Этапы медицинской эвакуации. Эвакуация

Эвакуация

Эвакуация - вынужденное мероприятие, с медицинской точки зрения не являющееся положительным фактором для раненного, служащее средством достижения наилучших результатов по оказанию медицинской помощи лечении.

Цели эвакуации

Основные цели эвакуации:

  1. Как можно быстрее доставить раненых на этапы медицинской эвакуации для оказания им помощи и лечения.
  2. Освободить передовые этапы медицинской эвакуации с целью приема вновь поступающих раненых.

Эвакуационное направление – это совокупность путей эвакуации.

Начало медицинской эвакуации - это вынос, вывод и вывоз пострадавших из очага поражения.

Завершение медицинской эвакуации - доставка пострадавших в лечебные учреждения, которые оказывают медицинскую помощь и лечение в полном объеме.

Этапы медицинской эвакуации

Определение 1

Под этапом медицинской эвакуации понимаются средства и силы медицинской службы гражданской обороны, которые развернуты на путях эвакуации и предназначены для приема и сортировки пострадавших, оказания им медицинской помощи, лечения, и подготовки к дальнейшей эвакуации.

В качестве этапов медицинской эвакуации выступают учреждения здравоохранения, медицинские учреждения и заранее развернутые. формирования гражданской обороны.

Задачи функциональных учреждений:

  • принять и рассортировать поступающих раненых
  • санитарная обработка (обмывочная)
  • оказать медицинскую помощь
  • госпитализировать и лечить раненых
  • разместить раненых и больных, которые подготовлены к дальнейшей эвакуации
  • изолировать инфекционных больных
  • подразделить и обслуживать больных

На каждом этапе оказывается определенный вид и объем медицинской помощи, для этого требуются врачи определенной специализации и необходимое оснащение.

Все должно быть готово к работе в любых условиях и перемене мест расположения.

Для медицинской эвакуации необходим санитарный и подготовленный транспорт. Эвакуацию с объектов поражения осуществляет автотранспорт скорой помощи, транспорт лечебно-профилактических учреждений, попутно может привлекаться индивидуальный транспорт.

Авиа транспорт используется для эвакуации пораженных в специализированные центры страны или региона.

Наиболее сложна в зонах военных действий - эвакуация через очаги пожаров и завалы. Если подъезд к местам нахождения пораженных невозможен, необходимо организовать их вынос на носилках, досках эстафетным способом, до места возможной погрузки на транспорт.

Для выноса и погрузки необходимо привлекать военных, местное население и спасателей. Места погрузки располагают в близи участков поражения, вне зоны пожаров и заражений и.

Для ухода за пострадавшимии выделяется медицинский персонал из состава спасательных отрядов, скорой медицинской помощи, санитарных дружин.

Первый этап медицинской помощи

Первый этап медицинской помощи обеспечивают медицинские отряды гражданской обороны, врачебно-сестринские бригады, прибывшие в очаг катастрофы, хирургические и терапевтические бригады медицинских подразделений, а также части и учреждения Министерства обороны. На этом этапе медицинской помощи оказывается догоспитальная медицинская помощь в виде само- и взаимопомощи, доврачебная и первая врачебная медицинская помощь.

Медицинская помощь на первом этапе направлена на спасение жизни пострадавших и их подготовку к эвакуации.

Второй этап медицинской помощи

Второй этап медицинской помощи – это лечебные учреждения, которые существуют и функционируют вне очага поражения, а также дополнительно развернутые, и предназначающиеся для оказания специализированной и квалифицированной медицинской помощи с целью лечения пострадавших до окончательного исхода.

Основные методы специализированного лечения

Основные методы специализированного лечения порстрадавших и больных:

  • обеспечить постельный режим,
  • диетическое питание,
  • этиопатогенетическое и симптоматическое медикаментозное лечение различных паталогий,
  • физиотерапевтические процедуры и лечебная физкультура,
  • антидотная, дезинтоксикационная и симптоматическая.

Медицинские работники обязаны знать основы медицинской эвакуации и уметь переносить и перевозить больных.

Медицинская эвакуация - транспортирование пострадавших с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи и обеспечения результативного лечения.

Эвакуация является вынужденным мероприятием и чревата ухудшением состояния пострадавших. В то же время быстрая, щадящая, правильно организованная эвакуация способствует быстрейшему и наиболее полному восстановлению здоровья пострадавших.

Показаниями для эвакуации из больницы или поликлиники служат: невозможность оказания пациенту необходимой медицинской помощи на месте и опасность дальнейшего пребывания пациентов в чрезвычайных ситуациях (пожар, угроза взрыва, выход из строя систем жизнеобеспечения больницы и т.п.).

Основные положения эвакуации пациентов из больницы состоят в следующем:

  • 0 оформление списков эвакуируемых в 2 экземплярах и наличие медицинских документов у каждого пациента;
  • 0 соблюдение врачебных рекомендаций по приоритетности транспортирования пациентов;
  • 0 проведение специальной подготовки пациентов к длительной эвакуации (введение лекарственных средств, наложение повязки и т.п.);
  • 0 обеспечение необходимой экипировки, согревания в пути, питания;
  • 0 наблюдение за состоянием пациентов на всех стадиях эвакуации и поддержание функций жизненно важных органов;
  • 0 внесение коррективов в проводимое лечение и в сортировочное заключение при изменении состояния эвакуируемого пациента.

