Юридические услуги. Юридические услуги Изменения в 44 фз с 01.07 18

В следующем году вступят в силу несколько важных для участников аукционов и специалистов по торгам изменений. Редакция сайт подготовила обзор основных поправок в законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы читатели были в курсе нововведений.

Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ

1. У МСП появится больше заказчиков

В 2019 году вступят в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383 , предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн рублей.

Еще одна важная поправка для бизнеса прописана в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 . По ней с 10 до 15 процентов увеличивается годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП. Причем речь идет и о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с некрупными компаниями, и о годовом объеме закупок, которые планируется осуществить по результатам торгов для малого и среднего бизнеса.

С учетом этих изменений заказчикам придется заполнять обновленную форму годового отчета о закупках товаров, работ и услуг у МСП. В нем дополнительно появятся строки для указания:

  • сведений о доле закупок у небольших компаний в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • сведения о доле закупок в совокупном годовом стоимостном объеме договоров по результатам торгов или иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.

2. Контроль за закупками отдельных компаний ужесточат

С 1 марта 2019 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.

А с 1 июня 2019 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторить соответствие планов у дочек госкорпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей. Тем временем органы исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданные ими организации будут проверять соответствие планов закупок у ГУПов, МУПов, иных муниципальных организаций, активы которых превышают 10 млрд рублей и которые заключают договоры о закупках в течение года на сумму свыше 50 млн рублей.

Поправки, касающиеся закупок, проводимых по закону № 44-ФЗ

3. Гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов

С 1 января будут уточнены требования к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения госконтрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ , правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.

Чтобы было проще ориентироваться, перечень банков, соответствующих всем требованиям, станет публичным. Его можно будет найти на сайте Минфина.

4. В ЕИС появятся справочные данные о товарах, работах и услугах

С 1 января вступает в силу требование о дополнении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок справочной информацией. В системе будут размещать:

  • информацию о принятых технических регламентах, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, которые распространяются на товары, работы и услуги;
  • коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
  • информацию о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
  • дату включения в каталог позиции;
  • дату (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
  • дату окончания применения позиции каталога (при необходимости);
  • дополнительную информацию, в том числе о характеристиках товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, о ценах за единицу количества товара, об объемах работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, об условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Кроме того, с нового года в ЕИС не сможет попасть информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) с ошибками, выявленными в ходе проверок. В 2019 году это правило будет распространяться только на сведения о закупках, осуществляемых для федеральных нужд. Еще через год требование заработает для муниципальных заказчиков (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315).

9. Реестр контрактов дополнят новыми сведениями

На основании Постановления Правительства от 13 апреля 2017 года № 443 в реестр контрактов заказчик будут вносить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. В частности, в реестре контрактов появятся данные о месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), его ИНН, дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком).

10. Нововведения для отдельных сфер

Коротко расскажем о новых правилах для некоторых сфер.

  • Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, которые являются объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • С нового года вводится обязанность проводить исключительно электронные торги для формирования цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133).
  • При поставках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, устанавливается на уровне 70% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Об этом сказано в

2018 год богат на изменения в 44-ФЗ.

Федеральными законами: от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ вносится огромное количество поправок.
При подготовке специального практического курса:

преподаватели нашего учебного центра выделили все изменения.

Предлагаем Вам с ними ознакомиться:

Новое в планировании

1. Изменения требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых ПП РФ от 21.11.2013 N 1043.
2. Расширение списка случаев, когда внесение изменений в план-график возможно за один рабочий день.
3. Новые требования к планированию долгосрочных закупок (более 3-х лет).
4. Сокращение случаев внесения изменений в план закупок.
5. Гриф «секретно» при планировании закупок с гостайной.

Электронный документооборот в контрактной системе

1. Новая (дополнительная) государственная информационная система. Фиксация работы субъектов контрактной системы в ЕИС и на ЭТП.
2. Подача заявок участников и обмен документами с помощью электронной площадки, специализированной электронной площадки, ЕИС.

Новые требования к участникам закупки

1. Новое требование к участникам закупки в ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Ограничение списка сведений, которые обязана проверять комиссия по рассмотрению заявок, на соответствие единым требованиям;
3. Изменение порядка отказа от заключения контракта с участником, не соответствующим требованиям ст. 31.

