Ли опекун прописаться к опекаемому. Место жительства и место регистрации («прописки»)

В последнее время тема регистрации граждан по месту пребывания стала объектом пристального внимания должностных лиц. Повсеместно выявляются факты нарушения правил регистрации, гражданам без прописки выписывают штрафы, у них возникают проблемы при обращении в госучреждения и решении даже самых простых вопросов. Актуальны связанные с регистрацией вопросы и для опекунов. Если опекаемый не достиг шестнадцатилетия, по закону в обязательном порядке с ним должен проживать (быть зарегистрирован) опекун. И тут возникают сложности: например, не все знают, как прописать опекуна в муниципальную квартиру.

Общие правила

Муниципальная квартира – помещение, находящееся в ведении муниципалитета. И если владелец частной собственности может самостоятельно распоряжаться жильем, то лица, проживающие в муниципальной квартире, не имеют права совершать с ней никаких действий. Условия пользования муниципальным жильем изложены в договоре социального найма, который муниципалитет заключает с каждым жильцом. При этом орган местного самоуправления является наймодателем, а лицо, с которым заключен договор – нанимателем.

В ст. 70 ЖК РФ говорится о том, что наниматель может вселить в занимаемое им помещение членов своей семьи: детей, родителей, супруга или супругу. При этом потребуются письменные согласия на прописку перечисленных лиц от тех жильцов, которые уже проживают в муниципальной квартире. Но может возникнуть ситуация, когда необходимо прописать в муниципальное жилье лиц, не являющихся родственниками. Например, опекуна. В этом случае необходимо получить письменное согласие не только всех зарегистрированных в помещении лиц, но и наймодателя, а также опеки.

Оформляя разрешение на регистрацию, наймодатель должен проконтролировать, что после вселения нового жильца общая площадь квартиры в расчете на одного проживающего в ней человека находится в пределах нормы.

Пользование жилплощадью

Согласно ФЗ «Об опеке и попечительстве», опекун не имеет права пользоваться имуществом опекаемого. Именно по этой причине органы опеки, рассматривая в каждом отдельном случае вопрос о назначении опекуна, оценивают прежде всего возможности опекуна. В частности, то, позволяет ли жилплощадь опекуна проживать ему совместно с опекаемым. Ведь по закону опекун должен постоянно проявлять заботу об опекаемом. Ст. 20 ГК РФ говорит о том, что местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства опекунов. О раздельном проживании опекуна и опекаемого можно говорить лишь тогда, когда возраст последнего 16 и более лет.

По просьбе добросовестно исполняющего свои обязанности опекуна органы опеки могут рассмотреть вопрос о возможности проживания опекуна и опекаемого на жилплощади последнего.

Основанием для прошения о регистрации на жилплощади, занимаемой опекаемым, могут стать такие факторы, как, например, близость к дому медицинского или образовательного учреждения, либо жилье опекуна и опекаемого расположено на значительном расстоянии друг от друга.

Порядок прописки

Исходя из норм закона, прописка опекуна в занимаемой опекаемым квартире предусмотрена. Прежде чем обращаться с заявлением о регистрации в паспортный стол, опекуну стоит досконально изучить условия договора об опеке (если таковой заключен), в частности, пункт об условиях проживания и пользовании имуществом.

Убедившись, что документ не запрещает совместного проживания на территории опекаемого, опекун может обратиться в органы опеки и попечительства с письменным заявлением. В заявлении нужно четко обозначить причины, по которым опекуну необходима регистрация по месту жительства опекаемого. В нем же излагается просьба о выдаче разрешения на регистрацию в муниципальном жилье, занимаемом лицом, находящимся под опекой.

После того как ответ от органов опеки получен, опекун должен обратиться в местный муниципалитет с целью получения разрешения на регистрацию в муниципальной квартире, а также получить письменные согласия на прописку от тех лиц, которые в данной квартире зарегистрированы. Когда весь пакет документов собран, опекун может обратиться в паспортный стол и оформить регистрацию по месту жительства опекаемого.

