Виды и понятие правовой системы. Структура правовой системы

!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Понятие правовой системы включает в себя нормы законодательства и юридической практики. Специалисты в области права по-разному характеризуют представленное понятие. Одни расценивают его как конкретно-историческую совокупность определенных норм, другие же говорят о сложившейся юридической форме права. В нашей статье будет подробно рассказано о понятии правовой системы, а также о его видах и значении для науки.

Понятие правовой системы

В каждом государстве существовали свои законы, которые, накапливаясь, формировали правовую идеологию. Идеология, в свою очередь, определяла развитие правовой культуры. Наконец, культура явила собой опору для создания государственных институтов. Таким образом, понятие правовой системы включает в себя три крупных юридических блока: правопонимание, правотворчество и правоприменение.

Понимание права напрямую зависит от совокупности имеющихся идей, теорий, представлений и взглядов. На основе идей выстраивается материальная основа права, находящая выражение в нормативных актах. Понятие правоприменения связано с реализацией норм на практике. Для этого существуют специальные правовые учреждения, которые в разных странах обладают различными функциями.

Структура правовой системы

Система права и ее содержание обеспечивается юридическими нормами. Согласованность системы возможна лишь при грамотном соотношении всех правовых элементов. Ядром здесь является само право - некий каркас, базовая и несущая конструкция всей системы.

Характер права зависит от способа соотношения норм. Во многом, именно от этого зависит и построение правовых семей - национальных юридических массивов. Все правовые семьи выделены на базе общности некоторых признаков и черт. Так, единством в системе обладают следующие элементы:

  • юридические источники;
  • структура права;
  • исторический путь правового развития;
  • способы понимания нормы права.

Все представленные элементы постоянно взаимодействуют между собой. Формируется особая структура правовой системы, на основе которой ученые делают свои выводы о характере и роли юридических семей.

Итак, понятие правовой системы связано со способом построения диалога между народом и властью. Причем сам диалог может проявляться во множестве различных типов и форм. За всю историю человечества было предпринято много попыток выстроить эффективное управление людьми: насильственные методы проваливались, представительные способы успешно модернизировались. По итогу сформировалось несколько правовых семей, для каждой из которых характерны некоторые принципы и особенности. Далее будет подробно рассказано о появлении современных юридических семей и систем права.

Правовая система: подходы к пониманию

Сразу следует оговориться, что система права является составным элементом правовой системы. По сути, это разные термины, а потому у многих специалистов нередко возникают затруднения при рассмотрении данного вопроса.

Юристы, рассматривая правовую систему, руководствуются тремя теоретическими подходами к ее осмыслению. Первый подход закрепляет зависимость понятия правовой системы общества от государственного законотворческого процесса. Представители этой концепции рассматривают только форму закрепления и выражения норм. Немалое значение здесь играет иерархичность актов, а также их юридическая сила.

Представители второго подхода характеризуют правовую систему как вид определенной идеологии. Сама система рассматривается не только через призму позитивного права, но и через отдельные элементы действительности. Особую роль здесь играет судебная практика.

Третий подход считается стандартным. Его представители трактуют правовую систему как понятие, тождественное всему юридическому полю государства. Любая система права здесь является признаком государства.

Ученые до сих пор так и не выбрали наиболее оптимальный подход к определению правовой системы. Классификации, в свою очередь, свидетельствуют о разнообразии юридических систем в мире.

Система права

Что можно рассказать о важнейшем составном элементе правовой системы - системе права? Ученые трактуют систему как совокупность норм, институтов и отраслей. Все эти элементы находятся в постоянном развитии. Связано это с непрекращающейся взаимосвязью компонентов системы.

Первым элементом системы права является юридическая отрасль. Отраслью называют совокупность правовых норм, качественно регламентирующих однородную группу социальных отношений. Отрасль права характеризуется специфическим предметом и особым методом регулирования. Именно метод и предмет в большей степени характеризуют отрасль права, дают ей отличительные черты.

Отрасль часто состоит из подотраслей - совокупностей правовых институтов, близких по своему характеру. Типичные примеры подотраслей - жилищное, патентное, наследственное, интеллектуальное и прочие виды прав в гражданской юридической системе.