Новые правила описания объекта закупки

1. Допускается указывать ТЗ в документации, уточнены правила описания объекта закупки, исключено требование об объективном описании объекта закупки.
2. ПП РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Запреты на указания ряда требований в документации описании лекарственных препаратов.
3. Требования к участникам закупки при обжаловании документации доказывать конкретные нарушения в описания объекта закупки.
4. Стандартные требования к закупаемым товарам/работам/услугам. Обязанность заказчиков применять Каталог ТРУ, размещаемый в ЕИС в соответствии с ПП РФ от 08.02.2017 N 145.

Новые требования к закупкам у единственного поставщика

1. Расширен список оснований проведения закупок у единственного поставщика.
2. Отмена обоснования НМЦК и отчетов о нецелесообразности проведения закупок иным способом.
3. Ведение в ЕИС реестра единственных поставщиков товара, в котором указываются поставщики, производящие или модернизирующие товар на территории РФ.

Изменения в порядке заключения контрактов по 44-ФЗ

1. Новые требования к составу обязательных условий контракта.
2. РП РФ от 16.01.2018 N 21-Р «Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи».
3. Новые последствия отказа заказчика от заключения контракта с победителем. Дополнительное основание для заключения контракта Заказчиком со вторым Участником.
4. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 870н, действует с 01.01.2018).
5. Возможность увеличения количества товара при проведении запроса предложений.
6. Введение минимального срока исполнения контракта.

Изменения порядка включения поставщика в РНП

1. Новые сроки направления заказчиком информации в ФАС.
2. Обязанность заказчика направлять сведения в ФАС независимо от факта подписания контракта вторым участником.

Новое в преимуществах

1. Изменения порядка расчета доли закупок у СМП.

Новое в национальном режиме​

1. Изменения при закупках программного обеспечения (ПП РФ от 16.11.2015 N 1236), требования к ведению двух реестров ПО.
2. Новое ПП от 04.12.2017 N 1469, регулирующее условия допуска медицинских изделий.
3. Изменения в ПП РФ от 26.09.2016 N 968 (ред. от 21.12.2017), уточнен порядок применения.
4. Изменения в ПП РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 21.12.2017).
5. Изменения в ПП РФ от 14.01.2017 N 9 (ред. от 27.12.2017).

Новое в общих требования к осуществлению закупок

1. Изменение сроков отмены закупок.
2. Изменение состава содержания извещения об осуществлении закупки.
3. Изменения требования к содержанию первой части заявки в электронном аукционе.
4. Банковская гарантия – способ обеспечения заявки, допустимый в электронном аукционе (новые требования к проверке банковских гарантий).
5. Новые требования к размеру обеспечения заявок, обязанность заказчика устанавливать требования при НМЦК превышающей 5 млн рублей.
6. Новые требования к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий.
7. Новые требования к информации на конверте конкурсной заявки.

Новое в контроле

1. Возобновление требований о неразмещении в ЕИС в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений (абзац второй пункта 14, абзац второй пункт 15 правил осуществления контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367, в отношении федеральных заказчиков).
2. Изменения в порядке рассмотрения контрольными органами обращений физических лиц, в том числе жалоб на действия (бездействие) заказчика.

Новое в ГОЗ

1. ПП РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
2. ПП РФ от 27.11.2017 N 1428м «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».

Электронные закупки (с 01.07.2018)

1. Новая ст. 24.1 Закона ФЗ N-44 «Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур».
2. Единый реестр участников закупок.
3. Порядок проведения электронных способов закупок.
4. Право заказчика выделять лоты в электронных закупках и устанавливать к ним отдельные требования (описание объекта закупки, обоснование цены, размер обеспечения заявок и др.).
5. Сроки и порядок проведения электронных закупок.
6. Отличия в применении антидемпинговых мер в «бумажных» и «электронных» закупках.
7. Требования к содержанию заявок на участие в электронных закупках.
8. Состав первой и второй части заявки в электронных конкурсах.
9. Запрет на отклонение заявки, не содержащей информации о соответствии ст. 14 ФЗ N 44.
10. Порядок проверки заявок участников и основания для отказа.
11. Порядок подачи окончательных предложений (проведение «переторжки»).
12. Установлен минимальный «шаг» аукциона.
13. Последствия признания электронной закупки несостоявшейся, порядок действий заказчика.
14. Порядок заключения контракта по результатам электронных закупок.

