Учитель татарстана портал профессиональный. О секции республиканского августовского совещания работников образования «Профессиональный рост и карьера учителя: основные направления и результаты

Эта книга посвящается всем, кто имел смелость и настойчивость искать помощи в преодолении прокрастинации, отнимающей много сил. Книга была написана для людей с заниженной самооценкой; для тех, кто, взяв ее в руки, надеялся сохранить какую-то часть своей личности и вместе с тем был уверен, что и ему есть что сказать по этой теме.

Но отдельно хочу отметить – эта книга для Элизабет.


© Neil A. Fiore, 1989, 2007

От автора

Прошло уже почти двадцать пять лет с тех пор, как в 1989 году впервые была издана эта книга, и тридцать пять лет, как я начал работать над ее материалами.

С тех пор на своих семинарах и частных встречах с клиентами, нуждающимися в психологической консультации и терапии, я имел дело с самыми закоренелыми формами прокрастинации и утвердился во мнении, что привычка делать что-то сразу (например, непрерывно работать в течение пятнадцати-тридцати минут) и использование упражнения на вхождение в состояние «потока» срабатывают в большинстве случаев.

В настоящем издании я усовершенствовал и прояснил некоторые идеи и доработал упражнения, но основная мысль, что необходима привычка действовать незамедлительно , остается в неизменном виде.

Прокрастинация – это форма поведения, которая вырабатывается у вас для борьбы с беспокойством, возникающим в начале работы над задачей и в попытках довести начатое до конца. Это не самое удачное решение проблемы, которая скучна или забирает слишком много сил. При использовании стратегии незамедлительного выполнения задачи вы прекратите прибегать к прокрастинации и сможете вдвое увеличить собственную производительность (а зачастую и свои доходы). Когда вы научитесь работать эффективно – в состоянии «потока», используя больше своих природных возможностей, – у вас будет меньше причин избегать выполнения важных, приоритетных задач.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

Специальные упражнения помогут вам разорвать круг прокрастинации, избавят от навешенного самому себе ярлыка человека, погрязшего в море дел. Вместо этого вы станете кем-то вроде спортсмена, находящегося в своей лучшей форме, который может не думать об отвлекающих факторах и сконцентрироваться на том, что нужно сделать прямо сейчас. Не обязательно ждать, пока вы почувствуете себя уверенным и мотивированным, – начните прямо сейчас и посмотрите, что выйдет. Вы очень быстро перейдете от незнания к знанию – а именно это лежит в основе креативности.

Многое изменилось в мире с тех пор, как была опубликована эта книга.

Интернет, SMS, электронная почта, мобильные телефоны – все это лишь дополнительные отвлекающие факторы, способные увести от решения начать важный проект, который изменит вашу жизнь. Благодаря мгновенной обратной связи эти устройства имеют огромное преимущество перед теми видами деятельности, которые требуют месяцев или – как, например, в случае с окончанием вуза, написанием книги, обучением игре на фортепиано – лет напряженной работы. Тем больше оснований воспользоваться инструментами, предложенными здесь.

Нам всем необходимо использовать стратегии и техники во избежание отчаяния, вызванного тем, что в конце очередного дня или недели снова возникает мысль: «Я так и не сделал ничего в приоритетном для меня направлении. Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…» Это то ощущение, которое возникает у все большего числа людей, становящихся трудоголиками (оборотная сторона прокрастинации): они считают все задания срочными и одновременно избегают выполнения тех немногих по-настоящему приоритетных задач, которые приносят прибыль и дарят удовлетворение от того, что они заняты чем-то важным.

Изменения в сегодняшнем подходе к работе – сокращение персонала и уменьшение размеров компаний – означают, что все больше людей работают за двоих или троих и все чаще мы предпринимаем попытки начать собственный бизнес. Мы чувствуем себя заваленными работой и выжатыми как лимон (и в общем-то, так и есть). Тем больше оснований научиться фокусироваться, работать в состоянии «потока» (см. главу 7) и постараться достичь баланса между работой и жизнью, выстроив его с применением стратегий из этой книги.

Результаты исследований, проведенных американскими национальными институтами здравоохранения, а также достижения в области нейропсихологии и бихевиоральной медицины за последние 20 лет доказали, что мы можем контролировать свои негативные привычки – стоит лишь сделать несколько шагов в этом направлении. Полученные данные подтверждают принцип: нужно знать, когда, где и как начать проект и как заменить прокрастинацию здоровыми привычками человека, работающего продуктивно. Моя книга как раз об этом.

Вступление

Человеческая натура недооценена… мы обладаем более сложной природой… которая включает в себя не только потребность в значимой работе, ответственности, созидательности, но и желание быть честным, просто делать то, что имеет смысл, и делать это хорошо.

Абрахам Маслоу


Эта книга поможет тем, кто стремится эффективно выполнять сложные проекты. Точно так же она поможет тем, кто из-за крупных задач игнорирует мелкие: научит определять приоритеты, вовремя начинать дела и доводить их до конца. Если в вашем расписании нет лишней минутки, эта программа позволит заниматься и другими делами, не испытывая чувства вины и одновременно улучшая качество и эффективность основной работы.

Если же в работе вы подвержены чрезмерной панике и часто впадаете в ступор, то эта книга поможет преодолеть начальный страх и спокойно действовать далее. Вы научитесь прибегать к полезному внутреннему диалогу, который будет способствовать правильному выбору, и таким образом избавитесь от противоречивости в мыслях.

Типичный прокрастинатор справляется с большинством задач вовремя, но страх при спешке в последнюю минуту ухудшает качество конечного результата. Прокрастинация свойственна всем нам в определенных ситуациях, будь то составление бюджета, заполнение сложного юридического документа или ремонт в доме… да что угодно из того, что мы откладываем в пользу более приятных занятий. У каждого из нас есть задания и цели, выполнение или достижение которых мы стараемся отложить или и вовсе их избежать.

От прокрастинации к продуктивности

Привычка откладывать дела затягивает людей в порочный круг: они чувствуют себя заваленными работой, испытывают давление, боятся сделать ошибку, пытаются исправить, работают больше, чувствуют возмущение, теряют мотивацию – и все заканчивается прокрастинацией. Цикл начинается с боязни погрязнуть под завалом и заканчивается попыткой игнорирования «страшного» дела. Пока вы находитесь в этом цикле, выхода нет. Вы даже не можете как следует восстановить силы и почувствовать, как полезна для творчества каждая свободная минута, не отягощенная чувством вины. И любое потраченное время (даже уходящее на приятные дела) воспринимается как халтура, подменяющая истинное занятие. Ваши негативные мысли и чувства, касающиеся работы, свободного времени, вас самих и ваших шансов на успех, делают прокрастинацию частью самоощущения.

Вместо этого вы можете развить в себе готовность действовать: перестать бояться допустить ошибку или быть заваленным работой, забыть о низкой самооценке и сфокусироваться на том, что можно начать безотлагательно .

Новое определение прокрастинации

Большинство популярных психологических теорий, объясняющих причины прокрастинации, провоцируют самокритику, навешивая на вас ярлыки, намекают, что вы лентяй, и требуют все большей дисциплины. Но существует огромная разница между простым диагностированием проблемы и подбором программы, позволяющей ее решить. Людям, откладывающим дела годами и игнорирующим главные жизненные цели, и так хорошо известно, что такое самокритика. Что им действительно нужно, так это позитивная, действенная техника проработки блоков и достижения целей.

Некоторые книги предлагают банальные советы типа «Разбейте все на маленькие задачи…» или «Определите приоритеты…». Но такой совет бесполезен, потому что упускает из виду главное: вы бы сами сделали все как надо, если бы могли… если бы это было так просто.

Никто не тянет время просто так. Люди делают это потому, что в этом есть некий смысл, учитывая, как болезненно восприимчивы они к критике, ошибкам и собственному перфекционизму1
Под перфекционизмом (от perfect – совершенный, безупречный) психологи понимают обостренное стремление к совершенству. Здесь и далее там, где это не оговорено особо, примечания даны редактором.

Чтобы преодолеть прокрастинацию, нужно научиться положительно относиться к человеческой природе, ведь именно присущие ей мотивация и любопытство вывели нас из пещер. Человеческая природа движет нами, направляя к тому, что Маслоу называет «потребностью в значимой работе, ответственности и созидательности». Если мы сможем приспособиться, то поборем страхи и откроем абсолютно новые горизонты для человеческих достижений.

В вашей жизни наверняка имеются такие формы проведения досуга и виды работы, которые вы готовы выполнять без промедления. Вы же не прокрастинируете 24 часа в сутки. Если вы переключите внимание на то, что любите, – увидите, что в вас говорит не просто лень. Поразмыслив как следует, вы сможете отыскать в себе врожденную энергию и напористость, чтобы начать работать продуктивно и чего-то достичь.

