Приказ о проведении инвентаризации источников выбросов образец. Инвентаризация источников загрязнения

Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу - это комплекс мероприятий, которые выполняются природопользователями, включающий систематизацию данных о выбросах загрязняющих веществ, выявление их местонахождения, определение показателей выбросов. Детальнее о том, как проходит этот процесс и как заполняется акт инвентаризации источников выбросов, читайте далее.

Терминология

Стационарным источником выбросов являются любые источники выброса ЗВ, располагаемые на территории проверяемого предприятия. Они условно делятся на два типа:

  • организованные (выброс осуществляется через газоходы и трубы);
  • неорганизованные (выброс поступает в атмосферу в результате нарушения работы оборудования).

Цели

Инвентаризация источников выбросов в атмосферу осуществляется с целью:

  • определения норм выбросов;
  • оценки технологических процессов на предмет их соответствия требованиям;
  • сопоставления величин выбросов требованиям нормативных актов;
  • формирования баз данных источников выделений веществ.

Сам процесс осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По данному закону организации, имеющие источники загрязняющих веществ, обязаны: осуществлять контроль источников выбросов, обеспечивать проведение проверки и участвовать в разработке допустимых норм.

Задачи инвентаризации

  • Классификация источников загрязнений.
  • Определение количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ).
  • Оценка уровня влияния выбросов на природную среду.
  • Определение уровня эффективности очистки.
  • Выявление характеристик используемых предприятием ресурсов.

Инвентаризацию осуществляют все предприятия, работа которых связана с выбросом отходов. Во время проведения проверки следует учесть:

  • основные источники выбросов на производственной площадке;
  • объекты тяготения источников;
  • все загрязняющие вещества;
  • архивные данные предыдущих проверок.

Сроки

Организация, проводящая проверку, должна соблюдать действующие нормы. Если работы проводятся силами собственного подразделения, то оформлять лицензию на их проведение не нужно. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу по новым, модернизированным источникам должна осуществляться раз в два года с даты выхода документации на оборудование. По действующим источникам выбросов 1 раз в:

  • 4 года - для объектов, отнесенных к 1--й категории;
  • 5 года - для объектов, отнесенных ко 2--й и 3-й категориям;
  • 6 лет - для объектов 4-й категории;
  • 10 лет - для объектов 5--й категории.

Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, а также объекты, оснащенные автоматизированной системой контроля, находящиеся на консервации, проверке не подвергаются.

Этапы

Проверка осуществляется в такой последовательности:

  • подготовка;
  • обследование;
  • получение и оформление результатов.

Рассмотрим каждый из этапов детальнее.

Документация

Перед тем как будет проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, организация должна:

  • осуществить наладку системы вентиляции и оформить на нее паспорт;
  • оборудовать места отбора по требованиям нормативных актов;
  • -подготовить справку о методах управления технологическим оборудованием;
  • -подготовить статистику о годовом производстве, количестве всех видов потребляемого сырья и вспомогательных веществ.

К справке прилагаются:

  • данные о химических реакциях;
  • диаграммы техпроцесса;
  • порядок запуска и вывода оборудования;
  • другая документация, необходимая для понимания всех аспектов работы.

Подготовка

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Приказ о проведении инвентаризации: образец

ООО «АВС»

г. Москва 21.12.2016

о проведении инвентаризации

Для осуществления проверки _________________________ назначается комиссия в составе:

Председатель: Ф.И.О. сотрудника Подпись

Члены комиссии: Ф.И.О. сотрудников Подписи

Проверке подлежит ___________________________.

К инвентаризации приступить 20.12.2016 и окончить 25.12.2016 г.

Материалы по инвентаризации сдать в Росприродназор до 28.12.2016 года.

Руководитель Иванов И.И.

Обследование

На этом этапе осуществляют:

  • ГОУ в соответствии с принятыми ГОСТами.
  • Сбор проб выбросов, их анализ на предмет содержания ЗВ. Для этой цели осуществляют минимум шесть контрольных проб в период проведения технологического процесса. При возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на состав выбросов, проводятся дополнительные пробы.
  • Определяют эффективность работы ГОУ путем фиксирования показаний в рабочих журналы.

