Куда выносят волны миграции. Миграция населения

В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. текущего столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После Второй мировой войны (World War II) отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» – устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 миллионов человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила яз Испании , Португалии, Греции , Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат – статистическое ведомство ЕС, – с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства . Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.

Отправить другу

Роль США

Турецкий фактор

Норвежский казус

Балтийский вакуум

Ксенофобия

Торможение Шенгена

Действия Великобритании

В.А. Оленченко

В 2015 году Евросоюз вступил в миграционный кризис. Континент захлестнул масштабный и нелегальный поток мигрантов, претендующих на статус беженцев, то есть лиц, которые хотели бы обосноваться в странах ЕС и получать пособие, жилье, социальное обеспечение за счет этих стран. Пик миграционного прилива пришелся на весну - лето и создал серьезные проблемы для Евросоюза как в сфере двусторонних отношений между странами-членами, так и в области экономики, социального обеспечения, связей ЕС с другими государствами, и в целом - в плане нормального функционирования механизма Евросоюза. Общее число мигрантов даже по скромным оценкам превысило 1 млн. человек.

У непредубежденных исследователей должен возникать вопрос о том, в какой мере миграционный прилив в Европу может носить стихийный характер и в какой мере он может быть результатом деятельности каких-то сил, рассчитывающих получить выгоду от миграционных катаклизмов на европейском континенте. Рассмотрение в такой плоскости полезно, так как помогает выработать действительно эффективные меры по преодолению миграционного кризиса. В этой связи остановимся на тех сегментах нынешнего миграционного кризиса в Европе, которые наиболее рельефно отражают его процессы.

Роль США
Обращает на себя внимание то, что места исхода мигрантов в подавляющем большинстве случаев совпадают с местами и территориями военно-политической активности США. В последние годы это - Сирия, Ирак, Ливия, Египет, ранее Афганистан. Этнический состав мигрантов, прибывающих в настоящее время в Европу, почти полностью соответствует названным странам. Сложилась определенная зависимость: чем активнее американская деятельность, тем заметнее миграционная циркуляция. Миграционный исход особенно возрастает там, где свою активность США стремятся представить как волю ряда стран - по американской терминологии - приграничных, которые опять-таки по сложившейся в американской бюрократии традиции именуются, как правило, коалициями. Последний пример - коалиция, возглавляемая США и действующая в Сирии, но без ее согласия.

Усиливает миграционный эффект примыкание европейских стран к отмеченной военно-политической деятельности США. Западные страны воспринимают внушаемые им тезисы и привычно начинают их тиражировать от своего имени, упуская из виду, что эти тезисы имеют эффект бумеранга. К примеру, если вернуться в начало конфликта в Сирии, то затруднительно рационально объяснить 19 пакетов санкций против Сирии со стороны ЕС, которые ухудшили положение населения и побуждали его выходить из-под контроля правительства. В дальнейшем население оказалось между своего рода молотом и наковальней. Роль первого взял на себя ИГИЛ и сотрудничающие с ним группировки, в качестве второго выступили антисирийские санкции. Их авторы - тогдашний председатель Еврокомиссии Ж.Баррозу и тогдашний же представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности К.Эштон. В любом случае представляется то, что формируемый США военно-политический фон исключает самопроизвольное миграционное движение.

Источник движения. Основным источником волн миграции в Европу выступают лагеря беженцев в странах Ближнего Востока - в Сирии, Турции, Ливане, Иордании. Как правило, миграционным приливам беженцев в Европу предшествуют пропагандистские компании, побуждающие беженцев покидать места проживания и искать более безопасные зоны. К примеру, - распространение слухов о возможности наземных операций в Сирии со стороны стран, входящих в коалицию, возглавляемую США. Такие заявления, с одной стороны, стимулируют миграцию в Европу, с другой служат показателем того, что лагеря беженцев были устроены искусственно - для того, что бы создать видимость изоляции правительства Б.Асада и одновременно показать якобы наличие поддержки так называемой оппозиции. В настоящее время реалии меняются. Воздействие российских ВКС и наступление правительственных сирийских войск нарушает западный план по Сирии. Под их совместными ударами боевики разбегаются, и тем самым исчезает фактор, консолидирующий лагеря беженцев. Они частично возвращаются, частично остаются в местах своего проживания, частично мигрируют.