Регистрация в данном случае возможна только временная: на время действия опеки, либо на срок, обозначенный органами опеки или муниципалитетом.

Опекуну не стоит забывать о том, что органы опеки и попечительства следят за тем, не нарушаются ли права опекаемого. Недобросовестного опекуна могут отстранить от выполняемых им обязанностей. В этом случае последует снятие с регистрационного учета.

Регистрация граждан осуществляется территориальными органами ФМС (т.н. "паспортные столы"). Регистрация по месту жительства – это т.н. "постоянная" регистрация, по месту пребывания - т.н. "временная" регистрация. Правила регистрации (временной или постоянной) подопечных детей и воспитанников приемных семей установлены в пп. 28 и 29 , и в пп. 114 - 119 . Рекомендую обязательно прочитать эти положения в оригинале.

На время нахождения ребенка под опекой - т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением - наиболее уместной с т.з. общей логики представляется регистрация по месту пребывания ("временная" регистрация) :

Во-первых , . Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

Во-вторых , в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 , временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо - при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

    либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

    либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, постоянно проживающих в данном жилье.

В-третьих , если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

Наконец , существует риск, что при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна будет истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым.

(Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи - и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково . Однако обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов это определение не имеет).

Однако, с января 2014 года ситуация усложнилась.

Дело в том, что до 2014 года определение "места жительства" в ст. 2 звучало так:

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Но с 1 января 2014 года определение "места жительства" в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" было изменено:

Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат , возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

Возьмем, к примеру, г. Москва ( о заключении договора о создании приемной семье, а также назначении выплат на содержание подопечных детей и вознаграждения приемным родителям).

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" , также формально предоставляются только тем детям-сиротам, "местом жительства которых является город Москва" (ст. 2 Закона).

Аналогичная ситуация и с московской ежемесячной компенсационной выплатой опекунам, занятым уходом за ребенком-инвалидом. Хотя назначается она именно опекуну, а не подопечному ребенку (т.е. первостепенное значение должно иметь место жительства именно опекуна как получателя выплаты), но в п. 24(1) , уточняется, что ежемесячные денежные выплаты от г. Москвы назначаются только при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства (постоянную регистрацию) в г. Москве.

Также, есть прецеденты отказа регионального отделения ПФ РФ в г. Москве в назначении пенсии ребенку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей, рожденному в г. Москве, биологические родители живут в г. Москве, приемные родители живут в г. Москве, ребенка забирали из дома ребенка г. Москвы, но без постоянной регистрации в г. Москве. Основание то же: пенсия назначается только лицам, имеющим место жительства в РФ, а этот ребенок, по новым поправкам, места жительства не имеет, т.к. не имеет регистрации по месту жительства, только по месту пребывания.

Получается, что рассчитывать на выплаты и льготы от г. Москвы вправе только те дети-сироты, которые имеют постоянную регистрацию в г. Москве в жилье биородителей, а фактически проживают с опекунами-москвичами в другом районе г. Москвы. Если же ребенок привезен в семью опекунов-москвичей из другого региона, где у него сохранилась постоянная регистрация, или же у ребенка вообще нет постоянной регистрации на территории РФ (например, ребенка оставили в роддоме, и в детском доме была оформлена только временная регистрация), то рассчитывать на социальную поддержку от Москвы он сможет только после оформления постоянной регистрации в г. Москве. Понятно, что постоянную регистрацию в г. Москве для ребенка-сироты из другого региона может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

Важно отметить, что защитить права приемных семей может суд: например, в начале 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда встала на сторону опекунов и признала незаконными решения территориальных органов Департамента соцзащиты г. Москвы об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации в Москве по месту жительства и принятых на воспитание в приемные семьи жителей города Москвы из других регионов.