Организации, которые используют оборудование, находящееся в разных районах города, составляют акт инвентаризации источников выбросов отдельно по каждому объекту. Количество выбросов определяется на основании информации о расходе топлива и времени работы источников ЗВ за предшествующий год.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ предусматривает оценку категории воздействия объектов на воздух. Этот процесс можно осуществить по результатам последней проверки:

  • для объектов, отнесенных к 4 и 5 группам со значением показателя опасности объекта менее 0,1, осуществляются уточненные расчеты ЗВ, устанавливается их количественный и качественный состав;
  • для объектов, отнесенных к 1-3 группам со значением показателя опасности объекта более 0,1, составляются за предшествующий год балансовые схемы энергетических потоков с указанием количества использованного сырья, электроэнергии, топлива, количества изготовленной продукции.

Также в процессе -определяются координаты источников выделения веществ. На объекты наносятся номерные знаки, соответствующие картосхеме производственной площадки. Они присваиваются один раз и не меняются при последующих проверках.

Организованным источникам присваиваются номера 0001-5999, а неорганизованным - 6001-9999. Отдельно отбираются и исследуются источники выделения ЗВ, подсчет которых осуществляется инструментально--расчетными методами, и ГОУ, на которых они образуются. В процессе проверки определяются геометрические параметры выбросов. Калькуляция проводится в условиях регламентной загрузки оборудования с учетом режимов работы и в нормальных условиях эксплуатации.

Оформление результатов

На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.

Обработка результатов включает:

  • -формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
  • систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
  • определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
  • -подготовку новых карт-схем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.

Карт-схемы групп суммации составляются в масштабе 1:25000, производственной площадки - 1:500. При этом на них должны быть такие обозначения:

  • направления сторон света;
  • -заданная система координат;
  • -корпуса и здания, стоянки ТС, дороги;
  • -границы площадки;
  • -номера и -границы источников выбросов;
  • границы жилой и санитарно--защитной зон.

Внесение изменений

В период действия акта разработчики должны корректировать результаты проверки по отдельным источникам ЗВ, если:

  • -произошли изменения технологии производства, качества применяемого топлива;
  • проведена реконструкция и ремонт оборудования;
  • появились дополнительные источники выделения ЗВ;
  • -установлены неучтенные режимы работы;
  • -изменение места нахождения оборудования повлекло за собой увеличение (на 10 % и более) качественных и количественных характеристик;
  • вступили в действие новые акты, регулирующие порядок определения выбросов.

Корректировка результатов осуществляется в течение шести месяцев с момента возникновения указанных обстоятельств.

Ответственность

За нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха виновные лица несут такую ответственность:

  • Сокрытие, искажение, несвоевременное предоставление полной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения, радиационной обстановке, состоянии земель, водных объектов влечет наложение штрафа в размере 500-1000 рублей (на граждан), 1-2 тыс. руб. (на должностных лиц), 10-20 тыс. руб. (на юридических лиц).
  • Незаконный выброс вредных веществ в атмосферу влечет наложение штрафа в размере 2-2.5 тыс. руб. (на граждан), 4-5 тыс. руб. (на ИП), 40-50 тыс. руб. или приостановление работы на 90 суток (на юридических лиц).
  • Нарушение условий осуществления выбросов влечет наложение штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. (на граждан), 3-4 тыс. руб. (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц).

Контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется Госкомгидрометом. К настоящему времени завершено выявление всех источников загрязнения, проведена общесоюзная инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и другие среды. В результате инвентаризации получены характеристики выбросов по основным предприятиям различных отраслей народного хозяйства по республикам, основным экономическим районам и почти по 500 городам Классификация источников выброса положена в основу инвентаризации источников загрязнения, которая проводится в соответствии с РД 39-0147098-014-89 На основании материалов по инвентаризации источников автомобильных выбросов или результатов специально выполненных исследований территориального распределения транспортных потоков по городу и их изменения во времени (см. п. 10.2.2) определяют соотношение выбросов автотранспорта и промышленных источников, а также выделяют основные магистрали и районы с интенсивным движением автотранспорта.

Первым этапом разработки проекта ПДВ является инвентаризация источников выбросов.

