баннерки с биллинговой системой. Также в отдельный раздел мы выделили требования к достаточно независимой компоненте сбора и отображения статистической информации, которая является для заказчиков рекламных кампаний и менеджеров рекламных агентств едва ли не основным компонентом системы.

Отдельный раздел технического задания описывает требования к компоненту Banner Engine, отвечающему за показ баннеров, учёт статистики, её обработку и сохранение в виде, пригодном для дальнейшего анализа и построения отчетов.

Это – технически самый сложный и самый высоконагруженный компонент баннерной системы. В ТЗ мы включили раздел, содержащий некоторые технические и архитектурные детали, связанные с работой Banner Engine. Прежде всего, это позволяет минимизировать риски при оценке стоимости разработки системы, ведь в зависимости от выбранной архитектуры трудоемкость может отличаться в разы.

Каждое техническое задание отличается по размеру, числу иллюстраций, количеству версий. Для примера, документ на баннерку представлен на 44 страницах и содержит 15 иллюстраций. Процесс подготовки этого документа занял около месяца и включал около 8 итераций с заказчиком.

Бизнес vs Функциональные требования

В техническом задании регистрируются как бизнес-требования к системе, так и функциональные требования:

— Бизнес-требования представляют собой описание того, ЧТО должна делать система на языке бизнес-пользователя. Бизнес-требования, в частности должны быть понятны руководителю, не имеющему технической подготовки и опыта.

— Функциональные требования представляют собой описание того, КАК те или иные действия осуществляются в системе. На этапе разработки технического задания функциональные требования обычно фиксируются только для наиболее сложных блоков проекта. Углубление в сложные зоны позволяет снизить риски при последующей оценке проекта. Обычно функциональные требования включают блок-схемы, диаграммы состояний, потоковые диаграммы, и дополняются макетами наиболее сложных экранов.

Пример бизнес-требования:

«Для рекламной кампании важно максимально точно отслеживать лимит показов, чтобы избежать финансовых потерь, связанных с показом баннеров сверх оплаченного лимита. Помимо этого, возникает задача ограничить показ одного баннера одному пользователю, например — не больше N раз в день».

«Для решения этой задачи [какой – см. выше] предполагается использовать внешний сервис, к которому баннерные сервера будут обращаться при каждом показе баннера. Поскольку данный сервис является точкой отказа, баннерные сервера должны корректно обрабатывать ситуацию когда внешний сервис недоступен или отвечает с задержками».

Обычно мы включаем

Техническое задание содержит описание ролей и основных пользовательских сценариев в разрабатываемой системе.

Роль: Администратор

Пример функционального требования:

«После добавления новой площадки в системе, администратор должен создать связанные с ней рекламные места. При создании рекламного места должны указываться площадка, тип места, поддерживаемый формат баннеров, размер, частота показов (для статических мест). После создания рекламного места оно становится доступным для менеджеров, размещающих рекламу.

Техническое задание содержит требования к интеграции разрабатываемой системы с другими внешними и внутренними системами, используемыми заказчиком.

В контексте технического задания на баннерную систему, это – интеграция с системами управления сайтом компании, биллинга, аутентификации и хранения данных пользователей.

«Система баннерной рекламы связана с тремя внешними модулями, функционирующими в окружении компании: системой управления сайтом компании, системой биллинга и системой аутентификации и хранения данных пользователей». Каждый показ баннера сопровождается запросом от системы управления сайтом к баннерной системе. Эти системы, кроме того, используют общие идентификаторы площадок и рекламных мест, а также согласованные имена параметров таргетирования».

В техническое задание мы обычно включаем глоссарий , разъясняющий значения специальных терминов, используемых в документе. Очень важно точно определить значение терминов, которые в дальнейшем используются в документе.

«Размещение (единица размещения, строка медиаплана) – это сущность, объединяющая баннер, который необходимо показывать, рекламное место, на котором будет показан баннер, а также правила показа. Правила показа определяют период размещения, параметры таргетирования, лимиты размещения, веса и т.п. Фактически, все рекламные кампании состоят из размещений».

Частота контакта – количество уникальных пользователей, посмотревших рекламный баннер определенное число раз. Например, частота контакта 5 – количество уникальных пользователей, каждый из которых посмотрел данный рекламный баннер не менее 5 раз. Частота контакта 1 = Охват.

Основные принципы

При написании ТЗ мы стараемся максимально использовать графические материалы для наглядного и сжатого представления информации. Одна диаграмма зачастую в состоянии заменить несколько страниц текста. В данном контексте, мы видим своей целью т.н. рисование ТЗ , т.е. представление всех более-менее сложных фрагментов системы в графическом виде и использование текста в качестве комментариев к графическим материалам.

У руководителей предприятий обычно нет времени на изучение многостраничных технических требований. Просмотр изображений даёт наглядное представление об основных характеристиках разрабатываемой системы. Как следствие, улучшается коммуникация между бизнес-пользователем и нами и растет качество самих требований.

Cледующая схема, иллюстрирующая структуру рекламных кампаний и взаимосвязь между основными понятиями в рамках рекламных кампаний, сэкономила нам несколько страниц текста.

По необходимости, мы используем в ТЗ прототипы избранных экранов системы (functional wireframes), которые, не являясь окончательными, демонстрируют базовый блок функциональности пользовательского интерфейса.

Вот такой прототип экрана редактирования рекламной кампании был включен в ТЗ на систему баннерной рекламы.