Отрасли и подотрасли состоят из институтов - особых групп, включающих в себя нормы права. Институты регулируют общественные отношения одного типа. Они обладают некоторой устойчивостью и самостоятельностью. Институт бывает отраслевым и межотраслевым. Отраслевая группа норм связана с конкретными юридическими процедурами - например, дарением, наследованием, куплей-продажей и т.д. Межотраслевые институты могут быть применены в разных областях права.

Последний важный элемент в системе права именуется юридической нормой. Она регулирует конкретные, точечные виды отношений в обществе. Норма содержит в себе установленные государственной властью правила поведения.

Правовая культура

Второй блок в правовой системе имеет культурно-исторический характер. Правовой культурой называют совокупность идей, убеждений и ценностей, принимаемых обществом на протяжении всего своего существования. Рассматриваемое явление сильно зависит от поведенческих стереотипов, правовых традиций и менталитета общества. Немалое влияние на культуру может оказывать религия.

В крупных странах не существует единой правовой культуры. Яркий тому пример - Российская Федерация. В нашей стране проживает громадное количество этносов, общин, наций и народов. Каждое общество внутри страны формирует широкую культурную систему - многонациональную и мультирелигиозную. Это, в свою очередь, сильно сказывается на государственном праве. Оно становится более обособленным и независимым от разного рода идей и традиций. Законодателям не приходится угождать каким-то отдельным группам: формируется наиболее оптимальная система норм и ценностей, которой должны руководствоваться все жители страны.

Юристы выделяют четыре типа культуры. Это идеи, нормы, поступки и учреждения. Данное разделение, как можно заметить, сильно напоминает классификацию правовой системы. Во многом это связано с общностью принципов и взаимосвязью всех правовых категорий.

Реализация права

Правореализация является третьим компонентом системы права. Юридические нормы законодательно встраиваются в поведение людей. Это, в свою очередь, сказывается на функционировании всей государственной системы. Специалисты в области права выделяют три формы реализации права:

  • Пользование. Речь идет об активной реализации своих прав субъектами - организациями, простыми гражданами и государственными органами. В нормативных актах закрепляются права субъектов.
  • Исполнение. Представляет собой воплощение в жизнь императивных норм. Например, судебная инстанция вынесла в отношении субъекта решение о необходимости реализовывать определенную обязанность. Удовлетворение решения суда как раз будет называться исполнением.
  • Соблюдение. Здесь также идет речь об императивных нормах, но уже пассивного характера. Например, гражданин с детства усвоил ряд правил. Он знает, что их нарушение повлечет за собой установление санкций. Именно поэтому субъект реализует свою пассивную обязанность - не нарушать нормы закона.

Правореализация возможна за счет применения - особой юридической формы. Применение имеет своей целью воплощение правовых норм в жизнь. Распространяется представленная категория на неопределенный круг субъектов.

Правовая семья

Вопрос о правовых системах стран тесно связан с категорией правовой семьи. Семья в данном случае представляет собой совокупность национальных юридических систем, объединяющих источники права. Сюда же входят основные понятия и исторические пути формирования права.

Понятия правовой системы общества и правовой семьи тесно взаимосвязаны. Именно от семьи, то есть от конкретной формы государственного правоустройства, и будет зависеть структура страны.

Все виды правовых систем уникальны. Не существует стран, политические устройства которых абсолютно одинаковы. Однако еще в XVII веке немецкий ученый Готфрид Лейбниц предложил объединить похожие государственные системы в так называемые семьи. Ученый использовал родственно-генетический подход, хотя ранее он активно продвигал теорию языковых семей. Лейбниц выделил несколько критериев для определения правовой семьи. Это роль суда и прецедентов, соотношение правовых источников и варианты развития политических систем. На основании этих категорий немецкий ученый обозначил три основные семьи: романо-германскую, англосаксонскую и традиционно-религиозную. Чуть позже французский ученый Рене Давид добавил к общему списку социалистическую и традиционную семьи.

Романо-германская система

Группа правовых семей применяется многими учеными в качестве еще одной классификации видов правовых систем. Более того, некоторые специалисты в области юриспруденции и вовсе не разделяют эти два понятия. Так, романо-германское государственное устройство считается определяющей правовой системой. Что для нее характерно?