В марте 1979 г. утверждена ЦСУ СССР и Госснабом СССР «Инструкция по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу», подготовленная управлением по изучению и контролю загрязнения внешней среды Госкомгидромета ц Отделом статистики природных ресурсов и окружающей среды РФ. Разработана единая форма инвентаризации, каждому вредному веществу присвоен код.

Введение платы за загрязнение окружающей среды значительно продвинуло работы по инвентаризации источников выбросов и сбросов, предприятия серьезно занялись эколого-экономическим обоснованием своей деятельности.

Введение платы за загрязнение окружающей среды стимулировало предприятия провести инвентаризацию источников выбросов (сбросов), обратить внимание на эколого-экономическое обоснование своей деятельности. Введение платы за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую природную среду - первый шаг на пути создания системы экономических инструментов регулирования природопользованием и охраны окружающей среды в России Важнейшим направлением атмосфероохранной деятельности предприятий отрасли является контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА) в целях получения объективной информации о выбросах ЗВ в воздух. Это необходимо при подготовке исходных данных для разработки программы ведомственного мониторинга антропогенных источников выбросов. Для обоснования такой программы используют методический подход, результаты инвентаризации источников выбросов и расчеты ПДВ.

При оценке состояния природных ресурсов используются данные статистической отчетности, обобщенные материалы инвентаризации источников вредных выбросов, данные государственной системы наблюдений и контроля природной среды.

В соответствии с поправками 1990 г. к Закону о чистом воздухе ЭПА потребовало от неблагополучных по смогу городов Чикаго и Сент-Луис инвентаризации источников выбросов летучих органических веществ и внедрения улавливающих устройств для крупных источников (свыше 2225 т в год). Угольные ТЭС получают задания по снижению удельных выбросов Э02 в расчете на единицу вырабатываемой электроэнергии [Развивалась работа по совершенствованию исследования влияния в регионе хозяйственной деятельности. Проведена детальная комплексная инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха, природных вод и их анализ. Разрабатывались модели экосистемы оз. Байкал , модели переноса загрязняющих веществ воздушными и водными потоками в регионе озера . Рассчитанные траектории воздушных масс позволили усреднить концентрации и получить потоки загрязняющих веществ на подстилающую поверхность.

С учетом фоновой концентрации производится оценка уровня загрязнения селитебной зоны. Такая работа выполняется по данным инвентаризации источников вредных веществ с использованием ЗВМ по одной из программ ПРЗА.

Эта информация затрагивает не только воздействие предприятия на окружающую среду: декларируемое (экологические паспорта, тома ПДВ и ПДС, экологическая статистическая отчетность, данные инвентаризации источников воздействия и т.д.) или недекларируемое (ситуационные планы, информация мониторинга, данные экологического контроля, специальные исследования), но и социально-экономические аспекты его экологически значимой деятельности (данные по заболеваемости, экономической ситуации в регионе, проекты планировок инфраструктуры градообразующих предприятий, бухгалтерская отчетность, лицензии и договоры, данные о суммах платежей за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов, документальные акты и обозначенные в них суммы эколого-правовой и эколого-экономической ответственности, отчисления в различные фонды и т.д.).[ ...]

Известно, что в окружающую среду практически любого промышленного населенного пункта интенсивно поступает широкий комплекс токсичных химических элементов с выбросами и стоками промышленного и бытового состава. Своевременная инвентаризация источников загрязнения позволяет не только определить предельно допустимые выбросы, но и наметить эффективные меры по их предупреждению.

В результате применения комплекса природоохранных мероприятий, естественной самоочистки и разбавления площади с загрязнением подземных вод выше ПДК сократились с 1989 г. на 25%, снижается содержание хлоридов в водных объектах /55/. На основе инвентаризации источников выбросов в атмосферу разработаны и утверждены нормативы и оформлены разрешения.