Если прежний опыт вынуждал вас ассоциировать работу с болью и унижением, то даже попытка приступить к пугающему или неприятному заданию может возродить в памяти критику, исходившую не только от вашего нынешнего начальства, но и от родителей, руководителей или преподавателей. Любая неуверенность в собственных силах блокирует сознание, стоит лишь подумать о проекте, с которым, как вам кажется, сложно справиться.

Боль, обида, боязнь промашки уже стали ассоциироваться у вас с определенными видами задач. Когда кажется, что жизнь предлагает вам слишком много подобных проблем, возникает ощущение, что вы едете с нажатой педалью тормоза; вы потеряли мотивацию и сомневаетесь, хватит ли у вас запала, чтобы довести начатое до конца. В таком случае ваше негодование кажется оправданным.

Ваш первый шаг к преодолению прокрастинации и началу продуктивной деятельности включает в себя смену определения этого понятия и новое понимание того, как и почему мы его используем. Прокрастинация не является причиной проблем с решением задач; она скорее попытка проработать многочисленные основные проблемы: низкую самооценку, перфекционизм, страх допустить ошибку, боязнь успеха, нерешительность, отсутствие баланса между работой и свободным временем, неэффективное целеполагание и негативные мысли о работе и о самом себе.

Абсолютное преодоление прокрастинации должно включать в себя удовлетворение заблокированных потребностей, которые вынуждают человека откладывать дела. Начнем с нового определения:

Прокрастинация – это механизм совладания с тревогой, сопряженной с началом или завершением задания или принятием решения.

Исходя из этого определения можно сказать, что больше всех подвержены прокрастинации те, кому сложно начать дело, кто страшится критики, ошибок, а также боится упустить другие возможности из-за привязанности к одному проекту.

Привычка действовать незамедлительно

Советы типа «Просто сделай это…», «Старайся лучше…» или «Соберись…» основываются на старом диагнозе: «Не будь ты таким лентяем, давно бы уже все сделал». Родственники, наставники и друзья только усугубляют проблему, говоря: «Это и правда сложная задача. Придется хорошенько потрудиться. Нечего валять дурака. Никаких посиделок с друзьями и отдыха, пока все не закончится». То, что они пытаются этим сказать, можно свести к следующему: «Жизнь – штука нудная и сложная. И в ней нет времени на веселье. Работа, конечно, вещь ужасная, но она должна быть сделана». Это старое восприятие работы и жизни сродни замечанию Вуди Аллена: «Жизнь – это постоянная боль, а потом вы умираете».

Предлагаемая программа основана на более позитивных определениях, которые скорее созвучны позитивной психологии Абрахама Маслоу, нежели позициям Зигмунда Фрейда. В ней больше веры в человеческую природу, и поэтому она выходит за рамки обычной книги-руководства, описывая более острое беспокойство, связанное с ошибками, перфекционизмом или критикой, ведущими к прокрастинации.

Мы сконцентрируемся на избавлении от самоотчуждения – состояния, сопровождающегося действиями, направленными против самого себя, – которое становится результатом предыдущего опыта и влияния культурной среды. Оно возникает из-за превратного восприятия пуританских норм трудовой этики, согласно которым вашу ценность определяет ваша производительность, а также из-за негативных фрейдистских взглядов, заключающихся в том, что «низменная» составляющая вашего «я» должна быть подчинена обществу. Вместо этого вы, руководствуясь приведенными здесь советами, пересматриваете свое отношение к работе, постепенно разрешая внутренний конфликт и полностью отдаваясь выполнению поставленной задачи.

Обеспечив себе внутреннюю безопасность и возможность ведения позитивного внутреннего диалога, вы уменьшаете страх оказаться несовершенным, разрешаете себе рисковать и начинаете действовать быстрее.

Так как на практике применение этой позитивной философии встречается редко, вы едва ли найдете в этой книге ссылки на другие источники. Однако теоретическая составляющая этой книги созвучна материалам менее практических, но все же весьма богатых идеями трудов Мэтью Фокса1
Fox, Matthew. Original Blessing: A Primer in Creation Spirituality Presented in Four Paths, Twenty-Six Themes, and Two Questions (Oct 9, 2000).

Джин Синоды Болен2
Bolen, Jean Shinoda. The Tao of Psychology: Synchronicity and the Self (Jan 18, 2005).

Дэна Гоулмана3
Goleman, Daniel. Emotional Intelligence: 10th Anniversary Edition; Why it Can Matter More Than IQ (Sep 26, 2006).

Мартина Селигмана4
Селигман М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.

И Джеральда Джампольски5
Jampolsky Gerald. Love Is Letting Go of Fear, Third Edition (Dec 28, 2010).

Моя программа The Now Habit («Привычка действовать незамедлительно») включает в себя 10 наиболее действенных способов преодоления прокрастинации.

1. Обеспечение уверенности в себе поможет «подстелить соломку» психологической безопасности для выполнения сложных, подчас жизненно важных задач, чтобы уменьшить боязнь ошибок и научиться справляться с ними, приступая к работе с новыми силами.

2. Изменение негативного отношения к себе в результате успешного внутреннего диалога научит, как отследить недопустимые мысли и понять, какой вред они вам наносят. Замена их позитивными формулировками перенаправит вашу энергию на выполнение задачи и подтолкнет к быстрому принятию решений.

3. Использование признаков прокрастинации для начала избавления от нее поможет применить старые привычки для формирования и укрепления новых, позитивных.

4. Отдых, не отягощенный чувством вины, научит стратегическому планированию свободного времени, смещая фокус с работы и тем самым подсознательно побуждая вернуться к ней позже.

5. Трехмерное мышление и реверсивный календарь помогут контролировать боязнь погрязнуть в делах. Вы создадите свой пошаговый календарь задач, где отведено время отдыху, и реально оцените свои достижения.

6. Обращение своего волнения себе же во благо продемонстрирует, как составление плана для контроля отвлекающих факторов помогает достичь поставленных целей и не бояться трудностей в будущем.

6. Антирасписание позволит почувствовать внутреннюю свободу, которая будет наградой благодаря спланированному заранее отдыху без чувства вины, а также создаст реалистичную картину имеющегося у вас свободного времени. У вас появится ощущение правильно использованного времени – и вы увидите, сколько всего успели сделать.

7. Постановка реалистичных задач поможет не думать о цели, достижение которой не представляется возможным в данный момент, и направит вашу энергию на иные проблемы, требующие незамедлительного решения.

8. Работа в состоянии «потока» избавит от стресса и создаст интерес и мотивацию для плодотворного труда с повышенной концентрацией внимания в течение двух минут или менее, давая вам понять, что независимо от ощущений, которые у вас вызывает собственный проект, вы будете работать максимально продуктивно.

9. Контролируемый регресс подготовит к «запланированным остановкам», так что вы сможете быстро превратить их в новые возможности, научитесь предвидеть искушение отложить дела и внесете постоянство в свой генеральный план достижений.

Ждите чудесной перемены

Многие описанные здесь стратегии отнюдь не новы, ново лишь то, что наконец-то вы сможете применить их на практике в решении вопросов, подбрасываемых жизнью . Обладая техниками концентрации на результатах и умея распознавать старые ловушки и избегать их, вы вдруг обнаружите, что чувствуете себя более уверенно в ситуациях, которые раньше вызывали стресс. Вы увидите, что стали более способны к самопомощи, что можете заменить самокритику позитивными, ориентированными на выполнение задачи мыслями и обратить фрустрацию2
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями.

Во благо.

После завершения докторантуры я работал с тысячами клиентов и сотнями организаций, создавая стратегию, которая бы помогла участникам радикально изменить их поступки, освободиться от деструктивного поведения, повысить самооценку и уверенность в себе. Я использовал свою методику, чтобы найти время поработать над рядом статей и четырьмя книгами за 15–20 часов продуктивной работы в неделю, не отрывая себя при этом от друзей, семьи, а также не пропуская тренировок в рамках подготовки к трем полумарафонам. Эта же система успешно использовалась моими клиентами, которые считали себя хроническими прокрастинаторами. Она сработает и для вас!

Глава 1
Причины прокрастинации

Если человек здоров и у него есть цель, он не задумывается над тем, счастлив он или нет.

Бернард Шоу


Ваша стратегическая программа начинается с отслеживания паттернов3
Паттерн (в психологии; от англ. pattern – модель, образец) – набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий.

Вашей прокрастинации, чтобы, используя соответствующие техники, заменить их эффективными рабочими паттернами, которыми пользуются люди, использующие время продуктивно.

Признаки прокрастинации

Шесть признаков помогут быстро определить, стоит ли перед вами проблема прокрастинации, испытываете ли вы серьезные трудности с достижением поставленных целей или в борьбе с неэффективными рабочими привычками.

1. Воспринимаете ли вы жизнь как длинную череду обязательств, которые вы не в силах сдержать? Составляете ли вы бесконечно длинные списки важных дел?

Используете ли вы в разговоре с самим собой такие выражения, как «ты должен…», «тебе следовало бы…»?

Чувствуете ли вы свое бессилие, неспособность сделать выбор?

Испытываете ли волнение или постоянный страх быть пойманным на прокрастинации?