В целом становится достаточно очевидно, что фактор беженцев в заметном большинстве является искусственно сформированным и управляемым феноменом.

Турецкий фактор
В настоящее время в Евросоюзе насчитывают 8 устойчивых маршрутов проникновения нелегальных мигрантов в Европу. По оценкам Еврокомиссии, самым масштабным из них представляется поток из Турции, откуда беженцы морем достигают Греции и Италии и затем через эти страны следуют в Германию или Австрию.

В этой связи Евросоюз пытается реализовать свой план по перекрытию прежде всего турецкого канала нелегальной миграции. План нацелен на усиление контроля за передвижением мигрантов в восточном Средиземноморье и оказание Турции помощи в удержании мигрантов на турецкой территории. Турции со стороны ЕС обещано 6 млрд. евро на обустройство и содержание беженцев на турецкой территории. Речь идет в основном о беженцах из Сирии, где с 2011 г. идет война, а также о беженцах из соседних стран, затронутых военными конфликтами.

Турция приняла план ЕС, но преследует свои цели. Она надеется ускорить процесс своей ассоциации с ЕС. Турецкие руководители надеются на поддержку ЕС своих намерений по расчленению Сирии и получения под свой контроль части сирийской территории. Кроме того, турецкая экономика рассчитывает на дополнительные европейские субсидии. Для оказания влияния на ЕС Турция периодически активирует проблему беженцев и стимулирует их поток в европейском направлении. Учитывая это, движение беженцев в Европу по турецкому маршруту вряд ли можно считать стихийным процессом.

Норвежский казус
Показателен пример насыщения мигрантами небольшой Норвегии. По состоянию на февраль 2016 г., по официальным норвежским данным, в Норвегии скопилось 5.6 тысяч мигрантов. Мигранты устремлялись в Норвегию через российско-норвежскую границу, прибывая в Россию с однократной туристической визой, то есть, не предполагая, что они будут следовать обратно через российскую территорию, и, видимо, ориентируясь на Норвегию как на пункт своего назначения. Норвегия могла быть для них привлекательной в связи с тем, что она входит в Шенгенскую зону, которая предполагает бесконтрольное пересечение границ со странами Евросоюза.

Характеризуя миграционный феномен, норвежские должностные лица оперируют следующими фактами. Мигранты в названном количестве прибыли в страну во второй половине 2015 г., то есть их въезд в Норвегию и по срокам и по интенсивности синхронен с миграционным приливом в страны ЕС. Норвежцы акцентируют внимание на том, что начало миграционного прилива в их страну в августе 2015 г. было для них неожиданным, как и прекращение прилива - почти в одночасье - 30 ноября 2015 г.

И тот и другой сроки имеют свое объяснение. В августе 2015 г. на Ближнем Востоке активизировались слухи о подготовке террористической группировкой ИГИЛ решающего наступления на сирийские правительственные войска, которое подавалось как будущая безоговорочная победа над правительством Б.Асада. Этот тезис широко тиражировался западными СМИ и стимулировал миграционные движения. Что касается ноября 2015 гг., то он отмечен встречей «Группы поддержки Сирии» в Вене 14.11.2015 г, заявлением «Группы двадцати» по борьбе с терроризмом в Анталии 15-16.11.2015 г. и поездкой французского президента Ф.Олланда в США, Британию, Германию и Россию с целью прояснения возможностей создания широкой антитеррористической коалиции 20-27.11.2015 г. В ноябре 2015 г. заметно активизирована деятельность российских ВКС в Сирии и публично отмечена неблаговидная роль Турции. Названные мероприятия радикально поменяли векторы развития ситуации в Сирии и вокруг нее.

Из изложенного выше просматривается вполне очевидная «направляемость» движения мигрантов в Норвегию. В частности, разработка маршрутов движения мигрантов в Норвегию, их визовое и логистическое обеспечение никак нельзя воспринимать как продукт деятельности самих мигрантов, поскольку это далеко выходит за пределы их образования, кругозора, знания российских и европейских реалий, не говоря уже о синхронности их движения и сроках прибытия и убытия.

