Роль государства в обеспечении безопасности страны. Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации

Для защиты интересов личности и общества эволюционно сформировалась социальная организация, высшей формой которой является государство и его институты. Социальная организация также включает организации граждан, в частности политические партии, общественные организации, которые защищают интересы отдельных слоев общества.

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность: контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг, отдельных составляющих безопасности.

Существующий уровень научного осмысления обществом и осознания отдельными личностями опасностей, связанных с негативной динамикой ЧС природного, техногенного и социального характера, пока не соответствует их реальной значимости для безопасности личности, общества, государства и человечества. Это приводит к запаздыванию адекватной реакции общества, государства, мирового сообщества на возникающие угрозы, возрастанию в связи с этим всех видов ущербов и, как результат, кризисному развитию социально-экономических систем, деградации природной среды, ставит под угрозу устойчивое развитие отдельных государств и человечества в целом.

Также имеет место несоответствие существующей социальной организации общества постоянно изменяющемуся спектру опасностей и угроз. Поэтому необходимо научное осмысление места человека в современном мире, всего спектра опасностей и угроз для устойчивого развития человечества, обоснования направлений совершенствования социальной организации общества, приведения ее в соответствие со все новыми и новыми реалиями, в частности, ухудшением окружающей среды и возможностью глобального изменения климата, процессом экономической глобализации, учета их часто непредсказуемых последствий в интересах выработки рациональных управляющих воздействий, обеспечения устойчивого развития.

Роль государства в обеспечении техноприродной безопасности. В последние годы во всех развитых странах большое внимание уделяется теории национальной безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике, в том числе в части, касающейся техноприродной и экологической безопасности. В период «холодной» войны концепции национальной безопасности в большинстве государств, том числе в России и США, фокусировались главным образом на военной опасности и угрозах, связанных с понятием внешнего врага. В 70-х годах впервые встал вопрос о внесении существенных коррективов во взгляды на национальную безопасность. Причиной этому был глобальный энергетический кризис и связанное с этим рассмотрение в ООН вопросов охраны окружающей среды. Произошла определенная экологизация общественного сознания и международных отношений. Начиная с середины 70-х годов в основных развитых странах акцент, стали делать на виды безопасности, не относящиеся к сфере вооруженной борьбы. В настоящее время, в интегральное понятие национальной безопасности обычно включаются такие ее виды, как политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная, террористическая и др.


Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внешней и внутренней (в том числе природно-техногенной) безопасности. Так как основным субъектом обеспечения безопасности является государство, то состояние безопасности достигается проведением им единой государственной политики в данной области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и самого государства.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом, выполнения своих функций, которые свести к двум основным:

· управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества);

· охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

    своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз;

    обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;

    подъем экономики страны, проведение независимого социально-ориентированного экономического курса;

    преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;

    обеспечение личной безопасности граждан, их конституционных прав и свобод;

    обеспечение полноты и совершенствование законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, Российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

    обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

    подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;

    укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против России;

    коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

    соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства России и норм международного права;

    уважение прав и свобод человека;

    единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

    приоритет политических и экономических мер безопасности с опорой на военный потенциал;

    сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства.

Во внутриэкономической деятельности на первый план выдвигаются задачи устранения деформаций в структуре российской экономики, обеспечения опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, поддержки отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.

Переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществление реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, созданию равных условий для экономической конкуренции предприятий все форм собственности, защите прав потребителей, созданию условий для прогресса науки и образования.

Целесообразно участие государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировых рынках товаров и услуг необходимо усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей на рынке.

В международно-финансовой сфере важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Принципиально важен приоритет экономических факторов в социальной сфере для укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки.

Достижение социально-политической стабильности общества является определяющим фактором по обеспечению национальной безопасности. Основой такой стабильности должно стать, наряду с экономическим подъемом, общественное согласие относительно путей дальнейшего развития страны, укрепления федерализма и упрочения межнациональных интересов.

Основой защиты конституционного строя России являются:

    приоритет федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

    разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

    выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

    совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.

Требуют консолидации усилия направленные на борьбу с преступностью и коррупцией . Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Эти меры должны быть подчинены интересам защиты права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от социального положения, национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Важнейшими задачами борьбы с преступностью являются:

    выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

    усиление роли государства – гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

    укрепление системы правоохранительных органов;

    привлечение органов государственной власти в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных действий;

    обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, органами государственной власти, политическими партиями, религиозными и общественными организациями.

Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.

В настоящее время терроризм выходит за пределы национальных границ, поэтому одним из путей усиления борьбы с ним должно стать совершенствование координации деятельности наших правоохранительных органов и спецслужб на международном уровне. Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, обеспечить надежное перекрытие всех возможных каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ как внутри страны, так и их поступления из-за рубежа.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного специального комплекса контрмер с использованием возможностей сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран.

Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного , духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, законодательных и исполнительных органов государственной власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицины, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:

    воспитание экологической культуры населения;

    предотвращение загрязнения природы за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

    предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

    экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения, прежде всего, атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими силовыми установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;

    безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

    создание экологически чистых технологий;

    разработка и реализация природоохранных мероприятий;

    рациональное использование природных ресурсов.

Внешняя политика России должна быть направлена на:

    проведение активного внешнеполитического курса;

    упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;

    обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

    защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;

    развитие отношений с государствами – участниками СНГ;

    полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

    содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

    достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;

    обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;

    содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

    развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.

Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.

Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.

Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.

Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

    применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

    применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.

Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:

    создание нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;

    активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы России и территориальному разграничению с сопредельными государствами;

    развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

    противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;

    пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;

    осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств – участников СНГ.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории России, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:

    реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

    совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

    противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Мои научные статьи

Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации

Концепции или "проекты" мирового развития, эволюции цивилизаций, роли национальных государств, стратегии обеспечения национальной безопасности нашего времени не могут быть теоретически сконструированы вне процесса глобализации. Такое понимание значения глобализации в теории государства и права становится методологическим принципом. Поэтому при исследовании государства и права нами придается важное значение углубленному исследованию очередного этапа (ступени) глобализации и его признаков. Исследование генезиса многовекторной сетевой интеграции в мировой истории позволяет предположить, что истоки глобализации исторически берут свое начало в "неолитической революции", ставшей основой ее первого периода, для которого характерными были массовые военно-миграционные потоки и возникновение государств-поселений (полисов).

Схема 1.
Классификация признаков глобализации
1 блок: признаки, консолидированные интеграционными началами
2 блок: признаки, для которых характерно балансирование на угрозе
3 блок: признаки, интегрированные приоритетом
политических и демографических начал 4 блок: признаки, родственные по технологическому происхождению

Содержащие "вулканическую массу" вызовы глобализации вполне возможно развести по определенным блокам.
В первом блоке сосредотачиваются признаки, объединенные наиболее выраженными интеграционными началами. Например, экономическое, информационное и другие пространства.
Во второй блок включаются признаки, для которых характерно балансирование на определенной угрозе. Например, международный терроризм, угроза перерастания международного терроризма в государственный, демографической катастрофы и другие.
В третий блок объединяются признаки, консолидированные приоритетами политических целей и демократических начал. Например, усиление претензий ТНК на вытеснение государства с политической арены; системная связь между правовым и политическим нигилизмом; навязывание стандарта "мировой демократии" и другие.
Четвертый блок составляют признаки, родственные по технологическому происхождению: продолжающаяся индивидуализация и локализация личности в информационном пространстве; ускоренное развитие нанотехнологий и быстрое старение прежних технических моделей.

Итак, для убедительности обратимся к части матрицы позитивных и негативных свойств признаков современной ступени глобализации.

Схема 2.
1. Экономическая ускоренно расширяющаяся интеграция с уплотняющимся пространством.
Позитивные свойства:
мобилизация ресурсов для разрешения общечеловеческих проблем; мировое межотраслевое разделение труда; повышение мобильности капитала и квалифицированной рабочей силы; более свободное и целенаправленное перемещение товаров и трудовых ресурсов; расширение и углубление емкости товарных рынков в мире; формирование условий для выравнивания экономик большинства государств.
Негативные свойства:
неизбежность классификации стран по экономической состоятельности и перспективам на развитые, развивающиеся, обреченные на отставание, консервацию или отмирание; обострение цивилизационных противоречий; кризис занятости населения и его обострение в будущем; опасность демографического передела мира, кризиса государственных режимов.