Способы эвакуации пациентов из больницы представлены ниже:

  • 0 самостоятельный выход из опасной зоны или при помощи спасателя;
  • 0 переноска больных на руках (рис. 3.4, а-в), спине (рис. 3.4, г, д ), носилках (рис. 3.5), с помощью носилочной лямки и т.п.;
  • 0 вывоз на носилках-кроватях, креслах, стульях (рис. 3.6), каталках (рис. 3.7), транспортных тележках;

Рис. 3.4.



Рис. 3.5.


Рис. 3.6.

Рис. 3.7.

  • 0 вытаскивание при помощи ткани, саней и т.п.;
  • 0 спуск (подъем) с помощью спасательного пояса, носилочной лямки, лестницы, носилок, лебедки и т.п.;
  • 0 вывоз на автомобилях и других транспортных средствах.

Для вывоза пациентов из больницы, как правило, применяют автомобили, однако в особых случаях могут быть использованы практически все транспортные средства - ручные тележки и сани, вьючные животные, гужевой, водный, авиационный, железнодорожный транспорт. Среди них различают: медицинский транспорт (рис. 3.8); приспособленный - оборудованный креплениями для медицинских носилок или сиденьями; пассажирский транспорт общего пользования (рис. 3.9).


Рис. 3.8.


Рис. 3.9.

Эвакуация пациентов из опасных зон больницы состоит из нескольких стадий:


1. Подготовка к эвакуации (проводится постоянно в каждой медицинской организации):

О определение и доведение до исполнителей способов и маршрутов транспортирования пациентов из помещений, а также способов связи между руководителем и исполнителями эвакуационных мероприятий;

0 эвакуационная маркировка медицинских карт на случай чрезвычайной ситуации в виде записи простым карандашом на титульном листе следующих буквенных обозначений:

А - «амбулаторный» - пациент, подлежащий немедленной выписке на амбулаторное лечение по месту жительства;

ТС - «транспортабельный сидя» - пациент, нуждающийся в эвакуации, для чего можно использовать любой пассажирский транспорт;

ТЛ - «транспортабельный лежа» - пациент, подлежащий эвакуации в другой стационар линейными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП);

НТ - «нетранспортабельный» - пациент, находящийся в тяжелом или крайне тяжелом состоянии и подлежащий эвакуации в другие стационары специализированными бригадами ССиНМП;

  • 0 ежедневное обобщение данных о транспортной характеристике пациентов и доклад в территориальный орган МЧС;
  • 0 поддержание постоянной готовности сил и средств эвакуации.
  • 2. Стадия готовности к эвакуации (начинается сразу после получения информации об опасности):
  • 0 проверка наличия и состояния сил и средств эвакуации;
  • 0 проверка связи между участниками эвакуационных мероприятий;
  • 0 уточнение способов и маршрутов транспортировки;
  • 0 уточнение транспортной характеристики пациентов;
  • 0 подготовка пациентов и их медицинских карт к эвакуации;

О проверка готовности носильщиков и транспортных средств к эвакуации;

О удаление из опасной зоны посетителей и персонала, не участвующего в эвакуации.

  • 3. Стадия эвакуации (начинается после соответствующей команды руководителя медицинской организации):
  • 0 проверка готовности пациентов и транспортных средств к эвакуации;
  • 0 обеспечение безопасности пациентов и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль и коррекция состояния пациентов и спасателей);
  • 0 вывод, вынос и вывоз пациентов, персонала из опасной зоны;
  • 0 эвакуационно-транспортная сортировка на площадке погрузки эвакуируемых пациентов;
  • 0 погрузка пациентов на транспортное средство;
  • 0 составление (уточнение) и оформление (по два экземпляра) списков эвакуируемых пациентов;
  • 0 сопровождение и передача пациентов и медицинской документации по списку эвакуируемых пациентов в другую медицинскую организацию.

Места погрузки пострадавших на транспорт должны находиться вне зоны загрязнения и пожаров. В этих местах, как правило, создают пункты сбора, оборудуют погрузочные устройства, оказывают первую и скорую медицинскую помощь, проводят медицинскую сортировку.

Эвакуационно-транспортную медицинскую сортировку осуществляют для распределения эвакуируемых пациентов на однородные группы:

0 по очередности эвакуации;

О по виду транспорта - машина скорой помощи, реанимобиль, приспособленные и неприспособленные автомобили, железнодорожный, авиационный, водный и иной транспорт;

  • 0 по расположению на средствах эвакуации (лежа, сидя);
  • 0 по эвакуационному предназначению (пункт следования).

В транспорт, следующий в стационарные медицинские организации, целесообразно загружать пострадавших, одинаковых по характеру и локализации повреждений, что значительно сокращает межбольничные переводы и перевозки.

Перед погрузкой пострадавших на каждое транспортное средство нужно составлять список эвакуируемых в двух экземплярах: один экземпляр с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй экземпляр следует с пациентами до пункта назначения. Перед отправкой транспортного средства необходимо проверять наличие медицинских документов каждого пациента.

В горизонтальном положении транспортируют всех пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, с травмой позвоночника, после реанимации, с нарушением функции внешнего дыхания, с действующей системой переливания жидких лекарственных средств. На рис. 3.10 изображены типовые положения тела при транспортировании лежа.