Балтийский вакуум
Сторонние наблюдатели и местные жители недоумевают, почему в Прибалтику не прибывают мигранты, заполнившие другие страны Европы. Здесь несколько моментов. Прибалтийские власти отказываются принимать мигрантов, поскольку норматив пособия ЕС для беженцев оказывается выше размера средней пенсии в странах Балтии, а норматив оплаты жилья для мигрантов совпадает с размером аренды элитного жилья в прибалтийских столицах. Другой аспект - прибалтийские экономики всегда имели статус дотируемых и поэтому сложился менталитет, который больше расположен к тому, чтобы получать, чем делиться. Кроме того, наблюдается дефицит умения жить с другими этносами. Статистика показывает, что даже перетекание населения между прибалтийскими республиками незначительно.

Нужно и учесть фактор НАТО. Саммит в июле 2016, видимо, узаконит пребывание в Прибалтике на постоянной основе натовских военнослужащих и военной техники. Следовательно, с учетом небольших масштабов Прибалтики следует воздержаться от лиц, которые либо подозрительны, либо могут способствовать нестабильности и вводить в расходы местные власти, а тем надо содержать иностранных военных.

Перечисленные обстоятельства понятны экспертам, но откуда о них могут знать мигранты с Ближнего Востока, которые избегают стран Балтии, хотя проезжают мимо них, направляясь в Норвегию? Вряд ли найдутся убедительные аргументы утверждать, что это - случайное соотношение маршрутов движения мигрантов.

Ксенофобия
Миграционный катаклизм, разразившийся в настоящее время в Европе, получил много проявлений в разных сферах европейской жизни. В частности, наблюдается распространение настроений ксенофобии.

Острее и быстрее других ксенофобию ощутили представители еврейской общины Европы, прежде всего, расположенной во Франции, где она является самой крупной по численности на континенте. Неприятие исходит как от мигрантов, так и от национал-радикалов. Проблема настолько серьезна, что руководство Европейского еврейского конгресса - ЕЕК, бьет тревогу и апеллирует к руководителям европейских стран. Так, по оценке ЕЕК, «положение евреев в Европе сегодня худшее со времени окончания Второй мировой войны. Евреи охвачены страхом, и вполне реален новый исход евреев из Европы». Но это усиление антисемитизма связано именно с наплывом мигрантов, «чужаков».

Следует, впрочем, отметить, что и без миграционного давления Европе не удавалось поддерживать этническое равновесие. Бесперспективность стратегии мультикультурализма была публично признана британским и германским руководителями, что отражало их действительную обеспокоенность. В этом смысле новая волна пришельцев, принесшая споры этнического противостояния, легла на благодатную почву. Этнические и конфессиональные проблемы в Европе относятся к ее наиболее уязвимым местам. Вряд ли этот фактор не учитывался теми, кто заинтересован в осложнении ситуации в Европе и ослаблении ее как конкурента.

Торможение Шенгена
Миграционная проблема в Европе привела к приостановке ведущими странами действия Шенгенского соглашения, которое позволяло свободное движение населения и туристических потоков не только между странами - членами ЕС, но и ряду других государств, к примеру, Норвегии.

Евросоюз относит Шенгенское соглашение к одному из своих ключевых достижений, которые обеспечивают развитие между странами-членами торгово-экономических связей, что поддерживает темпы роста ВВП и в отдельных государствах, и в целом в ЕС. Ухудшение приграничного общения неизбежно ведет к снижению деловой активности, затормаживает оборот капитала. К примеру, Австрия, находящаяся, образно говоря, на пересечении путей в Европе, ввела полный пограничный контроль на своих границах.

В результате, по оценке аналитиков Евросоюза, неизбежно пострадают рынок труда, логистическая и транспортная отрасли, туризм. Убытки только от сокращения туризма могут, по расчетам европейских экспертов, составить от 10 до 20 млрд. евро. А французские экономисты считают, что отказ от практики Шенгена приведет к сокращению ВВП Евросоюза на 100 млрд. евро. Конкурентоспособность Евросоюза на глобальном рынке ослабнет, и его роль в международных делах уменьшится.