2. Усиление роли информации, позволяющей называть современное мировое сообщество "цивилизацией информационного производства".
Позитивные свойства:
всплеск развития современных технологий, национальных и всемирной экономик; повышение уровня эффективности управления; адекватное реагирование его на раздражители различного масштаба и уровня; интернационализация информационных потоков и интересов, что ведет к осмыслению противоречий, решение которых не должно получить военное продолжение.
Негативные свойства:
уязвимость глобальных сетей от малых точечных криминальных усилий хакеров или иных источников; возможность широкомасштабной и многоцелевой информационной войны, последствия которой вполне сравнимы с термоядерной войной; возрастающая информационная зависимость государственного и муниципального управления, таящая опасность их кризиса.

3. Международный терроризм как характерное следствие глобализации.
Позитивные свойства:
признание всеобщей опасности для всех государств мира; консолидация мирового сообщества, осознание каждым себя как части целостной человеческой цивилизации; осознание несовместимости идеологии терроризма ни с моралью, ни с религией, ни с духовными ценностями любого человека, общества; мотивация ревизии ценностей критерием добра.
Негативные свойства:
опасность перерастания борьбы с международным терроризмом в тотальный всемирный террор криминальных политических коалиций и государств, чреватый пагубными последствиями для мирового сообщества, для каждого государства и его гражданина; усиление криминализации государственной и муниципальной власти; разрушающее разрастание правового нигилизма и коррупции.

4. Усиление претензий ТНК на вытеснение государствас политической арены.
Позитивные свойства:
ослабление тотального проникновения государства в сферы интересов гражданского общества и развитие местного самоуправления; понимание государством необходимости воздействия на экономику прежде всего правовыми методами, правовой и бюджетной политикой и экономическими методами; приоритет демократических правовых методов.
Негативные свойства:
возникновение противоречий, следствием которых становится противоборство ТНК и государства, ведущее либо к преждевременному уходу государства из отдельных сфер экономики и политики, либо к чрезмерной локализации свободы экономической деятельности граждан, что может привести к свертыванию демократии и развития гражданского общества, подмене экономических и правовых методов приказными.

5. Системная связь между правовым и политическим нигилизмом.
Позитивные свойства:
неизбежность качественного отбора политических элит на основе дезинтеграции и возникновения подлинных партий; усиление роли публичного права, активизация противоборства правовому и политическому нигилизму: активизация усилий и государства, и гражданского общества по правовому и политическому воспитанию населения, формированию демократической политической системы; обеспечения принципа верховенства права, конституции.
Негативные свойства:
усиление тенденции антагонизма противоречий между различными слоями общества, отдельными из них с государством; привнесение в деятельность политической системы неправовых (криминальных) технологий; отчуждение между самыми богатыми и самыми бедными; возрастание уровня недоверия большинства населения к власти, тотальная коррумпированность последней.

Таким образом, даже по "представительной" модели свойств глобализации достаточно явно прослеживается, что постиндустриальной ступени процесса глобализации и ее стадиям характерны конкретные признаки, детерминированные соответствующими условиями их возникновения и развития. Каждый признак глобализации имеет свои позитивные и негативные свойства, которые инициируют вызовы - массированное воздействие на государство, на его форму правления, государственное устройство и государственный режим. Не отвлекаясь на подробный анализ различных дефиниций о "национальной безопасности" , ограничимся констатацией нашей точки зрения по данному аспекту.

Содержанием современной национальной безопасности можно считать взаимосвязи политической системы, гражданского общества и личности, признаваемые ими ценности, защищаемые посредством адекватной реакции государства и взаимодействующих с ним акторов на нарастающие вызовы глобализации. Разумеется, внутренняя структура национальной безопасности знает дифференциацию на общественную, государственную, экологическую, экономическую, финансовую, информационную, демографическую и иные безопасности, которые в свою очередь могут делиться на внешнюю и внутреннюю.

Для того, чтобы лучше понять национальную безопасность, следует заметить, что наиболее сложными, ключевыми и приоритетными в условиях глобализации становятся взаимосвязи между национальной и международной безопасностями.

Схема 4.
Ожидаемые вызовы глобализации
1) новая волна кризиса экономики
2) опасность дестабилизации международной обстановки
3) возрастание опасности гуманитарной катастрофы
4) разрастание экологическойугрозы
5) усиление противоречий между государством и ТНК
6) устойчивая террористическая угроза
7) растущий разрыв между новыми званиями и умением их применения

Внимательный анализ матрицы свойств признаков глобализации с позиции ее методологической оценки позволяет предположить, что в будущем следует ожидать довольно жесткие вызовы, связанные с возможностью:
1) нового наката дестабилизации экономики и наступления её кризиса;
2) столкновения человечества, и конкретно Российской Федерации, с дестабилизацией международной обстановки и возрастанием числа локальных войн, угрозой масштабной войны между крупными региональными государствами;
3) нарастания опасности гуманитарной катастрофы из-за отвлечения средств государств-доноров на военные нужды;
4) увеличения масштабов экологической угрозы;
5) усиления противоречий между государством и ТНК, угрожающее вытеснением государства с политической арены или же свертыванием демократии;
6) растущая степень неуправляемости потока дифференцируемых в порядке геометрической прогрессии знаний, заметно усиливающих зависимость разрешения обостряющихся сложных противоречий от воли индивидуальных и коллективных негосударственных субъектов.