Были проведены исследования по оценке воздействия металлов, содержащихся в выбросах ГПЗ на атмосферный воздух. На базе выполненных анализов (на основе их максимальных значений) по содержанию металлов в сырье, технологических средах и дымовых газах была проведена инвентаризация источников выбросов металлов. По данным инвентаризации по 64 металлам были оценены выбросы в атмосферу и по всем металлам (по 24 металлам), имеющим установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) были проведены оценочные расчеты загрязнения атмосферы. Результаты расчетов показали, что значимые приземные концентрации на уровне более 0,05 ПДК наблюдаются только по следующим металлам: хрому, алюминию, марганцу и селену. Из них только по хрому расчетная приземная концентрация была получена на уровне 0,1 ПДК. По всем остальным металлам приземные расчетные концентрации составили менее 0,05 ПДК.

Примером успешной работы предприятий, направленной на защиту окружающей природной среды, является деятельность отдела охраны природы, созданного в производственном объединении «Нитрон» для координации работы цехов, служб, отделов, санитарной лаборатории. Отдел охраны природы выявляет источники загрязнения, проводит повторную паспортизацию сточных вод и инвентаризацию источников выбросов, составляет материальный баланс по всем видам отходов. В результате его работы количество загрязнений, сбрасываемых в реку, значительно сократилось.

Тем не менее, несмотря на все указанные проблемы, экологические платежи остаются пока самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, улучшению инвентаризации источников загрязнения и мониторинга выбросов. И в этом отношении документация, связанная с расчетом, согласованием и взиманием экологических платежей может представлять интерес для аудита.

Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на «природопользование», паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отчетности инвентаризации источников загрязнения и нормативно-технические документы.

Деятельность природоохранных служб в таких областях, как идентификация экологических опасностей, разработка программ природоохранных мероприятий, осуществление производственного экологического мониторинга, экологическое обучение персонала, в наиболее полной степени отвечает требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Как несоответствие требованиям стандарта должны расцениваться несвоевременное проведение инвентаризации источников загрязнения, невыполнение запланированных природоохранных мероприятий и другие факты такого рода, имеющие место на некоторых предприятиях.

Для проектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующего проекта. Экологический паспорт составляется на основе согласованных основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и др. нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы Администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2-х экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охране природы с грифом «для служебного пользования».

При мониторинге атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны размещение постов наблюдения, их количество, категория (стационарный, маршрутный, передвижной, подфакельный) и периодичность контроля выбирается в соответствии с требованиями нормативных документов и планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ в зависимости от климатических условий местности, характера, интенсивности, условий функционирования и срока эксплуатации объекта. Перечень контролируемых веществ выбирается на основании инвентаризации источников выбросов предприятия или материалов технико-экономического обоснования хозяйственной деятельности, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.[ ...]

Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду -- документированное описание (в т. ч., на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам.

Атмосферный воздух города Ижевска по сравнению с воздухом большинства городов, близких по численности населения, характеризуется относительно невысоким уровнем загрязнения; для сравнения: индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в несколько раз ниже, чем в Кемерово, Новокузнецке и др. Предприятиями города и автотранспортом в атмосферный воздух выбрасывается более 250 загрязняющих веществ. Высокое загрязнение атмосферы взвешенными веществами наблюдается при штилевой погоде в бесснежное время года за счет грунтовой пыли. Проведенная Государственным комитетом экологии инвентаризация источников загрязнения выявила 5,5 тыс. стационарных источников загрязнения атмосферы, принадлежащих 194 промышленным предприятиям. Основной вклад в объем выбросов от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетической отрасли (около 60 %), химической и нефтехимической промышленности (около 12 %), жилищно-коммунального хозяйства и деревообрабатывающей промышленности (около 4 % каждый).С точки зрения многопланового влияния на здоровье человека, присутствие в воде ПХДД/Ф недопустимо, так как из-за высокой токсичности, биологической активности и устойчивости в объектах окружающей среды они отнесены к группе гормоноподобных суперэкотоксикантов.