Прототипы, уже на стадии разработки, дают заказчику понять, как именно будет выглядеть интерфейс системы.

Требования должны быть написаны «живым человеческим» языком , понятным бизнес-пользователю в т.ч. руководителю высшего звена, не обладающему техническими навыками; в них должен содержаться минимум технической терминологии. Чем быстрее пользователь «вникнет» в содержания технического задания, тем более эффективно будет выстраиваться наше с ним общение.

Опыт в предметной области

Большое значение при создании технического задания имеет опыт разработки похожих систем. Он помогает быстрее вникать в бизнес-процессы и потребности заказчика, делать «по аналогии» многие вещи, которые ранее казались бы нам сложными. Накопленный опыт в области управленческих бизнес-систем, крупных интернет-проектов, финансовых систем, e-commerce систем позволяет нам применять свои знания в отношении каждого последующего проекта, которым мы занимаемся. До того, как получить заказ на систему баннерной рекламы, упомянутую выше, мы уже занимались разработкой нескольких баннерных систем. Мы хорошо знали, как работают баннерки, знали характерную терминологию этой предметной области. На основании нашего опыта работы с другими баннерными системами, мы предложили заказчику довольно много упрощений, оригинальных решений, не только в сфере технологий, но и бизнеса.

Посмотрело: 6085

Недавно мой друг, программист, рассказал, что он не читает требования, а вместо этого приглашает аналитика на чашку чая, они вместе садятся, и аналитик рассказывает, что должно быть реализовано. Мой друг - умный человек и хороший программист, и причина, почему он получает знания о требованиях именно так, не в том, что ему лень читать документацию, а в том, что, даже прочитав ее, он до конца не разберется, что же надо сделать. В данной статье я хочу рассказать, как можно написать требования к программному продукту так, что программисты не просто используют требования, но и участвуют в их написании; на основе собственно опыта я хочу показать, каким образом можно описать требования, чтобы эти описания были достаточными для реализации системы.

Целью нашей разработки было создание с нуля учетной системы для одной из крупных российских компаний. Система была призвана заменить текущую, написанную в конце 90-х. В результате были реализованы платформа и один из бизнес-модулей. В реализованной части было порядка 120 объектов, 180 таблиц, около 30 печатных форм.

Хочу оговориться, что подход, описанный ниже, не универсален для написания любого ПО. Он подходит для систем уровня предприятия, которые строятся на основе объектно-ориентированного подхода: учетных, CRM-, ERP-систем, систем документооборота и т.п.

Вся документация на наш программный продукт состояла из следующих разделов:


  • Общая часть
    Список терминов и определений
    Описание бизнес-ролей

  • Требования
    Бизнес-требования

    • Общие сценарии

    • Сценарии использования

    • Алгоритмы и проверки

    Системные требования
    Нефункциональные требования
    Требования к интеграции
    Требования к пользовательскому интерфейсу

  • Реализация

  • Тестирование

  • Руководства

  • Управление

Общая часть состояла всего из двух разделов: списка терминов и их определений и описания бизнес-ролей пользователей. Любая документация по системе, включая, например, тестовые сценарии, опиралась на определения, данные здесь.

Системные требования описывали свойства и методы всех объектов системы.

Нефункциональных требований в данной статье мы касаться не будем. Могу лишь отослать вас к отличной книге авторов Paul Dyson, Andrew Longshaw.

Требования к интеграции описывали низкоуровневый интерфейс взаимодействия новой системы с несколькими другими системами компании. Здесь мы их рассматривать не будем.

Требования к пользовательскому интерфейсу – отдельная большая тема, возможно, для другой статьи.

Также здесь я не буду касаться других разделов документации, которые относятся к реализации, тестированию, руководствам и управлению.

Давайте рассмотрим подробнее, что такое список терминов и зачем он нужен.

Список терминов и определений

Очень часто при обсуждении функциональности системы разговор заходит в тупик. Еще хуже, если стороны расходятся, думая, что обо всем договорились, но в результате имеют разное понимание того, что надо сделать. Это происходит не в последней степени из-за того, что изначально участники проекта не смогли договориться о том, что значат те или иные термины. Бывает, что даже самые простые слова вызывают проблемы: что такое пользователь, чем отличается группа от роли, кто является клиентом. Поэтому в отличие от описания бизнес-ролей для терминов необходимо давать как можно более точные определения.

Поясню это на примере термина Пользователь . Википедия дает такое определение:

Пользователь - лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции.

Но нас оно не устраивало по нескольким причинам. Во-первых, в систему может зайти только человек, но не организация. Во-вторых, для нашей системы некорректно настоящее время глагола «использует» - система хранит данные о неактивных или удаленных пользователях, т.е. о тех, которые использовали систему ранее, но не могут в настоящее время. И наконец, у нас есть данные о потенциальных пользователях. Например, мы регистрируем сотрудника компании-клиента, который в дальнейшем может получить (а может и не получить) доступ в систему. Наше определение:

Пользователь - человек, который имеет, имел, или, возможно, будет иметь доступ в систему для совершения операций.
Теперь программист, прочитав определение, сразу поймет, почему свойство Логин в объекте Пользователь не обязательное.

Термины связаны друг с другом. В термине Пользователь используется «операция», поэтому приведу и ее определение:

Операция - совокупность действий, составляющих содержание одного акта бизнес-деятельности. Операция должна соответствовать требованиям ACID (Atomicity, Consistency, Isolation, Durability). Совокупность операций одного модуля представляет интерфейс взаимодействия клиент-сервер этого модуля.

