Когда вводится в действие профессиональный стандарт педагога. Образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов. Что такое «профессиональный стандарт»

История создания профстандарта «учитель»

Документ «Профессиональный стандарт педагога» был утвержден приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. №5 44н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

После того, как сформирована исследовательская группа и журнал исследований начнет заполнять записи и наблюдения, пришло время начать сбор данных, чтобы попытаться ответить на вопрос исследования. Если возникает вопрос: «Что происходит, когда ученики рисуют историю перед написанием?», Примеры сбора данных могут включать в себя рисунки учеников, а также последующее письмо; интервью со студентами об их рисунках и процессе написания; данные наблюдений за поведением ученика при рисовании и письме; и интервью с коллегами, которые пробовали аналогичную стратегию.

Изначально было предложено два варианта профстандарта — проект, разработанный Федеральным институтом развития образования (ФИРО), и проект группы во главе с директором Центра образования № 109 Евгением Ямбургом. По итогам общественного обсуждения был выбран второй вариант, несмотря на то, что многие считали его «утопией».

Стандарт должен был быть введен с 1 января 2015 года, однако на минувшей неделе его срок перенесли на 1 января 2017 года. Кроме этого, минобр не исключает вариант ещё одного переноса.

История создания профстандарта «учитель»

Класс богат возможностями сбора данных. Классные комнаты полны данных, хотя то, что происходит там, часто не рассматривается как исследование. Вы собираете данные всякий раз, когда вы оцениваете документы студентов или слушаете внимательно, когда студент борется за проблему. Вы также собираете данные, когда пишете в своем журнале исследований - записываете полевые заметки, наблюдения в классе и размышления - и когда вы пишете и пересматриваете свой исследовательский вопрос. Вы, вероятно, в разгар своих исследований, с радостью узнаете, что все данные о чем-то.

Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год. На сегодняшний день, утвержденный профессиональный стандарт педагога применяется на базе отдельно взятых стажировочных площадок, а повсеместное внедрение, скорее всего, состоится не раньше 2018 года. Дискуссии, которые вызвало вступление в силу приказа «Об утверждении профессионального стандарта педагога», все еще не утихли.

В дополнение к повседневным возможностям учителей для записи данных, ряд других стратегий может быть полезен для сбора данных в классе. Интервью со студентами, родителями и другими учителями могут дать ценную информацию. Собирайте студенческие работы, такие как портфели, письменные работы и произведения искусства. Записывайте обсуждения в классе, групповую работу, а также взаимодействие с игровыми площадками или кафетериями с помощью фотографий или аудио - или видеозаписей. Используйте опросные листы, контрольные списки и опросы для изучения взглядов, мнений, предпочтений, поведения учащихся. При выборе стратегий сбора данных важно рассмотреть, какие стратегии лучше всего отвечают на вопрос исследования и какие стратегии максимально подходят для повседневной практики в классе, хотя сбор данных также просто характерен для продуманного обучения.

Решение о переносе

Решение о переносе было принято в ходе Всероссийского съезда педагогических работников, открытом в МГППУ (10-13 ноября). В ходе съезда руководители органов управления образованием, представители Общероссийского профсоюза работников образования и педагоги обсуждали итоги апробации и поэтапного введения стандарта.

Опять же, отличительной чертой исследований учителей является то, что этот сбор данных является преднамеренным и систематическим. Тем не менее, при выборе стратегий вопросы, которые следует учитывать, включают следующее.

  • Можете ли вы позволить себе время собирать, записывать и отражать эту технику?
  • Как скоро техника даст вам информацию?
  • Каковы ограничения этой техники?
Сбор данных может быстро дать огромные объемы данных для анализа, и первоначальный анализ, а также пересмотр и уточнение исследовательского вопроса, вероятно, начнутся до завершения сбора данных.

«Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться по мере готовности, - прокомментировал свое заявление Дмитрий Ливанов. - Профстандарт не должен стать неожиданностью для учителей. Именно поэтому обязательное применение профессионального стандарта по нашей инициативе и Минтруда было перенесено на 1 января 2017 года. По мере того как сейчас будет апробация этого стандарта продвигаться, мы можем этот срок и дальше отодвинуть».

Анализ данных - это процесс организации и реорганизации данных различными способами, чтобы понять, что говорят данные. Как систематическая форма исследования, учителя-исследователи не полагаются только на размышления и интуицию, чтобы понимать жизнь в классе, но они «загрязняют руки» посредством интенсивного анализа данных.