В настоящее время установлено, что одним из основных источников загрязнения природных объектов ПХДД/Ф являются сточные воды предприятий хлорорганического синтеза. Однако при инвентаризации источников эмиссии ПХДД/Ф преимущественное внимание уделяется газовоздушным выбросам, так как считается, что основными источниками диоксинов являются термические процессы. Между тем исследования показывают, что до 90% эмиссии диоксинов от производств хлорорганического синтеза, включая печи сжигания токсичных отходов, происходит со сточными водами, которые поступают на биологические очистные сооружения (БОС) и далее в природные водоемы. Таким образом, система БОС является практически единственным барьером между источником загрязнения и окружающей средой. Однако в настоящее время проблема распределения диоксинов в системе БОС остается практически не изученной. ЮНЕП осуществляет координацию мониторинга в Средиземном море, проводимого 16 странами.

Программа этих работ охватывает мониторинг нефти и нефтяных углеводородов в морской воде, тяжелых металлов (особенно ртути и кадмия), ДДТ, ПХБ и других хлорсодержащих углеводородов в морских организмах; изучение эффектов воздействия загрязняющих веществ на морские организмы и экосистемы, изучение прибрежного переноса загрязняющих веществ и контроль за прибрежными водами. В работах принимают участие средиземноморские страны. Сюда же относится исследование загрязнений моря от континентальных источников, целью которого является представление государствам, расположенным по берегам Средиземного моря, информации «относительно типа и количества поступления загрязнений от наземных источников и рек, о характеристиках сброса и о практике контроля загрязнений воды. В первой фазе была осуществлена инвентаризация источников загрязнения, сейчас осуществляется сбор фактических данных по сбросам, после чего будет осуществлена оценка всей собранной информации.

В. Старков, инженер-эколог ФГУ «РГИА» (г. Санкт-Петербург)

Виды инвентаризации на предприятии

1. Инвентаризация источников образования отходов производства и потребления

В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" необходимо ежегодно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления.

Мне довелось провести инвентаризацию отходов, причем с "нуля", потому как в экологической документации предприятия было написано одно, а по факту - другое. В тот момент я готовил документ Производственный экологический контроль и столкнулся с тем, что в Проекте нормативов образования отходов совершенно не грамотно были расписаны подразделения предприятия, где эти отходы образуются.

В проекте НООЛР нашей компании были обозначены 20 наименований отходов с указанием их местоположения. При этом на самом деле этих мест не было. Мне пришлось пройтись с главным инженером по производству в поисках мест временного накопления отходов.

Искали долго, в итоге нашли только три реальных места накопления отходов: с ртутными лампами, маслами и бытовыми отходами. Все они находились отдельно друг от друга (что, кстати, правильно). Где базировались оставшиеся 17 видов отходов - было неизвестно.

Незадолго до этого я посетил экологический форум, на котором представители одной организации, которая предлагала свои услуги в сфере экологии, провели с посетителями небольшой тренинг - рассказали, как нужно обращаться с отходами на производственных площадках, раздав в помощь плакаты и брошюры. Я изучил буклет и организовал новые места для временного накопления отходов, провел инструктаж с работниками о том, куда какие отходы складировать. Неделю спустя на нашем предприятии всё наладилось: отходы стали складироваться в места временного накопления.

К примеру, чтобы избежать засорения предприятия, были закуплены и установлены урны объемом 10 литров перед каждым цехом. Для крупногабаритных строительных отходов (как раз ремонтировалась одна производственная площадка) во дворе мы оборудовали место, куда было удобно подъехать погрузочной машине, и постелили деревянные поддоны.

Имеющуюся площадку для временного накопления бытовых отходов и смёта с территории мы несколько преобразовали: на контейнерах краской указали виды отходов, номера контейнеров, название нашего предприятия, номер контейнерной площадки.

Отработанные аккумуляторы переставили на деревянные поддоны и накрыли полиэтиленовой пленкой.

После проделанных преобразований можно было спокойно отслеживать образование отходов и их количество.

Итак, инвентаризация отходов на предприятии проводится для выявления отходов и их количества; понимания более точного процесса образования отходов, их полного списка, движения и обращения на предприятии, а также наличия мест их размещения.

После проведения инвентаризации готовится документ "Отчет по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления", куда вносятся собранные данные по отходам, т.е. - что за отходы (наименование по ФККО); в каких количествах образуются, где размещены, процесс образования каждого отхода.





