В российской федерации законодательную власть реализует. Система государственного управления

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Органы законодательной власти в нашей стране – это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы, власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер, Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции исполнительной власти. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, путем использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.



Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит двух палат- Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекта РФ. Совет Федерации призван выражать региональные мнения и интересы. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией; устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания;

В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

В демократических странах парламент призван быть своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В эффективном парламенте заинтересованы все политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Парламент должен выступать и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов-тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Конституция РФ (ч.2 ст.95) устанавливает, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Первый состав Совета Федерации, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993г.

Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 летнего возраста.

В соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Конституции РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 г., был избран сроком на два года.

Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого состава был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст. 95 и 96 Конституции РФ.

5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» . Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации.

5 августа 2000 г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В законе сохраняется конституционная норма о том, что каждый субъект федерации вправе иметь по два представителя в Совете Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъект Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителем в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Это решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим специальную компетенцию этой палаты парламента. Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ (Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ), Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных и международных организациях.

Другая палата парламента Российской Федерации – Государственная Дума согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Государственной Думы мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста.

Ранее законодательство отменило мажоритарную систему при выборах депутатов Государственной Думы. С 2007 по 2011 г. депутаты Госдумы избирались на основе системы пропорционального представительства, они избирались только по партийным спискам, партии должны были получить не менее 7 процентов голосов избирателей. Предвыборные блоки и самовыдвижение депутатов были запрещены. Депутат не вправе был покинуть свою фракцию в Государственной Думе. Новое законодательство устанавливает, что с 2016 г. барьер вновь будет составлять 5 процентов.

В состав и структуру Государственной Думы входят депутаты, Председатель Государственной Думы, Совет Государственной Думы, первые заместители Председателя, заместители, партийные фракции, комитеты и комиссии, аппарат Госдумы.

Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они имеют определенные полномочия. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

Внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
Осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
Подготовка проектов постановлений Государственной думы;
Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
Подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
В соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;
Организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
Заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
Анализ практики применения законодательства.

Рис.12. Полномочия комитетов Государственной Думы

Согласно ст. 103 Конституции к специальной компетенции Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы, основная законотворческая деятельность сосредоточена в этой палате парламента.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в особых случаях. Они предусмотрены ст. 111 и 117 Конституции РФ.

При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Как уже отмечалось ранее, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией. Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в России, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997г.

Система государственной власт и

Российской Федерации

      Структура законодательной власти Российской Федерации

      Характеристика исполнительной власти Российской Федерации

      Система судебной власти Российской Федерации

2.1. Структура законодательной власти Российской Федерации

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Фе­деральным Собранием, состоящим из двух палат: верхней - Совета Федерации, и нижней - Государственной Думы. Совет Федерации включает в себя по два представителя от субъекта федерации, делегируемых от исполнительной и законодательной власти. До 2001 г. в Совет Федерации входили президенты республик (губернаторы) и предсе­датели законодательных собраний регионов. В настоящее время в этот орган власти входят представители от территорий, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе /2/. Представитель от законо­дательного органа власти субъекта федерации избирается законо­дательным органом власти субъекта федерации на весь период полномо­чий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта федерации на срок его полномочий.

Реформирование Совета Федерации было выз­вано тем, что высшие должностные лица субъекта федерации, будучи занятыми в работе законодательного органа государственной власти, были вынуждены отвлекаться от своих непосредственных обязанно­стей, существенно ослабляя влияние государства в регионах. К ведению Совета Федерации относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;

    назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности;

    назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Выс­шего арбитражного суда РФ;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Генераль­ного прокурора РФ;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов.

Компенсировать негативные последствия, связанные с уходом выс­ших должностных лиц регионов из Совета Федерации, был призван вновь созданный в 2000 г. орган - Государственный совет. Государ­ственный совет стал постоянно действующим совещательным органом при Президенте РФ, в сферу полномочий которого входит координа­ция федеральной политики в регионах, формирование перспективных направлений развития общества и государства в современных услови­ях. Государственный совет является совещательным органом, содей­ствующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Персональный состав Президиума Государственного совета, состоящий из семи глав исполнительной власти субъектов федерации, представляющих федеральные округа, определяется Президентом, периодически обновляется, сохраняя пре­емственность и единые принципы работы.

Государственная Дума формируется в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

К ведению Государственной Думы относятся: выдача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Механизм работы Федерального Собрания таков. Субъект законо­дательной инициативы разрабатывает законопроект и вносит его на рассмотрение в Государственную Думу. Отдельные вопросы, связанные с введением или отменой налогов, выпуском государственных займов, изменением финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. При голосовании за него большинством голосов от общего числа депутатов нижней па­латы законопроект в течение пяти дней передается на рассмотрение Совету Федерации, где он может быть поддержан большинством голосов либо отклонен. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительная комиссия из представителей обеих палат для преодоления возникших противоречий. После чего законо­проект возвращается на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Государственная Дума может провести закон и без поддержки Совета Федерации, если при повторном голосовании этот законопро­ект поддержит не менее двух третей от общего числа депутатов ниж­ней палаты. Принятый федеральный закон в течение пяти дней на­правляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если глава государства в течение четырнадцати дней с момента поступления документа отклонит его, то обе палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассмотрят закон. Право президент­ского вето будет отклонено, если в поддержку ранее принятой редак­ции закона проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подпи­сать закон, который тут же должен быть опубликован, после чего всту­пает в законную силу.