Как видите, это определение очень важно для всей системы – оно не только связывает пользователя и его бизнес-действия с тем, что должно быть реализовано, но и накладывает требования на то, КАК должна быть реализована система (это КАК было определено ранее при разработке архитектуры) – бизнес-действия внутри операции должны быть внутри транзакции.

Работа над списком терминов происходила постоянно. Мы поддерживали его полноту, т.е. старались, чтобы в документации не было термина, который бы не был определен в этом списке. Кроме того, были случаи, когда мы меняли термины. Например, по прошествии нескольких месяцев с начала написания требований мы решили заменить Контрагент на Компания. Причина была проста: оказалось, что никто не в состоянии в речи, при разговоре, использовать слово «контрагент». А если так, то он должен был быть заменен на что-то более благозвучное.

Часто бывали случаи, когда приходилось прерывать обсуждение и лезть в требования, чтобы понять, подходит ли обсуждаемая функциональность под существующие определения. И для того, чтобы поддержать непротиворечивость требований, мы в итоге должны были или изменять реализацию, или корректировать описания терминов.

В итоге в списке у нас оказалось порядка 200 бизнес- и системных определений, которые мы использовали не только во всей документации, включая, например, и технический дизайн, разрабатываемый программистами, но и в разговоре, при устном обсуждении функциональности системы.

Второй частью, на которую опиралась вся документация, было описание бизнес-ролей.

Описание бизнес-ролей

Все знают, что используют систему пользователи. Но даже в небольшой системе они обладают разными правами и/или ролями. Наверное, самое простое деление – это администратор и рядовой пользователь. В большой системе ролей может быть несколько десятков и аналитику необходимо заранее об этом подумать и указывать роли при описании общих сценариев (смотри ниже) и в заголовках сценариев использования. Список бизнес-ролей используется для реализации групп и ролей пользователей, назначения им функциональных прав, он необходим тестировщикам, чтобы тестировать сценарии под нужными ролями.

Бизнес-роли пользователей нам не пришлось выдумывать, поскольку в компании были устоявшиеся отделы, роли, функции. Описание ролей было дано на качественном уровне на основе анализа основных функций сотрудников. Окончательное наделение ролей конкретными правами происходило ближе к концу разработки, когда набор функциональных прав стал устойчивым.

Пара примеров:

Уровни требований

Одной из важных концепций, которую мы применяли при разработке требований, было разделение их на уровни. Алистер Коберн в книге выделяет 5 уровней. Мы использовали 4 – три уровня бизнес-требований плюс системные требования:

Бизнес-требования

  • Общие сценарии (соответствует уровню очень белого у Коберна)

  • Сценарии использования (соответствует голубому)

  • Алгоритмы и проверки (скорее черный)
  • 4. Системные требования (нет прямого аналога, скорее черный)

    Кроме того наши требования представляли из себя дерево (с циклами). Т.е. общие сценарии уточнялись сценариями использования, которые, в свою очередь, имели ссылки на проверки и алгоритмы. Поскольку мы использовали wiki, физическая реализация такой структуры не представляла проблем. Сценарии использования, алгоритмы и проверки использовали объекты, их свойства и методы, описанные на системном уровне.

    Такая методология позволяла нам с одной стороны описывать текущий сценарий настолько подробно, насколько нужно на данном уровне, вынося детали на нижний уровень. С другой стороны, находясь на любом уровне можно было подняться выше, чтобы понять контекст его выполнения. Это так же обеспечивалось функциональностью wiki: сценарии и алгоритмы были написаны на отдельных страницах, а wiki позволяла посмотреть, какие страницы ссылаются на текущую. Если алгоритм использовался в нескольких сценариях, то он в обязательном порядке выносился на отдельную страницу. Такие фрагменты программисты обычно реализовывали в виде отдельных методов.

    На картинке ниже представлена часть нашей иерархии (о содержании речь пойдет дальше).

    Важно отметить, что если системный уровень описывал все без исключения объекты системы, то сценарии были написаны далеко не для всех случаев поведения пользователя. Ведь многие объекты, по сути, являлись справочниками, и требования к ним более-менее очевидны и похожи. Таким образом мы экономили время аналитика.

    Интересен вопрос, кому в проектной команде какой из уровней нужен. Будущие пользователи могут читать общие сценарии. Но уже сценарии использования для них сложны, поэтому аналитик обычно обсуждает сценарии с пользователями, но не отдает их им для самостоятельного изучения. Программистам обычно нужны алгоритмы, проверки и системные требования. Вы однозначно можете уважать программиста, который читает сценарии использования. Тестировщикам (как и аналитикам) нужны все уровни требований, поскольку им приходится проверять систему на всех уровнях.

    Использование wiki позволяло работать над требованиями параллельно всем членам проектной команды. Замечу, что в один и тот же момент разные части требований находились в разных состояниях: от находящихся в работе до уже реализованных.

    Бизнес-требования

    Общие сценарии

    Корневая страница нашего дерева требований состояла из общих сценариев, каждый из которых описывал один из 24 бизнес-процессов, подлежащих реализации в данном модуле. Сценарии на странице располагались в той последовательности, в которой они осуществлялись в компании: от создания объекта с проданными товарами, до передачи их клиенту. Некоторые специфические или вспомогательные сценарии помещались в конце в отдельном разделе.