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:

1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 - 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 - 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам - в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

4. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .

Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

6. Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки - на специальный счет

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

12. Шаг аукциона не менее 100 рублей

13. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

С июля стартует электронизация закупок. Это означает, что заказчики по 44-ФЗ смогут проводить электронные конкурсы, электронные запросы предложений и электронные запросы котировок. Переход на электронные форму конкурентных процедур сильно изменит правила работы для всех участников контрактной системы. Рассмотрим основные изменения 44-ФЗ с 01 июля 2018 года.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года, коротко:
единый реестр участников закупок;
система «Независимый регистратор»;
новые правила обеспечения заявок;
новый порядок работы с электронной подписью;
обеспечение заявки только деньгами;
сроки всех конкурентных процедур поменялись;
и многое другое.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года для бюджетных организаций и поставщиков

В понятийном аппарате появятся новые термины. В статье 3 Закона № 44-ФЗ появятся новые понятия с расшифровками. Отдельными пунктами в статью введут определения электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов этих площадкой. Следите за изменениями в последней редакции 44-ФЗ »

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. В ЕИС введут новый реестр. С 01.07.2018 в ЕИС появится новый реестр – единый реестр участников закупок. Вести реестр доверят казначейству. Дополнительный подпункт 6.1 п.6 ч.3 в ст.4 Закона № 44-ФЗ введен Законом № 504 от 31.12.2017.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Новая госинформсистема «Независимый регистратор». Она нужна для того, чтобы отслеживать действия участников закупок и заказчиков. И фиксировать, в том числе на видео, кто и что делал. Программа независимый регистратор поможет всем участникам контрактной системы в разрешении спорных ситуаций. Например, поможет зафиксировать неработоспособность ЕИС в последний день размещения информации в реестр контрактов. Это спасет заказчик от штрафа в 20 тыс. руб.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Начнут действовать новые правила обеспечения заявок. Важные изменения в 44-ФЗ с июля 2018 года коснутся правил обеспечения заявок. С июля участники закупок вносят обеспечения заявок в специальные банки, которые отберет Правительство. От обязательства вносить обеспечение заявок освободили только казенные учреждения. А льготные условия обеспечения для СМП и СОНО убрали из закона вовсе. Льгота для участников закупок из категории учреждений уголовно – исполнительной системы и организаций инвалидов выражена в обеспечении заявок в размере, который не может превышать 2% от НМЦК.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Появится отдельная статья об особенностях электронных процедур. Очередным пунктом в обзор изменений 44 фз с 01.07.2018 входит новая статья об электронных процедурах закупок. Закон о контрактной системе дополнится статьей 24.1, посвященной особенностям электронных процедур. А еще появятся новые статьи, посвященные каждой электронной процедуре.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Дополнится список единых требований к участникам закупок. Раньше, чтобы стать участником закупки, нужно было подтвердить соответствие единым требованиям по части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Последним десятым пунктом в списке требований шли сведения о том, что участник закупки не является оффшором. Теперь часть стать заканчивается пунктом 11. В соответствии с требованиями нового пункта участники обязаны будут подтверждать, что у них отсутствуют ограничения для участия в закупке. Пункт о том, что оператор электронной площадки проверяет участников на оффшорность, утратил силу.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Ставку рефинансирования поменяли на ключевую. Соответствующие изменения внесли в статью 34 Закона № 44-ФЗ. Теперь если заказчик нарушает условия контракта, поставщик вправе взыскать с заказчика пени и рассчитываться пени будет исходя из ключевой ставки. Аналогичные условия действуют для поставщика, если он просрочил обязательства по контракту. Не забудьте, что пени начисляют за каждый день просрочки и только за просрочку обязательств. За прочие нарушения начисляют штраф.
Мы собрали все штрафы на одной странице, чтобы вы знали, сколько взыскать с поставщика - нарушителя и сколько вы заплатите за собственную ошибку, если сами допустите нарушение по контракту.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Каталог в единственном числе. Раньше в законе о контрактной системе упоминались каталоги товаров, работ и услуг. Теперь множественное «каталоги» поменяли на единственное «каталог» – имея ввиду каталог ТРУ, который заказчики обязаны использовать для описания объекта закупки.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Обяжут обеспечивать заявки в конкурсах и аукционах с небольшой НМЦК. В самом законе № 44-ФЗ указан диапазон, в рамках которого заказчик может требовать обеспечение заявок на участие в закупке. И начало НМЦК для этого диапазона — 5 млн. руб. Указано также, что правительство вправе установить свой порядок и правительство его установило. Оно обязало заказчиков устанавливать обеспечение заявки в конкурсах и аукционах при НМЦК от 1 млн рублей. Но при этом размер обеспечения не указали.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Новый порядок работы с ЭП. С 01 июля неквалифицированную электронную подпись больше не используют. Можно пользоваться только квалифицированной.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Обеспечивать заявки разрешат только деньгами. Банковские гарантии на обеспечение заявки от потенциальных участников электронных процедур принимать не будут. Обеспечивать заявку в электронных процедурах участник сможет только деньгами.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Изменятся сроки всех конкурентных процедур. К примеру, сроки рассмотрения первых и вторых частей заявок в электронном аукционе сократят. Процедура электронного запроса котировок тоже займет меньше времени, чем бумажная процедура. Универсального способа сразу посчитать все сроки не существует. Потому что для каждой процедуры свои временные рамки и свои этапы закупки. Мы разработали Карту сроков, которая упростит вам подсчет календарных дат закупок, а значит не даст ошибиться и получить штраф.

Изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2018 года. Конкурс больше не приоритетный способ закупки. До 1 июля заказчики по 44-ФЗ обязаны были проводить закупки открытым конкурсом во всех случаях за некоторыми исключениями. С 1 июля этот пункт утратил силу.ЯТаблица изменений в 44-ФЗ с июля 2018 года

Смотрите важные изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в таблице.

144.76.78.4

После 01.07.2018

В понятийном аппарате не было определений электронной площадки,
специализированной электронной площадки,
операторов электронной и специализированной площадок
В статью 3 ввели новые определения
Не было реестра участников закупок Появится реестр участников закупок. Его будет вести Казначейство
Можно было пользоваться неквалифицированной электронной подписью Можно пользоваться только квалифицированной подписью, неквалифицированной – нельзя
«Каталоги» товаров работ и услуг Каталог ТРУ – единственный каталог, который используют заказчики для описания объекта закупки
Размер обеспечения заявки – не выше 5% от НМЦК Размер обеспечение привязали к диапазону НМЦК. Льготу для СМП и СОНО убрали. Действуют льготные условия для УИС и ОИ. Казенные учреждения не обеспечивают заявки
Список единых требований к участникам закупок части 1 статьи 31 заканчивался на пункте 10 Появится новый пункт в списке единых требований. Участники обязаны будут подтвердить, что у них нет ограничений для участия в закупке
Пени для нарушителей сроков рассчитывали из ставки рефинансирования Ставку рефинансирования заменили на ключевую ставку
Минимального размера НМЦК, при которой нужно требовать обеспечение заявки, в законе указано не было Минимальная НМЦК в конкурсах и аукционах, при которой заказчик обязан требовать обеспечение заявки – 1 млн руб.
В законе было указано, что заказчик обязан проводит открытый конкурс во всех случаях, за рядом исключений Открытый конкурс – больше не приоритетный способ закупки. Пункт закона утратил силу

И, наконец, самое важное — изменятся все сроки конкурентных процедур.

Новые требования к участникам закупок с 1 июля 2018

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

С 1 января 2019 г. вступили в силу очередные изменения в порядок проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут нашим читателям, что ждет участников госзакупок в новом году.

Переход на электронные закупки

Пожалуй, важнейшим изменением в порядок проведения госзакупок является перевод закупочных процедур в электронную форму. Эта работа началась еще в 2018 году, но с 1 июля 2018 г. проведение закупок в электронной форме было правом заказчика. С 1 января 2019 г. это стало обязательным. Закупки будут проводится в электронном виде в форме:

Аукциона;

Конкурса;

Запроса котировок;

Запроса предложений.

