Один день из жизни ярославских сотрудников мчс. «Главное – это жизни людей»

Должны ли пожарные снимать кошек с деревьев? В каких случаях они помогают вскрывать двери? Приедут ли спасатели на вызов об обнаруженной в квартире змее? Хватает ли длины автолестниц, чтобы дотянуться до верхних этажей самых высоких зданий? Могу ли пожарные передвигать мешающие им машины?..
Пару недель назад вместе с коллегами из других изданий пообщался с начальником зеленоградского управления МЧС Евгением Алаевым. Прямо скажем, некоторые темы обсуждались на встрече с ним не в первый раз, но с другой стороны, получилась неплохая подборка часто задаваемых вопросов по работе сотрудников МЧС, которую я и решил опубликовать в формате интервью. Думаю, это будет интересно не только жителям Зеленограда, так как многие темы не имеют географической привзяки.

«ЖИЛИЩНИКИ» ОБЛЕГЧИЛИ РАБОТУ ПОЖАРНЫМ

— Начнем со статистики за прошлый год. В 2017 году произошел 101 пожар, на котором, к сожалению, погибло два человека и пострадали 13 человек. Пожары принесли материальный ущерб на сумму более 12 млн рублей. Но по сравнению с 2016 годом произошло снижение количества пожаров на семь случаев. Количество погибших осталось на том же уровне, пострадавших — сократилось на одного человека. Все погибшие были в конце года, оба пожара случились в жилом секторе, в квартирах. В обоих случаях причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем, в одном из них — при курении.

— А что чаще всего служит причиной пожаров в Зеленограде?
— Вообще, неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении и в состоянии алкогольного опьянения, — одна из самых частых причин возникновения пожаров в Зеленограде. В прошлом году было 35 таких случаев. При этом пожаров из-за технической неисправности электросети случилось 39, из-за технической неисправности транспортных средств — 11, из-за поджогов — 6.

— На какие еще цифры обратите внимание?
— Значительно снизилось количество загораний. Если при пожарах причиняется материальный ущерб, то загорания — это случаи, в которых ущерб не причинен, — например, горение мусора, травы или торфа. В 2016 году у нас было 386 загораний, в 2017-м стало 204. Это сокращение на 47%. Мы связываем этот результат прежде всего с тем, что «Жилищники» и управы районов наладили работу по вывозу мусора и очистке мусорокамер от его остатков. И, конечно, с профилактическими мероприятиями — встречами с населением, встречами с детьми. Мы сейчас организуем экскурсии в пожарные части, проводим конкурсы, в виде игры преподносим, объясняем детям, как надо вести себя в определенной ситуации. И делаем упор на то, чтобы они потом занимались с родителями. Дети иногда подробнее любого взрослого объяснят, что нужно делать.
К сожалению, у нас были погибшие на воде. На Быковом болоте рыбак упал в воду — стало плохо с сердцем — и захлебнулся. Это несчастный случай. Там неохраняемая зона отдыха без купания. На водоемах с пляжами все прошло нормально — погибших не было. Конечно, надо отметить, что прошлое лето было не самым жарким по сравнению с 2016 годом.

По чрезвычайным ситуациям. Все помнят майские и июньские грозы, проливные дожди, поваленные деревья. Ветер действительно был ураганный. Чрезвычайная ситуация эта показала, что природа сильнее человека, но мы справились с этой проблемой. И совместно с другими службами сделали все возможное, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать все последствия — в основном, занимались уборкой поваленных деревьев.
Зоной подтопления Зеленоград не является. Маленькие подтопления в низменностях у нас были, но вода уходила, скажем так, в положенный срок — подтоплений домов допущено не было.

ОДНАЖДЫ СПАСЛИ НА ПОЖАРЕ ПИТОНА

— В прошлом году происходили сильные подтопления на 2-м Западном проезде, где вода заливала всю дорогу, лишая людей возможности выбраться с расположенных там предприятий. Каково участие МЧС в таких ситуациях? Есть ли какой-то регламент, в котором сказано, на сколько сантиметров должен подняться уровень воды, чтобы туда выехали сотрудники МЧС?
— Мы приезжали на 2-й Западный проезд и вывозили оттуда людей на пожарных машинах, но эвакуацией это назвать нельзя, поскольку людям ничего не угрожало. МЧС выезжает при любой заявке, а дальше все зависит от ситуации. Если дорожное полотно покрыто водой, это еще не зона подтопления. Главное — есть ли угроза людям. А она может возникнуть и при 10-сантиметровом уровне воды, если, например, произошло подтопление фундамента дома. Мы приедем в любой ситуации, когда требуется помощь: от спасения котенка с дерева до эвакуации людей. Мы спасаем всех.

— То есть по поводу кошек вам можно звонить?
— Звонить можно, но знаете, есть поговорка, что на деревьях никто никогда не видел мертвых кошек — они всегда найдут способ слезть.

— Люди иногда сталкиваются и с другими ситуациями с животными. Был случай, когда обнаружили змею у себя в ванной. Приехали сотрудники МЧС, у которых была с собой только лопата, — никаких сачков или других приспособлений для ловли животных. Год назад спасали утку на Малинских прудах, которая не могла выбраться из замерзающего водоема. Там был спасатель МЧС, но у него тоже не было специальной специальной сетки. Он спросил: «А чем я ее буду ловить? Голыми руками?» В конце концов, ее выловил сотрудник управы, который как старый рыболов знал, что надо делать.
— Уточку эту я помню, спасали ее всеми силами. И мы ее все-таки спасли, ведь сотрудник управы тоже входит в состав спасательных служб — это комплексная операция проводилась. (улыбается)
Что касается змеи. Честно говоря, я про эту змею не знаю, хотя с 2015 года, когда пришел на работу в Зеленоград, каждый день просматриваю все вызовы. [Евгений Алаев был назначен на должность начальника зеленоградского управления МЧС летом 2015 года, а случай со змеей произошел в июле 2014-го — прим. Инфопортала] Змееловов у нас нет. И, честно скажу, своего сотрудника на ядовитую змею я не пошлю.
Когда служил в Южном округе Москвы, мы однажды тушили салон красоты и спасли там питона. Причем, когда спасли, он, несмотря на пожар, был холодный. Потом еще около недели жил у нас в ванной комнате в службе пожаротушения, извивался там. Сейчас люди кого только не держат дома...