Действия Великобритании
Являясь членом Евросоюза, Британия, тем не менее, занимает по многим вопросам особую позицию, в том числе относительно нынешнего миграционного прилива в Европу. Так, она продолжает нагнетать обстановку вокруг Сирии, солидаризуясь с американской позицией и создавая тем самым в районе Ближнего Востока условия для стимулирования миграционных поползновений в направлении Европейского континента. Одновременно англичане дистанцировались от решений Евросоюза по урегулированию миграционного кризиса. В частности, Великобритания ввела ряд ограничений на въезд мигрантов.

Кроме того, она ужесточила правила предоставления им убежища и социальных услуг. По вопросу социального обеспечения Британия сформулировала особые условия и для граждан ЕС, прибывающим в Британию, - им социальные услуги будут теперь предоставляться лишь по истечении четырехлетнего пребывания в стране. Кроме того, действия англичан по ограничению доступа на свою территорию являются в том числе мерой, защитной по отношению к своей валюте - фунту стерлингов, который испытывает все большую конкуренцию со стороны евро. Но и на самом континенте установление внутренних барьеров снижает эффективность применения евро - понижается его востребованность, замедляется обмен и падает объем услуг, оплачиваемых в евро.

Наблюдение за динамикой миграции в Европу приводит к выводу, что она носит регулируемый характер, поддается либо активизации, либо ослаблению миграционных потоков и их направлений. Встает вопрос, какую цель или цели могут преследовать те, кто располагает средствами и возможностями влияния на состояние миграции в Европе. Время должно прояснить ответ на этот вопрос. Пока можно обратить внимание на систематические заявления влиятельного американского финансиста Дж. Сороса, который генерирует апокалиптические сценарии для Евросоюза и России. Он выказывает европейцам претензии в том, что те «эгоистично сосредоточились на собственных интересах», забыв о проблемах западного сообщества, возглавляемого США. В адрес европейцев звучат даже угрозы, что нынешняя ситуация в Европе может привести к развалу Евросоюза. Видимо, есть связь между такими алармистскими прогнозами Дж. Сороса и его сторонников и негласными дирижерами миграционных потоков в Европу, что на самом деле ослабляет Евросоюз и обостряет в нем кризисные процессы.

Первый массовый целенаправленный завоз трудовых ресурсов – доставка чёрных рабов на американский континент (1650-1850 гг.)

В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие "картофельного голода".

Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. ХХ столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае - чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при оплате 4 долл. в час.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат - статистическое ведомство ЕС, - с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер

Вишневский А., Зайончковская Ж.

Распад СССР неизбежно влечет за собой возникновение и новой миграционной ситуации. Изменения могут быть очень значительными и породить последствия, важные не только для государств СНГ, но и для всего международного сообщества. Утверждающиеся тенденции миграции характеризуются по крайней мере тремя принципиально важными элементами: вытеснением пришлого населения из социальной ниши, которую оно занимало еще недавно, эмиграцией из перенаселенных районов и нарастающей эмиграцией за пределы бывшего Союза.

Реэмиграция русских

Первый из названных процессов затрагивает различные группы так называемого русскоязычного населения, но прежде всего, разумеется, собственно русских. Расширение границ России, их оборона, освоение новых территорий уже несколько веков назад положили начало пространственной экспансии ее населения. В освоении Новороссии, Предуралья, Сибири, Дальнего Востока, степной части Казахстана и т. д. принимали участие многие народы, но, конечно, главная роль принадлежала наиболее многочисленному этносу страны русским.