Законодательные органы власти в субъектах федерации представ­ляют, как правило, однопалатный парламент, осуществляющий законо­творческую деятельность в соответствии со своими полномочиями, определенными законом. Значительную часть своих полномочий пред­ставительные органы власти субъектов федерации осуществляют в ре­жиме совместного ведения с государством. В то же время, как гласит ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти». Это положение Конституции по сути делегирует субъектам федерации значительные полномочия в сфере законотвор­чества при условии, что издаваемые субъектами РФ правовые акты не будут противоречить федеральному законодательству.

В Конституции РФ не дается определения законодательной власти, но устанавливается, кому она принадлежит и как осуществляется.

Законодательным органом (на федеральном уровне) является Федеральное Собрание – парламент РФ. Законодательные полномочия присущи парламенту как основному институту представительной демократии в России.

В системе сдержек и противовесов законодательная власть определяет способ организации и функционирования исполнительной и судебной властей, выполняет ориентирующую роль по отношению к ним . В этой связи парламент наделен иными полномочиями, не связанными с нормотворческим процессом, – в сфере контроля, прежде всего, за исполнительной властью, в сфере назначения должностных лиц (во внепарламентские органы).

Таким образом, можно выделить три основных функции парламента РФ – законодательную, представительскую и контрольную.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (парламент) РФ состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума. Наличие второй палаты обусловлено следующими причинами:

  • – необходимостью представительства и согласования интересов субъектов Федерации;
  • – заинтересованностью в более высоком качестве законодательства при вторичной разносторонней и взвешенной оценке закона другой палатой (Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой).

Для того чтобы верхняя палата могла выполнять указанную роль, необходим особый порядок ее формирования, более высокие (по сравнению с депутатами нижней палаты) требования к членам палаты, меньшая политизированность ее состава, поскольку данный орган представляет не политические, а региональные предпочтения, отличная от нижней палаты компетенция.

Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации формируется на основе равного представительства всех субъектов РФ. Каждый субъект, независимо от статуса, количества населения и т.п., направляет в Совет Федерации но два представителя: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Таким образом, на сегодня верхняя палата парламента насчитывает 166 членов. Численный состав не закреплен в Конституции РФ, поскольку существует возможность изменения субъектного состава Федерации (см. параграф 7.2).

Конституционные положения допускают различные способы формирования верхней палаты, нс упоминая о ее обязательной выборности. В настоящее время Совет Федерации является выборно-назначаемым и формируется на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 113-Φ3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Члены Совета Федерации могут быть избраны (назначены) только из числа федеральных , региональных и муниципальных депутатов соответствующего субъекта. Кандидат должен являться гражданином России не моложе 30 лет.

Представитель в верхнюю палату парламента от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий .

Таким образом, каждый член верхней палаты имеет индивидуальные временные рамки деятельности, и палата никогда не обновляется полностью. Совет Федерации нс подлежит роспуску.

Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума – является общенациональным представительным органом, призванным выражать политические интересы всего населения России, поэтому способы ее формирования и требования к составу иные. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и не подпадающий под цензы пассивного избирательного права.

Федеральные списки кандидатов выдвигают политические партии. Они вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий (не более половины списка). Отсутствие такой возможности означало бы ущемление конституционного права гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти, связывая его с обязательным вступлением в какую- либо партию.

Выборы назначаются Президентом РФ. Организацией выборного процесса занимается ЦИК РФ, которая регистрирует списки кандидатов от партий (отметим, что сбор подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов не осуществляется), контролирует соблюдение правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществляет внушительное количество иных управленческих действий, необходимых для проведения выборов. Центральная избирательная комиссия РФ определяет и результаты выборов.

К распределению мандатов допускаются списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. При этом списков должно быть как минимум два, и они должны в совокупности набрать нс менее 60% голосов избирателей.

Места в Государственной Думе распределяются по правилу избирательной квоты (частного, полученного при делении голосов избирателей на количество мест в палате (450)).

Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Государственная Дума, в отличие от верхней палаты, может быть распущена. Эта мера является экстраординарной, когда исчерпаны все другие способы достижения согласованной работы законодательной и исполнительной власти. Кроме того, роспуск допустим только в определенных ситуациях, оговоренных Конституцией РФ:

  • – в случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;
  • – в случае если Президент РФ не согласен с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ;
  • – в случае если Государственной Думой в течение трех месяцев будет повторно выражено недоверие Правительству РФ.

Новый состав нижней палаты должен приступить к работе не позднее, чем через четыре месяца после роспуска предыдущей Государственной Думы.

Государственная Дума не может быть распущена:

  • – в течение года после избрания, за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Трудно предположить, что за такой короткий срок политические предпочтения населения изменятся настолько, чтобы полностью обновить состав палаты на новых выборах. Но неспособность Государственной Думы утвердить главу исполнительной власти означает невозможность дальнейшей работы государственного механизма;
  • – после того как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Запрет на роспуск действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет трехмесячный срок. Роспуск Государственной Думы в этот период означал бы нарушение баланса ветвей государственной власти, ничтожность контрольных полномочий парламента;
  • – в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ. В указанный период невозможно, например, провести выборы нового состава Государственной Думы;
  • – в последние шесть месяцев пребывания Президента РФ в должности. Учитывая обновление состава правительства вновь избранным президентом, это ограничение обеспечивает непрерывность государственной власти.