Понятие и состав правовых основ социального государства. «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Ключевые слова: механизм правового регулирования, модельные законы, нормативно-правовая база, правовая основа социального государства, правовое государство, правовой акт, правовой механизм социального государства, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным об­разом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т.п. В п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду» жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия

работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» (Социальное государство: мировой опыт и реалии. - С. 33-34).

Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документа, например, пересмотренная Европейская социальная хартия. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ к Республики Таджи­кистан и др.



Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение так называемых «правил игры», а также контроля за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не может быть на должном уровне, так как законодатели слишком политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, то есть последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами РФ и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же слова Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами были восприняты как призыв к действию, и началось внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции и другим законам РФ. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. То есть нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства, а в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государ­стве, нацеленных на решение социальных проблем, призваны:

Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной са­мостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).

Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу эко­номических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование Хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с вы­борными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение эко­номических реформ включены все отрасли законодательств - го­сударственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом же работа по формированию правовых основ и меха­низмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийском экономическом сообществе, Союзном государстве Белоруссии и России сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важным этапом в этом деле явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики»» и «О государственных социальных стандартах». Эти документы создали методологическую основу для единого подхода в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Из чего складывается правовая основа социального государства?

2. Назовите основные условия формирования правового социаль­ного государства.

3. Что включает в себя механизм правового регулирования в соци­альном государстве?

4. Что означает единое правовое пространство социального госу­дарства?

5. Назовите и охарактеризуйте четыре основных блока нормативно-правовых актов.

ГЛАВА 2. Развитие социального государства в России и за рубежом

Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли­фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государ­ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст­ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз­деления властей. Он выделяет законодательную, испол­нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас­сматривал государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам.

И.Кант разработал философскую основу теории правово­го государства, центральное место в которой занимает лич­ность, человек, его свобода.

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред­шественников о политико-правовом устройстве общества, со­здал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос­тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине­ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за­конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Гегель рассматривал государство и право как одно­значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при­рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра­ва, «отвечающего законам разума».

Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес­кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе­чивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового госу­дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека­ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра­ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре­мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще­ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв­лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол­няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти­пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

Проблема правового государства в России имеет глубо­кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за­нимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе­одального, полицейского государства к буржуазному, основан­ному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе­тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме­ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер­живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции не­ сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же орга­ном, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, пола­гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод­ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич­ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга­низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже­ние в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства вклю­чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог­раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей несколь­ких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает каче­ственную грань, обозначающую переход от системы тотали­таризма к гражданскому обществу.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления». Но на се­годняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

Принцип соблюдения естественных П.ч. и г. составляет основу деятельности социального государства.

Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз-глашающих и гарантирующих социально-экономические права лич-ности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закре-пляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение П.о.с.г. получает в т.н. социальных кодексах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в т.ч. и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Компонентами П.о.с.г. являются, напр. Конституция РФ, Международный пакт об экономических, социаль-ных и культурных правах и др.

Правовой статус человека, гражданина и личности - наибо-лее важная часть социально-нормативного статуса личности, пред-ставляющая собой совокупность юридических прав, свобод, обя-занностей и законных интересов личности, признаваемых и га-рантированных государством. П.с. опосредует взаимную связь госу-дарства и личности, ее социальное положение в обществе. Предпо-сылками П.с. являются гражданство и правосубъектность личности. В юридической науке выделяют несколько видов П.с.: 1) общий (конституционный) С. человека и гражданина; 2) специальный или родовой С. определенной категории граждан; 3) индивидуальный С., характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) С. иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двой-ным гражданством; 5) отраслевые П.с. (уголовно-процессуальный, административно-процессуаль-ный и др.); 6) С. физического ли-ца и т.д. Социальное государство не просто признает эти права, а обеспечивает их наиболее полную реализацию.

Правовые нормы - это правила поведения, обязательные для всех лиц или определенного круга лиц, установленные или санкционированные государством. Если правило не исполняется добровольно, к его нарушителям может быть применено принуждение со стороны компетентных государственных органов. П.н. существуют в форме соответствующих нормативно-правовых актов либо др. источников права. Они предписывают лицам определенную форму поведения. В зависимости от типа возлагаемых на лицо обязательств различаются три вида П.н.: обязывающие, запрещающие или уполномочивающие (дозволяющие). Обязывающие – предписывают лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие – указывают на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Уполномочивающие дозволяющие) – предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих за собой юридические последствия. По форме предписания П.н. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) – содержат властные предписания, отступление от которых не допускается. Диспозитивные – предоставляют субъектам право самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.