Страдаете ли вы бессонницей, сложно ли вам расслабиться ночью, в выходные или в отпуске (если у вас бывает отпуск)?

2. Есть ли у вас проблемы с ощущением времени? Используете ли вы неопределенные сроки, например «как-нибудь на следующей неделе…» или «осенью…», говоря о том, что начнете новый проект?

Бывает так, что вы не замечаете, на что тратите время?

У вас пустое расписание, не заполненное четкими договоренностями, планами, заданиями и дедлайнами?

Вы хронически опаздываете на встречи и ужины?

3. У вас нет ясности относительно собственных планов или ценностей? Вам трудно заниматься каким-то одним проектом?

Вам сложно понять, что же вы действительно хотите от себя, но вы знаете твердо, чего вам следовало бы хотеть?

Вас легко отвлечь от цели другим планом, который, кажется, не сопряжен ни с какими проблемами и трудностями?

Вам сложно определить, на что в первую очередь потратить свое время, а с чем можно повременить?

4. Вы понимаете, что не реализуете себя, чувствуете фрустрацию и подавленность? Есть ли у вас такие жизненные цели, которых вы никогда не достигали и даже не пытались?

Боитесь ли вы остаться прокрастинатором навсегда?

Есть ли у вас ощущение, что вы никогда не испытываете удовлетворения от завершенного проекта?

Есть ли у вас ощущение, что вы чего-то лишены – постоянно работая или, наоборот, чувствуя вину за то, что не работаете?

Крутятся ли у вас в голове мысли: «И зачем я это сделал?» или: «Что же со мной не так?»

5. Вы нерешительны и боитесь, что вас будут критиковать за ошибки? Откладываете финальную стадию проекта в попытках довести результат до совершенства?

Боитесь ли вы взять на себя ответственность за принятие решений, потому что вами движет страх оказаться виноватым, если что-то пойдет не так?

Требуете ли вы совершенного исполнения даже незначительных дел?

Ожидаете ли вы от себя, что не расстроитесь из-за ошибок и будете выше критики?

Испытываете ли вы бесконечный страх из-за того, что «что-то пойдет не так»?

6. Мешают ли вам начать работать продуктивно низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе?

Вы списываете вину за свои ошибки на внешние обстоятельства, потому что боитесь признаться, что у вас есть недостатки?

Считаете ли вы, что «являетесь тем, что вы делаете» или что «вы есть отражение вашей сущности»?

Чувствуете, что не можете контролировать собственную жизнь?

Если для вас верно большинство этих предположений, то, вероятно, вы уже знаете о своих проблемах с прокрастинацией, тайм-менеджментом или трудоголизмом. Если для вас верны лишь некоторые из этих сигналов тревоги, то, возможно, вы прокрастинируете в некоторых областях своей жизни, сохраняя контроль над ситуацией в большинстве других.

Итак, ты в сотый раз проверил почту, сложил кофе, заварил пасьянс, покурил новости. Тут-то, казалось бы, и поработать. Но тебе неожиданно попалась на глаза статья о том, как перестать отлынивать и начать работать, - вот эта наша статья. Так и быть, прочти ее, а потом все быстро-быстро доделаешь!

Сразу скажем: несмотря на заголовок, речь пойдет не о всякой лени, а только об одной ее разновидности, которая в последнее время очень распространилась и, по мнению ряда ученых, приняла форму невроза. Мы говорим о прокрастинации - привычке снова и снова откладывать важные дела в пользу приятных, безобидных, но абсолютно ненужных занятий. Если ты впервые слышишь такой термин, но уже готов воскликнуть: «Так вот почему я на работе часами валяю, пинаю и околачиваю! У меня страшная болезнь - прокрастинация!» - не спеши. Подожди хотя бы до конца статьи. После прочтения ты, возможно, обогатишься еще кое-какими терминами, отмазками и поводами жалеть себя.


Про-кра-сти... что?

История явления насчитывает тысячелетия. О бесконечном откладывании дел на потом писали (ну как писали - выколупывали на стенах) еще древние египтяне. Причем у них было два иероглифа для обозначения такой отсрочки: с негативными последствиями - «Дурак, что тянул!» и с позитивными - «Слава богу, что не стал делать, только время бы зря потратил!» Об особой разновидности лени также писал в 800 году до н. э. греческий поэт Гедроид. Поскольку академических переводов его стихов не существует, довольствуйся нашей версией: «Муж, отложивший работу на долгое время, с бедностью под руку дальше по жизни шагает». (Славен редактор, такой перевод учинивший!)

Сам термин «прокрастинация» появился уже в Древнем Риме в результате сложения двух слов: предлога pro («по направлению, к, вперед») и crastinus («завтрашний»). Слово встречается в трудах историков, причем в положительном контексте. Прокрастинация - талант мудрых политиков и военачальников, которые не принимают поспешных решений, не вступают в конфликт и не торопятся платить проститутке в надежде, что лупанарий загорится и можно будет под шумок убежать.

В новой истории термин возник только в 1682 году, в проповеди преподобного Энтони Уокера. По обыкновению всех святош размышляя, на что бы еще такое ополчиться, англичанин Уокер выудил на свет божий прокрастинацию и объявил ее грехом. Слово прижилось, в XVIII веке попало в печать и приклеилось к лозунгам промышленной революции в духе «Заводы стоят, одни прокрастинаторы кругом». С тех пор лень и скомпрометированный латинский термин уже не разлучались.


В чем разница?

Если спросить точнее - зачем вообще отдельное слово? Почему нельзя сказать «лень», «простой», «нерадивость»? Чтобы понять разницу, достаточно прочитать современное определение прокрастинации. Сформулировал его профессор Дж. Р. Феррари, глава Группы исследователей прокрастинации (PRG) из Университета Карлтона в Оттаве:

Прокрастинация - это
1) привычка откладывать дела,
2) безусловно осознаваемые как важные,
3) постепенно становящаяся невротическим шаблоном поведения и
4) вызывающая у прокрастинатора стойкое расстройство или чувство вины.

Не спеши завидовать профессору и думать, что это определение он породил, сидя в своем кабинете и бросая дротики в кофеварку. Его группа проделала серь­езную работу в области нейробиологии, психологии и статистики. Опять же, если прокрастинация - их основное занятие, они наверняка всячески стараются ее оттянуть и вовсю работают.

Феррари подчеркивает, что осознанность - самый важный признак прокрастинации. Мало сорвать сроки и сделать работу плохо - это может любой кретин, переоценивший свои силы или не разобравшийся в проблеме. Нужно еще и до последнего момента осознавать, что ты нарочно занимаешься ерундой, хотя мог бы и поработать.


7 фактов о прокрастинации

Любовно собраны подчиненными профессора Феррари за годы их деятельности.

Факт № 1

Начнем почти с комплимента - правда, он будет единственным на всю статью, поэтому не читай его сразу весь, оставь немного на утро. Итак, по данным PRG, прокрастинаторы в целом гораздо оптимистичнее обычных людей . Причем, как показали тесты, оптимизм не мешает им рассчитывать свои силы и время. Бесстрашие и вера в чудо касаются только оценки рисков, связанных с невыполнением дела.

Факт № 2

Прокрастинаторами не рождаются. Всему виной воспитание. Хотя тут еще много неясного. Одно Феррари знает точно: невероятное число его подопечных росли в семьях с авторитарным типом воспитания (см. нашу статью « »). Жесткий, помешанный на конт­роле родитель подталкивает ребенка к избеганию любой самостоятельной деятельности, мешает ему слышать свои желания. Ребенок делает только то, что ему говорят. Хуже того, подспудная ненависть к запретам («И не смей больше залезать на шкаф, в то время как я прячу в нем от мамы голую тетю!») заставляет уже взрослого прокрастинатора окружать себя людьми, прощающими ему любые проколы. И это, конечно, только усугубляет его попустительское отношение к себе.

Факт № 3

Прокрастинаторы в среднем пьют больше своих коллег и сверстников. Делают они это, во-первых, ради чувства, как писал Веничка Ерофеев, «ни-во-что-не-погруженности». Во-вторых, прокрастинация - это часто следствие плохого самоконтроля. Неумеренность в выпивке - еще один частный случай этой проблемы.

Факт № 4

Самый распространенный вид самообмана , к которому прибегают прокрастинаторы, - «Я могу работать только под давлением». Второй по популярности - «Я завтра это сделаю со свежими силами». При этом хитрые тесты Феррари доказывают, что никакого заметного прироста продуктивности не случается - ни после длительного отдыха, ни в условиях аврала.

Факт № 5

Пациенты PRG не просто тянут время. Они активно ищут дела-дистракторы, которые помогли бы им не заниматься тем, чем нужно. Ищут по двум критериям: а) возможность постоянно возвращаться к делу; б) невозможность проиграть и напортачить. Самый популярный дистрактор - проверка почты.