Из других регионов поступают сигналы об отказе в выписке бесплатных лекарств для подопечных детей без постоянной регистрации в данном регионе (аналогичная проблема и в г. Москве). Также, в некоторых регионах отмечают попытки отказать в постановке на учет на получение жилья, если у подопечного ребенка нет постоянной регистрации в данном регионе. В Московской области зарегистрированы случаи отказа в предоставлении путевок тем подопечным детям, которые имеют в МО только временную регистрацию (как и их опекуны). При этом в отказе отмечалось, что ответ был бы положительный, если бы хотя бы у опекунов была постоянная регистрация в МО.

Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 , снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) - в) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288 , снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительствана изменение места пребывания или места жительства ребенка.

По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи - и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012 . Однако это определение обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов не имеет. Также, оно было принято до изменений в определение "места жительства" в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" , поэтому с учетом нового законодательства и позиция судов может измениться.

Согласно Федеральному закону РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п.2 ст.8) и Инструкции о правилах регистрации граждан, утвержденной Приказом МВД РФ №393 (п.5.14), подопечные дети регистрируются на необходимый срок по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей на основании документов, подтверждающих установление опеки (попечительства). Иными словами, подопечный ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой, т.е. до 18 лет. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме №1 («по месту пребывания»).

Следует обратить внимание на то, что при регистрации подопечного несовершеннолетнего ребенка по месту жительства опекуна, согласие собственника жилья или других проживающих не требуется (п.п.10 и 12 Постановления Правительства РФ №713).

Иногда опекунам настойчиво предлагают заполнить форму №6, используемую для регистрации «по месту жительства», но с припиской «на время нахождения под опекой». Советуем этого не делать, так как временная регистрация при опеке уместна прежде всего потому, что по достижении совершеннолетия подопечный ребенок либо возвращается в закрепленное за ним жилье (если такое существует), либо получает жилье от государства во внеочередном порядке. Постоянная регистрация подопечного ребенка по форме №6 может быть истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенком жилья по месту жительства опекуна. В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на жилье от государства по достижении 18 лет, как уже «обеспеченный» таковым.

Необходимость регистрации подопечного ребенка по месту жительства опекуна.

Муниципальные детские дошкольные и образовательные учреждения вправе отказать в приеме ребенка, чье проживание на их территории официально не подтверждено в виде постоянной или временной регистрации. Наконец, подопечному ребенку может быть отказано в прикреплении к местным учреждениям здравоохранения, если он не имеет регистрации на территории данного региона.

Если Вас, уважаемые посетите сайта, заинтересовала данная информация, обращайтесь в орган опеки и попечительства муниципалитета Филевский парк, где специалисты объяснят, расскажут, помогут.

Главный специалист
Шагурина Н.А.

15.06.2010 Мэр и Правительство Москвы 2007 год в Москве объявили Годом ребенка. Приняли комплексную программу о дополнительных мерах по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год.

Что же сделано нашим органом опеки и попечительства муниципалитета нашего муниципального образования Филёвский парк в рамках этой программы?

Социальное сиротство. К сожалению, как часто мы слышим это словосочетание. Что же это такое? Это дети, оставшиеся сиротами при живых родителях. Это когда родители от детей отказываются в самом раннем детстве (а мы имеем на территории роддом № 2, в котором рождаются не всегда желанные дети), когда родители ведут асоциальный образ жизни, несовместимый с воспитанием детей (злоупотребляют спиртными напитками, принимают наркотики и т.д.), уклоняются от их содержания.

И вот главная задача всех нас своевременно выявить таких детей, детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Главное не оставаться равнодушными к судьбам детей, нуждающихся в нашей защите и помощи. Для этого всего лишь нужно сообщить по телефонам: в орган опеки и попечительства-142-38-11, в подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел Филёвский парк-148-75-70 ((ПДН ОВД), дежурную часть -148-75-76, в Комиссию по делам несовершеннолетних и Защите их прав- 142-07-00.

В этих организациях обязательно займутся устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В Конвенции ООН «О правах ребенка» и Семейном Законодательстве Российской Федерации приоритетным правом ребенка является право жить и воспитываться в семье. Именно эти обстоятельства обязывают нас, на ком лежит ответственность за будущее сироты, искать, подбирать и создавать ему домашние, семейные условия проживания. Только в этих условиях можно успешно решать проблемы ребенка, как личности, подготовки его к самостоятельной жизни, к профессии, только в этих условиях интересы и права ребенка обеспечены и защищены наилучшим образом.