Схема 5.
Три направления самосохранения государства
1) с помощью жесткого авторитарного режима
2) развивая демократию, эволюцию ПГ и ГО
3) установив охлократический режим власти

С целью реализации своей позитивной роли в управлении в условиях нового миропорядка государством могут быть избраны, по крайней мере, три направления. Первое - самосохранение государства через его укрепление авторитарным режимом, т.е. усиление роли государства в политической системе общества в ущерб развитию гражданского общества и самоуправления, перспективам построения правового государства и ослабления всевластия чиновника. Второе - самосохранение через расширение демократических процессов, ускорение эволюции правового государства, развитие самоуправления. Данный путь самосохранения соответствует Конституции Российской Федерации, которая не утратила свой потенциал, сохраняя свою ценность и верховенство, подтверждая свое ценностное измерение в повседневной практике. Третье направление - установление названного еще Аристотелем режима власти - охлократии. Её мы уже проходили (1991-2000гг.), но с сожалением думается, что ее симптомы сохраняются. При определенной ситуации можно оказаться в положении отката к ней.

Наш народ отдал в своем выборе предпочтение второму пути. В этом направлении сердцевиной является демократическая эволюция политической системы страны. Последняя невозможна без наличия конкурентно способных партий. В противном случае возникает опасность застоя этого жизненно важного процесса, что необходимо учитывать, прежде всего, партии власти.

Даже основываясь на содержании данной статьи, мы можем констатировать: меняется не суверенитет, а методы и средства его защиты. Однако не все согласны с такой постановкой. Так, уважаемый нами М.Г.Делягин отмечает: "…несоответствие принципа суверенитета национального государства реальности, созданной Интернетом и технологиями формирования сознания, не вызывает сомнения" .

Хотят они или нет, сторонники десуверенизации и сетевого государства скатываются к теории анархизма. Анархисты, как известно, в центр своей теории ставили личность, счастье которой связано с гражданским обществом и самоуправлением. Разрушения государства они добивались, полагая, что оно способно лишь подавлять личность, превратив ее из человека как высшей социальной ценности в его функциональный придаток. Так, П.Кропоткин писал: "Одно из двух: или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникает в тысяче центров на почве энергетической личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или же государство раздавит личность и местную жизнь… Выбирайте сами!" .

На это можно ответить, что правовое государство выбирает гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а не миссию ее "раздавливания". Более того, именно государству, в силу характера экономических отношений в будущем, при отсутствии самодостаточного гражданского общества наверняка придется взять на себя задачу распределения материальных благ по принципу "от каждого - по необходимости, каждому - по потребности". Ему же предстоит примирять, а если надо, то и усмирять разгулявшиеся в тысячах центров неуправляемые инициативы, инициируемые бесчисленными противоречиями между недопустимо разрозненными человеческими волевыми устремлениями, которые глобализация коренным образом пока не способна менять.

Для целей и задач управления федеративного государства в условиях глобализации особое звучание получает вопрос интеграционных связей. У центральной власти вполне самодостаточный механизм удержания субъекта не только в едином правовом пространстве, но и в надлежащей экономической и социально-политической готовности к общегосударственным позитивным результатам. Видимо, взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами будут выстраиваться и развиваться с учетом того, что субъекты Российской Федерации, учитывая мировую практику, склонны сохранять свою индивидуальность и определенную свободу маневра, не претендуя на суверенитет (ч.1, 4 ст.5, ч.1. ст.65, ст.72, 73 Конституции РФ).