Перемещение русских в периферийные районы страны получил новый сильный импульс уже в нашем столетии, в период бурной урбанизации. До первой мировой войны и в годы первых советских пятилеток оно развертывалось в основном на территории России и Украины, а после второй мировой войны охватило и бывшие национальные окраины, население которых еще не было готово к массовому переезд в города. Интенсивный приток русских шел также в Латвию и Эстонию, где естественный прирост населения был низок, а уровень жизни выше, чем в других регионах. За 60-е годы рост численности русских за пределами России был в 2,4 раза больше, чем в целом по стране. Но уже 70-е годы ознаменовались появлением новых миграционный тенденций. Прирост русских в республиках замедлился, а в дальнейшем практически прекратился. В 80-е годы он не вышел за пределы естественного прироста.

Миграционные процессы 60-70-х годов исподволь готовили события 80-х, когда началась массовая реэмиграция русских. Первой была Грузия, откуда отток русских идет с 60-х годов (тогда активно стало переселяться в города местное сельское население), причем отток идет довольно быстро: за 1959-1988 годы численность русских в республике сократилась на 18 процентов, то есть эмиграция намного превысила естественный прирост русских. Следующим был Азербайджан. Здесь отток русских начался тогда же, а их численность стала сокращаться в 70-е годы. Всего за период с 1959 года она уменьшилась на 22 процента. Со второй половины 70-х годов начался отток русских из Средней Азии.

В 1979-1988 годы процесс реэмиграции русских охватил большинство республик, а в тех из них, куда продолжался переезд, его темпы сильно замедлились. В 1990 году русские выезжали лишь на Украину и в Беларусь, в то время как из всех остальных республик они возвращались.

Таким образом, реэмиграция русских не новое явление, а давно проявившаяся тенденция, указывающая на закономерный, объективный характер этого процесса, его глубокие связи с особенностями развития республик. В то же время до сих пор эта тенденция не была столь сильна. И сегодня в результате многолетнего миграционного движения из центра страны к ее периферии за пределами России проживают более 25 миллионов русских (17,4 процента их общей численности в бывшем СССР). Основная их часть (почти 70 процентов) сосредоточена на Украине и в Казахстане. В Казахстане же наиболее высока доля русских в населении. Очень высока она также в Латвии, Эстонии, Кыргызстане.

Новым явлением последних лет стала эвакуационная форма ре-Эмиграции русских, появление среди них беженцев из районов острых этнических конфликтов. Так, в апреле 1992 года в России было официально зарегистрировано 73,5 тысячи русских, вынужденно покинувших места постоянного проживания за ее пределами. Но даже когда выезд русских из республик не продиктован непосредственной опасностью, связанной с прямыми межэтническими столкновениями, и происходит в относительно спокойной обстановке, он также нередко приобретает черты бегства. Ощущение опасности со все большей силой выталкивает русских и других русскоязычных, то есть людей, по существу, русской культуры, из Средней Азии и некоторых других государств СНГ. По данным выборочного обследования, проведенного Госкомстатом Российской Федерации при участии Министерства внутренних дел, среди прибывших в Россию из-за ее пределов в 1991 году было 56 процентов русских, 15 украинцев, 4,2 армян, столько же белорусов, 3,2 татар, 2,5 азербайджанцев.

Сейчас почти очевидно, что исход русских и сопутствующих им этнических групп из бывших союзных республик будет продолжаться. Это особенно ясно в отношении тех новых независимых государств, где русские сравнительно немногочисленны и расселены дисперсно. Сложнее прогнозировать развитие событий в отношении крупных районов с многочисленным и достаточно компактно живущим русским населением Восточной Украины, Северного Казахстана и т. п. Нормальное развитие событий должно исключить массовый выезд русских из этих районов, ибо он означал бы миграции таких масштабов, которые невозможны без крупных политических потрясений.

Эмиграция из перенаселенных регионов

Вторая важная составляющая новых миграционных тенденций усиление потока представителей коренных этносов из перенаселенных регионов. Слово это взято в кавычки, потому что лишь очень приблизительно передает весь комплекс условий, подталкивающих население к эмиграции. Конечно, он включает в себя чисто демографическое давление, обусловленное чрезвычайно быстрым ростом населения, Но не меньшее значение имеют непреодоленная архаичность отраслевой структуры экономики, сохранение ее аграрного характера при не-достаточной развитости несельскохозяйственных видов деятельности и вытекающая из этого неспособность поглотить возрастающий прирост рабочей силы. Нельзя не отметить и неразвитость самого социума, слабую структурированность общества, его привязанность к традиционным культурным нормам. Все это блокирует модернизацию, ведет к отторжению социальных нововведений, к длительной экономически и культурной стагнации. Если учесть еще обычную в таких случаях нехватку средств, то становится очевидным, что отъезд окончательный или временный многим кажется более привлекательным, чем жизнь в условиях стагнации или борьбы за ее преодоление.