Сортировка данных по категориям - это способ выявления потенциальных тем, которые будут организовывать выводы. Например, запись ключевых котировок или данных наблюдений на карточках-указателях позволяет учителю-исследователю «перетасовывать» данные в разные категории, чтобы понять «что происходит?». Анализ может быть облегчен путем упорядочивания данных различными способами: например, по хронологии, по частоте или по важности. Хронологическое упорядочение данных одного ученика, например, может демонстрировать развитие определенной способности с течением времени; упорядочение данных по частоте может дать представление о времени суток, которое имеет определенное поведение. Определить и подтвердить допущения. Исследовательские группы учителей являются идеальной средой для выявления и изучения предположений, которые исследователь привносит в этот процесс. Непризнанные предположения могут оставить исследователя уязвимым для того, чтобы видеть только то, что она ожидает увидеть. Например, непризнанное предположение, что ученики лучше читают молчание и изоляцию, может оставить исследователя слепым к выводам, которые предполагают, что более интерактивные стратегии чтения эффективны для некоторых учащихся. Обратите внимание на неожиданности и неожиданные результаты. Идентификация допущений и возможных предубеждений оставляет учителя-исследователя более восприимчивым к неожиданностям, которые могут исходить из данных, и предполагает обращать внимание на данные, которые, похоже, не соответствуют другим данным. Сюрпризы могут привести к новым областям расследования или более глубокому пониманию области исследования. Поговорите со студентами и другими о том, что они думают. Студенты - это огромный, но часто неиспользуемый ресурс для понимания того, что происходит в классе. Помимо привлечения студентов к сбору данных, понимание учащихся также может быть полезно для анализа данных, поскольку они могут подтвердить или отменить первоначальный анализ, а также предоставить альтернативный анализ. Исследовательская группа должна играть ту же функцию, что и исследователи, для организации и фокусировки данных. Кроме того, беседа с заинтересованными другими о анализе данных - это возможность выслушивать выводы вслух и слушать моменты, которые не имеют ясности. Теории состояний. Анализ данных должен привести к формулированию теории учителя о том, что происходит в классе. Множество исследований предлагает теории о том, как все работает в школах, но анализ часто обобщает результаты в разных настройках, чтобы возникающие теории слишком абстрактны для применения к конкретным классам. Преимущество результатов, полученных в результате исследований учителей, - это генерация и артикуляция личной теории того, как все работает, или как они могут быть изменены для улучшения практики в классе. Классифицировать и сортировать. . Вызов времени и энергии для написания отчета о результатах исследований может показаться плохим использованием ценного времени, но процесс организации и написания своих выводов является важным шагом в определении и формулировании нового понимания о том, «что происходит» в классе.

Сейчас апробация стандарта проходит в 43 регионах РФ. Ливанов отметил, что к апробации профстандартов должны привлекаться как можно больше учителей и воспитателей, однако стандартизация не должна приводить к росту бюрократической работы и «бумажной» нагрузки на учителя. Ливанов также призвал не оценивать качество работы учителя по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), который показывают выпускники в конце учебного года.

Подсказки или стратегии для составления отчета о выводах, предложенного Маклин и Мором, включают бесплатное письмо в течение 15-20 минут и запись результатов, как будто вы пишете письмо или разговариваете с кем-то, незнакомым с исследованием. Исследовательская группа продолжает играть важную роль в процессе написания, просматривая черновики глазами кого-то, уже знакомого с работой.

Написание данных - еще одна особенность, которая отличает исследования учителей от обычной классной практики, поскольку запись отражает преднамеренный и систематический характер исследований учителей, действующих для улучшения практики в классе. Еще раз, рецензия не фокусируется на том, чтобы что-то доказывать через исследования, а скорее описывает новое понимание, которое возникает из процесса. Как утверждают Маклин и Мор, письмо «помогает нам узнать, что мы знаем».

«Ещё раз хочу обратить внимание, это принципиально для нас, что работу учителя не нужно оценивать по результатам ЕГЭ. Сейчас такая связь уже устранена из оценки работы губернаторов, мы её убираем из различных рейтингов, оценки работы школ. Это один из показателей, но далеко не самый важный. Самый важный показатель - это динамика и индивидуальный показатель каждого школьника».