Рис. 3.10.

При многоярусном размещении пациентов в салоне транспортного средства следует учитывать их состояние. Пациентов без сознания, с судорогами и возможностью возникновения рвоты размещают на первом ярусе, других тяжелых - не выше второго яруса, носилочных пациентов с транспортными шинами и гипсовыми повязками - на верхних ярусах.

При транспортировании в автомобилях головной конец носилок обращен в сторону кабины и находится на 10-15 см выше ножного (для уменьшения продольного перемещения тела в ходе движения).

Ответственными за организацию медицинской эвакуации являются начальники гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, городских районов и сельских округов, а за ее медицинское обеспечение - соответствующие начальники медицинской службы гражданской обороны.

Изложенный материал - лишь начало знакомства с обширной системой знаний по безопасности медицинских услуг. Приобретение этих знаний, овладение способами и приемами охраны, защиты и спасения жизни пациентов лежат в основе формирования культуры безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.

Медицинская сортировка представляет собой распределение пораженных на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, установленным объемом помощи на данном этапе медицинской эвакуации и принятым порядком эвакуации.

Цель сортировки и её основное назначение состоят в том, чтобы обеспечить оказание пораженным своевременной медицинской помощи в оптимальном объеме, разумно использовать имеющиеся силы и средства и провести рациональную эвакуацию.

К медицинской сортировке необходимо предъявлять следующие три принципиально важных требования. Она должна быть: непрерывной, преемственной и конкретной и своевременной.

Непрерывность сортировки заключается в том, что она должна начинаться непосредственно на пунктах сбора пораженных (на месте поражения, если перед лицом, оказывающим первую медицинскую помощь, находится несколько пораженных) и далее проводиться на всех этапах медицинской эвакуации и во всех функциональных подразделений через которые проходят пораженные.

Преемственность состоит в том, что на данном этапе медицинской эвакуации сортировка проводится с учетом следующего этапа медицинской эвакуации (куда направляется пораженный), на котором сортировка не должна повторяться, она должна быть более квалифицированной и дифференцированной.

Конкретность медицинской сортировки означает, что в каждый конкретный момент группировка пораженных должна соответствовать условиям работы этапа медицинской эвакуации в данный момент и обеспечивать успешное решение задач в сложившейся обстановке.

Своевременность медицинской сортировки заключается в том, что она должна завершаться не позднее 2-3 часов с момента поступления пораженных (больных) на этап медицинской эвакуации.

При проведении медицинской сортировки пораженные (больные) распределяются на группы. Ведущими признаками, на основании которых осуществляется распределение пораженных на группы, являются:

· опасность для окружающих - нуждаемость пораженных в изоляции или в специальной обработке (учет признаков опасности для окружающих);

· лечебный - нуждаемость пораженных в медицинской помощи, место и очередность ее оказания;

· эвакуационный - целесообразность и возможность дальнейшей эвакуации, вид транспорта и положение пораженного на транспорте.

Исходя из этих признаков пораженные (больные) распределяются на следующие группы:

Исходя из нуждаемости в специальной обработке и необходимости изоляции:

· нуждающиеся в специальной обработке, частичной, полной (в первую или во вторую очередь);

· нуждающиеся в изоляции: в изоляторах для больных с желудочно-кишечными или респираторными инфекционными заболеваниями, острыми психическими расстройствами;


· не нуждающиеся в специальной обработке и изоляции,

Исходя из нуждаемости в медицинской помощи, места и очередности ее оказания:

· нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации; пораженные (больные) этой группы сразу распределяются по месту и очередности ее оказания: в операционную (в первую или во вторую очередь), в перевязочную (в первую или во вторую очередь), в противошоковую и т.д.;

· не нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации или нуждающиеся в медицинской помощи, но она в сложившихся условиях не может быть оказана;

· имеющие не совместимые с жизнью поражения (сортировочное заключение в отношении пораженных, которые выделены в группу имеющих поражения, не совместимые с жизнью, подлежит обязательному уточнению в процессе наблюдения и лечения)Например, в 40-й Армии при сортировке так называемую группу «безнадёжных» разделяли на два потока - один направляли в операционную в первую очередь, а второй - в палаты интенсивной терапии и реанимации. Анализ показал, что 52% раненым из группы «безнадёжных» удалось сохранить жизнь.

Исходя из возможности и целесообразности дальнейшей эвакуации, вида транспортных средств, очередности и способа транспортировки, эвакуационного предназначения:

· подлежащие дальнейшей эвакуации в другие лечебные учреждения; пораженные (больные) этой группы распределяются: по эвакуационному назначению (определяется, в какое лечебное учреждение надлежит эвакуировать пораженного), очередности эвакуации (в первую или во вторую очередь), виду транспортных
средств (авиационный, санитарный, автомобильный и т.д.), способу транспортирования (лежа, сидя), по месту в транспортном средстве (на первом, втором, третьем ярусе) и нуждаемости в медицинском наблюдении в пути следования;

· подлежащие оставлению в данном лечебном учреждении (до окончательного исхода или временно в связис тяжестью состояния - нетранспортабельностью);

· подлежащие возвращению по месту жительства (расселения) или кратковременной задержке для медицинского наблюдения.

