Законодательная власть кто. Законодательная власть российской федерации

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

Источник: Большая Российская энциклопедия: в 30 т. [Вводный] том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. - С. 418-421.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Законодательная власть – власть, которая призвана на создание законов в государстве. В основном законодательная власть принадлежит отдельному органу государственной системы. Обычно законодательные органы принято называть – парламент.

Власть в России разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную - это три функции по которым осуществляется деятельность законодательства в РФ. В принципе все 3 функции указаны и в конституции, так как понимание этих трех ветвей имеет значение для того, чтобы понять государственную власть.

Такое управление политикой выработано за много лет практики демократическими государствами. Суть управления властью и политической демократической страной может осуществляться при условии разделение этих трех функций управляющими властями между внутренними государственными органами.

Есть три основные функции деятельности государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна наблюдаться отдельно соответствующим органом государственные власти. Соединять между собой функции в деятельности одного государственного органа невозможно, так как это непроизвольно создаст в стране диктаторский политический режим.

Как государство пополняет с помощью функций деятельности власти

Исследование сущности экономической целесообразности налоговых сборов в казну государства, определило, что одна из функций государственной власти – законодательная разработала – , которое базируется на трех основных составляющих:

Принципах, согласно которым осуществляется;

Методах, с помощью которых обеспечивается реализация этих принципов;

Непосредственно присущих ему функциях.

Принципы преференциального налогообложения должны базироваться на классических принципах налогообложения, предложенных еще А. Смитом (1723 - 1790). Учитывая современные тенденции функционирования налоговых систем, целесообразно определить пять основных принципов:

а) научности - преференциальное налогообложение должно формироваться на основании научно-логических исследований;

б) оптимальности - использование оптимальных моделей в разработке преференций;

в) выгоды - применение преференциального налогообложения не должно уменьшать ни , ни ущемлять интересы налогоплательщиков, а его реализация должна осуществляться при минимальных административных расходах;

г) прогнозируемости - введение налоговых преференций и их использование должно основываться на прогнозных моделях развития;

д) рациональности - целесообразность назначения налоговых преференций должна быть обоснована.

На практике преференциальное налогообложение осуществляют, используя определенные методы и способы воздействия на налогоплательщиков:

1. Экономические методы - это методы воздействия на налогоплательщиков путем использования экономических инструментов.

Экономические методы можно сгруппировать по способам их осуществления:

а) льготный способ - реализация налоговых преференций путем предоставления льгот;
б) без льготный способ - предоставление налоговых преференций без применения льгот.

2. Административные методы - методы воздействия на налогоплательщиков через издание постановлений, приказов и распоряжений исполнительной власти.

3. Правовые методы - внедрение и реализацию налоговых преференций осуществляют в пределах законодательно определенной базы;

4. Социально-психологические - использование передовых достижений психологии и педагогики для мотивации налогоплательщика к рациональному использованию налоговых преференций.

Кроме того, для совершенства механизма, можно обозначить ряд функций, присущих преференциальному налогообложению, которые имеют непосредственное влияние на налогоплательщика:

а) стимулирующая - предусматривает стимулирование субъектов хозяйствования к активизации их деятельности, внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности;

б) стабилизационная (поддерживающая) - заключается в реализации преференциальных мер, направленных на поддержку налогоплательщиков, задействованных в малом бизнесе, а также определенных категорий граждан, определенных действующим законодательством.

Осуществляя общую характеристику и экономическую оценку преференциального налогообложения, обратим внимание на все возможные источники возникновения и способы реализации налоговых преференций, что является причиной их эффективного проявления. Обычно такими причинами должны были бы выступать потребности субъектов хозяйствования и государства. Однако часто налоговые преференции назначаются под давлением заинтересованных лиц или соответствующих групп лиц «лоббистскими» методами.


Функционирование налоговых преференций на практике характеризуется определенными положительными и отрицательными чертами, которые следует учитывать, разрабатывая механизмы реализации каждой из них.

Следовательно, заметим, что применение тех или иных преференций требует их детального изучения и учета положительных и отрицательных сторон реализации. При введении налоговых преференций для прогнозирования реальных социальных и экономических эффектов нужно максимально учитывать все преимущества и недостатки. Ведь только в таком случае налоговые преференции могут осуществлять эффективное влияние на внедрение механизмов преференциального налогообложения.

Итак, преференциальное налогообложение - это сложный и противоречивый инструмент осуществления налоговой политики государства, который требует детального изучения и осуществления экономической оценки его реализации.