    Общий сценарий – это последовательность шагов пользователя и системы для достижения определенной цели. Описания общих сценариев были значительно менее формальны по сравнению со сценариями использования, поскольку они не предназначались для реализации. Основная цель общего сценария – это обобщить сценарии использования, подняться над системой и увидеть, что же в конечном итоге хочет сделать пользователь, и как система ему в этом помогает. Хочу заметить, что общие сценарии также содержали шаги, которые пользователь осуществлял вне системы, поскольку надо было отразить его работу во всей полноте, со всеми этапами, необходимыми для достижения бизнес-цели. На этом уровне хорошо видна роль системы в работе сотрудника компании, видно какая часть этой работы автоматизирована, а какая нет. Именно здесь становилось ясно, что некоторая последовательность действий, которую мы предлагали выполнить пользователю в системе, избыточна, что часть шагов можно сократить.

    Некоторые другие цели общих сценариев:


    • упорядочение знаний о работе пользователей и системы

    • согласование бизнес-процессов с будущими пользователями

    • основа для понимания того, что требования полны, что ничего не упущено

    • входная точка при поиске нужного сценария или алгоритма

    Вот пример одного из общих сценариев:

    Как видите, только половина шагов автоматизирована, да и те описаны как можно более кратко. Также из первого шага видно, что ручной перевод задания на печать в статус ‘В работе’ в принципе лишний, можно упростить работу пользователя и автоматически переводить задание в этот статус при печати.

    Ссылка «Задание на печать», указывающая на описание объекта в системных требованиях, лишняя, поскольку никому не требуется перепрыгнуть на него из общего сценария. А вот ссылка «пакетная печать документов на груз» важна – она ведет на сценарий использования, формально описывающий действия пользователя и системы.

    Наши сценарии использования имели следующий формат:


    • Заголовок со следующими полями:
      статус (В работе | Готов к рецензированию | Согласован)
      пользователи (по описанию бизнес-ролей)
      цель
      предусловия
      гарантированный исход
      успешный исход
      ссылка на описание пользовательского интерфейса (разработанного проектировщиком интерфейсов)
      ссылка на сценарий тестирования (заполнялось тестировщиками)

    • Основной сценарий

    • Расширения сценария

    Сценарии использования

    Сценарий использования содержал пронумерованные шаги, которые в 99% случаев очевидным образом начинались со слов Пользователь или Система . Нумерация важна, поскольку позволяла в вопросах и комментариях сослаться на нужный пункт. Каждый шаг – это обычно простое предложение в настоящем времени. Проверки и алгоритмы выносились на следующий уровень и часто на отдельные страницы, чтобы упростить восприятие сценария, а также для повторного использования.

    Приведу сценарий использования, на который ссылается общий сценарий выше.

    Часто аналитики рисуют пользовательский интерфейс и на его основе пишут сценарии, объясняя это тем, что так нагляднее. Доля истины в этом есть, но мы придерживались позиции, что интерфейс – это дело проектировщика интерфейса. Сначала аналитик описывает, что должно происходить, а затем проектировщик интерфейса рисует эскиз web-страницы или диалога. При этом бывало так, что сценарий приходилось менять. В этом нет ничего страшного, ведь наша цель - спроектировать все части системы так, чтобы было удобно пользователю. При этом каждый участник проектной команды, будь то аналитик или проектировщик интерфейса, обладая специфическими знаниями и внося свой вклад в общее дело, оказывает влияние на работу других членов команды проекта. Только вместе, объединив усилия, можно получить отличный результат.

    Алгоритмы и проверки

    Интересная проблема возникла при написании алгоритмов. Аналитик пытался их описать как можно более полно, т.е. включать все возможные проверки и ответвления. Однако получившиеся тексты оказывались плохо читабельны, и, как правило, все равно какие-то детали упускались (вероятно, сказывалось отсутствие компилятора -). Поэтому аналитику стоит описывать алгоритм настолько полно, насколько это важно в плане бизнес-логики, второстепенные проверки программист сам обязан предусмотреть в коде.

    Например, рассмотрим простой алгоритм ниже.

    В алгоритме указана всего одна проверка, но очевидно, что при написании кода метода программист должен реализовать проверки на входные параметры; выбросить исключение, если текущий пользователь не определен и т.д. Также программист может объединить данный алгоритм с алгоритмами переходов в другие статусы и написать единый непубличный метод. На уровне API останутся те же операции, но вызывать они будут единый метод с параметрами. Выбрать лучшую реализацию алгоритмов – это как раз компетенция программиста.

    Системные требования

    Как известно, программирование – это разработка и реализация структур данных и алгоритмов. Таким образом, по большому счету, все, что надо знать программисту – это структуры данных, необходимые для реализации системы, и алгоритмы, которые ими манипулируют.

    При разработке системы мы использовали объектно-ориентированный подход, а поскольку в основе ООП лежат понятия класса и объекта, то наши структуры данных – это описания классов. Термин «класс» специфичен для программирования, поэтому мы использовали «объект». Т.о. объект в требованиях равен классу в объектно-ориентированном языке программирования (в скобках замечу, что в паре разделов требований пришлось изгаляться, чтобы в тексте разделить объект-класс и объект-экземпляр этого класса).