Начать стоит с того, что романская система представляет собой результат заимствования множества норм из римского права. На сегодняшний день рассматриваемая правовая семья включает в себя большую часть европейских государств: Испанию, Италию, Францию, Германию, а также некоторые восточноевропейские страны, в том числе и Россию.

Романо-германское право бывает частным и публичным. Подобное разделение делает систему более доступной, простой и четкой. К тому же, большую роль здесь играют писаные документы - нормативные акты. Именно закон в государстве с романо-германской формой права считается основным юридическим источником. Нормативные акты принимаются путем референдума, либо через голосование членами представительного органа.

Высшая юридическая сила характерна для писаной конституции - основного государственного закона. Второе место отводится федеральным законам и кодексам - крупным сборникам норм и правил. Важную роль играют и подзаконные акты - постановления исполнительных органов власти. Постановления судебной власти в рассматриваемой правовой семье почти не играют никакой роли. Они носят лишь дополнительный характер: что-то поясняют или исправляют.

Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская система права именуется также англо-американской. Данной школы придерживаются Соединенные Штаты Америки (за исключением Луизианы), а также Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Австралия и несколько азиатских государств. Своим происхождением англосаксонская система обязана старому английскому праву.

На территории средневековой Великобритании особую роль играли прецеденты - постановления судов. Казуистичность являлась основным принципом правовой системы Англии. Это означало, что решения судов не преобразовывались в нормы законов, а сохранялись в форме казусов - разнородных правил. Если какой-либо человек судился, то о возможном применении санкций знали лишь единицы: все казусы находились в руках судебной власти.

Таким образом, основной особенностью правовой системы англосаксонского типа является прецедентность и казуистичность. Если романо-германская школа основана на принципе систематичности - планомерном формировании законов на базе нравственных установок, то в английской семье особого порядка никогда не существовало. Более того, здесь важную роль играет судебная ветвь власти, в то время как в романской семье основными законодателями являются представительные и исполнительные органы.

Религиозная правовая система

Последняя правовая семья в классификации правовых систем имеет теократический характер. Пример мы можем наблюдать в Иране, Саудовской Аравии и во многих других странах. Правовые нормы здесь тесно переплетены с обычаями и религиозными установками. С точки зрения представителей рассматриваемой школы религиозные нормы и вовсе являются правовыми. Например, священная книга Коран во многих мусульманских странах считается основным нормативным источником. Она обладает высшей юридической силой - как, например, Конституция в России.

Почему религиозное право существует столь долго, и держится оно так крепко? Все дело в народной вере. Мусульмане, например, убеждены в предании Пророка Мухаммеда как истинно верном, данном человечеству раз и навсегда. Существуют даже мусульманские юристы, пытающиеся толковать и подстраивать под современные реалии все религиозные нормы.

Таким образом, правовые семьи, они же правовые системы, сильно зависят от менталитета и культуры разных народов. Все семьи непрерывно развиваются, а потому нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какая из них будет иметь наиболее оптимальный характер.

Правовая система - понятие сложное и многоплановое, она содержит в себе целый комплекс компонентов, оказывает нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они исполняют некоторые общие функции, что, между прочим, не свидетельствует об однородности и идентичности последних. Правовая система приоритетно и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды правовых систем государств или их правовые семьи. Соответственно в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как объективно сложившейся и исторически обусловленной совокупности взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире. И потому принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Вполне обоснованно рассматривать как государственные правовые системы, так и внутригосударственные

Такое выделение типов правовых систем представляется обоснованным, хотя и неполным. Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства обществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий. Не менее половины из современных государств были колониями под управлением европейских стран, а XX столетие дает нам многочисленные примеры государств, не признаваемых международным сообществом (в том числе РСФСР и СССР в первые 10 - 15 лет их существования). Все они обладают нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений. Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных образований, то, на наш взгляд, практически ими являются:

Государства, представляющие собой особые организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством права на всю территорию и население страны;

Внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

Зависимые территории, находящиеся под властью метрополии, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

Государственноподобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами.