— Но речь не о тех, кто держит, а о тех, кто с этим столкнулся. Им что делать?
— Звонить в МЧС. Если потребуется, мы перенаправим информацию. С нами приедет полиция, мы вызовем ветеринарную службу, организацию по отлову диких животных. У нас есть контакты со всеми службами города. Буквально со всеми.

ФАКТ ПОДЖОГА МОЖНО УСТАНОВИТЬ ПРИ ЛЮБОЙ СТЕПЕНИ ВЫГОРАНИЯ

— Пожалуйста, расскажите подробнее о случаях поджогов.
— Все материалы по поджогам передаются в органы внутренних дел. Мы делаем лишь предварительные выводы о том, что где-то имеются явные следы занесения огня. В прошлом году был случай, когда погибли две женщины . Они не вошли в наш статистический учет как погибшие на пожаре, поскольку там была криминальная составляющая — с помощью огня пытались скрыть следы преступления. Мужчина убил двух женщин и устроил поджог. Там по всей квартире были расставлены баночки с «уайт спиритом», ацетоном, бензином. Если бы не своевременный вызов пожарных и наш быстрый приезд, квартира могла бы превратиться в факел.

— А если бы пожарные приехали позже, потом можно было бы установить, что это поджог?
— Да. Техника и наука везде шагают семимильными шагами, наши эксперты — хорошие специалисты и имеют современную технику, поэтому при любой степени выгорания можно определить, что горело, где был очаг, какие факторы сопутствовали развитию пожара.

— Как часто зеленоградские пожарные выезжают на помощь подмосковным подразделениям МЧС и растет ли число этих выездов в связи с активным строительством и заселением жилья — например, в Андреевке и Голубом?
— Не готов назвать сейчас конкретные цифры, но, как правило, они колеблются в незначительном количестве. Да, на основании соглашения правительства Москвы и Московской области мы выезжаем на помощь коллегам. Чаще всего, конечно, выезжает район Крюково — 70-я часть и 213-й отряд, иногда — 61-я пожарная часть, расположенная рядом с Ленинградским шоссе.
Нельзя сказать, что в связи со строительством вокруг Зеленограда число таких выездов растет. Надо понимать, что большая часть пожаров происходит в старых домах. Новые дома построены из качественных современных материалов и имеют новую проводку — это самое главное.

— Сохраняется ли проблема подъезда пожарных машин к жилым домам? Ставят ли машины на разметку для пожарных автомобилей?
— К сожалению, да. Машин не становится меньше, и ситуация, видимо, будет ухудшаться. Мы прекрасно понимаем жителей, которым надо где-то ставить машину, но и они должны понимать, что в случае возникновения пожара, если наша техника встанет где-то далеко, мы потратим драгоценное время на то, чтобы развернуть рабочую магистральную линию для подачи огнетушащих средств. А подъемные механизмы? Это в первую очередь жизнь людей, их спасение с верхних этажей.
Каждый житель должен понимать, что, ставя машину на место, обозначенное знаком для пожарной техники, он тем самым подвергает и свою жизнь опасности. Не надо думать, что это никогда не может произойти с вами. Люди, купившие билет на «Титаник», тоже были в твердой уверенности, что через две недели они окажутся в Нью-Йорке.

— Есть ли у вас право эвакуировать машину?
— Конституция защищает частную собственность. Мы можем аккуратно перенести машину, но не имеем права оттолкнуть ее техническими средствами. Понятное дело,что в случае явной угрозы людям мы не будем на это дело смотреть и в суде мы защитимся, но на моей памяти здесь у нас такого не было.

У ПОЖАРНЫХ ЕСТЬ ТЕХНИКА НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

— В прошлом году начальника базирующегося в Зеленограде 30-го отряда противопожарной службы Дмитрия Скороварова наградили медалью «За отвагу» за участие в тушении пожара в торговом-центре «Рио» в Москве. Не могли бы Вы рассказать подробнее о его роли в той операции? И, может быть, есть какие-то другие случаи, когда зеленоградских пожарных представляли к наградам, о которых нам пока неизвестно?
— Слава богу, в прошлом году в Зеленограде у нас не было крупных и серьезных пожаров, но в любом случае наши ребята тушат пожары, проявляют героизм, спасают людей. В 2016 году несколько человек были награждены медалью «За отвагу на пожаре» после пожара в районе Савелки, в высотном здании на улице Юности, кажется, на 23-м этаже. Что касается Дмитрия Александровича [Скороварова — прим. Инфопортала] , то они с начальникомом службы пожаротушения Москвы Юрием Жуковским — кстати, жителем Зеленограда — проводили разведку в торговом центре в тяжелейших условиях задымленности и повышенной температуры. Руководство «главка» оценило его работу такой наградой.

— Скороваров был единственным сотрудником МЧС, прибывшим на пожар из Зеленограда?
— Нет, помимо него туда выезжал наш расчет. У нас есть порядок выезда. На каждый пожар, в зависимости от его номера [категории сложности — прим. Инфопортала] и места, есть распределение: сколько техники на него выезжает и откуда эта техника привлекается. Это результат сложных расчетов, все это занесено в программу, и идет автоматическая высылка техники.

