Опасная езда штраф. Опасное вождение в правилах дорожного движения

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про штраф за опасное вождение, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В настоящее время штраф за опасное вождение не предусмотрен и наложен быть не может. Однако существует законопроект, который и будет рассмотрен ниже.

Введение штрафа за опасное вождение

08.12.2016 Законопроект № 37057-7 рассмотрен Советом Государственной Думы.

Штраф за опасное вождение

Новый штраф за опасное вождение будет регламентироваться статьей 12.38 КоАП:

Статья 12.38. Опасное вождение

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Итак, размер штрафа за опасное вождение - 5 000 рублей . Накладываться данный штраф будет сотрудниками полиции. Дополнительное наказание в виде не предусматривается.

Что касается наложения указанного штрафа на практике, то у водителей есть много вопросов по данному поводу. Очевидно, что перед тем, как наложить штраф, сотрудник ГИБДД должен стать свидетелем опасного вождения. Однако опасное вождение представляет собой несколько нарушений совершенных друг за другом. Возникает вопрос: "Почему сотрудник ГИБДД не остановил водителя сразу же после первого нарушения правил?". Ведь за каждое отдельное нарушение предусмотрен штраф меньшего размера.

Тем не менее на практике бывают ситуации, в которых штраф за опасное вождение придется к месту. Например, если водитель пытается скрыться от погони полиции и при этом многократно нарушает требования правил. При этом сотрудники ГИБДД не могут остановить водителя для оформления каждого из нарушений по отдельности.

В завершение хочу привести один интересный факт. В настоящее время глава 12 КоАП содержит статьи с номерами до 12.37. Поэтому уже несколько законопроектов, находящихся в Государственной Думе, предлагают дополнить данную главу новой статьей 12.38. При этом относятся они к совершенно разным нарушениям. Например, также имеет номер 12.38. На практике вакантный номер займет тот законопроект, который будет принят и опубликован первым.

Удачи на дорогах!

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД . И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается "закон об опасном вождении ", как избежать наказания за него в 2019 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для , а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону .

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин "опасное вождение":

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

2.7. Водителю запрещается:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2019 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или "учительствование", когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников ,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • "виляние" из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости , равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 08 Июля 2019 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Статья 12.38. Опасное вождение

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей . Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку , конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. .

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2019 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

  • каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
  • такие манёвры должны создать угрозу ДТП.

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
  2. останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. далее инспектор вас... отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
  4. экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
  5. начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
  6. если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо , если вы не явились на разбор.

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

  • Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
  • Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
  • Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2019 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
  • Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, "сколько мерить в метрах?", равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
  • И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП , тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.

Должен ли сотрудник ГИБДД доказать опасное вождение?

Этот вопрос по части других нарушений, таких как непропуск пешехода , вызывает много полемики в судебной практике 2019 года:

  • с одной стороны, устоявшаяся практика судов, когда на основе только протокола выносят штрафы и лишения прав, точнее, выносят на основании того, что словам сотрудника ДПС нет оснований не доверять, ведь тот принимал присягу... а обычный водитель не принимал; значит, водитель может врать, а инспектор нет,
  • с другой, Верховный суд РФ не так давно издал решение , где пояснил, что одного только протокола недостаточно, чтобы признавать вину водителей, должны быть иные доказательства, иначе презумпция невиновности перестаёт работать должным образом.

Как это будет работать с опасным вождением, можно прогнозировать по тому, как это работает сейчас с штрафами за другие нарушения, где также законом не установлена обязательность доказательств специальными средствами (как опьянение алкотестером и скорость радаром). А работает это пока в пользу должностных лиц – судьи, несмотря на наличие пояснений Верховного суда, чаще принимают решения в пользу инспекторов.

Следить за ситуацией на дороге для водителя не менее важно, чем за знаками и разметкой. Статистика свидетельствует о том, что многое зависит от скорости движущихся транспортных средств на одном и том же участке пути, от плотности и характера их движения. Невнимательность к таким аспектам нередко приводит к нарушениям, классифицируемым как опасная езда. А следствием могут стать ДТП, влекущие за собой гибель людей и порчу дорогостоящего имущества.