Факт № 6

В рядах прокрастинаторов наблюдается аномально высокий процент людей с плохим здоровьем. Сопротивляемость простудным заболеваниям вдвое ниже, чем в группе обычных людей, уязвимость перед гастроинфекциями - втрое выше.

Факт № 7

Иногда в силу более-менее случайных причин (небывалый внешний стимул, личный выбор, обещание близкому человеку, угрожающему тебе утюгом) прокрастинатор может полностью измениться . Правда, эффективное, сознательно продуктивное поведение отнимает у него больше физических сил, чем у обычного человека. Результат - тревога, расстройства, сонливость; в конечном итоге - возврат к привычному шаблону.


Как это работает

Если верить еще одному ученому, П. Стилу, который не только написал серию книг «Формула прокрастинации», но и читает мини-лекции на YouTube (канал Procrastinus), явление объясняется довольно просто.

Дело в том, что твоими желаниями управляет не маленькая белочка, которая живет у тебя в носу (хотя мы понимаем, что это противоречит всему твоему жизненному опыту), а две области мозга.

Первая, лимбическая, частью которой является и центр удовольствий, способна рождать сильные стимулы: голод, жажду секса, страх, необоримое желание еще раз посмотреть на YouTube . Сигналам этой системы довольно сложно сопротивляться, она никогда не спит, способна подавлять голос рассудка и, главное, не понимает, что такое время. Лимбические желания не могут быть долговременными. Это машинка для выдвижения быстрых требований и получения краткосрочных удовольствий. «Эй, ну! - будто говорит тебе голос в голове. - Подумаешь, одна партия в настольный футбол! Это же пять минут, а на статью у тебя будет весь вечер. Зато как весело!» Проблема в том, что эта система тут же забывает, что было весело (для нее ведь не существует понятия времени) - и требует нового быстрого кайфа.

С другой стороны, желания могут рождаться и в префронтальных зонах коры головного мозга. Тут уже возникает временной горизонт, встают вопросы планирования…

Но вот беда, даже у людей с самой извилистой и заскорузлой корой эти зоны рано или поздно устают. Причем усталость может быть как мгновенной, от перенапряжения, так и накопленной. Чем сильнее измотана кора, тем хуже она сопротивляется соблазнам. И прокрастинация, таким образом, - это капитуляция коры перед лимбической системой. Череда партий в настольный футбол на фоне недописанного абза


Два по три

Знаменитые прокрастинаторы


Вместо работы над очередной книгой часто тратил время на шахматные задачи. Вот как он сам пишет об этом: «В продолжение двадцати лет… я посвящал чудовищное количество времени составлению… задач. Это сложное, восхитительное и никчемное искусство… Умственное напряжение доходит до бредовой крайности; понятие времени выпадает из сознания… и когда разжимается кулак, оказывается, что прошло с час времени, истлевшего в накаленном до сияния мозгу…»


По словам его старшего сына, «подкреп­лением отцу всегда служила музыка». Создатель теории относительности мог часами расслабленно сидеть перед проигрывателем, особенно когда «чувствовал, что зашел в тупик, идя по дороге сознательной работы».


По словам Ч. П. Сноу, физиолога, занимавшего ряд постов в английском правительстве во время Второй мировой войны, легендарный премьер-министр «не был быст­рым работником… он, скорее, был неустанным работником, хотя часто его работа выражалась в разглядывании потолка». Это не метафора. По словам Сноу, Черчилль смотрел на потолок вполне осознанно и мог тратить на это целые часы.

В 1956 году американец Лес Ваас объявил о наборе членов в Клуб прокрастинаторов. Когда первые кандидаты прислали свои заявления, Лес назначил дату собрания, а потом несколько лет ее переносил, пока шутка наконец не дошла до всех. «Это был, пожалуй, первый и последний случай, когда прокрастинаторы попытались объединиться, - говорит все тот же Феррари, с чьих слов мы записали эту историю. - Вообще же они не любят находиться в компании себе подобных, потому что вид бездельничающего человека усугуб­ляет их чувство вины». Кроме того, как утверждает профессор, прокрастинаторам трудно сочувствовать и помогать друг другу, потому что они неодинаковы.

Феррари выделяет три типа этих бедолаг.

1. Охотники за трепетом

(Надо сказать, в оригинале названия этих типов звучат куда элегантнее, но к чему засорять язык словами «трилсикеры» и «авойдеры».) Они откладывают дела до последнего, чтобы потом навалиться и, дрожа от ужаса и эйфории, сделать все в один присест.

2. Избегатели

Откладывают любые дела не глядя, чтобы не совершить ошибку или, того хуже, не преуспеть. Потому что успех может привести к новым, более сложным заданиям. Очень боятся оценок окружающих, груза ответственности, критики, похвал, да вообще всего. Стараются выдавать ровный средний результат, балансируя на тонкой грани между «Ну вот, почти нормально» и «Можно лучше, но уж ладно, и так сойдет».

3. Нерешатели

Банально не умеют расставлять приоритеты и работать по плану. Откладывают вообще все дела, включая приятные, до тех пор, пока не почувствуют давление извне.

Удивительно, но эта классификация почти полностью совпадает с выводами еще одного борца с прокрастинацией - Б. Трейси. Он, правда, не ученый, а маркетолог и начальник кадрового агентства. Но это, может, и к лучшему: с тактом, несвойственным ученым, Трейси смещает акцент на сами дела, вместо того чтобы обзывать людей невротиками и не приспособленными к работе слабаками.

По его словам, на три типа делятся не люди, а неподъемные дела.

1. Дела-слоны

Настолько масштабны и неприступны, что пугают человека. Съесть слона (для тощего старца Трейси подозрительно помешан на кулинарных метафорах) в один присест невозможно. Непонятно, с чего начинать, хватит ли сил и аппетита. Впрочем, помимо страха слон вызывает еще и суеверный восторг: столько мяса!

2. Дела-лягушки

Все, как одно, неприятны. Их не хочется не то что жевать, но даже брать в руки. Помимо страха перед такими делами Трейси пишет также о тревоге: мол, что подумают окружающие, видя, как я поедаю лягушку. Это на сто процентов совпадает с описанием избегателей у Феррари.

3. Дела-апельсины

С виду настолько идентичны, что непонятно, за какой браться первым, а усидеть нужно вроде бы все.


Ешь апельсины и слоников жуй

Трейси много писал о том, как разделывать, шинковать и запихивать в себя невкусные дела. Лягушкам, например, посвящена целая книга, два года назад даже переведенная на русский. Однако его советы банальны и не раз подвергались критике серьезных ученых.

Сам посуди.

■ Слонов он рекомендует есть сразу, а то из-за откладывания они «разрастаются в голове». Причем начинать надо с самых вкусных кусочков и все время напоминать себе, сколько осталось. Мол, после половины дело пойдет быстрее, потому что это будет уже игра на уменьшение.

■ С лягушками совсем смех. Книга Трейси состоит из банальностей вроде «планируйте свой день, заряжайтесь энергией, воспитайте в себе трудоголика». Эксперты из PRG Джонсон и Маккоун откровенно насмехаются над этим. Мол, сказать истинному прокрастинатору, чтобы он планировал свой день, - все равно что сказать человеку с клинической депрессией, чтобы он улыбнулся и не думал о плохом.

■ С апельсинами дела у автора обстоят наилучшим образом. Совет полагаться на простой жребий - работает. Как и совет делегировать решение: «Милочка, напомни, что у нас сейчас приоритетнее: чтобы я вас уволил или занялся посетителями?»

И все же проблема Трейси в том, что он считает прокрастинацию пороком. Вредной привычкой, которую нужно изживать. Однако куда проще (и приятнее) верить ученым, считающим прокрастинацию вариантом нормы. Врожденным дефектом, с которым нужно просто сжиться, как с плохим зрением или усами жены.


И все-таки: как это лечат?

Дочитав до этого пункта, ты уже должен был несколько раз впасть в ликование («Я не плохой человек, я вариант нормы!») и выпасть обратно в депрессию. Чтобы поставить свое­образную точку в бесконечных спорах ученых, мы решили в последний раз сослаться на выводы Феррари и его группы.

Прокрастинация в цифрах

Данные собирали в Австралии, Великобритании, Турции, Перу, Венесуэле, Испании, Польше и Саудовской Аравии. И поскольку там они не отличались, можно предположить, что и у нас творится нечто подобное.

70% студентов вузов считают себя хроническими прокрастинаторами, но на самом деле таковыми являются всего 25%, остальные - обычные алкоголики и придурки.

Среди так называемых «неклинических» взрослых истинных прокрастинаторов 20% , независимо от сферы работы.

54% прокрастинаторов - мужчины.

10% не собираются бороться со своей проблемой, потому что любят прокрастинацию за встряску, которую та дает (мозгам и вообще).

Даже обычный человек, не страдающий прокрастинацией, тратит в среднем 47% времени у компьютера на «реализацию промедления».

По их словам, прокрастинацию все же можно победить. Причем решение часто лежит не в области тайм-менеджмента, планирования, контроля и визитов к психиатру.