Многие ожидают от правового государства сотворения чуда. Об этой российской особенности уповать на чудесное явление и нежданную благость с сожалением писал еще Н.А.Бердяев: "Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки характера, дисциплины, воли личной и общественной, внутренней духовной работы. На этой почве вырабатывалась мораль притязаний, обращенных к общественной среде, мораль ожиданий, что всякое богатство жизни придет извне". Однако следует помнить, что "устанавливаемые институты, издаваемые законы - лишь средства, с помощью которых руководство осуществляют люди (группы, общности людей)… Каков уровень его (народа) цивилизационной зрелости, таково в действительности общее состояние государства" . Конечно, из сказанного никак не вытекает очередное гегелевское - какую власть народ заслуживает, такую и имеет. "Россия - вперед" - это не девиз и не лозунг, а сигнал к действию каждому из нас. Но любая работа будет успешной и чудотворной только тогда, когда она сопряжена с реальной целью, соразмерными возможностями и конституционными устремлениями.

Решение наращиваемых и обостряемых глобализацией проблем стало невозможным без модернизации и реформирования государственного аппарата и всей громоздкой системы управления. На расширенном заседании Госсовета Российской Федерации 8 февраля 2008 года В.В.Путин, вовсе не ради весомости тирады, отметил, что "сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие". В том же духе высказался в своем очередном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев. Однако улучшения не должны проводиться в ущерб демократии, ибо современное технологическое общество не может развиваться в жестком авторитарном режиме. Для общества "информационного сжатия" характерен динамизм, генерируемый активной саморегуляцией его структурных звеньев (государств, партий, движений, политически активной личности, местного самоуправления, религиозных учреждений, гражданского общества и др.).

При определении стратегии международных отношений и национальной безопасности, форrмировании правового государства и гражданского общества Российская Федерация не может не учитывать накал соперничества отдельных держав за глобальное лидерство, сохранение доминирующего положения у игровой рулетки нового миропорядка, ставки которой - центры власти, экономические кризисы, нефть и газ, эталоны демократии и др.

Подобная мозаика, сложившаяся в мире отношений, отражающая следствия противоречий глобализации, не могут не насторожить государства и не побудить их к поиску прагматичных решений для обеспечения национальной безопасности.

Формой правления для России исторически сложилась смешанная республика при широких полномочиях президента. Монархические проекты не востребованы, хотя есть люди, увлеченные звучанием титулов. Главный титул в нашей стране - гражданин Российской Федерации. Размах задач и возрастание роли государства в управлении обществом не позволяет проигнорировать, что не только будет сохраняться, но и, видимо, продолжит усиливаться в нашей стране, например, тенденция тяготения (в конституционном демократическом русле) к президентской республике.

Определенные рациональные начала здесь имеют место. Исполнительная власть приобретает мощь и мобильность, исключаются неизбежное и незаметное дублирование между президентом и председателем правительства, их аппаратами и т.д. В этом случае целесообразно восстановление должности вице - президента. Эти изменения нисколько ущербно не затрагивают принципиальные положения Конституции РФ, а только укрепляют их. Возможно, потребуется расширение контрольных функций Федерального Собрания. До поглощения государственного управления гражданским обществом дело еще не скоро дойдет. Они находятся в стадии активного и длительно сотрудничества. К тому же, не следует забывать, что еще Гегель отмечал, что "…развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства" .

Разрабатывая стратегию обеспечения национальной безопасности, государство не может не учитывать те возможные вызовы, которые прогнозируются на основе анализа матрицы свойств глобализации. Если, например, обратиться к такому признаку глобализации как "единое всемирное информационное пространство", то основополагающие выводы будут сходны с теми, которые продуцировал признак "единое экономическое пространство".

Позитивным следствием данного признака является, например, интенсификация развития информационных технологий, инноваций, результаты которых активно внедряются в экономику и систему управления.

Негативными являются: опасность монополизации влияния определенного государства или группы государств на формирование всемирного правового пространства, уязвимость глобальных сетей точечными воздействиями различных криминальных источников, возможность широкомасштабной и целевой информационной войны.

Масштабность позитивных факторов, опираясь на которые необходимо мобилизовывать усилия для преодоления глобальных угроз, актуализирует роль государства. Только ему под силу решение задач такого масштаба. Об этом свидетельствуют и уроки Второй мировой войны, что к месту вспомнить в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В очередной раз убеждаемся, что глобализация не "устраняет" государство, не трансформирует его в некое "сетевое государство" , а требует от него инновационных технологий и передовых методов управления, адаптированных к демократическому порядку, который немыслим без дисциплины, "в первую очередь дисциплины людей, составляющих государство" .