Письмо также облегчает исследование последствий для занятий в классе, которые возникают в результате самообучения. Новая практика или стратегия могут быть охвачены или отвергнуты в процессе обучения учителей. Написание выводов также может способствовать более тесному сотрудничеству между коллегами, поскольку в отчете исследования не только описывается этот процесс, но и делится идеями, ценными для школьного сообщества педагогов.

Сила исследований учителей - это разработка лучшего понимания практики в классе, которая является специфической и локальной. Внешние исследователи часто работают над обобщением результатов исследований в более широком образовательном сообществе или отсутствием инсайдерской точки зрения учителя в контексте аудитории. В центре внимания умышленного и систематического расследования учительские исследования позволяют учителям тщательно изучать и анализировать практику занятий в классе, чтобы улучшить преподавание, огромный результат для учителей и студентов.

Что такое «профессиональный стандарт»?

Профстандарт - это общая характеристика квалификации, необходимой специалисту для осуществления рабочей деятельности.

Документ «Профессиональный стандарт педагога» будет иметь силу нормативно-правового документа. Это значит, что он будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.

Центральная цель четкого профиля нашей школы, хорошо развитая индивидуальная поддержка наших учеников и систематическое продолжение развития нашей школы привели к тому, что учителя Шыренской гимназии разработали педагогическую концепцию для нижнего и среднего уровня, что согласуется с целями ценностного образования ориентированный. Ответственность за реализацию этой концепции - это, прежде всего, команда классов, которая состоит из учителей основных предметов. Кроме того, полезно, если учителя, которые учат одного и того же предмета через год, понимают себя как команда-переводческая команда и работают вместе в этом смысле.

В профстандарте четко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе специального образования и персонал специального обучения.

Для чего вводятся «профстандарты»?

Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль в своей сфере.

Реализация частей концепции, которая не может быть реализована в рамках предметного урока, включает в себя проектные группы, факультеты, команды преподавателей, советника и школьного психолога, а также руководящую группу развития школы. Педагогическая концепция включает в себя следующие модули.

Интенсификация и дифференциация. Часы интенсификации дают возможность дифференцировать учащихся, которые являются средними и средними по производительности, а также особенно одаренным ученикам соответствующим образом. Они служат практике, повторению и применению того, что изучено, и не имеют никаких усилий. Поскольку - когда в школе достаточно учителей - классы делятся на часы интенсификации, в зависимости от предмета предлагаются различные методы работы в этих небольших группах в зависимости от предмета: Свободная работа, учебный круг, проектная работа, обучение с помощью обучения, конкурсы.

Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований. Но получить для применения на практике разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога образовательные организации смогут только после завершения работы экспертов, оценивающих данный пакет документов, и его согласования с Министерством образования и науки РФ.

Во всех методах на первый план выходит самодеятельность ученика, а также индивидуальное внимание учителя к индивидуальному ученику. Именно на стыке между начальной и средней школой необходимо вовлечь учеников в самостоятельное обучение в междисциплинарной методической подготовке. Часы интенсификации предназначены для включения, например, правильного дизайна на рабочем месте, управления буклетами, подготовки домашних заданий и обучения, методов чтения, методов представления и свободы слова. Студентам рекомендуется отражать свое собственное учебное поведение, повышать самомотивацию и избирательно избирать память.

Почему именно сейчас?

По словам министра образования Дмитрия Ливанова, главными задачами создания стандарта является уже начавшаяся реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей. «Нельзя требовать с учителей прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие годы, ни в системе повышения квалификации, - отмечает министр. - Надо, исходя из требований этого стандарта, перенастроить систему повышения квалификации, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями».

Почему наступило время для перемен также прокомментировал старший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Александр Вавилов:

«Такая необходимость назрела очень давно. Не только в педагогике, но и в других сферах стандарты нужны для уточнения квалификационных характеристик, сейчас худо-бедно определенных единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Эти характеристики настолько общи и декларативны, что непригодны для определения квалификации.

В квалификационных характеристиках дается общее описание должностных обязанностей, затем в самом общем виде перечисляется, что должен знать работник, и после этого кратко формулируются размытые требования, сводящиеся к уровню образования. Лишь в редких случаях уточняется направление подготовки. Иногда указывается на необходимость иметь тот или иной стаж. Такой подход давно устарел. Он скопирован с документов советских времен, в частности, с постановлений Госкомтруда СССР.

Правовая необходимость в профстандартах обусловлена ролью права — механизма легитимации требований. Без правовых рамок работодателю трудно обосновать и "узаконить" в локальном документе требования к качеству работы специалиста».

Что должен уметь «педагог»?

Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.

Наряду со структурными изменениями общества меняются и его потребности, в том числе в сфере образования, а на педагога, как на центральную фигуру образовательного процесса, возлагается особая ответственность.

Предполагается, что педагог обязан: овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями (подробные разъяснения есть в документе); освоить навыки преподавания и воспитания в поликультурной среде; обладать определенными переводческими компетенциями; уметь кооперироваться с учениками, их родителями и прочими участниками образовательного процесса для разработки индивидуальных программ развития детей. Кроме того, все педагоги должны уметь работать с такими группами учащихся как: учащиеся со специальными потребностями в образовании; одаренные ученики; ученики, для которых русский язык не является родным; ученики с ограниченными возможностями и т.д.

Учитель должен: демонстрировать знание предмета и программы обучения; уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока); владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Педагог должен организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу и защищать достоинство и интересы учащихся.

Педагог должен иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности

Что изменится?

Во-первых, профстандарт повлияет на процесс аттестации педагогических работников, но конкретной информации об этих изменениях и пути к их реализации нет. В данный момент работа над созданием системы внутреннего и внешнего аудита работы аттестационных комиссий уже идет.

Во-вторых, что касается выплат, по словам Дмитрия Ливанова, система оплаты труда должна исходить из выполнения стандарта: «Нам предстоит обсудить уровненную модель должностей. Ждем ваших предложений, нужно это или нет?» - спросил министр, в ходе съезда педагогических работников.

В-третьих, когда стандарт будет внедрен, за несоответствие ему могут уволить. «Уволить учителя за несоответствие профстандарту можно, - объясняет Александр Вавилов. - Но сначала это несоответствие нужно установить. Сделать этого не могут ни управляющий совет школы, ни директор — только аттестационная комиссия. Если она установит, что учитель не соответствует стандарту, его можно уволить по пункту 3 статьи 81 Трудового кодекса России (несоответствие занимаемой должности). Однако работодатель должен предложить учителю другую работу, соответствующую его квалификации, если есть такие вакансии, и учесть мнение представителя первичной профсоюзной организации (профкома), если учитель в ней состоит.

Уволить учителя за несоответствие стандарту можно только в том случае, если школа обеспечила условия для его реализации. Так, если в принятом стандарте указано, что учитель должен пользоваться современными компьютерными технологиями, но в школе нет ни нужного программного обеспечения, ни компьютеров, то уволить учителя за «несоответствие» уже нельзя, если он не применяет эти технологии».

Материал подготовила Кристина Сыцко

В ближайшее время во всех школах и гимназиях Петербурга будет введен Профессиональный стандарт педагога. Критерии стандарта создают для школьных педагогов новые условия дальнейшей работы с учениками. Сегодня в городе работает четыре экспериментальны е площадки, на которых идет проверка нового стандарта для «безболезненного » внедрения программы во все общеобразователь ные учреждения Северной столицы. В чем особенность нового стандарт и как проходит внедрение, а также какие проблемы в связи с этим стоят сегодня перед школами Петербурга, Городу+ рассказал директор гимназии № 116 Приморского района Дмитрий Минцис и руководитель работающей на базе гимназии Региональной инновационной площадки Санкт-Петербурга Илья Демаков.

Что такое Профессиональный стандарт педагога?

В этом учебном году планируется введение в образовательные учреждения Профессиональног о стандарта педагога. Расскажите, что в себя включается данный стандарт?

Дмитрий Минцис: Профстандарт педагога не является чем-то необычным: уже с 1 июля 2016 года введены профстандарты для многих профессиональных групп. Кроме того, стандартизация профессиональных компетенций - это общемировая практика, на которую мы и ориентируемся. Дата введения в действие профессионального стандарта педагога - 1 января 2017 года. При этом следует отметить, что элементы профстандарта были регламентированы и ранее, например в квалификационных требованиях к профессиональным группам, которые вступили в силу еще в 2011 году.

Профессиональный стандарт педагога - это набор требований к человеку, который занимает педагогическую должность, и каждый учитель должен соответствовать этому набору требований. Это своего рода «обязательная программа», овладение которой должен продемонстрировать каждый, претендующий на право преподавать в школе. Соответственно перед всеми руководителями образовательных учреждений стоит задача обеспечить условия для своевременного и полноценного перехода каждого члена коллектива от привычных требований к обновлённым. Например, это требования к образованию потенциального педагога.