Медицинская сортировка должна начинаться непосредственно в пунктах сбора пораженных, проводится на этапе медицинской эвакуации и осуществляется во всех его функциональных подразделениях. Ее содержание зависит от задач, возлагаемых на то или иное функциональное подразделение и этап медицинской эвакуации в целом, а также от условий обстановки. Медицинская сортировка является организационным мероприятием, способствующим своевременному оказанию поражённому или больному необходимой медицинской помощи и рациональной его эвакуации. При проведении сортировки на сортировочной площадке необходимо строго соблюдать правило: вновь прибывшие поражённые и больные должны размещаться или в отдельном ряду площадки или в свободном секторе сортировочной. Размещение вновь прибывших поражённых и больных на освободившихся местах приводит к тому, что о них «забывают», т.к. сортировочная бригада считает, что поражённые, находящиеся в данном ряду уже прошли сортировку. Имеющийся опыт показывает, что в приёмно-сортировочных подразделениях ЭМЭ сортировку целесообразно проводить заблаговременно сформированными и слаженными сортировочными бригадами. Оптимальный состав сортировочной бригады для носилочных - врач, фельдшер(медсестра), медицинская сестра, 2 регистратора и звено носильщиков; для легкопоражённых- врач, медицинская сестра, регистратор.

Для успешного проведения медицинской сортировки на каждом этапе медицинской эвакуации требуется тщательная её организация. Для этого необходимо:

· выделение самостоятельных функциональных подразделений с достаточной емкостью помещений для размещения пораженных, обеспечение удобных подходов к пораженным;

· организация вспомогательных функциональных подразделений для сортировки -сортировочные посты (СП), сортировочные площадки;

· создание сортировочных бригад и их оснащение необходимыми простейшими средствами диагностики

· обязательная фиксация результатов сортировки (сортировочные марки, первичные медицинские карточки и т.п.) в момент ее проведения);

· выделение медицинской сестры-диспетчера для регулирования размещения поступающих пораженных и их дальнейшего движения.

В чрезвычайных ситуациях мирного времени, как и при медицинском обеспечении воинских частей и подразделений в ходе боевых действий, всегда имеет место несоответствие между потребностью в медицинской помощи и возможностью ее оказания.

Согласно медико-тактическим расчетам, основанным на результатах анализа действий сил медицинской службы ВС РФ в современных локальных войнах, военных конфликтах, а также при различных катастрофах, авариях и стихийных бедствиях, до 25-30% и более от общего числа пораженных нуждается в неотложных лечебных мероприятиях, которые наиболее эффективны в первые часы после травмы. Потому при большом количестве пораженных медицинский персонал неминуемо оказывается перед необходимостью выбора - кому оказывать помощь в первую очередь?

И отечественный и зарубежный опыт говорят о том, что приоритетом в получении неотложных лечебных мероприятий должны пользоваться те тяжелопораженные, кто имеет еще шанс выжить. То есть и в ситуациях мирного времени медицинская сортировка при значительном количестве пострадавших должна носить прогностический характер.

Из мировой практики оказания медицинской помощи в ЧС известно, что не получив необходимой помощи, через 1 час после первой травмы умирает 40%, через 3 часа ~ 60%, через 6 часов-95% из тех тяжелопострадавших, кто при своевременном оказании медицинской помощи имел возможность выжить. Оказывая медицинскую помощь первому попавшемуся на глаза или подряд всем пораженным, медицинский персонал наносит непоправимый ущерб, способствует необоснованной гибели пораженных, которых можно было бы спасти. При таком оказании помощи природа сама выполняет жестокую работу врача по медицинской сортировке.

Несколькими месяцами позже при землетрясении в Гиссарской долине (Таджикистан, 5.02. 1989) точность коэффициента а соотношения между погибшими и тяжело пострадавшими 1:3 подтвердились. Несомненно, что лучшие показатели аварийно-спасательных работ в целом и медицинской службы в частности при этом природном бедствии обусловлены приобретенным в Спитаке и Ленинакане горьким опытом, Нельзя сбрасывать со счета и значительно более раннее, чем в Армении начало проведения спасательных работ, сокращение по времени фазы изоляции района землетрясения.

Практика показывает, что если спасатели начинали работать в первые 3 часа после землетрясения, возможно спасение до 90% оставшихся в живых под завалами, через 6 часов - лишь 50%. С течением времени число оставшихся в живых неуклонно уменьшается и через 9-10 дней спасать уже практически некого.

Таким образом, уроки ЧС при землетрясении в Армении, технологических катастрофах в Арзамасе, Свердловске, Уфе, других регионах России и мира убедительно свидетельствуют о необходимости соблюдения требования приоритетности в оказании медицинской помощи тяжело пострадавшим с относительно благоприятным прогнозом, особенно на догоспитальном этапе.

Для оформления результатов медицинской сортировки на первом этапе эвакуации используются следующие документы (при этом преподаватель демонстрирует образцы ниже перечисленных документов):

Журнал регистрации (учета) пораженных. Предназначен для регистрации всех обратившихся за помощью (или доставленных на этап эвакуации). Сведения о пострадавших заносят в журнал непосредственно при осмотре пораженного (больного) или на основании записей в корешках первичных медицинских карточек.