Коррупция, основанная на интересе к законодательной власти

"Государственный интерес" необходим для того, чтобы проиллюстрировать сущность такого концепта, как коррупция. По мнению К. Фридриха, модель политической коррупции существует, когда тот, кто имеет власть, делает определенные вещи: например, лицо, что занимает государственную должность, получает денежные или другие вознаграждения, предоставленные ему нелегально, его склоняют произвести действия в ответ - как услугу тому, кто предоставил вознаграждение, тем же нанося вред государственным и собственным интересам.

Концепция государственного интереса поддавалась широкой интерпретации, и было согласовано, что суждение относительно того, было действие коррупционным или нет, определяется на основе позиции наблюдателя. Д. Ловенштейн отмечал, что действия, которые осуществляются для удовлетворения желаний высших правительственных чиновников, могут противоречить государственному интересу без самостоятельного влияния на государственную политику. А. Рогов и Х. Ласвел тоже характеризовали коррупцию как поведение, что отклоняется от публичных интересов.

В частности, по мнению К. Фридриха, политическая коррупция является разновидностью поведения, что отклоняется от нормы, которая является общепринятой или считается общепринятой в определенном контексте, например политическом. Такое девиантное поведение ассоциируется с особенной мотивацией, в частности частной выгодой во вред государству. Независимо от того, была ли мотивация, особенное значение имеет частная выгода, которая вредит государственным интересам.

Такая выгода может выражаться в денежном эквиваленте, и в глазах общественности так обычно и есть, но она может приобретать и другие формы. Это может быть быстрое продвижение по службе, приказ, награды, выгода, которая может быть не личной, но касаться семьи или другой группы.


Модель коррупции может существовать при условии наличия того, у кого власть и кто ею злоупотребляет; кто является функционально ответственным или занимает государственную должность. И, ожидая будущие финансовые или другие вознаграждения, например, выгодную работу, склонный к действиям, которые приносят пользу тому, кто предоставляет вознаграждение, и вредят группе или организации, к которой принадлежит функционер, например правительству

.
К. Фридрих предоставлял преимущество идентификации политической коррупции скорее не как использованию государственной власти для частной выгоды, продвижения по службе, престижа или выгоды для определенного общественного класса, группы, а как тому, что представляет нарушение закона или стандартов высокой морали; эти нарушения являются определенным видом общественного вреда. Однако типичной является выгода коррупционера и того, на чью пользу коррумпируют, и потери других сторон, втянутых в эту ситуацию.

Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние

Общественные блага, внешние эффекты, естественная и потребность в социальном страховании наделяют правительство распределительными функциями, которые являются важным способом, с помощью которого правительство влияет на экономику для достижения социальной эффективности. Например, теория второго оптимума предусматривает, что если условия оптимальности, вообще говоря, не выполняются, то не следует думать, что попытка произвести любое из отклонений от оптимальности улучшит общественное состояние.

Оптимум, полученный в результате компенсации любого сбоя в функционировании рынка, характеризуется полностью новым набором предельных условий, которые могут в значительной степени отличаться от тех, которые определяют абсолютный оптимум. Более того, чтобы сдвинуть экономику в направлении этого нового оптимума, правительство должно использовать налоги, субсидии, регулятивные функции и т. д., которые сами по себе вносят искривление в систему. Политика правительства, следовательно, должна выбирать между неэффективностью, которая связана со сбоями в функционировании рынка и неэффективностью, которая связана с компенсационной политикой и расходами на ее осуществление. Планирование такой политики является основной проблемой, которая появляется перед государственными деятелями, которые определяют роль правительства во влиянии на распределение ресурсов.

Существует Парето-оптимум, что связан с каждым начальным распределением собственности на факторы производства. Результирующее распределение доходов и общественного уровня жизни отражает начальное распределение капитала и способностей. Если такое распределение неприемлемо, то общество санкционирует перераспределительные мероприятия. Пока существуют частные организации, которые могут влиять на перераспределение, без вмешательства правительственной власти, то объем координированного перераспределения достаточно умерен. И все же все еще возникают сложные проблемы. Прогрессивное налогообложение и денежные трансферты являются наиболее прямыми перераспределительными инструментами, которые используются государством. Однако, и другие мероприятия политики или же целеустремленно носят перераспределительный характер, или же опосредствовано приводят к перераспределению. Предоставление государством медицинского обслуживания, образования, жилья и других социальных услуг являет собой стержень перераспределительной политики. Следует сказать, что существуют проблемы определения объема перераспределения, которое происходит через услуги, которые предоставляются правительством. Возникает также вопрос о том, должно ли правительство предоставлять эти блага и услуги непосредственно, или обеспечивать надбавки к доходу и давать возможность людям самим покупать столько, сколько они хотят на рынке.