Часто в орган опеки и попечительства поступают вопросы от граждан, решивших взять ребенка на воспитание в свою семью: Какие существуют формы устройства несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью?

Какие льготы имеет ребёнок и гражданин, изъявивший желание изменить жизнь к лучшему обездоленному ребенку.

Отвечают специалисты органа опеки и попечительства:

1. Что такое усыновление (удочерение) детей?
Это наиболее желательная форма воспитания осиротевших детей. При усыновлении ребенка между ним и его усыновителями устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между кровными родителями и детьми. Усыновление производится судом по заявлению лиц(лица), желающих усыновить ребенка.
(См. дополнительный материал «Если Вы усыновили Ребенка).

2. Как стать опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка?
Чем отличается оформление опеки (попечительства) от усыновления? Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, (над детьми до 14 лет-опека, от 14 до 18 лет-попечительство), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опекунами или попечителями назначаются граждане распоряжением руководителя органа местного самоуправления (в Москве - муниципалитеты). Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Правоотношения между ребенком и попечителем прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия. На содержание каждого подопечного опекуну(попечителю) выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством Москвы.
(См. дополнительный материал «Если Вы -опекун(попечитель) ребенка»).

3. Как образуется приемная семья?
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемные родители по отношению к приемному ребенку(детям) обладают правами и обязанностями опекуна(попечителя). Общее число в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачивается ежемесячно денежные средства. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Субъектов Федерации.
(См. дополнительный материал «если Вы -приемный родитель»).

4. Как стать патронатным воспитателем?
Граждане, желающие взять ребенка на патронатное воспитание, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть патронатными воспитателями. Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляется уполномоченной службой по патронату в индивидуально определяемый для него срок. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере 3.5 МРОТа в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание.
(См. дополнительный материал «если Вы - патронатный воспитатель»).

Уважаемые жители!

Если рядом с Вами живет ребенок, которому необходима помощь, сообщите в орган опеки и попечительства муниципалитета Филёвский парк.

А если Вы имеете желание и возможность сделать хотя бы одного ребенка счастливым и можете взять его из детского учреждения на воспитание в свою семью - обращайтесь в орган опеки и попечительства муниципалитета Филёвский парк.

Мы ждем Вас и верим, что интересы детей и людей, готовых им помочь, обязательно пересекутся.

Место жительства и место регистрации («прописки») - аспекты правоприменения при назначении опеки.

Как устанавливается и постановлением Правительства (об опеке и попечительстве), и постановлением Правительства от 29 марта 2000 года № 275 (об усыновлении), граждане, желающие стать опекунами, попечителями, приёмными родителями и, конечно, усыновителями, должны обращаться в орган опеки и попечительства по месту жительства.

При этом, при определении понятия «места жительства» возникают вполне ожидаемые сложности, и различия в правоприменительной практике.

С одной стороны, место жительства гражданина определено в Гражданском кодексе РФ (ГК) как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. С другой, существовала (и существует) регистрация по месту жительства (её неправильно, опираясь на воспоминания, называют частенько «пропиской»). У множества людей эти два места не совпадают. Причём часто даже в пределах одного населённого пункта (Москва - пример такого тотального несовпадения).

В середине 90-х годов, после принятия действующего ГК с применением этого понятия возникало немало трудностей, и этот вопрос, в том или ином виде, постоянно ставился перед Конституционным судом, который, в конце концов, выработал очень понятный и чёткий ответ на этот вопрос: наличие или отсутствие регистрации по месту жительства - не основание для ограничения или условие для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством. Позднее, эта норма была включена в статью 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-I.

С тех пор утекло много воды и сломано много копий. Но, как оказывается, тема с «пропиской», благополучно погибшая с принятием упомянутого закона, возникла вновь. Вспомнили о ней (внезапно!) органы опеки и попечительства.