Первичная медицинская карточка, Является формой персонального учета и предназначена для обеспечения преемственности и последовательности лечебно-эвакуационных мероприятий, медицинской сортировки пораженных и их первичного медицинского учета. Заполненная карточка приобретает юридическое значение, поскольку она удостоверяет факт поражения (ранения, заболевания) и, следовательно, дает право на эвакуацию пострадавшего на второй этап эвакуации. Карточку заводят на пораженных, подлежащих эвакуации. На пораженных, не нуждающихся в медицинской помощи на первом ЭМЭ и не нуждающихся в эвакуации на второй ЭМЭ, а отправляемых на амбулаторное лечение по месту расквартирования, медицинская карточка не заполняется. Они регистрируются только в журнале учета пораженных.

Сортировочные марки - вспомогательное средство при сортировке. Они имеют разную форму, цвет, что дает возможность бригадам носильщиков быстро ориентироваться в отборе пораженных по срочности и транспортировке в соответствующее функциональное отделение (больницу) для своевременного оказания соответствующей медицинской помощи. Сортировочные марки прикрепляют к одежде пораженного булавкой или на бечевке на видном месте.

Эвакуационный паспорт. Выдается водителю или сопровождающему. В нем указываются сведения о профиле пораженных, находящихся в транспорте, их количестве, а также носилочных и сидячих, время отправления транспорта и др.

Путевые и маршрутные листы. Выдаются водителю. При эвакуации воздушным транспортом представляются пофамильные списки.

История болезни. На первом ЭМЭ заводится только на нетранспортабельных пораженных иди легко пораженных, оставляемых для временного лечения. На втором ЭМЭ - на всех пораженных, поступивших на стационарное лечение, при этом первичная медицинская карточка вкладывается в историю болезни.

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует, что медицинская сортировка чаще всего является узким местом в деятельности этапов медицинской эвакуации, Это связано с тем, что врачи, осуществляющие медицинскую сортировку, не всегда хорошо знают этиологию, патогенез поражений (заболеваний), основы и методы их этапного лечения, а такэюе содержание и организацию работы функциональных подразделений медицинского формирования, учреждения

Поэтому совершенствование знаний и умений по медицинской сортировке является важнейшим условием для эффективного решения задач лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в ЧС.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказаний пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.

Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.

Следует отметить, что медицинская эвакуация, кроме указанной цели, обеспечивает своевременное освобождение этапов медицинской эвакуации и возможность их повторного использования.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации.

Расстояние отпункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации.

Совокупность путей эвакуации, расположенных в полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных может создаваться несколько эвакуационных направлений, как это имело место при ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде, Армении и при других стихийных бедствиях и катастрофах. Медицинская эвакуация начинается с Организованного выноса, вывода и вывоза пораженных (больных) го зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, обеспечивающие окончательное лечение.

Как правило, основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения)

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров. Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин. В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка.

В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС используется авиация, в частности - вертолеты. Современные воздушные эвакотранспортные средства (вертолет Ми-8 МБ "Биссектриса", самолеты Ан-26 "Спасатель", Ил-74 "Скальпель") являются по сути летающими реанимационными, позволяющими осуществлять весь объем неотложной реанимационной помощи любым категориям пострадавших и в несколько раз снижать летальность на путях эвакуации (летальность в пути на автомобилях при политравме может достигать 3 3 - 44 %).

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф и т. п) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.).

Общим правилом при транспортировании пораженных (больных) на носилках является несменяемость носилок с их заменой из обменного фонда. Объем эвакуационных мероприятий в ЧС мирного времени может быть весьма значительным. Так, например, в Башкирии при взрыве трубогазопровода, повлекшего за собой крупную железнодорожную катастрофу с числом пострадавших более 1200, для эвакуации пострадавших непосредственно из очага в специализированные стационары региона катастрофы и Центра было задействовано около 40 вертолетов и более 130 автомобилей.

Практика организации медицинской эвакуации в ЧС мирного и военного времени позволила выявить общие требования к ней. Медицинская эвакуа­ция должна осуществляться на основе медицинской сортировки и в соот­ветствии с эвакуационным заключением в первичной медицинской карте или другом сопроводительном документе. Медицинская эвакуация должна быть кратковременной , обеспечивающей скорейшую доставку пораженных (больных) в ЛПУ по назначению и исключающей однотипные или промежуточ­ные этапы медицинской эвакуации.

Последовательное прохождение пораженных (больных) через все этапы медицинской эвакуации совершенно необязательно. В случаях, когда соз­дается обстановка, позволяющая производить эвакуацию пораженных (боль­ных) минуя те или иные этапы без ущерба для их здоровья, такая эвакуа­ция должна обязательно применяться.

Медицинская эвакуация должна быть максимально щадящей .

Наиболее щадящими видами транспорта являются авиационный и железно­дорожный. Авиационные транспортные средства являются наиболее мобиль­ными, обеспечивают доставку пораженных (больных) в короткие сроки, а вертолетами, кроме того, можно эвакуировать из труднодоступных мест.

Эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пораженных в ЧС и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным складывающейся обстановкой и невозможностью организовать оказание исчерпывающей медицинской помощи и полноценное лечение пораженных в непосредственной близости от зоны (района) ЧС. Поэтому эвакуация - это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов в выполнении одной из главных задач СМК - быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения смертельных исходов. Очевидно, что для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и скоростные транспортные средства.