Правительство может влиять на распределение доходов и общественной жизни с помощью и других способов. В частности, регулирующие действия, такие, как защита прав потребителя, антимонопольное законодательство и правила техники безопасности - много из которых оправдывают ссылками на проблемы, связанные с сбором, распространением и интерпретацией информации, трудностями в организации коллективных действий и расходами на установление и внедрение минимальных стандартов, - имеют распределительное значение. Как и с политикой, направленной на улучшение распределения ресурсов, мероприятия, которые направлены на достижение распределительных целей, приводят к потерям эффективности. Соответственно, существует компромисс между равномерным распределением и эффективностью, что предусматривает ограничение перераспределения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы - законы. Кроме того, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентарных странах исполнительная власть несет ответственность перед ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ. Органом ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ является парламент. Иногда под ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

законодательная власть

в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.

Большой юридический словарь

законодательная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху.

Законодательная власть

полномочия высших государственных органов издавать законы. Под термином «З. в.» понимаются также сами законодательные органы. В буржуазных государствах в соответствии с принципом «разделения властей» (на законодательную, исполнительную и судебную) З. в. формально может осуществляться только парламентами. В период империализма происходит ослабление роли парламента как носителя З. в. и расширение законодательных полномочий органов исполнительной власти: правительства, министерств, ведомств и т.д. (см. также Делегированное законодательство, Исполнительная власть).

В СССР закрепленное Конституцией 1936 разграничение компетенции различных государственных органов предполагает осуществление законодательных функций исключительно Верховным Советом СССР, а в союзных и автономных республиках ≈ Верховными Советами этих республик.

Википедия

Законодательная власть

Законода́тельная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей , законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент .

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями.

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти.

Законодательную власть, т.е. принятие обязательных для всех законов, отражающих волю народа, осуществляет парламент страны. Такие законы могут принимать только уполномоченные им представители. Поэтому законодательная власть одновременно является, как правило, представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит из двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая - на основе территориального представительства.

Согласно классической теории парламентаризма, призвание парламента в том, чтобы быть коллективным разумом нации и преобразовывать многообразные групповые, местные интересы в коллективную волю общества.

Особенность законодательной власти в том, что ее органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Однако над парламентом постоянно висит угроза превращения в слугу исполнительной власти. Станет ли она реальностью, зависит от расклада политических сил в стране, состояния оппозиции. Правительство часто формируется победившей на выборах коалицией; но при наличии парламентской оппозиции она ощущает давление политических соперников и не может безоглядно проводить линию исполнительной власти.

Парламент не только занимается законодательной деятельностью. но и утверждает государственный бюджет, участвует в формировании внутренней и внешней политики государства, контролирует исполнение законов. Авторитет парламента существенно повышается при наличии у него права на проведение самостоятельных расследований по фактам нарушения конституции.

Парламент России - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с мировой практикой первая палата считается верхней, вторая - нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах Российской Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховный совет и т.п. На муниципальном уровне интересы населения представляют органы местного самоуправления.

Парламент России является преемником Верховного Совета РСФСР, выборы в который состоялись в I990 г. После октябрьских событий I993 г. образовано Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители. Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от полномочий других государственных органов.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

  • законодательная:
  • формирование государственных органов;
  • финансовая;
  • контрольная;
  • ратификация и денонсация международных договоров.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Совет Федерации

Совет Федерации формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из численности субъектов Российской Федерации устанавливается состав Совета Федерации, т.е. общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

После 1993 г. Совет Федерации формировался на основе прямых выборов населением регионов. С декабря 1996 г. действовал другой порядок: представителями в Совете Федерации стали назначаться первые руководители законодательной и исполнительной власти регионов по должности. Естественно, что руководители могут профессиональнее представлять интересы своего населения. Однако такой порядок противоречил принципу разделения властей и усиливал местнические тенденции. Совет Федерации как федеральный орган призван представлять интересы регионов, но не каждого в отдельности, а всех одновременно в рамках государственной региональной политики. Поэтому он был отменен. Новый порядок формирования Совета Федерации действует с 2000 г.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ, указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • статуса и защиты государственной границы РФ;
  • войны и мира.