— В прошлом году правительство Москвы сообщало, что сотрудники пожарно-спасательного отряда, базирующегося в Малино, получили для испытания так называемые умные браслеты . Удалось уже попробовать их в деле?
— Это проводилось в тестовом режиме. Какое было принято решение насчет того, вводить их в действие или нет, я не могу сказать, потому что до нас такая информация пока не доводилась. Но каждый год что-то новое в пожарной охране появляется. Когда я пришел служить в 91-м году, из всего шанцевого инструмента у меня был лом, кувалда и еще пара приспособлений. Двери мы открывали ломом-фомкой, как профессиональные взломщики. (смеется) Хотя надо признать, что и двери тогда были, в основном, деревянные.
А теперь, открывая отсеки пожарного автомобиля, понимаешь, что на любую ЧС приедут люди, готовые ко всему. Надо поднять, разобрать машину — поднимут, разберут. Надо поднять бетонные плиты при обрушении — поднимут. На все есть механизированный инструмент.

100-МЕТРОВАЯ ЛЕСТНИЦА МЕЖДУ ДОМАМИ НЕ ПРОЕДЕТ

— Помогаете ли вскрывать закрытые двери, если в квартире оказался заперт человек?
— При угрозе жизни людей на такие вызовы выезжает аварийно-спасательный автомобиль и сотрудники МЧС помогают вскрыть дверь.

— А если угрозы жизни нет — просто человек забыл или потерял ключи?
— В этом случае обращайтесь в ГБУ «Жилищник», у них есть службы, которые помогают в таких ситуациях.

— Хватает ли вам длины лестниц для того, чтобы дотянуться до верхних этажей самых высоких зданий Зеленограда?
— У нас есть лестницы 30 и 50 метров. Считайте: три метра — один этаж.

— Но в Зеленограде есть и дома выше 20 этажей.
— Лестницу можно сделать и на 25 этажей. У нас в московском гарнизоне есть и 100-метровая лестница, но между жилых домов она не проедет — вы должны понимать, что она большая. Все высотные дома обеспечены компенсирующими мерами по пожарной безопасности: это и незадымляемые лестницы и противопожарное водоснабжение — понятно, что на высоких этажах подача огнетушащих средств составляет определенную сложность для наших подразделений.
И еще каждый житель должен понимать, что безопасность — это и его дело. Если он видит, что сосед хранит что-то огнеопасное на балконе или захламляет пути эвакуации, пишите заявление к нам в управление, обращайтесь через портал «Наш город» — мы выедем, разберемся. Обезопасьте сами себя. Купите себе огнетушитель...

— А у вас есть дома огнетушитель?
— Есть. На начальном этапе его может хватить. Та же электропроводка задымилась — пшикнули и потушили. Или те же самые щитовые. Когда они разгораются, огонь по этим кабель-каналам скачет таким образом... Потом весь дом будет обесточен, все будет пролито-залито. А так — пшикнул огнетушителем, вызвал на всякий случай пожарных — и все.
И никогда не стоит переживать, что накажут за вызов. Если почувствовали запах дыма — набрали 101 или 112, назвали адрес, объяснили, что, где. Мы приедем, посмотрим, проверим. И дай бог, чтобы это был «ложный» вызов.
А то часто бывает наоборот. Я сам однажды видел ситуацию. Все стоят смотрят на пожар, обсуждают, какие пожарные плохие, почему долго не едут. Я их спросил, а кто-нибудь «01» позвонил? Все друг на друга посмотрели — нет, никто не вызвал.

Новосибирск нельзя понять, Новосибирск нужно пережить, желательно не оставшись при этом калекой. Плыть по течению жизни, огибая своим телом Бугринские мосты и пьедесталы для селфи на рельсах, приковав себя наручниками к спокойствию, тоже не получится, ведь сибирское спокойствие чревато смертью от переутомления. Поэтому мы живем порой слишком опасно, как и подобает сказочным героям, не знающим запаха смерти. Пережить приключения и испытания нам помогают спасатели, которые держат тела людей, словно дрожащих бабочек, в ладонях, укрывая их от сильных порывов реальности и беззаботных мечтаний. Мы поговорили с сотрудником муниципальной аварийно-спасательной службы Ильей Сапроненко , чтобы узнать о всех тонкостях работы спасателя.

О работе

Спасатель МАСС — это те же спасатели МЧС, только без льгот. Это кропотливый и упорный труд, постоянное совершенствование своих знаний и умений, ибо цена наших знаний и умений — жизнь человека. У нас эти слова даже в клятве есть, которую мы произносим на присяге.

Новосибирск — это мегаполис, где люди попадают в различные ситуации. Мы достаем людей, как из колодцев теплотрассы, так и из-под обломков зданий, искореженных автомобилей, с крутых склонов.

У спасателей принято не запоминать выезды, чтобы не накручивать себе потом рабочие моменты, смешных случаев никогда не было, если нас вызвали, значит для кого-то приключилась беда.

Самые распространенные летние ситуации — это конечно, переоценка своих сил на воде. У нас каждый день кого-то спасают из воды. К сожалению иногда пострадавшие и тонут.

Советы на случай происшествий

Мы же русские и не можем пройти мимо беды, но иногда гражданские герои, пытаясь помочь, только вредят человеку, особо это выражено при ДТП, когда начинают тянуть из машины пострадавших как за руки так и за ноги, а у пострадавших могут быть травмы позвоночника и после такой помощи — все, инвалидное кресло. Героям только кровотечение остановить нужно и незамедлительно вызвать скорую и на по номеру 051 или 231-06-49.

То же самое при падениях, гражданские плохо понимаю характеристики травм, поэтому лучше им просто побыть с человеком и ни в коем случае не дергать пострадавших.

Взрослые стали более безответственные, все в своих делах, не следят, дети же познают мир им хочется все попробовать, пощупать. Главное родителям уяснить, что сетка — это не безопасно , закрывайте окна и следите за своими малышами, тогда в Новосибирске не будет случаев падения детей из окон многоэтажек.