Правовые системы государств:

Государства с одноуровневыми правовыми системами, под которыми понимается совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого так называемого простого унитарного государства, в котором вся территория делится на административные единицы, чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы Эстонии, Польши или Беларуси);

Государства с двухуровневыми правовыми системами, которые возникают и оформляются в странах со сложным государственно-правовым устройством, учитывающим, в частности, юридические особенности автономных образований в иных унитарных государствах (Дания, Украина или Молдова) или специфику субъектов федераций (Канада, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия);

Государства с трехуровневыми правовыми системами, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональных правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев и областей (Красноярский край или Тюменская область), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и др.);

Государства с параллельными (дуалистическими) правовыми системами, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях или образе жизни народа (примером может быть Индия, где действуют индийское право как нормативная система государства, отраженная в официальных источниках, и индуистское право как неофициальная нормативная система, веками оказывающая заметное влияние на большую часть коренного населения страны).

Внутригосударственные образования или регионы - реальность административно-территориального устройства современных стран. В мире насчитывается свыше 300 региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц в состав унитарных или федеративных государств.

Все эти образования объединяет проведение ими в определенной степени самостоятельной и в то же время согласованной с центральной властью правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и/или реализующих правовые акты на территории образования. Они включают в себя определенные конструктивные элементы региональной правовой системы, такие как: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество как нормативно урегулированный процесс создания, изменения или отмены правовых актов данного образования; иерархически организованный правовой массив территориально действующих актов общерегионального значения; реальный процесс правоприменения на территории данного региона.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1996. С. 20 - 21.. Эта классификация наиболее популярна в современной юридической науке.

Известный германский юрист К.Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: происхождение и эволюцию правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М., 1995. С. 11. .

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права - группу английского права и группу американского права и т.п. Более расширенную внутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие сферы (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный перечень правовых систем современности представлен в Международной энциклопедии сравнительного права.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов:

Исторический генезис правовых систем;

Система источников права;

Структура правовой системы - ведущие правовые институты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права - однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую;

Романо-германскую;

Мусульманскую;

Социалистическую;

Индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.

Понятие и компоненты правовой системы

В юридической литературе последних лет кате­гория «правовая система» определяется как це­лостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, форми­руемых обществом, при необходимости опосредуемых государством, призванных особыми средствами и методами объединять людей в единый социум и регулировать их отношения в целях самосохране­ния общества и его прогрессивного развития.

Правовая система является органической системой, т.е. системой высшего организационного и институционального порядка. Основ­ной принадлежностью всех органических систем являются компо­ненты, части и элементы, именно то. из чего непосредственно об­разовано целое и без чего оно невозможно. Думается, что правовая система в этом смысле складывается, прежде всего, из взаимодейст­вующих в правовой сфере субъектов правоотношений.

1 См.: Теория государства и права / Пол ред. проф. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - Саратов. 1995. - С. 318-320; Суриюв А.В. Теория государства и права. - Киев; Одесса. 1989. - С. 223.

Основным или центральным элементом правовой системы яв­ляется субъект. Необходимо отметить, что ранее в советской юри­дической науке субъект нс выделялся в качестве ведущего элемента. Личность занимала производное н второстепенное место в общест­ве. В правовой системе она была производна от позитивного права и лишь изредка проявлялась как элемент исследования некоторых вопросов: правоотношения, правореализацин, правотворчества и т.д. В настоящее время субъект выдвигается на первый план и вы­ступает в качестве ведущего компонента всей правовой реальности. Действующая Конституция 1993 г. провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту этих ценностей - обязанностью государства (ст. 2). Это говорит о центральном месте личности в российской правовой системе, все остальные субъекты признаются производными структурами. Пра­восознание, считающееся в пауке самостоятельным элементом пра­вовой системы, не может выступать в качестве такового, так как не существует в отрыве от субъекта. Однако именно оно (правосознание) наполняет и определяет качество субъекта, что придаст ему (субъекту) статус лидирующего элемента правовой системы общества.