Нетранспортабельность - состояние пораженного (больного), обуслов­ленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условия­ми транспортировки.

К группе нетранспортабельных относят тех пораженных (больных), кото­рые нуждаются в дальнейшей эвакуации на последующий этап, но не спо­собны перенести ее по тяжести состояния здоровья. В эту группу не включаются лица, имеющие несовместимые с жизнью повреждения (они не нуждаются в эвакуации, а нуждаются в облегчении страданий).

Нетранспортабельных пораженных (больных) на этапе оказания первой врачебной помощи не выделяют. Правильно выполненные мероприятия первой врачебной помощи по жизненным показаниям лицам, не имеющим несовмести­мых с жизнью травм, обеспечивают подготовку пораженных (больных) к дальнейшей эвакуации. В особых случаях необходимо обеспечить поддержание жизненно важных функций органов и систем в пути следования. Друго­го выбора в условиях ЧС в настоящее время нет.

Нетранспортабельные пораженные (больные) подлежат временной госпитализации с целью прове­дения интенсивной терапии. Сроки нетранспортабельности зависят: от ви­да транспорта, на котором эвакуируют пострадавшего; характера меди­цинского вмешательства; тяжести состояния здоровья, обусловленного са­мим поражением и некоторых других причин. Так, например, сроки нет­ранспортабельности пораженных (больных) терапевтического профиля при эвакуации их автомобильным транспортом колеблются от 1 до 5 суток. Од­нако в случае использования авиационного транспорта указанные сроки резко меняются: в первые сутки могут быть эвакуированы до 60%, а во вторые - до 40% пострадавших.

При оказании хирургической помощи нетранспортабельность при эвакуа­ции санитарным автомобильным транспортом составляет: после трепанации черепа - 21 сутки, после лапаротомии - 10, торакотомии - 2-4, ампута­ции - 2-3 суток, при травматическом и ожоговом шоке - после выведения из него и т.д. При эвакуации же этих категорий пораженных авиационным транспортом в первые сутки могут быть эвакуированы до 25%, а во вторые - оставшиеся 75% пораженных.

При подготовке пораженного (больного) к эвакуации он должен быть приведен в транспортабельное состояние. В случае смерти пострадавшего в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший разрешение на эвакуацию. Первичная медицинская карта и все личные до­кументы должны находиться при каждом эвакуируемом.

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру и локализации пораженными. Это значительно облегчает их эвакуацию по назначению, сокращает межбольничные переводы и перевозки.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага поражения, транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным больным необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене очаг поражения - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобным является реанимационно-операционный самолет АН-26М «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.


В зонах военных действий наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, спасательных отрядов, а также транспортом ББ загородной зоны, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекаются персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава ОМП, спасательных отрядов. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, ББ загородной зоны и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие, т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на ЭМЭ с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы ББ эвакуируют пострадавших в одном направлении. Далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства, выделяемые начальниками ГО. Для временного размещения пораженных, ожидающих транспорт, на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.

В ходе подготовки к эвакуации пострадавшим проводят:

Восполнение кровопотери;

Обезболивание;

Купирование психического возбуждения;

Транспортную и лечебную иммобилизацию и др.

Вместе с тем имеются противопоказания к эвакуации раненых всеми видами транспортных средств:

Шок II - III степени;

Невосполненная тяжелая кровопотеря;

Терминальные состояния;

Ранения и травмы черепа и головного мозга с утратой зрачковых и корнеальных рефлексов, синдром сдавления головного мозга, менингоэнцефалит, продолжающаяся ликворея;

Состояние после трахеостомии (до установления устойчивого внешнего дыхания);

Зияние раны глаза с угрозой потери оболочек, кровотечение или его угроза, признаки эндофтальмита, острое повышение внутриглазного давления при ожогах глазного яблока;

Тяжелые формы дыхательной недостаточности, эмпиема плевры и септическое состояние при ранениях груди;

Разлитой перитонит, внутрибрюшинные абсцессы, острая кишечная недостаточность, угроза или признаки эвентрации внутренних органов;

Гнойно-мочевые затеки, септическое состояние при ранениях органов мочеполовой сферы;

Острые гнойно-септические осложнения при ранениях длинных трубчатых костей, костей таза и крупных суставов;

Анаэробная инфекция и столбняк;

Тромбоз магистральных сосудов, состояние после перевязки наружной и общей сонной артерии (до снятия швов);

Жировая эмболия и тромбоэмболия легочной артерии;

Острая печеночно-почечная недостаточность;

Комбинированные радиационные поражения с облучением в дозе 6 Гр и более.

Для эвакуации раненых авиатранспортом противопоказаниями являются:

Продолжающееся внутреннее и неостановленное наружное кровотечение;

Невосполненная кровопотеря;

Выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, требующие интенсивной терапии;

Шок II - III степени;

Недренированный закрытый или неустраненный клапанный пневмоторакс;

Выраженный парез кишечника после лапаротомии;

Септический шок;

Жировая эмболия.