Свидетелям попытки суицида лучше просто попытаться поговорить с человеком.

Нельзя допустить того, чтобы он отвернулся от вас, ведь главное — дать понять человеку, что он не один. Поговорите, узнайте как зовут, что толкнуло на такой поступок, иногда человеку просто надо, чтобы кто-то его выслушал, выговориться. И, конечно, незамедлительно сообщите нам об инциденте.

Как стать спасателем

Наверное, спасателями не становятся, а рождаются. Многое зависит от правильного воспитания родителей, ведь главная черта спасателя — это способность пожертвовать собой ради другого человека. Способность быстро реагировать на меняющиеся условия, так как все бегут из очага поражения, а спасатели идут туда, чтобы оказать помощь. Никто, кроме нас ее не окажет. Берегите себя и своих близких, а если вы попали в беду или стали очевидцем, то незамедлительно сообщите нам. С уважением, ваши Спасатели МАСС.

Интервью с Баженовой Оксаной, начальником канцелярии главного управления Министерства по Чрезвычайным ситуациям России по Калужской области.

- Расскажите о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго?

Я работаю начальником канцелярии главного управления Министерства по Чрезвычайным ситуациям России по Калужской области. В этой должности работаю пять лет. Мой общий стаж работы в МЧС - двенадцать лет.

- Почему Вы выбрали именно эту профессию?

В девяностые годы положение в стране было нестабильно. Я узнала, что в главное управление МЧС требовались сотрудники. Хоть зарплата была и маленькая, но стабильная. И я решила пойти в государственную структуру.

- Чем Вас привлекает эта профессия?

Я люблю работать с документами, а еще люблю общаться с людьми. Каждый день ко мне приходит около ста человек, я с ними общаюсь, решаю какие-то вопросы. Живое общение - это неотъемлемая и очень приятная часть моей работы.

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Самое сложное - необходимость контроля подчиненных главного управления. Мы делаем одно дело, но по направлениям. Каждое дело «выкладывается» на бумагу, я читаю документ, поверяю правильность оформления и ошибки. Также у каждого свое звание. Чем выше звание, тем выше ответственность, а так как я майор, ответственность на мне лежит немаленькая.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то именно эту профессию?

Да, очень довольна. У нас очень хороший, слаженный коллектив. Коллеги всегда поддержат, подскажут, поделятся опытом. А еще у нас замечательный начальник, с которым очень приятно работать. Он за своих подчиненных горой!

- О чем бы Вы предупредили тех, кто хочет получить такую же профессию, что и у Вас?

В моем направлении (документационное обеспечение) на каждом работнике лежит очень большая ответственность. Поэтому, если вы несерьезны и несобранны, то Министерство по Чрезвычайным ситуациям точно не для вас.

- Сложно ли освоить Вашу профессию? Какое образование нужно иметь, чтобы ее получить?

Мою профессию освоить довольно сложно. Чтобы работать в системе, нужно иметь высшее или высшее специальное образование. Профильные институты существуют в Воронеже, Иваново, Санкт-Петербурге. В Калуге, к сожалению, нет.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Обязательно. Это честность, порядочность, патриотизм, самоотверженность. При любой чрезвычайной ситуации Вы должны, не задумываясь о своем благополучии, пойти на помощь людям. Если готовы это сделать, смело идите в МЧС!

- Приносит ли Ваша работа хороший доход?

Да, для меня доход хороший, это достойная зарплата для женщины. Но наша работа не стоит никаких денег, она бесценна! Главное - это то удовольствие от работы, которое я испытываю, а деньги - на втором плане.

- Как за то время, что Вы в этой профессии, изменилась профессия?

Прежде всего, поменялся министр. Каждый новый министр приносит в систему что-то свое, свои порядки. В целом за последние годы в самой системе все стало намного сложнее, намного серьезнее и ответственнее.

- Почему Ваша профессия не может обойтись без Вас и Вашей должности?

В Министерстве важно любое подразделение. Но все, что каждое подразделение делает, переносится на документы. Мы отсылаем отчеты о проделанной работе вышестоящим организациям в Москве. Получается, наш отдел (канцелярия) - правая рука генерала.

- Что бы было, если бы Вашей профессии не было?

Не может быть, чтобы моей профессии не было, не может быть, чтобы не существовало Министерства по Чрезвычайным ситуациям. Как нельзя представить, что не будет существовать, например, полиция. Наши службы самые важные.

- Учитесь ли Вы чему-то новому в своей профессии?

Каждый день, каждый час, общаясь с людьми, я познаю что-то новое и интересное для себя. Со временем, с новым опытом становлюсь мудрее, делаю выводы, расту вместе с другими. Каждый день - какое-то открытие.

- Помогает ли опыт и знание Вашей профессии в личной жизни, не связанной с работой?

Очень помогает и дисциплинирует семью. Дома должен быть всегда порядок, все должно быть ровно и на своем месте. Чистота, порядок, аккуратность, пунктуальность должны быть в семье. Ничего теперь не могу с собой поделать!

Интервью провела Валерия Баженова, ученица 9-го класса

«Нет легких спасательных операций…»

Есть в подмосковном поселке Видное Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», уникальное подразделение МЧС. Там впечатляет техника, робототехнический комплекс. Репортеры и операторы радостно дышат, когда им демонстрируют новейшие роботы для манипуляций в зоне радиации, мощнейшую технику, современные пульты. Но сила МЧС не в «железе». Золотой фонд - люди, вылетающие на ЧС, чрезвычайные ситуации.

Мы выбрали для разговора не генерала и не орденоносца, а самого обыкновенного спасателя. Знакомьтесь: Евгений Васильевич ЛЕНДЕЛ из воздушно-десантной службы «Лидера». Рядовой войны с катастрофами…

Он вошел в камуфляже, жизнерадостный крепыш 45-ти лет, и представился:
- Полковник МЧС Лендел. Вот такая у меня простая венгерская фамилия.