Следующим элементом правовой системы является объект. Объ­ектом считается то, на что направлена активность субъекта, все то, что вовлечено в его деятельность в качестве средства ее осуществле­ния. Предметом деятельности выступает объект в тех специфических связях и отношениях, которые вовлечены в данную деятельность. Правовая система позволяет в рамках, приемлемых для всех субъек­тов, в том числе и государства, приобретать, охранять (использовать) и отчуждать различные блага. Например, субъекты могут иметь в собственности такие предметы, как вещи (движимые, недвижи­мые), действия (услуги, работа), символы (информация, ценные бу­маги). Кроме этого, в Конституции Российской Федерации закреп­лено право всех субъектов иметь в собственности землю и другие природные ресурсы (ч. 2, ст. 9), что является существенным шагом в расширении перечня объектов, вовлеченных в правовую сферу. Пра­вовая система, реализуя свои функции как основные направления воздействия на общество, управляет своими элементами для дости­жения глобальных целей не только своего существования. Внешним объектом в целом по отношению к правовой системе общества вы­ступают различные подсистемы общества, на которые она воздейст­вует. Этот момент очень важен в понимании социального предназна­чения правовой системы общества. Правовая система общества воз­никла и существует как открытая система. Следовательно, правовая система по своему социальному предназначению должна выступать средством преодоления конфликтов, противоречий, причем НС столь­
ко путем легального применения насилия и принуждения, сколько путем достижения общественного компромисса. Она оказывает орга­низационное н управляющее воздействие на другие социальные под­системы общества (культурную, политическую, экономическую и со­циальную), тем самым организует н их нормальное, правильное, т.е. правовое функционирование. Поскольку право всегда противопо­ложно произволу, а также социальному хаосу и беспорядку, то пра­вовая система представляет собой способ стабилизации н воспроиз­водства общественных отношении, в рамках которых только и могут удовлетворяться разнообразные социально-культурные потребности.

В связи с этим структурным (связующим) элементом правовой системы выступают правовые связи (отношения). Являясь специфич­ным элементом правовой системы общества, который нельзя уви­деть глазами и ощутить, они образуют разнообразные конструкции, без которых ни субъекты, ни объекты никогда нс составят целост­ной правовой системы. Для этого необходимо существование субъ­ектно-объектных, объектно-объектных и субъектно-субъектных свя­зей, объединяющих все виды социальных элементов. Связь между субъектами может иметь случайный, неустойчивый и временный характер. Если она не случайна, постоянна н устойчива, то налицо общественное отношение. Таким образом, устойчиво воспроизво­димая зависимость между людьми, которая порождается совпадени­ем их интересов по поводу объекта (предметов) в рамках правового общения, образует каркас правовой системы общества.

Правовые отношения характеризуются как социальные связи, возникающие на основе норм права между субъектами, по поводу присвоения каких-либо объектов, участники которых имеют субъ­ективные права и юридические обязанности. В обществе правоот­ношения выступают в качестве основного связующего звена право­вой системы. Именно в правоотношении правовая система и находит свое реальное воплощение и реализацию. Если мы представим себе задействованных в рамках правоотношений субъектов по поводу объектов, то мы получим искомую правовую систему общества в ее непосредственном институциональном и функциональном состоя­нии. Иначе говоря, правовая система есть подлинно человеческая, специфично-универсальная организация всего общества, норматив­но-деятельностная система, состоящая из взаимодействующих в ней субъектов, реализующих свои интересы социально приемлемым (пра­вовым) способом бытия, целью которого является содействие духов­ным, политическим, экономическим и социальным отношениям.

_ „ Однако системное описание правовой сферы

Признаки правовой,

1 1 общества будет неполным, если нс выделить

системы.. ....

присущие ей п р и з н а к и (свойства) как це­лостной органичной системы.

1. Главным признаком целостной системы является наличие именно системного, интегративного качества, отличного от свойств и качеств образующих его компонентов. Особенностью правовой системы считается то, что в ней взаимодействие элементов (субъ­ект, объект н правовая связь) способно породить новое свойство. Таким свойством в правовой системе является правовая власть. Та­кая власть активно формирует правовые отношения, определяя их динамику. Немецкий юрист Г. Хенкель писал:

Действующее право нрелстакіяст собой специфическую власть

«правовую в.шегь» (Keclitsmacht). Все социально обусловленные отно­шения могут быть обозначены как исполнение власти: таким образом, право выступает как «мера в іастн».