Страницы из отчета по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления

Сроки действия отчета по отходам не ограничены, они изменяются только в том случае, если в производственном процессе произойдут изменения, т.е. - если образуются новые отходы и т.д.
Отчет по инвентаризации отходов пригодится для составления годовой статистической отчетности 2-ТП-отходы, разработки проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР), составления отчета по отходам для малого и среднего бизнеса, сдачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, технического отчета о неизменности производственного процесса.

2. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Согласно Приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов.

Стоит помнить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на своем производстве имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Более подробную информацию можно найти в ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха» Статья 22. "Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".

Когда я работал менеджером-экологом в проектной организации, моему первому клиенту нужен был Проект допустимых выбросов . До разработки проекта мы договорились провести инвентаризацию источников выбросов с последующим предоставлением отчета клиенту. Я и наш штатный инженер-эколог приехали к заказчику, встретились с главным инженером, который провел экскурсию по производственному помещению. Эколог насчитал 8 источников выбросов на предприятии. Из них два организованных (труба котельной и оконный проем в производственном корпусе) и шесть неорганизованных источников выбросов. К ним относились: автостоянка, внутренний проезд, проем ворот гаража по ремонту автотранспорта, проем ворот гаража по окраске автотранспорта, проем ворот ремонтных боксов, погрузо-разгрузочная площадка.

В отчете об инвентаризации была изложена информация о выявленных стационарных источниках выбросов, предложены способы определения качественного и количественного состава выбросов:

Труба котельной (расчетным методом с применением программного обеспечения "Котельные (версия 3.4)" фирмы "Интеграл")

  • Оконный проем производственного корпуса (инструментальный метод с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории)
  • Автостоянка
  • Внутренний проезд (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот гаража по ремонту автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот гаража по окраске автотранспорта (расчетным методом с применением программного обеспечения "Лакокраска" фирмы "Интеграл")
  • Проем ворот ремонтных боксов (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")
  • Погрузо-разгрузочная площадка (расчетным методом с применением программного обеспечения "АТП-Эколог" фирмы "Интеграл")

  • Отчет о проведении инвентаризации источников выбросов в атмосферу эколог подготовил в соответствии с требовании "Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", "Временных рекомендаций по вопросам воздухоохранной деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" и "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".

    Есть еще и передвижные источники выбросов. Это - транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ.





    Страницы из отчета о проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ


    В какой момент следует проводить инвентаризацию источников выбросов? В статье 22 сообщается, что "инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов". Значит, в течение двух лет, как на предприятии появился новый стационарный источник выбросов, и он введен в эксплуатацию, необходимо провести инвентаризацию. Следующую инвентаризацию, скорее всего, придется проводить в случае изменения технологического процесса, замены оборудования или используемого сырья. А также, если обнаружены несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации; или же если проведение этого мероприятия определено правилами эксплуатации газоочистных установок.

    Проведение инвентаризации и подготовка отчета - это первая ступень, которая в позволит полноценно разработать такие документы, как проект нормативов допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетность по форме 2-ТП.

    3. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ

    В связи с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», необходимо проводить инвентаризацию источников сбросов на всех предприятиях, которые осуществляют сбросы в водные объекты РФ.

    Существуют еще сбросы в водные объекты. Прошу не путать сбросы и выбросы, т.к. во многих источниках СМИ эти понятия обобщают. Тут все донельзя просто: выбросы - в атмосферу, сбросы - в воду.

    Инвентаризация проводится для учета поступления загрязняющих веществ в водные объекты. Существует много видов сбросов, это - очищенные и неочищенные производственные и хозяйственно-бытовые стоки, ливневые стоки (ливневка). Инвентаризация источников сбросов проводится один раз в пять лет. Для этого необходимо поднять экологическую документацию на предприятии и посмотреть, где именно находятся трубы из которых, соответственно, осуществляются сбросы.

    С помощью инструментальных и расчетных методов анализа необходимо определить качественные характеристики стоков. Далее делается "отчет по инвентаризации сбросов вредных веществ на предприятии". Делает его инженер по охране окружающей среды (эколог на предприятии) или инженер-эколог из привлеченной проектной организации.