- Откуда она у вас?
- А я родился в Закарпатской области, что граничит с четырьмя государствами: Польшей, Венгрией, Чехословакией и Румынией. На краю города Берегового, где я жил до 17-ти лет, - граница с Венгрией. Там на десять человек восемь венгров, кино крутят на венгерском, в магазинах дашь форинты, а сдачу получишь в рублях… Отец у меня родом оттуда, а мать, Ильинова, русская. И я русский. Отец прекрасно владеет четырьмя языками, сестра - тремя, мать - четырьмя. Ну, я сам лоботряс - знаю только венгерский и польский. А в 1978-м ушел на срочную службу в Мурманск, оттуда попал в Рязанское воздушно-десантное училище…

- И как Вас из десанта в спасатели занесло?
- А спасателю парашютно-десантная подготовка в плюс. От нее бесстрашие, дисциплина и, если хотите, дерзость в нужный момент. Я всегда говорю: «Чего вы меня пугаете. Я с тыщи метров прыгал». У меня в подчинении уникальный народ. Запишите: старший прапорщик Марика Краав - такая вот простая эстонская фамилия. Восьмикратный чемпион мира по парашютному спорту, отличный спасатель! Или Михаил Мельников, чемпион мира 2004 года. В Центре «Лидере» только мастеров парашютного спорта восемь человек, двое - международного класса. У нас даже девушки-спасатели все прыгают и мужчинам фору дают…

Я этим, кстати, пользуюсь. Ведь в «Лидер» для спасательной работы собраны люди отовсюду - не только десантники, но и бывшие моряки, связисты, танкисты и т.д. И всем положено освоить парашют, прыгать. Смотришь: к первому прыжку нервно готовится офицер лет сорока, который и неба-то не нюхал. Это по молодости, когда хочешь проверить себя, шагнуть за борт самолета легко, а с годами чувство страха сильней. Так вот садится такой офицер в вертолет для первого прыжка, а с ним на борту одни девушки. Красавицы, молодые, с парашютами. Ну, не может он после этого струсить и от прыжка отказаться…

А если честно, то, когда в 90-е годы нашу десантную часть расформировали, и мне, 34-летнему десантнику, пришлось покинуть ВДВ, я ушел на берег реки и нарыдался, как малолетний ребенок. Воздушно-десантные войска и до сих пор - моя любовь… А тогда меня пригласили в Ногинск - создать для МЧС принципиально новое подразделение парашютистов-спасателей. До этого парашютисты-спасатели были лишь авиационные, но они работали узко: по авиакатастрофам и встрече космических аппаратов. А нужно было учиться прыгать в очаги стихийных бедствий, в труднодоступные места, куда другая помощь не скоро пробьется. Прыгать на парашютах не налегке - с контейнерами грузов, инструментов, изобретать новые методы спасения…

- Приведите пример…
- Недавно на учениях в Туле мы показали эвакуацию людей вертолетом с высотных зданий. Представьте: дом в пламени, подходов нет, а на крыше машет руками и мечется потерпевший. Над домом срочно зависает вертолет - и спасатель на веревке (мы зовем ее «концом») спускается на крышу с каской и вторым «концом» в руке. Быстро одевает «обвязку» на человека, пристегивает того к себе - и оба, как птицы, взмывают в воздух на внешней подвеске вертолета. Так их, висящих на веревках, и буксируют в безопасное место.
Служивший у нас подполковник Монаков этим способом эвакуировал людей при наводнении в Ставрополье. Бывало, прижимает к себе потерпевшего и, чтобы тот в воздухе не нервничал, кричит в ухо: «Ты чего боишься! Посмотри вокруг - красота-то какая…»


- Наверное, спасателю трудней всего в горах?
- Мне довелось через весь Памир доставить гуманитарный груз из киргизского города Ош голодающему населению Афганистана. Прошел с колонной через 11 перевалов, на высоте 6 тысяч метров, да еще зимой. Мы потеряли часть машин и несколько водителей. В буквальном смысле - они срывались в пропасть. Были сходы лавин, с лопатами пробивались сквозь завалы. И всё же я не скажу, что это самое трудное. Нет легких спасательных операций. И в принципе не может быть! На праздник, 23 февраля, мы работали на обрушившемся в Москве Бауманском рынке. Очень много погибших. Счастье, когда кого-то спасешь. Мы вот достали оттуда живого человека. А до этого было нашумевшее обрушение крыши в аквапарке. Вроде такая же спасательная операция. Но! Тут взрослые, там - дети. Дети это, конечно, страшней всего, ни с чем не сопоставить! Так что пробиваться через горы - это одно. А разбирать завал, зная, что под ним люди, это совсем другое. А обеспечивать операции гуманитарного характера - это третье.

Наш подполковник Куликов в 2000 году, сопровождая врачей для оказания медицинской помощи чеченскому населению, в Заводском районе Грозного был обстрелян из засады. Два врача погибли, подполковник получил пулю в легкое. Но при этом сумел отразить атаку и спасти оставшихся врачей, которых уже взял на прицел боевик-гранатометчик…

- Сразил его?
- Да, с серьезным ранением, смог применить оружие и опередил бандита на секунду. За что награжден Орденом Мужества. У нас в Центре много ребят награждено правительственными наградами. Потому как «Лидер» повсеместно привлекался на спасательные операции - начиная с оказания гуманитарной помощи общине духоборцев в Грузии в 1994 году и кончая катастрофами и ЧС на Тайване, в Иране, Турции, Югославии, да по всему миру… Кстати, мы часто бок о бок работаем со спасателями других стран - немцами, американцами, индийцами, французами. Они очень профессиональны - но, знаете, чем от нас отличаются? Тем, что могут в любой момент сказать: «Там опасно! Я не полезу!». А у нас другое правило: спасатель имеет право на риск. Вы не полезете? Очень хорошо - а мы за пострадавшим полезем! Полезли - и достали. Такой уж, видно, русский человек - широкой души. Он никогда не бросит товарища в беде, не пройдет равнодушно мимо несчастья…