    Описание каждого объекта располагалось на одной wiki-странице и состояло из следующих частей:


    • Определение объекта (копия из списка терминов)

    • Описание свойств объекта

    • Описание операций и прав

    • Данные

    • Дополнительная информация

    Все, что только можно, мы старались описать в табличном виде, поскольку таблица более наглядна, ее структура способствует упорядочению информации, таблица хорошо расширяема.

    Первая таблица каждого объекта описывала признаки его свойств, необходимые для того, чтобы программист смог создать структуры данных в БД и реализовать объект на сервере приложения:

    Название
    Названием свойства оперирует как пользователь (например, «я изменил номер счета», Номер – свойство объекта Счет), так и проектная команда. Повсеместно в документации использовались ссылки на свойства в виде простой нотации Объект.Свойство, очевидной для любого участника проекта.

    Тип
    Мы использовали Datetime, Date, Time, GUID, String, Enum, Int, Money, BLOB, Array(), Float, Timezone, TimeSpan. Тип имел отражение на всех уровнях приложения: на уровне БД, сервера приложения, в пользовательском интерфейсе в виде кода и графического представления. Каждому типу было дано определение, чтобы их реализация не вызывала вопросов у программистов. Например, было дано такое определение типу Money: содержит вещественное число с точностью до 4-го знака после запятой, число может быть отрицательным и положительным; одновременно со значением система хранит валюту; валюта по умолчанию - российский рубль.

    Признак редактируемости
    Да или Нет в зависимости от того, позволяет ли система пользователям менять значение этого свойства в операции редактирования. В нашей системе это ограничение реализовывалось на сервере приложения и в пользовательском интерфейсе.

    Признак наличия нуля
    Да или Нет в зависимости от того, может ли поле не содержать значения. Например, поле типа Bool должно содержать одно из возможных значений, а поле типа String обычно может быть пустым (NULL ). Это ограничение реализовывалось на уровне БД и на сервере приложения.

    Признак уникальности
    Да или Нет в зависимости от того, является ли это поле уникальным. Часто уникальность определяется на группе полей, в этом случае у всех полей в группе стояло Да+ . Это ограничение реализовывалось на уровне БД (индекс) и на сервере приложения.

    Требования к программной системе часто классифицируются как функциональные, нефункциональные и требования предметной области.

    Функциональные требования задают “что” система должна делать; нефункциональные – с соблюдением “каких условий” (например, скорость отклика при выполнении заданной операции); часто функциональные требования представляют в виде сценариев (вариантов использования) Use Сase.

      Функциональные требования. Это перечень сервисов, которые должна выполнять система, причем должно быть указано, как система реагирует на те или иные вход­ные данные, как она ведет себя в определенных ситуациях и т.д. В некоторых слу­чаях указывается, что система не должна делать.

      Нефункциональные требования. Описывают характеристики системы и ее окружения, а не поведение системы. Здесь также может быть приведен перечень ограничений, накладываемых на действия и функции, выполняемые системой. Они включают временные ограничения, ограничения на процесс разработки системы, стандарты и тд.

      Требования предметной области. Характеризуют ту предметную область, где будет эксплуатироваться система. Эти требования могут быть функциональными и не­функциональными.

    В действительности четкой границы между этими типами требований не существует. Например, пользовательские требования, касающиеся безопасности системы, можно отнести к нефункциональным. Однако при более детальном рассмотрении такое требование можно отнести к функциональным, поскольку оно порождает необходимость включения в систему средства авторизации пользователя. Поэтому, рассматривая далее эти виды требований, мы должны всегда помнить, что данная классификация в значительной степени искусственна.

    Классический пример (см. рисунок 4.3) высокоуровневого структурирования групп требований как требований к продукту описан в работах одного из классиков дисциплины управления требованиями – Карла Вигерса.

    Рисунок 4.3. Уровни требований по Вигерсу

      Группа функциональных требований

      • Бизнес-требования (Business Requirements) – определяют высокоуровневые цели организации или клиента (потребителя) – заказчика разрабатываемого программного обеспечения.

        Пользовательские требования (User Requirements) – описывают цели/задачи пользователей системы, которые должны достигаться/выполняться пользователями при помощи создаваемой программной системы. Эти требования часто представляют в виде вариантов использования (Use Cases) .

        Функциональные требования (Functional Requirements) – определяют функциональность (поведение) программной системы, которая должна быть создана разработчиками для предоставления возможности выполнения пользователями своих обязанностей в рамках бизнес-требований и в контексте пользовательских требований.

      Группа нефункциональных требований (Non-Functional Requirements)

      • Бизнес-правила (Business Rules) – включают или связаны с корпоративными регламентами, политиками, стандартами, законодательными актами, внутрикорпоративными инициативами (например, стремление достичь зрелости процессов по CMMI 4-го уровня), учетными практиками, алгоритмами вычислений и т.д. На самом деле, достаточно часто можно видеть недостаточное внимание такого рода требованиям со стороны сотрудников ИТ-департаментов и, в частности, технических специалистов, вовлеченных в проект. Business Rules Group дает понимание бизнес-правила, как “положения, которые определяют или ограничивают некоторые аспекты бизнеса. Они подразумевают организацию структуры бизнеса, контролируют или влияют на поведение бизнеса”. Бизнес-правила часто определяют распределение ответственности в системе, отвечая на вопрос “кто будет осуществлять конкретный вариант, сценарий использования” или диктуют появление некоторых функциональных требований. В контексте дисциплины управления проектами (уже вне проекта разработки программного обеспечения, но выполнения бизнес-проектов и бизнес-процессов) такие правила обладают высокой значимостью и, именно они, часто определяют ограничения бизнес-проектов, для автоматизации которых создается соответствующее программное обеспечение.