Более того, кто ратует за ассоциированное государство, тот в условиях глобализации вольно или невольно оберегает эмпирические ростки доктрины Алена Даллеса 1948 года, который в начале 50-х годов прошлого века возглавлял ЦРУ США. Называлась она, как теперь известно, "Цели США в войне с Россией". Напомним несколько строк из нее: "Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа…". Я верю в добрые намерения Барака Обамы, но я не верю, что в мире нет "даллесов", способных убирать неугодных им президентов, как это случилось когда-то с А.Линкольном, Д.Кеннеди.

У людей сегодня нет, а в перспективе и не предвидится, социального инструмента, кроме государства, способного эффективно решать вопросы предупреждения кризисов и организованного выхода из них, защищать людей от стихии и преступности, гарантировать им достойную жизнь, права и свободы.

Не представляются продуктивными в этих целях и идеи о наднациональных институтах и конституциях, способных сколько-либо создать дискомфорт суверенитету или территориальной целостности национального государства. Координирующие органы должны быть, но не надгосударственные, а межгосударственные. Наиболее надежным спасателем и защитником своих граждан выступает российское государство!

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальная безопасность включает в себя:

Государственную безопасность

Общественную безопасность

Техногенную безопасность

Экологическую безопасность

Экономическую безопасность

Энергетическую безопасность

Информационную безопасность

Безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

Защиту государственного строя;

Защиту общественного строя;

Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

Обеспечение политической и экономической независимости нации;

Обеспечение здоровья нации;

Охрана общественного порядка;

Борьба с преступностью.

Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Обеспечение национальной безопасности

Механизм обеспечения национальной безопасности.

Закон "О безопасности” определяя систему безопасности, относит к ней органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Являясь основным субъектом обеспечения национальной безопасности, выступает ее гарантом и, следовательно, осуществляет основные функции организации и руководства данной сферой деятельности.

Основополагающим принципом государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности является ориентация на государственно - правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей.

Исполняя политическую и социальную функции, Российское государство целенаправленно воздействует на сферу обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств и системы своих органов - в этом проявляется сущность государственного регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Система государственных органов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национально-государственным интересам страны и самому ее существованию, защищаются права и свободы человека, материальные и духовные ценности общества, и составляет государственно-правовой механизм обеспечения безопасности страны.

Основываясь на понятии механизма правового государства, можно определить механизм обеспечения национальной безопасности как единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают.

Функции национальной безопасности

Выявление, объективный и всесторонний анализ, прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

Определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внутренней и внешней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства;

Организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти России по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Успешное функционирование системы безопасности предполагает активную управленческую и иную деятельность государственных структур, наделенных строго определенными полномочиями.

Задачи национальной безопасности

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Важную роль в системе обеспечения безопасности страны играет Совет Безопасности. Основное назначение Совета Безопасности состоит в подготовке решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, экологической, оборонной, пограничной и иных сферах;

вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции, по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности страны по разработке стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет безопасности Российской Федерации ответствен перед Президентом Российской Федерации за своевременное выявление угроз национальной безопасности России, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Российской Федерации, необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции Российской Федерации и Закона "О безопасности”.

Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе, Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете Безопасности России, утверждаемым Президентом.

Для организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Совета Безопасности создан аппарат Совета Безопасности, структура которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 1997 года №793.

Действующий Совет Безопасности Российской Федерации образован Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года.

Основной объем работы, связанный с непосредственным обеспечением национальной безопасности возлагается на органы исполнительной власти - Эти органы в системе механизма обеспечения безопасности занимают важное место и являются основными силами и средствами решения практических вопросов, возникающих в сфере обеспечения безопасности страны.

Силы обеспечения национальной безопасности

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы органов безопасности России, министерства внутренних дел и иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Все они под руководством Совета Безопасности Российской Федерации, на основе Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных актов России нацелены на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний. Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России. Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Заключение

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безо¬пасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчи¬вом развитии; имеет свою историю, закономерности и зако¬ны развития. В демократических странах безопасность лич¬ности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства. Государство является главным субъ¬ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государ¬ственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточ¬ность сил и средств, гуманность, своевременность и адекват¬ность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутрен¬них угроз национальным интересам.

Список используемой литературы

1. Основная литература:

А.Э. Арустамов, учебник безопасности жизнедеятельности. М.: издательство «Просвещение» 2008 год – 176 страниц.

2. Дополнительная литература:

Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

Закон Российс¬кой Федерации "О безопасности".

Интернет сайт: http://www.nsnbr.ru/