Твои собственные механизмы психологической защиты (они есть у любого человека, не лишенного мозга) способны помочь в борьбе с прокрастинацией или в деле примирения с нею.

Механизм рационализации

Если дела не делаются из-за Интернета, отключи Интернет. Сломай холодильник. Запри телефон. Намеренное отсечение себя от инструментов прокрастинации почти всегда помогает настроиться на нужный лад. Почему? Вспомни про лимбическую систему. Она требует мгновенного отклика, быстрого удовольствия. Если для просмотра очередной серии «Кота Саймона» нужно залезть в отдельную программу и покопаться в настройках или встать с дивана, чтобы воткнуть кабель в розетку, - лимбическая система успокаивается и префронтальная кора успевает вернуть себе контроль.

В помощь

Расширения для браузера SiteBlock , Anti-porn , программы Norton Online Family и TimeBoss. Все они позволяют отключать отдельные сайты, блокировать целые сегменты Интернета или ставить себе лимит времени (особенно хороша в этом смысле TimeBoss, хотя ее сложнее других настраивать). От аналоговых удовольствий отсекай себя физически (пространственно) или проси помощи близких. Пусть жена не дает тебе есть или нарочно ходит по дому одетой, пока ты не закончишь работу.

Механизм замещения

Вместо откровенно бессмысленной деятельности во время приступов прокрастинации можно просто переключаться между делами. Вместо того чтобы давить зомби кабачками на iPad - читай книги или смотри лекции разных нескучных светил науки, например «рок-звезды философии» Жижека. А лучше вообще не сиди за компьютером. Вбей гвоздь, вымой посуду, отожмись, намыль веревку, побрейся. Любая полуполезная деятельность, отличная от твоей основной задачи, всегда лучше, чем псевдополезная.

В помощь

Читалки книг. Подкасты. Любой сайт с онлайн-проигрывателем, поиском и хорошей подборкой полезного видео - например, TED или « Элементы ». Хотя отжиматься все равно полезнее.

Механизм вытеснения

На худой конец, вместо того чтобы воевать с прокрастинацией, попробуй побороть негативное отношение к ней. Перестань считать, что твои простои - это ошибка, прими их как часть системы и метода. По почти единодушному мнению ученых, чувство вины и сожаления вызывает не меньший стресс, чем само осознание оттяжки. Как только ты перестанешь корить себя за прокрастинацию, психика сможет высвободить энное количество сил, уходивших на муки совести. И ты сможешь проверять почту чаще!


Что говорит доктор?

Отечественные специалисты, также знакомые с явлением прокрастинации, вызвались сказать кое-что в заключение.

Михаил Синкин, врач-невролог, консультант ЭНЦ РАМН, заведующий отделением ультразвуковой и нейрофизиологической диагностики ГКБ № 11:
Как правило, прокрастинация - исключительно психологическая проблема. Неврологу следует, правда, помнить о некоторых заболеваниях головного мозга, которые могут проявляться схожими симптомами. В частности, нарушение метаболизма серотонина, нор­адреналина и других нейротрансмиттеров, ведущее к такой клинической картине, может возникать при опухолях лобной доли, в начальных стадиях болезней Паркинсона и Альцгеймера.

Алексей Степанов, психолог, консультант Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера (forums.rusmedserv.com):
Многие читатели найдут в статье повод с облегчением сказать себе: «Ах, вот оно что! Оказывается, у меня нет проблем с целеполаганием и дело не в моих слабостях. Я просто страдаю прокрастинацией!» Считаю важным предостеречь читателя от подобной позиции. В языке много слов, которые являются просто заголовками. «Прокрастинация» - всего лишь термин, обозначающий круг человеческих проявлений, если хотите - симптомов. Сама по себе прокрастинация - не диагноз. Нужно в каждом случае смотреть, симптомом чего она является. Мне видятся три источника. Первый - депрессивные состояния, ведь лень произрастает на почве уныния. Депрессия почти всегда требует профессионального лечения. Второй источник - тревожные расстройства. Тревога по поводу достижений может быть мучительна, чего бы ни ждал человек - неуспеха или побед. Прояснение основ своей тревоги - это работа, которую нужно делать как самому, так и с помощью психотерапевта. Наконец, третья возможная причина касается личностных проявлений, которые в запущенном случае могут достигать уровня личностного расстройства. Ключевое слово здесь - отчужденность. Например, отчужденность от инструментов и результатов труда, известная еще со времен первых мануфактур. Отчужденность от собственных «я хочу» и «мне важно», приводящая к бессмысленному жизнепрепровождению. «Когда понимаешь, ради чего, преодолеваешь любые «как». Это один из лучших ответов на вопрос, как справиться с прокрастинацией.


Еще две новые лени

Эта статья была бы не полной без упоминания кабачков (просто смешное слово, которое мы стараемся вставлять во все тексты) и пересказа работ еще двух ученых. Они писали не о прокрастинации в чистом виде, а скорее о схожих с нею удивительных видах лени.

Инкубация

Нейролингвист Ст. Д. Крашен, специалист по теории чтения (за что только люди не получают зарплату!), считает, что творческих людей нельзя ругать за простои. Ссылаясь на автобиографии писателей, композиторов и физиков, а также на опросы творческих людей, проведенные в 1995 году Чиксентмихайи и Сойером, ученый делает однозначный вывод: откладывание, простой, бесполезные занятия - это часть творческого процесса. При этом Крашен отвергает идею вдохновения. Когда творческий человек ходит из угла в угол, ковыряя пальцем пупочный войлок, он не ждет внешнего стимула. Ступор связан с работой «внесознательной части психики».

Крашен, анализируя откровения гениев, выводит такую формулу творческой работы:
■ сбор информации, анализ имеющихся данных - 20–60% общего времени;
■ инкубация - 40–60%;
■ иллюминация - 0% времени (Крашен, будучи въедливым лингвистом, настаивает именно на термине illumination вместо привычного английского enlightenment («озарение»). По его словам, «иллюминация» четче описывает взрывное рождение идеи);
■ сознательная «обработка напильником», фиксация решения или произведения - от 10%. Ругать человека за то, что он обещал прислать статью неделю назад, а сам сидит играет в Civilization V, - глупо, потому что в процессе игры статья пишется в большей степени, чем в момент фактической записи. (Если б неделю назад, а то и две! - Прим. ред.)

Иррациональный сдвиг

Термин принадлежит Дэну Ариэли, профессору психологии и бихейвиоральной экономики Университета Дюка. Разъезжая с лекциями и тренингами по миру, Дэн заметил и описал феномен «нравственной лени». Тебе наверняка знакомы люди, говорящие: «Вот я поработаю десять лет на этой работе, а потом сразу уеду на острова и стану тренировать тараканов для петушиных боев» (или что-то вроде). Возможно, одним из таких твоих знакомых являешься ты сам. Дэн считает, что, занимаясь подобным самообманом, человек страдает «прокрастинацией наоборот». Вместо того чтобы жертвовать серьезными делами в пользу сиюминутных радостей, бедолага занимается тупой и нудной работой, отодвигая удовольствия. В чем смысл? «Это происходит из-за боязни выйти из зоны комфорта», - пишет Дэн. Переезд на острова, отпуск, покупка квартиры, заведение курей и порося - содержат в себе необходимость изучать новую информацию и принимать какие-то решения. Куда легче отложить все это и еще несколько лет распечатывать бумаги для шредера за N грошей в день. «Часто предмет сдвига, ради которого якобы работает человек, можно осуществить с меньшей кровью и большим удовольствием. Проблема в том, что на самом деле мы не хотим ничего сдвигать в своей жизни», - грустно, судя по отсутствию восклицательных знаков, пишет Дэн.

16 августа 2016 года в г.Иннополис в рамках Республиканского августовского совещания работников образования прошла секция «Профессиональный рост и карьера учителя: основные направления и результаты » с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

Основной целью секции было обсуждение вопросов профессионального становления и развития молодого и креативного учителя. О его роли в воспитании нового поколения татарстанцев.

В работе секции принимали участие более 300 представителей из системы образования: это учителя-наставники, молодые учителя (стаж работы 3-5 лет), председатели совета директоров школ муниципальных образований, представители ДПО, заместители начальников РОО по УМР, начальники РОО, руководители профсоюзных организаций, преподаватели Высшей школы экономики, образовательных организаций г.Москва и др.

Одновременно в рамках секции прошел форум молодых педагогов «Профессиональный рост и карьера учителя ».

В работе форума приняли участие 200 молодых учителей-выпускников вузов и колледжей, приступающие к работе в общеобразовательных организациях республики с сентября 2016 году.

Вниманию участников секции и форума была представлена выставка «Электронное образование-2016 », экскурсия по Технопарку и Университету «Иннополис ».

Подробнее о работе секции

Работа секции состояла из работы 4 малых пленумов, которые проходили в Университете «Иннополис », где участники смогли плодотворно и творчески поработать.