В ряде отдельных случаев будет разрешено проводить закупки в «бумажном виде». Но это касается в закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций, перечень которых определен Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»:

Обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

Оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

Оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

Проведение закрытых закупок (ст. 84);

Проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);

Поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Регистрация участников закупок в ЕИС. Формирование ЕРУЗ

С 1 января 2019 года вступили в силу положения ст. 24.2 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Статья предусматривает обязательную регистрацию всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), куда автоматически вносится информация об участниках, прошедших регистрацию. Ответственным за создание и ведение ЕРУЗ назначено Федеральное казначейство.

Регистрация в ЕИС проводится в электронной форме, для прохождения регистрации участникам закупок потребуется .

Регистрация будет проводиться бесплатно, срок ее действия составит 3 года, регистрацию можно будет продлить не ранее чем за 6 месяцев до истечения ее срока.

Важная особенность - компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, не смогут пройти регистрацию в ЕИС и принимать участие в госзакупках.

Подробнее о регистрации участников закупок в ЕИС Вы можете прочитать в статье на нашем сайте.

Регистрация поставщиков в ЕИС

Изменение порядка аккредитации на торговых площадках

С 1 января 2019 года утратила силу статья 61 Закона № 44-ФЗ, регламентирующая аккредитацию участников на электронных площадках. Одновременно прекратил действовать порядок аккредитации, согласно которому участникам закупок требовалось пройти процедуру аккредитации на каждой из электронных площадок. С 1 января 2019 года получить аккредитацию на ЭП можно, только пройдя регистрацию в ЕИС.

Участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и внесенные в ЕРУЗ, автоматически получают аккредитацию на всех электронных торговых площадках, допущенных к работе с госзакупками. Аккредитация будет произведена операторами электронных площадок в течение 1 рабочего дня с момента завершения регистрации в ЕИС.

Повышение НДС до 20 процентов

С 1 января 2019 года начинает действовать Закон № 303 от 03.08.2018 г., предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 процентов. При этом остается неизменной льготная ставка НДС 10 % для отдельных видов продовольственных товаров, детских товаров, лекарств.

Новая ставка НДС должна учитываться заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для закупок 2019 года. Участникам закупок необходимо помнить, что согласно новой редакции п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2018 г., в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Иными словами, если заказчик является плательщиком НДС, то при оплате поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг он должен автоматически уменьшить причитающуюся Вам сумму оплаты на величину НДС, подлежащую уплате в бюджет. И если Ваша компания не является плательщиком НДС, то это означает, что Вы получите на 20 % меньше цены, указанной в контракте, и в свою очередь не сможете принять НДС к вычету.

А что произойдет с контрактами, заключенными до 1 января 2019 года, если оплата по ним будет произведена уже после повышения НДС?

Первоначально Министерство финансов решило, что по долгосрочным контрактам повышение НДС ляжет на плечи исполнителей. Ведомство посчитало, что увеличение ставки налога - это коммерческий риск исполнителя контракта. По Закону N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения. Участники закупки знают, что цену контракта изменить невозможно, и соглашаются с условиями заказчика, подавая заявки.

Такая позиция была изложена в информационном письме Минфина России от 28.08.2018 г. N 24-03-07/6124.

Но 27 декабря 2018 года Президентом РФ был подписан закон № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с новой редакцией закона 44-ФЗ, которая уже вступила в силу, в связи с увеличением ставки НДС до 20 % допускается по соглашению сторон изменение цены заключенных до 1 января 2019 года контрактов в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года. Указанное условие будет действовать до 1 октября 2019 года.

Преференции лекарственным препаратам из стран ЕАЭС

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление о внесении изменений от 12.05.2018 г. № 572).

Внесенными изменениями при проведении госзакупок предоставляется преимущество лекарственным препаратам из России и других стан ЕАЭС - Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Лекарственные препараты, все стадии производства которых осуществлялись на территории государств - членов ЕАЭС, получают 15 % ценовые преференции, предусмотренные Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155.