Очевидно, что педагогическое образование невозможно получить в рамках краткосрочных курсов, это как минимум профессиональная переподготовка объемом более 500 академических часов - серьезная дополнительная образовательная нагрузка на работающего учителя, но таких из уже работающих в школах учителей - единицы. Для большинства учительского корпуса будут актуальны краткосрочные курсы повышения квалификации, а это постоянно действующая, нормальная практика для системы образования Санкт-Петербурга.

На фото: Делегация Петербурга в Министерстве образования

Какой средний возраст вашего коллектива, все ли согласны с теми стандартами, которые предлагает Минобрнауки?

У нас замечательный педагогический коллектив: слав молодости и опыта, что и дает результат: мы входим в ТОП-500 лучших школ России, занимаем лидирующие позиции в рейтингах системы образования Санкт-Петербурга. Все наши учителя, независимо от возраста и стажа, готовы адаптироваться к новым требованиям. Тем более, что вводимый профстандарт отражает реальный запрос общества на нового учителя, потому у педагога нет выбора: он должен принять как данность требования стандарта и им соответствовать.

Как давно начался данный эксперимент и сколько учителей вашей гимназии должны повысить квалификацию?

В режиме региональной инновационной площадки по теме «Формирование в образовательной организации условий для внедрения профстандарта «Педагог» мы работаем с 1 января 2016 года. Конечно, была большая подготовительная работа: в 2015 году нами был разработан проект работы гимназии в режиме инновационной площадки, который был представлен на рассмотрение экспертного совета комитета по образованию Санкт-Петербурга. Данный экспертный совет после рассмотрения большого количества заявок от образовательных организаций остановил свой выбор на четырех площадках, которые на текущий момент и разрабатывают тему профстандарта: гимназия № 116, школа № 619, гимназия № 24 и ИМЦ Адмиралтейского района.

В гимназии в эксперименте в той или иной степени участвуют весь педагогический коллектив - более 55 педагогов. И речь здесь идет не только о своевременном повышении квалификации учителей, но и подготовке локальной нормативной базы образовательного учреждения, обеспечения реального вспоможения педагогам для адаптации к новым требованиям, которые к ним предъявляет профстандарт. При этом одним из ключевых направлений мы видим психолого-педагогическое сопровождение учителя.



На фото: Делегация Петербурга в Ульяновске

Четыре площадки - между собой общаетесь, делитесь опытом?

Конечно. В основном сотрудничаем с гимназией № 24 имени И.А. Крылова, нас объединяет гимназический профиль. В частности, в ноябре мы планируем совместный с гимназией № 24 семинар по профессиональному стандарту педагога. А в октябре будем представлять результаты своей работы на форуме «Молодые - молодым» на базе еще одного нашего партнера - школы № 619.

Как работает на практике Профессиональный стандарт педагога?

Удалось ли на практике проверить новый стандарт?

Илья Демаков : Сроки ввода профессионального стандарта пока подвижны. Он должен был вводиться с 1 января 2017 года, но 19 августа на всероссийском педагогическом совещании анонсировали постановление правительства о том, что профстандарт и его введение переносятся на 2019 год. Это означает, что уровень готовности, прежде всего в регионах, очень низкий. Именно поэтому повышается роль инновационных точек, которые готовят условия для внедрения.



На фото: Илья Демаков

Почему выбрана именно гимназия № 116?

У нашей гимназии большой инновационный потенциал, он накопился за счет того, что в 90-е годы коллектив постоянно уделял внимание инновационным проектам. Коллектив был постоянным участником федеральных проектов по совершенствованию содержания образования. В 2000 году коллектив дважды выполнял государственное задание и реализовывал эксперименты на районном уровне. Дважды был ресурсным центром и дважды побеждал в федеральном проекте инновационных продуктов. В гимназии собран уникальный коллектив - единственный такого рода коллектив в Петербурге.

В чем уникальность коллектива?