Так в рамках малого пленума 1 на тему «Как построить карьерную лестницу педагога? Мотивация профессионального развития и профессиональный стандарт » ведущей которого выступала Ленская Елена Анатольевна, декан факультета «Менеджмент в сфере образования » ОАНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук, к.п.н., г.Москва с участниками секции рассматривала вопросы:

  • Горизонтальная педагогическая карьера. Чего боится успешный педагог?
  • Каков образ современного молодого педагога массовой школы?
  • Как оценить работу учителя?
  • Что меняет новый профессиональный стандарт педагога?
  • Профессиональный стандарт педагога как основа формирования кадровой политики школы и другие.
  • Участники малого пленума 2 на тему: «Что считать повышением квалификации? Модели повышения квалификации лидеров образовательных организаций » под руководством Логвиновой Ирины Михайловны, заместителя директора ФГБНУ ДПО «Институт стратегии развития образования » Российской академии образования, к.п.н., доцент, г.Москва обсуждали следующие вопросы:

  • Зачем и кому нужна система повышения квалификации?
  • Чего ждут от повышения квалификации опытные учителя и руководители?
  • Как оценить качество программ повышения квалификации?
  • Альтернативные формы подготовки учителей.
  • Малый пленум 3 на тему «Какой учитель нам нужен? Позиция работодателя ». Работал под руководством Рачевского Ефима Лазаревича, директора Центра образования «Царицыно » №548, Народного учителя России, члена Экспертного совета при Правительстве РФ, г. Москва. В рамках пленума участникам представилась возможность рассмотреть следующие вопросы:

  • Что думают учителя о своей профессии?
  • Учитель: мотивация профессионального развития
  • Готовность учителей к работе в современных условиях
  • Профессиональное развитие в меняющемся мире
  • Профессиональный стандарт руководителя: вопросы разработки и применения.
  • Малый пленум 4 под руководством профессора Высшей школы экономики, д.п.н, Ушакова Константина Михайловича работал над темой «Современные пути профессионального развития педагогов и руководителей ». Где обсуждались вопросы:

  • Профессиональное развитие как стимул и ресурс молодого педагога
  • Новые компетенции учителя
  • Карьерные стратегии в образовательной организации
  • Профессиональная структура образовательной организации
  • На пленарном заседании секции ведущие малых пленумов выступили с докладами:

  • Профессиональное развитие педагогических кадров РТ: основные направления и результаты. Фаттахов Э.Н., заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр образования и науки РТ;
  • Профессиональный рост и карьера учителя в мире: чему и как учат учителей? Ленская Е.А, руководитель Центра Высшей школы экономики (г.Москва);
  • Профессиональное развитие педагогов: новые смыслы и практики. Логвинова И.М., заместитель директора Института стратегии образования РАО (г.Москва);
  • Профессиональный стандарт руководителя: вопросы разработки и применения. Рачевский Е.Л., директор Центра образования «Царицыно » №548 (г.Москва);
  • Профессиональная структура как ресурс развития образовательной организации. Ушаков К.М, профессор Института управления образования ВШЭ (г.Москва).

    После завершения секции все участники приняли участие на торжественной церемонии посвящения молодых педагогов в профессию «Учитель ».

    Подробнее о работе форума молодых педагогов

    Молодые учителя-выпускники вузов и колледжей, приступающие к работе в общеобразовательных организациях республики с сентября 2016 году, встретились в формате форума впервые.

    В рамках форума состоялись профессиональные встречи: новых учителей и учителей-наставников и мастер классы для молодых учителей.

    В работе форума принял участие Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Президент посетил выставку «Электронное образование-2016 » и принял участие на торжественной церемонии посвящения в профессию «Учитель » выпускников вузов - новых учителей.

    Одним из важных мероприятий форума стала торжественная церемония посвящения молодых педагогов в профессию «Учитель ».

    Церемония посвящения в профессию проведена в республике впервые. Очень важно, что молодые педагоги перед стартом педагогической карьеры услышали напутственные слова от Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и многих руководителей добившихся на профессиональном поприще «Педагог » высочайших результатов.

    Молодым педагогам были вручены именные сертификаты на получение ноутбука от Президента Республики Татарстан, а так же литература для профессионального развития.


  • Фото с сайта: tatar-inform.ru

    Последние новости Татарстана по теме:
    О секции республиканского августовского совещания работников образования «Профессиональный рост и карьера учителя: основные направления и результаты»

    Рустам Минниханов встретился с молодыми учителями Республики Татарстан - Казань

    16 августа 2016 года в г.Иннополис состоялся форум молодых педагогов «Профессиональный рост и карьера учителя» с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова,
    14:07 17.08.2016 Министерство образования РТ

    Казань


    11:05 17.08.2016 News16.Ru

    Минниханов в Иннополисе познакомился с роботом - Казань

    Накануне во время визита в Иннополис, президент Татарстана Рустам Минниханов познакомился там с роботом, который был представлен на выставке “Информационные технологии в образовании”.
    10:11 17.08.2016 ProKazan.Ru

    Рустам Минниханов принял участие в торжественной встрече с молодыми педагогами в Иннополисе - Казань

    Сегодня во второй половине дня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял участие в торжественной встрече с молодыми педагогами.
    10:02 17.08.2016 Министерство информатизации и связи

    Рустам Минниханов: Поддержка системы образования – один из приоритетов республики и страны - Казань

    Сегодня во второй половине дня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял участие в торжественной встрече с молодыми педагогами.
    10:01 17.08.2016 Единая Россия

    Президент РТ: «Все уровни образовательного процесса – от детского сада до вузов – должны развиваться синхронно» - Казань

    Все уровни образовательного процесса - от детского сада до вузов - должны развиваться синхронно, и в Татарстане этому вопросу уделяется максимум внимания.
    21:01 16.08.2016 Бизнес Online

    Рустам Минниханов: Поддержка системы образования – один из приоритетов республики и страны - Казань

    Сегодня во второй половине дня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял участие в торжественной встрече с молодыми педагогами.
    20:05 16.08.2016 Президент РТ

    Рустам Минниханов: Поддержка системы образования – один из приоритетов республики и страны - Казань

    Сегодня во второй половине дня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял участие в торжественной встрече с молодыми педагогами.
    20:01 16.08.2016 Правительство РТ

    Казань


    19:05 16.08.2016 Президент РТ

    Президент Татарстана уверен: дошкольное, школьное, специальное и высшее образование должны развиваться синхронно - Казань

    Президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие в торжественной встрече с молодыми педагогами.
    19:01 16.08.2016 Правительство РТ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    ПРИКАЗ

    О ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    от 24.02.2016 N под-265/16)

    В целях дальнейшего стимулирования учителей общеобразовательных организаций республики к повышению уровня владения профессиональными компетенциями в педагогической деятельности и развитию их творческого потенциала, а также распространения лучшего педагогического опыта, повышения престижа педагогического труда приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые:

    1.1. Положение о грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (приложение N 1).

    1.2. Календарный план реализации грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (приложение N 2).

    1.3. Состав организационного комитета реализации грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (приложение N 3).

    1.4. Руководителям структурных подразделений министерства и лицам, ответственным за реализацию мероприятий, обеспечить выполнение календарного плана, утвержденного пунктом 1.2 настоящего Приказа.

    1.5. ГАОУ ДПО "" (Р.Х.Хамитову):

    в срок до 29 февраля текущего года внести на утверждение состав республиканской экспертной комиссии по проведению конкурсного отбора соискателей и присуждению гранта;

    обеспечить организационно-методическое сопровождение гранта, выполнение календарного плана, утвержденного пунктом 1.2 настоящего Приказа.

    2. Отделу бухгалтерского учета и отчетности министерства (Г.Ф.Гатиятуллиной) обеспечить финансирование грантовой поддержки, связанное с организацией и проведением мероприятия.

    3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Т.Б.Алишева.

    Заместитель Премьер-министра
    Республики Татарстан - министр
    Э.Н.ФАТТАХОВ

    Приложение 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    Приложение 1
    к Приказу

    Республики Татарстан

    (в ред. Приказа Минобрнауки РТ от 24.02.2016 N под-265/16)

    1. Общие положения

    1.1. Грантовая поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (далее - Грантовая поддержка) учреждается приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан, будет осуществлена в 2016 году.

    Грантовая поддержка призвана способствовать дальнейшему стимулированию учителей общеобразовательных организаций республики к повышению уровня владения профессиональными компетенциями в педагогической деятельности и развитию их творческого потенциала.

    Для осуществления Грантовой поддержки вводятся две номинации "Учитель-наставник" и "Учитель-эксперт".

    Главными целями Грантовой поддержки являются:

    дальнейшее повышение качества образования Республики Татарстан за счет увеличения численности учителей, мотивированных в своей образовательной деятельности на достижение более высоких результатов в профессиональной деятельности;

    распространение лучшего педагогического опыта;

    повышение престижа педагогического труда.

    Участники Гранта: Грантодатель и Грантополучатель.