Понятие опасной езды было введено в обиход с июня 2016 года. В ПДД (п. 2.7) появился новый термин – опасное вождение. Он подразумевает неоднократное осуществление лицом, ведущим транспортное средство, деяний, могущих повлечь за собой риск ранения и/или гибели людей, а также нанесения материального ущерба частным лицам, имуществу государственных и иных организаций. При этом ситуация усугубляется, если таких опасных деяний – нарушений – водителем совершено несколько и они следуют друг за другом.

Приведенная выше формулировка – это общее определение опасной езды. Но имеется конкретный перечень нарушений, подпадающих под категорию опасного вождения. В Правилах (дорожного движения) они оговорены в разных пунктах, поэтому новый термин можно считать объединяющим для целого ряда нормативных положений.

Какие нарушения относятся к опасному вождению

Имеется 5 основных направлений нарушений, заставляющих считать движение транспорта опасным.

  1. Игнорирование водителем призыва уступить дорогу другому ТС, имеющему преимущество, при перестроении. Это нарушение отражено в п. 8.8 ПДД.
  2. Процесс перестроения, когда имеет место интенсивное движение на дороге (п. 9.4).
  3. Умышленное препятствие обгону (п. 11.3).
  4. Резкое торможение. Исключение – случаи, когда оно было выполнено водителем во избежание ДТП. Нарушение сформулировано в п. 10.5 ПДД.
  5. Несоблюдение дистанции с находящимся впереди транспортным средством и нарушение бокового интервала с транспортом, движущимся справа и слева (п. 9.10).

Опасное вождение иначе называется агрессивным. Кроме перечисленных выше нарушений, агрессивная езда подразумевает движение транспорта по тротуару, «шашки» (частые перестроения водителем из ряда в ряд при высокой плотности транспорта на дороге), ненормативные жесты или окрики в адрес других водителей. Список этот является открытым, поскольку нюансы нарушений зачастую зависят исключительно от фантазии и степени безответственности водителя.

При каких условиях вождение является экстремальным

Первое условие – совершение водителем двух и более нарушений, следующих одно за другим. При этом ПДД классифицируют езду как опасную, если нарушены разные пункты Правил или когда имеет место одно и то же многократно осуществленное нарушение. Но поскольку понятие «одно за другим» не конкретизировано, то отнесение нарушений к категории опасных производится на усмотрение сотрудников ГИБДД. Практика свидетельствует, что езда может быть признана опасной и в ситуациях, когда интервалы между двумя нарушениями значительны.

Второе условие – наличие угрозы для здоровья/жизни человека/людей и/или сохранности чьего-либо имущества. Нужно отметить, что оно звучит однозначно исключительно в том случае, когда представляется возможным зафиксировать, что опасность имела место. Факт реализации такой угрозы определенно фиксируется при ДТП, но если столкновения авто с другими транспортными средствами или иными объектами не произошло, то установить ее зачастую оказывается весьма затруднительно.

Особым случаем является . Факт фиксации алкогольного опьянения водителя ТС, осуществляющего экстремальное вождение, может предусматривать не только административную ответственность (штраф), но и уголовную. Выбор того или иного наказания водителю за такое нарушение зависит от конкретных обстоятельств. Таковыми могут выступать:

  • отказ водителя от прохождения освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. Эта ситуация усугубляется, если выяснилось, что у него отсутствуют водительские права;
  • передача водителем управления ТС человеку, находящемуся в нетрезвом виде;
  • гибель человека из-за действий водителя, находящегося в состоянии опьянения, и т. п.

Другие особые случаи нарушений – и повторная фиксация факта вождения в нетрезвом виде либо под воздействием наркотиков. Наказание водителю за такие нарушения предусмотрено административное и уголовное. Административные меры за нарушение – штраф, арест, лишение прав на управление ТС; уголовное наказание – принудительные работы, тюремное заключение.

Как фиксируются нарушения

Этот процесс нередко вызывает вопросы со стороны водителей, поскольку имеет относительно вольную трактовку сотрудниками ГИБДД. Первый этап процедуры фиксации нарушений заключается в составлении протокола на месте их выявления. Далее полицейский (если у него есть основания подозревать, что водитель нетрезв или находится под действием наркотиков) имеет право отправить «нарушителя» на прохождение освидетельствования. Уклоняться от него нежелательно, поскольку отказ приравнивается к признанию вины.