Выглядит это примерно так.

Алевтина (все имена и все данные изменены) живёт в Москве уже 12 лет, сменила за это время несколько квартир, но последние 4 года живёт в Выхино. Поэтому, когда она решила принять под опеку в свою семью ребёнка (а потом и усыновить), она обратилась в соответствующий отдел социальной защиты с заявлением, в порядке установленном постановлением Правительства № 423, о выдаче ей заключения о возможности быть опекуном.

Орган опеки зачем-то созвал по этому поводу «комиссию» (об их законности, легитимности и ценности их решений - отдельный разговор, я уже об этом), долго мучил Алевтину разными глупыми вопросами, и, в конце концов, заставили ждать её не 10 положенных дней, а почти месяц.

Через месяц гора родила мышь. Это было на полутора листочках объяснение, что, поскольку Алевтина «прописана» в Уфе, то туда ей и надо обращаться, и там ей что-нибудь и выдадут. А её 12-летнее продолжающееся проживание в Москве (и четырёхлетнее - в том самом районе, за углом от опеки, в сущности) - забудьте.

Опека пишет, мол, читайте Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу перемещения…» и там «место жительства» определено, как место (жилое помещение), где человек зарегистрирован по месту жительства. И поэтому, всего вам доброго, и счастливого пути в Уфу.

Разумеется, такой подход не основан на законе.

Понятие «место жительства» для всех вопросов, связанных с опекой или усыновлением, надо брать из Гражданского кодекса, а не из какого-то другого закона. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу перемещения…» действительно содержит несколько определений различных понятий. Однако, все эти определения - и об этом даже прямо указано в самом тексте закона - даны «в целях настоящего закона». Иными словами, если вы читаете «место жительства» в постановлении Правительства о порядке регистрации по месту жительства, принятом в развитие (и на основании) этого закона - читайте определение в нём.

Если вы берёте вопрос, регулируемый семейным законодательством - вопросы простановки печати в паспорт вас не касаются. Вам, в полном соответствии с Семейным кодексом (СК), следует применять понятия или описанные в Семейном кодексе, или, если их там нет, брать их из Гражданского.

Закон «Об опеке и попечительстве» принят на основании Гражданского кодекса, постановление Правительства (и 275-е, и 423-е) - приняты на основании Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и Семейного кодекса. И понятия, которые применяет в данном случае правительство, должны применяться так, как они описаны в ГК и СК.

А не выискивать в терминах, условно говоря, Воздушного кодекса, толкования для Водного.

К счастью, столкнувшись с такой проблемой, Департамент социальной защиты населения Москвы, запросил толкование указанной «коллизии» (надуманной, но, увы, распространённой) в Министерстве образования и науки. Письмом от 25.09.2015 № 07-3083, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки ответил, что «органу опеки и попечительства при обращении граждан, желающих быть усыновителями или выразивших желание стать опекунами, необходимо руководствоваться статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации ».

Таким образом, вне зависимости от того, зарегистрированы ли вы по месту жительства в том месте, где постоянно или преимущественно проживаете, орган опеки и попечительства должен рассмотреть ваше заявление о выдаче заключения о возможности быть опекуном или усыновителем.

Важно отметить, что проживать в указанном месте вы должны на законных основаниях, и документы об этом нужно представить в орган опеки. Это может быть, например, документ о вашем праве собственности на данное жильё, договор найма, договор безвозмездного пользования или иной документ, на основании которого вы проживаете в данном жилом помещении.

В случае отказа от приема вашего заявления, нужно его всё-таки сдать, получить отказ в письменном виде (если после разъяснения Минобрнауки рискнут), и далее, я бы рекомендовал обратиться в прокуратуру, поскольку это уж совершенно очевидное и простое нарушение, которое легко поправить одним движением прокурорской брови.