- Вы говорите про работу или повседневную жизнь?
- А разницы нет. Вот недавний случай: в Подмосковье мы возвращались с учебно-тренировочных прыжков. Буквально за минуту до нас впереди произошла авария, столкнулись три автомобиля. Тут же выскакиваем и разбиваемся на группы. Переворачиваем «шестерку», лежащую на боку, - водителю не помочь, «двухсотый»! (т.е. мертвый, от печального «груз 200 ». Ред.) Во второй машине - то же самое! А в третьей вроде двое живы. Руками - мы ж на прыжки ехали, без инструмента - разбиваем стекла и вынимаем пострадавших. Там муж с женой - купили скоростную иномарку и стукнулись по пути с Черноголовки. Мужчина от тяжелых травм умер у нас на руках. А женщине мы два часа поддерживали жизнь, пока не приехала «скорая» и мы не передали ее медикам с рук на руки. Такая готовность к ситуациям у спасателя всегда. Недаром, у наших оперативных групп без конца учеба и тренировки - в том числе и по оказанию помощи при рваных ранах и переломах, ушибах и кровотечениях…

- Евгений Васильевич, какой совет по выживанию дадите читателю? Ведь даже в катастрофах погибают не все…
- Я лично думаю, что знание должно быть. Ведь сколько делает МЧС, чтоб люди элементарно умели спастись! На всех досках объявлений, рекламных щитах - памятки: что делать при террористическом акте, при пожаре, при наводнении и т.п. У меня, допустим, матери уже 80 лет. Во время Кишиневского землетрясения она гостила там у сестры, была на девятом этаже. Как только дом закачало - мать встала в проем двери. Потому что знала - в проеме тебя не придавит при обвале потолка. По максимуму надо себя при катаклизме обезопасить. И, в первую очередь, не паниковать.


- Вы бывали в десятках мест: в Афганистане, Киргизии, Таджикистане, во Владикавказе и Кармадонском ущелье…
- Я и в Америку был лететь готов, неделю не уходил с территории части, когда Лос-Анджелес тонул. Только американский закон, запрещающий принимать медпомощь от неграждан Америки на территории США, помешал вылету российского МЧС. У них там интересные законы бывают. В Штате Аляска есть закон, который запрещает в полете выбрасывать из самолета оленя. В Мексике, по-моему, запрещено со львом ходить в кинотеатр. Но вы знаете, дело не в территориях - при чрезвычайных ситуациях везде стресс, грязь, жестокость, кровь, беда. Тут без разницы, в какой стране, какой национальности. Видеть несчастья, конечно, тяжело. И я могу понять горе матери, когда достаешь из-под завалов погибшего ребенка. Или горе мужа, когда он видит погибшую жену… Вот эту людскую боль, нервные срывы спасатели принимают на себя. Это, пожалуй, самое тяжелое и самое страшное в нашей работе, ибо ты их пропускаешь через свое сердце. Только одного я не могу понять - это непонимания нашей миссии. Или когда спасателям начинают, что называется, «права качать», угрожать …

- Такие ситуации есть?
- Простой пример: город Ленск в Якутии во время ужасного наводнения. Летим. Вертолет пилотирует начальник управления авиацией МЧС, генерал-лейтенант Закиров. Он тоже уникальный человек, он летает, по-моему, на всем, что летает…

- Вы хотите сказать, что генерал, как простой пилот, сидел за штурвалом?
- А в МЧС это обычно - все высочайшие профессионалы любят поучаствовать непосредственно в деле. Вплоть до министра МЧС, который иные уникальные спасательные операции лично проводит. Вы посмотрите любое ЧС - первый кто там оказывается? Министр. Бросает дела, прилетает и приезжает на место моментально…

Короче, летим мы на вертолете над территорией наводнения в Ленске. И «зависаем» низко над домом, где лишь крыша из воды торчит. На крыше три человека - семья с ребенком, холодильник и какая-то свинья. Люди от помощи отказываются и кричат - мол, улетайте! Мы висим, ибо вода идет. Как вы думаете, что делает на крыше мужчина? Вам и в голову не придет - он достает «двухстволку» и целится в вертолет. Мы улетели. Через два часа вода смыла их, семью еле спасли ребята-водолазы на лодке. Утонул и холодильник, и эта свинья. И вытащили их из воды в километре от домика. Ну, зачем это нужно было? И такой дури не мало, к сожаленью. То вдруг лодку «съездить к другу» кто-то из жителей начнет требовать: «Ведь вы спасатели! Вы МЧС! Вы обязаны мне лодку дать!» И не внушишь такому, что у МЧС другая миссия - спасать пострадавших.


- Расскажите про город Ленск подробней.
- Там была адская работа. Произошел ледяной затор при ледоходе, когда река Лена тронулась. Его бомбили с самолетов. Разбомбят - вода из города уходит, на площадях остаются глыбы льда размером в полкомнаты. И снова идет затор и затопление улиц… И снова реку бомбят. Раз в полвторого ночи: «Подъем! На выезд срочно! Вода прибывает!» Водолазы заводят лодку и начинают работать на воде по поиску людей. Плывут по улицам, собирают тех, кто не успел спрятаться. Под утро выходят на связь: «Заберите нас!». - «А вы где?». - «Мы на перекрестке таких-то улиц возле светофора». Вода мгновенно ушла, вот они и сидят на асфальте - на моторной лодке. Нормально? Такие казусы, как ни странно, даже помогают снять психологическое напряжение. Как-то на вертолете сели на футбольную площадку, где посуше, и выгружаем бутилированную воду, поскольку в городе коммуникации и водопровод затоплены. Подходит поддатый мужчина из местных: «Мужики, вы что привезли?» Не отрываясь от разгрузки, мы орем: «Воду!». На его лице неподдельное изумление: «Во-ду? А у нас что - воды тут нет?».