Больше половины всего коллектива - это победители конкурса педагогических достижений разного уровня. У нас работают два победителя всероссийского конкурса «Учитель года», 16 человек, победивших или ставших призерами на петербургском конкурсе «Учитель года» и порядка 30 человек, которые стали учителями года на муниципальном уровне. На 60 учителей приходится 13 побед в Приоритетном национальном проекте «Образование». Получается коллектив, который настроен на профессиональный рост. Не случайно именно в нашу гимназию попала такая инновационная тема. Город давно доверяет коллективу гимназии №116 представлять петербургскую образовательную систему на федеральном и международном уровне. Это также выражается в том, что наши педагоги с 2008 года ежегодно входят в состав официальных делегации Петербурга, которые направляются в разные регионы для обмена опытом. Наши педагоги, такие как учитель истории С.А. Букинич, посетили полтора десятка различных стран с мастер-классами и открытыми уроками. Только за прошлый год наши учителя в составе официальных делегаций посещали Ростовскую и Ульяновскую области, вместе с Председателем Комитета по образованию присутствовали как делегаты от Петербурга на Всероссийском педагогическом совете в Москве, давали мастер-классы в Германии, Киргизии, Финляндии и Эстонии.

Как работает эта экспериментальная площадка?

Мы работаем в условиях сетевого взаимодействия 4 образовательных организаций - у каждой свои акценты и задачи. В фокусе внимания эксперимента здесь, в 116 гимназии - управленческие издержки при внедрении профстандарта. Профстандарт - это новшество, а нововведение как правило раздражает учителя, повышает напряженность и тревожность в коллективе. Это происходит во многом оттого, что учитель интуитивно вслед за каждым нововведением ожидает нудного переобучения, волну проверок и рост бюрократической нагрузки. Тревожность учителя приводит к падению образовательных результатов. Однако профстандарт все равно нужно внедрять, поскольку это государственная политика в системе образования. Учитывая большое сопротивление, это будет сделано за счет экстремальных управленческих издержек, то есть ляжет, как бетонная плита, на администрацию школы, которая, вынужденно используя формальные жесткие ресурсы, будет пытаться продавить этот профстандарт. Это будет очень травмирующий опыт для коллектива. Задача нашего эксперимента - сформировать модельные условия внедрения профстандарта, при которых не вырастет тревожность коллектива, а управленческие издержки будут минимальными. Школьной администрации это даст возможность заниматься управлением образовательного процесса, а не борьбой за внедрение профстандарта.

Для этого за 2015 год вокруг гимназии № 116 сформировалась мощная научно-методическая база. Мы являемся базовой площадкой факультета психологии СПбГУ и лабораторией Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга. В течение 2015 года эти ведущие площадки по психологии в нашем городе работали над тем, чтобы сформировать систему психолого-педагогического сопровождения внедрения профстандарта. Идея в том, что в любой организации существует формальная структура и неформальная. Формальная - это педагогический совет, директор и так далее. А неформальная - это реально сложившиеся группы в коллективах. Это не история про то, кто к кому ходит пить кофе, это история про то, что есть всегда группа общения, в которой присутствует авторитетный коллега, педагог, мнению которого доверяют, и естественно если этот педагог будет против внедрения профстанадарта, то мы получим сопротивление всех тех, кто на него ориентируется. Если же этот педагог станет наставником, тогда мы снимаем вопрос с напряженностью - на простом человеческом уровне происходит доверие. Это первый этап, второй же этап - это формирование учебных групп, которые будут обучаться тому, что действительно будет необходимо. При такой комбинации неформальных и формальных институтов мы как раз и получаем, как показал предварительно наш эксперимент, эффект выше ожидаемого, мы не видим повышения уровня тревожности.



На фото: Делегация Петербурга в Словакии

Первый, 2016 год, у всех площадок главный, поэтому к концу года мы выдаем комплекс психолого-педагогических обследований, причем выдаем мы его в электронном формате. Это софт, который нам помогает разрабатывать партнёрский университет. Это будет удобный интерфейс, который мы сможем перенести в абсолютно любую школу. Также это будут рекомендации для психологической службы учреждения, то есть своего рода система сопровождения. Кроме того, к концу года мы готовим комплект локальных нормативных актов, которых будет достаточен для того, чтобы директор другой школы мог его взять и применить в таком виде, в котором он есть. Главная наша задача сделать так, чтобы внедрение профстанарта прошло для коллектива с минимальной тревожностью.

На практике же это работает следующим образом. К примеру, у нас нет в школе детей-инофонов, но учителя русского языка у нас прошли переобучение для преподавания русского как иностранного. Это означает, что, когда у нас этот ребенок появится, наши учителя уже к этому будут готовы.

К январю 2017 года нам надо успеть протестировать интерфейс психолого-педагогического обследования, согласовать с коллегами моменты по другим площадкам и в конце ноября в «Эрарте» провести семинар. Мне кажется, что говорить о педагоге нового типа в пространстве музея современного искусства очень правильно.

Беседовала Анастасия Голубничая