    В отчете должна быть указана следующая информация:

    1. Источники загрязнения на карте-схеме предприятия, наименования водных объектов, куда осуществляются сбросы;
    2. Наличие очистных сооружений;
    3. Каким способом осуществляется отведение хозяйственно-бытовых, ливневых и промышленных стоков с территории предприятия;
    4. Название источника загрязнения, режим работы, технологические характеристики, качественный и количественный состав сточных вод;
    5. Наличие водоохранных ограничений, способы уменьшения загрязнения в районе расположения исследуемых объектов.
    С помощью результатов инвентаризации можно подготовить статистическую отчетность 2-ТП (водхоз), разработать план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, провести мониторинг сточных вод, более того, данные отчета являются исходной информацией для установления НДС (нормативов допустимых сбросов) загрязняющих веществ.

    Декабрь 2015

    Остались вопросы по статье?

    Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

    Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из следующих этапов:

    • Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу ПДВ предприятия;
    • Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
    • Установление источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
    • Оценка экологичности используемых технологий;
    • Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия.

    Инвентаризация является основным этапом перед разработкой тома ПДВ:

    1 этап. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбор исходных данных и документов. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия

    Далее идет 2 этап . Проведение расчетов и оформление результатов работы в соответствии с инвентаризацией и «Рекомендациями по содержанию и оформлению проектов для предприятий». Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия). К основным разделам относятся следующие:
    . общие сведения о предприятии;
    . характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы;
    . проведение инвентаризации выбросов инструментальными методами;
    . выполнение расчетов выбросов ЗВ;
    . проведение расчетов рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе;
    . предложения мероприятий по снижению выбросов и нормативов ПДВ;
    . мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
    . контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

    Третий этап в работе с проектом ПДВ очень зависит от правильно проведенной инвентаризации ИЗА представляет собой с огласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ, которое осуществляется в следующих инстанциях:
    . ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту;
    . Территориальное управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации санитарным нормам и правилам;
    . Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

    Исходные данные для проведения инвентаризации ИЗА:

    • Договор аренды земли.
    • Ситуационный план района расположения предприятия, с указанием на нем границы предприятия, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и др. в радиусе не менее 500 метров от границы предприятия, М 1:2000, заверенный печатью Архитектурного управления с указанием даты выдачи. Дата выдачи должна быть не ранее шести месяцев до даты заключения настоящего договора и оплаты авансового платежа по настоящему договору.
    • Договор на водоснабжение.
    • Договор на водоотведение.
    • Сведения о теплоснабжении предприятия. При централизированном теплоснабжении дополнительно представить копию договора на энергоснабжение; при наличии собственной котельной дополнительно представлять договор на поставку газа, режимные карты котлов, справку о расходе газа за год по каждому котлу отдельно.
    • Карта-схема предприятия с экспликацией зданий и сооружений, М 1:500 - 1:1000.
    • Предыдущий проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при повторной разработке проекта).
    • Заключение Управления Ростехнадзора по проекту ПДВ (при повторной разработке проекта).
    • Оригинал Справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия. Справка (Таблицы мероприятий) о режиме работы предприятия в период неблагоприятных метеорологических условия (НМУ).
    • Справка о расходе сырья и материалов, используемых в технологических процессах, заверенная руководством предприятия.
    • Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС).
    • Справка о перспективе развития предприятия на 5 лет.
    • Справка об отсутствии залповых и аварийных выбросов.
    • Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.
    • Сведения о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного технологического оборудования, заверенные руководством предприятия.
    • При наличии ТО и ТР - справка о количестве ТО и ТР по каждому типу автотранспорта.
    • Акт обследования предприятия инспектором (при наличии).
    • Аттестат или свидетельство о прохождении подготовки по вопросам охраны окружающей среды.
    • Паспорта очистных сооружений (при наличии сооружений)
    • Паспорта ПГУ (при наличии) или сведения об эффективности очистки ПГУ, заверенные руководством предприятия.
    • Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).
    • Паспорта безопасности ЛКМ (при использовании ЛКМ).
    • Паспорт котельного оборудования.
    • Прочие паспорта установленного оборудования.

    Нормативные документы:

    Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

    Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

    Предельно допустимые концентрации (ПДК) неорганических химических веществ в почве и допустимые уровни их содержания по показателям вредности.