        Внешние интерфейсы (External Interfaces) – часто подменяются “пользовательским интерфейсом”. На самом деле вопросы организации пользовательского интерфейса безусловно важны в данной категории требований, однако, конкретизация аспектов взаимодействия с другими системами, операционной средой (например, запись в журнал событий операционной системы), возможностями мониторинга при эксплуатации – все это не столько функциональные требования (к которым ошибочно приписывают иногда такие характеристики), сколько вопросы интерфейсов, так как функциональные требования связаны непосредственно с функциональностью системы, направленной на решение бизнес-потребностей .

        Атрибуты качества (Quality Attributes) – описывают дополнительные характеристики продукта в различных “измерениях”, важных для пользователей и/или разработчиков. Атрибуты касаются вопросов портируемости, интероперабельности (прозрачности взаимодействия с другими системами), целостности, устойчивости и т.п.

        Ограничения (Constraints) – формулировки условий, модифицирующих требования или наборы требований, сужая выбор возможных решений по их реализации. В частности, к ним могут относиться параметры производительности, влияющие на выбор платформы реализации и/или развертывания (протоколы, серверы приложений, баз данных, ...), которые, в свою очередь, могут относиться, например, к внешним интерфейсам.

      Системные требования (System Requirements) – иногда классифицируются как составная часть группы функциональных требований (не путайте с как таковыми “функциональными требованиями”). Описывают высокоуровневые требования к программному обеспечению, содержащему несколько или много взаимосвязанных подсистем и приложений. При этом, система может быть как целиком программной, так и состоять из программной и аппаратной частей. В общем случае, частью системы может быть персонал, выполняющий определенные функции системы , например, авторизация выполнения определенных операций с использованием программно-аппаратных подсистем.

    В литературе приводится довольно большое число классификаций требований. Требования называются функциональными и нефункциональными, пользовательскими и системными, C – требованиями и D – требованиями, требованиями к интерфейсу, к окружению и т.д. При разработке требований важно понимать разницу между требованиями, описывающими функциональность, и требованиями, определяющими дополнительные свойства системы. Кроме этого нужно учитывать уровень требований .

    Все требования разбиваются на три уровня:

      Бизнес-требования. Бизнес-требования определяются целями и политикой организации их высказывают те, кто финансирует проект.

      Требования пользователей. Определяют цели и задачи, которые позволит решить система, или что пользователи смогут делать с помощью системы. Пользовательские требования должны соответствовать бизнес-требованиям в противном случае их не следует включать в проект.

      Системные требования . Определяют функциональность и характеристики системы, которую должны построить разработчики, для того чтобы пользователи смогли выполнить свои задачи (в рамках бизнес-требований).

    Полезность такого представления требований в том, что оно показывает с чего (и с кого!) нужно начинать выявление требований, кто и какого уровня может принимать решения.

    Каждая система требований (бизнес-требования, требования пользователей и системные требования.) включает в себя функциональные и нефункциональные требования.

        1. Функциональные требования

    Функциональные требования определяют функции, которые выполняет система, и зависят от потребностей пользователей и типа решаемой задачи. Функциональные пользовательские требования описывают функции в обобщенном виде. Выполняя детализацию этих требований, разработчики формируют более подробное и точное описание сервисов системы – функциональные системные требования .

    Особое внимание при документировании требований нужно уделить их точному описанию. Неточности в описании будут интерпретироваться пользователями и разработчиками по-разному. Такое положение приведет к разработке новых требований или изменению существующих требований, а, значит, к внесению изменений в систему и ее удорожанию.

    Спецификация требований , содержащая пользовательские и системные требования должна быть комплексной и непротиворечивой. В ней должны быть определены все функции системы, и не должно быть несовместимых и взаимоисключающих определений функций.

        1. Нефункциональные требования

    Нефункциональные требования определяют характеристики и ограничения системы и не связаны непосредственно с функциональными требованиями. Нефункциональные требования можно разделить на нефункциональные требования к продукту , нефункциональные требования к процессу и внешние нефункциональные требования .

          1. Нефункциональные требования к продукту

    Нефункциональные требования к продукту определяют его эксплуатационные качества, т.е. определяют, то насколько хорошо будет работать система. Часто такие характеристики называются атрибутами или факторами качества программ . Основная сложность заключается в том, что атрибуты качества трудно определить (выявить), их невозможно измерить, и они сильно влияют на реализацию системы.

    Существует большое число атрибутов качества. Например, стандарт ISO 9126 предлагает оценивать программную продукцию по шести характеристикам качества , рекомендуя использовать 21 показатель (подхарактеристику ) качества . Этот же стандарт советует учитывать, что представления о качестве для разных групп заинтересованных лиц отличаются, приводя в качестве примера представления о качестве пользователей, разработчиков и руководителей проекта.

    Приведем некоторые атрибуты качества, важные для пользователей.

    Производительность

    Требования к производительности определяют насколько быстро и качественно система должна выполнять определенные функции. Они определяют время отклика, пропускную способность и т.д. Жесткие требования к производительности существенно влияют на выбор аппаратных средств, технологию разработки и принимаемые инженерные решения при реализации.

    Надежность и доступность

    Надежность это вероятность работы системы без сбоев в течение определенного времени. Для измерения надежности может быть использовано среднее время работы системы до сбоя.