Власть как социальный феномен является качеством нс инди­видов, она - характеристика и їй свойство общественных отноше­ний и действительна только во взаимодействии или взаимоотноше­нии по меньшей мере двух индивидов, до этою взаимодействия и вне его она исключительно потенциальна, существует только в воз­можности.

Поэтому позитивная свобода личности - господство че­ловека над самим собой - получает продолжение и развитие в субъ­ективном праве как власти (правовой). Субъективное право часто определяется как предусмотренная нормами позитивного права и пре­доставленная индивидуализированному субъекту юридическая воз­можность действовать, требовать, притязать, что-то иметь, чем-то распоряжаться, претендовать на известное поведение других субъ­ектов, выступающих по отношению к управомоченному лицу в ка­честве обязанной стороны.

2. Правовая система как органическая система всегда стремится к достижению своей главной цели функционирования. Это стремле­ние системы к цели своего существования (а она существует в пол­ном смысле слова лишь тогда, когда функционирует) называют целе­сообразностью. В юридической науке в основном выделяют несколько самых главных целен правовой системы: правопорядок, справедли­вость, мир, подобающее поведение, служение человеку и обществу. Поскольку право всегда противоположно произволу, а также соци­альному хаосу и беспорядку, то правовая система представляет собой способ стабилизации и воспроизводства общественных отношений, в рамках которых только и могут удовлетворяться разнообразные соци­ально-культурные потребности.

3. Установлено, что цель требует средств, т.е. действий по ее дос­тижению. Так, люди для удовлетворения своих разнообразных по­требностей и интересов правильным и справедливым способом всту­пают в специфические отношения, становясь обладателями субъек-
тнвных прав и обязанностей (частные цели). В качестве способа или средства для достижения цели выступает правовая деятельность, осно­ванная на способности субъектов в целях удовлетворения разнообраз­ных интересов свободно реализовывать свою волю в рамках, при­знанных обществом н государством. Будучи специфической целью субъектов правоотношений как элементов правовой системы, пра­вовая деятельность есть не что иное, как средство достижения общей цели правовой системы, т.е. сс функция. И поскольку для достиже­ния своих специфических целей субъекты правоотношений осуще­ствляют свои субъективные права и юридические обязанности, то само внутреннее функционирование правовой системы не может быть ничем иным, кроме правореаяизации.

4. Каждая органическая система постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия, как внутренние (например, правовые отклонения), так и внешние (противоречия между различными об­щественными подсистемами). В то же время система живет, функ­ционирует, развивается, подчас весьма и весьма длительное время. Наряду с целью, составом н структурой существуют н другие снсте- мообусловливаюшие факторы. Эти факторы называют интегратив­ными, независимо от того, объективны или субъективны они по сво­ей сущности. В частности, особо выделяется управленческий фактор. Управление, в особенности в обществе, немыслимо без информации, тех данных, сведении, которые характеризуют состояние системы в каждый данный момент. Они показывают, какова глобальная цель системы и достаточно ли точно она идет к цели, каковы отклонения от заданной цели н в чем их причина. Информация - способ связи компонентов системы друг с другом, каждою нз компонентов с системой в целом, а системы в целом со средой. Правовая система - это социальное образование, существующее относительно независи­мо от ее символической структуры, выраженной посредством языка, сс нельзя отождествлять с системой юридических норм, т.е. норма­тивно-правовых предписаний или установлений, символически вос­производящих правовую систему.

А поскольку правовая система - это не просто мысленный об­раз, зафиксированный в структуре юридических текстов, но прежде всего - социальная реальность, включающая в себя и вещи, н лю­дей, постольку право, являясь информационным аспектом правовой системы, должно рассматриваться в качестве систсмообусловли- вающего фактора, а не в качестве ее элемента.