В конце концов, именно так и нарушаются права детей жить и воспитываться в семье: маме просто не дают стать мамой.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву, руководитель «Команды адвоката Жарова »

Мальчик, снятый с учета

В последнее время органы опеки и попечительства Москвы отправляют личное дело ребенка в тот регион, откуда ребенок прибыл под опеку и где он был зарегистрирован.

Приемная мама Мария А. (она попросила не указывать свою фамилию) попала именно в такую ситуацию. Она приняла под безвозмездную опеку (то есть ей не полагается опекунского вознаграждения) 14-летнего подростка Сергея Я., который находился в региональном детском доме. В Москве, в квартире опекунов, у него временная регистрация до 18 лет. И пока мальчик не получает выплат, которые нужны на его содержание, — его родителям в них отказали.

«Моего ребенка сняли с учета в органах опеки района Южное Бутово, — рассказывает Мария. – Его личное дело было отправлено в органы опеки Кемерова, где находится детский дом, откуда я его в декабре 2015 года забрала».

1 декабря в региональной опеке Мария получила постановление об опеке, стала опекуном. 8 декабря она поставила Сергея на учет в ООП Южного Бутова. Но 9 февраля ребенок был снят с учета. Органы опеки уведомили родителей, что отныне контроль за мальчиком должны осуществлять кемеровские органы опеки. Соответственно и выплаты на содержание сына Марии А. должны начислять в Кемерово.

В московских выплатах Сергею Я. было отказано еще 31 декабря. Все отказы ссылаются на Закон Москвы № 87 от 15 декабря 2004 года, где в первой же статье сказано, что выплаты назначаются детям под опекой в Москве, «местом жительства которых является город Москва». Тут снова возникает вопрос о трактовке места жительства.

Мария написала в Департамент соцзащиты Москвы жалобу на отказ в выплатах, откуда ей пришел ответ – но не о том: ей сообщили, что она не имеет права создавать приемную семью, потому что ее сын был взят под опеку в региональном детском доме. «Это меня так знакомили с законодательством Москвы, то есть ответа по существу моих претензий мне так и не дали. Дело в том, что я и не собиралась изначально заключать договор о приемной семье, я уже опекун для Сергея. Мне нужно было добиться выплат только на его содержание, которые положены ему по праву», – поясняет Мария.

Сейчас личное дело Сергея Я. находится в Кемерово, где у органов опеки нет основания ставить мальчика на учет – он уже не является воспитанником кемеровского детского дома, выбыл оттуда по месту жительства своего официального представительства, то есть опекуна.

Все должны быть прописаны в одном месте

Все дело в том, что 23 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло постановление №932-ПП . Фактически оно ставит материальную поддержку приемных семей, где воспитываются дети под опекой, в зависимость от места проживания.

Есть два вида выплат для семьи, взявшей ребенка:
1) на содержание ребенка
2) вознаграждение опекуну.
По умолчанию обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. В этом случае осуществляется только выплата на содержание ребенка.Однако органы опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного (например, когда ребенок – инвалид, требует повышенной заботы и средств для своего развития, лечения), вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. В этом случае выплачивается и вознаграждение опекуну.В Москве выплаты существенно выше, чем в регионах. Так, если в Кемерово на содержание ребенка предусмотрено 6000 руб. в мес, то в Москве выплата — от 15 000 до 25 000, в зависимости от возраста ребенка и наличия инвалидности.

До постановления основным требованием для получения московского опекунского вознаграждения было наличие постоянной регистрации в Москве у опекунов ребенка и заключение договора о приемной семье с московскими органами опеки и попечительства (при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен органами опеки по месту «происхождения» ребенка, например, в другом регионе).

Теперь, исходя из постановления, постоянная регистрация в Москве должны быть не только у приемных родителей, но и у ребенка, взятого под опеку.

Кроме того, отныне невозможно будет заключить договор о приемной семье с органами опеки и попечительства в Москве, если ребенок прибыл из другого региона.