Изменения в отчетности по закупкам у малого бизнеса

С 1 января 2019 года изменился порядок расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Заказчикам разрешили включать в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся.

Согласно ч. 4 ст. 30 44-ФЗ, заказчик также может отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО в том случае, если первоначальная конкурентная процедура была признана несостоявшейся либо по причине отклонения всех заявок, либо в случае отсутствия заявок на участие (или окончательных предложений).

Это нововведение существенно упрощает жизнь заказчикам, т.к. в соответствии с действующим законодательством не менее 15 % контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП или СОНКО. А с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в совокупном годовом объеме, достичь установленной нормы в 15 % станет проще.

Напомним, что в 2018 году в совокупный объем закупок у СМП и СОНКО не включались контракты, заключенные с единственным поставщиком.

Изменение порядка расчета платежей по государственным контрактам с авансом

С 1 января 2019 года заказчики обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2019 года Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 г. № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Предусмотрено два способа расчетов:

1. Если контракт не содержит этапов выполнения работ либо этапы выполняются последовательно, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа.

2. Если контракт содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых совпадают, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Указанный порядок расчетов распространяется только на федеральных заказчиков. В 2018 году такой порядок был предусмотрен для госконтрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей.

Банковские гарантии, займы, кредиты для участников госзакупок.

Электронная подпись, тендерное сопровождение и многое другое

Свяжитесь с нами прямо сейчас!

Уточнение антидемпинговых мер

С 1 января 2019 года если при начальной (максимальной) цене контракта до 15 млн. рублей происходит падение цены в процессе торгов более, чем на 25%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, либо предоставляется информация о добросовестности исполнителя с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в закупочной документации.

Отмена обеспечения заявок для ГУПов и МУПов

С 1 января 2019 года государственные и муниципальные учреждения освобождаются от необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие в закупочных процедурах.

Отмена внешней экспертизы

С 1 января 2019 года внешняя экспертиза не требуется, если контракт заключен в результате несостоявшихся электронных процедур.

Мы рассказали Вам о наиболее важных изменениях в порядок проведения государственных и муниципальных закупок, вступающих в силу с 1 января 2019 г. Но перечень предстоящих в 2019 г. нововведений этим не исчерпывается. Просто некоторые изменения вступят в силу несколько позже:

Обязательное использование Единого агрегатора торговли «Березка»

С 1 марта 2019 года станет обязательным использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» для проведения государственными заказчиками закупок на малые суммы.
Более подробно прочитать о ЕАТ «Березка» можно в статье на нашем сайте.

Расширение способов обеспечения заявок

С 1 июля 2019 года участник закупки будет вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Кроме внесения денежных средств на спецсчет можно будет использовать в качестве обеспечения заявок банковские гарантии. Это позволит облегчить доступ к закупкам для многих компаний.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств

С 1 июля 2019 года размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых заказчиком осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

При этом уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. Датой такого отказа считается дата включения информации о частичном исполнении обязательств по контракту в соответствующий реестр контрактов. В случае предоставления нового (уменьшенного) обеспечения исполнения контракта заказчик не возвращает гарантию банку, взыскание по такой гарантии не производится.

Замена банковской гарантии в случае отзыва лицензии у банка

С 1 июля 2019 года в случае отзыва лицензии у банка-гаранта исполнитель закупки обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта в срок не позднее 1 месяца с момента получения уведомления от заказчика. Данное положение обязательно включается в контракт. Размер обеспечения в этом случае может быть уменьшен на размер исполненных обязательств по контракту.

Создание ГИС «Независимый регистратор»

С 1 октября 2019 года должна начать работу государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор» . Система предназначена для мониторинга работоспособности ЕИС и электронных площадок, фиксации действий или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭП, а также хранения указанной информации. Предполагается, что применение ГИС «Независимый регистратор» позволит повысить прозрачность закупок и снизить количество нарушений при проведении закупочных процедур.

Хотите узнать, какие еще изменения в 44-ФЗ ждут Вас в ближайшее время - читайте новую статью на нашем сайте "Важнейшие направления реформирования системы госзакупок на период до 2024г. ". Вы не поверите, главные нововведения еще впереди!

Будьте всегда в курсе событий -