    Грантополучатель - физическое лицо, соответствующее критериям и требованиям, установленным настоящим Положением, относящееся к педагогическим работникам системы образования Республики Татарстан, реализующее основные образовательные программы общего образования и прошедшее конкурсный отбор.

    Грантовой поддержкой является ежемесячная надбавка в номинации "Учитель-наставник" - в размере 8000 (восемь тысяч) рублей без учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и в номинации "Учитель-эксперт" - в размере 10000 (десять тысяч) рублей без учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

    Грантовая поддержка на конкурсной основе выплачивается учителям, показавшим результаты в работе согласно заявленным критериям и продолжающим осуществлять общеобразовательную деятельность по основному месту работы.

    1.2. В конкурсе на соискание Грантовой поддержки могут принять участие только учителя высшей квалификационной категории, реализующие основные образовательные программы общего образования в общеобразовательных организациях Республики Татарстан, по следующим предметам: русский язык, татарский язык, литература, английский язык, немецкий язык, французский язык, математика, информатика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, физическая культура, технология, ОБЖ.

    1.3. Для допуска к участию в Грантовой поддержке в номинации "Учитель-наставник" Грантополучатель должен:

    иметь обучающихся - победителей муниципального этапа республиканских олимпиад в течение последних 3 лет (не менее одного обучающегося, являющегося победителем 2 года подряд; либо не менее двух победителей - за один год);

    быть учителем - победителем и/или призером муниципального или республиканского этапа конкурсов профессионального мастерства в течение последних 3 лет.

    1.4. Для допуска к участию в Грантовой поддержке в номинации "Учитель-эксперт" Грантополучатель должен:

    иметь обучающихся - победителей и/или призеров республиканских и/или всероссийских и/или международных олимпиад в течение последних 3 лет (одного обучающегося, являющегося победителем и/или призером 2 года подряд; либо не менее двух победителей и/или призеров - за один год);

    быть учителем - членом одной из экспертных групп республиканского уровня (аттестационной, государственной итоговой аттестации, предметных олимпиад) в течение последних 3 лет (приложение N 1 к данному Положению).

    1.5. К участию в Грантовой поддержке не допускаются учителя, обучающиеся которых за последние три года по итогам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) имели неудовлетворительные результаты, по итогам основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) не получили аттестат об основном общем образовании (по причине неуспеваемости по обозначенному предмету).

    1.6. Соискатель Грантовой поддержки должен быть штатным работником общеобразовательной организации (совместители исключаются).

    1.7. Конкурсный отбор соискателей гранта проводится с 15 февраля по 17 марта 2016 года в соответствии с порядком и сроками, установленными настоящим Положением.

    На конкурс соискатели гранта в электронном виде представляют мотивационное письмо, план наставнической/экспертной работы на 2016 год в соответствии с предложенной формой и отзыв от начальника отдела (управления) образования муниципального района Республики Татарстан.

    1.8. Средства, выделенные на Грантовую поддержку, предназначены для выплаты ежемесячной надбавки грантополучателям в течение 11 месяцев.

    1.9. Грантополучатели определяются Республиканской экспертной комиссией и утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан в количестве: 102 - по номинации "Учитель-наставник", 108 - по номинации "Учитель-эксперт".

    1.10. Решение о предоставлении Грантовой поддержки не принимается при выявлении заведомо недостоверных или ложных сведений об учителе в период его участия в конкурсе на соискание Грантовой поддержки и в период ее реализации.

    1.11. Информация о конкурсе на соискание Грантовой поддержки (условия, требования, сроки проведения конкурса) размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.

    1.12. Грантодатель оставляет за собой право подводить итоги конкурса на соискание Грантовой поддержки без создания апелляционной комиссии.

    1.13. В случае разрыва трудовых отношений с Грантополучателем решение о предоставлении Грантовой поддержки аннулируется и выплаты прекращаются.

    1.14. Отделы (управления) образования муниципальных районов Республики Татарстан обязаны оповещать о разрыве трудовых отношений с Грантополучателем в течение 1 (одной) недели после разрыва трудовых отношений.

    2. Подача заявки на участие в конкурсе на соискание гранта

    2.1. Соискателю гранта необходимо подать заявку, а также загрузить документы, указанные в пункте 1.8, на официальный сайт (http://uchiteltatarstan.ru) не позднее 28 февраля текущего года.

    2.2. В случае подачи заявки позднее 28 февраля 2016 года соискатель лишается права участия в конкурсе.

    2.3. В срок до 3 марта 2016 года Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство) проводит предварительную экспертизу представленных заявок.

    2.4. По итогам анализа представленных материалов отбираются заявки, соответствующие требованиям настоящего Положения, для дальнейшего рассмотрения Республиканской экспертной комиссией Министерства на этапе очного отбора, который состоится с 4 по 12 марта 2016 года.

    3. Порядок проведения конкурса

    3.1. Конкурс на соискание гранта проводится на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан.

    3.2. Грантодатель не позднее 15 февраля 2016 года объявляет о проведении конкурса на присуждение Грантовой поддержки путем размещения своего приказа "Об объявлении конкурса на соискание Грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан" на официальном сайте Министерства (http://mon.tatarstan.ru).

    3.3. На основе полученных заявок согласно пункту 2.3 - 2.4 Положения Республиканская экспертная комиссия Министерства проводит конкурсный отбор соискателей в соответствии с представленными документами.

    3.4. По итогам конкурса Республиканской экспертной комиссией Министерства до 16 марта 2016 года формируются и утверждаются списки Грантополучателей.

    3.5. Грантодатель до 17 марта текущего года размещает утвержденный список Грантополучателей на своем официальном сайте.

    4. Республиканская экспертная комиссия по реализации Грантовой поддержки

    4.1. Республиканская экспертная комиссия по реализации Грантовой поддержки является постоянно действующим органом конкурсного отбора соискателей Грантовой поддержки и утверждается приказом Министерства.

    4.2. Республиканская экспертная комиссия формирует и утверждает сводный список Грантополучателей.

    4.3. Республиканская экспертная комиссия по реализации Грантовой поддержки имеет право:

    Запрашивать материалы и информацию (Республиканский олимпиадный центр, Республиканский центр мониторинга качества образования Республики Татарстан, муниципальный орган управления образованием и др.) по вопросам, необходимым для работы комиссии;

    При возникновении необходимости привлекать специалистов для проведения дополнительной экспертизы конкурсных материалов.

    4.4. Заседания Республиканской экспертной комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее состава.

    4.5. Решения Республиканской экспертной комиссии считаются принятыми, если за них проголосовало более половины их списочного состава. При равенстве голосов голос председателя Республиканской экспертной комиссии является решающим.

    4.6. В декабре текущего года на официальном сайте Министерства (http://mon.tatarstan.ru) будет размещен отчет об эффективности реализации Грантовой поддержки в течение года.

    5. Финансирование конкурса

    5.1. Финансирование Грантовой поддержки, связанное с организацией и проведением мероприятия, осуществляется за счет средств, предусмотренных сводной сметой Министерства.

    5.2. Грантовая поддержка в виде иных межбюджетных трансфертов предоставляется бюджетам муниципальных образований в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан "Об итогах Грантовой поддержки".

    5.3. Основанием для перечисления субсидии является соглашение между Министерством образования и науки Республики Татарстан и муниципальным образованием, находящимся на территории Республики Татарстан, о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан бюджету муниципального образования для оказания грантовой поддержки.

    Приложение N 1. КРИТЕРИИ ДЛЯ ДОПУСКА К УЧАСТИЮ В ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ

    Приложение N 1
    к Положению,
    утвержденному Приказом
    Министерства образования и науки
    Республики Татарстан
    от 15 февраля 2016 года N под-211/16

    Уровни высшей квалификационной категории

    Количество

    Критерии

    Размер надбавки без учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

    Учитель-наставник

    Должен иметь обучающихся - победителей муниципального этапа республиканских олимпиад в течение последних 3 лет (не менее одного обучающегося, являющегося победителем 2 года подряд; либо не менее двух победителей - за один год);
    быть учителем - победителем и/или призером муниципального или республиканского этапа конкурсов профессионального мастерства в течение последних 3 лет

    8 000 рублей

    Учитель-эксперт

    Должен иметь обучающихся - победителей и/или призеров республиканских и/или всероссийских и/или международных олимпиад в течение последних 3 лет (одного обучающегося, являющегося победителем и/или призером 2 года подряд; либо не менее двух победителей и/или призеров - за один год);
    быть учителем - членом одной из экспертных групп республиканского уровня (аттестационной, государственной итоговой аттестации, предметных олимпиад) в течение последних 3 лет

    10 000 рублей

    Приложение N 2. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГРУЖАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ

    Приложение N 2
    к Положению,
    утвержденному Приказом
    Министерства образования и науки
    Республики Татарстан
    от 15 февраля 2016 года N под-211/16

    Учитель-наставник (муниципальный (и выше) уровень)