Правоприменение (применение норм права) подзаконная, государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение реализации норм права другими субъектами. П. осуществляется в случаях, установленных законом, когда нормы права не могут быть реализованы без властного государственного вмешательства. В содержательном плане это следующие случаи: правонарушение, распределение общественных благ, спор участников правоотношений, контроль за наиболее важными соглашениями, сделками и т.п., а также осуществление властных полномочий вышестоящих органов государства по отношению к подчиненным органам и должностным лицам. П. – процесс, в котором можно выделить такие стадии, как установление обстоятельств (фактической основы) дела; установление юридической основы дела (выбор соответствующей правовой нормы права, ее толкование); вынесение правоприменительного акта; реализация этого акта. П. акты (судебные решения, приговоры и определения, постановления следственных органов, акты администрации и т.п.), вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми субъектами. Принципы, которым должны соответствовать все акты: обоснованность, законность, целесообразность и справедливость.

В социальном государстве важна сфера правоприменения, в которой реализуются экономические, социальные и культурные права личности, осуществляются социальное обеспечение, организация образования, здравоохранения, охрана труда.

Приоритет прав человека означает преимущество прав человека как высшей ценности в обществе перед всеми иными. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (Ст. 18 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ч.2. Ст. 17 Конституции РФ). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков гражданского общества, правового и социального государства. Права человека принято делить на абсолютные и относительные . Абсолютными признаются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, свободу совести и вероисповедания, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав недопустимы в демократических социальных государствах ни при каких обстоятельствах. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или временно приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях. В структуре социальной политики рассматриваются три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, принято называть триединой социальной политикой. Реализация такой политики посредством разработки и осуществления программ социального развития проводится также на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.

П.с.р. ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки. Объектами таких программ являются экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и намерения П.с.р. являются приоритетной деятельностью социального государства. При формировании и реализации П.с.р. приоритетным является реализация следующих функций социальной политики : увеличение доходов населения; противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов; предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы, особенно в индустриальных районах; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние; принятие дополнительных мер по отношению к населению, оказавшемуся в бедственном положении.

Прожиточный минимум  регулярно устанавливаемый государством показатель, определяющий стоимость потребительской корзины для основных социально-демократических групп населения.

Центральное место в П.м. РФ занимает набор продовольственных товаров, который включает продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп (хлебопродукты, картофель, овощи, мясопродукты и т.д.), и обеспечивает удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и восполнении энергии по всем социально-демографическим группам населения при минимальной стоимости потребительской корзины. П.м. определяется для основных слоев и групп населения (дети в возрасте до 6 лет, подростки 7-16 лет, трудоспособные граждане, пенсионеры, инвалиды и др.). Различия по величине П.м. и минимального потребительского бюджета в разных экономических районах России весьма существенны.

П.м. в расчете на среднестатистического жителя страны по отдельным профессиональным группам заметно колеблется. Он рассчитывается по потребительской корзине, т.е. по набору товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. Примерно половину минимального потребительского бюджета россиян составляют расходы на питание, около 20%  расходы на непродовольственные товары (одежду, обувь, белье), 14  на культурно-бытовые услуги, 3-4%  на удовлетворение духовных потребностей.

Наряду с др. социальными показателями по уровню П.м. можно судить о степени развития социального государства.

Пространство образовательное единое. П.о.е. формируется на основе Конституции РФ, федерального и регионального законодательства. П.о.е. обеспечивается лицензированием образовательных учреждений, введением и соблюдением единых государственных образовательных стандартов, согласованием примерных учебных планов и программ методическими объединениями (советами), рекомендацией издания учебников и учебных пособий с грифами Министерства образования РФ или соответствующих учебно-методических объединений.

Федеральное законодательство не исчерпывает нормативно-правовое регулирование образования в целях поддержания П.о.е. Оно вводит также общие установочные нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми регионы осуществляют собственное правовое регулирование. Субъекты РФ могут принимать законы в области развития образования, но не противоречащие федеральным законам, тем самым не нарушая П.о.е.

Профсоюзное движение социальное движение, первостепенный интерес которого связан с защитой социально-трудовых интересов и прав лиц наемного труда. П.д. в России зародилось в начале XX в. В настоящее время оно включает: общероссийские, межрегиональные профсоюзы и их территориальные профобъединения, входящие в ФНПР, а также другие профсоюзы и профсоюзные объединения (ассоциации, организации).

Объединяющими факторами всех элементов П.д. являются общественные цели и задачи, мотивация профсоюзного членства, эффективность социального партнерства, законодательная база профсоюзов и т.д. Являясь результатом человеческой общности, П.д. проявляет себя через совокупность социальных институтов, статусов, норм, отношений лидерства, через разрешение конфликтов и т.д. П.д. объективируется как безличная структура связей и отношений, детерминированными политическими, социально-экономическими и культурными факторами.