К нетранспортабельным терапевтического профиля на этапе оказания квалифицированной помощи необходимо относить пораженных и больных со следующими клиническими синдромами:

Острая дыхательная недостаточность 2 - 3 степени (выраженный бронхоспазм, токсический отек легких, парез и паралич дыхания, массивный выпотной плеврит, двухсторонняя сливная пневмония, напряженный пневмоторакс);

Острая сердечно-сосудистая недостаточность (циркуляторный коллапс, сердечная астма; кардиогенный отек легких);

Тяжелые нарушения сердечного ритма и проводимости (пароксизмальная тахикардия, пароксизмальная форма мерцательной аритмии, полная атриовентрикулярная блокада, частые политопные, групповые и ранние экстрасистолы);

Судорожный синдром;

Коматозное состояние;

Неукротимая рвота;

Некупированный болевой синдром (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночная и почечная колика и др.);

Тяжелый гипертонический криз.

После оказания квалифицированной хирургической помощи установлены следующие сроки нетранспортабельности автомобильным транспортом:

Раненые с огнестрельными переломами конечностей - 2 - 3 суток после операции.

Раненые в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза - 2 - 4 суток;

Раненые в живот после лапаротомии - 10 суток;

Раненые в голову 21 - 28 суток.

Если для эвакуации используется авиатранспорт, то 75 - 90% раненых (пораженных) могут быть эвакуированы в 1 - 2 сутки.

Пострадавших с термическими поражениями следует эвакуировать автомобильным и железнодорожным транспортом до развития осложнений, т.е. не позднее 10 - 15 суток, а авиационным - на 2 - 3 сутки после выведения из шока.

Основы управления силами и средствами МСГО
в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации

Управление медицинской службой – это целенаправленная деятельность начальников МС ГО по поддержанию постоянной готовности ее подразделе­ний и учреждений, всесторонней подготовке их к медицинскому обеспечению и руководству ими при выполне­нии поставленных задач.

Основная цель управления – обеспечение высокой готовности сил и средств МС, их всесторонней подготовки и максимальной эффективности использования при решении поставленных задач.

В основу управления положены следующие принципы :

Единоначалие;

Централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

Твердость и настойчивость при выполнении принятых решений и планов;

Оперативность и гибкость реагирования на изменение обстановки;

Личная ответственность начальника медицинской службы гражданской обороны за принимаемые решения и действия подчиненных при выполнении поставленных им задач.

Чтобы обоснованно решать воп­росы управления медицинской службой, следует знать общие положения теории управления.

В любой управляемой системе, в том числе в МС ГО в целом, а также в отдельных ее звеньях, в медицинских учреждениях имеются орган управления и объекты управления. Под органом управления следует понимать начальников медицинской службы, начальников медицинских учреждений, основные обязан­ности которых заключаются, во-первых, в определении целей и способов действий объектов управления, во-вторых, в целенаправленном воздействии на них в интере­сах достижения намеченных целей. Объекты управления – это формирования и учреждения МС ГО, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно выполняют мероприятия по медицинскому обеспечению.

Для успешной работы управляемой системы необходи­ма постоянная связь между органом и объектом управ­ления.

В процессе управления образуется замкнутый контур управления . Основными его элементами являются:

- орган управления , который проводит сбор необходи­мой информации (указания старшего начальника медицинской службы, сведения о состоянии подчиненных сил и средств, а также об условиях, в которых будут выполняться поставленные задачи и др.), перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи подчиненным, оказывает им практическую помощь и осуществляет контроль;

- каналы командной связи , обеспечивающие своевременную и точную передачу задач объектам управле­ния;

- объекты управления , выполняющие поставленные задачи;

- каналы обратной связи , по которым идет инфор­мация о выполнении отданных распоряжений и состоянии подчиненных объектов.

Система управления эффективна лишь при условии четкой работы всех названных эле­ментов.

Управление медицинской службой гражданской обороны должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.

Устойчивость управления определяется способностью начальника медицинской службы выполнять свои функциональные обязанности по управлению подчиненными силами и средствами в резко меняющихся условиях реальной обстановки.

Непрерывность управления заключается в постоянной связи с руководимыми силами и средствами.

Оперативность управления заключается в знании обстановки, быстром и пра­вильном реагировании на ее изменения, в своевременном принятии решений и быстрой постановке задач подчинен­ным.

Скрытность управления обеспечивается сохранением в тайне всех мероприятий по подготовке и осуществлению медицинского обеспечения.

Существенным условием для достижения устойчивости и непрерывности управления медицинской службой явля­ется бесперебойно действующая связь.

Успешное решение задач управления и эффективного использования сил и средств медицинской службы в значительной степени зависит от применяемых начальником медицинской службы части методов работы.

Под методами управления понимают определенный порядок и приемы работы начальника медицинской службы при решении конкретных задач управления.

В процессе управления применяются следующие методы работы – последовательный, параллельный или их сочетание.

Метод последовательной работы применяется при длительных сроках подготовки. При этом методе каждая нижестоящая инстанция начинает работать после принятия решения и завершения планирования в вышестоящей инстанции на основе полученной информации. Начальник медицинской службы включается в работу после ознакомления с решением начальника и указаниями вышестоящего начальника медицинской службы.