- Можно подумать, у вас не работа, а сплошной юмор…
- А юмор спасает. И не только в переносном смысле. Вот люди среди руин, попали в беду, до прихода спасателя многие в панике. И тут должен появиться тот, кого я называю коноводом. И если он ведет себя уверенно, с юмором, то и люди успокаиваются, готовы выполнять его команды, зачастую спасающие им жизнь. Ну, а если у кого-то нервный срыв, то можно просто «не обратить внимания». Ведь как мы обычно говорим пострадавшим: «Чего вы волнуетесь? Все будет спокойно. Будет всё хорошо!».

А вот уж кому при такой ситуации больше всех достается, так это, извините, вашим коллегам-журналистам. Особенно, развязно себя ведущим. Нам раненого человека надо срочно эвакуировать. А тут оператор с видеокамерой: «Ой, подержите его еще секунду, я еще не снял!». Могут набить морду и разбить камеру. Все на нервах. Ни в коем случае нельзя мешать работе спасателей. Пожалуйста, фотографируйте, освещайте, мы уважительны к средствам массовой информации. Только, пожалуйста, не лезьте под руку на месте аварий. Там другая обстановка. Ни один спасатель вам во время работы не даст интервью. И если вы обратитесь ко мне с вопросами в такой обстановке, я повернусь к вам спиной и уйду. Потому что на ЧС превыше всего работа, всегда срочная, опасная и грязная…

- А что Вы считаете залогом успеха спасательных операций?
- Люди на спасении сильны коллективом. Масштабы чрезвычайных ситуаций обычно таковы, что один человек ничего не сделает. Всё равно, как в притче о венике - каждую веточку в одиночку легко поломать, а вместе они сила. Поэтому и людей готовим так, чтобы вместо одного пришло пять. Вот восемь наших спасателей едут в Таганрог и Геленджик, изучать работу с новейшим самолетом-амфибией «БЕ-200ЧС». Пока в мире всего три такие изумительные машины. Этот самолет садится на воду там, где надо срочно спасать людей из воды, особенно в северных морях, где переохлаждение после кораблекрушений наступает быстро. У нас много ребят, готовых к работе с «БЕ-200ЧС», и в Центроспасе, и в авиации. По мере поступления самолетов, надо готовить и спасателей «Лидера». Незаменимых быть не должно. Поэтому мы все приобретаем смежные специальности. Вот я парашютист, но, помимо прочего, и механик-водитель, и офицер-водолаз, и стропальщик, допущенный к работе с краном. Могу водить гидроцикл, катер, иную технику. Мне 45, а я всё учусь…

- Жена не ревнует к работе?
- А она у меня сама спасатель 1-го класса и мастер парашютного спорта. «Мой главный инструктор», как я говорю. Восемь тысяч прыжков. Была в свое время абсолютной чемпионкой Германии и Кубка дружественных армий. В МЧС тоже с 1994 года. И дети - Кирилл и Димка, как дети многих спасателей, тоже прыгают. Причем младший Кирилл сделал первый прыжок с высоты 200 метров, задержка раскрытия 3 секунды. Прыгал вместе с папой. Я первый, он за мной. Только про семью не надо…

- Что, закрытая тема?
-У парашютистов личных тем не обсуждают. Вот у нас в Центре есть один офицер. Если вы посмотрите его спасательную книжку - я даже не знаю, сколько там выездов и операций с его участием! К тому же и он, и жена - парашютисты-спортсмены высокого класса. Так они по три-четыре месяца иной раз не видятся - то сборы попеременно, то командировки… У них до смеха доходило: могли во Владикавказе друг с другом встретиться. Двадцать минут поговорить - он полетел в одну сторону, она в другую. Но при этом крепкая семья.

Поэтому на нашей работе нужно очень любить эту работу. Здесь можно служить лишь, если ты предан делу. Случайные люди, те, кто ищет личную выгоду или стараются сделать карьеру, надолго не приживаются. Почему я всё служу, когда давно мог пойти на пенсию при 28 календарных годах? Да потому что люблю профессию. И так вам ответят многие спасатели. Похоже, мы здесь не работаем, а живем. Просто зовем свою жизнь работой.

Беседу вел Виктор Савельев .

Александр Попов, анестезиолог-реаниматолог, сотрудник отряда «Центроспас» МЧС России из Москвы, является одним из разработчиков системы авиационно-медицинской эвакуации в системе МЧС. На своих руках вынес 16 детей во время трагедии в Беслане.

«Когда я узнал о том, что меня МЧС признало лучшим врачом года, было, конечно, очень приятно. Но я считаю, что это не моя победа, а всего нашего дружного коллектива. Всей медслужбы отряда «Центроспас». Врачи, сестры, инженеры - все вместе мы делаем свое важное дело. Я не люблю громких пафосных слов, но я хочу сказать, что все мы действительно работаем в команде».


Об аэромобильном госпитале

Наша медицинская служба занимается ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС и проведением медицинской эвакуации пострадавших из зоны ЧС. Одним из переломных моментов в развитии нашей службы стали события в Беслане в 2004 году. Десятки раненных людей нуждались в скорейшей эвакуации в другие специализированные учреждения. Тогда внутри самолета Ил-76 пришлось выстилать матрасы, над ними устанавливать капельницы и таким образом перевозить пострадавших.