Совет Федерации осуществляет свои функции через образуемые им комитеты и комиссии. Число комитетов увеличено до 16, среди новых - комитеты по природным ресурсам и охране окружающей среды, местному самоуправлению, правовым и судебным вопросам, финансовым рынкам и денежному обращению, промышленной политике. Введены четыре новые комиссии: по делам молодежи и спорту, информационной политике, обеспечению деятельности Совета Федерации, методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации (приложения).

В Совете Федерации регионы представляют известные, с громкими именами люди, бывшие губернаторы, члены правительства, представители крупного капитала. Они работают на постоянной основе и призваны содействовать решению проблем субъектов РФ в высших эшелонах власти.

Однако многих сенаторов лишь условно можно назвать представителями регионов, более 50% из них проживают в Москве, а 70% не имеют никакого отношения к представляемым регионам. Многие лоббируют интересы крупных компаний, чиновников, не усердствуя в законотворческой деятельности. В то же время на налогоплательщиков возложено дополнительно содержание почти двух сотен высших (на уровне федеральных министров) чиновников с их аппаратами, офисами, транспортным обслуживанием и жильем в элитных домах Москвы.

Совет Федерации - не имеющая аналогов политическая структура - находится на перепутье. Станет она реальным, а не формальным органом власти, фактором стабильности, преградой для популистских законопроектов или окончательно превратится в элемент декораций, покажет время.

Государственная Дума

Государственная Дума является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

Государственная Дума формируется по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе в составе 450 депутатов 1 В новом избирательном цикле Государственная Дума будет формироваться по пропорциональной системе, т.е. по спискам лиц, предлагаемых политическими партиями, преодолевшими 7%-ный барьер полученных на выборах голосов. . Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию РФ, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. Но в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

Из процедурных вопросов к велению Государственной Думы относятся:

  • выражение согласия на назначение Председателем Правительства РФ предложенной Президентом РФ кандидатуры;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Непосредственно законотворческая деятельность осуществляется в комитетах, которых в Государственной Думе 2003 г. созыва 29, а политическая деятельность - в партийных фракциях, депутатских группах и объединениях. Каждая фракция стремится лучше выглядеть в глазах своего электората. Возможности фракции зависят от ее численности и количества занимаемых ее членами руководящих постов в Государственной Думе. Руководящие посты распределяются с учетом численности депутатских фракций и групп или в соответствии с пакетным соглашением, заключаемым ведущими фракциями.

В странах западной демократии по итогам выборов в парламенте образуется устойчивое большинство одной или нескольких партий, которые распределяют руководящие посты в палате и формируют правительство страны.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве РФ, Государственная Дума не влияет, не может оперативно реагировать на вызывающие недовольство избирателей действия отдельно взятых членов Правительства. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству РФ в целом, хотя данным правом ни разу не воспользовалась, ограничиваясь отклонением законопроектов, инициируемых Правительством, депутатскими запросами, проведением «правительственного часа» и парламентских слушаний.

В настоящее время в Государственной Думе сложилось конституционное большинство, поддерживающее все законопроекты, вносимые на рассмотрение Президентом РФ и Правительством РФ. Реальная оппозиция отсутствует и справа и слева. В правой оппозиции нет надобности, так как ее либеральная идеология взята на вооружение и Президентом и Правительством. Левые практически изолированы и, видимо, отказались от парламентской борьбы за реализацию своей программы.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть не пользуется вниманием и уважением у значительной части общества, особенно у СМИ. Одна из причин заключается в том, что ее конституционные рамки узки, полномочия урезаны, контрольно-надзорные функции сведены к минимуму.

Парламент принимает законы, ориентируясь на интересы большинства голосующих избирателей, но имеет ограниченные возможности повлиять на их исполнение. Это принижает роль выборной демократии, граждане разочаровываются в своих представителях.

Возраст реального парламентаризма в России в настоящее время ограничивают периодом 1906-1917 гг. плюс созывы Госдумы после 1992 г. Назвать парламентом го, что имело место в советское время, у некоторых политиков «язык не поворачивается». Между тем современная Государственная Дума внешне похожа на Верховный Совет СССР, а по демократичности ему уступает на порядок: в ее составе нет рабочих и крестьян; депутаты Государственной Думы заседают за зарплату, приравненную к окладу министра (в СССР - на общественных началах); население лишено права избирать депутатов, им предлагают голосовать за партии, о которых им ничего не известно; кандидатов в депутаты предлагают закулисные силы (в СССР - трудовые коллективы). С царской Государственной думой у современной Государственной Думы общего мало: первая представляла сословия и слои народа, боролась с верховным правителем, неоднократно им разгонялась.