«Согласно постановлению №932-ПП с декабря 2015 года Москва заключает договора о создании приемной семьи (с назначением вознаграждения приемным родителями) только при соблюдении двух условий:

1) приемные родители имеют постоянную регистрацию в г. Москве,

2) на момент передачи в приемную семью ребенок либо имел постоянную регистрацию в Москве, либо воспитывался в столичных организациях для детей-сирот», — поясняет юрист Ольга Митирева.

«В отношении выплат на содержание подопечных в г. Москве ситуация несколько иная: ребенок может быть принят под опеку из другого субъекта РФ, но для назначения выплат на содержание ему должна быть оформлена постоянная регистрация в Москве . То есть ребенок может быть из региона (но вот насколько родители готовы оформлять именно постоянную регистрацию для подопечного?)», — комментирует ситуацию Ольга.

«Новое определение “места жительства” привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе», - делает вывод юрист.

Редакция получила письмо от читательницы-опекуна. Она пишет, что ее сын-инвалид, которого она взяла под опеку 11 месяцев назад, не может быть у нее прописан постоянно. Хотя она его готова прописать, потому что он сможет быть самостоятельным после 18 лет и к своим родственникам в регион не вернется.
Но мама пояснила, что, когда ей пришло уведомление о том, что мальчика необходимо зарегистрировать в 30-дневний срок, в паспортном столе регистрировать его постоянно отказались. Опека подтвердила правомочность этого отказа тем, что опекаемые дети могут быть зарегистрированы у опекунов только до 18 лет.
Об этом говорит Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Пункт 119-й этого приказа гласит: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в …жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) …в порядке, установленном Регламентом».
Таким образом, ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме № 1 («по месту пребывания»).

Урежут ли выплаты тем, кто уже воспитывает?

Один из опекунов рассказал нашему корреспонденту, что почти у всех детей-сирот, воспитывающихся у опекунов, регистрация временная. Если оформить постоянную прописку, то дети могут лишиться жилья от государства, которое им положено по достижении 18-летнего возраста.

«Пока непонятно, будут ли осуществляться выплаты тем семьям, где уже воспитываются дети под опекой, живущие по временной регистрации. Кроме того, есть опасения, что и другие регионы теперь вслед за Москвой начнут с себя скидывать свои социальные обязательства», - переживает приемный отец.

Екатерина Аруцева , мама пятерых детей, двое из которых - приемные, причем с инвалидностью и без постоянной регистрации в Москве, тоже встревожена:

— Я еще год назад стала бить в колокола. У моего приемного сына в Москве тоже регистрация временная. В одном реабилитационном центре нам отказали в бесплатной реабилитации именно по этой причине. Но появляется вопрос: где же сыну реабилитироваться? В том городе, откуда я его привезла? Это нереально. Приходится собирать деньги на платную реабилитацию.

При этом среди инспекторов московской опеки пока нет единодушия по поводу пособий. Одних приемных родителей предупредили, что возможны урезания выплат опекунского вознаграждения в связи с новым постановлением. Других их инспекторы убеждают в обратном: те приемные семьи, что уже воспитывают ребенка из другого региона без постоянной регистрации, не лишатся опекунского вознаграждения.

Место жительства ребенка — дом родителей

Ситуацию комментирует адвокат Антон Жаров, руководитель «Команды адвоката Жарова»:

— Важно помнить, что логика закона такова: если мы говорим об опеке и попечительстве, то обращаемся к Семейному кодексу. Если в нем что-то нам неясно, мы обращаемся к гражданскому праву. Об этом прямо говорится в 5-й статье Семейного кодекса.

Адвокат Антон Жаров. Фото с сайта thewallmagazine.ru

Все вопросы о льготах и выплатах формируются по месту жительства. Что является местом жительства? По Гражданскому кодексу, : «Место, где человек постоянно или преимущественно проживает». Место жительства подопечного там определено: «Местом жительства… граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

О том же говорит нам и Семейный кодекс, статья 148, пункт 1: «Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание».

Но чиновники ссылаются на федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В статье 2 этого закона говорится, что место жительства гражданина - «жилой дом, квартира, комната <…>, в которых он зарегистрирован по месту жительства ».