Зачастую на дороге можно столкнуться с агрессивным, нетерпеливым водителем, который сигналит без надобности, выкрикивает бранные слова и даже угрозы. Особенно такие моменты влияют на новичков, только закончивших автошколу: они попросту не знают, как реагировать на таких индивидуумов, вследствие чего случаются нелепые ДТП. Агрессивное вождение – это тема, которая была актуальна в России всегда, но в основном ее обсуждали именно владельцы авто, страдающие от неприятных личностей на дорогах.

Агрессивное вождение – это не только превышение скорости

В 2016 году ситуация кардинально изменилась, ведь был введен новый закон, поднимающий данную проблему на новый уровень. Теперь люди не смогут безнаказанно буянить на дорогах, а значит, им придется сдерживать свои эмоции хотя бы для того, чтобы не выплачивать штраф. С деталями нового закона стоит ознакомиться всем автолюбителям, ведь он распространяется на многие ситуации.

Что значит агрессивное вождение, определение

Для начала стоит разобраться в терминологии. Агрессивное вождение – это когда водитель создает какую-либо опасность, или же просто мешает общему движению на дороге. Любая конфликтная ситуация среди автолюбителей может застопорить езду или же создать ДТП, так что закон имеет множество важных пометок. Если водитель не хочет, чтобы его обвинили в агрессивном вождении, то он не должен совершать следующие действия:

  • превышать скорость, допустимую на определенном участке;
  • резко тормозить;
  • проезжать на стоп-сигнал светофора;
  • резко трогаться с места (например, с характерным визгом шин);
  • использовать по отношению к другим участникам движения ненормативную лексику, выкрики, угрозы;
  • сигналить без особых на то причин (по правилам ПДД водитель может подавать сигналы для того, чтобы предотвратить аварию);
  • нарушать дистанцию с другими автомобилями;
  • включать дальний свет там, где это запрещено соответствующим знаком;
  • ездить по дорожкам для пешеходов и тротуарам;
  • часто перестраиваться;
  • обгонять справа или же препятствовать допустимому обгону.

Перечень недопустимых маневров в скором времени может стать больше, но так как закон был принят не так давно, сейчас в него входят только вышеприведенные пункты. В принципе, даже этого достаточно, чтобы урегулировать ситуацию на дорогах.

Важно! За превышение скорости предусмотрено такое наказание, как лишение прав на полгода или 4 месяца, в зависимости от конкретной ситуации. Многие пункты списка прописаны в ПДД отдельно, но они специально были объединены в новом законе.

Обычно наказание следует из-за несколько мелких нарушений одновременно, что, в принципе, понятно: за одно бранное слово человеку штраф не выпишут, по крайней мере, на данный момент.

Также необходимо отметить, что закон очень долгое время находился в разработке. О том, что он будет принят, знал практически каждый автовладелец начиная с 2012 года, но были некоторые нюансы, которые обсуждались все это время на уровне Министерства внутренних дел.

Какое наказание, и каким законом оно предусмотрено?

Термин “опасное вождение” внесли в пункт 2.7 ПДД. Этому закону посвятили целый абзац, в котором описывается, какие именно действия на дороге считаются агрессивными. Кроме того, как уже было сказано выше, наказание предусматривается только в случае нескольких мелких нарушений, идущих одно за другим, или же одного серьезного.

Человек, ставший жертвой агрессивного вождения, теперь может смело обратиться к представителям закона. Конечно, тоже самое было возможно и год, и два назад, но тогда существовало множество “подводных камней”, за счет которых нарушитель мог, грубо говоря, отмазаться. Теперь, если водитель ведет себя неподобающим образом, он обязан будет понести соответствующее наказание.

Важно! В рамках этого закона штраф за агрессивное вождение 2016 составит 5 000 рублей. Изначально речь велась о 500, но эту сумму признали слишком маленькой за подобные нарушения. Тем более, за несколько лет ситуация на дорогах резко изменилась в худшую сторону. Теперь ДТП из-за агрессивных водителей случаются сплошь и рядом.

