Признание гражданина безвестно отсутствующим: порядок. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Законодательством Российской Федерации регулируется порядок признания человека безвестно отсутствующим, в частности это предусмотрено статьей 42 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

186 юристов готовы Вам помочь.

Но не во всех случаях человек признается безвестно отсутствующим, для признания человека безвестно отсутствующим, у гражданина должен отсутствовать умысел (розыск, скрылся от преступления и т.д.). так же обязательно для признания безвестно отсутствующим, подача близкими или родственниками, заявления в полицию, и полиция после проведения проверки должна подтвердить, что человек действительно безвестно отсутствующий. После этого подается заявление в суд на признание гражданина безвестно отсутствующим, и с момента вынесения решения суда, человек признается безвестно отсутствующим. С момента вынесения решения суда, имущество которое было у безвестно отсутствующего, переходит по наследству к родственникам или близким. Если наследник не совершеннолетний или находился на иждивении, то назначается органами опеки и попечительства управляющий за имуществом.

Условия признания человека безвестно отсутствующим

При условии если человек не появляется по месту регистрации или по месту пребывания, в течение года, такие условия позволяют признать его безвестно отсутствующим. Но пропажа человека, не должна содержать умысла, или он умышленно скрылся. При признании человека безвестно отсутствующим, в суд заявление может подать заинтересованное лицо, так как законодательно четко не определен круг лиц кто имеет право подавать заявление в суд. Но как показала практика, подавать заявление имеет право, ток у кого есть материально-правовая связь между подаваемым заявление и безвестно отсутствующим человеком.

В исковом заявлении указывается какие цели для признания гражданина безвестно отсутствующим, а так же обстоятельства при которых возникла уверенность, почему гражданин пропал. В судебном заседании могут быть заслушаны свидетельские показания. При признании человека безвестно отсутствующим, судом делаются запросы по всем известным местам пребывания человека, место регистрации, полиция, военкомат и т.д. Так же уведомляются органы опеки и попечительства на управление имущества пропавшего. С момента вынесения решения суда о признании человека отсутствующим, имущество человека переходит под управление лиц, кто заключает договор с органами опеки и попечительства на управление имущества. В судебном разбирательстве о признании человека безвестно отсутствующим, не должно содержаться имущественного спора, иначе суд будет проходить в общем порядке, связано это с тем, что суд о признании безвестно отсутствующим проводится в особом порядке.

Если человек, который был признан безвестно отсутствующим, возвращается

В том случае если человек, который был признан безвестно отсутствующим, вернулся, то судебное производство возобновляется по заявлению самого безвестно отсутствующего. Возобновленное судебное производство выносит новый судебный акт, данное решение суда является причиной, для отмены договора на управление имуществом безвестно отсутствующего. Если он был лишен иных прав, то эти права восстанавливаются.

Семейные отношения при признании безвестно отсутствующим гражданином

Законодательством так же урегулированы семейные правоотношения гражданина, который признан безвестно отсутствующим, в частности статья 19 Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
  1. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  2. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

При расторжении брака, когда человек был признан безвестно отсутствующим, данный брак может быть восстановлен, по заявлению двоих супругов, но если один из супругов вступил уже в брак, такое восстановление не допускается. В случае если человек был признан безвестно отсутствующим, у него были лица на иждивении, то на таких лиц оформляется пенсия по потере кормильца, с момента подачи соответствующих документов в Пенсионный Фонд.

Если безвестно отсутствующий был зарегистрирован в жилом помещении, то собственник помещения, может снять с регистрационного учета безвестно отсутствующего.

Но не всегда просто признать человека безвестно отсутствующим и не всегда получается его восстановить в потерянных правах, с момента признания его безвестно отсутствующим. В таких случаях лучше обратиться к грамотным специалистам, а так же можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по гражданским вопросам. На Российском Юридическом Портале зарегистрировано большое количество юристов и адвокатов которые смогут вам помочь.

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

признание гражданин умерший отсутствующий

Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

Делись добром;)

Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим предусмотрены ГК РФ. Они призваны устранить правовую неопределенность в отношении личных и имущественных прав самого гражданина и его близких.

Правовые основания для признания гражданина безвестно отсутствующим

При признании гражданина безвестно отсутствующим правовые последствия достаточно серьезны: они предусматривают изменение семейного статуса, прав на имущество. Ст. 42 Гражданского кодекса РФ называет основанием признания отсутствие сведений о том, где находится гражданин, по месту его жительства в течение года.

Список заинтересованных лиц достаточно широк. Среди них:

  • супруги, например, желающие расторгнуть брак;
  • кредиторы;
  • несовершеннолетние дети, имеющие право на получение алиментов;
  • иные лица.

Часто возникают ситуации, когда человек скрывается от кредиторов или от призыва в армию. Если суд при рассмотрении дела сможет установить возможность такой ситуации, он вправе отказать в вынесении решения. У суда нет обязанности признавать пропавшего безвестно отсутствующим в любом случае (см. решение Бабаюртовского суда Республики Дагестан от 20.05.2016 по делу № 2-142/16, которым гражданке было отказано в признании супруга безвестно отсутствующим, так как у суда были данные о том, что он находится в международном розыске).

Суду представляются доказательства, которых должно быть достаточно для того, чтобы убедить суд в пропаже гражданина. Некоторые общеизвестные ситуации, например ведение военных действий в определенном регионе, доказывать не потребуется. О них можно прочитать в статье «Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе» .