Но этот закон был принят для решения совсем другого вопроса, а именно, вопроса регистрации по месту жительства. Не определения такого места, а именно процесса регистрации в таком месте жительства. В том же законе, в статье 3 мы читаем: «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». И массовая судебная практика говорит нам, что право гражданина не может не быть реализовано в зависимости от его прописки.

Например, во времена Лужкова был придуман сбор для регистрации для иногородних - сто минимальных окладов. Он был признан незаконным. Все попытки привязать права и обязанности людей к месту регистрации пресекались.

Что делать?

Адвокат Антон Жаров:

Первое. Нужно понять, что никто, кроме вас, права ребенка и ваши не защитит. Никто другой этого не сделает. Нужно идти в суд.

Второе. С органами опеки нужно общаться письменно. Все заявления можно подавать в свободной форме: например, чтобы поставить на учет ребенка, назначить выплаты, принять дело к рассмотрению. В конце нужно написать юридическую фразу, которая действует безотказно: «Прошу ответить мне по существу всех поставленных в заявлении вопросов в установленном законом порядке и сроки письменно по такому-то адресу». И дальше спокойно ждать. После этого вам дадут письменный ответ. С ним вы и пойдете в суд.

Третье. Ситуация рано или поздно будет решена в вашу пользу, потому что суд судит по кодексам, по законам, а не по постановлениям тех или иных субъектов Российской Федерации.

Долго ли будет идти суд? Опекуна это вообще не должно волновать. Дело в том, что если он привез ребенка из города N в Москву, то у него уже есть постановление об опеке. Он законный представитель ребенка, никто его не отберет. Выплат, правда, все это время не будет, но когда суд закончится, их компенсируют.

Также опекуна не должно волновать и то, что личное дело ребенка, который находится под опекой, никак не могут решить, где оставить, две опеки. Это тоже не проблемы опекуна. Личное дело ребенка и местонахождение этого личного дела - вопрос контроля за вами и дело органа опеки.

Для ребенка с инвалидностью усыновление в столицу — спасение

Приемная многодетная мама Екатерина Аруцева , размышляя о создавшейся ситуации, говорит:

— Когда я брала детей под опеку, то знала: государство поможет мне их поднять. И была морально готова к тому, чтобы взять еще ребенка. Но теперь вряд ли решусь на это, потому что мне, как москвичке, придется искать ребенка только в Москве. В том регионе, откуда я взяла своего сына, много детей-инвалидов, которых могли бы усыновить москвичи. В столице больше возможности для реабилитации. Там, откуда мой сын, дети с заболеваниями, скорее всего, так и будут оставаться в детских учреждениях.

Такими же соображениями руководствуются авторы петиции , которая была несколько недель назад размещена на портале Change.org. Она призывает органы власти отменить постановление №932-ПП и разрешить оформлять приемные семьи москвичам с детьми из регионов.

«Не секрет, что большинство деток в сиротских учреждениях - это больные дети, дети-инвалиды, которые нуждаются в специалистах и квалифицированном лечении. На это нужны реальные средства и большое количество времени приемного родителя, - говорится в петиции. - Именно в приемные семьи берут подростков, детей у которых родители в местах лишения свободы, ограничены в правах. Одним словом, берут тех, кто под «усыновление» не подходит. Именно москвичи берут таких деток с регионов: везут, лечат, воспитывают, адаптируют и дают достойное образование. Далеко не каждая приемная мама имеет возможность где то работать, и ее зарплата приемного родителя - это единственный источник доходов».

Петиция адресована Московской городской думе, уполномоченным по правам детей России и Москвы Павлу Астахову и Евгению Бунимовичу. Ее подписали около 1700 человек.

К решению проблемы подключилась и Общественная палата РФ. В марте в ОП планируют провести слушания по проблемам приемных семей. Об этом сообщила член комиссии ОП по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.

Портал Милосердие.ru продолжит разбираться в ситуации. Мы сделали запрос о сложившейся ситуации в Министерство образования, которому подчиняются органы опеки.