Метод параллельной работы применяется при коротких сроках подготовки. При этом методе организация работы по подготовке к медицинскому обеспечению предстоящих действий осуществляется во всех звеньях управления одновременно. Каждая нижестоящая инстанция приступает к постановке задач подчиненным и планированию после того, как вышестоящая инстанция примет решение и поставит задачу подчиненным устно до завершения планирования на своем уровне.

Руководство подготовкой медицинской службы к медицинскому обеспечению включает ряд мероприятий, основными из которых являются: принятие решения на медицинское обеспечение и планирование медицинского обеспечения; подготовка сил и средств медицинской службы; организация взаимодействия; организация управления.

Медицинская эвакуация проводится при невозможности оказания полноценной МП пораженным в районе ЧС, начинается с выноса (вывоза) пораженных из очага поражения и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, где оказывается полный объем МП и лечение. За эвакуацию пораженных с участков аварийно-спасательных работ отвечают соответственно руководитель аварийно-спасательными работами, начальники формирований службы экстренной медицинской помощи, руководители объектов народного хозяйства (предприятий и организаций) или представители местных органов власти (городских, районных и т.д.).

Эвакуационное направление - совокупность путей, с развернутыми на них этапами медицинской эвакуации, по которым пораженные и больные эвакуируются до лечебного учреждения, оказывающего исчерпывающую медицинскую помощь и осуществляющего лечение,

Порядок медицинской эвакуации определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации.

Производится медицинская эвакуация воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. Условия эвакуации не должны усугублять состояния пораженных и обеспечивать возможность оказания необходимой МП пораженным в пути следования до стационара.

Основные правила медицинской эвакуации:

  • - в первую очередь на транспорт грузятся тяжело пораженные;
  • - во вторую - пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в положении сидя;
  • - в третью - легкопораженные.

Подготовка пострадавших к эвакуации включает комплекс мероприятий, направленных на восстановление и стабилизацию жизненно важных функций, создание поврежденным органам и тканям условий, исключающих возможность развития осложнений в процессе эвакуации. Они сводятся к интенсивной терапии раненых и лечению поврежденных органов и тканей до уровня, безопасного для эвакуации. В значительной мере эти мероприятия определяются характером, тяжестью и локализацией повреждения. При оценке показаний к эвакуации следует ориентироваться на общее состояние пораженных и на состояние поврежденных органов и тканей. Особое место при оценке показаний к эвакуации отводится черепно-мозговой травме с повреждением головного мозга. Следует помнить , что пораженные с повреждением головного мозга без операции переносят эвакуацию лучше, чем после операции. Таких раненых не следует задерживать на этапе квалифицированной помощи для проведения диагностических мероприятий и дегидратационной терапии. Нарушение сознания и очаговая неврологическая симптоматика не являются противопоказанием к эвакуации.

Эвакуация пострадавших из очага поражения представляет сложный, длительный, нередко достаточно травматичный процесс. При этом большинству раненых и больных не может быть оказана исчерпывающая помощь в ранние сроки и поэтому ее приходится оказывать поэтапно в строго необходимом объеме и с сохранением преемственности в ходе всего процесса лечения. В ходе этапного лечения в условиях ЧС одинаково ошибочно недовыполнение объема помощи, связанное с угрозой возникновения жизненно опасных осложнений, или наоборот, выполнение излишних лечебных мероприятий, затрудняющих дальнейшую транспортировку раненого и снижающих ее переносимость. Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны изолироваться и перевозиться отдельно. При эвакуации инфекционных больных должен обеспечиваться противоэпидемический режим с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации.

Преемственность и последовательность в проведении лечебно-эвакуационных мероприятий могут быть достигнуты при условии четкого ведения медицинской документации, позволяющей медицинскому персоналу быстро ориентироваться в состоянии пострадавших на предыдущих этапах медицинской эвакуации и проведенных лечебно-профилактических мероприятиях. К примеру, в одном медицинском формировании пораженному оказали полноценную МП, о которой в результате отсутствия сопровождающего документа на следующем этапе медицинской эвакуации не известно. В лучшем случае здесь будет бесцельно затрачено время на дополнительный опрос и обследование пораженного. Нередко проведенное ранее мероприятие выполняется вновь, что может оказаться небезопасным для пострадавшего и является ненужной тратой времени медицинским работником. Наибольшее значение для обеспечения последовательности в оказании медицинской помощи раненым и больным имеют такие документы персонального медицинского учета, как «Первичная медицинская карточка» и «История болезни». Первичная медицинская карточка заполняется на всех пострадавших в ЧС в связи с повреждением или заболеванием, при первом оказании врачебной помощи и которые после оказания МП будут эвакуированы в лечебное учреждение. В ней отмечается наименование службы (медицинского пункта, учреждения), выдавшего карточку, анкетные данные пораженного, время ранения (заболевания), характер поражения, диагноз, оказанная медицинская помощь, порядок, способ и очередность эвакуации. Заполнение карточки продолжается до того момента, когда на раненого или больного заводится история болезни, при этом карточку вклеивают в историю болезни.

Из определения системы лечебно-эвакуационного обеспечения следует, что по мере эвакуации к месту окончательного лечения пораженный вынужден находиться на попечении многих врачей. Если каждый из них не будет руководствоваться едиными взглядами на оказание МП при данном повреждении или заболевании, то это, несомненно, отрицательно повлияет и на течение, и на исход лечения.