Источником развития П.д. являются противоречия между трудом и капиталом. В процессе формирования в России гражданского общества, социального государства, рыночной экономики П.д. проходит этапы возрождения, спада, подъема, расцвета и т.д. Руководствуясь принципами равноправия и самоуправления, П.д. становится реальной общественной силой тогда, когда опирается на принципы единства и солидарности. Разобщенность же профсоюзов (ассоциаций, организаций), отсутствие постоянного диалога между ними снижает их влияние на работодателей, не позволяет в полной мере использовать потенциал П.д.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Понятие «Р.» введено в трудовое законодательство в 1992 г. вместо понятия «Рабочие и служащие». Права и обязанности Р. закреплены в ТК РФ. Социальное государство является гарантом их реализации.

Рабочая сила – 1. Способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, его квалификации, навыков, опыта, которые он использует в процессе производства жизненных благ. В качестве личного фактора производственного процесса ра-ботник (Р.с.) является определяющим элементом в любом обществе. В процессе труда, воздействуя на природные компоненты, люди изменяют условия общественной жизни, создают предпосылки для своего индивидуального развития (накопление знаний, развитие трудовых навыков, рост квалификации и т.п.). 2. Экономически активное население, включая занятых и безработных (статист.)

Рабочее время время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Согласно ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Равноправие граждан - один из основополагающихся принципов, означающийофициально признаваемое равенство граждан (подданых) перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств. Принцип Р.г. закреплен в ст. 10 Конституции РФ 1993 г. Однако Конституционная доктрина современных государств признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер (напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств возлагается только на граждан мужского пола). Р.г. является основным принципом и целью функционирования социального государства.

Разделение власти (принцип) – разделение функций и прав трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Как принцип обоснован в XVIII в. французским философом Ш. Монтескье и с тех пор не претерпел изменений, обогащаясь практикой. Он гарантирует от злоупотреблений властью, присвоения неограниченных полномочий государственными органами и должностными лицами, позволяет разграничить сферы компетенции и ответственности между ними. В России принцип Р.в. отражен и закреплен в Конституции РФ (ст. 10): «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Наряду с горизонтальным Р.в. существует и вертикальное - разделение полномочий между различными уровнями государственной власти, – имеющее два уровня: общенациональный (или центральный), региональный и местный. Между центром и местными органами власти существует промежуточный региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. В целях повышения эффективности государственного управления в России созданы семь федеральных округов, объединяющих по территориальному принципу субъекты РФ. Такая система власти называется федеральной. Принцип Р.в. способствует четкой работе механизма государственного устройства, наиболее полной реализации социальным государством своих функций.

Расслоение общества усиление различий в доходах и уровне жизни между отдельными слоями населения, увеличение разрыва между высоко- и низкооплачиваемыми членами общества, приводящее к углублению дифференциации населения по уровню социальной обеспеченности. Показателями, характеризующими степень Р.о., являются показатель Джинни, соотношение доходов наиболее богатых (10 или 20%) и наиболее бедных.

В Конвенции МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» декларируется, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния, реализует право на обеспечение в случае его утраты необходимых средств к существованию. Сегодня наблюдается Р.о. как по экономическим, так и социальным показателям, как в общероссийском, так и в региональных разрезах. В России различные слои населения имеют резко различающиеся показатели здоровья, уровня образования и общих ресурсов материального накопления.

Реальная заработная плата – показатель, характеризующий изменение покупательной способности, исходя из номинальной (начисленной) заработной платы наемных работников и в зависимости от роста цен на потребительские товары и услуги за какой-либо период времени. Р.з.п. определяется путем деления номинальной зарплаты на индекс цен за соответствующий период времени.

Республика парламентская – республиканская форма правления, в которой, согласно конституции (или иным актам в пере-ходный период, таким, как отречение монарха, постановление Учредительного собрания во время Великой Французской революции и др.), верховная власть принадлежит парламенту. Послед-ний самостоятельно формирует кабинет министров, избирает премьера, назначает органы конституционного надзора и др. государственные институты. Как правило, в современных Р.п. парламент избирает и президента, выполняющего в основном представительские и консультативные функции, а также контролирующего соответствие деятельности парламента конституционным нормам. История послевоенной Европы продемонстрировала заметную зависимость политики Р.п. от динамики соотношения сил в парламенте и давления, оказываемого на его депутатов извне. Нестабильность правительства – характерная особенность Р.п. Предпочтительной политической формой правления социального государства является Р.п.