Суд вправе по собственной инициативе исходя из норм ст. 278 ГПК РФ запросить иные доказательства, которые могли бы подтвердить факт наличия сведений о том, что человек находится или находился в пределах годичного срока в определенном месте. Он может обращаться в органы МВД, службу судебных приставов, воинские части.

Виды последствий признания безвестно отсутствующим

После выявления ситуации действительного отсутствия сведений о месте нахождении человека и вынесения решения наступают предусмотренные законом последствия признания человека безвестно отсутствующим, которые делятся на 5 основных групп:

  • имущественные;
  • семейные;
  • трудовые;
  • административные и налоговые;
  • жилищно-правовые.

Закон прямо называет имущественные последствия основным прямым следствием вынесения решения, но изменение правового статуса человека приводит и к другим последствиям. Для применения имущественных последствий необходима координация действий суда и органов опеки, остальные возникают по заявлению заинтересованных лиц.

Так, существует много отказов суда в снятии человека с регистрационного учета, поскольку признание безвестно отсутствующим позволяет сохранить имущественные права. Возникают правовые последствия и для детей безвестно отсутствующего. Например, ребенок может быть по заявлению органов опеки включен в перечень сирот, которые должны быть обеспечены жильем (см. апелляционное определение Омского областного суда от 05.07.2017 по делу № 33-4498/2017).

Имущественные последствия признания человека безвестно отсутствующим

Одним из последствий признания безвестно отсутствующим становится передача имущества пропавшего в доверительное управление. Управляющий назначается органом опеки и попечительства, с которым и заключается договор доверительного управления. Для его заключения требуется одновременное наличие 4 факторов:

  • вступившего в силу решения суда;
  • наличия имущества, которому требуется управление;
  • возможности у органов опеки определить кандидатуру управляющего (может не найтись лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым актами регионов к управляющим; особые требования, например, предъявляются в приказе Минсоцразвития и соцполитики Краснодарского края от 14.01.2014 № 11);
  • согласия этого управляющего.

Из состава имущества, переданного в управление, выплачиваются определенные суммы лицам, которые ранее находились на иждивении пропавшего, а также погашаются его текущие обязательства — кредитные, налоговые, коммунальные.

Закон допускает передачу в управление недвижимости и ценных движимых вещей, но перечень открыт, а в отношении других объектов (например, денег, ценных бумаг, патентов и авторских прав, предприятия как имущественного комплекса и т. п.) ничего не сказано.

Имущественным последствием, имеющим значение и для третьих лиц, становится прекращение договора простого или инвестиционного товарищества (см. постановление 5-го ААС от 22.03.2017 по делу № А59-5933/2009). Кроме того, в отношении безвестно отсутствующего гражданина прекращается исполнительное производство (см. ст. 43 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Последствия признания гражданина отсутствующим, не имеющие имущественного характера

Пропавший находился в различных отношениях с обществом: ходил на работу, платил налоги, призывался на военные сборы, исполнял те или иные семейные обязанности. В каждой из этих сфер его жизни в связи с признанием безвестно отсутствующим произойдут изменения.

Среди них:

  1. Изменения в трудовой сфере. Трудовые отношения прекращаются на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с момента вступления в силу решения суда. При этом работодатель не обязан выплачивать заработную плату за период отсутствия гражданина на работе, она не может быть передана управляющему, так как деньги не являются объектом доверительного управления, а трудовую книжку допустимо направить по почте родственникам пропавшего.
  2. Изменения в семейном положении. Брак с отсутствующим лицом расторгается по решению органов ЗАГС, а в ст. 130 Семейного кодекса разрешается усыновлять детей такого гражданина без его согласия.
  3. Изменения в отношениях с налоговыми органами. К таким последствиям можно отнести переложение на управляющего обязанности оплачивать расходы на содержание имущества и имущественные налоги, но это должно быть предусмотрено в договоре доверительного управления. Кроме того, на доверительного управляющего эта обязанность прямо возлагается в письме УФНС по г. Москве от 11.2007 № 18-08/4/14857.

Если человек вернулся

Пропавшие на стройках, вахтах, в ходе военных действий люди иногда все же возвращаются. Можно ли аннулировать последствия признания гражданина безвестно отсутствующим?

Ст. 44 ГК РФ обязывает направить в суд заявление об отмене решения о признании человека безвестно отсутствующим. На основании этого решения суд отменяет доверительное управление. Кроме того, нормы ГК РФ о наследовании в ст. 1155 позволяют восстановить пропущенный срок вступления в наследство. На основании ст. 26 СК РФ расторгнутый брак восстанавливается органом ЗАГС по совместному заявлению супругов, если другой супруг за это время не вступил в новый брачный союз.

Но есть и неурегулированные моменты. Законодатель не определяет, может ли быть отменено усыновление, если оно произошло в рамках ст. 130 СК РФ. Назначенная по потере кормильца пенсия отменяется.

Интересно, что истцами при подаче такого заявления могут быть разные заинтересованные лица. Так, в решении Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 01.12.2017 по делу № 2-829/17 им выступил ПФР.

Институт последствий признания гражданина безвестно отсутствующим призван устранить правовую неопределенность, связанную со статусом его имущества, снизить риски его утраты или ущерба и удовлетворить интересы третьих лиц, связанные с исчезнувшим.

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно-го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме-на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест-ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве-щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед-ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен-ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч-но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо-вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле-нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко-торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста-навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще-нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).