Со временем в этот закон будут вноситься некоторые поправки, но сумма штрафа вряд ли изменится, так как большинство автолюбителей всецело поддерживают идею внушительного финансового наказания. Доказать же наличие опасного вождения среди общего движения на дороге можно будет с помощью видео (снятого на регистратор или телефон), или же простых показаний. Самое главное: вовремя позвонить служителям закона, а также запомнить номер машины бунтаря.

Вступление закона в силу и прочие важные особенности

Закон об опасном вождении вступил в силу 8 июня 2016 года. При этом сумма штрафа за его нарушение была известна уже на следующие сутки. Стоит отметить, что вопрос о принятии данного закона обсуждался очень долгое время. Сам термин об агрессивном вождении казался весьма расплывчатым, и внести в него конкретные маневры было сложно.

Но, на сегодняшний момент, каждый пункт из приведенных выше официально утвержден. Так что нервные водители могут смело рассчитывать на похудение кошелька, если не будут контролировать свои эмоции во время езды.

Также закон входит план Госавтоинспекции, направленный на уменьшение аварий на дорогах Российской Федерации. Такое же правило для автовладельцев есть уже во многих странах мира, например, в Германии, и там оно отлично действует.

Сам план от Госавтоинспекции был принят 4 августа 2015 года и его, пожалуй, можно назвать одним из самых эффективных за последнее время.

В законодательстве также должны произойти изменения, а точнее развитие пункта 1.5 ПДД. Он обязывает автовладельцев соблюдать спокойствие на дорогах и ни в коем случае не создавать ситуаций, которые стопорят движение или вызывают конфликт с какими-либо его участниками.

Сейчас закон является “сырым”, так как некоторые детали все же требуют доработки. К примеру, не совсем понятно, какие именно мелкие правила должен нарушить автовладелец, чтобы понести наказание. Если судить по официальной расшифровке данного термина, то можно предположить, что штраф за агрессивное вождение предусматривается за создание конфликтной ситуации во время движения. То есть, если водитель провоцирует одного или нескольких участников движения, задерживает поток машин, невпопад сигналит, то в этих случаях можно смело считать его за нарушителя.

В целом, любые агрессивные, хаотичные и непредсказуемые действия автомобилиста являются агрессивными. Естественно, таких водителей будут останавливать уже на дорогах и выписывать им штраф.

Важно! Для наглядного примера правительство РФ приказало создать общедоступный сайт, на котором будут размещены видео примеры опасного вождения. Таких роликов в интернете целая туча, и судя по ним, агрессивное поведение на дороге в 50% случаев приводит к серьезным ДТП.

Видео о том, что такое “закон об агрессивном вождении”

Итог

Закон об опасном вождении совершенно меняет представление о безопасности на дорогах РФ. Как только агрессивные водители столкнутся с ним, то ситуация начнет кардинально улучшаться. Уже сейчас многие водители отмечают явное уменьшение личностей-провокаторов, что является лучшим показателем.

Кажется, лед тронулся. Продолжающаяся уже третий год дискуссия о введении наказания за агрессивное (или опасное) вождение вышла на новый уровень. Документы приобрели статус законопроекта и обсуждаются уже не только в Правительстве РФ, но и в Госдуме. Некоторые эксперты даже предполагают, что соответствующий закон может быть принят уже в текущем году.

Инициаторы установления солидных штрафов за опасное управление автомобилем предлагают взять за основу нормативные акты других стран, где уже давно наказывают за агрессивный стиль езды. В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небрежное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» – уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге.

У нас ничего подобного пока нет, более того, пока даже нет единого подхода к введению соответствующих терминов. Скептики, как обычно, опасаются злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов и предупреждают, что отсутствие четких критериев понятия «опасное вождение» приведет к субъективным подходам как инспекторов дорожной полиции, так и судей.

Напомним, что еще в 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении штрафа за агрессивный стиль езды в размере от 2 500 до 5 000 рублей. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение.

Тогда вопрос был спущен на тормозах, но недавно вице-премьер Игорь Шувалов в ходе совещания правительства, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, сказал: «Нужно на законном уровне решить, что является опасным вождением; в настоящий момент у нас в законе не было такого понятия, в то время как во многих странах наказывают вплоть до уголовной ответственности, когда специально создается опасная ситуация на дороге. На наших дорогах такое случается очень часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».