5. Однако главенствующее место при характеристике информа­ционного аспекта правовой системы должны с полным правом за­нять принципы правовой системы. В первом приближении они пред­ставляют собой общие положения о сущности и направлении раз­
вития правовой системы общества. Будучи простым н удобным каналом аккумуляции, а также передачи накопленного за многие тысячелетия опыта и знании, они открывают доступ к самой ин­формации и предоставляют возможность ее использовать в опреде­ленных целях. Тем самым они способствуют созданию стройного порядка компонентов правовой системы, пронизывая каждый из них и правовую систему в целом, направляя ее функционирование к достижению необходимого результата. В юридической литературе справедливо отмечается, что и с позиций информационной природы принципов правовой системы, и с точки зрения их источников мо­жет быть обоснована двойственная сущность этих правовых феноме­нов. Они предстают в виде максимально абстрактной информации относительно объективных социальных закономерностей, входящей в идеально-регулятивную подсистему правовой деятельности в качест­ве объективно необходимого условия достижения желаемого резуль­тата в рамках функционирования правовой системы общества. Бу­дучи ядром правовой культуры, которая имеет отношение к право­вой системе, эти принципы в некотором смысле и являются тем, что движет правовым процессом. Как образно пишет Л. Фридмэн:

Правовая система без правовой культуры нс действует - так ус­нувшая рыба лежи г в корзине, тогда как живая рыба плавает в океане 1 .

6. Кроме информационной сферы, необходимой правовой сис­теме, она нуждается еше в некоторых дополнительных элементах. Описание системы будет нс полным, если не выделить такой сс важный элемент, как энергии.

Философский энергетизм как мировоззрение сводит все суще­ствующее и происходящее к энергии, в том числе II материю, дух, которые в сго понимании суть нс что иное, как формы проявления энергии. Правовая система как подсистема общества также содер­жит в себе энергию, которая вырабатывается и аккумулируется в этой системе. Эта энергии в правовой системе проявляется через активность сс носителей, т.е. субъектов правовой системы. Тем са­мым энергия (активность) как способность к достижению социаль­но значимых результатов преобразуется в правовой системе посред­ством правовой власти в правовую деятельность субъектов, определяя направление их взаимодействии. В этом смысле правовая энергия вы­ступает важной предпосылкой целесообразного функционирования правовой системы. Можно даже усмотреть связь между принципа­ми правовой системы и правовой энергией, без которой невозмож­но никакое взаимодействие в рамках правовой системы. Как и нраво-

ФриЛиэн Л. Введение в американское право. - М., 1993. - С. II.

пая энергия, которая способна при определенных условиях произве­сти, ускорить, затормозить движение правовой деятельности, изменить его направление и їй быть порожденной движением, так и принципы правовой системы служат векторами при определении направлений функционирования и развития правовой системы общества.

Таким образом, правовая систем общества есть комплекс взаимо­действующих в рамках правоотношений субъектов, которые активно руководствуются принадлежащими им субъективными правами н обя- іанностями на основе принципов, ценностей н норм правовой жизни в целях обладания различными социаіьпьіми благами способом, офици­ально признаваемым обществом и государством.

В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы , обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:

1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,

2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,

3. проанализировать особенности правовой системы России.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном правововедении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система".

Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.

Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан ] . По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют :

1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;

2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);

3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;

4) судебная и иная юридическая практика;

5) механизм правового регулирования;

6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);

7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); 8) правоотношения;

9) законность и правопорядок;

10) правовая идеология;

11) субъекты права;

12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;

13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).

Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи . Существуют и другие отличные точки зрения. ]


В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Близкая к этой характеристика элементов правовой системы у американского исследователя Л.Фридмена: выделены правовые явления, объединенные также в три группы . Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.

Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы ) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» , а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт .


Классификация правовых систем (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые системы:

1) национальные правовые системы;

2) правовые семьи;

3) группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия…

В общем определении правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:

общего права; романо-германскую;

обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);

славянскую.

Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-санксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э.-VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности- почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья . Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе . В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х- начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других - свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос - какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно - законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1) построение такого государственн о-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы . В настоящее время это - лишь идеал, цель российского политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от п роизвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное сознание станов ится правовым лиш ь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные-византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту . Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко из вестна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровн ях. В правовую идеологию он проникал через марксиз м-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредс твенно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Разумеется, что российская правовая система будет развиваться своим путем, но при этом не следует избегать ориентира на передовые международные и зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М., 1999, с. 87-88, 111.

2. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38

3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002, с. 43-44.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

7. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998, с. 25.

8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М., Мир, 2001

9. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4

10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005

11. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.

12. Саидов Л. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

13. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма - Советское государство и право, 1981, №7, с. 33.



Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.