    Анкета с личной информацией
    Загрузка 2 документов: о наличии обучающихся - победителей муниципального этапа республиканских олимпиад в течение последних 3 лет (не менее одного обучающегося, являющегося победителем 2 года подряд; либо не менее двух победителей - за один год); о становлении учителем - победителем и/или призером муниципального или республиканского этапа конкурсов профессионального мастерства в течение последних 3 лет.
    Мотивационное письмо
    Опираясь на пять компетенций Модели профессионального роста учителя Республики Татарстан, напишите мотивационное письмо о Вашем видении проблем и перспектив развития наставничества и тьюторской деятельности в школах Республики Татарстан и о том, какой вклад Вы можете внести в данную работу (от 500 до 700 слов). План развития наставничества/тьюторской деятельности учителей Республики Татарстан. Отзыв от начальника отдела (управления) образования муниципального района Республики Татарстан (в соответствии с шаблоном)

    Учитель-эксперт (республиканский (и выше) уровень)

    Анкета с личной информацией
    Загрузка документов: о наличии обучающихся - победителей и/или призеров республиканских и/или всероссийских и/или международных олимпиад в течение последних 3 лет (одного обучающегося, являющегося победителем и/или призером 2 года подряд; либо не менее двух победителей и/или призеров - за один год);
    о становлении учителем - членом одной из экспертных групп республиканского уровня (аттестационной, государственной итоговой аттестации, предметных олимпиад) в течение последних 3 лет.
    Мотивационное письмо
    Опираясь на пять компетенций Модели профессионального роста учителя Республики Татарстан, напишите мотивационное письмо о проблемах и перспективах развития преподавания Вашей предметной области в школах Республики Татарстан и о том, какой вклад Вы лично можете внести в данную работу в роли эксперта (минимум 500 слов). Модель (план) стратегического развития своей предметной области.
    Отзыв от начальника отдела (управления) образования муниципального района Республики Татарстан (в соответствии с шаблоном) и от руководителя федерального или республиканского уровня

    Приложение 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2016 ГОД

    Приложение 1
    к Приказу
    Министерства образования и науки
    Республики Татарстан
    15 февраля 2016 года N под-211/16

    Мероприятие

    Срок исполнения

    Ответственный

    Совещание организационного комитета по вопросу реализации грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (далее - Грант)

    Февраль 2016 г.

    Совещание с начальниками отделов (управлений) образования исполнительных комитетов муниципальных районов и Советом директоров по вопросу реализации Гранта

    Февраль - март 2016 г.

    Институт развития образования Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан

    Совещание с общественным советом при министерстве по вопросу реализации Гранта

    Март 2016 г.

    Отдел кадровой политики Министерства образования и науки Республики Татарстан, Организационный отдел

    Размещение нормативно-методических материалов о грантовой поддержке на сайте министерства

    Апрель 2016 г.

    Институт развития образования Республики Татарстан

    Прием документов от Соискателей на участие в Гранте, электронная регистрация, рассмотрение конкурсной документации

    Март 2016 г.

    Институт развития образования Республики Татарстан
    Республиканская экспертная комиссия

    Заседание экспертной комиссии, подведение итогов

    Март 2016 г.

    Институт развития образования Республики Татарстан
    Республиканская экспертная комиссия

    Издание итогового приказа

    Март - апрель 2016 г.

    Отдел кадровой политики МО и НРТ, Институт развития образования Республики Татарстан

    Приложение 2. СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА

    Приложение 2
    к Приказу
    Министерства образования и науки
    Республики Татарстан
    от 15 февраля 2016 года N под-211/16

    (в ред. Приказа Минобрнауки РТ от 24.02.2016 N под-265/16)

    Место работы, должность

    Фаттахов Энгель Навапович

    заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр образования и науки Республики Татарстан

    Алишев Тимирхан Булатович

    заместитель министра образования и науки Республики Татарстан

    Прохоров Юрий Петрович

    председатель Татарстанского Республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки

    Федорова Тамара Трофимовна

    начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Иванова Татьяна Александровна

    начальник отдела кадровой политики Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Абдуллин Денис Дамирович

    начальник юридического отдела Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Гатиятуллина Гульнур Фаратовна

    начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Гайфутдинова Резида Фикратовна

    ведущий советник отдела кадровой политики Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Бадриева Рина Ринадовна

    ректор ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан"

    Постоянный профессиональный рост – важный аспект успешной карьеры и соответствия занимаемой должности в современном мире. Для учителей, которые работают с молодым поколением, оставаться в курсе современных тенденций в образовании особенно важно. Однако, не у всех из них есть возможность продемонстрировать свои достижения и разрабатывать собственные образовательные проекты, из-за невозможности уделять им достаточно времени ввиду плотного графика работы. Поэтому в Республике Татарстан приобрел популярность интернет-ресурс под названием Портал профессионального роста учителя Республики Татарстан, который позволяет подать заявку на грант.

    Регистрация

    Все функции портала доступны только после регистрации. Просмотреть его не зарегистрировавшись невозможно, так как главная страница, которая открывается при вводе в адресную строку uchiteltatarstan.ru, содержит только форму для входа и никакой иной информации. Зарегистрироваться на ресурсе не сложнее, чем на других сайтах.
    Для этого нужно перейти по ссылке «uchiteltatarstan.ru/account/register» и следовать инструкции:

    1. В первую строку нужно ввести свое имя;
    2. Во вторую строчку вводится фамилия (оба поля заполняются русскими буквами);
    3. Далее необходимо указать активный e-mail;
    4. Придумать и ввести пароль;
    5. Ниже ввести пароль повторно для подтверждения;
    6. Установить галочку в чек-бокс возле последней строки, подтвердив свое согласие на обработку персональных данных;
    7. Нажать на кнопку «Регистрация»:
    8. Дождаться, пока на указанный адрес электронной почты придет письмо со ссылкой для активации аккаунта (письмо приходит, обычно, в течении нескольких секунд);
    9. Перейти по ссылке;
    10. Ввести учетные данные в появившейся форме.

    Сайт профессионального роста учителей перенаправляет пользователя в личный кабинет, в котором можно изменить настройки профиля.

    Личный кабинет

    В личном кабинете портала, в который пользователь попадает сразу после входа на сайт, необходимо изменить или дополнить данные о себе. Пользователь может указать пол, отчество, дату рождения и номер телефона. Рекомендуется также загрузить фотографию.

    Прокрутив страницу вниз, учитель может внести еще более полную информацию о себе. Стоит указать следующие данные:

    1. Адрес проживания: индекс, город, улица, квартира;
    2. Место работы: учреждение и район;
    3. Данные об опыте работы: стаж, ученые степени и звания, предмет или профиль;
    4. Награды, квалификация и другая дополнительная информация.

    В шапке страницы личного кабинета портала профессионального роста учителей представлена схема работы на сайте. Пока дополнительные данные не будут заполнены, перейти от этапа «Мой профиль» к этапу «Подать заявку на грант» невозможно. Однако после корректного заполнения всех данных, в личном кабинете появится возможность подать заявку на грант. Необходимо перейти на эту страницу и заполнить поля. Все строки обязательны к заполнению. Только после завершения этого этапа, появится функция «Загрузить документы».

    Документы

    На этапе загрузки документов необходимо уделять пристальное внимание их правильному составлению и заполнению. В правом верхнем углу каждой страницы личного кабинета есть красная кнопка «Нормативные документы». Нажав на нее, пользователь видит список, необходимых для подачи гранта на профессиональный рост, документов. Требуется заполнить следующие формы:

    1. На грант «Учитель-мастер» – приказ о грантовой поддержке, отзыв директора школы и мотивационное письмо;
    2. На грант «Учитель-наставник» – приказ о грантовой поддержке (не такой, как для предыдущей категории), мотивационное письмо, отзыв начальника УО МР РТ (также в разделе присутствует список критериев, по которым оценивается отзыв, который также можно принять за план его составления);
    3. На грант «Учитель-эксперт» – приказ о грантовой поддержке (форма, отличная от двух предыдущих), мотивационное письмо, отзыв начальника УО МР РТ, отзыв руководителя федерального или республиканского уровня (также присутствует список критериев оценки отзыва, отличный от того, который составлен для гранта «Наставник»).

    Все документы можно скачать на портале и заполнить на компьютере. После этого материалы необходимо загрузить в соответствующем разделе.

    На следующей странице пользователь загружает только мотивационное письмо. После заполнения всех граф в этом разделе, откроется раздел загрузки плана работы и отзыва. Эти материалы имеют первостепенное значение, потому относиться к заполнению этой страницы нужно внимательно. На любом этапе заполнения форм на грант для профессионального роста, можно вернуться к предыдущим пунктам с помощью схемы в шапке личного кабинета, для исправления неточностей.

    После проверки и отправки всех документов, а также сверки заполнения граф и форм на сайте, нужно перейти в последний раздел в схеме – «Сохранить и отправить». После подтверждения отправки заявки на получение гранта в этом разделе, вернуть ее назад уже будет нельзя. Останется только ждать решения, о получении которого пользователя уведомит портал по электронной почте.