Хотя, как мы уже отмечали, в настоящее время нет однозначной дефиниции понятия «агрессивное вождение». Основными признаками опасного движения, как правило, считают:

  • превышение максимально разрешенной скорости движения;
  • резкое трогание с места (с заметной пробуксовкой);
  • резкое торможение;
  • подача звуковых сигналов другим участникам движения (сейчас это допускается только для предотвращения ДТП);
  • несоблюдение дистанции и интервалов движения;
  • частые перестроения;
  • обгон справа;
  • препятствие обгону;
  • движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
  • езда по тротуарам;
  • проезд на красный свет;
  • ненормативные выкрики и жесты.

Этот список не является закрытым. И фактически агрессивным можно считать стиль вождения, угрожающий безопасности других участников дорожного движения. В ГИБДД, например, предлагают штрафовать водителей, которые устраивают на дорогах гонки с постоянным перестроением, активно подают звуковые сигналы, требуя уступить им дорогу, резко ускоряются и тормозят, подрезая другие машины, сокращают до минимума дистанцию с впереди идущим автомобилем.


Впрочем, многие из перечисленных выше деяний так или иначе упоминаются в ПДД, и за них в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены определенные санкции. Но не всегда достаточные.

Так, резкое торможение хоть и запрещается, но на практике за это не наказывают. Вина в случае ДТП ложится на едущего сзади водителя за несоблюдение дистанции. Про резкий разгон в ПДД вообще не говорится.

Тогда как в США за постоянное перестроение из ряда в ряд или несоблюдение дистанции между впереди идущим автомобилем водитель может быть арестован.

Подача звукового сигнала разрешается только для предотвращения ДТП (а вне населенного пункта также для предупреждения об обгоне). Но на дорогах сплошь и рядом водители жмут на клаксон, будучи уверенными, что им ничего за это не будет.

Частые перестроения уже давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Но на практике любители слалома на дорогах почти никогда не штрафуются, если, конечно, их маневры не стали причиной ДТП.

Наказание «за демонстрацию своих эмоций» сейчас предусмотрено статьей 12.20 КоАП. За это полагается предупреждение или штраф в размере 100 рублей. И лишь за нецензурную брань в общественных местах (хотя некоторые сомневаются, что дорога является таковым) предусмотрен штраф для граждан от 1 до 3 тысяч рублей, а за «прилюдное оскорбление» – от 3 до 5 тысяч.

В Германии за такие действия могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на 3 месяца. А за хулиганство на дороге полагается штраф в размере 600 евро.


Штраф за езду по тротуарам предусмотрен частью второй статьи 12.15 КоАП – 2 000 рублей. Но штрафовать за это стали лишь в последние годы, и далеко не повсеместно. За рубежом, кстати, такие нарушения крайне редки.

А вообще в качестве наказания за агрессивное вождение законами разных государств предусмотрены лишение водительской лицензии, пересдача экзамена по управлению автомобилем, прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения, денежные штрафы, а порой и тюремное заключение.

Многие из перечисленных нарушений довольно трудно доказать, и отдавать квалификацию на откуп инспекторам ДПС крайне нежелательно, поэтому фиксировать опасные маневры предлагается лишь с помощью дорожных камер и видеорегистраторов. Возможно, это хорошее предложение, так как иначе агрессивными вначале можно назвать большинство водителей, а вскоре многие из них станут считаться злостными нарушителями ПДД.

И все-таки самый актуальный вопрос – это формулировки, которые будут взяты за основу определения опасного вождения. В 2000 году на конференции, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Совсем недавно участникам круглого стола на тему «Опасное вождение: суть явления и методы его предупреждения» было предложено новое определение. «Опасное вождение – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». Но и эта формулировка, которой правительство хотело бы дополнить третий абзац пункта 1.2 ПДД, вызвала шквал критики.


Сейчас существует несколько альтернативных проектов такой дефиниции, но ни одна из них пока не может считаться удачной и быть принята за основу. Более того, пока даже нет уверенности в том, что в наших условиях имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не проще ли просто уточнить санкции за разные деяния, увеличивающие риск ДТП?