Республика президентская  республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Последний может избираться всенародным голосованием, парламентом либо каким-то особым институтом, например, Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др. Однако после избрания президент в Р.п. получает значительную политическую самостоятельность (не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией); пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента (при соблюдении определенных процедур); правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы  премьер-министра. По Кон-- ституции США президент является главой кабине- та и формирует его; по Конституциям Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право осуществлять свои функции даже после того, как в результате всеобщих выборов или сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, в силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы.

Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики. Исторически профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполня-ют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои многогранные функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. В 1993 г. при обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать со-циально ориентированное производство, направленное на обеспече-ние материальной базы для достойной жизни всех граждан.

Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизы-вающей все уровни и сферы системы органов, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. И сегодня, в период преодоления кризисных явлений в стране, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране остался равным 6. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны.

Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опира-ясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли в ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" целый ряд норм, дающих воз-можность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов - тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по уча-стию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельно-сти профсоюзов в сфере социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использо-вать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено и вступившим в силу в феврале 2002 г. ТК РФ.

Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах ус-тановил, что системы оплаты труда, формы материального поощре-ния, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда ус-танавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в колдоговорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществ-ления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами госвласти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами госвласти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсою-за.

Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие за-нятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсою-за, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации ор-ганизации, проводят профсоюзный контроль за и соблю-дением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение орга-нов местного самоуправле- ния предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массо-вым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм колдоговоров и соглашений. Задача их состоит в том, чтобы разделы колдоговора содержали все сферы и направления социальной политики.

Что касается такой ее сферы, как страхование, то профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнера-ми на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др., формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и не-обходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учрежде-ний отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Важным направлением социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной сре-ды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности.

Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом. Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во-первых , социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности); во-вторых , воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан); в-третьих Социальное: мировой опыт...

Ключевые слова: модельный закон, механизм правового регулирования, нормативно-правовая база, правовая основа, правовое государство, правовой акт, правовой механизм, социальное государство, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т.п. В пункте 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» . Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получила в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например Европейская социальная хартия (пересмотренная), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя систему правил, а также контроль за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т.е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не могут быть на должном уровне, поскольку законодатели в значительной степени политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы в России принимаются Государственной Думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей российской территории и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т.е. последние не могут отменять и корректировать федеральные законы. Именно поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионных, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике высказывание первого российского президента Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и было начато внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции РФ и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся по сути основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства может привести к разрушению единого экономического пространства и в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовая основа регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленная на решение социальных проблем, с помощью определенных юридических средств и экономических мер призвана создать простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.). Подобная правовая основа может предупредить сбои в развитии реформ, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает нормативно-правовую базу экономических реформ, весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организацию труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное право и иные отрасли. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства Беларуси и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Резюмируя, следует отметить, что работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс российских граждан.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Из чего складывается правовая основа социального государства?
  • 2. Назовите основные условия формирования правового социального государства.
  • 3. Что включает в себя механизм правового регулирования в социальном государстве?
  • 4. Что означает единое правовое пространство социального государства?
  • 5. Охарактеризуйте основные нормативные блоки нормативно-правовых актов.
  • 5о Цит. по: Социальное государство: мировой опыт и реалии. М., 2001. С. 33-34.

Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

И.Кант разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек, его свобода.

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.


Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г. Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г. Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».

Б. Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Г.Ф. Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

Концепция «господства права»

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной, прежде всего, англосаксонской правополитической традиции. По справедливому заме­чанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль судебной практики продолжает оставаться весьма существенной.

Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В обществен­ном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автоно­мности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряже­ниям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия, прежде всего, суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом, постепенно сформировалась идея ограниченного государства.

Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духов­ного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко вы­раженный рационалистический аспект, поскольку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и, по сути, немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем слу­чае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях ста­новится необходимостью.

Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека - на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитив­ным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка - правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публич­ным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающи­ми по отношению к государству и статутному праву.

Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порождает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значе­ние. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона - две стороны одной медали - правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие - правовой закон.

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра­щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо­кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признава­лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодатель­ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Родины", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, - это и есть правовое государство, всеохва­тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж­данского общества, свободных граждан, равных перед зако­ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви­тия личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи­тельства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений :

Признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

Реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере­сов меньшинства;

Верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

Народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;

Сосредоточение всех государственно-властных полно­мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

Взаимная ответственность государства и личности;

Связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

Разделение властей в организации государственного управления;

Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

Недопущение монополизма в политике и. экономике;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества.

Следовательно, правовым государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства

С развитием государственно-правовых институтов, их теорети­ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово­го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода­тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека - созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным.

Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимос­ти США) содержится следующее положение: «Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.