Разумеется, и эмиграция сопряжена со многими трудностями, по этому она может рассматриваться лишь как одна из возможных реакций коренного населения на экономические и социальные напряжения, возникающие в ходе модернизации. Поначалу более естественными выглядят поиски места в уже существующих модернизированный секторах экономики, которые принимают форму конкуренции на местных рынках труда. В республиках прежнего Союза такая конкуренция проявлялась прежде всего в вытеснении пришлого населения коренными жителями, занимающими все большую часть рабочих мест. Например, в Средней Азии с 1977 по 1987 год численность работников коренных национальностей во всех республиках почти удвоилась, в то время как число работников других национальностей увеличилось только на 39 процентов, а в Туркмении сократилось на 12. Доля коренных национальностей в пополнении рабочей силы в 1,2 1,4 раза превысила их долю в общей численности населения республик. Происходит стремительный рост трудовой мобильности местного населения, выталкиваемого в города аграрным перенаселением. Другим остается все меньше места.

Однако вытеснение пришельцев, инородцев, конечно, не решает всех проблем, порождаемых перенаселением, и часто предшествует довольно значительному исходу самого коренного населения или идет параллельно с ним. В бывшем СССР было немало случаев таких исходов вполне мирных и как бы незаметных. Это продолжающийся уже два десятилетия отъезд армян из Армении, молдаван, казанских татар, народов Северного Кавказа со своих исконных территорий. Он стал особенно заметен в период между переписями населения 1979 и 1989 годов. Главными ареалами эмиграции коренных жителей были Молдова, Закавказье, Северный Кавказ и Средняя Азия. Особенно активно разъезжались во все концы страны молдаване. Принимали же иммигрантов в основном Россия, Украина и Прибалтика.

В результате численность молдаван в России за это время увеличилась на 69 процентов (в своей республике всего на 10,5), грузин и армян на 46 (в своих республиках на 10,3 и 13,2), азербайджанцев в 2,2 раза (24 процента у себя), узбеков и туркмен в 1,8 раза (34), киргизов в 2,9 раза (33), таджиков в 2,1 раза (46).

И все же масштабы выезда коренного населения из перенаселенных, или, по принятой у нас терминологии, трудоизбыточных, районов были значительно меньшими, чем можно было бы ожидать, исходя из чисто экономических соображений. Причины такой медлительности в самом состоянии общества, не прошедшего еще важных этапов модернизации, в низкой социальной мобильности его населения. Типично в этом отношении среднеазиатское общество. Хотя сейчас нередко приходится слышать о безработице в Средней Азии, это не безработица в западном понимании. Коренное население не имеет достаточного числа мест приложения традиционного для него труда в сельском хозяйстве, торговле и т. п., кое-как сводит концы с концами, но не особенно охотно соглашается работать в непривычных для него условиях индустриального труда.

Речь идет, таким образом, о низкой профессиональной мобильности коренного населения, которая может сохраняться только в условиях полунатурального хозяйства с неразвитыми монетарными, рыночными отношениями, имеющего глубокие традиционные корни в регионе и консервировавшегося существовавшей системой. Рано или поздно искусственные подпорки этой архаичной экономики отпадут и рост территориальной и профессиональной мобильности населения, или по крайней мере значительной его части, станет экономической необходимостью. Тогда представители коренных народов среднеазиатского региона узбеки, таджики, киргизы, туркмены, каракалпаки начнут быстро осваивать внутренний рынок рабочей силы. А так как он все же достаточно ограниченный, несмотря на нынешнюю нехватку рабочих рук в промышленности или строительстве, то они неизбежно выйдут и за пределы своих территорий.