    Под доступностью понимается время доступности , т.е. время, в течение которого система доступна для использования и полностью работоспособна. Это время определяется средним временем до сбоя и зависит от времени планового технического обслуживания.

    Безопасность

    Удобство и простота обслуживания

    Этот атрибут связан с большим числом факторов, определяющих, по словам пользователей, дружелюбие системы к пользователю. Другими словами система должна использоваться эффективно и необременительно. Достаточно подробно эти характеристики, определяющие практичность системы рассмотрены в .

    Для разработчиков и специалистов по обслуживанию от системы требуются другие характеристики. Приведем некоторые из таких атрибутов качества.

    Легкость сопровождения и эксплуатации

    Этот атрибут определяет насколько просто и удобно модифицировать продукт и исправлять найденные в нем ошибки. Он важен для продуктов, которые подвергаются частым изменениям.

    Мобильность

    Этот атрибут определяет усилия, необходимые для перенесения продукта из одной операционной среды в другую. Важно на этапе разработке требований точно определить те среды и, возможно, части системы, которые должны быть перемещаемыми.

    Повторное использование

    Затраты на разработку повторно используемых компонент сравнительно велики, но эффект их использования в дальнейшем может компенсировать эти затраты. Для минимизации затрат в требованиях необходимо перечислить элементы проекта, которые должны быть спроектированы так, чтобы упростить их повторное использование.

    Тестируемость

    Этот атрибут показывает легкость, с которой компоненты проекта и комплексный продукт могут быть проверены на наличие ошибок.

    Требования к ПС

    Требование – это характеристика или условие, которому должна удовлетворять ПС.

    Функциональные требования определяют действия, которые должна выполнять ПС, без учета физических ограничений. Тем самым они определяют поведение системы при вводе и выводе. Процесс выявления функциональных требований весьма сложный и трудоемкий. Это объясняется следующими причинами:

    • таких требований к системе обычно много,
    • заказчик не всегда способен четко сформулировать, чего он хочет от системы,
    • требования в итоговом документе должны быть изложены так, чтобы они одинаково понимались заказчиком и исполнителем и не допускали неоднозначности,
    • между функциональными требованиями могут быть разные зависимости, усложняющие управление ими в случае необходимости внесения изменений.

    Для преодоления этих трудностей применяется моделирование требований. Модель требований позволяет, во-первых, установить иерархию требований, что способствует лучшему пониманию человеком, во-вторых, дает наглядное графическое представление требований и зависимостей между ними, в третьих позволяет связать графическую форму представления с текстовой, обеспечивая человека полной информацией.

    Нефункциональные требования не описывают поведение программной системы, но описывают ее атрибуты или атрибуты окружения. Нефункциональные требования не требуется включать в модель требований, но они должны быть точно сформулированы. Обычно нефункциональных требований не бывает много, однако они кардинальным образом влияют на выбор архитектуры системы.

    Управление требованиями – это достаточно сложный и растянутый во времени процесс. Он продолжается в течение большей части жизненного цикла, поскольку изменения могут вноситься как во время разработки, так и после сдачи системы на этапе опытной эксплуатации и при сопровождении. Причины этого заключаются в том, что требования:

    • неочевидны,
    • исходят из многих источников,
    • трудно формулируются (язык неоднозначен),
    • состоят из множества различных деталей,
    • неравнозначны,
    • связаны друг с другом,
    • лежат не только в функциональной области.
    • могут изменяться в течение разработки и при сопровождении.

    Цели анализа и моделирования требований

    Целями анализа и моделирования требований являются:

    • достижение соглашения между разработчиками, заказчиками и пользователями о том, что должна делать ПС;
    • достижение лучшего понимания разработчиками того, что должна делать система;
    • ограничение системной функциональности;
    • создание базиса для планирования разработки проекта;
    • определение пользовательского интерфейса;
    • составление спецификации требований.
    • Системный аналитик – специалист организации-разработчика, который возглавляет и координирует работы по выявлению и моделированию требований.
    • Разработчик ВИ – специалист организации-разработчика, который детализирует и уточняет модели требований.
    • Заинтересованные лица – люди, предоставляющие информацию.
    • Эксперт – представитель заказчика, участвующий в разработке модели требований.
    • Разработчик пользовательского интерфейса – специалист организации-разработчика, который создает прототип пользовательского интерфейса ПС.

    Артефакты

    Для достижения поставленных целей предусматривается создание следующих документов:

    • Предварительное соглашениетекстовый документ, который описывает, что будет включено в ПС и что решено исключить, то есть, он ограничивает системную функциональность. В нем отражаются пожелания заинтересованных лиц, а также указываются основные нефункциональные требования (например, описывается платформа реализации, точность вычислений, время отклика).
    • Модель требований служит для достижения соглашения между заказчиком и разработчиками, давая возможность заказчику убедиться в том, что система будет делать то, что они ожидают, а разработчикам создать то, что требуется. Модель требований позволяет, во-первых, установить иерархию требований, что способствует лучшему пониманию человеком, во-вторых, дает наглядное графическое представление требований и зависимостей между ними, в третьих позволяет связать графическую форму представления с текстовой. Модель включает актеров и ВИ, показывает, как система взаимодействует с актерами и что она делает в каждом ВИ.
    • Спецификация требований (Software Requirements Specification) – основной документ, используемый при проектировании и разработке ПС. Она включает модель требований и дополнительные спецификации, которые представляют собой текстовое описание требований к конечному продукту, но не к процессу его разработки и не содержат деталей реализации требований.
    • Прототип пользовательского интерфейса обеспечивает визуальное представление интерфейса пользователя с ПС.
    • Глоссарий – текстовый документ, содержащий определения основных понятий и терминов, которые должны одинаково пониматься заказчиком и разработчиком. Источниками данных для создания перечисленных артефактов могут, в частности, служить артефакты, созданные при бизнес-анализе (см. статью «RUP. Обследование организации (бизнес-анализ)».