О Беслане

Сентябрь 2004. Беслан. Во время освобождения заложников наша группа спасателей «Центроспаса» вынесла более 180 человек из школы, я вынес на руках 16 детей. Почти трое суток, днем и ночью боевики держали под прицелом автоматов ребятишек, среди которых было множество совсем маленьких детей, даже младенцев-грудничков, которых мамы, провожая старших детей, взяли с собой на праздник 1 сентября. Людей на корточках собрали в спортивном зале - не менее 1300 человек. После переговоров, на третьи сутки, боевики разрешили нам забрать убитых. Двух моих коллег убили сразу, трое получили ранения… Мы заходили в школу со стороны мастерских. Длинный коридор. Эти метры казались бесконечными. Сначала они пускали нас внутрь, во двор школы, а потом начиналась охота. Три раза я чувствовал, что в прицел попадал, но, слава богу, пронесло. До сих пор помню, как вытаскивал из этого ада маленькую девочку. Она меня по щеке гладила все время и говорила: «Вы наш, вы хороший, вы так не ругаетесь, как они». Я ей говорю: «Наш - наш, руки только спрячь». Мы помогали пострадавшим, оказывали первую помощь - я накладывал жгуты, обезболивал, делал перевязки. Дальше отправляли санитарным транспортом в госпиталь. В Аэромобильном госпитале МЧС России медицинскую помощь получили 235 пострадавших, по неотложным показаниям сделано 4 операции. Всех пострадавших мы вывозили в различные медицинские центры федерального подчинения.

Об эвакуации

Эта ситуация и привела к пониманию того, что нужны специальные медицинские системы транспортировки. Нужны были мобильные медицинские модули, чтобы создать на борту целое реанимационное отделение. В 2008 году по распоряжению Сергея Шойгу была создана межведомственная комиссия из врачей нашего отряда, инженеров Казанского вертолетного завода ЗАО «Заречье» и специалистов из ВЦМК «Защита». На Казанском вертолетном заводе было создано два варианта медицинских модулей: двухместный для вертолета МИ-8 на шесть тяжелых пострадавших - и четырехместный для самолета ИЛ-76. По его оси можно разместить до пяти модулей и вывезти 20 человек! Эти модули позволяли перевозить крайне тяжелых больных, что было ранее невозможно. Мои коллеги, Игорь Якиревич, Алексей Сальников и я, как члены летно-испытательной бригады, непосредственно участвовали в испытательных полетах на Ил-76, Ми-8, Ан-148 и Ка-226. Был сформирован пакет документов, пройдена сертификация и получен допуск к полетам. Сейчас наш воздушный госпиталь может отправиться на помощь в любую точку планеты. Больной во время взлета и посадки жестко фиксируется по авиационным правилам. За границей воздушные суда стационарно оборудованы для медицинских целей, а у нас вертолеты и самолеты многоцелевого использования. Это намного экономичнее и практичнее.

О «Хромой лощади»

Модули помогли нам спасти жизни 45 человек после страшного пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». Мы прибыли в Пермь утром, провели медицинскую сортировку, установили очередность доставки обожженных на борт. Наша задача заключалась в доставке пострадавших в специализированные клиники Москвы и Санкт-Петербурга. Всего было совершено пять вылетов, за двое суток мы вывезли 49 человек. Такого до нас в мире не делал никто. Мы вывезли за один рейс 17 человек, находившихся на искусственной вентиляции легких. Сейчас мы успешно перевозим пострадавших с ожогами 60-70% кожи. Как-то мы перевозили ребенка из Чечни. Во время детских игр в руках у него взорвалась бутылка с бензином. Он получил тяжелые ожоги 70% кожи. Мы его доставили в Нижний Новгород, где мальчишку удалось спасти.

О плазмаферезе

Землетрясение в Пакистане. Октябрь 2005 года. В госпиталь из завала спасатели принесли 14-летнего мальчика. Мы решали, оставить его ноги или ампутировать. Время сдавливания ног пострадавшего - более двух суток, но кости целы. КРАШ-синдром или синдром длительного сдавливания характеризуется тем, что в зажатых органах длительное время не циркулирует кровь. После того, как пострадавшего достают из завалов, в его организм резко поступают токсины, продукты распада, что вызывает острую почечную недостаточность и гибель. Мы разработали методику лечения синдрома длительного сдавливания непосредственно в зоне ЧС, силами аэромобильного госпиталя. Мы попробовали провести плазмаферез - очистку крови от токсинов. Когда мальчику мы стали фильтровать кровь через мембрану, первая партия содержавшей токсины плазмы была коричнево-бурая. Но мы продолжали, и профильтровали весь объем за двое суток. На третий день у ребенка исчезла боль, стали сгибаться ноги. На следующее утро, когда ему разрешили встать, он сначала долго сидел, а потом резко вскочил и выбежал на улицу. Потом вернулся, и упал перед нами на колени. Вот так мы спасли ему ноги. А ведь по законам военно-полевой хирургии их надо было ампутировать.

Об операции

Во время миротворческой операции в Южной Осетии госпиталь был развернут в городе Цхинвал, работали в круглосуточном режиме. Привезли несколько раненых, я обратил внимание на то, что у одного правое плечо гораздо больше левого. При осмотре на операционном столе оказалось, что в плече у солдата застрял неразорвавшийся снаряд от гранатомета, и при операции в любую секунду может произойти взрыв. Всех женщин-медиков, бывших в операционной, убрали сразу же. Остались только мужчины. Мы попросили наших ребят, чтобы нам бронежилеты и каски принесли на всякий случай. А в этот момент на территории медицинского лагеря около нашего модуля, где мы оперировали, министр Шойгу общался с журналистами. И он сказал: «Мои работают, я здесь останусь». И пока операция шла, министр был с нами с той стороны палатки. Операция прошла успешно. После операции его и еще одного бойца мы эвакуировали с медсестрой Д. Кабуловой в тыл в Джаву. Оттуда его на вертолете переправили во Владикавказ. Руку ему спасли полностью…»