    В процессе анализа и моделирования требований можно выделить несколько основных этапов (см. рис.1).

    Начало анализа.

    Сначала следует определить круг заинтересованных лиц. Если проводился бизнес-анализ, то они уже известны. Собираются пожелания заинтересованных лиц к будущей ПС. Эти пожелания анализируются, определяются основные свойства и границы ПС, достигаются соглашения о том, какие проблемы должны быть решены.

    Результаты. Должен быть составлен документ «Предварительное соглашение», который будет являться отправной точкой для выполнения всех последующих работ. На этом этапе начинается создание глоссария. Если глоссарий был создан при бизнес-анализе, то он используется как отправной документ. Поскольку здесь речь идет о выявлении требований к ПС, в глоссарий могут включаться термины, относящиеся к реализации (например, броузер, сервер и др.). Определения этих терминов должны способствовать лучшему пониманию системы заинтересованными лицами.

    Построение модели требований

    Эта работа предполагает выявление актеров, ВИ и взаимодействий между ними. Если было проведено обследование организации, то в качестве источника для определения актеров и ВИ может служить бизнес-модель.

    Если число ВИ слишком велико, то для упрощения читаемости и поддержки модели целесообразно разделить их по пакетам. Это также упрощает понимание модели и распределение ответственности путем назначения разработчиков, ответственных за пакеты ВИ. Пакеты позволяют организовать иерархию требований. Верхний уровень иерархии обычно определяется, исходя из основных видов деятельности организации. Если был выполнен бизнес-анализ, то основные виды деятельности уже представлены в бизнес-модели в виде пакетов, и они могут быть просто скопированы в модель требований. Пакетов верхнего уровня не должно быть много. Целесообразно выделить пакет администрирования и пакет вспомогательных действий, и 2 – 4 пакета, основных видов деятельности. В свою очередь, пакеты верхнего уровня могут включать пакеты следующего уровня и т. д.

    Когда вы очертите исходную модель требований, вы должны внимательно проверить, что она покрывает все заявки заинтересованных лиц, представленные в документе «Предварительное соглашение».

    Детализация модели требований

    Цели данной деятельности:

    • извлечение из ВИ характерных фрагментов, которые могут рассматриваться как отдельные абстрактные ВИ. Примерами таких частей могут быть общие фрагменты, необязательные фрагменты и исключения;
    • обнаружение новых абстрактных актеров, которые играют роли, разделяемые несколькими актерами;
    • реструктуризация модели требований;
    • детальное описание потоков событий для ВИ;
    • задание приоритетов ВИ.

    Когда вы продвинетесь достаточно далеко, вы можете захотеть пересмотреть исходную модель, поскольку существует тенденция вводить на первых порах слишком много актеров. Следует помнить, что любая модификация актеров может вызвать существенные изменения в системном интерфейсе и поведении.

    Детализация ВИ предполагает разработку диаграмм последовательностей, коопераций или деятельностей, описывающих выполнение основной и вспомогательных работ в конкретном ВИ.

    Определение приоритетов означает, что все ВИ ранжируются на критичные, важные и вспомогательные. Критичные ВИ, представляют основную системную функциональность или имеют существенное архитектурное значение. Важные ВИ определяют такие системные функции, как сбор статистики, составление отчетов, контроль и функциональное тестирование. Если они не реализованы, то система может выполнять свое предназначение, но со значительно худшим качеством сервиса. Вспомогательные ВИ определяют удобство использования ПС.

    Составление дополнительных спецификаций

    Дополнительные спецификации представляют собой текстовые описания требований. Они дополняют модель требований и наряду с ней включаются в итоговый документ – спецификацию требований к ПС. Следует четко понимать, что каждый ВИ есть некоторое иерархическое требование к ПС. Очень важно, чтобы между моделью требований и описанием требований в спецификации было точное соответствие. Если ВИ простой, то в спецификации он описывается как отдельное функциональное требование. В более сложных случаях ВИ может быть разбит на несколько более простых вариантов (на диаграммах это можно сделать с помощью пакетов, введя еще один уровень иерархии, в спецификации – ввести следующий уровень нумерации).

    Проектирование пользовательского интерфейса

    Этот процесс выполняется для того чтобы заказчик мог более точно представить себе работу и возможности будущей ПС и выдать свои замечания и уточнения требований. В зависимости от сложности проекта и уровня подготовленности заказчика результаты этих работ могут быть представлены в различных формах:

    • программная реализация, воспроизводящая точный вид экранных окон;
    • альбом экранных форм;
    • модель навигации экранов в виде диаграмм классов с указанием атрибутов – полей и операций – кнопок.

    Создание спецификации требований

    Спецификация требований создается на основе модели требований и дополнительных спецификаций. Она утверждается руководством заказчика и разработчика и служит основным отправным документом для проектирования и разработки. В частности, модель требований, входящая в нее, в дальнейшем будет развита в модель анализа и дизайна.